Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Статистика государственных финансов

  • 👀 861 просмотр
  • 📌 800 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Статистика государственных финансов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Статистика государственных финансов» pdf
Тема . Статистика государственных финансов 1. Предмет статистики государственных финансов и задачи Государственные финансы являются важнейшей сферой финансовой системы страны. Статистика государственных финансов обобщает и систематизирует статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики. Предметом изучения статистики государственных финансов являются: - государственный бюджет всех уровней (консолидированный бюджет, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ); - внебюджетные фонды; - государственный долг; - финансы государственных предприятий. Финансовые отношения государства с предприятиями, организациями и населением, называются бюджетными. Государственный бюджет это совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Формы и методы образования и использования государственных ресурсов направлены в интересах общества и особенно слабозащищенных категорий населения. Задачи статистики государственного бюджета: - характеристика объема, структуры и соотношения доходов и расходов; - характеристика источников финансирования бюджетного дефицита; - изучение связи доходов государственного бюджета с важнейшими макроэкономическими показателями; - анализ эффективности проведения фискальной политики (бюджетноналоговая политика); - учет по операциям со средствами стабилизирующего фонда РФ; -совершенствования системы статистических показателей государственного бюджета. Информационное обеспечение статистики государственного бюджета регламентирует Бюджетный Кодекс РФ, а информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе: - предоставленных Министерством финансов РФ отчетов по исполнению консолидированного, федерального, территориального бюджета; - данных налоговой статистики; - отчетов внебюджетных фондов. Информационное обеспечение статистики государственного бюджета регламентирует Бюджетный Кодекс РФ. Информационной базой является отчетность Министерства финансов РФ по исполнению консолидированного, федерального и территориальных бюджетов, а также отчеты внебюджетных фондов. 2. Бюджетная классификация и система показателей государственного бюджета Современна бюджетная классификация представлена ниже: Бюджетная классификация РФ Доходы бюджета Расходы бюджета Финансирование бюджета (дефицит и профицит) Государственный долг Бюджетная классификация является основой изучения госбюджета, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджета. К основным показателям государственного бюджета относятся: - доходы; - официальные трансферты; - расходы; - кредитование минус погашение (чистое кредитование); - профицит (превышение доходов над расходами) и дефицит (превышение расходов над доходами). Доходы государственного бюджета включают обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет и делятся на три группы: 1) налоговые; 2) неналоговые; 3) безвозмездные перечисления. Налоговые поступления в бюджет – занимают центральное место в системе государственных доходов з от юридических и физических лиц (налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль, на доходы от банковской и страховой деятельности, от операций с ценными бумагами, подоходный налог и др.). Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают органам государственной власти необходимые источники денежных средств, а также регулируют доходы разных социальных групп населения. Освобождаются от налогов лица, находящиеся за чертой бедности. Налоговые доходы являются конечным источником для большинства бюджетных расходов. Соответственно, более низкие доходы ведут к бюджетному дефициту, а низкие доходы могут сыграть отрицательную роль для привлечения инвестиций. Неналоговые поступления в бюджет являются составной частью государственных доходов и к ним относятся разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Бюджетным кодексом РФ определяется состав неналоговых доходов, к которым отнесены: 1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов; 2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов; 3) средства, полученные в результате применения мер гражданскоправовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия; 4) иные неналоговые доходы. К капитальным доходам относятся доходы от продажи основных фондов, государственных запасов и резервов, земли, целевые перечисления на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования. К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде: 1) финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; 2) субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; 3) субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; . «Финансовая статистика: конспект лекций» 15 4) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ; 5) безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов; 6) безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований. Официальные трансферты необязательные, невозвратные, нерегулярные, добровольные перечисления в государственный бюджет в виде дарений от других органов государственного управления или организаций( отечественных или зарубежных). Их включают в категорию неналоговых поступлений (например, средства частных организаций, направленные на строительство больниц). Расходы включают все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными (в обмен на что-то) или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущих или капитальных). Динамика расходов анализируется по направлениям на народное хозяйство, социальнокультурные нужды, управление, оборону и др. Чистое кредитование (кредитование минус погашение) – характеризует операции органов государственного управления с финансовыми требованиями других секторов, осуществляемыми в целях проведения государственной политики. Дефицит бюджета – это финансовое явление, когда расходы бюджета превышают его доходы, которое не обязательно относится к разряду чрезвычайных явлений. Государственные займы используются для покрытия бюджетного дефицита и для обеспечения инвестирования средств в государственный сектор экономики. Соотношение дефицита бюджета и ВВП до 3% считается нормальным для финансового положения страны. Профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами. Является итого Показатели профицита и дефицита государственного бюджета, важные макроэкономические показатели, которые характеризуют итог финансовой деятельности государства. Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром. Образуется при накоплении государственного долга. Система показателей государственного бюджета: - доходы; - расходы; - официальные трансферты; - чистое кредитование (кредитование минус погашение); - профицит и дефицит. 3. Статистическое изучение показателей государственного бюджета Статистическое изучение доходов и расходов государственного бюджета происходит на основе методов: рядов динамики с вычислением относительных величин динамики и прогнозирования; абсолютных и относительных величин(сравнения, интенсивности, структуры, выполнения плана, планового задания и т.д.); индексного метода и др. В связи с тем, что важнейшим звеном финансовой политики в современных условиях выступают налоги, анализ их динамики требует выявления влияния отдельных факторов на изменение общей суммы (Н) каждого вида налога. К таким факторам относятся: -численность налогоплательщиков (n); - объем налогооблагаемого показателя, приходящийся на одного налогоплательщика (Si); -объем (размер) налоговой базы (Hб); -процентная ставка налога (i). Произведение уровней трех названных факторов дает сумму уплаченного налога (Н), ниже формула 1: Н = n ∙ Si ∙ I Сумма полученного налога представляет собой трехфакторную мультипликативную модель, для оценки воздействия каждого фактора применяется индексный метод анализа. Если отсутствуют данные о численности налогоплательщиков , сумму полученного налога можно представить в виде двухфакторной модели, где факторами являются сумма облагаемого дохода, процентная ставка налога: Н = Нб ∙ i Где, Нб – размер налоговой базы ( Нб = n ∙ Si) Для оценки влияня различных факторов на формирование названыхх показателей применяется метод цепных подстановок. Тогда на основе двухфакторной модели можно определить: - влияние первого фактора (размер налоговой базы, Нб); ∆Ннб = (Нб1 - Нб0 ) ∙ i0 где, «0» - показатели базисного периода; «1» - показатели текущего периода. - влияние второго фактора (процентная ставка налога i); ∆Нi = Нб1 ∙ ( i1 - i0) Общая величина изменения (абсолютное изменение) под влиянием сразу двух факторов: ∆Ннб, i = Нб + Нi Для того чтобы оценить, насколько тесно взаимосвязаны между собой общая сумма бюджета и отдельные виды расходов, а также величина национального дохода и суммы доходов по отдельным статьям, можно использовать эмпирические коэффициенты эластичности. Информационным источником является отчетность об исполнении бюджета.
«Статистика государственных финансов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 270 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot