Стадии проектирования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
СЛОЖНЫХ СИСТЕМ
Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ
Термины, определения,
проблемы
Предварительные замечания (нч.)
• Любая инженерная дисциплина, будь то
механика, электроника, строительство,
химия, или программирование,
содержит в себе элементы и науки, и
искусства: "Разработка новых структур
предполагает и полет фантазии, и
синтез опыта и знаний: все то, что
необходимо художнику для реализации
своего замысла на холсте или бумаге.
Предварительные замечания
(пр.)
•
После того, как замысел созрел в
голове инженера-художника, он
обязательно должен быть
проанализирован с точки зрения
применимости данного научного метода
инженером-ученым со всей
тщательностью, присущей настоящему
ученому”, - [Петроски].
Предварительные замечания (пр.)
Под проектированием в любой
инженерной дисциплине обычно понимается
некий унифицированный подход, с
помощью которого мы ищем пути решения
определенной проблемы, обеспечивая
выполнение поставленной задачи.
В контексте инженерного проектирования
цель проектирования определена как
создание системы, которая:
- удовлетворяет заданным (возможно,
неформальным) функциональным
спецификациям (требованиям);
Предварительные замечания
(пр.)
• - согласована с ограничениями,
накладываемыми оборудованием;
- удовлетворяет явным и неявным
требованиям по эксплуатационным
качествам и ресурсопотреблению;
- удовлетворяет явным и неявным
критериям дизайна (конструкции) продукта;
- удовлетворяет требованиям к самому
процессу разработки (например,
продолжительность и стоимость, а также
привлечение дополнительных
инструментальных средств).
Предварительные замечания
(пр.)
•
Предполагаемая: «Цель
проектирования - выявление
ясной и относительно
“ простой” внутренней структуры,
иногда называемой архитектурой.
Проект есть окончательный
продукт процесса
проектирования», - [Страуструп].
Предварительные замечания
(пр.)
•
•
•
•
•
Проектирование подразумевает учет
противоречивых требований.
Продуктами проектирования являются
модели, позволяющие нам:
- понять структуру будущей системы,
- сбалансировать требования к системе,
- наметить схему реализации.
Проект; проектирование
• По определению:
• проект - это план, замысел [1.1];
• проект ирование - разработка проекта
[1.1].
• Из приведённых определений следует,
что проектирование составляет
основу любой целенаправленной
деятельности.
Выработка замысла
целенаправленной деятельности (в нашем контексте
- проектирования) основана на априорном
представлении проектируемого объекта
(системы) его концептуальной моделью:
- проекта (сложной технической) системы (СТС);
- организации процесса ф ункционирования
системы (ПФС);
- стратегии операции (СО) по выполнению задачи
системой (в контексте - сложной технической
(СТС));
- плана, алгоритма, программы, технологии
целевого функционирования системы;
- управления процессом функционирования
создаваемой системы.
Адекватность
•
Основным требованием к
концептуальной модели является
её адекватность как объекту
исследования (проектирования), так
и проблеме (задаче), в рамках
которой проектируется объект.
Стадии проектирования
В общем случае процесс
проектирования распадается на две
ярко выраженные стадии (фазы):
• - обоснование функций, стратегий и
макроструктуры проектируемого
объекта;
• - конструирование функциональных
элементов и разработка алгоритмов и
программ их целевого
функционирования.
•
«Внешнее проектирование»
• Любая разумная деятельность
целенаправленна, требует для своей
реализации расхода всяческих ресурсов (в
т.ч. интеллекта и времени), поэтому при
разработке её замысла естественно
стремление сделать расходы ресурсов
рациональными относительно цели
деятельности, а делаемые для этого усилия эффективными. Поэтому основу методов
проектирования, и в первую очередь ВНЕПР
[1.2], должна составлять теория
эффективности процессов [1.3].
"Теория эффективности"
как научная дисциплина возникла
вскоре по окончании Второй мировой
войны (лет 60 - 65 тому назад), однако
основополагающие результаты получены
в ней сравнительно недавно (лет 25 - 30
назад), что обусловлено целым рядом
объективных причин.
Повышение эффективности
выступает как объективное условие
расширенного воспроизводства [1.4].
При ограниченных ресурсах (всех
видов) необходимо стремиться к
использованию этих ресурсов самым
наилучшим образом.
Возникает вопрос:
"что значит наилучшим образом?"
(вообще: "что такое — лучше!").
• Для ответа необходимо научиться:
• - оценивать результаты
целенаправленной деятельности;
• - сопоставлять их с поставленными
задачами и сопутствующими их
решению затратами.
Чтобы сравнивать,
надо научиться измерять, т.е. иметь:
- некоторую количественную меру,
характеризующую результат
функционирования объекта;
- "инструмент" ("мерило"),
позволяющий этот результат
оценивать.
Продолжение вопросов
•
•
•
•
•
•
В связи с поставленным вопросом в
развитие темы возникают иные
естественные вопросы:
- что измерять?
- чем измерять?
- как измерять?
- как оценивать?
Поскольку проблема состоит в вы боре
лучшего из сравниваемы х объ ект ов,
то «измерят ь» нуж но их качест во.
Что измерять (нч.)
•
Качество любого объекта в полной мере
проявляется лишь в процессе его
использования по назначению (в процессе его
целевого функционирования). Поэтому
наиболее объ ект ивны м являет ся
оценивание качест ва объ ект а по
эфф ект ивност и его применения. Значит
для обоснованного вы бора
предпочт ит ельного объ ект а
необходимо измерят ь эф ф ект ивност и
целевого ф ункционирования
сравниваемы х его вариант ов.
Измерят ь эф ф ект ивность
с этим никто не спорит (в принципе), однако
в публикациях даются различные определения
эффективности* (или определения вообще не
даются и часто непонятно о чём речь).
Часто понятие эффективности связывается
с различными по сути объектами
(операциями, действиями [1.5, 1.6, 1.7],
системами [1.8, 1.9, 1.10], устройствами
[1.11, 1.12], средствами [1.11, 1.13],
техникой [1.14], решениями [1.15] и проч.
[1.11, 1.16, 1.17, 1.18]); что хуже - подобные
разночтения часто фигурируют в одной и той
же публикации. К чему это ведёт? К
«девальвации» определяемой проблемы…
*Примечание (пример скверного
«определения эффективности»)
•
«Эффективность — это научная категория
для обозначения единства соответствий,
порождаемых действием функциональноцелевой детерминации объективных
реальностей. ...Эффективность эффективна
применимостью сравнимо измеряемого, ...
критериальной объективностью и ...
оптимизацией».
*Гулько В. Некоторые вопросы методологии
теории эффективности. Труды II
Всесоюзного симпозиума по АСУ. — Л., 1972.
Пример
•
При решении вопроса об оснащении
транспортных судов союзников (Вторая
мировая война) зенитными орудиями
первоначально в качестве критерия для
принятия решения фигурировало
соотношение расходов и ущерба,
наносимого зенитными орудиями
атакующим самолетам противника, последовал вывод о нецелесообразности
установки орудий, поскольку связанные с
этим расходы значительно превосходили
потери авиации противника.
Пример (ок.)
Однако темп потерь судов союзников от
авиации противника рос и проблему рассмотрели
иначе - расходы по установке и
обслуживанию орудий были соотнесены с
предотвращённым с их помощью ущербом
транспортного флота (поскольку орудия
предназначались для защиты судов, а не для
собственно уничтожения авиации противника).
Последовал противоположный вывод и было
принято противоположное решение - о
целесообразности установки орудий,
правильность которого подтвердила последующая
практика. Подобных примеров известно много.
• Очевидно, что правильность решения по
организации операции решающим образом
зависит от используемого показателя её
качества (эффективност и).
•
Количественное определение
эффективности процесса даёт
возможность действительно на научной
основе, с привлечением самых современных
математических методов решать проблему
повышения его эффективности: "Сама идея
количественного определения
эффективности... с полным правом может
рассматриваться как поворотный пункт
истории науки, сравнимый по своей
важности с некоторыми крупнейшими
открытиями в физике" [1.2].
Эффективность
деятельности
определяется качеством решений,
принимаемых управляющими органами
разных уровней, поэтому важное значение
приобретает задача
совершенствования принципов и
критериев принятия решений.
• Проектирование, организация,
планирование и в целом управление
связаны с рассмотрением будущего и
поэтому всегда содержат элемент
неопределённости.
•
•
•
•
•
Системный подход
Должны учитываться и другие особенности
управленческих задач:
- необходимая оперативность решения,
- недостаточно полная информация для
принятия решения,
- необходимость учёта социальнопсихологических факторов и др.
Следовательно, в основе решения задач
проектирования, организации, планирования и
управления должен лежать системный
подход, предполагающий рассмотрение
явлений в их взаимосвязи и
взаимообусловленности.
Системный подход
Объект рассматривается не только во взаимосвязи
с другими объектами, но и как система.
• Изучение объекта во внешних взаимосвязях
позволяет определить цели его функционирования.
•
Анализ внутренней структуры - оценить пути
достижения поставленной цели.
• При решении любой из отмеченных выше
управленческих задач (проектирование,
организация, планирование, управления) основной
является проблема выбора (определения)
наилучшего (наиболее рационального)
решения, называемого оптимальным.
•
Вариантность
Оптимизация предполагает, что имеется
целое множество вариантов выбора
синтезируемого объекта (систем, проектов,
вариантов организации, планов, способов
действий, стратегий управления и т.п.), из
которых желательно выбрать наиболее
предпочтительный (наилучший, оптимальный).
Выбор может производиться только путём
сравнения различных конкурирующих
вариантов (альтернатив).
Сравнение может производиться одним из
двух способов.
Первый способ выбора
- это создание и испытание реальных
конкурирующих объектов (система процессов,
организаций, управлений, ...), в ходе которых
производится их экспериментальное сравнение.
Применительно к уникальным, сложным,
дорогостоящим объектам (системам и процессам)
такой путь нереален, так как в современных
условиях:
- резко возрастает многовариантность
технических, проектных, экономических,
организационных, управленческих и других
решений,
- весьма велика цена неверного, ошибочного
решения.
Второй способ сравнения и
выбора (нч.)
Поэтому желательно сделать выбор еще
до создания реального объекта (априорно),
так как после его создания выбирать уже
поздно - ресурсы израсходованы.
• Второй способ сравнения вариантов
основан на построении достаточно
адекватных (близких к оригиналу)
математических моделей (аналитических
или имитационных) реальных объектов и
процессов их функционирования и
сравнения результатов исследования этих
моделей.
•
•
Второй способ сравнения и
выбора
(ок.)
Второй способ вариантного выбора
имеет основой методологическую и
математическую теорию модельного
экспериментирования со сложными
объектами (системами и процессами) на базе
такого системного (комплексного) свойства
процесса функционирования объектов
(систем), как его:
• - эффективность,
• - количественной меры этого свойства показателя эффективности,
• - принципа его оценивания - критерия
эффективности.
Теория эффективности
искусственных процессов (далее – процессов
функционирования системы (ПФС) и
составляет методологическую и
математическую основы модельного
экспериментирования со сложными объектами
(системами и процессами) на базе такого
комплексного (системного) операционного
свойства целенаправленного процесса
функционирования объектов (систем), как его
эффективность, количественной меры
этого свойства - показателя
эффективности и принципа его
оценивания - критерия эффективности.
Предмет изучения -
•
•
•
•
•
•
наиболее общее комплексное свойство ПФС - его
эффективность, «проектирование» которой:
- формирует и раскрывает содержательный
смысл самого понятия,
- рассматривает факторы, обусловливающие
эффективность ПФС,
- обосновывает принципы и способы определения
количественной меры эффективности ПФС показателя эффективности,
- обосновывает принципы суждения об
эффективности ПФС - критерии эффективности,
- формулирует проблемы и задачи, требующие
решения при проектировании СТС,
- разрабатывает необходимые методы решения.
Научное направление
"Теория эффективности" (ТЭ)
зародилась в военном деле и, в
частности, в теории стрельбы,
предметом которой является
оценивание действенности применения
огнестрельного оружия.
Заметное развитие теории
эффективности происходит в годы
Второй Мировой (Отечественной)
войны.
ТЭ и «исследовании операций»
•
Особенно сильное развитие ТЭ получила во
второй половине двадцатого века в основном
при «исследовании операций»,
представляющем собой научное направление,
предмет которого — анализ и оптимальная
организация операций (ПФС) на этапе
принятия организационных и управленческих
решений. С этого времени в ТЭ прочно вошёл
наиболее объективный и информативный
показатель эффективности применения
оружия - вероятность выполнения боевой
задачи Р ВЗ (т.е. вероятность достижения
цели операции Р ДЦ).
Причины повышенного интереса к
ТЭ
при проектировании объектов военного и
двойного назначения:
- исключительно высокая поражающая
способность;
(Например, залп современной ракетной
части по мощности намного превосходит
мощность всех огневых средств любой из
воюющих сторон во Второй мировой войне,
следовательно крайне высока ответственность
лиц, принимающих решение (ЛПР) о
применении оружия и организующих это
применение).
Причины повышенного интереса к
ТЭ:
- большая и всё возрастающая
сложность и
стоимость вооружения.
(Сейчас мощь вооружённых сил особенно
зависит от экономики: «… армия и военный
флот... стоят чертовски много денег"
(Ф.Энгельса "Анти-Дюринг").
Поэтому необходимо чтобы:
• - вооружение, создаваемое на выделенные
средства, и способы его боевого применения
были наиболее эффективными
(действенными);
• - вооружение было относительно экономичным
(материальные затраты - приемлемыми).
(Ок.) Причины повышенного интереса
к
ТЭ (ПФС):
достижение в интересах общества
наибольших результатов при допустимых
затратах, т.е. дост иж ение
максимальной эффект ивност и
целевого функционирования всех
отраслей народного хозяйства есть
непрелож ны й закон
государст венного ст роит ельст ва.
Важность изучения ПСС (нч.)
•
Изучение ПСС интегрирует знания,
сведения, результаты, полученные в других
дисциплинах, являясь связующим звеном
между общеинженерными и специальными
дисциплинами, с одной стороны, и проектно
-специальными - с другой, так как наиболее
тесно совместно используются оперативнотактические и эксплуатационно технические характеристики СТС и
проводимых ими операций.
Важность изучения ПСС
Изучение дисциплины «Проектирование
сложных систем» имеет чрезвычайно важное
значение по следующему ряду причин.
• Она развивает у будущего проектировщика
системное мышление, прививает навыки
комплексного подхода к исследованию
процессов целевого функционирования (ПФС)
сложных технических систем (СТС) на всех
этапах их жизненных циклов от
разработки и проектирования до
эксплуатации (с последующей утилизацией).
•
Важность изучения ПСС (Ок.)
•
Только на основе всесторонней,
комплексной оценки конкурирующих
вариантов можно выработать решение,
компромиссное по отношению к различным
аспектам проблемы, но максимально
соответствующее целям исследуемой
программы в целом.
ПСС (на базе ТЭ ПФС) формирует у
инженеров – проектировщиков объектов
двойного и специального назначения
способность "видеть за деревьями лес".
Источники
• 1.1 Словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова. - М.:
ГИИНС, 1953.-848 с.
• 1.2 Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника (введение в
проектирование больших систем).- М.: Сов. радио, 1962.- 383с.
• 1.3 Петухов Г.Б. Основы теории эффективности
целенаправленных процессов. Часть 1. Методология, методы,
модели. Учебник. - МО СССР, 1989.-660 с.
• 1.4 Актуальные проблемы теории эффективности /А.Я. Иоффе,
Л.М. Морозов, Г.Б. Петухов, P.M. Юсупов. - МО СССР, 1977.-37
с.
• 1.5 Абчук В.А., Суздаль В.Г. Поиск объектов. - М: Сов. радио,
1977. - 334 с.
• 1.6 Акоф Р., Эмери Ф . О целеустремленных системах. - М.: Сов.
радио. 1974.-272 с.
• 1.7 Вагнер Г. Основы исследования операций. - М.: Мир, т. I,
1972, 239 е.; т. И, 1973,488 е.; т. III, 1973, 501 с.
• 1.8 Гличев А.В. Экономическая эффективность технических
систем. - М.: Экономика, 1971. - 270 с.
• 1.9 Надежность и эффективность в технике. Справочник, T.I
/Под ред. А.И. Рембезы. - М.: Машиностроение, 1986. - 223 с.
Источники
• 1.10 Окунев Ю.Б., Плотников В.Г. Принципы системного подхода к
проектированию в технике связи. - М.: Связь, 1976. - 183 с.
• 1.11 Основы исследования операций в военной технике / Под ред.
Ю.В. Чуева. – М.: Сов. радио, 1965. - 591 с.
• 1.12 Чумаков Н.М., Серебряный Е.И. Оценка эффективности
сложных технических устройств. - М.: Сов. радио, 1980. - 191 с.
• 1.13 Чуев Ю.В. Исследование операций в военном деле. М.:
Воениздат, 1970.-256 с.
• 1.14 Петров В.А., Медведев Г.И. Системная оценка эффективности
новой техники. - Л.: Машиностроение, 1978. - 256 с.
• 1.15 Нарусбаев А.А. Введение в теорию обоснования проектных
решений. - Л.: Судостроение, 1976.-223 с.
• 1.16 Дружинин В.В., Конторов Д.С. Идея, алгоритм, решение. - М.:
Воениздат, 1972.-326 с.
• 1.17 Лебедев В.В., Кругов В.А. Техническая эффективность
пилотируемых космических аппаратов. - М.: Машиностроение,
1985. – 253
• 1.18 Модели и методы анализа экономических целенаправленных
систем / Под ред. К.А. Банриновского и ЕЛ. Берлянда. Новосибирск: Наука, 1977.-238 с.
Далее Л.2