Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Становление автономного округа как субъекта Российской Федерации
В советский период вся общественная жизнь округа определялась решениями центральных и местных партийных органов — ЦК КПСС, окружного, городских и районных комитетов партии. Руководящими лицами были первые секретари соответствующих партийных комитетов. Они имели большие полномочия, но также несли серьезную ответственность за положение дел на территориях. Органы местного самоуправления — Советы народных депутатов, хотя и были, по Конституции, единственными носителями властных полномочий, в действительности играли подчиненную роль «приводных ремней» партии. Выборы в Советы всех уровней были безальтернативными (на одно депутатское место выдвигался только один утвержденный партийными органами кандидат). Впрочем, руководящие партийные и советские органы — бюро комитетов КПСС и исполкомы соответствующих Советов работали в тесном контакте. Председатель исполкома Совета входил в выборный партийный орган, и наоборот. В результате большинство вопросов экономического и социального развития решалось путем увязок и согласований на основе взаимного интереса или компромисса между партийными и советскими органами, а работа в них стала хорошей школой политической деятельности для подавляющего большинства ныне действующих политиков и администраторов. Отметим также, что при принятии решений в первую очередь учитывались интересы государства и в последнюю — людей.
Демократизация политической системы и государственного управления была важной задачей для всей страны и для ее территорий. Решалась она постепенно, в течение нескольких лет, сначала в рамках советской политики перестройки, затем - в ходе строительства новой российской государственности.
Первые демократические выборы в орган представительной власти - Совет народных депутатов Ханты-Мансийского округа состоялись в марте 1990 г. Они проводились на основе поправок к Конституции 1977 г. и нового избирательного закона, принятого в 1988 г. На альтернативной основе было избрано 150 депутатов. На первой сессии XXI созыва в соответствии с нормой закона председателем Совета был избран первый секретарь окружного комитета партии Валерий Андреевич Чурилов. Совмещение постов предписывалось руководством КПСС и многими воспринималось как недемократическое, однако в округе В.А. Чурилов пользовался заслуженным авторитетом и подлинной популярностью. Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. главой администрации округа был назначен Александр Васильевич Филипенко, в прошлом первый секретарь Березовского райкома КПСС, председатель исполкома окружного Совета народных депутатов. На следующий день его первым постановлением исполнительный комитет Совета народных депутатов был преобразован в администрацию Ханты-Мансийского автономного округа. В начале 1992 г. во исполнение закона РСФСР окружной Совет народных депутатов принял решение упразднить свой Президиум и вместо него образовал Малый Совет в количестве 15 человек. Этот орган осуществлял все полномочия окружного Совета в период между его сессиями. 14 октября 1993 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. Малый Совет решил преобразовать Совет народных депутатов Ханты-Мансийского АО в Думу ХМАО и назначил выборы в нее на 12 декабря 1993 г., одновременно с выборами в новое Законодательное собрание страны. Окружная Дума была созвана 6 апреля 1994 г., ее председателем был избран Сергей Семенович Собянин. Он сохранил свой пост и в Думе второго созыва, которая начала свою работу 6 ноября 1996 г.
В соответствии с Уставом автономного округа, принятым 26 апреля 1995 г., вместо поста главы администрации вводится пост губернатора автономного округа. Дальнейшим шагом по утверждению демократических основ исполнительной власти стали выборы губернатора. Они состоялись 27 октября 1996 г. Более 71% избирателей из принявших участие в выборах отдали свои голоса за А.В. Филипенко.
Однако демократическими преобразованиями властных структур политические перемены в округе не ограничивались. Необходимо было преодолеть доставшуюся в наследство от советских времен традицию формального федерализма, когда на бумаге провозглашалась автономия, а на деле существовала жесткая финансовая и административная зависимость от центра. Для того чтобы противодействовать экономическому кризису, компенсировать негативные социальные последствия экономических реформ, решать проблемы коренных народов, экологического равновесия, иметь возможность стратегического развития, округ нуждался в расширении собственных политических прав. На деле это означало изменение всего баланса властных полномочий между регионами и центром, между частями сложных субфедеральных образований (округа в составе области). Объективно встала задача выработать новые принципы федерализма. Они должны были обеспечить подлинную самостоятельность автономного округа и его органов государственной власти, гарантировать округу равноправие с областью как в отношениях друг с другом, так и на федеральном уровне. Между тем многие чиновники областного и федерального уровня с трудом допускали мысль об отказе от части своих властных полномочий и передаче их на окружной уровень. Очень привлекательной для них оставалась привычная схема — получать с территории материальные блага в виде налогов, платежей, доли произведенной продукции, централизованно распределять их по своему усмотрению и финансировать местные потребности по уравнительно-остаточному принципу. Кратковременная эйфория провозглашенного будущим президентом в 1990 г. «парада суверенитетов» («берите суверенитета столько, сколько можете унести») быстро прошла, некоторым руководителям стало казаться, что усиление самостоятельности регионов может привести к ослаблению и даже распаду государства. В этих условиях всем заинтересованным сторонам пришлось проявить максимум сдержанности, способности к компромиссу для выработки новой оптимальной модели взаимоотношений.
И все же становление автономного округа как равноправного субъекта Федерации происходило непросто. Начался этот процесс еще до принятия новой Российской Конституции, на основе Закона РФ об автономных округах. Определенным шагом в развитии федеративных отношений на территории России стало подписание в 1992 г. в Ханты-Мансийске проекта федеративного договора. По ныне действующей Конституции РФ, у округа появился комплекс правовых, финансовых и экономических прав. Особой задачей стало формирование собственной законодательной базы для того, чтобы обеспечить реализацию провозглашенных прав на деле, применительно к местным условиям.
Дума округа первого созыва сделала самый важный шаг — 26 апреля 1995 г. приняла Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа. Он стал политическим фундаментом автономии. Дума второго созыва к осени 1997 г. практически завершила работу по формированию основ государственного устройства и местного самоуправления в регионе. На базе Устава постепенно был принят целый ряд принципиальных законов. Большую роль в развитии автономии сыграли законы о правительстве округа, статусе депутатов, местном самоуправлении и выборные законы. Вторым направлением думской работы стала выработка программ социально-экономического развития округа на перспективу. Это базовые программы развития здравоохранения, образования, культуры, спорта, дорожного строительства и другие — всего около двух десятков. Затем последовала серия нормативных актов, регулирующих налоговое законодательство, формирование и расходование бюджета на территории округа. Важным стал опыт принятия ежегодных бюджетных законов. Очень много внимания Дума уделила созданию нормативной базы деятельности ведущих отраслей и предприятий округа. Важнейшими стали законы и постановления об использовании недр округа. Серьезные решения принимались по льготному налогообложению, реструктуризации долгов. В результате стабилизировалась ситуация в лесном комплексе, наметились положительные тенденции в добыче нефти и газа.
При формировании нормативной базы округа представители законодательной и исполнительной власти работали в тесном контакте, стремились согласовать позиции и снять разногласия еще до процедуры вынесения законопроекта на заседание Думы. Подобный механизм взаимодействия оказался весьма эффективным, позволил резко повысить качество подготовки законопроектов. Практически все законы, принятые окружной Думой, утверждались губернатором без существенных возражений.
Однако становление округа в качестве полноправного субъекта Федерации вызвало настороженную реакцию со стороны областных структур и их представителей в федеральном центре. Руководители Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов не раз пытались создать юридическую базу своих взаимоотношений. Сразу после распада СССР, еще до окончательного конституирования Российской Федерации как суверенного государства, между ними было подписано первое соглашение о разграничении полномочий в сфере экономических отношений. 2 октября 1992 г. состоялось заключение договора, в котором было четко сказано: «На территории Тюменской области осуществляют полномочия самостоятельные и равноправные субъекты РФ — область и автономные округа. В пределах своих полномочий органы государственной власти и управления Тюменской области, Ханты-Мансийского АО и Ямало-Ненецкого АО в составе РФ самостоятельно осуществляют государственную власть на соответствующих территориях».
И тем не менее разговоры о «сепаратизме», о нежелании «делиться» средствами с югом области возобновились во второй половине 90-х гг., когда в округе вновь отчетливо проявились позитивные тенденции социально-экономического развития, тогда как область оставалась в непростой экономической ситуации. Снова возникла острая дискуссия о принципах и пределах федерализма. Вопрос о взаимоотношениях трех субъектов Российской Федерации (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ) был передан на рассмотрение в Конституционный суд РФ. В этой ситуации большую роль сыграла предшествующая договорная практика. Опираясь на нее, Конституционный суд предложил сторонам продолжить поиски выхода из конфликта на договорной основе в рамках Конституции РФ. В октябре 1997 г. между органами власти автономных округов и Тюменской области был заключен новый договор о принципах взаимоотношений. Он стал очередным, но далеко не последним шагом на пути к равноправному взаимодействию на основах подлинного федерализма.