Сущность и содержание акмеологии экстремальной деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Кафедра основ экономики функционирования РСЧС
Утверждаю
Заведующий кафедрой
основ экономики функционирования РСЧС Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России
М.В. Чумаков
«_____»__________2015 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ
Специальность 20.05.01 «Пожарная безопасность»
по учебной дисциплине «Введение в специальность»
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АКМЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обсуждена на заседании кафедры основ
экономики функционирования РСЧС
Протокол № ______ от
«____» ________________ 2015 года
I. Цели и задачи занятия
1. Учебная: изучить предмет и понятийный аппарат в акмеологии, особенности акмеологии экстремальной деятельности. Сущность и виды акмеологических технологий личностного и профессионального развития в экстремальных видах деятельности.
2. Воспитательная: вызвать интерес у обучающихся к формы и методы формирования личности специалиста ГПС МЧС России на основных этапах профессионального становления.
3. Развивающая: развитие умения структурировать учебный материал, отделять главное от второстепенного.
Время: 90 минут
Место проведения: лекционный зал
II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия
Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учебные вопросы
Введение
1. Предмет и понятийный аппарат в акмеологии
2. Место акмеологии в системе преподаваемых дисциплин
3. Общие и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
5
70
5
20
20
25
5
III. Литература
основная
1. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: Монография / Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е.Паутова. – Санкт-Петербург-Коломна-Рязань, 2008. - 376с.
2. Акмеология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. / Под общ. ред. А.А.Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2006. – 424с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)
3. Акмеология 2008. Методологические и методические проблемы / Под ред. Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. – СПб.: Изд-во ЦСИ, 2008. – 156 с.
дополнительная
1. Деркач, А.А. Акмеологическая культура будущего магистра: методология и психология развития: Моногр. / РАГС при Президенте Российской Федерации; А. А. Деркач, О. В. Москаленко, Е. В. Селезнева. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 196с.
2. Ильин, В.В. Философия и акмеология / В.В. Ильин, С.Д. Пожарский. – СПб.: Политехника, 2003. – 395с.
3. Кандыбович, С.Л. Психолого-акмеологические основы управленческой деятельности командира войск РХБ защиты / С.Л. Кандыбович – М.: ВУ. – 236с.
IV. Учебно-материальное обеспечение
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.
V. Текст лекции
Вводная часть
В настоящее время при возникновении глобально-кризисных проблем (экологических, демографических, социальных) особую остроту приобретает поиск новых возможностей и ресурсов для их рационального решения.
Один из конструктивных путей связан с созданием инновационных высоких технологий, причем не только в традиционной производственной области, но и в других сферах человеческой деятельности, изучаемых, в частности, акмеологией.
Высокий профессионализм и творческое мастерство специалистов - один из важнейших собственно человеческих ресурсов, который становится фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает новая интегративно-комплексная наука акмеология (греч. akme - вершина, расцвет). Ибо именно она изучает закономерности и технологии развития профессионализма и творчества как акме-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности.
Учебные вопросы:
1. Предмет и понятийный аппарат в акмеологии
«наука о достижении вершин в любом виде профессиональной и социальной деятельности».
Акмеология [греч. akmē — вершина + logos — наука, учение] —изучающая развитие человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости.
Поэтому А. прослеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо- и микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, ставя и решая задачу разработки таких рекомендаций стратегии организации его жизни, реализация которых позволила бы ему оптимально объективировать себя на ступени зрелости и внести свой индивидуально неповторимый вклад в обогащение ценностей жизни и культуры.
Акмеология экстремальной деятельности ставит своей задачей разработать пути достижения высшего уровня профессионального мастерства для деятельности в экстремальных условиях.
Наряду с расширенным толкованием А., некоторыми авторами предлагается иная, более специальная трактовка понятия А., как знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека. При этом на междисциплинарном уровне рассматривается содержание феномена профессионализма, прослеживается зависимость между профессионализмом и другими особенностями человека, пути и условия достижения профессионализма, а также способы предотвращения профессиональной деформации. При решении этих задач в А. изучается труд профессионалов экстракласса в разных областях деятельности, выявляется, что их объединяет и что различает, насколько различия обусловлены конкретной областью труда. Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать, несхожесть технологий, которые используются, чтобы получить высокий результат, определяют своеобразие содержания и формы профессионализма в таких системах деятельности, как: человек — живая природа; человек — техника и неживая природа; человек — человек; человек — знаковые системы; человек — образы искусства (классификация Е.А. Климова) или в таких сложных областях, как политика, экономика, управление, предпринимательство, военное дело и др. Помимо этого, А. исследует процессы переподготовки, когда человек меняет профессию и в новой области труда ему необходимо достигнуть максимального профессионализма, выявить новые грани своего "акме".
Основные понятия и категории
Акмеологический понятийный аппарат имеет специфическое содержание и характеризуется междисциплинарной направленностью. Базовым понятием для акмеологических исследований, изучающих трудовую деятельность специалистов и ее эффективность, является профессионализм.
Существует много различных определений понятия "профессионализм". Профессионализм деятельности — качественная характетика субъекта деятельности — представителя определенной профессии, определяемая мерой владения им современным содержанием и средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. Мера этого овладения у разных людей различна, поэтому можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях профессионализма деятельности представителя той или иной профессии ; .
На основании приведенного определения можно сделать вывод о том, что профессионализм деятельности характеризуется, прежде всего, ее высокой продуктивностью.
Продуктивная деятельность — деятельность, отличающаяся высокими показателями качества (по основным критериям), производительностью и позитивными социально-личностными характетиками (преследующую положительные социально значимые цели, развивающую специалиста как личность, сохраняющую его здоровье).
Малопродуктивная деятельность — деятельность специалиста, не отличающаяся высокими показателями качества и производительностью, а также не преследующая положительных социально значимых целей.
Непродуктивная деятельность — деятельность, характеризующаяся низкими показателями качества и производительностью, не преследующая положительных социально значимых целей.
Таким образом, относительно акмеологии профессионализм деятельности характеризуется высокой продуктивностью (эффективностью), оптимальными интенсивностью и напряженностью, высокой точностью и надежностью, высокой организованностью, высокой квалификацией, низкой опосредованностью (зависимостью специалиста от внешних факторов), владением современными средствами решения профессиональных задач, высокой стабильностью продуктивности, точности, надежности и организованности.
Мастер в акмеологии — специалист, обладающий мастерством, которое рассматривается как свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, основанных на гибких навыках и творческом подходе ; . Для того чтобы достичь мастерства в профессиональной деятельности, необходимо обладать значительными "стартовыми возможностями": способностями, специальными знаниями, умениями, квалификацией, мотивацией. По сути, это базовый этап движения к "акме".
В настоящее время понятие "мастерство" отождествляется с понятием "профессионализм". При этом профессионализм рассматривается как высший стандарт профессиональной деятельности (сделано профессионально, профессионал своего дела и т. п.).
Профессионализм имеет общее с категорией "психология труда" — индивидуальным стилем деятельности, рассматривается как пущая индивиду система навыков, методов и приемов достижения поставленной цели. Относительно акмеологии индивидуальный стиль деятельности является проявлением индивидуального в мастерстве и профессионализме.
Мастерство и профессионализм связаны с самореализацией в профессиональной деятельности, наличием высокого уровня мотивации достижения высоких результатов.
Акмеологические факторы — основные причины (имеющие характер движущих сил), обусловливающие достижение высокого профессионализма деятельности, и главные детерминанты профессионализма. Факторы — это объективные причины, обусловливающие самодвижение человека к вершинам профессиональной деятельности, т. е. к высоким достижениям.
Акмеологические условия — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма деятельности.
2. Место акмеологии в системе преподаваемых дисциплин
Среди нерешенных проблем, снижающих эффективность описанной системы, следует отметить проблему учета личностной ориентации и индивидуальных способностей учащихся. Решающее слово при этом также должна сказать акмеология путем представления как инструментария для оценки личностной ориентации и индивидуальных способностей, так и акмеологических моделей продуктивной деятельности.
Для подтверждения возможности реализации акмеологической направленности в подготовке специалистов через систему элективных учебных дисциплин в рамках учебного заведения среднего профессионального образования нами было проведено экспериментальное исследование.
В ходе подготовки эксперимента была сформулирована гипотеза: студенты, прослушавшие выше упомянутые комплекс дисциплин акмеологической направленности, должны иметь, по сравнению со студентами, не прослушавшими вышеуказанные курсы, более ярко выраженные способности к творчеству, к выражению собственных суждений, к перестройке мышления и стремление к достижению вершин в будущей профессиональной деятельности.
Курс «Акмеология экстремальной деятельности» базируется на теоретической основе и философии современного знания теории акмеологии, на новых целевых подходах высшей школы и является повышающим эффективность дисциплин, включенных в учебный план специальности, такими как «Менеджмент», «Управление в ГПС», «Теория управления», «Государственный пожарный надзор», «Организация службы и подготовки» и других. Это объясняется тем, что понятийный аппарат акмеологии, ее теоретические и практические конструкты направлены на определение курсантами особенностей личностного и профессионального самоопределения, своих психических качеств в русле изучения данных дисциплин, успешную адаптацию в новой профессиональной среде, на обогащение профессиональных Я-концепции и Мы-концепции.
Дисциплина органично связана и с другими гуманитарными, инженерно-техническими и специальными дисциплинами, изучаемыми в ИвИ ГПС МЧС России.
Системное изложение теоретических и практических вопросов и проблем курса «Акмеология экстремальной деятельности», его логическое построение направлены на достижение понимания курсантами важности акмеологического изучения человека в процессе его подготовки, выбора своего профессионального пути, адаптации, становления, развития, совершенствования как индивида, личности и субъекта профессиональной деятельности.
3.Общие и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
Конструктивность категорий синхронии и диахронии для анализа творческой деятельности отмечалась в работах М. Бахтина и специально исследовалась в современной рефлексивной психологии творчества. Разработанная в ее рамках концептуальная модель успешного разрешения проблемно-конфликтных ситуаций служит конструктивным средством описания и изучения творческого достижения успеха с учетом взаимодействия синхронического и диахронического аспектов инновационного процесса. Согласно этой модели, выделяются два вида содержаний сознания субъекта творческой деятельности: интеллектуальные (презентирующие ее предметности, отражающие проблемно-конфликтную ситуацию и преобразующие ее процедуры) и личностные (презентирующие образ "Я", раскрывающиеся и развивающиеся в процессе преодоления данной ситуации), а также соответствующие им смыслы.
Если интеллектуальные смыслы обеспечивают осознание оснований деятельности, то личностные — переосмысление той проблемно-конфликтной ситуации, в которой она разворачивается. Тем самым рефлексируется не только осуществляемая деятельность, но и развивающаяся в ней личность, что обеспечивает констелляцию профессионального мастерства. На базе этой концептуальной модели разработаны эффективные средства эвристической рефлексии, развития творческого потенциала, обеспечивающие достижение акмеологического уровня профессионального мастерства в процессе преодоления синхронически возникающих проблемно-конфликтных ситуаций, опыт разрешения которых при соответствующей рефлексии ведет к диахроническому развитию творчества.
Согласно рассматриваемой концепции, рефлексия представляет собой осознание и переосмысление стереотипов мышления, и их эвристическое преодоление вплоть до образования новых (креативно-инновационных) содержаний сознания. Такого рода рефлексивные способности развиваются в индивидуальной форме (при самостоятельном решении творческих задач), а также в диалогической и групповой (при совместных дискуссиях и взаимодействиях). При этом дифференцируются различные виды рефлексии: интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная, экзистенциальная, культуральная. Интеллектуальная обслуживает когнитивную деятельность, личностная — индивидуальное поведение в ситуациях, коммуникативная — межличностное общение, кооперативная — совместную деятельность, экзистенциальная — жизненное самоопределение и существование, культуральная — вовлечение в культуру и в ее созидание.
Исходя из указанных представлений о рефлексии и ее типах, можно выдвинуть гипотезу о том, что для профессионала в сфере управления для успеха творческой деятельности и достижения ее акме-форм важно не только освоение всех видов рефлексии, но и развитие их оптимального взаимодействия. Наиболее эффективные условия для этого создаются благодаря рефлексивно инновационной среде, в которой интенсивно-игровыми методами развиваются рефлексивно творческие возможности человека. Разрабатываемые в последнее время в рамках рефлексивной психологии и педагогики творчества методы исследования и образовательные технологии рефлексии (в виде экзистенциально-креативного рефлетренинга, игрового рефлепрактикума, группового рефлепрактикума, рефлетеатрализации, игрорефлексики и др.) ассимилируют и конструктивно развивают позитивные элементы таких активных социально-психологических методов, как психотехника, психодрама, психотренинг, игротехника и др. Методологические проблемы взаимодействия акмеологии и психологии развития
Изучение проблем, механизмов и способов развития человека всегда составляло важный аспект психологического познания. Поэтому выделение психологии развития в самостоятельную область знания носит несколько парадоксальный характер. В самом деле, с одной стороны, изучаемые в общей психологии психические функции и состояния всегда трактовались как процессы и исследовались в общей психологии в определенной временной перспективе и в динамике, т. е. по крайней мере в аспекте микроразвития. С другой стороны, уже давно (с начала XX века) выделившаяся в особую область возрастная психология изучает макроразвитие, т. е. возрастные изменения в психике человека в течение его жизни. Правда, при этом акцент всегда ставился на изучении генезиса психики, т. е. на возникновении и становлении психических функций, процессов и свойств личности, в основном до взрослого состояния. Поэтому в возрастной психологии долгое время явно преобладала проблематика изучения детства и юношества по сравнению с менее интенсивно исследовавшимися зрелостью и, тем более, старостью человека.
Это нашло свое отражение в формировании в начале XX века педологии как комплексной дисциплины, всесторонне изучающей развитие ребенка средствами психологии и смежных с ней наук о человеке. Как это ни парадоксально, но аналогичная комплексная наука о старости — геронтология — оформилась в самостоятельную дисциплину значительно раньше, чем акмеология, которая также является интегративной наукой о зрелости человека — возрастной, личностной, социальной — и о развитии его профессионализма и творчества.
Казалось бы, психологическое значение именно этих аспектов зрелости взрослого, работающего человека как наиболее активного элемента социума должно было бы не в меньшей мере интересовать общество, чем их онтогенез в детстве, изучаемый педологией. Однако логика развития наук о человеке такова, что в начале XX века оформились те области психологии, которые обеспечивали социальный заказ на обслуживание общественной практики общего дошкольного и школьного образования. Это привело к тому, что в психологическом изучении проблематики развития доминировали вопросы детской и педагогической психологии, оттесняя на задний план психологию зрелого возраста и психологию профессий.
Чем же объясняется проявившийся лишь в конце XX века интерес к психологии развития человека в целом и к изучению его зрелости в частности акмеологией? Именно в этот период особую остроту приобретает социальная потребность в специалистах различного профиля в сфере управления, менеджмента, социальной работы с высоким уровнем профессионализма и мастерства, изучаемых акмеологией. Поэтому недостаточно обеспечивать получение детьми общего образования: его необходимо рассматривать и как профессионально-предстартовое обучение, т. е. в контексте не только возрастного и образовательного развития, но и социального и профессионального.
Более того, в связи с ростом продолжительности жизни в развитых странах возник социальный заказ на реализацию трудовых потребностей, ресурсов, профессионального и жизненного опыта пожилых людей, чем и объясняется интерес к геронтологии, изучающей постпрофессиональное развитие человека стареющего.
Таким образом, в последней трети XX века не только оформился социальный заказ на психологическое изучение развития человека как целостного макропроцесса (включающего детство, зрелость, старость), но и сложились дополнительные научные предпосылки для этого в виде завершения формирования новых комплексных дисциплин — педологии, акмеологии, геронтологии. Более того, в связи с наметившейся в последней трети XX века переориентацией обучения на непрерывное образование человека на всех возрастных ступенях (т. е. детства, юности, зрелости, старости), помимо традиционной педагогики, обслуживающей школьное обучение, можно ставить вопрос о создании науки "юнологики", изучающей развитие человека в юношеском возрасте в процессе личностного самоопределения и формирования его социально ориентированного мышления, а также специальной прикладной дисциплины "геронтологики", обслуживающей процессы социализации и образования юношей и девушек. Необходимо способствовать формированию дисциплин, разрабатывающих методы профессионального образования взрослых учащихся и постпрофессиональную переподготовку пожилых людей.
Тем самым социальная потребность научного обеспечения все расширяющейся практики непрерывного образования — как общекультурного, так и специально профессионального — создает дополнительные прикладные предпосылки для оформления психологии развития (целостно изучающей психологические изменения человека в основные периоды его жизнедеятельности в детстве, юности, зрелости, старости) и акмеологии, изучающей профессионализм и творчество зрелого человека.
Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
Итак, проведенный анализ показал тесные и многообразные связи акмеологии с другими науками о человеке. Каким же образом эти связи влияют на конкретные акмеологические исследования? Естественно, знания, полученные в смежных науках, учитываются в отдельных акмеологических исследованиях и разработках по-разному, в зависимости от их конкретных задач и концептуально-методических средств решения. При этом эффективность переноса смежных знаний в ткань того или иного акмеологического исследования определяется конструктивными возможностями их предметно-методологической состыковки. Эти возможности во многом производны от методологической "оснастки" того исследовательского подхода, который полагается в основу проведения конкретной акмеологической разработки. Рассмотрим возможности состыковки смежных знаний и пути реализации связей акмеологии с другими науками о человеке на примере предлагаемого мной рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионально-творческого мастерства.
В качестве базовых выделяются возрастной, образовательный, профессиональный аспекты акмеологического подхода. Они в качестве исходной фоновой биосоциальности задают объективное пространство для проявления активности субъекта, ориентированной на развитие своего профессионального мастерства. В этой активности выделяются следующие производные (относительно базовых) акмеологические аспекты субъектного пространства реализации акмеологических возможностей: креативный, экзистенциальный, культуральный. Системообразующим фактором относительно взаимодействия всей категориальной системы как базальных, так и производных от них акмеологических аспектов является рефлексивный аспект мастерства.
Таким образом, онтологическая специфика акмеологичности образуется взаимодействием категориально квалифицируемых сущностей: биологичности, социальности, активности и рефлексивности мастерства человека. Акцент на их доминирование определяется задачами конкретных акмеологических исследований, которые носят комплексный характер, поэтому акты и закономерности, обнаруженные в результате этих исследований, должны трактоваться с системных позиций более функционально. Это означает, что лишь в результате конкретных акмеологических исследований можно установить, какая именно доминация будет у исследуемого профессионала. Если, например, возрастная, то будет ли наблюдаться развитие, скажем, по типу взросления или старения. Важно установить при этом, каков удельный вес педагогического и профессионального аспектов и насколько много в этом случае репродуктивных и продуктивных моментов, насколько мощна профессиональная рефлексия, которая обеспечивает достижение высших ступеней мастерства и преодоление шаблонных стереотипов. Необходимо выяснить также, насколько профессиональное развитие ведет за собой экзистенциально-личностное или, наоборот, личностное развитие — всего лишь побочный продукт профессионального. Здесь могут быть самые разные сочетания, поэтому подчеркнем, что типологический подход также является методологическим принципом для акмеологических исследований и разработок.
Из сказанного можно сделать следующие выводы: интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки и в системе непрерывного образования.
При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов их подготовки и совершенствования:
1. Возрастной аспект исследования нацелен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда).
2. Образовательный аспект обращен на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования.
3. Профессиональный аспект направлен на определение возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты.
4. Креативный аспект — на определение затрачиваемых усилий и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества.
5. Рефлексивный аспект, связанный с самосознанием личности как развивающегося "Я" и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности, является системообразующим, обеспечивая оптимальное взаимосогласование выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.
Разработанные приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексии позволяют развивать творческие способности учащихся, студентов и профессионалов в ситуациях как решения профессионально-творческих задач, так и применения интенсивно-игровых методов культивирования рефлексии.
Акмеологические технологии направлены на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они включают комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретают акмеологическую основу.
Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления.
Структура акмеологических технологий может быть представлена следующим образом:
• цель и задачи технологии;
• методологическая основа;
• принципы разработки;
• условия технологического процесса;
• анализ конкретной ситуации;
• характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия;
• этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели;
• способы прогнозирования результатов;
• внедрение.
“Основная задача акмеологических технологий – сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирвать личностное и профессиональное Я.”
К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:
• игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),
• технологии психоконсультирования,
• тренинговые технологии,
• технологии развивающего обучения,
• технология личностно-ориентированного обучения,
• метод проектов.
Контрольные вопросы,
рекомендуемые для самоподготовки обучающихся:
1. Дайте характеристику понятиям «акмеология», «экстремальная акмеология».
2. По каким признакам можно классифицировать акмеология в широком и узком смысле?
3. Чем отличаются современные условия, в которых трудятся сотрудники ГПС МЧС России?
4. Почему у плохо подготовленного специалиста в экстремальных ситуациях возникает психофизиологический блок?
5. Что включает в себя задача акмеологии экстремальной деятельности?
6. Что включают в себя факторы социального процесса?
7.Что включает в себя механизм социального процесса?
8. Что относится к важнейшим социальным процессам, подлежащим управлению?
Разработал:
доцент кафедры основ экономики функционирования РСЧС
кандидат психологических наук Е.И. Осипов