Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция Современный этап глобализации и политика России по
выводу страны на уровень развитых государств
Часть 1. Сущность современного этапа глобализации
Часть 2 Механизмы, итоги глобализации в России – причины неконкурентоспособности РФ
Глобализация - это процесс, который является основной характеристикой современного этапа развития общества. Не понимая содержания глобализации, невозможно объективно оценить любые процессы в жизни стран и регионов. Глабализация – сама по себе явление закономерное. Испокон веков люди, народы и страны торговали друг с другом, осуществлялся культурный обмен. По мере развития средств коммуникации, границы доступности таких естественных контактов расширялись - активизируя процесс глобализации.
Однако глобализация не затрагивала основы общественного устройства - сколь бы ни расширялись межнациональные контакты, все они регулировались государствами, которые четко контролировали потоки товаров (например, посредством пошлин или квот), капиталов и людей, т.е. имела место межнациональная глобализация.
Современный этап глобализации в форме неолиберальной глобализации представляет собой сложный и противоречивый процесс, который имеет двойственную природу: декларирующий освобождение, в реальности - порабощение.
Впрочем, для трезвомыслящих людей нет места для каких-то сомнений: концепция неолибералной глобализации является новой версией старого империализма. А такие понятия как «гуманитарная интервенция», «справедливая война», «борьба за демократию», «превентивная война», «защита прав человека», «борьба с терроризмом» - являются только фиговыми листочками, которыми сверхобщество, прикрывает свои неоимпериалистические претензии с целью «обеспечения согласия» и ограничения протеста низов.
Современный этап глобализации представляет собой процесс превращения западной цивилизации в западное сверхобщество, начавшийся со второй половины Холодной войны, когда наметился перевес сил в пользу западного мира. Костяк западного сверхобщества – это представители транснациональных компаний (ТНК) и финансового капитала (ТБК). Другой аспект глобализации заключается в том, что исторический процесс из стихийного и неподконтрольного людям превратился в проектируемый и управляемый, как раз тем самым сверхобществом. Огромное число специалистов, центров, организаций, учреждений и т. п. занято в деле планирования и управления ходом исторического процесса.
Глобальная конкуренция ведется уже не столько между странами, сколько между транснациональными воспроизводственными системами. Несколько таких систем, тесно связанных друг с другом, определяют глобальное экономическое развитие и формируют ядро мировой экономической системы (страны «золотого миллиарда»), в котором концентрируется интеллектуальный, научно-технический и финансовый потенциал.
Элементы глобализации: Ядро и Периферия
Страны, не входящие в ядро мировой экономической системы, образуют периферию, лишенную внутренней целостности и возможностей самостоятельного развития. Ядро «вытягивает» из Периферии наиболее качественные ресурсы - лучшие умы, научно-технические достижения, права собственности на наиболее ценные элементы национального богатства. Лишенные основных внутренних источников развития страны периферии теряют возможность проведения суверенной экономической политики и управления собственным развитием, превращаясь в экономическое пространство для освоения международным капиталом.
В новом глобальном мире за национальными государствами остаются такие функции как контроль над границами и территорией и репрессивная мощь, которая резко возрастает в силу необходимости проведения курса на денационализацию, приватизацию и десоциализацию, способных вызвать протест и массовые волнения. Национальные правительства перестают быть и национальными, и правительствами, превращаясь во внешние административные органы корпораций, нацеленные главным образом на реализацию интересов ТНК и финансового капитала.
То есть, в ядре мировой капиталистической системы формируется мощная наднациональная экономическая система, основанная на принципах планомерности, опирающаяся на государственные институты и обслуживающая интересы мировой финансовой олигархии, а на периферии господствует хаос свободного рынка, устраняющий государственные барьеры на пути транснациональных корпораций.
Политическое закрепление доминирования ядра мировой экономической системы происходит путем установления международным финансовым капиталом, ТНК и международными организациями контроля над государственными институтами периферийных стран и их последующего демонтажа, и замены международным правом и международными институтами. Ключевыми методами в этом процессе являются: втягивание соответствующих стран в режим неэквивалентного внешнеэкономического обмена и долговую зависимость, а также идеологическое и материальное подчинение их национальных элит.
Ведущую роль в процессе современной глобализации играют такие международные организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ), ВТО; в особых случаях используется военное давление (НАТО). Идеологическим обоснованием проводимой ими политики в течение многих десятилетий служит теория радикального либерализма и неоконсерватизма.
Вообще, в странах Периферии и странах Ядра подходы к системе денежного обращения противоположны. В странах Ядра можно печатать деньги в зависимости от спроса (как внутреннего, так и внешнего), странам же Периферии навязывается модель «валютного комитета», когда эмиссия национальной валюты определяется не внутренним спросом на неё, а объёмом иновалютных (в основном долларовых) резервов. По сути, национальные валюты периферийных стран являются зеркальным отражением мировых валют, страны Периферии привязывают свои валюты к резервам иностранных валют, тогда как страны Ядра обслуживают внутреннее потребление.
Последствия глобализации для разных типов стран
Результатом вышеизложенных действий становится последовательное возрастание роли ядра мировой экономической системы, включающего США, Западную Европу и Японию. Остальной мир делится на:
• страны, пытающиеся стать самостоятельными центрами концентрации транснационального капитала, вырастить своих мировых лидеров (новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индия, Бразилия) и вырваться, таким образом, из состояния периферийной зависимости;
• страны-колонии, фактически лишенные национального суверенитета и превращенные в резервуар дешевого сырья и рабочей силы для транснационального капитала.
Данные таблицы 1 опровергают расхожее утверждение, что глобализация вызывает резкое ускорение экономического роста по всему миру. Как видно из таблицы за первое двадцатилетие, когда очередной виток процесса мировой глобализация только набирал обороты, ВВП США вырос на 111,3% (в среднем за год на 3,81%). А за второе десятилетие, период расцвета глобализации, связанного с развалом СССР, лишь на 82,9% (в среднем за год на 3,06%). Разница весьма существенная — среднегодовые темпы роста в первое двадцатилетие были на четверть выше, чем во второе. Таким образом, глобализация замедлила темпы экономического роста даже в такой наиболее развитой стране, как США.
Таблица 1. СРЕДНИЕ ПО ДВАДЦАТИЛЕТИЯМ ТЕМПЫ РОСТА ВВП США (1960-2000)
Год
ВВП на начало года, млрд. долл.
Изменение ВВП, %
Среднегодовое изменение ВВП, %
1960
2339,1
-
-
1980
4942,6
111,30
3,81
2000
9040,1
82,90
3,06
Однако отмеченное выше замедление экономического роста США следует считать весьма умеренным по сравнению с экономической ситуацией, с которой столкнулись более бедные страны.
Ситуация в странах «черной Африка», в которую включают страны южнее Сахары наиболее печальна: если в 1960-1980 гг. физический объем их ВВП на душу населения вырос на 36%, то в 1980-1998 годах - упал на 15%. Для такого рода стран это факт почти неизбежное физическое вымирание значительных масс людей.
Вторая характерная группа наиболее пострадавших стран - это страны Латинской Америки: в силу географической близости между этими странами отношения «свободной торговли» с США установились более выражено, чем у других стран. В странах Латинской Америки в 1960-1980 гг. физический объем ВВП на душу населения в этой группе стран вырос в целом на 75%, а в 1980-1998 - всего на 6%.
Ухудшение показателей экономического роста отразилось и на социальных проблемах не только пострадавших стран мира, но и на основной массе населения развитых стран.
В 1995 г. реальная зарплата 80% рабочих и служащих мужского пола в США была ниже (в среднем на 11%), чем в 1973 г., притом, что реальный ВВП на душу населения за тот же период несколько подрос. За тот же период у 75% из числа рабочих и служащих, не связанных с руководящим персоналом, реальная зарплата (до уплаты налогов) упала в среднем на 19%, а для трети наименее оплачиваемых работников снижение составило аж 25%. Последние 5 лет бума 1990-х гг. несколько исправили ситуацию, но не кардинально.
Средний душевой доход в Америке вырос за период 1980-2000 гг. на 39% - в то время как ВВП на душу населения за тот же период возрос на 150%. Но самое главное изменение – могучее имущественное расслоение населения США по уровню доходов, которое резко возросло за время расцвета глобализации. Для 40% наименее состоятельных семей общая прибавка в доходах составила менее 9%, зато 10% самых богатых семей увеличили свои доходы на 44%, а 1% сверхбогатых семей стал еще богаче примерно на 150%.
Для примера можно указать, что в 1990-х гг. в России коэффициент Джини равнялся примерно 0,20, а к 1995-1998 гг., за годы рыночных либеральных реформ он вырос до 0,45.
И. Валлерстайн считал, что Россия вошла в капиталистический мир-экономику в XVIII в. и заняла в ней очень своеобразное положение. С чисто экономической точки зрения она представляла собой периферию. Но одновременно она обладала мощными вооруженными силами, причем расположенными вблизи от европейского «ядра» капиталистической мир-системы. «Поэтому Россия, - писал он, - все-таки не стала колониальной периферией, как и не смогла войти в капиталистическое «ядро». Она превратилась в нечто промежуточное, в полупериферийного военного гиганта».1 Если некоторые развивающиеся страны из аграрных к настоящему времени трансформировались в индустриальные и стали поставлять на мировой рынок промышленные товары, то Россия, наоборот, в течение последних лет из высокоиндустриальной с огромным научным потенциалом страны превратилась в сырьевой придаток стран Запада.
Последствия глобализации для России
Превращение России в зависимую, полуколониальную страну прекрасно, например, показано в книге С.Ю. Глазьева «Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века». Как пишет С.Ю. Глазьев: «...Вследствие криминализации торговли и установления в ней организационных монополий, товаропроводящая сеть оказалась закрытой для российских товаропроизводителей. Через многоступенчатые посреднические монополии, поддерживаемые связанными с органами власти организованными преступными группами, происходит присвоение до 2/3 стоимости продукта, создаваемого в производственной сфере. Потребители вынуждены переплачивать до 100% от реальной цены товаров, сверхдоходы от продажи которых идут на поддержание этих организационных монополий»2. В результате всего этого растет богатство незначительного меньшинства за счет непрерывного обнищания самых широких масс населения.
В России возник такой вариант паракапитализма, который все единодушно, от националистов и коммунистов до «демократов», называют воровским, разбойничьим, грабительским, бандитским, хищническим, криминальным, олигархическим капитализмом. Эти термины используются для характеристики наших новых экономических порядков и на Западе. «Грабительским капитализмом», «разбойничьим капитализмом» называет, например, наш нынешний общественный порядок известный американский финансист Дж. Сорос. Неимоверного размаха достигла коррупция.
Но еще в начале 1992 г. под руководством Австрийской академии наук и Международного института мира (Вена) группой экономистов, юристов и политологов, представлявших 11 стран, был подготовлен и тогда же опубликован документ «Рыночный шок. Материалы группы «Адженда» по социально-экономической реконструкции Центральной и Восточной Европы». В ней было совершенно четко предсказано, что преобразование плановых экономик в свободные рыночные, на основе навязанной МВФ стратегии «Шоковая терапия» ошибочно и приведет к тяжелым последствиям во всех областях. «Ни в одной стране, проводивших «Шоковую терапию» не удалось избежать падения производства, уменьшения капиталовложений, роста безработицы, ни тем более изменить эти тенденции на обратные».3
Похожую мысль можно найти в книге американского экономиста К.Ф. Флекснера «Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом». Все причины бед России автор видит в том, что ей пытаются навязать свободно-рыночный капитализм, который был отвергнут США и другими странами Запада еще во время Великой депрессии 30-х годов. «Все, что необходимо, дабы довершить разгром российской экономики - это слепое следование курсу «шоковой терапии».4
По существу гибельность проводимого им курса признал и сам Е.Т. Гайдар в выступлении на съезде своей партии, состоявшемся в 1996 г. Там он прямо заявил, что ему уже в 1992 г., т.е. тогда, когда он еще стоял у власти и беспрепятственно реализовывал свою экономическую стратегию, было ясно, что развитие России идет по пути к номенклатурному капитализму, т.е. в «третий мир».5 Однако, до последнего момента жизни Е.Т. Гайдара, он и его сторонники продолжают утверждать, что выработанная ими и проводимая в жизнь стратегия и была, и является единственно правильной.
И только где-то в конце 90-х гг. П.О. Авен, министр внешнеэкономических связей в гайдаровском правительстве, прямо признал, что бывшие его сослуживцы присвоили себе «право на мифотворчество и ложь. На ложь о достижениях, в том числе в тех областях, которые сами реформаторы считали важными. С невосприимчивостью к критике, - пишет П.О. Авен, - пересекается и еще одно фундаментальное свойство наших реформаторов - абсолютная неспособность признавать свои ошибки. Правы всегда и во всем - даже если отрицательный результат всем давно очевиден».6
И совсем уникальным было интервью, данное бывшим вице-премьером российского правительства и бывшим главой Госкомимущества РФ А.Р. Кохом. Уже после ухода из правительства он дал четкий и ясный ответ на вопрос о том, чем занималась, начиная с 1991 г., правящая верхушка России во главе с Б.Н. Ельциным, в своей вышедшей в 1998 г. в США книге, которая носила красноречивое название «Распродажа советской империи» («The Selling of the Soviet Empire»). Эти люди занимались распродажей собственной страны. И всю ее распродали.
В интервью, которое А.Р. Кох дал в конце 1998 г. одной из американских радиостанций он откровенно признает, что российская верхушка сообща сделала свое дело - завела Россию в тупик, причем, как они с достаточным основанием полагают, совершенно безысходный.7 В определенной степени его интервью представляет собой неофициальный, но отчет Е.Т. Гайдара и его единомышленников о результатах проводившихся ими «реформ».
Относительно криминального характера российского капитализма известно высказывание 3.Бжезинского. «Иногда, - сказал он, - мои русские друзья мне говорят: да наши олигархи - воры, но ведь и в Америке в 90-х гг. XIX века были бароны-грабители, например, Рокфеллер, Карнеги и т.д. Мой ответ очень простой. Да, они крали, но деньги они вкладывали все же в Америке. Куда вкладывают деньги ваши русские бароны? Деньги уходят на Кипр, на Ривьеру, Коста Брава, на них покупают недвижимость в Лондоне, во Флориде, в Калифорнии, но они не идут в Россию. Вот в чем разница».8
Но дело не просто в своеобразии криминальности российского капитализма. Российский капитализм - капитализм периферийный, а значит тупиковый, не способный перерасти в капитализм, существующий в центре, способный увековечить нищету большей части населения России. И в сохранении существующего положения заинтересована сама российская буржуазия. Эта буржуазия (и тесно связанное с ней высшее чиновничество) завязана на отношения с Западом, переводит туда свои капиталы, владеет там домами и виллами, учит там своих детей и видит в Западе место, куда можно бежать в случае беды.
Прекрасная характеристика нашей олигархии дана С.Ю. Глазьевым: «По структуре своих интересов властвующая олигархия антинациональна - она заинтересована в уничтожении национального суверенитета России, максимальном ослаблении государственной власти и закреплении своего господствующего положения. Поэтому властвующая олигархия не станет решать ни одну из надвигающихся угроз и проблем страны. Более того, она будет препятствовать их решению, как уже успешно блокирует все попытки оздоровления системы денежного обращения, формирования институтов развития, государственного стимулирования инвестиций и научно-технического прогресса»9.
Осознание пагубности периферийного капитализма, как правило, приводит к быстрому нарастанию не только антизападнических, прежде всего антиамериканских, но и националистических настроений. Однако национализм не только не способен решить проблемы страны, но, наоборот, с неизбежностью станет препятствием, раскалывая массы трудящихся. Иное дело - патриотизм, понимаемый как отстаивание интересов России и основной массы ее населения, независимо от расовых и этнических различий.
Переломным моментом в новейшей истории России можно считать назначение на должность премьера России в сентябре 1998 г. Е.М. Примакова. Новое правительство впервые после начала «реформ» отказалось работать по рекомендациям МВФ. Е.М. Примаков в выступлении в Белгороде 21 ноября 1998 г. заявил: «Меня раздражает, например, когда приезжает делегация, состоящая из молодых людей, которые в жизни почти ничего не видели... не зная условий нашей страны, не зная как следует наше положение, начинают рекомендовать, диктовать какие-то условия»10.
Впервые после начала «рыночных реформ» не только начали регулярно выплачиваться заработная плата бюджетникам, пенсии и пособия, но и постепенно погашаться накопившаяся за многие месяцы задолженность. Были созданы условия для прекращения спада производства и даже его подъема. Е.М. Примаков пытался начать борьбу с коррупцией, вести более независимую внешнюю политику. Однако под нажимом внешних и внутренних сил, 12 мая 1999 г. президент Б.Н. Ельцин сместил правительство В.М. Примакова.
В.В. Путин и проводимая политика
Следующий значимый шаг – это победа В.В. Путин 25 марта 2000 г. на президентских выборах Российской Федерации. В.В. Путин же пришел к власти в условиях, когда интересы господствующего класса и интересы социоисторического организма, национальные абсолютно разошлись.
На протяжении двух лет В.В. Путиным было предпринято немало акций, вызвавших недовольство на Западе: налаживание связей с Ираном, Ираком, КНДР, Кубой, поддержка Ирака, договор с Китаем и т.п. Все это способствовало росту популярности В.В. Путина внутри страны.
Однако реализация внутренней политики - представляется более противоречивой. В начале 2000-х гг., в течение некоторого времени, в России конкурировали две программы будущего экономического развития страны. Одна из них была разработана комиссией Государственного совета, которая в основных своих положениях во многом совпадала с программой С.Ю. Глазьева. Она предполагала продолжение политики, начатой правительством Е.М. Примакова, и в частности, усиление роли государственного регулирования экономики. Ее претворение в жизнь обеспечило бы уверенный рост ВВП, по меньшей мере, на 6% в год.
Однако В.В. Путиным была одобрена программа, составленная министром экономического развития и торговли Г.А. Грефом и его командой. Эта программа предусматривает последовательное продолжение политики, начатой Е.Т. Гайдара. Был принят закон о равной налоговой ставке НДФЛ (13%) для всех слоев населения. Подобная мера должна была вывести доходы из тени. Однако в 2001 г. из 548,78 млрд рублей было собрано лишь 256,7. млрд. Недоплачено налогов на 292 млрд рублей, т.е. остались в тени доходы на 2,2 трлн рублей. В 2002 г. в России было укрыто от налогов 3,3 трлн рублей. Принят новый Кодекс законов о труде (КЗоТ), который, по мнению по мнению ряда специалистов, лишает работников многих прав, которыми они пользовались раньше11.
Приняты Земельный кодекс и Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», разрешающие свободную продажу земли. Пенсионная реформа 2002 г. не оправдала задачи на нее возложенные и имела целью снять с государства ответственность за обеспечение людей, достигших пенсионного возраста.
В результате реформы жилищно-коммунального хозяйства на плечи малообеспеченной части населения была перенесена ответственность за содержание ЖКХ, за счет постоянно повышающейся оплаты жилья и коммунальных услуг.
Одобренные и реализуемые Государственной Думой законы «О реформировании естественных монополий» (РАО «ЕЭС», МПС) приводят к дальнейшему разрыву экономического единства страны, а для потребителей выливается в постоянный рост цен. Проводимая Реформа образования уже снизила уровень и качество образования будущих специалистов.
Кроме того, реализована на сегодняшний день задача Правительства РФ о вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Россия и ВТО
Формально Всемирная торговая организация - институт, организующий правила игры на мировом рынке. Но содержание ВТО существенно отличается от заявленных целей. С одной стороны, ВТО служит для формирования таких правил игры, которые максимально отвечают интересам развитых стран в реализации их конкурентных преимуществ (прежде всего монополии на воспроизводство высокотехнологичных товаров). С другой, ВТО - это инструмент в руках лидеров мировой экономики для «взлома» национальных рынков стран периферии, установления контроля над их ресурсами, в консервации отсталости одних и ускоренного развития других.
ТНК и финансовые структуры используют механизмы ВТО и мощь «своих» государств, для захвата рынков товаров высокой степени переработки. Слабые игроки утрачивают эти рынки и одновременно теряют соответствующие отрасли перерабатывающей промышленности. Происходит закрепление такого разделения труда, при котором одни страны держат «контрольный пакет» высокотехнологичных и иных перерабатывающих производств, а ролью других остается сырьевое обеспечение.
Контроль над товарными потоками, дополненный финансовым контролем и управлением внешним долгом формирует механизм прочной зависимости экономической Периферии от Ядра.
Таким образом, ВТО наряду с международными финансовыми институтами - один из ключевых элементов миропорядка, в котором на одном полюсе высокотехнологичные производства, финансовые ресурсы и высокие стандарты потребления, на другом - архаичные экономические и социальные структуры, хронический недостаток капиталов и бедность.
При мизерных инвестициях (табл. 2), которые только к 2011 г. достигли уровня инвестиций 1991 г. (не особо успешного по сравнению с 80-ми гг.), и износе основных фондов в ряде отраслей на 50-70%, без действенной поддержки государства невозможно кардинально перестроить производство, чтобы выпускать продукцию по международным стандартам.
Таблица 2. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
1992
1995
2000
2005
2010
2011
Инвестиции
в ОПФ
2,7
267,0
1165,2
3611,1
9152,1
10776,8
в % к предыдущему году
60,3
89,9
117,4
110,9
106,0
108,3
в % к 1995 году
166,4
100
84,6
135,8
190,9
206,8
Выполнение Россией только общих обязательств ВТО (даже если все остальные условия членства будут максимально благоприятными) сделает невозможным модернизацию отечественной экономики в требуемых масштабах ни сейчас, ни в долгосрочной перспективе. Открытие внутреннего рынка на условиях ВТО усилит прессинг зарубежных конкурентов на экономику России в целом.
НАРАСТАНИЕ НЕРАВЕНСТВА (неофициальная статистика)
1900 год 1% НАСЕЛЕНИЯ около 50% мир. богатства
1960 год около 35% мир. богатства
1980 год около 80% мир. богатства
2000-е годы около 90% мир. богатства
богатство 1% населения > богатства 99% населения
ПРИЧИНЫ НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РФ
1. НЕДОСТУПНОСТЬ КРЕДИТОВ, ВОЗМОЖНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ ПОД ВЫСОКИЕ % СТАВКИ
данная ситуация ставит отечественных и иностранных производителей в изначально неравные производственные условия (российских предпринимателей в невыгодные условия), т.к. проценты по кредиту увеличивают стоимость готовой продукции, и в стране, где ставки выше, продукция изначально будет иметь более высокую цену, даже при прочих равных условиях.
ПРИЧИНА: в ходе денежной реформы 90-х г. была осуществлена жесткая привязка рублевой денежной эмиссии к наличию золото-алютных денежных резервов
Объем денежных средств в стране привязали не к потребностям экономики, а к количеству иностранной валюты. В 90-е годы – реализация этих принципов считалась благом для страны и населения. Однако сегодня наши ведущие ученые открыто заявляют (Глазьев С.Ю.), что данная модель денежной системы– это модель колониальной зависимости, подобная организация денежной системы позволяет эмитентам резервных валют влиять на экономические, социальные и политические процессы внутри страны.
Дж. Рокфеллер «Дайте мне управлять деньгами страны и будет совсем не важно, кто пишет ее законы»
МЕХАНИЗМЫ контроля за социально-экономическим развитием через денежную систему:
1. политика на количественное ограничение денежной массы в экономке как источнику инфляции (через высокие % ставки)
Объем денежной массы в экономике:
К началу реформ (1990 г.) коэффициент монетизации (М2) 60% от ВВП
с 1994 г. этот показатель держится на уровне 20-25% от ВВП
Недостаточное количество денег приводит к ограниченному доступу п/п к инвестиционным ресурсам и торможению экономического роста.
Объем денежной массы в экономике М2 ВВП (%):
Япония, Китай, Канада, Швейцария, Англия, Израиль, Франция
выше 100%
США - 75%,
Китай - 170%
Китай: рост М2 на 40-50% в год – росту 5-6-% ВВП – дефляции
ПАРАДОКС: Российская валюта самая обеспеченная, накопленные резервы позволяют в 2-3 разы увеличить объем денежной массы, и сделает кредиты более дешевыми и доступными.
2. политика на сдерживание инфляции через высокие процентные ставки
наблюдается подмена причинно-следственных связей,
высокие % ставки объясняются высокой инфляцией,
однако именно % ставки являются одним из главных факторов раскручивания инфляции
Динамика % ставок РФ: 1991 - 300%
1996 – 20%,
2000 - 55%,
2014 - 8,5 %,
2015 – 17%
2016 – 10%
При таких % ставках страна не может создавать конкурентоспособную продукцию в условиях свободной внешней торговле, не работают п/п – нет доходов у населения, которые могли бы быть источником инвестиций для п/п. При ставке выше 7% -деградация обрабатывающей промышленности.
Таблица - Влияние изменения ставок рефинансирования и объема денежной эмиссии на экономические показатели (Правительство Примакова, Маслюкова, Геращенко)
год
Инфляция в год, %
% ставка рефинансирования
Прирост ден. массы за год, %
Прирост ВВП, %
1998
85
60
25%
-5%
1999
37
55
65%
6,4%
2000
20
25
69%
10%
2001
19
25
29%
5,1%
Алан Гринспен (бывший глава ФРС) в своей книге «Эпоха потрясений» описывает ситуацию, когда в 1980 г. % ставка в США поднялась до 20%и за этим последовали:
- стагнация
- снижение уровня жизни
- рост безработицы.
2. ОТСУТСТВИЕ ИНСТИТУТА КРУПНОЙ РОССИЙСКОЙ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ – ОФФШОРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
«Почти все, что в прошлые годы было построено нашими отцами и дедами, досталось новым собственникам менее чем за 1% балансовой стоимости. При этом большая часть присвоенной таким образом народной собственности сегодня принадлежит компаниям, зарегистрированным в оффшорах» - С. Миронов (лидер партии «Справедливая Россия»).
70% российской собственности находится в оффшорах
РФ –недополучает налоги в бюджет
США И ЕВРОСОЮЗЕ - не более 10 % компаний работают в оффшорах.
«В России оффшорные структуры сегодня контролируют практически всю черную и цветную металлургию, большую часть угольной промышленности. Даже водоканалы управляются из оффшоров».
компания Rusnano Capital гоcкорпорации «Роснано» зарегистрирована в Швейцарии, а первый фонд «стоимостью» 500 млн. долларов, прописан на Британских Вирджинских островах.
финансовая компания Gazprom Finance B.V. в Голландии.
«Роснефть» которая имеет финансовый «офис» на острове Джерси
3. РОСТ ТАРИФОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ (в первую очередь рост цен на электроэнергию)
Так, к 2014 году оказалось, что стоимость электроэнергии для промышленных потребителей в богатой энергоресурсами России в сопоставимом выражении:
на 25% в среднем выше, чем в энергодефицитной Европе
и в 250% (2,5 раза) выше, чем в США.
За последние годы:
газ ежегодно дорожал на 15%,
электричество – на 10–12%,
грузовые железнодорожные перевозки – на 8%.
При этом в отличие от России и в странах ЕС, и в США государство жестко ограничивает рост стоимости электроэнергии, отслеживает норму прибыли в электроэнергетической отрасли (в среднем — 5%, а максимум — 10%).
4. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:
- налоговая нагрузка на бизнес в РФ в 2 раза выше
- нагрузка на богатые слои общества в РФ 10 раз ниже
Неконкурентоспособность российской продукции
Решение:
-переход к общепринятой в мире прогрессивной шкале налогообложения
- снижение налогов на бизнес: НДС, налог на прибыль, использование налога с продаж
Экономический эффект порядка 2-3 трлн руб. дополнительных инвестиций за счет увеличения амортизационных отчислений и перехода к ускоренной амортизации и обеспечить примерно 1-2% дополнительного роста ВВП
ПОЛОЖЕНИЯ ГАЙДАРОВСКОГО ФОРУМА 2014 Г.
Приватизация банковского и сырьевого сектора
Способствование развитию торговли в рамках ВТО
2015 год Первый: Россия по-прежнему будет оставаться открытой всему миру. Следовательно, никаких таможенных барьеров и ограничений на трансграничное движение капитала не предполагается. Из этого можно сделать вывод, что все разговоры об «импортозамещении» — не более, чем «вербальные интервенции». А сохранения свободного, ничем не стесненного перемещения через границу капитала (на 99% спекулятивного) — гарантия того, что нашему рублю гарантированы новые обвалы.
Второй: мы не собираемся создавать мобилизационную экономику. В переводе на русский это означает: мы сохраним нашу либеральную экономику. Против нашей страны ведется «холодная война» (информационная, психологическая, экономическая). Она в любой момент может перерасти в «горячую». Весь мировой опыт показывает, что войны выигрывают лишь те государства, которые организуют эффективную мобилизацию всех своих материальных и духовных ресурсов. В том числе мобилизацию экономики. Даже страны Запада с так называемой «рыночной экономикой» в годы первой и второй мировой войны (даже накануне указанных войн) переходили на рельсы мобилизационной экономики. Может быть, наш премьер-министр — тайный толстовец, придерживающийся принципа «непротивления злу насилием»? Толстовство еще допустимо для лица частного. Но «толстовство» лиц, облеченных полномочиями и обязанностями премьер-министров и министров, уже опасно для государства. Строго говоря, это уже антигосударственная философия и идеология.
Третий: мы не отказываемся от своих обязательств. Здесь Дмитрий Анатольевич, безусловно, имеет в виду международные обязательства. Весьма забавно и грустно одновременно слышать это от государственного мужа. Запад вероломно нарушает нормы международного права. А как иначе назвать экономические санкции против России, которые не одобрены Советом безопасности ООН? Думаю, что слово «разбой» — не самое еще жесткое. Наши компании и банки несут убытки, при этом они лишаются возможности получать на мировых рынках «длинные» и «средние» кредиты (таковы санкции). Но при этом западные кредиторы требуют своевременного погашения нашими компаниями и банками своих обязательств. Мягко выражаясь, возникает «асимметрия». В этой ситуации наше правительство должно призывать не к выполнению нашими экономическими субъектами своих обязательств, а вводить мораторий на выплаты по внешним обязательствам. И отменить его лишь после того, когда Запад отметит экономические санкции против России.
Представьте себе картину: 22 июня 1941 года Германия нападает на Советский Союз. А после этого нападения товарищ Сталин обращается к народу со словами, что СССР, мол, не откажется от выполнения своих международных обязательств перед Германией. И будет по-прежнему поставлять столь необходимое Третьему Рейху стратегическое сырье согласно торговому соглашению от 19 августа 1939 года. Мол, война войной, а обязательства все равно надо выполнять. Театр абсурда? — Несомненно. А чем это принципиально отличается от заявления нашего премьер-министра?
Лебедь, рак и щука — символ нашего правительства
А потому наше правительство подобно «лебедю, раку и щуке» из басни Крылова. Приведу лишь один пример. Министр экономики А. Улюкаев, который по своей должности отвечает за темы экономического роста, признал на форуме катастрофическое положение реального сектора. Теперь (после того, как он покинул Центробанк) он выступает уже за то, чтоб деньги были «дешевыми» и критикует повышение базовой ставки Центральным банком. Также он выступает за то, чтобы облегчить бремя налогов для предприятий, которые и так не могут прийти в себя после обвала рубля в «черный понедельник» и «черный вторник».
А вот министр финансов А. Силуанов, который отвечает за бюджет, призывает к сокращению государственных расходов и повышению налогов на предприятия. Как минимум процентов на 10%. Да, но ведь с того момента, когда был сверстан бюджет, валютный курс рубля упал на 1/3. Бюджет должен наполняться без труда при новом пониженном курсе рубля. По-хорошему, надо было бы вообще пересмотреть бюджет в сторону увеличения, с учетом упавшей покупательной способности рубля. Все-таки в распоряжении Минфина есть Резервный фонд для таких целей. А бюджет даже в номинальном выражении урезается. Жаль, что на форуме не было председателя ЦБ Набиуллиной, дамы, которая отвечает за инфляцию. Она бы призывала к «жесткой монетарной политике», что в переводе на русский язык означает повышение процентных ставок.
У наших начальников нет координации не только «по горизонтали». Ее нет и «по вертикали». Второй случай правильнее назвать каким-то другим словом.
Китайское экономическое чудо
Стратегическое планирование (на 50 лет)
+
Государственный сектор: в форме банковского и инфраструктурного сектора (естественные монополии)
- контроль денежной массы, процентных ставок, трансграничного пересечения капиталов,
-контроль макроэкономических условий
контроль уровня рентабельности
-стимулирования экспорта продукции высокой переработки
+
свобода предпринимательства
=
Доступное кредитование
Доступность научного обслуживания
Доступность инфраструктуры
Доступность энергоресурсов
Налоговое стимулирование сложных наукоемких,
высокотехнологичных (экспортных) производств
Катасонов Валентин Юрьевич «Экономическая война против России» стр.89 предложения по выводу страны на путь развития
1. Новая индустриализация на основе нового технологического уклада
2. Усиление роли государства в экономической жизни России,
3. Укрепление централизованного начала в управлении экономикой
4. Переход к среднесрочному и долгосрочному планированию
5. Переориентация Банка России на кредитование реального сектора экономики, взятие под контроль государства банковской системы
6. Государственная монополия внешней торговли
государственная валютная монополия.
Налогового-бюджетная политика –увеличивает цены
должна формировать
за счет природной рентные + прогрессивной шкала