Способы вычисления достоверности различий между двумя независимыми результатами
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Изучить материал лекции.
СПОСОБЫ ВЫЧИСЛЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ДВУМЯ НЕЗАВИСИМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
В большинстве случаев в исследованиях студентов, выполняю их дипломные работы, могут решаться задачи выявления эффективности той или иной методики обучения и тренировки с применением определенных средств, приемов и способов организации занятий. Эти задачи обычно решаются путем проведения сравнительного педагогического эксперимента с выделением экспериментальных и контрольных групп, результаты которых в теории статистики принято называть независимыми.
В случае, когда мы имеем дело с результатами, полученными в начале и в конце или на разных этапах проведения эксперимента в одной и той же группе (например, при проведении абсолютного эксперимента), эти результаты считаются зависимыми. Однако здесь мы ограничимся рассмотрением методики обработки только независимых результатов. В подобных случаях исследователю прежде всего необходимо ответить на вопрос: оказалась ли эффективной применяемая экспериментальная методика? С этой целью рассчитывается достоверность различий между полученными в итоге проведения сравнительного педагогического эксперимента результатами экспериментальных и контрольных групп. В педагогических исследованиях различия считаются достоверными при 5%-ном уровне значимости, т. е. при утверждении того или иного положения допускается ошибка не более чем в 5 случаях из 100.
Определение достоверности различий по t-критерию Стьюдента
t-Критерий Стьюдента относится к параметрическим, следовательно, его использование возможно только в том случае, когда результаты эксперимента представлены в виде измерений по двум последним шкалам — интервальной и отношений. Проиллюстрируем возможности критерия Стьюдента на конкретном примере.
Предположим, вам необходимо выяснить эффективность обучения стрельбе по определенной методике. С этой целью проводится сравнительный педагогический эксперимент, где одна группа (экспериментальная), состоящая из 8 человек, занимается по предлагаемой экспериментальной методике, а другая (контрольная) — по традиционной, общепринятой. Рабочая гипотеза заключается в том, что новая, предлагаемая вами методика окажется более эффективной. Итогом эксперимента является контрольная стрельба из пяти выстрелов, по результатам которых (табл. 6) нужно рассчитать достоверность различий и проверить правильность выдвинутой гипотезы.
Таблица 6
Что же необходимо сделать для расчета достоверности различий по /-критерию Стьюдента?
1. Вычислить средние арифметические величины X для каждой
группы в отдельности по следующей формуле:
где Xt — значение отдельного измерения; n— общее число измерений в группе.
Проставив в формулу фактические значения из табл. 6, получим:
Сопоставление среднеарифметических величин доказывает, что в экспериментальной группе данная величина (X, = 35) выше, чем в контрольной (Хк = 27). Однако для окончательного утверждения того, что занимающиеся экспериментальной группы научились стрелять лучше, следует убедиться в статистической достоверности различий между рассчитанными среднеарифметическими значениями.
2. В обеих группах вычислить стандартное отклонение () по
следующей формуле:
где Ximax — наибольший показатель;
Ximm — наименьший показатель;
К — табличный коэффициент.
Порядок вычисления стандартного отклонения (): — определить Xitrax в обеих группах; — определить Ximia в этих группах; — определить число измерений в каждой группе (n); — найти по специальной таблице (приложение 12 – смотреть в конце текста) значение коэффициента К, который соответствует числу измерений в группе (8).
Для этого в левом крайнем столбце под индексом (n) находим цифру 0, так как количество измерений в нашем примере меньше 10, а в верхней строке — цифру 8; на пересечении этих строк — 2,85, что соответствует значению коэффициента. при 8 испытуемых -— подставить полученные значения в формулу и произвести необходимые вычисления:
3. Вычислить стандартную ошибку среднего арифметического
значения (т) по формуле:
Для нашего примера подходит первая формула, так как п < 30. Вычислим для каждой группы значения:
4. Вычислить среднюю ошибку разности по формуле:
т
5. По специальной таблице (приложение 13 - смотреть в конце текста) определить достоверность различий. Для этого полученное значение (t) сравнивается с граничным при 5 %-ном уровне значимости (t0,05) ПРИ числе
степеней свободы С= пэ + пк - 2, где пэ пк - общее число индивидуальных результатов соответственно в экспериментальной и
контрольной группах. Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t0,05)> то различия между
средними арифметическими двух групп считаются достоверными
при 5 %-ном уровне значимости, и наоборот, в случае когда
полученное t меньше граничного значения t0<05, считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер. Граничное значение при 5 %-
ном уровне значимости (t0>05) определяется следующим образом:
• вычислить число степеней свободы С = 8 + 8 - 2 = 14;
• найти по таблице (приложение 13 – смотреть в конце текста) граничное значение tofi5 при/= 14.
В нашем примере табличное значение tQ<05 = 2,15, сравним его с вычисленным t, которое равно 1,7, т.е. меньше граничного значения (2,15). Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются недостоверными, а значит, недостаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что одна методика обучения стрельбе оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 1,7 при p > 0,05, это означает, что в случае проведения 100 аналогичных экспериментов вероятность (р) получения подобных результатов, когда средние арифметические величины экспериментальных групп окажутся выше контрольных, больше 5 %-ного уровня значимости или меньше 95 случаев из 100. Итоговое оформление таблицы с учетом полученных расчетов и с приведением соответствующих параметров может выглядеть следующим образом (табл. 7).
Таблица 7
При сравнительно больших числах измерений условно принято считать, что если разница между средними арифметическими показателями равна или больше трех своих ошибок, различия считаются достоверными. В этом случае достоверность различий определяется по следующему уравнению:
Как уже говорилось в начале этого раздела, t-критерий Стьюдента может применяться только в тех случаях, когда измерения сделаны по шкале интервалов и отношений. Однако в педагогических исследованиях нередко возникает потребность определять Достоверность различий между результатами, полученными по Шкале наименований или порядка. В таких случаях используются непараметрические критерии. В отличие от параметрических непараметрические критерии не требуют вычисления определенных параметров полученных результатов (среднего арифметического, стандартного отклонения и т.п.), чем в основном и связаны их названия. Рассмотрим сейчас два непараметрических критерия для определения достоверности различий между независимыми результатами, полученными по шкале порядка и наименований.