Статистика государственных финансов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема . Статистика государственных финансов
1. Предмет статистики государственных финансов и задачи
Государственные финансы являются важнейшей сферой финансовой
системы страны.
Статистика государственных финансов обобщает и систематизирует
статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования
деятельности органов государственного управления и выработки
экономической политики.
Предметом изучения статистики государственных финансов
являются:
- государственный бюджет всех уровней (консолидированный
бюджет, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов
РФ);
- внебюджетные фонды;
- государственный долг;
- финансы государственных предприятий.
Финансовые
отношения
государства
с
предприятиями,
организациями и населением, называются бюджетными.
Государственный бюджет это совокупность бюджетных
отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны.
Формы и методы образования и использования государственных
ресурсов направлены в интересах общества и особенно слабозащищенных
категорий населения.
Задачи статистики государственного бюджета:
- характеристика объема, структуры и соотношения доходов и
расходов;
- характеристика источников финансирования бюджетного дефицита;
- изучение связи доходов государственного бюджета с важнейшими
макроэкономическими показателями;
- анализ эффективности проведения фискальной политики (бюджетноналоговая политика);
- учет по операциям со средствами стабилизирующего фонда РФ;
-совершенствования
системы
статистических
показателей
государственного бюджета.
Информационное обеспечение статистики государственного бюджета
регламентирует Бюджетный Кодекс РФ, а информационная база статистики
государственных финансов сформирована на основе:
- предоставленных Министерством финансов РФ отчетов по
исполнению
консолидированного,
федерального,
территориального
бюджета;
- данных налоговой статистики;
- отчетов внебюджетных фондов.
Информационное обеспечение статистики государственного бюджета
регламентирует Бюджетный Кодекс РФ. Информационной базой является
отчетность Министерства финансов РФ по исполнению консолидированного,
федерального и территориальных бюджетов, а также отчеты внебюджетных
фондов.
2. Бюджетная
классификация
и
система
показателей
государственного бюджета
Современна бюджетная классификация представлена ниже:
Бюджетная классификация РФ
Доходы
бюджета
Расходы
бюджета
Финансирование
бюджета
(дефицит и
профицит)
Государственный
долг
Бюджетная классификация является основой изучения госбюджета,
представляющая собой группировку доходов и расходов бюджета.
К основным показателям государственного бюджета относятся:
- доходы;
- официальные трансферты;
- расходы;
- кредитование минус погашение (чистое кредитование);
- профицит (превышение доходов над расходами) и дефицит (превышение
расходов над доходами).
Доходы
государственного
бюджета
включают
обязательные
безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет и делятся на три
группы:
1) налоговые;
2) неналоговые;
3) безвозмездные перечисления.
Налоговые поступления в бюджет – занимают центральное место в
системе государственных доходов з от юридических и физических лиц (налог
на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль, на доходы от
банковской и страховой деятельности, от операций с ценными бумагами,
подоходный налог и др.).
Налоги
являются
главным
инструментом
перераспределения
национального дохода и обеспечивают органам государственной власти
необходимые источники денежных средств, а также регулируют доходы
разных социальных групп населения. Освобождаются от налогов лица,
находящиеся за чертой бедности. Налоговые доходы являются конечным
источником для большинства бюджетных расходов. Соответственно, более
низкие доходы ведут к бюджетному дефициту, а низкие доходы могут
сыграть отрицательную роль для привлечения инвестиций.
Неналоговые поступления в бюджет являются составной частью
государственных доходов и к ним относятся разнородные платежи,
получение которых бюджетом имеет различные основания.
Бюджетным кодексом РФ определяется состав неналоговых доходов, к
которым отнесены:
1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;
2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении соответственно федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;
3) средства, полученные в результате применения мер гражданскоправовой, административной и уголовной ответственности, в том числе
штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного
изъятия;
4) иные неналоговые доходы. К капитальным доходам относятся доходы
от продажи основных фондов, государственных запасов и резервов, земли,
целевые перечисления на строительство зданий и сооружений для
бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся
перечисления в виде:
1) финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и
субсидий;
2) субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из
региональных фондов компенсаций;
3) субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; .
«Финансовая статистика: конспект лекций» 15
4) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами
бюджетной системы РФ;
5) безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов
государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных
фондов;
6) безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и
юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных
государств, в том числе добровольных пожертвований.
Официальные трансферты необязательные, невозвратные,
нерегулярные, добровольные перечисления в государственный бюджет в
виде дарений от других органов государственного управления или
организаций( отечественных или зарубежных). Их включают в категорию
неналоговых поступлений (например, средства частных организаций,
направленные на строительство больниц).
Расходы включают все невозвратные платежи, независимо от того,
являются ли они возмездными (в обмен на что-то) или безвозмездными и для
каких целей осуществляются (текущих или капитальных). Динамика
расходов анализируется по направлениям на народное хозяйство, социальнокультурные нужды, управление, оборону и др.
Чистое кредитование (кредитование минус погашение) –
характеризует операции органов государственного управления с
финансовыми требованиями других секторов, осуществляемыми в целях
проведения государственной политики.
Дефицит бюджета – это финансовое явление, когда расходы бюджета
превышают его доходы, которое не обязательно относится к разряду
чрезвычайных явлений. Государственные займы используются для покрытия
бюджетного дефицита и для обеспечения инвестирования средств в
государственный сектор экономики.
Соотношение дефицита бюджета и ВВП до 3% считается нормальным
для финансового положения страны.
Профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его
расходами. Является итого
Показатели профицита и дефицита государственного бюджета, важные
макроэкономические показатели, которые характеризуют итог финансовой
деятельности государства.
Государственный долг – это неоплаченная сумма официально
признанных прямых обязательств органов государственного управления
перед другими секторами экономики и остальным миром. Образуется при
накоплении государственного долга.
Система показателей государственного бюджета:
- доходы;
- расходы;
- официальные трансферты;
- чистое кредитование (кредитование минус погашение);
- профицит и дефицит.
3. Статистическое изучение показателей государственного бюджета
Статистическое изучение доходов и расходов государственного
бюджета происходит на основе методов: рядов динамики с вычислением
относительных величин динамики и прогнозирования; абсолютных и
относительных величин(сравнения, интенсивности, структуры, выполнения
плана, планового задания и т.д.); индексного метода и др.
В связи с тем, что важнейшим звеном финансовой политики в
современных условиях выступают налоги, анализ их динамики требует
выявления влияния отдельных факторов на изменение общей суммы (Н)
каждого вида налога. К таким факторам относятся:
-численность налогоплательщиков (n);
- объем налогооблагаемого показателя, приходящийся на одного
налогоплательщика (Si);
-объем (размер) налоговой базы (Hб);
-процентная ставка налога (i).
Произведение уровней трех названных факторов дает сумму
уплаченного налога (Н), ниже формула 1:
Н = n ∙ Si ∙ I
Сумма полученного налога представляет собой трехфакторную
мультипликативную модель, для оценки воздействия каждого фактора
применяется индексный метод анализа.
Если отсутствуют данные о численности налогоплательщиков , сумму
полученного налога можно представить в виде двухфакторной модели, где
факторами являются сумма облагаемого дохода, процентная ставка налога:
Н = Нб ∙ i
Где, Нб – размер налоговой базы ( Нб = n ∙ Si)
Для оценки влияня различных факторов на формирование названыхх
показателей применяется метод цепных подстановок. Тогда на основе
двухфакторной модели можно определить:
- влияние первого фактора (размер налоговой базы, Нб);
∆Ннб = (Нб1 - Нб0 ) ∙ i0
где, «0» - показатели базисного периода;
«1» - показатели текущего периода.
- влияние второго фактора (процентная ставка налога i);
∆Нi = Нб1 ∙ ( i1 - i0)
Общая величина изменения (абсолютное изменение) под влиянием
сразу двух факторов:
∆Ннб, i = Нб + Нi
Для того чтобы оценить, насколько тесно взаимосвязаны между собой
общая сумма бюджета и отдельные виды расходов, а также величина
национального дохода и суммы доходов по отдельным статьям, можно
использовать эмпирические коэффициенты эластичности. Информационным
источником является отчетность об исполнении бюджета.