Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Техническая эксплуатация
транспортных и транспортнотехнологических машин и
оборудования
Лекция 1
1
• Транспорт (от лат. transporto —
переношу, перемещаю, перевожу), в
общем смысле перемещение людей
и грузов; одна из важнейших
областей общественного
материального производства.
2
В современную транспортную систему входит
железнодорожный транспорт
автомобильный транспорт
морской транспорт
речной транспорт
воздушный транспорт
трубопроводный транспорт
промышленный (технологический)
транспорт.
3
Особенности и преимущества
автомобильного транспорта мобильность , гибкость доставки
грузов и пассажиров:
"от двери до двери",
"точно в срок" ,
соблюдение при необходимости
расписания.
4
Автомобильный транспорт играет
важнейшую роль в транспортном
комплексе страны, регулярно
обслуживая почти 3 млн.
предприятий и организаций всех
форм собственности, крестьянских и
фермерских хозяйств и
предпринимателей, а также
население страны.
5
Транспортные системы
• Система (от греческого sýstëma – целое,
составленное из частей, соединение):
множество элементов, находящихся в
отношениях и связях друг с другом,
образующих определенную целостность,
единство;
совокупность, образованную и
упорядоченную по определенным
правилам из конечного множества
элементов.
6
Элемент и система – понятия относительные.
Элемент одновременно может являться
системой меньших (более низкого уровня)
элементов. Система в свою очередь может
быть элементом некоторой большей
системы.
Пример. Автомобиль – система, состоящая из
элементов. В то же время автомобиль
представляет собой элемент
автотранспортного предприятия.
7
Транспортная система включает ряд
подсистем.
К подсистемам первого уровня
относятся подвижной состав,
транспортные предприятия, пути
сообщения.
8
Транспортная
система
Уровень 1
Подвижной
состав
Транспортные
предприятия
Уровень 2
Подсистема
технической
эксплуатации
Подсистема
коммерческой
эксплуатации
Вспомогательные
службы
Система ТО и Р
...
...
Производственно-техническая база
...
...
Уровень 3
Пути
сообщения
Персонал
Система снабжения и резервирования
...
9
Как область практической деятельности ТЭ - это
комплекс взаимосвязанных технических,
экономических, организационных и социальных
мероприятий, обеспечивающих:
1) своевременную передачу службе коммерческой
эксплуатации или внешней клиентуре
работоспособных машин необходимой
номенклатуры, количества и в нужное время;
2) поддержание парка машин в исправном
состоянии при:
• рациональных затратах трудовых и
материальных ресурсов;
• нормативных уровнях дорожной и
экологической безопасности;
• нормативных условиях труда персонала.
10
Как отрасль науки ТЭ определяет пути и методы
управления техническим состоянием машин и
парков для обеспечения:
1. регулярности и безопасности использования
при наиболее полной реализации техникоэксплуатационных свойств машин;
2. заданных уровней работоспособности и
технического состояния;
3. оптимизации материальных и трудовых
затрат;
4. минимума отрицательного влияния
транспорта на население, персонал и
окружающую среду.
11
ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Ранги управления
Показатели
эффективности
автомобильного транспорта
Показатели
эффективности
ТЭА
Эффективность работы автомобильного транспорта
Прирост конечного
продукта: объем
перевозок, производительность,
прибыль
Уровень работоспособности парка
Себестоимость
перевозок
Производительность труда на
перевозках
Безопасность
транспортного
процесса
Затраты на
поддержание
работоспособности парка
Производительность труда персонала, обеспечивающего работоспособность
парка
Уровень влияния на экологическую и дорожную безопасность транспортного процесса
20-36%
24-34%
Уровень влияния ТЭА
25-27%
22-26%
Частные показатели эффективности подсистем ТЭА
Коэффициент технической готовности;
наработка на отказ;
вероятность безотказной работы;
ресурс до КР и
списания;
простои в ремонте
и др.
Затраты на ТО
и ремонт по
статьям затрат;
агрегатам, цехам и участкам; видам ТО
и ремонта; видам материалов и запасных
частей
Производительность труда ремонтного
персонала в
целом, по цехам,
участкам АТП,
видам ТО и ремонта и др.
Наработка на
ДТП, то же на
отказы элементов, влияющих
на безопасность
движения и окружающую среду
12
СРАВНЕНИЕ ПОДСИСТЕМ
ТЕХНИЧЕСКОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Параметр
Объект
деятельности
Состояние объекта
Техническая
эксплуатация
Подвижной состав
Надежность,
работоспособность,
экономичность
и
экологичность
автомобиля
Структурная
и Производственноматериальная основа техническая база
Инструмент
Средства
механизации,
диагностики,
ремонта, контроля и
учета
Технология
По видам работ ТО
иР
Основной оператор- Ремонтный рабочий
исполнитель
Входящий
поток На ТО и Р
требований
Коммерческая эксплуатация
Груз, пассажир
Местонахождение груза или
пассажира
Транспортная
сеть,
подвижной состав
Подвижной состав, средства
регулирования
и
учета
движения,
механизации
погрузочно-разгрузочных
работ и др.
По видам перевозок и грузов
Водитель
Требования
перевозки
клиентуры
на
13
Параметр
Показатели
эффективности
функционирования
Факторы,
влияющие на
показатели
эффективности
Временные ограничения
Техническая эксплуатация
Уровень работоспособности
парка, затраты на поддержание
работоспособности парка,
производительность труда
персонала и экологичность
Коммерческая эксплуатация
Скорость и продолжительность доставки, сохранность
груза, комфортабельность
пассажирских перевозок, регулярность движения, себестоимость перевозок, производительность труда персонала, производительность автомобиля, экологичность перевозочного процесса и др.
Система и организация ТО и Р. Вид и условия перевозок.
Производственная база. Обес- Вид груза. Структура парка.
печенность квалифицированОбеспеченность квалифиным персоналом. Конструкция цированным персоналом.
и состояние автомобиля. СисОрганизация перевозочного
тема снабжения и резервиропроцесса. Система правил
вания. Условия эксплуатации
перевозок, тарифов для них и
и др.
т. п.
Соотношение рабочего и неСоотношение рабочего врерабочего времени автомобиля мени предприятий клиентов
и производственной базы.
и предприятий автомобильПродолжительность обслужи- ного транспорта. Расписание
вания автомобиля и др.
движения. Норма времени на
доставку грузов и др.
14
Формы производственных структур
В зависимости от вида предприятий и рода их
деятельности подсистема технической
эксплуатации автомобилей организационно и
экономически может выступать в качестве:
• производственной структуры (подсистемы)
конкретного предприятия или их
объединений (транспортная компания,
холдинг, коммерческое автотранспортное
предприятие), осуществляющей наряду с
перевозками поддержание парка в
работоспособном состоянии;
• независимого хозяйственного субъекта,
оказывающего платные услуги владельцам
разнообразных автотранспортных средств
всех форм собственности.
15
• Сервис (сервисная система) совокупность средств, способов и
методов предоставления платных
услуг по приобретению,
эффективному использованию,
обеспечению работоспособности,
экономичности, дорожной и
экологической безопасности
автотранспортных средств и других
машин в течение всего срока их
службы.
16
• Исполнитель осуществляет в
соответствии с существующими
правилами предоставление услуг
юридическим и физическим лицам владельцам автотранспортных
средств (потребителям).
17
• Потребитель использует,
приобретает, заказывает услуги по
техническому обслуживанию и
ремонту автотранспортных средств
либо имеет намерение
воспользоваться ими.
• Исполнителем и потребителем
могут быть предприятие,
организация, учреждение или
гражданин.
18
Техническая эксплуатация и сервис обычно
включают в различных для разных
предприятий комбинациях следующие
основные виды работ и услуг:
• подбор и доставку необходимых для
предприятия или клиента
автотранспортных средств, оборудования,
запасных частей и материалов;
• куплю и продажу новых и подержанных
автотранспортных средств и агрегатов, их
оценку;
• предпродажное обслуживание и
гарантийный ремонт;
19
• заправку, мойку, уборку и хранение;
• техническое обслуживание и ремонт
автотранспортных средств в течение их
эксплуатации;
• инструментальный технический осмотр и
подготовку к нему;
• продажу запасных частей, материалов,
комплектующих изделий и
принадлежностей;
• предоставление автотранспортных средств
в прокат и лизинг;
20
• техническую помощь на линии, эвакуацию;
• модернизацию, переоборудование и
дооснащение автотранспортных средств,
тюнинг;
• сбор и утилизацию отходов, образующихся
при эксплуатации автотранспортных средств,
включая прием и направление на переработку
списанных изделий;
• информационное обеспечение владельцев
автотранспортных средств;
• обучение и консультацию персонала
автотранспортных предприятий,
предпринимателей, физических лиц владельцев автотранспортных средств.
21