Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса

  • 👀 542 просмотра
  • 📌 521 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса» pdf
Лекция № 5 ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА План 1. Технология поиска информации. 2. Технология организации работы с учебной литературой. 3. Портфолио – технология накопления и систематизации информации. 4. Технология организации самостоятельно работы. 1. Технология поиска информации Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Информация может быть: • по ее изменчивости при актуализации: постоянная, переменная, смешанная; • стадии использования: первичная, вторичная; • полноте: избыточная, достаточная, недостаточная; • отношению к цели: системы синтаксическая, семантическая, прагматическая; • отношению к элементам системы: статическая, динамическая; • отношению к структуре системы: структурная, относительная; • отношению к управлению системой: управляющая, советующая, преобразующая; • отношению к территории: федеральная, региональная, местная, относящаяся к юридическому лицу, относящаяся к физическому лицу; • доступности: открытая или общедоступная, закрытая или кон­фиденциальная; • предметной области, характеру использования: статистическая, коммерческая, нормативная, справочная, научная, учебная, методическая, смешанная др. Основные свойства информации: • полнота (содержит все необходимое для понимания); • актуальность и значимость; • ясность; • адекватность, точность, корректность интерпретации, приема и передачи; • интерпретируемость и понятность интерпретатору; • достоверность; • избирательность; • адресность; • массовость (применимость ко всем проявлениям); • кодируемость и экономичность кодирования, актуализации сообщений; • сжимаемость и компактность; • защищенность и помехоустойчивость; • доступность (интерпретатору, приемнику); • ценность. Этапы работы с информацией 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Обозначение области поиска информации. Поиск информации. Отбор полезной информации. Проверка информации на достоверность и объективность. Анализ информации. Систематизация и структурирование информации. Выводы. 2. Технология организации работы с учебной литературой Первый план – это совместная с автором, имеющая диалоговый характер познавательная деятельность читателя. Приемы: • постановки вопросов к тексту; • тезирования; • реферирования; • комментирования (посредством собственных «заметок на полях»); • ответов на контрольные вопросы. Второй уровень работы с учебной и научной литературой представляет собой организацию индивидуальной познавательной деятельности. Приемы: • составление плана содержания текста; • составление граф-схемы; Мышление человека Нагляднодейственно е Нагляднообразное Словенологическое • составление промежуточных и сводных таблиц. Третий уровень работы с учебной и научной литературой содержит в себе порядок организационных действий, обеспечивающих доступ к литературе и работу с ней как с библиографическим материалом. • изучение программы курса (перечень литературы); • получение книг в библиотеке или поиск источников в Интернете; • ведение записей. 3. Портфолио Портфолио - технология работы с результатами учебно-познавательной деятельности школьников или студентов, которая может использоваться для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности. Цель технологии – научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации; прослеживать динамику отношения обучающегося к учебной дисциплине, процесса освоения учебной программы и учебных достижений. Функции портфолио в образовательном процессе: 1) диагностическая – позволяет показать те аспекты развития студента, которые необходимо формировать, а также те стороны, которые являются проблемными точками в его обучении; 2) целеполагания – развивает у студента умение ставить перед собой цели и задачи, планировать и выполнять свою деятельность; 3) мотивационная – способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету за счет включения разнообразных учебных заданий; 4) информационная – помогает обобщить и систематизировать значительное количество учебно-профессиональной информации по изучаемой теме; 5) оценивания – дает возможность получения обратной связи и включения процессуальной оценки, раскрывающей не только результат, но и характер его достижения; 6) контролирующая – позволяет отслеживать этапы и качество овладения студентами учебным материалом. Виды портфолио 1. Портфолио документов «+» итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга студента «-» дает представление только о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития студента, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.п. 2. Портфолио процесса «+» способствует развитию навыков профессиональной рефлексии «-» сложность в выработке объективных критериев оценивания предоставляемых работ Виды портфолио (продолжение) 3. Показательное портфолио «+» демонстрация творческих способностей студентов «-» отсутствует возможность проследить динамику процесса 4. Рабочее портфолио «+» дает широкое представление об учебной динамике по изучаемому предмету «-» представляет широкий массив информации, который трудно систематизировать и оценить, в связи с чем требует четкой регламентации и уточнения целей, процедуры и критериев оценивания Виды портфолио (продолжение) 5. Оценочное портфолио «+» дает возможность студенту осознать качество выполняемой учебной деятельности и наметить пути для саморазвития «-» сложность учета собранной информации 6. Тематическое портфолио «+» дает возможность глубокой и детальной проработки отдельной темы «-» дискретность предоставляемой информации, ее выпадение из общего контекста курса Технологическая карта составления портфолио Источники информации Алгоритм действий 1. Объяснить свой выбор темы портфолио (можно в виде эссе) и дать название своей работе. 2. Выбрать рубрики будущего портфолио и придумать им оригинальные названия. 3. Найти соответствующий материал и систематизировать eго, представив в виде конспекта, схемы, кластера, таблицы. 4. Подобрать отрывки из художественной литературы. 5. Составить словарь терминов и понятий на основе справочной литературы. 6. Прочитать дополнительную научную литературу по теме и написать тезисы. 7. Найти статьи в газетах и журналах и составить к ним аннотации. 8. Найти интернет-ресурсы и сделать их краткое описание (полный адрес, чем интересен и полезен ресурс, дата последнего посещения). 9. Подобрать статистический материал, представить его в графическом виде, сделать выводы. 10. Подобрать иллюстративный материал (рисунки, фото) с подписями. 11. Составить план исследования и провести его, обработать результаты, представить в графическом виде. 12. Составить вопросы для интервью со специалистом, провести интервью и сделать выводы. 13. Дать краткое содержание и привести свои выводы по материалу радио-, телепередачи на тему (указать дату, название программы) 14. В кратком виде изложить, чем был полезен информационный поиск, чему удалось научиться, что особенно удивило и заинтересовало. 15. Проверить, есть ли в портфолио выводы, ссылки на источники информации. Технологическая карта составления портфолио (продолжение) Содержание портфолио. Категории: • обязательные: промежуточные и итоговые письменные самостоятельные и контрольные работы; • поисковые: выполнение сложных проектов, исследование сложной проблемы, решение нестандартных задач повышенной сложности; • ситуативные: приложение изученного материала в практических ситуациях, для решения прикладных задач, выполнения графических и лабораторных работ; • описательные: ведение дневника, написание рефератов, сочинений, тезисов и др.; • внешние: отзывы преподавателей, однокурсников, родителей, проверочные листы, результаты тестов и других и т.д. Технологическая карта составления портфолио (продолжение) Критериями оценки: • уровень развития логического мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления); • сформированность умения решать типичные задачи; • сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.д.); • степень развития коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами); • умение четко и аргументированно излагать свою мысль; • грамотность в оформлении текстов и решений задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.; • сформированность самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей). Запуск портфолио Возможные рубрики • «Теоретический монолог» – основные теоретические положения. • «Что бы это значило?» – понятийно-терминологический словарь. • «Размышления на тему...» – рефлексивный анализ по теме портфолио. • «Письменные работы». • «Вредные советы». • «Статистика». • « График-органайзер». • «Цитаты и афоризмы». • «Стимул к учебе: из личного опыта». • «Мои открытия». • «Творчество товарищей». • «Где и когда я смогу использовать». • «Банк гипотез». • «Диверсант» – аргументы и контраргументы на заданную тему. • «Девиз темы», «Эмблема темы», «Реклама темы». • «Курьезы». • «Исследования». • «Параллельные миры» – межпредметные связи. Запуск портфолио (продолжение) Вопросы, на которые необходимо ответить преподавателю перед началом работы с портфолио: 1. Каковы цели использования портфолио? 2. Из каких компонентов будет состоять портфолио? 3. Каковы специфические компоненты, которые должны быть включены в портфолио? 4. Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? 5. Как будет выглядеть портфолио? 6. Как будет происходить обсуждение портфолио? Запуск портфолио (продолжение) Варианты использования портфолио в образовательном процессе: • отдельное занятие – презентация (защита) портфолио; • семинар с использованием элементов портфолио; • занятие с использованием кейс-технологии; • занятие с использованием технологии; • дистанционное обучение; • лекционное занятие. План долгосрочного портфолио (достижений и рефлексии) преподавателя Портфолио преподавателя Фамилия Имя Отчество. Общие сведения о преподавателе (резюме): ФИО; дата рождения; образование, специальность; степень, звание; стаж работы; педагогический стаж, награды. Содержание портфолио 1. Документы, регламентирующие работу преподавателя. 2. Творческое резюме. 2.1. Направление, тема научных исследований. 2.2. Совершенствование педагогического и методического мастерства (курсы повышения квалификации, семинары, стажировки, внут­рифирменное обучение). 2.3. Учебно-методическая деятельность (курсы, темы, программы, материалы к отдельным занятиям). 2.4. Авторские методики, освоение и реализация инновационных подходов к преподаванию конкретной дисциплины. 2.5. Публикации, доклады, участие в конференциях и выступления на них. 3. Диагностика успешности преподавателя (материалы по анализу, оценке и самооценке преподавателя). 3.1. Предпочитаемые стили педагогической деятельности. 3.2. Особенности педагогического общения. 3.3. Качество образовательного процесса (анализ работы за пять лет: итоги аттестации студентов, учебная нагрузка, программный банк; использование современных технологий; результаты проектной деятельности студентов и т.д.). План долгосрочного портфолио преподавателя (продолжение) 4. Отзывы. 4.1. Отзывы коллег, руководства, студентов о преподавательской деятельности. 4.2. Рецензии на статьи, экспертные заключения. 4.3. Заключение о качестве выполненной работы (научной, иссле­довательской, методической). 5. Воспитательная деятельность преподавателя. 5.1. Работа вне сетки обязательных занятий. 5.2. Индивидуальная работа со студентами. Научное руководство, тьюторство. 5.3. Использование новых технологий в воспитательной деятель­ности. 6. Итог (оценивание портфолио независимыми экспертами или самим преподавателем). 6.1. Интересные моменты портфолио. 6.2. Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказа­тельнее, глубже). 6.3. Перспективы и направления дальнейшей деятельности. 6.4. Оценка портфолио. 6.5. Главный вывод по всему портфолио. Портфолио на тему «Развитие эмоционального мира детей» Цель – подбор материалов для лекционных занятий по дисцип­лине «Психология детства». Содержание портфолио: 1. Рубрика «Это важно». 1.1. Родительские ожидания как важный фактор в формирований психоэмоциональной структуры личности ребенка. 1.2. Психологическое значение процесса родов. 1.3. Ранние этапы эмоционального развития. 1.4. Адаптация малыша к детскому саду. 1.5. Кризис трех лет и как его преодолеть. 1.6. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности. 1.7. Эмоциональные зарисовки. 2. Рубрика «Что можно сделать». 2.1. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благо­получия ребенка. 2.2. В мире мудрых мыслей. 2.3. Создание системы приемов психологической коррекции. 2.4. Психокоррекционная программа. 2.5. Психологическая динамика группы. 2.6. Анализ эффективности психокоррекционной работы. 2.7. Игры и упражнения. 3. Рубрика «В заключение...». 4. Технология организации самостоятельно работы Уровней самостоятельной работы Первый уровень – дословное и преобразующее воспроизведение информации. Второй уровень – самостоятельные работы по образцу. Третий уровень – реконструктивно-самостоятельные работы. Четвертый уровень – эвристические самостоятельные работы. Пятый уровень – творческие (исследовательские) самостоятельные работы. Учебные стратегии Когнитивные Метакогнитивные •повторение (заучивание, переписывание, подчеркивание, выделение, обозначение и др.); •элаборация (конспектирование, подбор примеров, сравнение, установление межпредметных связей, использование дополнительной литературы, перефразирование, составление понятийного дерева и др.); •организация (группирование по темам, составление классификации, таблиц, схем, написание резюме и др.). •планирование (составление плана, логика построения содержания, постановка цели, реализация цели и др.); •наблюдение (оценка достигнутого, ответы на вопросы для самоконтроля, применение теории на практике, составление тезисов по теме, обращение к другим научным источникам и др.); •регуляция (самоконтроль, самооценка, использование дополнительных ресурсов, волевая регуляция, определенная последовательность выполнения заданий и др.). Организации самостоятельной работы по курсу «Психология здоровья» Компетенции: 1. Знать теоретические и методологические основы психологии здоровья, современные концепции здоровья и здорового образа жизни. 2. Овладеть навыком ведения научно-исследовательской работы в области психологии здоровья. 3. Уметь оказывать практическую помощь людям разного возраста по формированию и укреплению здоровья, в том числе психического, социального и физического. Модули: • модуль 1 «Психология здоровья – новое научное направление • модуль 2 «Понятие о здоровье»; • модуль 3 «Здоровый образ жизни»; • модуль 4 «Здоровая личность»; • модуль 5 «Психология профессионального здоровья»; • модуль 6 «Психология долголетия». Спасибо за внимание!
«Технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot