Сущность и содержание управленческой деятельности.Эволюция управленческой мысли
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Сущность и содержание управленческой деятельности.
Тема 2. Эволюция управленческой мысли
1. Общая характеристика управленческой деятельности
Управленческая деятельность - осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, природы, техники.
Это деятельность, связанная с выработкой и реализацией управленческих решений. Это:
• управление деятельностью (планирование деятельности, постановка производственных задач, создание системы измерения работы и контроля за выполнением заданий).
• управление людьми (обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и ДР-)-
Основными слагаемыми управленческой деятельности являются руководство людьми и организация выполнения решений. Для этого необходимо:
• четко представлять соответствующие цели и задачи;
• определить главное в работе;
• из имеющихся исходных данных выделить самое существенное;
• рационализировать ресурсы (материальные, технические, людские);
• четко определить, кому, что, в какой срок сделать;
• обеспечить необходимые условия выполнения задач;
• осуществлять необходимую помощь, координирование, контроль;
• анализировать результаты, делать выводы.
Технология управленческой деятельности -совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, конструирование и задействование руководителем управленческого инструментария в соответствии с избранной стратегией и тактикой управления.
Алгоритм управленческой деятельности:
• определение объекта и уровня его проблемности;
• уяснение цели и задач;
• изучение и оценка обстановки;
• выработка и принятие управленческого решения;
• планирование работы по его выполнению;
• постановка задач подчинённым;
• организация выполнения решения;
• анализ результатов;
• корректировка (по необходимости) процесса выполнения решения.
Основные компоненты управленческой деятельности:
а) структурный (потребность; мотив; цель; способ; результат).
б) операционно-деятельностный (активность; деятельность; результат).
Многообразие функций управленческой деятельности:
• организаторская;
• профессиональная;
• педагогическая;
• административная;
• хозяйственно-экономическая;
• агитационно-пропагандистская;
• социально-психологическая.
2. Эволюция управленческой мысли
Как самостоятельная область знаний менеджмент развивался на протяжении двадцатого столетия под воздействием тенденций мирового общественного и экономического развития, появления новейших научных и технических достижений, в результате чего возникло множество различных школ управления, их модификаций,
получили развитие системный и ситуационный подходы к управлению. На сегодняшний день можно объявить о возникновении новой парадигмы в управлении, возникшей в результате осмысления нового опыта и практики бизнеса.
Первый прорыв управленческой мысли связан с именем Фридерика Тейлора (1865-
1915), который впервые применил научные принципы к управлению, он перенес идеи инженерных наук на управление в низовом производственном звене путем рационализации труда рабочих, применения специальной техники и технологии. Его идеи продолжили Г.Л. Ганнт, супруги Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон и Г. Форд. Почти все они были успешными менеджерами, эффективно воплощавшими свои идеи на практике.
Следующий крупный шаг в развитии управленческой мысли осуществил Анри
Файоль (1825-1925), заложивший основу науки администрирования в ее классическом варианте. Рассматривая управление организацией в целом, он разработал принципы
управления, которые действенны и сегодня, определил основные функции управления, принципы построения организационных структур.
Третий прорыв состоял в зарождении школы « человеческих отношений» на рубеже 30-х годов и был связан с использованием достижений психологии и социологии в управлении. Представители этой школы и - Мери Паркер Фоллет и Элтон Мэйо (1880-1941). Мэйо с помощью знаменитого Хоторнского эксперимента сумел доказать, что помимо условий на работе, совершенствования движений и техники на производительность труда работников оказывает влияние в большей степени характер человеческих отношений в трудовом коллективе. Известный психолог А. Маслоу (1908-1970) с помощью исследований раскрыл механизм человеческой мотивации. В дальнейшем эти идеи нашли продолжение в поведенческих науках. Ученые-бихевиористы К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Герцберг в 50-60- е годы изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, коммуникации в организациях, лидерства.
В 50-60-е годы это направление было продолжено развитием теории организации как социально-технической системы. Системный подход (Ч.И.Барнард (1886-1961 гг)) в отличие от одномерных теорий, которые рассматривали только одну сторону управления, явился синтетическим, комплексным взглядом на управление. Системный подход рассматривает организацию как социально-техническую систему, активно взаимодействующую с внешней средой. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов (подсистем), образующих единое целое и взаимодействующих для достижения заданной цели. В организации как системе различают следующие элементы (подсистемы): производственная или операционная подсистема; подсистема обеспечения; подсистема управления.Совместное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые свойства системы, в результате чего возникает эффект синергии (2+2=5).
Системный подход к управлению рассматривает организацию как открытую систему, в которой элементы активно взаимодействуют с окружающим миром, она постоянно ищет ресурсы во внешнем мире и расширяет свои границы, поставляет переработанные ресурсы в виде готовой продукции и услуг во внешнюю среду, в закрытой системе этого взаимодействия нет, четко определены границы системы.
+Одновременно получил развитие ситуационный подход. Центральным моментом здесь является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, влияющих в данный момент на организацию, т.н. ситуационных переменных. Поэтому менеджер, решая проблему в организации, должен обладать «ситуационным мышлением», каждый раз принимать новое решение, так как нет универсальных методов управления и одинаковых ситуаций. Новый рывок в управленческой мысли в 50-60- е годы – развитие современных количественных методов обоснования решений ( школы науки управления).
Методологическая база этого направления была основана применении математических методов, компьютерных технологий в процессе управления. В 70-е годы в мировом менеджменте возникла необходимость углубления адаптации предприятий к меняющейся внешней среде. Это выразилось во всеобщем распространении стратегического менеджмента, в разработке долгосрочных планов, подчинении внутренней среды реализации принятой стратегии, обеспечивающей конкурентные преимущества. 80-е годы ознаменовались открытием значения «организационной культуры» как мощного инструмента управления.
В результате исследований было доказано, что культурный стереотип поведения в организации, человек, его сознание и культура являются главным потенциалом организации. Дальнейшая глобализация экономики, охватившая и Россию, привела к усилению международного характера менеджмента. Экономика всех стран стала все более открытой и доступной для любых товаров и услуг, повысилась роль международной конкуренции, вместе с тем усилилась кооперация производства, появились транснациональные корпорации.
Поэтому перед менеджментом встали вопросы универсальности методов управления с учетом конкретных условий экономики, национальных культурных особенностей разных стран. Признак сегодняшнего дня – это усиление влияния научно-технического прогресса на экономику. Это проявляется не только в применении компьютерных технологий в управлении, в повышении роли производительности и качества для победы в конкуренции, но и в стремлении перестроить процессы производства и управления, технологию ведения бизнеса на более рациональной основе, в результате чего возникло новое направление в менеджменте - «реинжиниринг бизнеса».
Отсюда можно сделать вывод, что современный менеджмент – это не застывшие догмы, а стремительно развивающаяся область знаний, практический опыт которой дает толчок для ее эволюции.
Задание к темам 1-2:
1. Составить сообщение «Общая характеристика личности руководителя» --1 стр. печатного текста ( А4, Word)
2. Составить хронологическую таблицу «Этапы управленческой мысли», указывая представителей ( А4, Word)