Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Современные аспекты понимания финансового права
Финансовое право - динамично развивающаяся отрасль российского
права. Укрупняются и претендуют на самостоятельность бюджетное,
налоговое, страховое, валютное, инвестиционное право и ряд других
подотраслей. Происходит тесное взаимодействие финансовой отрасли с
гражданским правом; финансово-правовые и гражданско-правовые нормы
сопутствуют различным видам бизнеса на рынке финансовых услуг страховому, банковскому, лизинговому и т.д.
Вот почему знание основ финансового права и особенностей правового
регулирования различных сфер денежных отношений необходимы все
большему количеству юристов и управленцев. Эти знания нужны и
сотрудникам правоохранительных органов, от которых зависит правильная
квалификация правонарушений в финансовой сфере. В повышении уровня
финансовой грамотности нуждается все больше обычных граждан-неюристов
в связи с тем, что растет рынок потребительского кредитования, страхования,
микрофинансовых услуг, активно распространяются безналичные формы
расчетов с применением платежных терминалов и сети Интернет.
Прежде чем перейти к рассмотрению понятия финансового права
необходимо
остановиться
на
определении
публичной
финансовой
деятельности. Категория «финансовая деятельность» – сравнительно новое
понятие, которое получило разработку в учебном пособии М. А. Гурвича и
подробно было проанализировано в учебнике под редакцией Е. А.
Ровинского, а затем в некоторых модификациях воспроизводилось в более
поздних учебниках, учебных пособиях и научных исследованиях. Категории
«финансовая
деятельность»
присущи
целостность,
глобальность
и
основательность, реализуемые через совокупность принципов финансового
права.
Финансовая деятельность государства — это основанная на правовых
нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию
оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях
1
планомерного
аккумулирования,
централизованных
и
распределения
децентрализованных
и
денежных
использования
фондов
общего
значения (Крохина Ю.А.)
Финансовая деятельность государства является:
1) властной, основанной на предписаниях органов государственной
(публичной) власти;
2) плановой, осуществляемой в рамках точно определенного времени
(квартала, года);
3) координирующей;
4) контролирующей.
Финансовое право - это самостоятельная, относительно замкнутая
часть системы российского права, которая представляет собой совокупность
юридически норм, регулирующих имущественные и связанные с ними
неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования,
распределения и использования централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств государства или муниципальных образований в
целях осуществления публичных функций.
Предметом финансового права являются общественные отношения,
возникающие
в
процессе
осуществления
государством
финансовой
деятельности, т.е. деятельности по организации денежного обращения в
стране, мобилизации денежных средств в бюджетные и внебюджетные
фонды, их использованию в интересах общества и государства. В процессе
осуществления финансовой деятельности государства возникают и другие
общественные отношения: по валютному регулированию, государственному
кредиту, финансовому контролю, страховые и т.д.
Финансовое право имеет не только предмет правового регулирования, но
и метод правового регулирования. В финансовом праве действует весь
названный набор правовых способов и средств, но со своими особенностями.
В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в
различных пропорциях и сочетаниях, но функции основного регулятора
2
выполняют обязывающие нормы, на которых основан способ властных
предписаний, в то время как запретительный и дозволительный способы
выполняют определенную обеспечительную роль.
Способ (метод) властных предписаний является основным способом
финансового права. Его преобладание объясняется тем, что большинство
финансово-правовых норм сформулированы как обязывающие нормы и
обязывание, таким образом, он доминирует как способ регулирования в
финансовом
праве.
Властность
предписаний
государственных
и
муниципальных органов в процессе финансовой деятельности выражается в
том, что они принимают решения (законы, подзаконные акты), строго
обязательные для другой обязанной стороны правоотношения. Властной
стороной
является
государственный
орган
(Государственная
Дума,
Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ), обязанной - сторона,
противоположная
государственному
органу:
налогоплательщик,
коммерческий банк и т.д. Вторая сторона выполняет, несет свои обязанности
в случаях, установленных законом, подзаконным актом.
Будучи частью системы права, финансовое право характеризуется
признаками, которые объединяют эту отрасль права со всеми другими. К
таким признакам относятся следующие:
1) финансовое право состоит из нормативных предписаний,
которые определяют поведение субъектов (физических и юридических лиц) в
специфической сфере социальной действительности - в сфере финансовой
деятельности государства. Например, ст. 3 Налогового кодекса РФ
представляет
собой
предписание,
устанавливающее
обязанности
налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, представлять
в налоговый орган налоговые декларации и т.д. По своему содержанию эти
предписания являются финансовыми, касаются порядка и размеров платежей
в государственную или муниципальную казну, регулирования доходов
местных бюджетов, контрольной деятельности Центрального банка РФ и т.д.
3
2) формальная определенность. Для финансового права, как и для
других отраслей права (для этой отрасли в особенности), характерна
формальная определенность. Эта формальная определенность проявляется в
четкости, однозначности и лаконичности законодательных предписаний.
Например, ст. 6 БК РФ дает четкие и лаконичные определения наиболее
важных бюджетных категорий: бюджета, дефицита бюджета, дотации и т.д.
Так, бюджет определяется как «форма образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и
функций государства и местного самоуправления».
Формальная определенность - важнейший признак финансового права,
благодаря которому лица, осуществляющие финансовую деятельность, четко
знают границы правомерного и неправомерного поведения, свои права и
обязанности, несут ответственность.
3) системность. Финансовое право представляет собой систему норм.
Эту систему характеризует высокая степень ее внутренней организации,
спаянности всех финансово-правовых норм в единое целое и вместе с тем их
деление на подсистемные образования: подотрасли и правовые институты.
Только системное, непротиворечивое финансовое право способно быть
эффективным и выполнить стоящие перед ним задачи.
4)
внешняя
форма
финансового
права
выражена
в
его
законодательстве. Финансовому праву, как и другим отраслям российского
права,
присуща
специфическая
форма
выражения
-
финансовое
законодательство. Финансовое законодательство представляет собой весь
комплекс нормативных актов, издаваемых органами как законодательной,
так и исполнительной власти, содержащих нормы финансового права.
Важнейшими из этих актов являются федеральные законы:
Бюджетный
кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №
86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г.
деятельности»,
№ 307-ФЗ «Об аудиторской
Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об
4
общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и другие.
В целом, нормы финансового права, как и другие правовые нормы, не
существуют и не могут существовать вне источника права. Подобно тому,
как жидкость может использоваться, если она находится в определенном
сосуде (имеющем твердую форму), так и нормы финансового права могут
быть выражены и доведены до сведения общества в соответствующей форме,
которая называется источником права. В финансовом праве это в основном
нормативные правовые акты.
Как
источник
финансового
права
нормативный
правовой
акт
(федеральный закон, указ Президента РФ, постановление Правительства РФ
и
т.д.)
содержит в себе
нормы финансового
права, адресованные
неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Таким образом, нормативный правовой акт - это тот резервуар, из которого
люди (органы публичной власти, должностные лица, граждане) черпают
сведения о правовых нормах. Бегло охарактеризуем нормативные правовые
акты,
выступающие
Конституция
в
РФ
качестве
-
базовый
источников
финансового
нормативный
акт,
права.
являющийся
источником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конституции
РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую
направленность. К сфере налогообложения относится правовая норма,
содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ, и обязывающая каждого платить
законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит
правовые
нормы,
устанавливающие
денежную
систему
Российской
Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему
налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска
государственных займов.
К источникам финансового права этого класса относятся конституции
и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой
5
организации финансовой деятельности субъектов Федерации, право иметь
собственные бюджеты и внебюджетные фонды и т.д.
Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное
практическое значение в системе источников финансового права. При этом
финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые,
валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права
основным источником является Бюджетный кодекс РФ - закон федерального
уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство,
основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником
является Налоговый кодекс РФ, устанавливающий налоговую систему
страны, определяющий налоговые правонарушения и ответственность за них.
Источником финансового права являются законы субъектов РФ,
содержащие финансово-правовые нормы. Это - законы о бюджетном
устройстве и бюджетном процессе, о порядке предоставления налоговых
льгот и т.д.
Указы Президента РФ. Среди нормативных актов как источников
финансового права выделяются Указы Президента РФ. Например, указ
Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по
финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе
по финансовому мониторингу»).
Постановления Правительства РФ - это наиболее распространенные
источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм,
содержащихся в этих актах, конкретизируются
финансовые
законы.
Например, постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О
Министерстве финансов Российской Федерации»
Ведомственные нормативные акты. Ведомственные нормативные
акты как источники финансового права регулируют в основном финансовую
деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и
т.д.).
Наиболее
типичным
ведомственным
нормативным
актом,
выступающим в качестве источника финансового права, является инструкция,
6
утверждаемая приказом данного ведомства. Главное место среди них
занимают инструкции Министерства финансов РФ, а также Центрального
банка РФ. Например, приказ Министерства финансов Российской Федерации
от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому
учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»; инструкция ЦБ РФ от 16
сентября 2010 № 136-И «О порядке осуществления уполномоченными
банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной
иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками),
номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием
физических лиц».
Нормативный
финансовый
договор.
Наряду
с
нормативными
правовыми актами (законы и подзаконные акты) источниками финансового
права могут быть договоры. Нормативный финансовый договор как источник
финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух или
более сторон, содержащее нормы финансового права. Например, это
соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи
при ситуациях чрезвычайного характера. Это - соглашение об осуществлении
органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению
местного бюджета при кассовом обслуживании им исполнения бюджета,
причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения
местному органу самоуправления.
В
качестве
источника
финансового
права
могут
выступать
международные договоры Российской Федерации с другими странами, если
они
содержат
нормы
финансового
права.
Такие
соглашения
часто
заключаются между государствами в налоговой области по поводу
избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и
имущество.
Например,
Конвенция
между
Правительством
РФ
и
Правительством Королевства Норвегия от 26 марта 1996 г. «Об избежании
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов
в отношении налогов на доходы и капитал».
7
Особенности финансового права раскрываются полнее при его
сопоставлении и отграничении от других отраслей права.
В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из
областей
деятельности
государства,
оно
тесно
соприкасается
с
государственным (конституционным) и административным правом, которое
охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в
целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной
деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих
отраслей права.
Государственное
(конституционное)
право
закрепляет
основы
организации и деятельности представительных и исполнительных органов
власти.
Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в
системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики
Российской Федерации, правового положения личности, федеративное
государственное устройство, принципы организации и деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и
развивается на этих основах.
Административное право регулирует общественные отношения в
области
государственного
управления,
осуществляемого
органами
исполнительной власти.
Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной
деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и
теми и другими органами.
В свою очередь, финансовое право находится в тесной связи с
гражданским правом, по следующим основаниям:
1) в предмет финансового права среди имущественных отношений входят
и денежные отношения.
2)
государственные
органы,
в
том
числе
финансово-кредитные,
осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов,
8
одновременно выступают в качестве юридических лиц. Поэтому вместе с
выполнением функций по образованию и распределению государственных,
денежных фондов они выступают в отношения на основе договора. Для
таких отношений характерно равенство, экономическая обособленность
сторон, и в предмет финансово-правового регулирования они не входят.
3) Некоторые гражданско-правовые нормы, например, об объектах
гражданских прав, иногда имеют межотраслевое значение. Подобное
значение
проявляется
на
тех
участках
правовой
действительности,
относящихся к иным правовым отраслям, которые наиболее близко связаны с
гражданским правом по объектному и субъектному параметрам. Данная
связь, в частности с налоговым правом, усматривается в том, что налоговое
обязательство (обязанность уплатить налог, сбор), ключевым элементом
которого является категория «объект налогообложения», зачастую является
прямым или косвенным следствием развития (существования) определенных
гражданских отношений (имущественных, в рамках которых лицо получает
тот или иной доход, имеет имущество)».
Финансовое законодательство, когда оно затрагивает имущественные
отношения, нередко содержат ссылки на понятия и нормы гражданского
права. Это касается широкого круга вопросов: правоспособности публичных
юридических
лиц,
обеспечительных
мер
заключения
(залог,
договоров,
поручительство,
исковой
давности,
банковские
гарантии,
государственные гарантии), возмещения убытков.
Финансовое право как наука и учебная дисциплина. Понятие
«финансовое право» может употребляться в двух аспектах - как отрасль
российского права и как отрасль правоведения.
Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует
общественные
отношения,
возникающие
в
процессе
осуществления
финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание,
распределение и использование определенных фондов денежных средств.
9
Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие
общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой
деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития
финансового права как отрасли российского права.
Наука финансового права - это совокупность знаний, положений,
категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового
права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм.
На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения
по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных
отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания,
выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую
очередь теории права и государства.
Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение
студентов
финансовому
праву,
тем
правовым
нормам,
которые
в
совокупности образуют финансовое право как отрасль права.
10