Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность познавательной деятельности; способы познания действительности

  • 👀 741 просмотр
  • 📌 714 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Сущность познавательной деятельности; способы познания действительности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность познавательной деятельности; способы познания действительности» pdf
ЛЕКЦИЯ 1 НАУКА КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ План 1. Сущность познавательной деятельности. 2. Способы познания действительности. 3. Основные признаки научного познания. 4. Определение, цель и сущность науки. 5. Классификация наук. 6. История развития науки. Деятельность человека может иметь чрезвычайно разнообразный характер. В этой связи неоднократно предпринимались попытки еѐ систематизации и классификации. разновидностей человеческой Результатом деятельности упорядочивания явилось выделение познавательной деятельности в особый класс явлений. Сущность познавательной деятельности состоит в том, что активность субъекта, еѐ осуществляющего, направляется на объект познания, что сопровождается отражением в сознании человека процесса и результата этого взаимодействия в форме знания. Объектами познавательной деятельности являются природа, общество, человек и сама познающая личность. Познавательная деятельность субъекта бывает продуктивной или репродуктивной. В первом случае деятельность направлена на получение новых знаний, новых законов и закономерностей, а во втором – на популяризацию этих знаний и их внедрение в другие сферы. Познание окружающего мира человек осуществляет способами: материально-практическим и духовным. Каждый из способов включает несколько разновидностей. Разновидности материально-практического способа познания: двумя а) обыденно-практическое познание. Его основой является опыт повседневной жизни и практики людей. Полученные таким способом знания представляют простой набор сведений и правил разрозненного, хаотического характера. Обыденно-практическое познание основывается на здравом смысле, а также включает в себя первичные обобщения собственного опыта, приметы, предания, интуитивные убеждения, предчувствия и пр. Житейские знания, полученные таким способом, являются важной ориентировочной и поведенческой основой деятельности человека. б) игровое познание. Является существенным элементом деятельности не только детей, но и взрослых: спортивные игры, деловые игры, игра актеров, военные учения и т.д. Понятие игры широко используется в математике, экономике, кибернетике и других науках. Специальные игровые модели и сценарии позволяют проигрывать различные варианты течения сложных процессов и решения научных и практических проблем. Разновидности духовного способа познания: а) мифологического фантастическое отражение познание. Его реальности на спецификой основе является бессознательно- художественной переработки народной фантазией явлений природы и общества. В рамках мифологии вырабатывался определенный комплекс знаний о природе, космосе, самих людях, формах общения. б) художественно-образное познание. Получило наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя искусство специально и не решает познавательные задачи, но в структуре любого произведения искусства содержатся знания о людях, об их характерах, об обычаях, нравах, чувствах, быте разных народов и эпох. Художественная деятельность несводима целиком к познанию, но познавательная функция искусства посредством системы художественных образов – одна из важнейших для него. в) религиозное познание. Обусловлено непосредственно эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними природными и социальными силами. Для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное. Вместе с тем, религия с составляющими еѐ атрибутами содержит знания, несводимые к другим знаниям, полученным иными способами. г) философское познание. Направлено на построение общей картины мира в его универсально-объективных характеристиках. Помимо этого философское познание занимается изучением закономерностей, форм и принципов познания в целом. д) научное познание – это процесс приобретения и развития объективных знаний о действительности на основе рациональных, т.е. придающих решающее значение рассудку, способов изучения идеализированных объектов. Основные признаки научного познания 1) Целью научного познания и высшей его ценностью является постижение истины. 2) Основная задача научного познания – выявление объективных законов действительности: природных, социальных, законов познания и мышления. 3) На основе открываемых законов функционирования и развития исследуемых объектов наука способна осуществлять предвидение будущего. Сущность научного предвидения состоит в том, чтобы мысленно, в самом общем виде, в соответствии с выявленными законами, создать модель будущего по единичным фрагментам, существующим уже сегодня. 4) Для науки характерна системность знаний. Знания превращаются в научные, когда их сбор, описание и обобщение завершаются включением их в систему понятий, в состав теории. 5) Процесс научного изучения объектов всегда сопровождается осознанием методов и приѐмов, используемых во время исследования. 6) Наука воспроизводит знания в виде идеальных форм: понятий, гипотез, теорий, законов. 7) В процессе научного познания применяются специфические материальные средства (приборы, научное оборудование) и методы исследования. 8) Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Помимо дополнительных, отмеченных таких как: критериев научности непротиворечивость выделяют знания, ряд опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики и др. Так что же собой представляет наука? Наука – это сфера деятельности человека, направленная на производство новых, объективных знаний о природе, обществе, мышлении и их теоретическую систематизацию. В узком смысле слова понятие «наука» применяется для обозначения отдельных отраслей научного знания, таких как: физика, химия, социология, биология, экономика и т.д. Непосредственная цель науки – описание, объяснение и предсказание изучаемых процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Сущностью науки является теоретическое отражение реальности. Классификация наук Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания принадлежит Аристотелю. Все знания, в зависимости от сферы их применения, он разделил на 3 группы:  теоретические (знания ради знаний);  практические (знания как руководящие идеи поведения человека);  творческие (знания для создания чего-либо прекрасного). В период возникновения науки как самостоятельного явления Ф. Бэкон, в зависимости от познавательных способностей человека (память, рассудок, воображение), разделил область познания на три сферы:  история как описание фактов, в том числе гражданская и естественная;  теоретические науки;  искусство. На основе иерархии форм знаний, в соответствии с основными этапами развития Абсолютной Идеи, немецкий философ Гегель выделял в науке три раздела:  логика, включая диалектику и теорию познания;  философия природы (механика, физика и органическая физика);  философия духа. В зависимости от формы движения материи в природе, соответствующей последовательности ступеней развития самой природы Ф. Энгельс расположил науки в следующем порядке: механика  физика  химия  биология. Наш соотечественник В. И. Вернадский в зависимости от характера изучаемых объектов выделял два типа наук:  науки, объекты и законы которых охватывают всю реальность – космос, планету, еѐ биосферу (астрономия, химия, физика, математика);  науки, объекты и законы которых присущи только для планеты Земля (биология, геология, все социальные и гуманитарные науки). Современная классификация наук в зависимости от особенностей предмета и метода познания выглядит следующим образом:  естествознание (астрономия, физика, химия, биология, геология и др.);  технические науки (радиоэлектроника, сопромат и т.д.);  обществознание (гуманитарные и социальные науки);  науки о познании и мышлении (логика, гносеология, эпистемология). История развития науки Элементы научного познания, предпосылки науки в современном еѐ понимании, складывались в древних цивилизациях – Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции – в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде элементов астрономии, математики, логики, этики и др. При этом рациональные знания перемежались религиозными и философскими. Основным способом получения научных знаний на данном этапе являлось наблюдение. Наука как специфический тип производства знаний, своеобразный духовный феномен и самостоятельный социальный институт возникла в Европе в 16-17 в.в. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации единого ранее знания на философию и науку. Наука Нового времени опирается на эксперимент и на господство аналитического подхода. Дальнейшее формирование науки связано с созданием научных обществ и академий, а также с началом издания научных журналов. Наука как социальное явление проходит в своем развитии ряд этапов. Периодизация соотношения истории объекта и науки, субъекта основанная познания, на характеристике выделяет три этапа: классический, неклассический и постнекласический. Классическая наука (17-19 в.в.) при описании своих объектов и при их теоретическом объяснении стремилась устранить по возможности всѐ, что относится к субъекту, средствам, приѐмам и операциям его деятельности. Для этого периода характерно господство объективного стиля мышления и стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Неклассическая наука (первая половина 20 в.), исходя из релятивистской и квантовой теории, обосновывает положение о том, что представления о реальности, зависят от средств еѐ познания. Постнеклассическая наука (вторая половина 20 в.) постоянно учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ценностно-целевыми структурами последней. Каждый из перечисленных периодов характеризуется своей совокупностью теоретико-методологических установок и фундаментальных идей. Классический период имеет своей парадигмой механику и принцип жесткого детерминизма. Неклассической науке соответствует парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности. Настоящему периоду развития науки присуща парадигма, в основе которой универсальный принцип самоорганизации процессов, протекающих в системах различной природы.
«Сущность познавательной деятельности; способы познания действительности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot