Сущность познавательной деятельности; способы познания действительности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 1
НАУКА КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
План
1. Сущность познавательной деятельности.
2. Способы познания действительности.
3. Основные признаки научного познания.
4. Определение, цель и сущность науки.
5. Классификация наук.
6. История развития науки.
Деятельность человека может иметь чрезвычайно разнообразный
характер. В этой связи неоднократно предпринимались попытки еѐ
систематизации
и
классификации.
разновидностей
человеческой
Результатом
деятельности
упорядочивания
явилось
выделение
познавательной деятельности в особый класс явлений.
Сущность познавательной деятельности состоит в том, что
активность субъекта, еѐ осуществляющего, направляется на объект
познания, что сопровождается отражением в сознании человека
процесса и результата этого взаимодействия в форме знания.
Объектами познавательной деятельности являются природа, общество,
человек и сама познающая личность.
Познавательная деятельность субъекта бывает продуктивной или
репродуктивной. В первом случае деятельность направлена на получение
новых знаний, новых законов и закономерностей, а во втором – на
популяризацию этих знаний и их внедрение в другие сферы.
Познание
окружающего
мира
человек
осуществляет
способами: материально-практическим и духовным.
Каждый из способов включает несколько разновидностей.
Разновидности материально-практического способа познания:
двумя
а) обыденно-практическое познание. Его основой является опыт
повседневной жизни и практики людей. Полученные таким способом знания
представляют простой набор сведений и правил разрозненного, хаотического
характера. Обыденно-практическое познание основывается на здравом
смысле, а также включает в себя первичные обобщения собственного опыта,
приметы, предания, интуитивные убеждения, предчувствия и пр. Житейские
знания, полученные таким способом, являются важной ориентировочной и
поведенческой основой деятельности человека.
б) игровое познание. Является существенным элементом деятельности
не только детей, но и взрослых: спортивные игры, деловые игры, игра
актеров, военные учения и т.д. Понятие игры широко используется в
математике, экономике, кибернетике и других науках. Специальные игровые
модели и сценарии позволяют проигрывать различные варианты течения
сложных процессов и решения научных и практических проблем.
Разновидности духовного способа познания:
а)
мифологического
фантастическое
отражение
познание.
Его
реальности
на
спецификой
основе
является
бессознательно-
художественной переработки народной фантазией явлений природы и
общества. В рамках мифологии вырабатывался определенный комплекс
знаний о природе, космосе, самих людях, формах общения.
б) художественно-образное познание. Получило наиболее развитое
выражение в искусстве. Хотя искусство специально и не решает
познавательные задачи, но в структуре любого произведения искусства
содержатся знания о людях, об их характерах, об обычаях, нравах, чувствах,
быте разных народов и эпох. Художественная деятельность несводима
целиком к познанию, но познавательная функция искусства посредством
системы художественных образов – одна из важнейших для него.
в)
религиозное
познание.
Обусловлено
непосредственно
эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними
природными и социальными силами. Для религиозного познания характерно
соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное.
Вместе с тем, религия с составляющими еѐ атрибутами содержит знания,
несводимые к другим знаниям, полученным иными способами.
г) философское познание. Направлено на построение общей картины
мира в его универсально-объективных характеристиках. Помимо этого
философское познание занимается изучением закономерностей, форм и
принципов познания в целом.
д) научное познание – это процесс приобретения и развития
объективных знаний о действительности на основе рациональных, т.е.
придающих
решающее
значение
рассудку,
способов
изучения
идеализированных объектов.
Основные признаки научного познания
1) Целью научного познания и высшей его ценностью является
постижение истины.
2) Основная задача научного познания – выявление объективных
законов действительности: природных, социальных, законов познания и
мышления.
3) На основе открываемых законов функционирования и развития
исследуемых объектов наука способна осуществлять предвидение будущего.
Сущность научного предвидения состоит в том, чтобы мысленно, в самом
общем виде, в соответствии с выявленными законами, создать модель
будущего по единичным фрагментам, существующим уже сегодня.
4) Для науки характерна системность знаний. Знания превращаются в
научные, когда их сбор, описание и обобщение завершаются включением их
в систему понятий, в состав теории.
5) Процесс научного изучения объектов всегда сопровождается
осознанием методов и приѐмов, используемых во время исследования.
6) Наука воспроизводит знания в виде идеальных форм: понятий,
гипотез, теорий, законов.
7) В
процессе
научного
познания
применяются
специфические
материальные средства (приборы, научное оборудование) и методы
исследования.
8) Научному
познанию
присуща
строгая
доказательность,
обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
Помимо
дополнительных,
отмеченных
таких
как:
критериев
научности
непротиворечивость
выделяют
знания,
ряд
опытная
проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики и др.
Так что же собой представляет наука?
Наука – это сфера деятельности человека, направленная на
производство новых, объективных знаний о природе, обществе,
мышлении и их теоретическую систематизацию.
В узком смысле слова понятие «наука» применяется для обозначения
отдельных отраслей научного знания, таких как: физика, химия, социология,
биология, экономика и т.д.
Непосредственная цель науки – описание, объяснение и предсказание
изучаемых процессов и явлений действительности на основе открываемых
ею законов.
Сущностью науки является теоретическое отражение реальности.
Классификация наук
Одна
из
первых
попыток
систематизации
и
классификации
накопленного знания принадлежит Аристотелю. Все знания, в зависимости
от сферы их применения, он разделил на 3 группы:
теоретические (знания ради знаний);
практические (знания как руководящие идеи поведения человека);
творческие (знания для создания чего-либо прекрасного).
В период возникновения науки как самостоятельного явления Ф. Бэкон,
в зависимости от познавательных способностей человека (память, рассудок,
воображение), разделил область познания на три сферы:
история как описание фактов, в том числе гражданская и
естественная;
теоретические науки;
искусство.
На основе иерархии форм знаний, в соответствии с основными этапами
развития Абсолютной Идеи, немецкий философ Гегель выделял в науке три
раздела:
логика, включая диалектику и теорию познания;
философия природы (механика, физика и органическая физика);
философия духа.
В
зависимости
от
формы
движения
материи
в
природе,
соответствующей последовательности ступеней развития самой природы Ф.
Энгельс расположил науки в следующем порядке:
механика физика химия биология.
Наш соотечественник В. И. Вернадский в зависимости от характера
изучаемых объектов выделял два типа наук:
науки, объекты и законы которых охватывают всю реальность –
космос, планету, еѐ биосферу (астрономия, химия, физика, математика);
науки, объекты и законы которых присущи только для планеты
Земля (биология, геология, все социальные и гуманитарные науки).
Современная классификация наук в зависимости от особенностей
предмета и метода познания выглядит следующим образом:
естествознание (астрономия, физика, химия, биология, геология и
др.);
технические науки (радиоэлектроника, сопромат и т.д.);
обществознание (гуманитарные и социальные науки);
науки о познании и мышлении (логика, гносеология, эпистемология).
История развития науки
Элементы научного познания, предпосылки науки в современном еѐ
понимании, складывались в древних цивилизациях – Египте, Вавилоне,
Индии, Китае, Древней Греции – в форме эмпирических знаний о природе и
обществе, в виде элементов астрономии, математики, логики, этики и др. При
этом рациональные знания перемежались религиозными и философскими.
Основным способом получения научных знаний на данном этапе являлось
наблюдение.
Наука как специфический тип производства знаний, своеобразный
духовный феномен и самостоятельный социальный институт возникла в
Европе в 16-17 в.в. в эпоху становления капиталистического способа
производства и дифференциации единого ранее знания на философию и
науку.
Наука Нового времени опирается на эксперимент и на господство
аналитического подхода.
Дальнейшее формирование науки связано с созданием научных
обществ и академий, а также с началом издания научных журналов.
Наука как социальное явление проходит в своем развитии ряд этапов.
Периодизация
соотношения
истории
объекта
и
науки,
субъекта
основанная
познания,
на
характеристике
выделяет
три
этапа:
классический, неклассический и постнекласический.
Классическая наука (17-19 в.в.) при описании своих объектов и при их
теоретическом объяснении стремилась устранить по возможности всѐ, что
относится к субъекту, средствам, приѐмам и операциям его деятельности.
Для этого периода характерно господство объективного стиля мышления и
стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его
изучения субъектом.
Неклассическая
наука
(первая
половина
20
в.),
исходя
из
релятивистской и квантовой теории, обосновывает положение о том, что
представления о реальности, зависят от средств еѐ познания.
Постнеклассическая
наука
(вторая
половина
20
в.)
постоянно
учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не
только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с
ценностно-целевыми структурами последней.
Каждый
из
перечисленных
периодов
характеризуется
своей
совокупностью теоретико-методологических установок и фундаментальных
идей.
Классический период имеет своей парадигмой механику и принцип
жесткого детерминизма. Неклассической науке соответствует парадигма
относительности, дискретности, квантования, вероятности. Настоящему
периоду
развития
науки
присуща
парадигма,
в
основе
которой
универсальный принцип самоорганизации процессов, протекающих в
системах различной природы.