Теоретические подходы к конкуренции и монополии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Теоретические подходы к конкуренции и монополии; стратегии поведения фирм и экономических агентов на различных рынках
Основные вопросы
1. Понятие монополии
2. Максимизация прибыли
3. Неэффективность монополии
4. Естественная монополия
5. Причины возникновения монополий.
1. Понятие монополии
В отрасли существует только одна фирма — монополия.
Она признает свое влияние на рыночную цену и будет выбирать такой уровень цены и объем выпуска, которые максимизировали бы ее совокупную прибыль.
Монополия не может выбирать цену и выпуск независимо одно от другого: при каждой заданной цене монополия сможет продать лишь столько выпуска, сколько сможет поглотить рынок.
Выбор цены и объема выпуска монополистом ограничен поведением потребителей в отношении спроса.
Монополист может:
- выбирать цену и предоставлять потребителям возможность выбора количества товара, которое они хотят купить по данной цене;
- выбирать предлагаемое им количество товара, позволяя потребителям решить, какую цену они готовы за него заплатить.
Первый подход - более естественный, второй - более удобен для анализа.
Разумеется, при корректном использовании оба подхода эквивалентны.
2. Максимизация прибыли
Обратная кривая рыночного спроса - p(y), функция издержек через c(y).
r(y) = p(y)y — функция общего спроса монополиста.
Задача максимизации прибыли принимает вид
max r(y) — c(y).
y
В точке оптимального выбора объема выпуска предельный доход должен равняться предельным издержкам: MR = MC, или
Предельный доход:
Предельный доход может также быть выражен через эластичность спроса:
Из условия равенства предельного дохода предельным издержкам:
При совершенной конкуренции кривая спроса для фирмы является горизонтальной, т.е.конечно эластичность кривой спроса бесконечна, и 1/|e| = 0.
Для монополиста любая точка, в которой |e| < 1, не может являться точкой максимизации прибыли, поскольку он мог бы увеличить свою прибыль, производя меньший объем выпуска.
Следовательно, точка максимума прибыли может лежать только в области, где |e| ³ 1.
Если монополист сталкивается с линейной кривой спроса:
p(y) = a – by, то функция общего дохода будет иметь вид
r(y) = p(y)y = ay — by2, а функция предельного дохода: MR(y) = a — 2by.
Кривая функции предельного дохода пересекает вертикальную ось в той же точке a, что и кривая спроса, но наклон ее вдвое больше (см. рисунок).
Оптимальный объем выпуска y* имеет место там, где кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек.
В этом случае монополист назначает максимальную цену, которую он может получить при данном объеме выпуска p(y*).
Это дает монополисту общий доход в размере p(y*)y*, при общих издержках c(y*) = AC(y*)y*.
Отсюда прибыль, может быть представлена на рисунке площадью прямоугольника.
2. Неэффективность монополии
При свободной конкуренции объем производства соответствует точке, где цена равна предельным издержкам.
Монополизированная отрасль производит в точке, где цена выше предельных издержек.
Следовательно, если фирма ведет себя скорее как монополия, чем как конкурентная, в общем случае цена будет выше, а выпуск — ниже, чем при совершенной конкуренции.
Поэтому в отрасли с монополистической структурой благосостояние потребителей обычно бывает ниже, чем в отрасли с конкурентной структурой.
Но благосостояние фирмы будет выше!
Если принять в расчет и фирму, и потребителя, то сначала неясно, какая форма устройства отрасли "лучше" — конкуренция или монополия.
Для ответа на этот вопрос необходимо:
- либо оценить относительное благосостояние потребителей и владельцев фирм, опираясь на определенную систему социально-философских и морально-этических ценностей;
- либо сделать лишь на основании соображений об эффективности как таковой.
Если бы данная фирма вела себя как конкурентная, принимающая рыночную цену заданной извне, то конкурентная цена и конкурентный объем выпуска были бы равны pс, yс.
Если бы фирма признавала свое влияние на рыночную цену и выбирала объем выпуска таким образом, чтобы максимизировать прибыль, были бы монопольные цена и объем выпуска (pm, ym).
Экономическое устройство является эффективным по Парето, если не существует способа повысить чье-либо благосостояние, не понизив тем самым благосостояния кого-то другого.
Обратная кривая спроса: при каждом объеме выпуска p(y) показывает, сколько готовы заплатить люди за дополнительную единицу товара.
Поскольку для всех объемов выпуска между ym и yc p(y) всегда больше MC(y), имеется целый диапазон объемов выпуска, в котором люди готовы заплатить за единицу выпуска больше издержек производства.
Есть потенциал для улучшения по Парето!
Причина неэффективности:
эффективный объем выпуска — это объем, при котором готовность заплатить за добавочную единицу выпуска в точности равна издержкам производства этой добавочной единицы.
Конкурентная фирма это сравнение производит. Монополист смотрит, какое воздействие оказывает возрастание выпуска на доход, получаемый от допредельных единиц, а эти допредельные единицы не имеют никакого отношения к эффективности. Монополист всегда был бы готов продать дополнительную единицу по цене ниже текущей назначенной им цены, если бы ему не приходилось при этом снижать цену всех остальных допредельных единиц, продаваемых в настоящий момент.
Потери эффективности в связи с монополией:
Убыток, который несут потребители из-за того, что им приходится платить не pc, а pm - изменение излишка потребителей.
Выигрыш прибыли, получаемый фирмой при назначении ею цены pm вместо pc – для её оценки достаточно просто воспользоваться изменением излишка производителя.
При переходе от монополистического объема выпуска к конкурентному:
1) излишек монополиста убывает на величину A вследствие снижения цены на объем выпуска, которые он уже продает. Этот излишек возрастает на величину C благодаря прибыли на добавочный объем выпуска, которые он теперь продает.
2) излишек потребителей возрастает на A, так как теперь весь объем выпуска, покупаемые ими раньше, достаются им по более низкой цене, и возрастает на B, так как они получают какой-то излишек на продаваемые им добавочные единицы выпуска.
Площадь A просто передается от монополиста потребителю; благосостояние одной из сторон рынка возрастает, в то время как благосостояние другой стороны рынка убывает, но общий излишек остается без изменений.
Площадь B + C представляет истинное увеличение излишка — она измеряет ценность добавочно произведенного выпуска для производителей и потребителей.
Площадь B + C - потеря “мертвого груза”, вызванная монополией. Это мера снижения благосостояния людей, так как они платят не конкурентную цену, а монопольную.
Потеря “мертвого груза”, вызванная монополией, измеряет стоимость потерянного выпуска оценкой каждой его единицы по цене, которую люди готовы были бы заплатить за эту единицу выпуска.
3. Естественная монополия
Объем выпуска имеет место в точке, где цена равна предельным издержкам.
Монополист производит там, где предельный доход равен предельным издержкам, и поэтому он производит слишком малый выпуск.
Попытка регулирования: установить цену на уровне предельных издержек, а максимизация прибыли довершит остальное.
Однако в этом случае упускается из виду один важный аспект: может случиться так, что при такой цене прибыль монополиста окажется отрицательной (см. рисунок).
Здесь точка минимума кривой средних издержек находится справа от кривой спроса, а точка пересечения кривой спроса и кривой предельных издержек лежит под кривой средних издержек. Несмотря на то что объем выпуска yMC эффективен, он не приносит прибыли. Если регулирующий орган установит такой уровень цены, монополист предпочтет прекратить деятельность.
Такого рода ситуация может возникнуть с отраслями коммунальных услуг.
Если постоянные издержки велики, а предельные издержки малы, можно легко попасть в такую ситуацию, Она именуется естественной монополией.
Если установление монопольной цены естественной монополией нежелательно вследствие неэффективности по Парето, а заставить естественную монополию производить при конкурентной цене нереально из-за отрицательной прибыли, то остается лишь государственное регулирование и управление.
Если регулируемая фирма не должна субсидироваться, она должна получать неотрицательную прибыль, т.е. она должна иметь объем производства, соответствующий цене в точке, лежащей на или над кривой средних издержек, например, подобной точке (pAC, yAC).
Фирма продает свою продукцию по цене, равной средним издержкам производства, так что она покрывает свои издержки, однако ее выпуск мал по сравнению с эффективным объемом выпуска.
Это решение часто принимается в качестве так называемой политики "второго наилучшего" решения ("квазиоптимума") в отношении ценообразования на продукцию естественной монополии.
Регулирующие органы устанавливают цены, которые разрешается назначать компаниям. В идеале предполагается, что эти цены просто должны позволять фирме производить безубыточно — в точке, где цена равна средним издержкам.
Проблема - определение истинных издержек фирмы.
Другое решение проблемы естественной монополии - передача ее эксплуатации государству.
Идеальным решением в этом случае является функционирование этого предприятия при цене, равной предельным издержкам, а для поддержания этого функционирования — предоставление аккордной субсидии для компенсации высоких постоянных издержек.
4. Причины возникновения монополий.
Кривые средних издержек и рыночного спроса на два товара
В первом случае (слева) на рынке есть место для многих фирм, каждая из которых назначает цену, близкую к p*, и ведет производство в сравнительно небольших масштабах.
На втором рынке (справа) положительную прибыль может получить только одна фирма.
Следует ожидать, что первый рынок вполне может функционировать как конкурентный, а второй — как монополистический.
Одним из важных аспектов, определяющих, функционирует ли рынок как конкурентный или как монополистический, является форма кривой средних издержек, которая, в свою очередь, определяется стоящей за ней технологией.
Если наименьший экономически эффективный масштаб производства — объем выпуска, минимизирующий средние издержки, — мал по сравнению с размерами рынка, можно ожидать преобладания на данном рынке условий конкуренции.
Это утверждение носит относительный характер: важен именно масштаб производства по отношению к размерам рынка.
Оказать серьезное воздействие на наименьший экономически эффективный масштаб производства невозможно — он определяется технологией.
Однако на размеры рынка может влиять экономическая политика:
Если страна предпочитает проводить внешнеторговую политику без каких-либо ограничений, так что отечественные фирмы сталкиваются с иностранной конкуренцией, то способность отечественных фирм оказывать влияние на цены будет значительной меньшей.
Если страна выбирает ограничительную внешнеторговую политику, так что размеры рынка ограничиваются одной лишь данной страной, то более вероятным является утверждение монополистической практики.
Если монополии возникают потому, что наименьший экономически эффективный масштаб производства велик по сравнению с размерами рынка, и увеличить размеры рынка невозможно, то данная отрасль является кандидатом на регулирование или на какое-либо другое правительственное вмешательство.
Это влечет дополнительные издержки.
Содержание регулирующих органов стоит денег, и усилия фирмы по удовлетворению требований регулирующих органов также могут обходиться дорого.
С точки зрения общества, вопрос в том, превышает ли потеря “мертвого груза”, возникающая из-за монополии, издержки ее регулирования.
Вторая возможная причина возникновения монополии заключается в том, что несколько существующих в данной отрасли фирм могут слиться и ограничить выпуск с целью повышения цен и тем самым своих прибылей.
Когда фирмы вступают в такой сговор, пытаясь сократить выпуск и поднять цену, это означает, что данная отрасль организована по типу картеля.
Образование картелей незаконно – они попадают под действие норм антимонопольного регулирования (штрафные санкции и т.п.).
Господство в отрасли одной фирмы может быть чистой исторической случайностью.
Если одна фирма первой внедряется на какой-то рынок, она может иметь достаточные преимущества в области издержек, чтобы отбить у других фирм охоту к вступлению в данную отрасль.
Основные выводы:
1. Когда в отрасли действует одна-единственная фирма, это фирма — монополия.
2. Монополист производит в точке, где предельный доход равен предельным издержкам.
3. Поскольку монополист назначает цену, которая выше предельных издержек, он производит неэффективный объем выпуска. Величина этой неэффективности может быть измерена потерей “мертвого груза” — чистой потерей излишка потребителей и излишка производителя.
4. Естественная монополия имеет место тогда, когда фирма не может производить эффективный объем выпуска, не неся при этом убытков.