Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КОГНИТИВНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ.
СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ И
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ж. ПИАЖЕ.
Вопросы лекции:
1. Введение. Ж. Пиаже и его работа.
2. Генетическая эпистемология и генетическая психология.
3. Теория интеллекта.
Введение. Ж. Пиаже и его работа. Жан Пиаже родился 9.09.1896г. в
Невшателе (Швейцария). С детства он увлекался биологией. В 1915 г. Пиаже
становится бакалавром, а в 1918 г. – доктором естественных наук. В том же
1918 г. Пиаже покидает Невшатель и начинает заниматься психологией. В
Высшей Парижской школе ему предлагают заняться стандартизацией тестов
на способность рассуждать у детей. Эта работа его увлекает и в течение
дальнейшего времени он изучает речь, причины мышления, моральные
суждения у детей. В своих теоретических построениях Пиаже соприкасается
с последователями гештальт-психологии, с психоанализом; позднее его идеи
послужат отправной точкой для работ когнитивных психологов.
Цель Пиаже как ученого состояла в отыскании структурных целых,
отличающихся большой абстрактностью и общностью, характеризующих
интеллект на разных уровнях его развития.
Какими методами пользовался Пиаже для реализации этой научной
цели? Их несколько – самое большое место занимает наблюдение за
поведением ребенка безо всякого экспериментального вмешательства.
Однако применялось и экспериментальное вмешательство в деятельность
ребенка в той или иной форме – от введения в спонтанную активность
ребенка определенного раздражителя до организации поведения с помощью
раздражителя, подаваемого экспериментатором.
Во многих, особенно ранних работах Пиаже, и раздражители, и реакции,
которые они вызывали у детей, были целиком вербальными, а содержание
общения относилось к предметам и событиям, отсутствующим в данной
ситуации. Интервью было главным методом получения данных. Например,
интервьюер обсуждал с ребенком то, что происходит со струей воздуха,
выходящей из проколотого воздушного шарика. В других вариантах
эксперимента ребенок сам проводил преобразования с предметом и обсуждал
их в ходе интервью с экспериментатором, например, лепил колбаски из
пластилина и т.д.
Ситуации были не порождением спонтанной активности ребенка, а
возникали как задача экспериментатора, на которую ребенок должен был
реагировать. Сама ситуация взаимодействия ребенка и экспериментатора
только на первых порах организуется задачей, дольше ее развитие является
реакцией экспериментатора на реакцию ребенка. Нет ни одного ребенка,
который получил бы в точности те же воздействия, что и какой-нибудь
другой ребенок.
Сам Пиаже называл свою экспериментальную технику клиническим
методом. Он имеет много общего с диагностической и терапевтической
беседой, с проективными тестами и интервью. Основная характеристика
этого метода сводится к адекватному реагированию взрослогоэкспериментатора на предмет взаимодействия с ребенком и учетом позиции
ребенка и своей собственной. Для Пиаже решение психометрических задач
не входило в его научные интересы, его больше привлекало описание и
объяснение разнообразных интеллектуальных структур, которыми обладают
дети на разных уровнях развития.
Для Пиаже незначима статистическая обработка результатов. Как
правило, она очень ограничена или не приводится в его работах вовсе.
Вместо “доказательных” цифр Пиаже оперирует фактами и их глубокой
интерпретацией при исследовании познавательных структур, возникающих в
онтогенезе.
Генетическая
эпистемология
и
генетическая
психология.
Генетическая эпистемология – в самом широком и общем смысле это
исследование механизмов, с помощью которых вырастает совокупность
наших знаний (теория познания в общем плане). Пиаже рассматривает
генетическую эпистемологию как прикладную генетическую психологию. Его
собственные практические данные по генетической психологии он
применяет не к проблемам воспитания детей, а к вопросам получения
научных знаний. Генетическая эпистемология конструируется, таким
образом, как междисциплинарная область исследований, обобщающая
данные: а) психологии формирования интеллектуальных структур и понятий
у ребенка; б) логического анализа современной структуры научного знания;
в) истории развития основных научных понятий.
Основываясь на результатах собственных исследований, Пиаже
сформулировал теорию формирования интеллектуальных структур и
понятий у ребенка. С его точки зрения этот процесс подразделяется на
стадии, качественное сходство и различие которых служат ориентирами при
изучении всего процесса развития. Основные критерии этих стадий:
1. реальность – интеллектуальное развитие действительно обнаруживает
достаточную качественную разнородность, которая позволяет выделить
отдельные стадии;
2. неизменная последовательность стадий – стадии возникают в ходе
интеллектуального развития в неизменном и постоянном порядке или
последовательности. Хотя эта последовательность неизменна, возраст, в
котором каждая стадия проявляется, может очень значительно варьировать.
Не каждый человек достигает конечной стадии развития. Более того,
взрослый человек обнаруживает зрелое мышление в области только того
содержания, в котором он был социализирован.
3. Иерархичность стадий – структуры, свойственные ранним стадиям,
вливаются, или включаются, в структуры, свойственный последующим
стадиям. Поэтому формирование первых необходимо для складывания
последних.
4. Целостность – свойства структуры, определяющей данную стадию развития,
должны составлять единое целое.
5. Подготовка и реализация – каждая стадия имеет период первоначальной
подготовки и период реализации. В подготовительном периоде структуры,
которые определяют данную стадию, находятся в процессе формирования и
организации. Во время периода реализации эти структуры образуют
организованное и устойчивое целое.
Таким образом, процесс развития оказался совсем не однородным во
всех своих пунктах. Некоторые периоды развития индивида в отношении
своих структурных качеств являются более устойчивыми и целостными, чем
другие.
Важнейшая черта стадиального развития интеллекта, описанная Пиаже,
связана с явлениями горизонтального и вертикального декаляжа.
Горизонтальный декаляж – это повторение явления на одной и той же стадии
развития.; но так как стадия представляет собой неоднородный поток, то
повторение не может быть тождественным самому себе в разные моменты
времени, оно будет содержать новые элементы, не исключающие и не
искажающие прежних. По сути, горизонтальный декаляж – это перенос
освоенной структуры интеллекта для решения большого число
разнообразных задач. Данное понятие связано с наличием в жизни
интеллекта устойчивых образований, сохраняющих и уточняющих картину
мира человека на протяжении его индивидуальной истории.
Вертикальный декаляж – это повторение интеллектуальных структур на
различных стадиях развития. Данные структуры обладают формальным
сходством, похожи и содержания, к которым они применяются, но уровень
функционирования совершенно различный. Вертикальный декаляж
позволяет находить единство во всех стадиях развития интеллекта, несмотря
на видимые различия между ними.
Эти два процесса – горизонтальный и вертикальный декаляж являются
взаимно дополняющими друг друга во времени жизни человека с точки
зрения эффективности решения ими разных задач.
Пиаже пытается связать между собой не только различные периоды
развития интеллекта, но и различные области знания, показать, как данная
дисциплина опирается на другие, и, в свою очередь, поддерживает их.
Основное положение теории Пиаже насчет отношений между главными
науками состоит в том, что они образуют в совокупности не ту или иную
иерархию
линейной
формы,
но
круговую
структуру.
Линия
взаимоотношений начинается с математики и логики, продолжается к физике
и химии, затем к биологии, психологии и социологии, а затем вновь к
математике. Подобно тому, как при переходе с одной стадии развития
интеллекта на другую, более высокую, структуры, сформировавшиеся на
первой стадии, включаются в состав второй; научные положения,
возникающие в ходе развития любой из наук цикла Пиаже, ложатся в основу
развития следующих наук и так далее.
При анализе формирования основных научных понятий “прикладной
генетический аспект” выступает особенно ярко. Пиаже берет из данной
научной области некоторые понятия, например, силу из физики, и
анализирует, как научное значение этого понятия изменялось с ходом
истории. Затем он пытается провести существенные параллели между
исторической и онтогенетической эволюцией этого понятия; например, в
обоих случаях происходит освобождение от эгоцентрических связей,
уходящих корнями в субъективное переживание телесного усилия и
приходящие взамен концепции, независимые от личности познающего
индивида.
Общая стратегия состоит в применении конструкций генетической
теории к историческому процессу, причем этот процесс принимает форму
эволюции, происходящей в умах ряда взрослых исследователей и
принимающей ту же форму, что и эволюция внутри одного детского ума.
Следовательно, онтогенез повторят историю. Каждая эволюция начинается с
относительного эгоцентризма и феноменологизма. Затем на смену
феноменологизму приходит конструктивизм, а на смену эгоцентризму –
размышление (рефлексия).
Теория интеллекта. Пиаже считал, что каждая теория интеллекта
должна исходить из некоторого основного понимания его сущности. Что
такое интеллект, который мы изучаем? Поиски определения понятия
интеллект должны начинаться с поисков еще более фундаментальных
процессов, на основе которых возникает интеллект, и сходство с которыми
он всегда сохраняет.
По мнению Пиаже, эти фундаментальные основы интеллекта являются
биологическими. Функционирование интеллекта представляет собой особую
форму биологической деятельности и вследствие этого обладает свойствами,
общими с той исходной деятельностью, из которой оно возникло. Интеллект
имеет биологическое происхождение, и это происхождение определяет его
существенные черты. Эти черты следующие:
1.
Интеллект связан с биологией, потому что унаследованные
организмом биологические структуры определяют, какое содержание мы
можем воспринять непосредственно. Подобные биологические ограничения
влияют на построение основных логических понятий. Можно утверждать
поэтому, что между основными особенностями физиологических и
анатомических структур и интеллектом имеется внутренняя связь. Но
человек способен преодолевать это ограничения.
2.
Человек “получает по наследству” способ функционирования
интеллекта, то способ, которым мы осуществляем наши взаимодействия с
окружающей средой. Данный способ функционирования интеллекта:
порождает познавательные структуры;
остается неизменным на протяжении всей жизни человека.
Основные качества, являющиеся неизменными на протяжении всей
жизни человека, это организация и адаптация. Организация как инварианта
проявляется как нечто целое, как система взаимоотношений между
элементами. Это же относится и к развитию, которое представляет собой
нечто целое, имеющее свою цель, и средства, которые ему подчинены, то
есть организация познавательной деятельности подчиняется развитию.
Адаптация – это процесс, при котором взаимный обмен между организмом и
средой приводит к изменению организма. Причем это изменение усиливает
дальнейшие акты обмена и благоприятствует сохранению организма. Вся
живая материя приспосабливается к окружающей среде и обладает
организационными свойствами, позволяющими осуществить адаптацию.
Любая форма адаптации включает в себя два различных компонента:
ассимиляцию (изменение элементов внешней среды для последующего
включения их в структуру организма) и аккомодацию (приспособление
организма к особенностям элементов внешней среды).
Функционирование интеллекта можно охарактеризовать через те же
инварианты, которые свойственны и более элементарным биологическим
процессам. Что отличает познавательную адаптацию от биологической?
Познавательная ассимиляция предполагает, что каждая встреча познания с
внешним объектом обязательно предполагает некоторое познавательное
структурирование(или воссоздание структуры) этого объекта в соответствии
с характером наличной интеллектуальной организации индивида. Каждое
действие интеллекта предполагает наличие толкования какой-то части
реального мира, уподобление ее некоторой системе значений, входящей в
познавательную организацию субъекта. И в случае биологической, и в случае
познавательной ассимиляции основное содержание процесса сводится к
“подтягиванию” реального процесса к шаблону структуры, имеющейся у
индивида на данный момент.
Аккомодация в познавательном процессе заключается в способности
индивида схватывать основные свойства познаваемого объекта,
приспособление “интеллектуальных рецепторов” к противостоящим им
реальным формам.
Никогда в познавательном процессе не встречается ни “чистая”
ассимиляция, ни “чистая” аккомодация. Интеллектуальные акты всегда
предполагают наличие обоих компонентов процесса адаптации.
Функциональные характеристики механизмов ассимиляции и
аккомодации обеспечивают возможность познавательных изменений по
целому ряду причин. Акты аккомодации постоянно распространяются на
новые объекты окружающей среды. Это ведет к ассимиляции новых
объектов. Этот процесс постоянного внутреннего обновления, по Пиаже,
является важным источником познавательного прогресса.
Познавательный прогресс осуществляется медленно и постепенно.
Организм способен ассимилировать только те объекты, которые могли быть
усвоены на основе, подготовленной прошлыми ассимиляциями. Должна
иметься в наличии уже готовая система значений, достаточно развитая,
чтобы воспринять новые объекты.
Для младенца существует недифференцированность ассимиляции и
адаптации; объект и его деятельность неразделимы в переживании, он не
различает свои действия, реальные события и реальные объекты. Это
исходное состояние недифференцированности и одновременно антагонизма
между функциональными инвариантами Пиаже назвал эгоцентризмом. Более
широкую известность оно получило как эгоцентрическая позиция, которая
предполагает наличие только одной точки зрения и не включает в сферу
осознания человека даже возможности существования других точек зрения.
Познание возникает в этой точке недифференцированности на стыке “Я”
и объекта и распространяется из нее на собственное “Я” и на объекты.
Другими словами, интеллект начинает свое существование с познания
взаимодействия человека и вещи через распространение к полюсам этого
взаимодействия – человеку и предмету, организуя при этом самого себя и
организуя мир.
В процессе развития эгоцентризм снова и снова появляется в разных
формах, хотя одновременно происходит и противоположное явление –
реалистическое познание самого себя и объективация внешней
действительности. Этот двойственный процесс на всех стадиях развития
представляет неразрывное целое.
Для Пиаже идеалом, к которому стремится интеллект, является та или
иная форма равновесия между парными инвариантами ассимиляции и
аккомодации. Познающий организм на любом уровне развития – это
чрезвычайно активное действующее лицо, которое всегда встречает
воздействия окружающей среды и конструирует свой мир, ассимилируя его
на основе имеющихся у него схем и аккомодируя эти схемы к его
требованиям.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Вопросы лекции:
1. Предпосылки возникновения когнитивной психологии.
2. Основные положения когнитивной психологии.
3. Основные научные теории когнитивной психологии.
Предпосылки возникновения когнитивной психологии. Начиная с конца 40х гг. в западной психологии, прежде всего, в американской, намечается
возрастание интереса к проблематике сознания. Это выражается в изменении
характера публикаций, в росте числа исследовательских работ по данному
направлению и связанном с этим росте концепций; а также в популярности
данной тематики среди студентов психологических факультетов.
Одновременно внутри психологической науки складываются предпосылки
возникновения
нового
направления,
ориентированного
на
изучение
познавательных процессов. Внутри бихевиоризма Э. Толмен способствовал
отказу от жесткой схемы S – R и вводит в психологию понятие познания как
важной детерминанты поведения. Гештальт-психология также вносит
значительные изменения в методологический и концептуальный аспекты
психологической науки. Современные когнитивные теории тесно связаны с
гештальт-теориями и в терминологической, и в методологическом плане.
Наконец, работы Ж. Пиаже способствовали росту исследовательского интереса к
проблемам интеллекта и познания.
У когнитивного направления в психологии нет “отца-основателя”, как,
например, у психоанализа. Однако мы можем назвать имена ученых, которые
заложили своими работами фундамент когнитивной психологии. Джордж Миллер
и Джером Брунер в 1960 г. организовали Центр когнитивных исследований, где
разрабатывали широкий круг проблем: язык, память, перцептивные процессы и
процессы образования понятий, мышление и познание. Ульрик Найссер в 1967 г.
опубликовал книгу “Когнитивная психология”, в которой попытался
конституировать новое направление в психологии.
Основные положения когнитивной психологии. Современный когнитивизм
трудно определить как единую школу. Широкий спектр концепций, относимых к
данной ориентации, объединяет известная общность теоретических источников и
единство концептуального аппарата, посредством которого описывается
достаточно четко определенный круг феноменов.
Основная цель этих концепций – объяснить поведение при помощи описания
преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный
акцент в исследованиях делается на процессы познания (cognition - познание),
“внутренние” характеристики человеческого поведения. Основные направления
исследований:
а) изучение процессов перцепции, в том числе, социальной;
б) изучение атрибутивных процессов;
в) изучение процессов памяти;
г) изучение построения когнитивной картины мира;
д) изучение бессознательного познания и восприятия;
е) изучение познания у животных и т.д.
Основным методом для данного научного направления является
лабораторный
эксперимент.
Основные
методологические
установки
исследователей следующие:
1. источник данных – ментальные образования;
2. познание определяет поведение;
3. поведение как молярный (целостный) феномен;
Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые
связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные
идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том
числе, социальное. Таким образом, это поведение полностью находится в
контексте ментальных образований.
Основные понятия направления: когнитивная организация – процесс
организации когнитивной структуры, осуществляющийся под воздействием
внешнего стимула (или воспринятого внешнего стимула); frame of reference “понятийная рамка”, масштаб сравнения (рассмотрения) воспринятых объектов;
понятие образа (целого), понятие изоморфизма (структурного подобия между
материальными и психическими процессами), идея господства “хороших” фигур
(простых, уравновешенных, симметричных и т.д.), идея поля – взаимодействия
организма и среды.
Основная идея направления: когнитивная структура человека не может
находиться в несбалансированном, дисгармоничном состоянии, а если это все же
имеет место, у человека немедленно возникает стремление изменить это
состояние. Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее
соответствие его когнитивной структуры. Эта идея связана с концептами
“логического человека”, “рационального человека” или “экономического
человека”.
Основные научные теории когнитивной психологии. Теория структурного
баланса Фрица Хайдера. Основное положение этой теории гласит: люди склонны
развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят
некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой
личности. Наивная психология стремится к внутреннему балансу
воспринимаемых человеком объектов, внутренней непротиворечивости.
Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению
баланса. Баланс, согласно Хайдеру, это не состояние, которое характеризует
реальные отношения между объектами, но только восприятие человеком этих
отношений. Основная схема теории Хайдера: Р – О – Х, где Р – воспринимающий
субъект, О – другой (воспринимающий субъект), Х – объект, воспринимаемый и
Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет некоторое когнитивное
поле, и задача психолога заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений
между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой
тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление
изменить ситуацию.
Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома
распространяет
теоретические положения Хайдера на область межличностных отношений.
Ньюком полагал, что тенденция к балансу характеризует не только
интраперсональную, но и интерперсональную системы отношений. Основное
положение этой теории выглядит следующим образом: если два человека
позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему
(лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации
относительно этого третьего. Развитие этих сходных ориентаций может быть
усилено за счет развития межличностных отношений. Консонантное
(сбалансированное, непротиворечивое) состояние системы возникает, как и в
предыдущем случае, когда все три отношения позитивны, либо одно отношение
позитивно и два негативны; диссонанс возникает там, где два отношения
позитивны и одно негативно.
Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера является, пожалуй,
наиболее известной широкому кругу людей когнитивной теорией. В ней автор
развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между
элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение этой теории
следующее: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к
желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия
между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у
человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно
переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение,
направленное на его изменение – человек стремится вновь достичь внутреннего
непротиворечия.
Диссонанс может возникать:
1. из логической непоследовательности (Все люди смертны, но А будет жить
вечно.);
2. из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам (Родитель
кричит на ребенка, зная, что это нехорошо.);
3. из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой
системе представлений (Коммунист на выборах президента голосует за
Путина (или Жириновского);
4. из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда
нарушал правила дорожного движения – и ничего; а сейчас оштрафовали!).
Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим
образом:
1. через изменение поведенческих элементов когнитивной структуры (Человек
престает покупать продукт, который, по его мнению, слишком дорогой
(некачественный, немодный и т.д.);
2. через изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (Человек
продолжает покупать некоторый продукт, убеждая окружающих, что это –
то что надо.);
3. через расширение когнитивной структуры таким образом, чтобы в нее
вошли
ранее
исключавшиеся
элементы
(Подбирает
факты,
свидетельствующие о том, что вот В, С и Д покупают такой же продукт – и
все отлично!).
Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума описывает
дополнительные возможности выхода из ситуации когнитивного диссонанса.
Согласно этой теории, возможны другие варианты выхода из состояния
диссонанса, например, через одновременное изменение отношения субъекта и к
другому субъекту, и к воспринимаемому объекту. Делается попытка предсказания
изменений отношений (аттитюдов), которые произойдут у субъекта под влиянием
стремления восстановить консонанс внутри когнитивной структуры.
Основные положения теории: а) дисбаланс в когнитивной структуре субъекта
зависит не только от общего знака отношений, но и от их интенсивности; б)
восстановление консонанса может быть достигнуто не толь за счет изменения
знака отношения субъекта к одному из элементов триады “Р,О,Х”, но и путем
одновременного изменения и интенсивности и знака этих отношений, причем –
одновременно к обоим членам триады.