Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Специфика научного исследования в социальной психологии

  • 👀 423 просмотра
  • 📌 350 загрузок
  • 🏢️ Восточно-Европейский институт психоанализа
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Специфика научного исследования в социальной психологии» docx
ТЕМА 3. Специфика научного исследования в социальной психологии. При изучении данной темы, особое внимание следует сосредоточить: • на детальном знакомстве с весьма обширным перечнем методов социальной психологии, их разновидностями, сферах использования и имеющихся ограничениях. На том, что при отборе эмпирических объектов исследования необходимо соблюдать принцип репрезентативности. • важно уяснить тот факт, что научная этика сбора информации предполагает добровольность участия обследуемых в исследовании, использование полученных данных только в научных целях, устранение недостаточно качественной информации и т.д. Конспект лекции. • Социальная психология как интегральная наука. Специфика научного исследования в социальной психологии. Методы социальной психологии. • Специфика научного исследования в социальной психологии. Качество социально-психологической информации. Специфика научного исследования в социальной психологии. Социальная психология, являясь интегральной наукой, имеет свою специфику, которая выражается в своеобразии черт научного исследования. Данные в социальной психологии – это сведения об открытом поведении индивидов в группах, характеристики сознания этих индивидов, психологические характеристики самой группы. В зависимости от объема перечисленные данные делятся на два типа: 1) корреляционные, в основе которых лежит большой массив данных, взаимосвязанных между собой; 2) экспериментальные, имеющие небольшой объем, в ходе исследования могут вводиться новые переменные. Объединение данных в принципы, построение гипотез и теорий в социальной психологии имеет следующую специфику. В гуманитарных теориях связи между положениями не имеют четкой логики, поэтому важное место занимает гипотеза. В социальной психологии гипотеза является теоретической формой знания. Неграмотное построение гипотез – это важная причина слабости исследований. На основании выдвигаемых гипотез организуется сбор данных, после чего делаются обобщения, т. е. формулируются теории. На данном уровне развития социальной психологии представляется доступной разработка теорий среднего ранга, которые охватывают отдельные сферы предмета социальной психологии (например, теория лидерства, теория групповой сплоченности и т. д.). Создание специальных теорий очень важно, так как без них не возможно построение прогнозов социального поведения. Следующим шагом является обязательная проверка гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний. Этот этап для социальной психологии представляется особенно сложным, что связано с ее двойственным положением. Как экспериментальная дисциплина социальная психология должна соотносить научные суждения с данными чувственного опыта – принцип верификации. Однако значительную часть социально-психологических характеристик нельзя подвергнуть верификации (например, исследования массовых процессов, больших групп). Данное противоречие привело к возрастанию интереса к качественным методам исследования, которые широко применяются в социологии. Среди качественных методов широкое распространение получил метод фокус-групп по О. Т. Мельниковой – это полустандартизированное интервью, происходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников субъективной информации о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности (например, рекламу или СМИ). Рассмотренные выше требования к научному исследованию увеличивают методологические трудности, стоящие перед социальной психологией. Качество социально-психологической информации. Проблема качества информации обеспечивается путем реализации принципа репрезентативности и проверки получаемых данных на надежность. Учитывая специфику социальной психологии, качество информации может объективным и субъективным. По мнению В. А. Ядова, необходимо учитывать, что источником информации является человек. Для преодоления ошибок субъективизма вводится ряд требований относительно надежности информации: обоснованность (валидность), устойчивость и точность. Обоснованность (валидность) – это способность исследовать именно те характеристики объекта, которые и нужно измерять. Для этого можно прибегнуть к помощи компетентных экспертов или дополнительного интервью, ответы на вопросы которого также дают косвенную характеристику изучаемого свойства. Устойчивость (достоверность) предполагает получение идентичной информации в различных ситуациях. Существуют следующие способы проверки на достоверность: 1) повторное измерение; 2) измерение одного и того же свойства разными наблюдателями; 3) проверка шкалы по частям («расщепление шкалы»). Точность – это степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины, т. е. точность проверяется тем, насколько дробными являются применяемые метрики. Для того чтобы стать источником информации, человек должен понять вопрос, инструкцию или другое требование исследователя; должен обладать информацией; уметь вспомнить то, что необходимо для полной информации; должен согласиться на выдачу информации. Именно поэтому для социальной психологии остро стоит вопрос репрезентативности. Проблема построения выборки решается сходно с социологией. Применяются те же выборки, что и в других исследованиях: случайные, типичные (стратифицированные), по квоте и т. п. Однако применение конкретной выборки определяется конкретным содержанием объекта исследования и каждый раз решается творчески. Наиболее сложным является решение проблемы репрезентативности при проведении социально-психологического лабораторного эксперимента. В этом случае лабораторную группу необходимо на определенный срок «вырвать» из реальной действительности. Часто для этих целей используют студентов психологических факультетов, что вызывает повышенную критику, так как пренебрегают возрастным и профессиональным критериями, у студентов возникает повышенная готовность угодить экспериментатору. Часто наблюдается эффект Розенталя – эффект, который вызывается присутствием экспериментатора. С этих позиций естественный эксперимент можно считать наиболее перспективным для применения в социальной психологии. . Методы социальной психологии. Методы исследования, используемые в современной социальной психологии, разнообразны: теоретические, опытные и экспериментальные. Г.М. Андреева предлагает делить все методы социальной психологии на две основные группы: исследовательские методы и методы воздействия. Исследовательские методы характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку, методы воздействия представляют практическую социальную психологию. Общая классификация методов следующая - ◦ теоретические методы (общие для социальной психологии и других наук): обзорно-аналитический, критический, конструктивный, ◦ эмпирические методы (методы наблюдения, методы опроса, методы анализа документов и продуктов деятельности, экспериментальные методы, математические методы). Е.С. Кузьмин предложил следующую классификацию методов социальной психологии: 1. Методы эмпирического исследования (наблюдение, изучение документов, опрос, специализированные социально-психологические методы (социометрия, групповая оценка личности), тесты, эксперимент; 2. Методы моделирования (например, для успешного моделирования общения необходимо искать формальные аналогии между языковыми структурами и структурами общения). 3. Управленческо-воспитательные методы (например, ситуационно-ролевые игры, «групповая дискуссия»). В социальной психологии различают следующие уровни исследований: экспериментально-эмпирический, теоретический и философско-методологический. Для современного этапа развития эмпирических, социальных и социально-психологических исследования и их методологии характерны тенденции: ◦ распространение системного подхода к изучаемым объектам, ◦ использование принципа формализма (проявляется в уточнении предмета, однозначности и единообразия задаваемых правил сбора первичной информации), ◦ требование повышения надежности, достоверности получаемых данных, ◦ математизация на всех стадиях исследования, ◦ возрастание роли методов, которые позволяют свести к минимуму влияние исследователя на объект изучения и др. Тенденции развития методов социальной психологии вызывают стремление алгоритмизировать процедуру эмпирического социально-психологического исследования. Стадии исследования: 1. Разработка программы исследования. 2. Определение эмпирических объектов исследования. 3. Разработка методики данного конкретного исследования. 4. Проба (пилотаж) методики, ее доработка. Проверка надежности. 5. Сбор первичной информации, сопровождающийся контролем надежности и достоверности получаемых данных. 6. Логическая и количественная обработка собранных данных. 7. Интерпретация результатов, выводы, отчет. При отборе эмпирических объектов исследования необходимо соблюдать принцип репрезентативности. Научная этика сбора информации предполагает добровольность участия обследуемых в исследовании, использование полученных данных только в научных целях, устранение недостаточно качественной информации и т.д. Исследование не считается законченным до тех пор, пока не написан достаточно полный отчет о нем. Отчет об исследовании должен содержать следующие разделы: ◦ введение (предпосылки работы, ее условия и пр.), ◦ программная часть (литературный обзор, задачи исследования и т.д.), ◦ объект, предмет, методы, процедуры пилотажа, проверка надежности и др), ◦ результаты (описание и анализ полученных данных в соответствии с логикой поставленных задач и использованием таблиц, графиков и др), ◦ выводы и рекомендации, ◦ заключение (краткое обобщение материалов отчета и возможные перспективы исследования), ◦ приложения (инструментарий, использованный в исследовании, т.е. анкеты, схемы наблюдения, инструкции, таблицы и т.д.). Метод наблюдения – научно целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Задачи метода наблюдения: предварительная ориентировка в объекте, выдвижение гипотезы, ее проверка, уточнение результатов, полученных другими методами, иллюстрация. Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях общения, большие и малые группы, общности. Предметом социально-психологического наблюдения служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации. Различают включенное и невключенное, открытое и скрытое, полевое и лабораторное наблюдение. Наблюдения могут быть случайными и систематическими, сплошными и выборочными, констатирующими и оценивающими. Типичные ошибки наблюдения: «хало-эффект», «эффект снисхождения-ужесточения», ошибка центральной тенденции, логическая ошибка, ошибка контраста, ошибки первого впечатления, ошибки этнических, профессиональных и др. cтереотипов. Метод опроса – метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом воздействия психолога (интервьюера) на человека (опрашиваемого, респондента). Цель опроса состоит в получении информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемых. В социальной психологии различают социологический опрос – получение информации о массовых процессах (суждении, мнении, интересах людей) и социально-психологический опрос – выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков, мнений, интересов. Типы опроса: 1. опрос «лицом к лицу», 2. заочный опрос. Основные виды интервью, используемые в практике социально-психологических исследований: ◦ стандартизированное интервью (формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех респондентов, не разрешается переформулировать вопросы или вводить новые, нельзя изменять порядок вопросов), ◦ нестандартизированное интервью (интервьюер руководствуется общим планом вопросов, имеет право сам формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана), ◦ полустандартизированное интервью (интервьюер использует путеводитель интервью с перечнем строго необходимых и возможных вопросов). Метод опроса применяется на ранних стадиях исследования, как основное средство сбора данных, для уточнения, расширения и контроля данных, полученных другими методами. Заочный опрос (анкетирование) используется в следующих случаях: ◦ необходимо выяснить отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам, ◦ необходимо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок (особенно, когда они расселены на обширной территории). Качественно-количественный анализ документов (контент-анализ) – метод исследования документов, рассматриваемых как сообщения для изучения в социально-психологическом плане различных видов социальной коммуникации и их субъектов, а также отражаемой в сообщениях действительности посредством надежной регистрации и количественной обработки единиц содержания. Суть метода заключается в систематической и надежной фиксации определенных единиц изучаемого содержания, а также в квантификации получаемых данных. Основные области применения контент-анализа: 1. изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их создателей; 2. изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе и явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами), 3. изучение через содержание сообщений социально-психологических специфики различных средств коммуникации, 4. изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их реципиентов, 5. изучение через содержание сообщений социально-психологических аспектов воздействия коммуникации на реципиентов, как представителей различных групп. Для решения социально-психологических задач контент-анализ может применяться как самостоятельный метод, в комплексе с другими методами, как вспомогательный метод обработки данных, полученных другими методами. Стадии контент-аналитического исследования: ◦ разработка программы (использование социально-психологической модели коммуникации), ◦ определение эмпирических объектов исследования (формирование репрезентативной выборки), ◦ разработка методики контент-анализа (ориентируясь на объект исследования, определяют категории, соответствующие проблематике и научному аппарату социальной психологии, выражением категорий являются единицы анализа, например, слово или термин, суждение или законченная мысль, тема, персонаж или герой, класс персонажей, автор или выступающий, целое сообщение или публикация), ◦ проба или пилотаж методики, проверка надежности, ◦ сбор первичной эмпирической информации, ◦ количественная обработка собранных данных, ◦ интерпретация полученных результатов. Метод социометрии относится к эффективным инструментам социально-психологического исследования структуры малых групп и коллективов. Термин «социометрия» означает измерение межличностных отношений в группе. Основоположник социометрии – американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. После формулировки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения. Вопросы, на которые должны ответить опрашиваемые, касаются эмоциональной стороны их отношений. Социометрическая процедура может проводится в двух формах: непараметрическая (предложение ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого) и параметрическая (испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число из всех членов группы). Результаты выбора разносятся по социоматрице. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает наглядную картину взаимоотношений в группе. Различают персональные социометрические индексы (дают характеристики индивидуальных социально-психологических свойств личности в роли члена группы) и групповые социометрические индексы (дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе). Cоциометрический статус – свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Элементы социометрической структуры группы – это личности, члены группы. Индексы социометрического статуса, индексы эмоциональной экспансивности, индексы психологической взаимности высчитываются по специальным формулам. Ограниченность метода заключается в субъективном подходе к природе получаемой информации о взаимоотношениях индивидов, в невозможности дать оценку надежности данных на малых выборках без привлечения других методов исследования. Групповая оценка личности предназначена для получения характеристики индивида в конкретном коллективе путем взаимного опроса его членов друг о друге. ГОЛ – концентрированное выражение общественного мнения о человеке – члене социальной общности. Это – представление о личности, фиксируемое в форме суждений. ГОЛ на является прямым способом диагностики человеческих способностей. Это отражение некоторых свойств личности, проявленных индивидом во внешнем поведении как деятельности. Т.о., ГОЛ отражает в большей или меньшей степени потенциал личности по внешним признакам поведения и деятельности. Адекватность как проявление истинности групповой оценки личности зависит от следующего: ◦ познавательных способностей субъектов, которые производят оценку, ◦ от того, насколько объект оценки сумел проявить свойства, ◦ от позиции (ситуаций), в которых происходит взаимодействие субъекта (эксперта) и объекта (аттестуемого) ГОЛ. Описание аттестуемого со всевозможных позиций личности экспертов позволит получить целостное представление о его личности со стороны проявленных качеств. Полным перечнем качеств можно считать такой, который отражает всю личностную структуру индивида, что предполагает наличие в этой структуре ряда общих и специфических качеств, свидетельствующих и о профессиональных качествах. В опытный вариант метода ГОЛ включен словарь из 109 понятий, в которых описываются на эмпирическом уровне требования к личности. Классифицируются качества следующим образом: 1. Качества, выражающие отношение к работе (трудолюбие, увлеченность работой и др.); 2. Качества, характеризующие общий стиль человеческого поведения и деятельности (целеустремленность, принципиальность, исполнительность и др.); 3. Знания (экономические знания, знания вопросов организации труда, общая культура и др.); 4. Качества ума (аналитичность, гибкость, прозорливость и др.); 5. Организационные умения (умение обучать работе, умение определять перспективу, умение объяснять задачу и др.); 6. Административно-организационные умения (умение руководить людьми, умение убеждать людей и др.); 7. Качества, характеризующие отношение к людям (дипломатичность, общительность, честность и др.); 8. Качества, характеризующие отношение к себе (самокритичность, скромность, уверенность в себе и др.). При использовании метода ГОЛ необходимо в каждом конкретном случае изучить специфику профессиональных требований. ГОЛ складывается из оценки человека – объекта по каждому качеству в пределах предлагаемой шкалы. По каждому качеству (при интервальной шкале) можно получить сумму всех оценок, их среднее значение, коэффициент вариации и другие статистические показатели. Оценочная биполяризация – метод социально-психологической диагностики. Биполярные измерения распространены в психологии личности, качества которой описываются парными прилагательными. В практике биполярных измерений – опросники типа «полярных профилей» (М.Форверг), «семантического дифференциала» (Ч.Осгуд), тесты, содержащие перечни биполярных факторов (Дж.Гилфорд, Р.Кетелл, Г.Айзенк и др.). Способность личности к биполярной оценке свидетельствует о двунаправленности ее отношений: индивид высленяет себя из окружающего мира с помощью оценки степени подобия себя окружающим и, как следствие, либо противопоставляет себя другим, либо включает их в систему своего внутриличностного общения. Сравнение себя с другими с помощью биполярной оценки оказывается основным механизмом социальной перцепции. Особенности самосознания индивида являются ориентиром для такого сравнения. Процесс приписывания оценок и черт получил название персонификации. В исследованиях Ф.Фидлера было установлено: чем больше биполярность оценок, тем более категоричен субъект в своих решениях, выводах и суждениях, склонен к авторитарному влиянию, непримирим к недостаткам других. Измерение оценочной биполяризации доказывает факт двунаправленности отношений индивида как участника группы: - на задачу и дело группы, ◦ на индивидов и их межличностные отношения. Индивид моделирует в своем поведении эту двуплановость отношений и проявляет ее в определенной степени оценочной биполяризации, завышая или занижая свою самооценку по сравнении с той, которую ей дают окружающие лица. Практическое использование данных оценочной биполяризации – выявление индивидов с различным уровнем социально-психологической совместимости по степени их подобия или сходства в способностях оценивать других индивидов и самого себя. Метод оценочной биполяризации может служить целям персонометрии аналогично социометрии. Первая вскрывает структурные характеристики личности как индивидуального субъекта общения, вторая – группы как социального субъекта. Принципиальное различие между социометрией и персонометрией состоит в следующем: В социометрии индивид, отвечая на социометрическую анкету, работает с предметным образом реально существующего партнера по группе, в персонометрии – этот образ может быть воображаемым, мыслительным образованием. Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает: 1. опытное моделирование явления и условий при качественно-количественной определенности их, 2. активное воздействие исследователя на явления, 3. измерение отклика (реакций) на воздействия, 4. неоднократная воспроизводимость результатов. Благодаря проникновению эксперимента в сферу человеческих отношений в начале ХХ века (исследования В.Меде, А.Ф.Лазурского, В.М.Бехтерева) социальная психология как наука обрела самостоятельность. Дискуссия относительно возможностей и ограниченностей экспериментального метода в социальной психологии существует по настоящее время. В социальной психологии различают: лабораторный и естественный эксперименты. Для обоих видов эксперимента существуют общие правила: ◦ произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, за изменениями зависимых переменных; ◦ выделение контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Существуют собственные правила для лабораторного естественного экспериментов в социальной психологии. Контрольные вопросы для повторения и самопроверки: 1. Какие методы характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку? 2. Какой проблематике посвящены научные работы известного учёного К. Левина? 3. Как можно алгоритмизировать процедуру эмпирического социально-психологического исследования? 4. Какие этические проблемы могут возникнуть в ходе социально-психологического исследования? Учебные задания для самостоятельной работы: 1. Перечислите методы исследования, используемые в современной социальной психологии: теоретические, опытные и экспериментальные. 2. Приведите общую классификацию теоретических методов социальной психологии и дайте им характеристику. 3. Приведите общую классификацию эмпирических методов социальной психологии и дайте им характеристику. 4. Перечислите разделы, которые должен содержать в себе отчёт о проведённом социально- психологическом исследовании?
«Специфика научного исследования в социальной психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot