Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретические основы БЖД

  • 👀 691 просмотр
  • 📌 635 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретические основы БЖД» docx
Лекция 1. Теоретические основы БЖД 1. БЖД как наука и учебная дисциплина 2. Безопасность, как базовая потребность человека и научная категория В настоящее время, в условиях современного общества, вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека: остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели в различных жизненных ситуациях. Увеличивается количество различного рода катастроф как природного, так и техногенного характера. При этом количество катастроф, связанных с деятельностью человека, превышает природные в несколько раз. 1. БЖД как наука и учебная дисциплина. Международное признание безопасности жизнедеятельности как самостоятельной отрасли знаний было положено на 1-м Международном конгрессе «Наука безопасности» (сентябрь 1990 г., Кёльн, Германия), который подверг научному анализу систему «человек – машина – окружающая среда», исследовал взаимодействие этих трех элементов под углом зрения природы возникающих рисков и возможности их минимизации. Однако, развитие отраслевых теорий безопасности военном деле, международных отношениях, медицине, охране труда, началось в России и других странах значительно раньше. БЖД как наука и учебная дисциплина в рамках единого курса на основе общих концептуальных теоретических положений безопасности деятельности человека объединяет знания в области «Охраны труда», «Гражданской обороны» и «Охраны окружающей среды», т.е. на основе общих научно-методических подходов рассматривает вопросы безопасности в различных ситуациях. Аргументы в пользу введения единого курса: 1. единый объект исследования – здоровье человека Здоровье – естественное состояние организма, характеризующиеся его уравновещенностью с окружающей средой и отсутствием каких либо болезненных изменений. В уставе ВОЗ: Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезненных изменений;; 2. в основе курса БЖД лежат общие понятия опасных и вредных факторов, имеющих единую классификацию и природу воздействия на человека во всех сферах его деятельности; 3. большие методологические возможности для проблемного подхода к обучению. Черпая информацию, методы, подходы, знания из всех областей научных знаний, БЖ находится на стыке многих наук, имея явно практическую направленность. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это область научно-практических знаний, изучающая природу опасностей, которые угрожают человеку и окружающему миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения и защиты от них и ликвидации их последствий. БЖД не решает специальных проблем безопасности и не служит средством личной защиты, а является основой для защиты личности, общества и государства. Основная цель науки безопасности жизнедеятельности — разработка теоретических и методологических основ защиты человека в обществе, техносфере и биосфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. БЖД – это наука, изучающая опасности и способы защиты от опасности. При этом она решает три взаимосвязанные задачи: 1. Идентификацию опасностей. 2. Защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод. 3. Ликвидация возможных последствий. Таким образом, наука «Безопасность жизнедеятельности» — это наука о ком- фортном, безопасном и экологичном взаимодействии человека с окружающей средой. В дисциплине рассматриваются • Современное состояние и негативные факторы среды обитания; • Принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания; • Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности; • Анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и поражающих факторов, принципы их идентификации; • Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов; • Методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в условиях ЧС; • Прогнозирование ЧС и разработка моделей их последствий; • Разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в ЧС и ликвидация последствий ЧС; • Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД; • Контроль и управление условиями деятельности; • Требование к операторам технических систем; С 1991 г. в учебные планы учреждений высшего профессионального образования была введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 9 июля 1990 г. № 473), а в учебные планы средних общеобразовательных учебных заведений — курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (постановление Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253). Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета. Историческая справка. Исходная эмпирическая основа науки о безопасности в системе «человек – окружающая среда («техносфера») формируется достаточно давно. Вопросы безопасности привлекали внимание ученых древности: в трудах Аристотеля и Гипократа рассматривались условия труда рабов (3-4 вв д.н.э.) Знаменитый медик эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541) изучал опасности связанные с горным делом. Немецкий врач и металлург Агриколла (1494-1555) изложил вопросы ОТ в своей работе «О горном деле». Итальянский врач Рамаццини (1633-1714) заложил основы профессиональной гигиены, написав книгу «О болезнях ремесленников). М.В. Ломоносов (1711-1765) также занимался вопросами безопасности в горном деле. В 19 веке в связи с интенсивным развитием промышленности появилась целая плеяда ученых, занимающихся проблемами безопасности. • Ф.Ф. Эрисман (1842-1915), первый профессор гигиены Московского университета, в своей книге «Профессиональная гигиена, или гигиена физического и умственного труда» (1877 г.), он заложил основы гигиены труда; • Дмитрий Петрович Никольский (1855-1918) первым в России начал преподавать курс гигиены труда и первой помощи; • А. А. Сочинский (1874-1960) – создатель теории движения воздуха в горных выработках. • В.А. Левицкий (1867-1936), изучал влияние производственного микроклимата на организм человека, является автором оригинальной теории утомления; Первые законодательные акты по О.Т: • 1886 – закон о правилах внутреннего распорядка, создание фабричной инспекции. • 1897 – закон об ограничении рабочего дня до 11.30. Советский период характеризуется созданием стройной системы трудового законодательства, большого числа научных учреждений в области охраны и гигиены труда. Возникла разветвленная сеть государственных организаций осуществляющих надзор за условиями труда: государственный санитарный надзор, инспекция по труду, и т.д. Проблемам безопасности развития техносферы в 1980 гг. были посвящены работы академика Валерия Алексеевича Легасова. Он считал, что необходимо сформулировать новые критерии безопасности и иметь современную методологию её обеспечения. Этапы развития знания о человекозащитной деятельности в России. Вид деятельности Начало реализации деятельности Пожарная защита Начало XIX в. Техника безопасности Середина XIX в. Охрана труда Середина XIX в. Госгортехнадзор Конец XIX в. Гражданская оборона 1938 г. Охрана (защита) окружающей среды 1970 гг Защита в чрезвычайных ситуациях 1990 гг Безопасность жизнедеятельности 1990 гг 2.Безопасность как базовая потребность человека и научная категория Исследование проблем в любой области знаний предполагает формирование базисных понятий, их структурно-функциональную связь, которые обеспечивали бы их углубленное изучение. Поэтому важно представить на базе различных подходов фундаментальные понятия «жизнедеятельность» и «безопасность». Жизнедеятельность – способ существования, включающий повседневную деятельность и все виды отдыха. (С.В. Белов) БЕЛОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой "Экология и промышленная безопасность", МГТУ (Московский госудаственный технический ун-т) им. Баумана, национальный исследовательский ун-т. председатель учебно-методического совета "Техносферная безопасность", учебно-методического объединения ВУЗов по университетскому образованию, председатель Научно-методического совета по "Безопасности жизнедеятельности" Министерства образования РФ, главный редактор журнала "Безопасность жизнедеятельности". - способность человека осуществлять деятельность, в том числе и собственное существование, способом или в рамках обычных для человека. - показатель состояния организма в целом, отражает выполнение человеком сложных биосоциальных функций (способность к труду, коммуникациям и др.) Понятие «Жизнедеятельность» состоит из двух компонентов - «жизнь» и «деятельность», поэтому определим сначала содержание каждого из них. Жизнь — это одна из форм существования материи, которую отличает от других способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своих функций, разных форм движения, возможность приспосабливаться к окружающей среде, наличие обмена веществ и реакций на раздражители. Жизнь является высшей формой существования материи сравнительно с другими — физической, химической, энергетической и т.п. Жизнь можно рассматривать как последовательный, упорядоченный обмен веществ и энергии. Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания. Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть ее полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью. Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания. Причинами активной деятельности человека являются его потребности. Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера. Наиболее разработанная классификация потребностей человека принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис.). Рис. Пирамида потребностей А. Маслоу. В соответствии с теорией А. Маслоу потребности находятся между собой в иерархической связи. При этом потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших уровней (рис.). Следует заметить, что после удовлетворения физиологических потребностей удовлетворение потребностей более высокого уровня возможно только после обеспечения безопасности. Более того, многие высшие потребности человека отчасти и вызваны стремлением к повышению уровня своей безопасности. В сообществе человек чувствует себя безопаснее. Потребность в уважении и признании служит основанием для того, чтобы интересы сообщества стали личными интересами, что в конечном итоге тоже служит повышению безопасности большинства членов сообщества. Механизмом преобразования интересов сообщества в личные интересы (через потребность в уважении) служит мнение окружающих, традиции и обычаи, мораль и законы. Следующей потребностью является развитие, а оно дает в руки человека всё более эффективные средства и методы обеспечения безопасности. Наконец, эстетические потребности, духовное развитие личности позволяют формировать в сознании высшие общественные ценности, в том числе ценность человеческой жизни. Таким образом, все потребности более высокого уровня вырастают и невозможны без удовлетворения потребности в безопасности. Одновременно они и служат ей. Все сферы разумной жизнедеятельности человека в конечном итоге имеют целью обеспечение развития и повышение уровня безопасности человека. Таким образом безопасность человеку можно разделить на два вида: простую физическую безопасность и более сложную – духовную и социальную. В российском законодательстве безопасность впервые была представлена в Законе Российской Федерации «О безопасности» 1992 г. (Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" – утратил силу), как Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Статья 3. Угроза безопасности Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Несмотря на свой прогрессивный характер, это определение абстрактно, поэтому его теоретическая и прогрессивная значимость невелика. В этом понятии отсутствовали существенные элементы: объекты безопасности; обстоятельства, угрожающие безопасности; субъекты обеспечения безопасности; силы и средства субъектов обеспечения безопасности. Однако в новом Федеральном законе «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" (с изменениями и дополнениями) вообще не представлено определение «безопасность», к тому же отождествляется с понятием «национальная безопасность». Безопасность и национальная безопасность соотносятся как общее и частное. В современных словарях безопасность представляют уже в разных значениях. 1) защищенность от вызовов, рисков, опасностей и угроз либо отсутствие таковых; 2) система отношений между субъектами общественной жизни, обеспечивающих благоприятные условия для их функционирования и развития; 3) состояние объекта, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб или вред; 4) состояние устойчивого существования (развития) объекта, при котором вероятность нежелательного изменения каких-либо характеристик (параметров) его жизнедеятельности (функционирования) невелики; 5) приемлемы уровень опасности (защищенности от угроз), зависящий от затрат на ограничение действия инициирующих опасность факторов; 6) свойство существенный ущерб или вред. Многообразие толкования понятие «безопасность» объясняется тем, что оно употребляется применительно ко многим объектам, процессам, явлениям человеческой жизни. В БЖД, чаще всего безопасность определяют как состояние деятельности при котором с определенной вероятностью исключено появление опасности.
«Теоретические основы БЖД» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 216 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot