Теоретические основы теории игры
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Игра для ребенка – достаточно серьезная работа.
Это не развлечение и не отдых, а также не учеба.
Организовать игры в детском саду так,
чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и
увлекательной, – большая творческая задача для воспитателя.
Игра – это специфическая детская деятельность, разнообразная по
своему содержанию, степени самостоятельности детей, форме
организации, игровому материалу, причем каждый ее вид оказывает
определенное влияние на развитие ребенка и имеет много
вариантов.
Игра – это свободная развивающая деятельность,
осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от
самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.
Игровая деятельность носит творческий импровизационный
характер.
Игровой деятельности сопутствуют эмоциональная
приподнятость, соперничество, состязательность.
Для игры характерно наличие прямых или косвенных правил,
отражающих (регулирующих) содержание (ход) игры.
Классификация игр
Фридриха Фребеля:
«полезные» игры – сюжетноролевые;
«изящные» игры –
конструктивные, строительные;
игры «внутренней правды» –
дидактические с правилами.
Фридрих Фребель
Классификация игр К. Гросса:
по их педагогическому значению – игры
подвижные (игры с движениями,
специально созданные народной или
научной педагогикой для решения
определенных задач воспитания и
обучения), умственные, сенсорные;
игры специальных функций – семейные,
игры в «Охоту», игры-ухаживания и т. д.;
игры обычных функций – развивающие
волю.
К. Гросс
Классификация игр
Януша Корчака:
хороводные игры;
спортивные игры на проверку
силы;
игры на закрепление знаний.
Януш Корчак
Классификация игр
Лесгафта
Петра Францевича:
имитационные
(подражательные);
подвижные (игры с правилами).
Лесгафт
Петр Францевич
Классификация игр
Крупской
Надежды Константиновны:
Крупская
Надежда Константиновна
игры, придуманные самими
детьми (творческие
самостоятельные);
игры с правилами (подвижные и
дидактические), специально
созданные (придуманные
взрослыми с готовым
содержанием и правилами).
Классификация игр
С. Л. Новосёловой:
С. Л. Новосёлова
игры, возникающие по инициативе ребенка
(детей), – это самостоятельные или
творческие игры;
игры, возникающие по инициативе
взрослого, внедряющего их с
образовательной и воспитательной целью
(игры с правилами);
игры, идущие от исторической инициативы, –
народные игры, которые могут возникать как
по инициативе взрослого, так и более
старших детей.
Классификация игр в
детском саду
Творческие
Игры с
правилами
Народные
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
Театрализованные
• Режиссерские
• Игры
драматизации
Сюжетно-ролевые
• С элементами
труда
• С элементами
художественнотворческой
деятельностью
Конструкторские
СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
ПО Д. Б. ЭЛЬКОНИНУ
Роли, которые берут на себя дети в процессе игры
Игровые действия, посредством которых дети
реализуют взятые на себя роли и отношения между
ними
Игровое употребление предметов, условное
замещение реальных предметов, имеющихся в
распоряжении ребенка
Реальные отношения между играющими детьми,
выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях,
посредством которого регулируется весь ход игры
СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
ПО Д.Б. ЭЛЬКОНИНУ
Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на
себя роли и отношения между ними.
Игровое употребление предметов, условное замещение реальных
предметов, имеющихся в распоряжении ребенка.
Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в
разнообразных репликах, замечаниях, посредством которого
регулируется весь ход игры.
Режиссерская игра – это
детская игровая деятельность,
которая тем богаче и
разнообразнее, чем
интереснее реальная жизнь
ребенка, чем обширнее его
информация об окружающем
мире
Режиссерская игра – важнейший
фактор социализации дошкольника
Компоненты игры
Сюжет
Роль
Условное игровое
действие
Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного
произведения или театрального представления. План игры и
последовательность действий определяется предварительно.
Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они
видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать
образы героев, их поведение, помнить текст произведения
(последовательность, развертывания действий, реплик персонажей),
это и является особенным значений игр-драматизаций – они
помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать
его художественную ценность положительно влияют на развитие
выразительности речи и движений.
Конструкторские творческие игры направляют
внимание ребёнка на разные виды строительства,
содействуют приобретению конструкторских
навыков организации, привлечению их к трудовой
деятельности.
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Дидактические
•Игры-занятия
•Дидактические игры
Подвижные
•Игры с бегом
•Игры с прыжками
•Игры с лазаньем
•Игры с метанием и
ловлей
•Игры на ориентировку в
пространстве
Структура дидактической
игры
Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей детей,
содержат умственное задание, в решении которого – смысл игры.
Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического
мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без
которых деятельность приобретает стихийный характер.
Игровой замысел
Игровое задание
Игровые действия
Правила
Виды дидактических игр
• Игры с предметами
• Настольно-печатные игры
• Словесные игры
Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников,
способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность
малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыт.
Подвижные
спортивные
игры
Игры с бегом
Игры с прыжками
Игры с лазаньем
Игры с метанием и ловлей
Игры на ориентировку в пространстве
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и
построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть
жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить
общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр
обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой
творческой аурой, которую должен создать взрослый.
Принципы
Доступность содержания игры.
Возрастная адресованность.
Вариативность.
Ориентировка на интересы и желания детей, на избирательность к
тем или иным играм.
Разнообразие игр.
ВИДЫ НАРОДНЫХ ИГР
Сезоннообрядовые
Театрализованные
Игры-ловишки
Хороводные
Игры-забавы
Игры-аттракционы
Коллективные
Индивидуальные
Сюжетные
Бытовые
Ребёнок живет в игре.
И задача педагогов – стать
направляющим и связующим звеном в
цепи ребёнок – игра, тактично
поддерживая руководство обогащать
игровой опыт детей.