Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Технико-экономические показатели работы МТА

  • 👀 1601 просмотр
  • 📌 1540 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Технико-экономические показатели работы МТА
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Технико-экономические показатели работы МТА» pdf
Лекция № 4. 1. 2. 3. 4. 5. Технико-экономические показатели работы МТА Производительность мта и пути ее повышения. Единицы учета механизированных полевых работ. Эксплуатационные затраты при работе МТА. Расход топлива, смазочных материалов Затраты труда. Производительность труда в общем случае характеризуется количеством выполненной исполнителем работы установленного качества за определенную единицу времени. МТА под управлением механизатора выполняет определенную технологическую операцию с заданным качеством в соответствии с агротехническими требованиями. Производительностью МТА называют объем работы, выполненный за определенный период времени и отвечающий агротехническим требованиям. W=Q/Т= (га, т, ткм, м3, л)/ч, см, день. Единицы измерения В зависимости от характера технологического процесса, объем работы оценивают: в единицах обработанной площади в гектарах (га) или кв. м; (вспахано 10 га); в весовых единицах (т, ц, кг) и единицах объема (л, м3 ), если мы говорим о количестве переработанного материала, продукта (отгружено 10 т удобрений); для транспортных работ объем выполненной работы оценивают количеством перевезенного груза в тоннах, умноженного на расстояние перевозки – ткм. Для оценки единицы времени используют – час, смена, день. Отсюда в зависимости от времени работы производительность может быть часовой, сменной, дневной. Га/ч, га/см/, га/день. Сменная за смену (7 ч.), дневная зависит от продолжительности 1,5 сменной или 2-х сменной работы – 10 или 14 часов Производительность – один из важнейших показателей использования МТА, от которого в значительной степени зависит эффективность с.х. производства. В связи с этим при существующем дефиците механизаторских кадров и ограниченном числе тракторов и сельскохозяйственных машин в хозяйствах повышение производительности каждого агрегата приобретает особую актуальность. Ключевым в определении производительности является не просто высокопроизводительно выполнять работы, но и с требуемыми показателями качества (вспашка на разную глубину, посев на завышенной скорости). Различают теоретическую, техническую (или расчетную) и действительную (эксплуатационную) производительности МТА. Теоретическая производительность. Это такая производительность, которая могла бы быть получена при движении трактора без деформирования движителей и почвы, т.е. без буксования, при полном использовании конструктивной ширины захвата агрегата и времени смены. Поскольку невозможно движение МТА без указанных 1 потерь пути, ширины захвата и времени смены, то исключена и возможность получения теоретической производительности в чистом виде. Выведем формулу для определения производительности. Вывод формулы для расчета теоретической производительности имеет важное значение для получения последующих общих закономерностей. Представим прямолинейное движение МТА с конструктивной шириной Вк. За единицу времени (сек) агрегат пройдет расстояние lт. Территория, обработанная агрегатом, будет представлять прямоугольник, а его площадь и есть объем выполненной работы за единицу времени. Одна сторона прямоугольника =Вк, другая = lт Следовательно Вl WТ = к Т = Вк vТ , м2/с; t где Wт теоретическая секундная производительность, Вк – конструктивная ширина захвата агрегата, м; lТ – теоретическая длина рабочего пути, м t – продолжительность движения, 1 с VТ– теоретическая скорость м/с. При практических расчетах часовую теоретическую производительность, (например га/ч) удобно вычислять по формуле, в которой вместо м2 используем га, а вместо с – ч. Тогда формула примет выражение 3600 ВКVТ = 0,36 ВКVТ га/ч Часовая WТч = 10000 Сменная производительность WТсм = 0,36 ВкVТ Т СМ (V в м/с) или Wсм=0,1ВкVтТсм, (V в км/ч) где Тсм – нормативная продолжительность смены, ч. На полевых сельскохозяйственных работах (за исключением особо вредных для здоровья) принято считать продолжительность смены – 7 часов. При определении теоретической производительности предполагается, что агрегат в течение всей смены совершает только рабочий ход без холостых поворотов и остановок по различным причинам. (Возможно ли это на практике?) Т.о. теоретическая производительность не учитывает времени непроизводительной работы, буксования колес и фактического значения ширины захвата. Техническая производительность. При расчете технической производительности учитываются фактические условия работы и технически обоснованные значения В, V и времени работы агрегата. Для этого вместо ВК, VТ и ТСМ в расчетах используют их практически возможные значения. Ширина захвата. При выполнении с.-х. работ могут быть варианты Вр=Вк, Вр≤Вк, Вр≥Вк Соотношение между Вр и Вк отражает β – коэффициент использования ширины захвата. В=ВКβ С.-х. операция β Уборка картофеля 1,0 вспашка 1,02– 1,1 Культивация сплошная 0,95 – 0,97 Посев, посадка 1,0 боронование 0,96–0,98 Междурядная культиСкашивание сена, зер1,0 0,93 – 0,95 вация новых 2 На вспашке ширина захвата первого корпуса может быть несколько больше конструктивной за счет сдвига почвенного пласта. На бороновании, сплошной культивации агрегат движется с перекрытием, чтобы не допустить огрехов, т.е. необработанных участков Скорость движения. Рабочая скорость всегда меньше теоретической. При определении теоретической скорости мы не учитывали буксование движителей. А рабочая скорость всегда будет меньше теоретической. Допустимое значение буксования для колесных тракторов со всеми ведущими колесами (4К4) составляет 15%, для колесных тракторов с двумя ведущими колесами (4К2) – 18%, а для гусеничных тракторов 5-7%. (ДТ-75 – 7%, Т-150 – 5%). Буксование оценивает потерю пути, проходимого МТА. Значение буксования меняется в зависимости от агрофона и передачи, на которой движется трактор. На стерне буксование меньше, чем на поле, подготовленном под посев, чем выше передача, тем меньше букБуксование сование. Передача Т-150 Т-150К Vр=VТ(1-δ), где δ – величина буксо1 4,5 19 вания. 2 4,0 13,2 Пример: На одинаковых почвенных 3 3,4 13,0 условиях Т-150 и Т-150К на культивации 4 3,0 8 Продолжительность смены При определении теоретической W мы приняли, что вся продолжительность смены используется на выполнение полезной работы. Но на практике в процессе выполнения какой-либо работы только определенная доля времени смены используется для выполнения полезной работы. ТР= ТСМτ, где τ – коэффициент использования времени смены. По физическому смыслу τ характеризует долю времени смены, используемой на полезную работу. Примеры: разброс в значении коэффициента зависит от конструкции ходовых аппаратов трактора и длины гона поля, на котором выполняются полевые механизированные работы. Вид работы Вспашка Культивация τ 0,61-0,90 0,67-0,89 сплошная Посев зерновых Уборка зерновых 0,60-0,86 0,72-0,82 Наибольшее влияние на значение коэффициента использования времени из природно-производственных факторов оказывает длина гона. Чем короче гон, тем больший процент пути составляют повороты и заезды. Чем больше длина гона, тем больше τ. В среднем повороты и заезды составляют 10–12 % от общего пути агрегата, а на коротких участках – 40 % и более. Неправильно выполненные повороты увеличивают холостой путь агрегата до десятков км за сезон, а иногда снижают качество работы. Примерные значения коэффициента использования времени τ в зависимости от длины гона приведены в таблице. Таблица - Примерные значения τ (по Воробьеву) Вид работы Трактор Коэффициент τ при длине гона, м 3 200 300 400 500 1000 1500 2000 колесный 0,64 0,70 0,76 0,80 0,86 0,88 0,90 Вспашка гусеничный 0,61 0,68 0,75 0,78 0,81 0,84 0,85 колесный 0,67 0,72 0,77 0,81 0,84 0,87 0,89 Культивация Боронование гусеничный 0,71 0,73 0,76 0,80 0,82 0,84 0,86 колесный 0,64 0,68 0,73 0,78 0,82 0,85 0,86 Посев зерновых гусеничный 0,6 0,63 0,67 0,70 0,73 0,76 0,78 Из формулы производительности видно, что она возрастает с увеличением Вр,Vр и τ. В соответствии с формулой, чем больше ширина, тем больше W. Но увеличение ширины захвата агрегата ограничивается небольшой длиной гона, небольшой площадью полей, неправильной конфигурацией полей, наличием на полях препятствий (лесопосадки) для движения МТА. Поэтому при большой ширине захвата агрегата на полях малой площади или при небольшой длине гона агрегат будет больше времени тратить на повороты, увеличится ширина поворотной полосы, а, следовательно, и площадь поля, уплотняемая ходовыми аппаратами МТА. Поэтому выбор МТА должен осуществляться с учетом местных условий и состава МТП предприятия. Техническая сменная производительность с учетом вышеизложенного рассчитывается по формуле: Wсм = 0,36 Вк VТ (1 −  ) Т СМ = 0,36 ВVТ Р Если скорость определяется в км/ч, то вместо 0,36 следует принять переводной к-т 0,1. Значение технической производительности учитывают при расчетах норм выработок. Действительная (эксплуатационная) производительность. Действительную часовую производительность МТА определяют по фактически выполненному объему работы, разделив обработанную площадь поля на соответствующую продолжительность времени. По действительной производительности агрегата оплачивают труд и проверяют точность предварительных расчетов по определению технической производительности и при необходимости корректируют. Баланс времени смены Из выражения ТР= ТСМτ можем определить значение коэффициента использования времени смены, который и показывает долю времени смены, которая приходится на полезную работу: τ=ТР/ТСМ Баланс времени характеризует распределение общего Т смены на отдельные составляющие. Сменное время включает в себя много составляющих. Рассмотрим в хронологической последовательности ТСМ= ТЕТО + ТПН + ТПЕР + ТР+ ТХХ+ТТЕХН+ ТУО+ ТОЛ +ТМ где ТЕТО – время необходимое на проведение ЕТО и подготовку агрегата к работе навешивание машин, перевод из транспортного положения в рабочее и наоборот; ТПН – время получения наряда; ТПЕР – общее время переездов МТА к месту работы и обратно, с поля на поле; ТР: – время на выполнение основной работы; 4 ТХХ – время на выполнение поворотов (холостой ход) (зависит от вида поворотов, способа движения агрегата, скорости поворота). Время на повороты существенно может быть уменьшено за счет правильной разметки поля на загоны и правильного первого прохода агрегата. ТТЕХН – время на проведение технологического обслуживания (заправка семенами, топливом, удобрениями, разгрузка зерна, подъем и опускание маркеров, контроль качества работы и изменение технологических регулировок); ТУО – время на устранение отказов, проведение технического обслуживания во время работы; ТОЛ – время на отдых и личные нужды. Нормативно время на личные надобности (умыться, причесаться и т.д. принято равным 10 мин); ТМ – потери времени по метеоусловиям. Из всего баланса времени смены производительным является ТР. Число слагаемых баланса времени смены при работе МТА в зависимости от вида выполняемой операции может различаться. (Сравнить посев и вспашку). τ=ТР/ТСМ Если τ=0,7, значит 30% времени затрачивается на непроизводительную работу. Пути повышения производительности Для повышения производительности агрегатов в процессе эксплуатации возможны следующие группы мероприятий: 1. Увеличение номинальной мощности двигателя трактора. Решается как на стадии проектирования, так и при эксплуатации МТА. Применительно к новой технике – создание более мощной техники, применительно к имеющейся – поддержание на уровне максимальной путем своевременного проведения ТО и ремонтов. Большая мощность позволяет выполнять работы на значительных скоростях, а также агрегатировать СХМ большей ширины захвата, а это факторы повышения производительности. 2. Правильное комплектование состава агрегата и подбор наиболее рационального скоростного режима (передача, обеспечивающая большую производительность при меньших затратах топлива), оборудование МТА приспособлениями, обеспечивающими полное использование конструктивной ширины захвата агрегата (маркеры и следоуказатели). Т.е. максимальное использование потенциальных возможностей агрегата. 3. Улучшением сцепных свойств трактора для поддержания высокой скорости движения за счет уменьшения буксования. 4. Рациональная организация работы МТА. Включает в себя подготовку поля, разбивку его на загоны, отбивку поворотных полос и выбор наилучшего способа движения МТА, повышение уровня технического и технологического обслуживания агрегатов, использование групповой работы агрегатов, использование многосменной работы агрегатов. Эти мероприятия, направлены на сокращение непроизводительных потерь времени (простоев): простоев МТА из-за ожидания ТО или ТехнО. Особенно это актуально при выполнении работ с привлечением вспомогательных агрегатов (транспорт, загрузчики). Для исключения простоев из-за отсутствия вспомогательных агрегатов, необходимо чтобы суммарная суточная производительность основных агрегатов равнялась суммарной суточной производительности вспомогательных агрегатов. Способствует повышению τ. 5. Обеспечение оптимальной работоспособности и роста профессионального мастерства механизатора. Чем сложнее условия труда, технологический процесс, чем выше скорости движения, тем быстрее нарастает утомляемость, снижается работоспособность, 5 увеличивается число ошибочных действий. Поддержание работоспособности возможно при рациональном чередовании режимов труда и отдыха. По данным ученых производительность труда трактористов первого класса на 3448%, второго – на 14-17 % выше, чем трактористов третьего класса. Это объясняется тем, сто с опытом формируются более точные навыки выполнения отдельных приемов работы. Профессиональное мастерство есть залог высокопроизводительного труда. Следует стимулировать материально и морально рост мастерства. Проводить конкурсы на лучшего по профессии. 2. Единицы учета механизированных полевых работ. Для объективной сравнительной оценки показателей работы различных типов МТА на разных видах работ, а также для оценки общей эффективности использования МТП хозяйства кроме физических единиц измерения приняты условный эталонный гектар (у. э. га) и условный эталонный трактор. За у. э. га принят объем работы, соответствующий вспашке одного га стерни колосовых культур в эталонных условиях: глубина вспашки – 0,20-0,22 м; скорость агрегата – 5 км/ч; удельное сопротивление плуга – 50 кН/м2; влажность почвы 20-22 %; угол склона – до 1 град.; конфигурация поля – правильная, с длиной гона 800 м; высота над уровнем моря – до 200м; каменистость и препятствия отсутствуют. За условный эталонный трактор принят трактор, вырабатывающий 1 у. э. га за 1 час сменного времени. Этому требованию примерно соответствует ранее выпускаемый трактор ДТ-75 с номинальной мощностью 55 кВт. Физический трактор в условный эталонный переводят с помощью коэффициента перевода, который соответствует количеству у. э. га, вырабатываемых трактором за 1 час сменного времени. Приведем коэффициенты перевода для наиболее распространенных тракторов: Трактор Коэффициент перевода Трактор Коэффициент перевода ДТ-75 1,0 МТЗ-80 0,70 ДТ-75М 1,10 МТЗ-82 0,73 Т-4А 1,45 Т-150К 1,65 Т-150 1,65 К-700А 2,20 Т-40М 0,53 К-701 2,70 ЮМЗ-6М 0,60 Умножив число тракторов данной марки на коэффициент перевода, получим соответствующее число эталонных тракторов. В у.э.га можно перевести любые тракторные работы (кормовая единица, доллар). Для этого необходимо: 1) определить эталонную сменную выработку. Эталонную сменную выработку Wсм.у.э. конкретного трактора определяют умножением соответствующего коэффициента перевода, который = часовой эталонной выработке Wу.э. на продолжительность смены в часах, т. е. Wсм.у.э. = Wу.э Тсм. Пример: Коэффициент перевода трактора МТЗ-82 в условные тракторы – 0,73. Продолжительность смены – 7 ч. Эталонная сменная (семичасовая) выработка Wсм.у.э = 0,73*7=5,11 у.э.га/см 6 2) определить количество нормо-смен – фактически выполненных 7-ми часовых сменных норм по формуле Нсм=Q/Wсм где Q – объем работы в физических единицах, выполненный агрегатом (трактором) на определенной операции; Wсм – семичасовая норма выработки в тех же единицах. В технологических картах по возделыванию с.-х. культур указывается количество отработанных нормосмен, и в путевых листах трактористов-машинистов указывается количество выполненных нормо-смен за каждую смену по каждому в отдельности виду работ Пример: трактор МТЗ-82 сеялкой СЗ-3,6 выполнил за день на посеве зерновых 18,6 га, а его норма за семичасовую смену равна 16,9 га. Чему будет равно количество нормосмен? Число выполненных им нормо-смен равно 18,6:16,9=1,1. 3) Для перевода всего объема работ в у. э. га, полученное значение нормосмен необходимо умножить на эталонную сменную выработку Wсм.у.э. Q у.э. = H Wсм.у.э = H Wу.э TCM, где Wу.э — эталонная выработка, у. э. га; H —число выполненных семичасовых сменных норм (нормо-смен). Пример: если число выполненных нормо-смен на тракторе МТЗ-82 по всему учетному листу 1,1, то количество условных э.га равно 1,1*0,73*7=1,1*5,11=5,62. По тракторам, на которые из-за вредных условий труда установлены нормы выработки, исходя из продолжительности смены 6 ч, количество нормо-смен определяется делением выполненного объема работ на шестичасовую норму выработки, а число условных га определяется умножением шестичасовой эталонной выработки данного трактора на количество выполненных нормо-смен. Вопрос 3. Прямые эксплуатационные затраты или затраты денежных средств Для обеспечения эффективной работы МТА необходимы определенные затраты различных видов ресурсов: затраты топлива, смазочных материалов (ТСМ), энергии, затраты труда, затраты материальных и финансовых ресурсов. Эти затраты подразделяются на прямые и косвенные. Косвенные затраты учитывают накладные расходы на содержание административно-управленческого персонала и специалистов, подсобных и вспомогательных рабочих, административных и производственных зданий, на приобретение инструментов и оборудования, амортизацию зданий и других основных фондов. Эти расходы называют косвенными т.к. они непосредственно не связаны с работой МТА, учесть эти затраты при оценке работы агрегата в поле не представляется возможным. Поэтому сравнительную оценку разных агрегатов проводят по прямым эксплуатационным затратам. Прямые затраты непосредственно связаны с выполнением агрегатом конкретной технологической операции (посев, вспашка), которая без этих затрат не может быть выполнена. Это затраты труда рабочих и обслуживающего персонала (чел.ч), расход топлива (кг) и средств на заработную плату (руб.). Прямые затраты исчисляются в рублях на 1 час выполненной работы (руб./ч), на 1 га выполненной работы (руб./га) или на 1 т произведенной продукции (руб./т). 7 Затраты, выраженные в расчете на единицу обработанной площади или единицу произведенной продукции, называют удельными (т.е. разделенными) эксплуатационными затратами. Они являются основными оценочными показателями ресурсосбережения. Следовательно, основная задача ресурсосбережения при эксплуатации МТА заключается в обосновании методов уменьшения эксплуатационных затрат. Под прямыми эксплуатационными затратами понимают затраты денежных средств на выполнение МТА определенной работы. Они включают затраты на заработную плату рабочих, обслуживающих агрегат, затраты на ТСМ, затраты на амортизацию, ремонт и техническое обслуживание (включая хранение) машин, входящих в состав агрегата СЭ = СТСМ + СЗ.П + СА..Р.ТО, р/га где СТСМ – затраты на топливо и смазочные материалы; СЗ.П –затраты на заработную плату; СА.Р.ТО – затраты на амортизацию, ремонт и техническое обслуживание машин, входящих в состав агрегата. 1) Затраты на ТСМ СТСМ = g  Ц К , руб./га (1) где g – расход топлива, кг/га; ЦК – комплексная цена топлива, учитывающая и стоимость смазочных материалов, р/кг. НЕФТЕПРОДУКТЫ ПЛОТНОСТЬ при 20°С, г/см³ (кг/л) Авиационный бензин 0,73-0,75 Автомобильный бензин 0,71-0,76 Дизельное топливо 0,80-0,85 Моторное масло 0,88-0,94 Мазут 0,92-0,99 Для перевода в кг, необходимо расход топлива в литрах, умножить на среднюю плотность соответствующего нефтепродукта (0,825 кг/л). 2) Расход денежных средств на заработную плату т d к + тВ d В к В СЗП = М М М руб./га (2) W где dМ, dВ – часовые тарифные ставки механизаторов и вспомогательных рабочих, руб./ч; кМ, кВ – коэффициент, учитывающий надбавки к заработной плате (за стаж работы, за классность, премиальные). 3) Затраты на А Р ТО МТА складываются из затрат средств на трактор, СХМ и сцепку. Зависит от состава агрегата. Амортизация – перенесение по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции. СА, Р, ТО МТА= СА, Р, ТО Т + СА, Р, ТО М СА, Р, ТО С Для определения затрат на А Р ТО МТА на единицу обработанной площади используется формула: • С А, Р ,ТО = 1 W  Ц Б .Т  Т Ц Б .С  С nМ Ц Б .Мi Мi  + + 100Т С i =1 100Т Мi  100Т Т    руб./га (3) где ЦБТ, ЦБС, ЦБМ – балансовые цены соответственно трактора, сцепки и каждой рабочей машины, руб.; 8 αТ, αС, αМ – соответствующие суммарные нормы отчислений на А.Р.ТО, включая хранение, %; ТТ, ТС, ТМ – нормативные годовые загрузки трактора, сцепки и каждой рабочей машины, ч; nМ – число машин в составе агрегата. Балансовые цены в отличие от оптовых учитывают дополнительные расходы на доставку машин в хозяйство и на их досборку. Примерно в 1,1 раза составляет отличие. В условиях эксплуатации МТА важно, чтобы годовая загрузка тракторов и СХМ была как можно больше. Соответственно при этом уменьшается доля амортизационных отчислений. Суммирование значений формул 1, 2 и 3 позволяет получить значение прямых эксплуатационных затрат. Эксплуатационные затраты можно определить в расчете на урожайность n С ЭУ = С i =1 У Эi руб./т Основные факторы снижения денежных затрат, связанных с эксплуатацией МТА: • повышение производительности МТА за счет внедрения наиболее прогрессивных методов организации труда, (чем больше производительность, тем меньше затраты, рассмотрено ранее); • повышение урожайности с.-х. культур; • увеличение годовой загрузки МТА. Агрегаты должны работать. В особенности это касается тракторов (схм работают с учетом их назначения). Приобретая тракторы необходимо продумывать его загрузку. Потому тракторы должны быть универсальными, чтобы можно было их использовать и в других отраслях хозяйства; • увеличение срока службы машины. Отчисления рассчитываются на определенный срок. Для тракторов 10-12 лет. Если техника выходит из строя раньше, отчисления продолжаются до нормативного срока; • сокращение расходов на ТСМ (уже рассмотрели); • рациональное комплектование МТА (количество вспомогательного персонала на МТА). Вопрос 4. Расход топлива и смазочных материалов Для эффективного функционирования МТ агрегатов необходимы определенные затраты различных видов ресурсов. Т.к эти затраты необходимы именно для эксплуатации МТА, то их и называют эксплуатационными. К ним относятся затраты топлива, смазочных материалов, затраты человеческого труда, затраты материальных и финансовых ресурсов. Работа МТА невозможна без топлива и смазочных материалов. Расход топлива при выполнении механизированных работ оценивают массой израсходованного топлива за час работы (кг/ч) или на обработку одного гектара (кг/га). При возделывании сельскохозяйственных культур общий расход топлива определяют из расчета получения одной тонны продукции – урожая (кг/т). Важнейший показатель работы МТА – удельный расход топлива на 1 га обработанной площади. Определяется как частное от деления массы израсходованного топлива на сменную выработку (производительность): 9 GТ .СМ кг/га, где Gт.см – расход топлива агрегатом за смену; Wсм – сменная WСМ производительность агрегата. МТА работает на трёх основных режимах: рабочий и холостой ходы МТА, а также остановленный агрегат с работающим двигателем. Марка трактора Часовой расход топлива, кг/ч Gо Gх Gр МТЗ-80 1,4 5,5-8,5 10,5-15,0 ДТ-75М 1,9 7,5-10,0 14,0-16,5 Т-150 2,5 11,5-14,0 22,0-26,5 Т-150К 2,5 11,5-17,0 25,0-30,0 К-701 3,5 19,0-30,0 32,0-51,0 Масса израсходованного топлива агрегатом за смену (Gт.см) определяется суммированием расходов топлива на трёх основных режимах работы, включая рабочий и холостой ходы МТА, а также работу двигателя при остановленном агрегате: g = GТ .СМ = G.Р Т Р + G Х Т Х + G.ОТ О где Gр, Gх, Gо – часовой расход топлива соответственно при рабочем, холостом ходе и при остановках агрегата с работающим двигателем, кг/ч; Т р, Тх, То – продолжительность работы на данных режимах, ч. Есть еще один режим: режим холостого хода самого трактора (без схм), включая подъезды при комплектовании агрегатов. Расходом топлива на этом режиме пренебрегают из-за его малой продолжительности. Т.О. с учетом предыдущей формулы удельный расход топлива в расчете на 1 га обработанной площади определяют: G G T + G Х TХ + GOTO g = Т .СМ = P P , кг/га WСМ WСМ Также можно определять и: Удельный расход топлива на единицу урожая (gУ) определяют по формуле nОП gУ = g i =1 У i кг/т где gi – удельный расход топлива на i- той операции, кг/га; У – урожайность возделываемой культуры т/га. Если расход топлива необходимо определить в литрах, то массу в кг следует разделить на среднюю плотность дизельного топлива (0,825 кг/л). Расход смазочных материалов и пускового бензина рассчитывают в процентном отношении от расхода основного топлива: 4…6% для дизельного масла и 1% для пускового бензина. Пути экономии топлива и смазочных материалов. Учитывая, что цены на топливо постоянно растут, экономия топлива при производстве с.-х. продукции является одной из важнейших задач, так как эти затраты в дальнейшем скажутся на цене производимой продукции. 1. Повышение производительности агрегата и урожайности с.-х.культур. 2. Рациональная загрузка двигателя трактора, путем правильного комплектования МТА, выбора правильного скоростного режима. Минимальный удельный расход топ10 лива соответствует загрузке тракторного (комбайнового) двигателя на 85-95%. В результате неправильного составления агрегатов расход топлива на пахоте может увеличиться до 10%, на культивации до 30-35%. При загрузке тракторного двигателя на 60% от номинальной мощности расход топлива на единицу выполненной работы увеличивается на 30%. Недогрузка трактора Т-150К на 10 20 30 40 50% приводит к перерасходу топлива соответственно на 5 11 19 28 и 40%. 3. Поддержание технической исправности за счет своевременного проведение ТО и Р МТА. Многие неисправности вызывают повышенный расход топлива. Своевременное ТО, диагностика, при необходимости ремонт позволяют поддерживать оптимальный расход топлива. Уменьшение удельного сопротивления машин (заточка, соблюдение заданной глубины, улучшение почвы). При вспашке с затупленными лемехами плуга расход топлива возрастает до 30% и более. 4. Резерв экономии и в сокращении числа холостых переездов, уменьшения простоев с работающим двигателем. Для этого заранее необходимо разрабатывать маршруты перемещения МТА с минимальными холостыми переездами. 5. Использование топлива высокого качества. Нельзя допускать попадание в топливо механических примесей, воды. Поэтому необходимо обеспечить правильное хранение топлива в хозяйстве. 6. Сбор и использование отработанных нефтепродуктов. Их можно использовать в качестве компонентов котельно-печного топлива, для консервации техники, смазывания наружных рабочих поверхностей деталей. 7. Одно из эффективных направлений экономии ТЭР в АПК – применение энергосберегающих технологий. В следующей лекции. Вопрос 5. Затраты труда при работе агрегатов Для производства любой с.-х. продукции используется человеческий труд. При работе на МТА работы, связанные с обслуживанием агрегата, выполняет механизатор. При выполнении некоторых работ (посев) требуется работа вспомогательного персонала. Затраты труда являются одним из важнейших экономических показателей эффективности использования МТП. 1) Затраты труда измеряются в чел.-ч/га. Затраты труда работников непосредственно занятых на обслуживании МТА называют прямыми и определяются: т + тВ ЗТ = М , чел.-ч/га W где тМ – число механизаторов, работающих на агрегате, чел.; тВ – число вспомогательных рабочих (сеяльщиков на посевном агрегате), чел; W – часовая производительность агрегата, га/ч. 2) Затраты труда также определяются в расчете на единицу конечного продукта (урожайность). И это важный показатель работы всех агрегатов по возделыванию каждой с.-х. культуры. Определяется суммированием отдельных затрат: Зт.(У).=Зт. сум./У где ЗТ(У) – прямые затраты труда на единицу урожая, чел.-ч/т; Зт.сум. – общие затраты труда с учетом количества с.-х. операций при производстве данной культуры, чел.-ч/га; У – урожайность с.-х. культуры, т/га. 11 Пути снижения затрат труда. Затраты труда в соответствии с формулами можно снизить: уменьшив число механизаторов и вспомогательных рабочих за счет усовершенствования конструкций машин и агрегатов (сравнить СЗ-3,6 и СЗП-3,6); увеличив производительность агрегатов; используя комбинированные агрегаты; повышая урожайность. 12
«Технико-экономические показатели работы МТА» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 142 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot