Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Структура личности. Теоретические подходы к описанию структуры личности в отечественной и зарубежной психологии

  • 👀 770 просмотров
  • 📌 739 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Структура личности. Теоретические подходы к описанию структуры личности в отечественной и зарубежной психологии» doc
Лекция 5 Структура личности. Теоретические подходы к описанию структуры личности в  отечественной и зарубежной психологии     В психологии принято рассматривать личность  как интегративное качество, включающее  разные структурные компоненты. Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности.  В структуре личности выделяют  индивидуальные особенности человека, которые часто называют чертами личности или личностными качествами.        В  отечественной и зарубежной психологии существует разные подходы к выделению структурных компонентов личности.  Один из подходов  основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры - на уровни (пример, теория черт личности Г.Олпорта, который выделяет общие черты, характерными для многих людей в большей или меньшей степени, и индивидуальные, или морфологические, уникальные для каждого индивида черты. Впоследствии  Г.Олпорт применяет термин «черты личности» только для обозначения общих черт, а для черт индивидуальных вводит термин – «индивидуальные диспозиции» - кардинальные, центральные и вторичные).         Другой  подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некоторые  общие особенности личности. Примером типологического подхода является  выделение типов темперамента  – типологический подход. В общепсихологической проблематике типологический подход представлен разделении людей на типы по отдельным психологическим свойствам, например по способностям, темпераменту и характеру. Проблема типологии была выдвинута К. Г. Юнгом в фундаментальном труде «Психологические типы».            В отечественной психологии можно выделить  основные теории личности, в которых описывается структура личности  – теории  А.Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, А.В.Петровского и др. Как правило,  отечественные ученые, описывая структуру личности разделяют понятия «личность» и «индивид».  Человек, по мнению А. Н. Леонтьева, как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной деятельности, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частично проявляются, а  некоторые - подавляются. Однако, по его мнению, не изменения этих врожденных свойств порождают его личность. Б.Г.Ананьев, характеризуя человека как индивида, выделяет два основных класса индивидуальных свойств: 1) возрастные свойства, которые развертываются в процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции) и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям; 2) конституциональные особенности (телосложение, биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной больших полушарий (симметрии – асимметрии, функционирование парных рецепторов и эффекторов). В темпераменте и задатках происходит интеграция всех этих свойств. Исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе, где складывается и формируется данная личность. На основе этого статуса формируются системы «общественных функций-ролей» и «целей и ценностных ориентаций».          А. Н. Леонтьев, рассматривая различия личности  и  индивида, в качестве фундаментального отличия личности  рассматривает специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности, личность  является, по его мнению, относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.     А. В. Петровский также рассматривает  личность  как  системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, в котором отражается уровень общественных отношений, общественных связей. Свойства личности человека можно увидеть через содержание его деятельности, деловые и межличностные отношения в конкретных условиях социальной жизни, т.е. через все то, что составляет образ его жизни. Личность не обусловлена биологическими факторами, соответственно, в структуру личности. Б. Ананьев, выделяя ведущую роль социальных компонентов в структуре личности,  но  включает также некоторые биологически обусловленные свойства. Б.Братусь выделяет  в структуре личности  преобладающий способ отношения к себе (самоотношение), отношение  к окружающим людям, предлагает трехуровневую  структуру личности, включающие  следующие компоненты: -эгоцентрический, включающий отношение к себе; - группоцентрический, отражающий отношение к другому человеку в зависимости от того, входит он в значимую для личности группу (семью, трудовой коллектив, нация) или нет; -просоциальный, предполагающий  равноценное отношение к любому человеку  как представителю разных социальных групп          В исследованиях, прежде всего, особенно педагогических, в структуре личности  принято выделяют также  три основных таких компонента - мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.     Мотивационный компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность, в свою очередь, также является комплексным образованием и   включает разные свойства -  систему потребностей и интересов,  мировоззренческих установок, ценностных ориентации личности, которые обусловливают практические поступки человека. При этом одни компоненты направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности активизирует интеллектуальную деятельность, в то время как естественные, биологические потребности отходят на второй план,  и, наоборот.     Интеллектуальный компонент определяет возможности личности и включает  систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом (общие и специальные). На характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.      Деятельностный компонент в структуре личности отражает стиль поведения человека в социальной среде. А. Леонтьев  считает, что  структура личности человека не сводится к набору отдельных психических особенностей человека. Устойчивым основанием личности человека может служить только предметная деятельность, система его отношений к миру, реализуемая через иерархию различных деятельностей. По мере своего развития человек включается во все большее количество различных видов деятельностей. Одни из них становятся ведущими для данного человека, другие - подчиненными. Эта иерархия деятельностей, не зависящая от состояний организма человека, составляет ядро личности. За этим соотношением деятельностей стоят отношения мотивов (ведь мотивационная сфера личности всегда является многовершинной).     Основные положения развития личности в деятельностном подходе выражаются в том, что личностные свойства формируются в процессах социализации, индивидуализации, инкультурации и самоактуализации при ведущей роли социальных факторов. Социализация - это процесс усвоения и дальнейшего использования индивидом опыта социального взаимодействия с людьми, включая членов своей семьи, сверстников, коллег по работе и др. Действие этого процесса развивается в течение всей жизни человека. Индивидуализация - процесс субъективного восприятия индивидом социального опыта с учетом особенностей его личности. Реализация этих процессов должна представлять гобой сбалансированный динамический процесс Инкулътурация - это процесс усвоения индивидом духовного и культурного наследия предыдущих поколений. Самоактуализация - процесс самопознания, саморазвития, самореализации, свидетельствующий о стремлении индивида к возможно более полному выявлению, использованию и развитию своего личностного потенциала.    Независимо от разных  теоретических подходов в психологической структуре личности выделяют следующие структурные компоненты: - направленность личности, включающую  потребности, мотивы, убеждения, идеалы, интересы, привычки, мировоззрение, установки,  - индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер; -  способности, знания, умения и навыки; Некоторые авторы включают в структуру личности психические процессы: познавательные, эмоционально-волевые процессы          В некоторых современных  теориях в качестве одного из компонентов личности, надстраивающимся над остальными,  рассматривают систему управления, которую обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности,  которое оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.    В зарубежных теориях личности  наиболее известные  представители  психологии личности - З. Фрейд, К. Юнг, Э. Берн, А.Адлер и др. Психоаналитическую теорию личности  З.Фрейда относят к психодинамическим теориям, в которых  описывается  вся жизнь человека и используются для описания формирования  личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Основной проблемой психоанализа, рассматриваемого З. Фрейдом, является проблема мотивации.  З. Фрейд выделяет три уровня в структуре личности: бессознательное, предсознательное и сознательное. Источником мотивации человеческого поведения  являются биологические потребности – инстинкт самосохранения и продолжения рода. З. Фрейдзанимался проблемами неврозов, известен как  создатель психотерапевтический метод лечения неврозов - психоанализа, основанном на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способов проникновения в бессознательное. З. Фрейд пытался распространить психоанализ на сферу социальной психологии и на различные области и формы коллективного невроза.       В аналитической психологи К.Юнга поведение личности  рассматривается во  взаимоотношениях с окружающими, т. е.  прежде всего социальная сторона  поведения человека. А. Адлер, который  является  основателем индивидуальной психологии,  в качестве   мотива поведения рассматривает комплекс неполноценности, в результате преодоления которого осуществляется развитие психики. Концепция формирования личности в условиях зрительной депривации основывается, прежде всего, на  теоретико-методологических положениях, разработанных представителями отечественной психологии личности
«Структура личности. Теоретические подходы к описанию структуры личности в отечественной и зарубежной психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot