Содержание деятельности педагогов по преодолению последствий семейного насилия над детьми
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Содержание деятельности педагогов по преодолению последствий семейного насилия над детьми
Проблема насилия над личностью, особенно над детьми, представляет малоисследованную сферу в педагогической науке. Зарубежные ученые начали её изучение в 70-е годы прошлого столетия. В России проблемы жестокого обращения с детьми впервые обсуждались на 1-ой Московской международной конференции "Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка" в 1995 году. В то время, по данным Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье испытывали свыше 30% детей 5-7лет. Создавшаяся критическая ситуация вывела в число важнейших направлений государственной политики проблему профилактики и преодоления последствий семейного насилия над детьми. Проблема определяется рядом существующих в России противоречий:
- между потребностями общества, государства в формировании в семьях полноценных развитых личностей и реальным наличием семейного насилия, препятствующего решению обозначенной задачи;
- между потенциальными возможностями дошкольных образовательных учреждений в преодолении последствий семейного насилия над детьми и недостаточной теоретической и практической разработанностью технологии преодоления семейного насилия над детьми;
- между темпами совершенствования новых востребованных технологий и готовностью социальных педагогов к внедрению их в свою деятельность.
Итак, насилие над детьми определяется как принудительное воздействие на ребенка, нарушение его гражданских прав с нанесением физической, психологической травмы.
Реальным механизмом преодоления последствий семейного насилия над детьми является взаимодействие педагога с другими социальными институтами (семьей), различными формами общественности.
Деятельность педагога по выявлению и преодолению последствий различного вида насилия над детьми должна включать следующие компоненты: цель, задачи, содержание, методы, критерии показателей результатов деятельности. Эффективность деятельности социального педагога будет зависеть от системного исполнения каждого из этих компонентов.
Выявление и преодоление последствий различного вида насилия над детьми будет успешнее, если повысить педагогическую грамотность родителей, содействовать личностному росту родителей и детей, позитивно изменить семейную ситуацию.
Анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день нет единого определения понятия семейного насилия над детьми.
Так, С.И.Ожегов (1997) дает следующее понимание насилия - это применение физической силы к кому-нибудь; принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности; притеснение, беззаконие. Далее С.И.Ожегов дает определение физическому насилию - это нанесение побоев, телесных повреждений; психологическое насилие - насилие, направленное на устрашение, подавление воли.
В Большой Российской энциклопедии (2001) дается определение насилия в праве: физическое насилие - вред здоровью, побои; психологическое - угроза, психическое воздействие одного человека на другого. В научной литературе существует много определений "жестокого и небрежного обращения с детьми". В юридической литературе это чаще называют как "злоупотребление и пренебрежение детьми". Такое же определение используется и в Семейном кодексе РФ.
Ребёнок чаще всего страдает от нескольких форм насилия. Хотя исследователи предпочитают иметь дело с различиями, которые легко могут определяться, на практике редко встречаются формы жестокого обращения к ребёнку в чистом виде. Ребёнок может переживать более чем одну форму плохого обращения.
Психолог Л.С.Алексеева отмечает, что для семейного насилия характерны физические, психические (эмоциональные), сексуальные оскорбления и экономическое воздействие.
По классификации Асановой Н.К насилие делится на: жестокое физическое обращение; сексуальное насилие; пренебрежение; психологическое насилие.
1. Жестокое физическое обращение - действия со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребёнка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, удушение, толкания, сотрясения, применение ремня, ножа и т.д., дача алкоголя, наркотиков, одурманивающих медикаментов, лишение теплой одежды то есть как любое неслучайное нанесение повреждения ребёнку;
Признаки физического насилия:
- резко выраженная боязливость ребенка;
- неадекватное поведение в новых ситуациях и с новыми людьми;
- признаки запущенности;
- наличие травм (ожоги необычной этиологии, переломы, ушибы, следы укусов);
- отсутствие желания поиска защиты у родителей в устрашающей ситуации;
- стремление уйти от конфликтных ситуаций, приспособительное поведение.
Поведенческие индикаторы физического насилия:
- до 6 мес. дети не улыбаются, малоподвижны, безразличны к окружающим;
- от полугода до полутора лет дети бояться родителей, выражают испуг, если их хотят взять на руки;
- дошкольники проявляют излишнюю уступчивость, заискивающее поведение, лживы, агрессивны, замечены в воровстве, жестоки по отношению к животным и младшим, болезненно реагируют на любое замечание, могут быть склонны к поджогам.
2. Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие между ребёнком и человеком старше его по возрасту, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это ласка, сексуальная стимуляция, изнасилование с применением силы, сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми), проституция.
Последствия:
- ночные кошмары, страхи;
- самообвинения;
- ЗПР;
- замкнутость;
- агрессия, гнев;
- аутоэротические действия;
- сексуализированное поведение.
3. Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребёнка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Формы пренебрежения нуждами:
- оставление без присмотра;
- не предоставление медицинской помощи;
- безнадзорность (отсутствие опеки, внимания, защиты;
- отсутствие получения адекватного образования.
Последствия:
- отставание в физическом развитии;
- микроцефалия;
- задержка речевого развития;
- сниженная концентрация внимания;
- эмоциональная незрелость;
- гиперактивность и агрессивность;
- неопрятность, плохая гигиена кожи и зубов;
- неразборчивое дружелюбие.
4. Психологическое насилие (эмоционально дурное обращение) - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание и привязанность. Это также принижение успехов ребенка, унижение его достоинства, отвержение ребёнка.
Виды:
- угрозы, запугивание;
- оскорбление и крики;
- унижение достоинства;
- ложь, обман ребенка;
- завышенные требования;
- принуждение к одиночеству, отвержение;
- лишение любви, заботы, безопасности;
- причинение вреда родителям на глазах у ребенка.
Последствия:
- страхи;
- ЗПР;
- чувство стыда, вины;
- вредные привычки (сосание пальца. вырывание волос).
К факторам риска, существенно связанным с физическим насилием над детьми, в науке относят низкий уровень образования матери; юность матери; зависимость от социального обеспечения; серьезную болезнь матери; недостаток заботы со стороны родителей, физическое и психическое нездоровье ребенка. Наибольший риск физического насилия представляет психопатия матери, которая во много раз увеличивает его вероятность.
Также влияние на вероятность физического насилия оказывает финансовое положение семьи, а именно ограниченные финансовые возможности.
Большинство теоретических объяснений семейного насилия ученые причисляют к одному из трех уровней факторов (Крейхи Б.):
1) макроуровень общества, в рамках которого наблюдается семейное насилие. На распространенность жестокого обращения с членами семьи влияет то, насколько насилие приемлемо в культуре данного народа, общества. Например, если существует в данном обществе мнение, что наказывать ребенка необходимо, чтобы его дисциплинировать, то физическое наказание предстает не как насилие над ребенком, а как законный способ семейного воспитания детей. Еще одно обстоятельство снижает порог возникновения семейного насилия - это точка зрения, согласно которой нельзя со стороны общества вмешиваться в домашние конфликты.
Кроме культурных ценностей, способствующих проявлению агрессии по отношению к собственным детям, другим макроуровневым фактором считаются экономические условия: бедность, безработица, экономические стрессы (кризисы).
2) микроуровень семейной среды; уровень индивидуальных характеристик жертв и обидчиков. Теория микроуровня среди факторов риска выделяет внутрисемейное напряжение, которое является следствием супружеского конфликта. Исследователи утверждают, что члены семьи могут освоить модели агрессивного поведения через механизмы подкрепления и подражания. Если насильник усваивает, что акты насилия приводят к рассчитанным последствиям, а жертва - что насилие можно прекратить только подчинением, то происходит становление стереотипов взаимодействия. Они подкрепляют демонстрацию агрессивного поведения и переходят от поколения к поколению.
Таким образом, становится ясно, что насилие любого вида создает проблемы для личностного развития ребенка: социальные, медицинские, психологические, педагогические.
К социальным проблемам как последствию насилия родителей над детьми дошкольного возраста относят изменения в жизни ребенка в обществе, среди людей. Эти проблемы обнаруживаются в снижении социальных способностей и социальных навыков детей; снижение доверия к себе, отсутствие положительного образа "Я".
Детям, претерпевающим насилие со стороны родителей, составляет значительную трудность договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой, излагать собственное мнение и слушать других, дискутировать.
К психологическим проблемам относится состояние отрицательной эмоциональной окраски. Это может быть чрезмерная возбужденность, отчаяние, плаксивость, истерия, агрессивность, депрессия. В этом состоянии дети в отличие от нормы хуже воспринимают окружающий мир. Они становятся импульсивными, приобретают вредные привычки. Негативные личностные психологические изменения устойчивы и трудно поддаются изменению.
К педагогическим проблемам, возникающим в результате применения различного вида насилия в семье, относятся изменения воспитанности, обученности, развитости.
Гражданские и моральные качества зачастую вступают в противоречие с общественным устоем, создавая проблемы окружающим людям и самому себе. Гуманность, демократичность, которую нужно воспитывать не только словом, а личным примером родителей, у этих детей не развиты.
Общий культурный уровень детей, переживших домашнее насилие, остаётся низкими во взрослой жизни. Даже получив образование, специальность, люди остаются по уровню культуры гораздо ниже, чем могло бы быть в благополучной жизненной ситуации.
Деятельность педагога по выявлению и преодолению последствий различного вида насилия можно разделить на блоки:
I. Информационно-аналитический блок — это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.
При изучении семьи используются следующие методы: опрос воспитателей, анкетирование родителей («Мой ребенок и его индивидуальные особенности»), индивидуальные беседы с детьми и родителями, патронаж, интервьюирование.
Для выявления родителей, нарушающих права своих детей, используют опросник и анкету Басса -Драки, проективную методику «Рисунок семьи». Данные методики помогают: определить насколько агрессивны родители — насколько у них выражены физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение; определить методы воздействия на ребенка, применяемые в семье.
II. Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей. Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:
Первое направление — просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития: лекции; индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно — правовая база по защите прав ребенка. Координация усилий детского сада и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье»,
Второе направление: продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела. В рамках работы по этому направлению используется такая форма, как совместное творческое дело: рисование детей и родителей на тему «Герб моей семьи», «Любимой маме посвящается»; поделки из природного материала и работы декоративно-прикладного искусства (бисер, вышивка, аппликация) для выставок, проводимых в детском саду на тему «Творим всей семьей».
Организуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями:
- родительские собрания, компонентами которых являются выступления детей; представления результатов детской деятельности; выставки детских творческих работ; фотовыставки; практические приемы передачи информации: участие в играх, организованных педагогами, совместное выполнение упражнений; просмотр видеосъемок и слайд -шоу. Чаще стали практиковать проведение собраний в форме деловой игры.
- семейный клуб «Собеседник», организованный для работы с семьями, имеющими детей с проблемами в общении и поведении. В рамках клуба проводятся мероприятия как для родителей с целью повышения психолого-педагогических знаний (консультации, беседы за круглым столом, тренинги), так и совместных мероприятий с родителями и детьми.
- школа молодых родителей: подготовить родителей и детей к поступлению в детский сад, выявить и помочь решить проблемы семейного воспитания, дать необходимые знания по вопросам нервно-психического развития детей раннего возраста.
Задание:
1. Ознакомиться с Главой 11. Семейного кодекса РФ, составить тезисы статей 54-57.
2. Решить ситуационную задачу.
Мать в привязывала малыша к батарее, ножке стула за любую шалость и позволяла такими же способами наказывать мальчика своему сожителю, биологическому отцу ребенка. Мать могла наказать мальчика, например, за разбросанные игрушки. Семья не относится к разряду асоциальных.
1. Определите тип отношения матери к ребенку.
2. Какие действия должны осуществить педагоги при обнаружении последствий действий материи в отношении ребенка?