Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1
Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии
1. Теоретические основы бизнес-планирования
2. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием
3. Организация процесса бизнес-планирования на предприятии
4. Роль, практика и неиспользуемые возможности бизнес-планирования в РФ
5. Отличие бизнес-плана от других плановых документов.
Бизнес-планирование (деловое планирование) — самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.
Для успешной организации бизнес-планирования необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования фирмы.
• Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана (аналитический блок);
• Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация (информационный блок)
• В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления (организационный блок)
• В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации (программно-технический блок)
О с н о в н ы е с т а д и и процесса бизнес-планирования:
1) подготовительная стадия;
2) стадия разработки бизнес-плана;
3) стадия продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;
4) стадия реализации бизнес-плана.
Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов:
1) оценку характеристик компании заявителя, анализ отрасли его деятельности;
2) анализ условий соглашения (форму заимствования и возврата кредита, залог, гарантию возврата кредитных средств);
3) анализ финансового состояния предприятия;
4) оценку руководящей команды компании-заявителя;
5) выявление особенностей проекта;
6) общий анализ бизнес-плана.
Планирование реализации бизнес-проекта включают следующие задачи:
1) определение типа рабочих задач;
2) определение логической последовательности событий в рабочих задачах;
3) подготовку графика реализации задач;
4) определение ресурсов для решения задач;
5) подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование бизнес-плана;
6) документирование всех данных реализации бизнес-проекта.
Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:
1) в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них - ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план организации ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;
2) стратегические планы — это обычно планы с растущим горизонтом времени. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки;
3) в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане
Бизнес-план и инвестиционный проект
• Бизнес-план может являться составной частью инвестиционного проекта
• Бизнес-план может заменить инвестиционный проект
• Бизнес-план может включать в себя инвестиционный проект
Таким образом, инвестиционный проект и бизнес-план могут быть близки по структуре.
Структура бизнес-плана схожа с инвестиционным проектом, особенно в той его части, где проводится обоснование инвестиционного замысла.
Лекция 2
Разработка бизнес-плана для малого предприятия
1. Цель, задачи и особенности составления бизнес-плана.
2. Особенности разработки бизнес-плана для малого предприятия
3.Структура и содержание разделов бизнес-плана.
4. Общие рекомендации по составлению бизнес-плана
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
• Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
• Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
• Третья функция позволяет привлекать денежные средства —ссуды, кредиты.
• Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
• Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, создать мотивацию достижения целей.
Структура б и з н е с – п л а н а
1) титульный лист;
2) аннотация;
3) меморандум о конфиденциальности;
4) оглавление;
Затем его основные разделы.
1) резюме;
2) история бизнеса организации (описание отрасли);
3) характеристика объекта бизнеса организации;
4) анализ бизнес-среды организации;
5) план маркетинга;
6) производственный план;
7) организационный план;
8) финансовый план;
9) оценка и страхование риска;
10)приложения.
Бизнес-план для банка
1. Бизнес-план для банка должен представлять расчеты, которые подтверждают потребность компании в определенном объеме заемных средств на определенный срок.
2. Бизнес-план для банка должен доказывать кредитному учреждению, что для реализации конкретного проекта гораздо выгоднее использовать именно заемные средства, а не инвестиции или внутренние резервы.
3. Наконец, бизнес-план для банка должен подтверждать кредитному учреждению платежеспособность заемщика и возможность погашения им кредита в установленные сроки в полном объеме.
Бизнес-план для инвестора
Задача при разработке бизнес-плана для инвестора – дать инвестору представление о целях инвестиционного проекта, результатах проведенного маркетингового исследования, сути инвестиционного проекта, необходимых и имеющихся ресурсах для его реализации, предполагаемый период окупаемости и основные выгоды и преимущества инвестирования именно в этот инвестиционный проект.
Бизнес-план для инвестора должен давать представление не только о преимуществах инвестирования, но и о его рисках, а также описывать предполагаемые пути выхода из кризисных ситуаций.
Бизнес-план для собственника
Разработанный бизнес-план помогает дать ответы собственнику на следующие вопросы:
1. какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
2.каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
3. какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
4. сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;
5. каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
6. какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;
7. какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
8. каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
Рекомендации к оформлению бизнес-плана:
1) оформление бизнес-плана должно соответствовать имиджу преуспевающей фирмы, оно должно быть привлекательным, но неброским;
2) степень детализации должна соответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего: четкая структура и его наглядность, краткость;
3) в бизнес-план не должна включаться второстепенная и справочная информация. Ее лучше вынести в приложения. Объем приложений не ограничивается;
4)стиль изложения должен отличаться простотой и отсутствием
языкового и терминологического барьеров. Бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам;
5) информация бизнес-плана должна быть емкой, четкой и в то
же время краткой (таблицы, графики и т. д.);
6) предложения и прогнозы бизнес-плана должны быть обоснованы и подкреплены ссылками на источники информации;
7) точность финансовых расчетов — необходимое условие;
8) должны быть обсуждены риски компании;
9) бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.
Рекомендации по применению компьютерных технологий в бизнес-планировании
В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов.
Пакет прикладных программ COMFAR существует в различных версиях, в значительной мере адаптированных к экономике
конкретных стран, и переведен на русский язык.
Пакет «Альт-Инвест» реализован как вычислитель на электронных таблицах и обладает всеми достоинствами и недостатками такого подхода.
Пакет «Project Expert» несколько отличается от вышеперечисленных продуктов.
Системность при решении многих проблем, учет специфики национальных условий, мощная рекламная кампания позволяют сделать весомую заявку на лидерство этого программного продукта в данной области.
Пакет COMFAR
Пакет COMFAR реализован в виде трех программных блоков:
ввода данных, расчетов, выдачи результатов. Кроме указанных
блоков, в пакете представлены два дополнительных блока: графическое отображение информации, экономический анализ «затраты — выгода».
К достоинствам пакета COMFAR в части контрольной функции относится закрытость. В работу пакета нельзя вмешаться, что дает гарантию соответствия полученных результатов исходным данным с точки зрения добросовестности их обработки.
Недостатки : нет гибкого механизма задания инфляционного влияния; неполное соответствие налогового блока российскому законодательству.
Пакет «Альт-Инвест»
Пакет «Альт-Инвест» реализован с использованием электронных таблиц Microsoft works или EXCEL и может работать в среде других распространенных табличных процессоров .
Достоинством пакета является то, что вся информация представлена на всем экране. Изменив значение показателей, пользователь мгновенно получает реакцию на свои действия.
Недостатки: сложность изменения формул и корректировки таблиц; процессы выдачи результатов на печать или построения графиков требуют от пользователя специального обучения
Пакет PROPSPIN
Пакет PROPSPIN представляет собой информационную систему предварительной оценки проектов.
Как и COMFAR, PROPSPIN является лицензированным программным продуктом.
PROPSPIN предназначен для:
1) формулирования позиций инвестиционного проекта;
2) исследования последствий изменений выбранных параметров;
3) подготовки возможных сценариев, основанных на различных предположениях относительно перспектив проекта.