Справочник от Автор24
Педагогика

Конспект лекции
«Образовательная среда и её возможности в достижении образовательных результатов, повышении качества учебно-воспитательного процесса»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по педагогике / Образовательная среда и её возможности в достижении образовательных результатов, повышении качества учебно-воспитательного процесса

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Образовательная среда и её возможности в достижении образовательных результатов, повышении качества учебно-воспитательного процесса», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Образовательная среда и её возможности в достижении образовательных результатов, повышении качества учебно-воспитательного процесса». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Образовательная среда и её возможности в достижении образовательных результатов, повышении качества учебно-воспитательного процесса», текстовый формат

Лекция Образовательная среда и её возможности в достижении образовательных результатов, повышении качества учебно-воспитательного процесса План 1. Понятие образовательной среды. 2. Функции образовательной среды. 3. Структурные компоненты образовательной среды. 4. Основные составляющие образовательной среды 5. Характеристики и мероприятия для создания образовательной среды. 6. Условия создания благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации для успешного достижения обучающимся образовательных результатов. 7. Требования ФГОС ООО к информационно-образовательной среде. Литература Интернет-ресурсы 1. Ковылева Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ 2.Кулюткин Ю. Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html(дата обращения: 11.09.2020). - Текст: электронный. 3..Кучер В.А. Характеристика образовательной среды школы по В. А. Ясвину [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-obrazovatelnoy-sredy-shkoly-po-v-a-yasvinu 4. Ясвин В.А., Рыбинская С.Н. Влияние характеристик школьной среды на учебные достижения учащихся Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-harakteristik-shkolnoy-sredy-na-uchebnye-dostizheniya-uchaschihsya Источники 5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011. - 51, [2] с. - (Стандарты второго поколения). - Режим доступа: https://classinform.ru/fgos/1.3-osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html (дата обращения: 01.09.2020). - Текст: электронный. 1 вопрос Понятие образовательной среды Что такое СРЕДА? В толковом словаре русского языка среда определяется как окружающие человека социально – бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Что такое ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА? Какие ассоциации возникают у вас? Рассмотрим различные подходы к определению данного понятия. Балабанова Н.В. Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении. На что делается акцент в данном определении? Божович Л.И. Образовательная среда - это «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих и динамику развития, и новые качественные образования». Ясвин В. А. Образовательная среда – это совокупность образовательных технологий, форм организации учебной и внеучебной деятельности, материально-технических условий, социальных компонентов, межличностных отношений. Образовательная среда получает развитие через интенсификацию информационных процессов на основе информационных технологий и интеграции ИКТ в образовательной среде. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Ясвин Витольд Альбертович - доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования, Московский городской педагогический университет, профессор Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва Многими психологами и педагогами под образовательной средой понимается система, включающая в себя такие структурные элементы, как совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. Данная среда включает в себя учебное здание и его помещения, двор и территорию, мебель, оборудование, наглядную агитацию, озеленение и часто обозначается также как пространственно-предметная среда. Некоторые авторы используют понятие интерьера, понимая под ним такие элементы, как размер, пропорции и взаимосвязь помещений, конструкции и отделочные материалы, свет и цвет, мебель и оборудование, светильники, ткани, декоративные детали и т. д. Содержание вышеозначенных понятий позволяет утверждать, что в основе организации пространства образовательной среды, прежде всего, лежит функционально-деятельностный принцип, то есть, учитываются особенности учебного заведения как учебно-воспитательного учреждения, где назначение помещений и предполагаемый характер деятельности учащегося в нем являются решающими факторами в организации пространства учебного заведения. Данное положение подтверждается и характером требований, предъявляемых, например, к размерам и форме современного классного помещения. Другим, не менее важным аспектом в изучении способов оптимизации пространственно-предметной среды является комплекс требований по учету возрастных особенностей учащихся. Возрастные особенности рассматриваются либо в контексте проблем возрастного восприятия пространства и формы, либо восприятия цвета (Е. А. Диченская, А. В. Ефимов, Г. И. Иванова, Н. А. Консулова). Однако и этот комплекс требований обусловлен тем назначением, той функцией, которые выполняют определенные помещения в пространственной структуре учебного заведения. Так, связывая пространственную организацию образовательной среды с ее функциональным предназначением, исследователи выделяют такие параметры организации пространства, как интегрированность и дифференцированность, учитывая при этом основные свойства пространства: величину, форму, структуру и масштаб. Основные требования, которые предъявляются к организации пространственной структуры образовательной среды современной системой средообразования, исследователи делают вывод, что основная цель данных требований - обеспечение актуального состояния и возможностей развития учебного заведения как учебно-воспитательной системы, предоставляющей оптимальные условия для развития личности человека, и соответствующей его индивидуально-психологическому складу Интересна мысль о том, что среда становится образовательной тогда, «когда появляется личность, имеющая интенцию на образование». Значение слова «интенция». Инте́нция (лат. intentio «намерение, стремление») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. При этом одна и та же среда может быть образовательной для одного человека и совершенно нейтральной в этом смысле для другого. Человек имеет шанс формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного пространства, выбирая образовательные институты или занимаясь самообразованием. Ковылева Ю. Э. подчеркивает, что « Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми». Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит. Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей взрослых— родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами, на которые необходимо найти ответы, если все субъекты функционирования пространства воспринимают среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность. В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса. При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна. 2 вопрос Функции образовательной среды Изучение литературы позволило выделить различные группы функций. Рассмотрите их и назовите, на ваш взгляд, самые важные, объединяющие в себя ряд других функций. Выпишите. Обучающая - достижение предметных, метапредметных результатов через опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение УУД через практическое взаимодействие с технологиями среды, ЭОР. Социокультурная – формирование субкультуры учащихся, восприятия ими нравственно-этических ценностей, общественной морали во взаимодействии в образовательной среде и со средой. Социально-правовая – социализация учащихся, формирования правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду. Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании об­разовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений в образовательной среде, формировании личной образовательной среды. Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды. Просветительная – формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательной среды. Мировоззренческая – формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмысления, в том числе, формирования современного информационного мировоззрения на основании развития знаний о мире и обществе, практического опыта во взаимодействии с образовательной средой. Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды. 3 вопрос Структурные компоненты а образовательной среды Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента: - пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся, - социальный (социально-психологический), т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.), - информационно-образовательный (психодидактический), т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях. 3 взаимосвязанных компонента ОС Компоненты можно раскрыть в форме таблицы (смотрите ниже), но существенно дополнив элементы. Пространственно - предметный -архитектурно-эстетическая организация пространства; -функциональное использование оформления кабинета; -наличие материалов для индивидуальных и творческих заданий. ДОПОЛНИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ОБРАТИВШИСЬ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Информационно-образовательный -формы обучения -методы, приёмы, технологии -учебные программы, учебный план ДОПОЛНИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ОБРАТИВШИСЬ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Социально-психологический -стиль общения и преподавания; -участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса. - особенности субъектов образовательной среды. ДОПОЛНИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ОБРАТИВШИСЬ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Пространственно-семантический компонент: -архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.); -символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.). Содержательно-методический компонент: -содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); -формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т. д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.). Коммуникационно-организационный компонент: -особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п.); -коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); -организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.); Содержательный компонент: -актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста; -интегративный подход к содержанию обучения; -открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем. Методический компонент: -вариативность учебных программ; -свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения; -разнообразие методических обучающих средств; -акцент на диалогическое общение; -учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей. Коммуникативный компонент: -взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников; -преобладающее позитивное настроение всех участников; -участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса. 4 вопрос. Основные составляющие образовательной среды Более пристально и глубоко раскроем каждый из трех компонентов, то есть рассмотрите некоторые составляющие элементы через конкретные примеры Для начала прочитайте название среды, ответьте на вопросы: -К какому компоненту из вышеназванных относится физическая окружающая среда? -Чему она способствует? -Почему это важно с точки зрения достижения образовательных результатов и повышения качества образовательного процесса? Рассмотрим примеры по составляющим и ответим на вопросы: Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, поддерживает достижение образовательных результатов? Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, препятствует достижению образовательных результатов? Перенесите таблицу в тетрадь с рядом примеров, на Ваш взгляд, наиболее ярко характеризующих среду. Приветливая и способствующая обучению физическая окружающая среда Поддерживает достижение образовательных результатов Препятствует достижению образовательных результатов • Школьные учреждения вмещают ограниченное количество учащихся. • Школьное учреждение вмещает большое количество учащихся. • Учащиеся в безопасности и чувствуют себя в безопасности в пределах школы. • Классы укомплектованы. • Учащиеся подвергаются нападениям со стороны других учеников в коридорах, комнатах отдыха, столовых и игровых площадках. • Классы и площадки чистые и содержатся в хорошем состоянии. • Классы не укомплектованы • Низкий уровень шума. • Площадь для инструкций и деятельности соответствует назначению. • Классы открыты и выглядят «приглашающими». • Классы и площадки грязные, плохо освещенные и в плохом состоянии. • Высокий уровень шума. • Занятия проводятся в кабинетах, не предназначенных для проведения занятий и переполнены. • Классы скрыты и защищены от проверок. • Сотрудники снабжены достаточным количеством литературой и школьными принадлежностями. • Недостаточно литературы и школьных принадлежностей. Поставки задерживаются. Для начала ответьте на вопросы: - К какому компоненту из вышеназванных относится социальная среда? -Чему она способствует? -Почему это важно с точки зрения достижения образовательных результатов и повышения качества образовательного процесса? Рассмотрим примеры по составляющим и ответим на вопросы: Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, поддерживает достижение образовательных результатов? Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, препятствует достижению образовательных результатов? Перенесите таблицу в тетрадь с рядом примеров, на Ваш взгляд, наиболее ярко характеризующих среду. Социальная среда, побуждающая к общению и взаимодействию Поддерживает достижение образовательных результатов Препятствует достижению образовательных результатов • Поощряется взаимодействие. • Взаимодействие ограничено. Учащиеся и учителя не разговаривают друг с другом. • Учителя и учащиеся активно общаются. • Решения принимаются непосредственно в школе, с участием учителей. • Учителя сотрудничают друг с другом. Группы учащихся разнообразны. • Учителя изолированы друг от друга. • Учащиеся отдалены друг от друга. • Все решения принимаются центральной администрацией или руководством без участия учителей. • Учительский состав активно принимает предложения учащихся; ученики могут участвовать в принятии решений. • Родители и учителя являются партнерами в процессе обучения. • Родители не рассматриваются как равноправные партнеры. • Мнения учащихся не учитываются при определении деятельности или решении проблемы в классе или в школе в целом. • Учительский состав и учащиеся обучены предотвращать конфликты. • Буллинг и конфликты игнорируются. Ответьте на вопросы: -К какому компоненту относится аффективная среда? -Чему она способствует? -Почему это важно с точки зрения достижения образовательных результатов и повышения качества образовательного процесса? Рассмотрим примеры по составляющим и ответим на вопросы: -Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, поддерживает достижение образовательных результатов? -Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, препятствует достижению образовательных результатов? Перенесите таблицу в тетрадь с рядом примеров, на Ваш взгляд, наиболее ярко характеризующих среду. Аффективная среда, способствующая чувству коллективизма и самоуважения Поддерживает достижение образовательных результатов Препятствует достижению образовательных результатов • Взаимодействие учителя и ученика уважительное, поддерживающее, ответственное. • Взаимодействие учителя и ученика по большей части минимальное и дистанционное. • Некоторым ученикам уделяется слишком большое внимание, тогда как интересы других игнорируются. • Ученики доверяют учителям и коллективу. • Учителя и ученики дружелюбны друг к другу. • Ученики не видят того, что учителя действуют в их интересах. • Школа открыта к разнообразию и приветствует все культуры. • Моральный уровень учителей и учеников на низком уровне. • Учителя и ученики чувствуют, что вносят личный вклад в успех школы. • Учителя и ученики чувствуют, что их недооценивают. Отсутствует положительное поощрение за действия. • Существует чувство единого сообщества. • Учителя, ученики, родители не чувствуют себя единым целым. • Родители чувствуют доброжелательное отношение к ним в школе. • Родителей винят за «трудности» с их детьми. • Упор делается на академизм, но любой вид интеллекта и обучения приветствуется. Ответьте на вопросы: - К какому компоненту относится академическая среда? - Чему она способствует? - Почему это важно с точки зрения достижения образовательных результатов и повышения качества образовательного процесса? Рассмотрим примеры по составляющим и ответим на вопросы: Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, поддерживает достижение образовательных результатов? Что из представленных примеров, характеризующих образовательную среду, препятствует достижению образовательных результатов? Перенесите таблицу в тетрадь с рядом примеров, на Ваш взгляд, наиболее ярко характеризующих среду. Академическая среда, побуждающая к обучению и самореализации Поддерживает достижение образовательных результатов Препятствует достижению образовательных результатов • Высокие ожидания от всех учащихся. Учителя стимулируют каждого на достижение успеха. • Применяются любые методы, способствующие обучению ребенка. • Применяемые методы обучения не разнообразны. • Академическая значимость занижается либо не вознаграждается. • Прогресс постоянно отслеживается. • Ожидаемые результаты низкие. • Оценивание минимально или не периодично. • Результаты оценивания незамедлительно сообщаются ученикам и родителям. • Результаты оценивания применяются для оценки и улучшения процесса обучения и содержания обучения. • Результаты оценивания обсуждаются очень мало. Ученики не знают, как использовать полученные результаты. • Родители узнают, что их ребенок испытывает трудности в учебе только тогда, когда получают отчета о финальных оценках. • Учителя компетентны и уверены в себе • Результаты не используются для улучшения и развития. Ученики и учителя «ходят по кругу» собственных ошибок. • Учителя не уверены в себе и не подготовлены. 5 вопрос Характеристики и мероприятия для создания образовательной среды Сначала ознакомьтесь с перечнем характеристик, прочитайте. Для создания образовательной среды можно выделить следующие характеристики (по В.А. Ясвину) - активность — служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания; - доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса; - интенсивность показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления; - когерентность (согласованность) — степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания; - мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания; - обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды; - осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса; - устойчивость отражает стабильность среды во времени; - широта показывает, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду; - эмоциональность отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде. Отечественные исследования показывают, что далеко не всегда администрация и педагогический коллектив отдают себе отчет в том, на достижение каких целей реально направлены усилия их школы. Хотя деятельность всех педагогов может быть направлена на повышение качества образования, удовлетворение образовательных запросов детей, но нет общей стратегии и тактики, слаженности, взаимодействия и как следствие, не сформирована образовательная среда. Вывод: При построении образовательной среды, таким образом, необходимо планировать ряд действий (мероприятий) для достижения оптимального значения каждой из выделенных характеристик. Выделенные мероприятия представлены в таблице 1. Изучите содержание и дополните. Дополненную таблицу можно вывести и вклеить в тетрадь. Таблица 1 Характеристики и мероприятия для создания образовательной среды (по В.А. Ясвину) Характеристика среды Мероприятия, направленные на достижение оптимального значения данной характеристики Активность (служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания) - Обеспечение участия детей в конкурсах, смотрах различного уровня. - Организация семинаров, круглых столов, открытых уроков для педагогов. - Обеспечение участия педагогов школы в семинарах, круглых столах, конференциях различного уровня. - Информирование педагогов о возможности публикации своих методических разработок, материалов исследований. Дополните Доминантность (характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов) - Организация дней открытых дверей, открытых уроков, мастер-классов для родителей и общественности. - Организация школьных мероприятий, спектаклей с участием родителей. -Обеспечение стабильности основного состава педагогического коллектива за счет удовлетворения профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п. Дополните Интенсивность (показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления) - Обеспечение образовательных запросов учащихся и родителей за счет организации факультативов, кружков различной направленности. - Усиление экскурсионной работы. - Обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности. Дополните Когерентность (согласованность)  степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания - Установление и поддержание связей с ВУЗами, ССУЗами. - Установление связей с издательствами: - Установление и поддержание связей с организациями повышения квалификации. - Организация и проведение межшкольных конференций защиты проектных работ учащихся. Дополните Мобильность (служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания) - Овладение педагогами школы современными образовательными технологиями, методами и приемами, направленными на личностно-ориентированное обучение - Обеспечение библиотек школы современной учебно-методической и художественной литературой и доступа учащихся и педагогов к необходимым Интернет-ресурсам - Повышение квалификации педагогов. Дополните Обобщенность (характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды) - Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в органы школьного самоуправления. - Вовлечение педагогов, учащихся и родителей в коллективные творческие дела. Дополните Осознаваемость (степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса) - Регулярное обновление информации на сайте школы. - Проведение мастер-классов для родителей. - Проведение традиционных школьных праздников с участием педагогов, учащихся, родителей. - Проведение родительских конференций. Дополните Устойчивость (отражает стабильность среды во времени) - Удовлетворение профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п. -Удовлетворение образовательных запросов учащихся их родителей - Обеспечение индивидуального подхода к учащимся. Широта (показывает, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду) - Организация и проведение программ международного и межрегионального обмена - Организация и проведение городских, межрегиональных, международных экскурсий - Посещение учащимися учреждений дополнительного образования, центров детского творчества. - Организация сотрудничества со спортивными детско-юношескими организациями, психологическими центрами и др. Дополните Эмоциональность (отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде) - Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей на постоянной основе - Внедрение программы по предупреждению профессионального выгорания средствами педагогической рефлексии - Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. - Проведение индивидуальных и групповых тренингов для учащихся. Дополните Целенаправленное построение образовательной среды позволяет избежать возможных неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций, вносить своевременные коррективы и создавать условия для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции. 6 вопрос Условия создания благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации для успешного достижения обучающимся образовательных результатов 1.Культура и стиль взаимоотношений между детьми и взрослыми, основанный на взаимном уважении, сотрудничестве, заботе и поддержке, ценностном отношении к личности каждого; 2.Содержание образования: организация учебного материала в разных видах и формах, дифференциация учебного материала; 3.Применение деятельностных личностно-ориентированных технологий, методов обучения, активных форм познавательной деятельности; 4.Использование групповых, парных и индивидуальных форм занятий; 5.Предоставление ученику возможности выбора учебных заданий и способов их выполнения; 6.Создание атмосферы творчества, выражающейся в использовании любой возможности для проявления творчества детьми: применение заданий, требующих творческого подхода, организация видов деятельности, предполагающих творчество; 7.Создание условий для приобретения учеником опыта в различных видах деятельности – учебной, художественной, творческой, спортивной, общественной и др. 8 . Дополните, какие условия, на ваш взгляд, будут способствовать созданию благоприятной образовательной среды. 7 вопрос Требования ФГОС ООО к информационно-образовательной среде (смотри документ) IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Извлечения из документа Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников организации, осуществляющей образовательную деятельность в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования включает характеристики оснащения • информационно-библиотечного центра, • читального зала, • учебных кабинетов и лабораторий, • административных помещений, • школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать: -информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета); -укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) -не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) -не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Педагогика

Современное образование

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования» Тезисы лекции «Современное ...

Педагогика

Понятие, модели и принципы педагогического дизайна

2.1. Основы педагогического дизайна. Проектирование цифровой образовательной среды 2.1.1. Понятие, модели и принципы педагогического дизайна   Понятие...

Педагогика

Оценка качества как компонент образовательного процесса.

Лекция 1. Оценка качества как компонент образовательного процесса Введение ФГОС НОО сопровождается внедрением в образовательный процесс организации сл...

Педагогика

Понятие инновации

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования» Тезисы лекции Понятие иннов...

Менеджмент

Менеджмент и экономика в образовании

КОНСПЕКТ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «Менеджмент и экономика в образовании» ТЕМА 1. Экономика образования как научная и учебная дисциплина. Экономика о...

Педагогика

Качество образования и проблема его измерения и оценки

Лекции 1,2,3 Качество образования и проблема его измерения и оценки 1.1. Качество образования в современном мире Качество образования – это общественн...

Педагогика

Составление индивидуальных программ. Развитие «долговременного взгляда» при составлении индивидуальных программ

Лекция 4. Составление индивидуальных программ 1. Развитие «долговременного взгляда» при составлении индивидуальных программ. 2. Роль группы программно...

Педагогика

Мониторинг учебного процесса на уроках иностранного языка в современной школе

Лекция Мониторинг учебного процесса на уроках иностранного языка в современной школе Эпиграф: видео ОСТРОВ ОШИБОК 18 мин – 21.37. Данное видео, с одно...

Педагогика

Проектная деятельность в рамках художественно-эстетического развития дошкольников

Тема 2.3 Проектная деятельность в рамках художественно-эстетического развития дошкольников. Технология проектной деятельности вызывает наибольший инте...

Управление персоналом

Управление персоналом наука на стыке теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии

Управление персоналом Научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке теории и организации управления, психологии, социологии, конфли...

Смотреть все