Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Занятие семинарского типа
Задание 1, по теме №4 «Практикум социологического исследования»: ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Конспект в формате блок-схема по теме №6
№
п\п
Краткое содержание лекционного материала
(развернутый план по теме)
Основные термины и их значение
1.
2.
…
…
…
Слайд- схема
Вопросы по теме
Конспект лекции в формате блок-схемы выполняется с использованием предложенного текстового материала, объем на 5 стр. Ф. А-4 . Основных терминов должно быть 7-8, вопросов по теме сформулировано не менее 3-х
Опорный материал к практическому заданию по схеме №6
Ключевые понятия:
Программа исследования, проблема, проблемная ситуация, предмет и объект исследования, методология, гипотеза, задача исследования, интерпретация понятия, концептуальная, гипотетическая модель, индикатор, индекс, методы, методика, техника, процедура исследования, рабочий план исследования, сетевой график.
Социологическое исследование состоит из ряда последовательных этапов – подготовительный, сбор, обработка и анализ информации – каждый из которых предполагает решение конкретных задач. Разработка программы – основное содержание подготовительного этапа. Назначение программы – выработать общую концепцию исследования, обеспечить логичность и последовательность действий социолога в исследовательском процессе. Тщательно разработанная программа – гарантия успешности исследования, обоснованности его результатов, их теоретической и практической ценности. Программа – документ, содержащий комплекс методологических и теоретических положений исследования, а также общий набросок процедур и технических приемов исследования. Она отвечает на ряд вопросов: что следует изучать, где, каким образом?
В соответствии с назначением программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция состоит в выработке общей концептуальной схемы исследования, в определении проблемы, цели и задач исследования, выдвижении гипотез, фиксировании исходных представлений об изучаемом явлении, предполагает операционализацию и интерпретацию основных понятий.
Методическая функция предполагает разработку логического плана исследования, выбор методов и технических приемов сбора, обработки и анализа информации, разработку процедуры исследования.
Организационная функция обеспечивает разделение труда между членами исследовательского коллектива, устанавливает контроль за ходом исследования и получением достоверных данных.
Программа вооружает социолога не только соответствующими социологическими знаниями, но и способствует выработке у него таких исследовательских качеств, как умение анализировать социальные процессы, выдвигать и проверять гипотезы, эффективно работать с информацией, разрабатывать инструментарий, технологию исследования, осуществлять организацию исследования.
Разработка программы должна вестись с учетом следующих предъявляемых к ней требований.
Первое требование – необходимость программы. Беспрограммное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, что может привести к значительным затратам (финансовым, временным, материальным) и незначительному научному эффекту.
Второе требование – ясность и точность. Все положения программы должны быть четко сформулированы, не содержать разночтений в их понимании.
Третье требование – логическая последовательность всех элементов, звеньев программы. Нельзя начинать, например, с разработки анкеты, не уяснив четко проблему исследования и не выдвинув гипотезы.
Четвертое требование – гибкость программы. Данное требование предполагает своевременное устранение в программе обнаруженных по ходу исследования неточностей, а возможно и ошибок.
Разработка программы требует значительных временных затрат, которые окупаются результатом исследования. Тщательно продуманная программа – непременное условие осуществления социологического исследования на высоком научном уровне.
Принцип обоснованности и строгой поэтапности в получении результатов исследования выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Структура и содержание программы (см. таблицу 1.)
Таблица 1. Структура и содержание программы
Круг вопросов,
рассматриваемых в разделе
1-й раздел – теоретико-методологический
Определение проблемы, объекта и предмета исследования, характеристика целей и задач, уточнение понятий, построение гипотетической модели изучаемого явления, выдвижение гипотез
2-й раздел – методический
Разработка инструментария исследования, методик и техники сбора, обработки и анализа данных, выбор типа и расчет объема выборки.
3-й раздел – организационный
Определение материально-временных ресурсов проведения исследования, координация деятельности исследовательского коллектива, решение организационных вопросов на разных этапах исследования.
Теоретико-методологическая часть программы
Постановка проблемы – исходный пункт научного исследования.
Проблема – вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании, требующий для своего разрешения определенных практических и теоретических действий.
Постановка проблемы - это выход за пределы известного в сферу того, что должно быть изучено. Истинную проблему следует отличать:
- от псевдопроблемы - когда ответ на поставленный вопрос уже содержится в имеющемся знании, однако, он неизвестен социологу в силу его некомпетентности;
- от мелкой, надуманной, не представляющей особого интереса для социальной жизни.
Социолог должен уметь видеть реальные проблемы общества. В этом ему помогает знание практики.
Проблема формулируется с учетом реальных запросов общества и степени ее разработанности в научной литературе. Соотнесение имеющегося опыта социолога с опытом других исследователей, учет как достижений, так и неудач последних, позволяет социологу находить наиболее эффективные пути решения проблемы. Исследование предполагает выделение обозримого аспекта проблемы, т.е. постановку таких задач, разрешение которых возможно с помощью имеющихся в распоряжении социолога средств, финансовых возможностей, людских ресурсов и временного срока.
Различают проблемы по масштабам (глобальные, локальные, региональные), по времени (кратко-, средне-, долгосрочные), по сложности (одноплановые и многоплановые), по социальному субъекту (кто создает проблему).
Истинная проблема должна содержать в себе проблемную ситуацию - реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в данный момент еще неизвестны. Решение проблемы означает разрешение данного противоречия.
В рамках проблемной ситуации возможно выделение как гносеологической, так и практической сторон. Если гносеологическая связана с получением нового теоретического знания, построением типических моделей каких-либо явлений, то практическая – с поиском конкретного решения по изменению сложившейся ситуации в реальной жизни, выработкой практических рекомендаций.
Иногда одна проблема может включать не одну, а несколько проблемных ситуаций. Степень их разрешения определяет возможность решения проблемы в целом или частично.
Формулировка проблемы предполагает не столько постановку вопроса, на который должен дать ответ социолог по завершению исследования, но и установок по нахождению конкретных путей решения обозначенной проблемы.
С учетом обозначенной проблемы формулируется тема исследования. В ней должны найти отражение проблема, объект и предмет исследования. Важнейшие требования, предъявляемые к ее постановке – краткость (чаще одно предложение); точность; конкретность (тема должна ограничивать и конкретизировать проблему). Проблема исследования тесно связана с выбором объекта и предмета изучения.
Объект исследования – некоторые реальные социальные процессы или явления, содержащие противоречие и порождающие проблемную ситуацию. В качестве таковых чаще всего выступают социальные институты и организации, различные общности людей или их деятельность.
Выделение объекта исследования требует четкого указания его пространственно-временных границ, а также наиболее характерных признаков и свойств (профессиональных, функциональных и т.д.). Например, выбор в качестве объекта изучения такой социологической группы как молодежь, требует указания её возрастных границ.
Предмет исследования – определенные свойства, связи, характеристики объекта, интересующие социолога в свете изучаемой проблемы и подлежащие непосредственному анализу.
Одному и тому же объекту могут соответствовать несколько предметов исследования. Выбор каждого из них определяется целями и задачами исследования, а также, как уже выше отмечалось, финансово-временными возможностями проведения исследования.
Все сказанное выше можно проиллюстрировать на следующем примере.
Одной из волнующих проблем российского общества на современном этапе является состояние политической культуры молодежи. Проблемная ситуация порождается противоречием между потребностями общества в политически грамотных и активных молодых людях и недостаточным уровнем знаний причин, порождающих политическую инфантильность определенной части молодежи. Назначение социологического исследования – изучить факторы, порождающие подобное противоречие, выработать конкретные рекомендации по его устранению.
На основе поставленной проблемы, обозначенной вопросом: «Как повысить уровень политической культуры молодежи?», формулируется тема исследования, в рамках которой, как уже выше отмечалось, должны найти отражение объект и предмет исследования. В данном случае в качестве объекта исследования могут выступать конкретные молодежные группы: студенты, молодые рабочие, молодежь определенного населенного пункта и т.д. В качестве же предмета исследования – такая важная характеристика объекта как политическая культура. Таким образом, тема исследования может быть сформулирована следующим образом: «Политическая культура учащейся молодежи города Хабаровска и пути ее повышения».
Сама по себе постановка проблемы еще не отвечает на вопросы: «Зачем необходимо данное исследование?» и «Какого рода результат ожидается получить по его завершению?» На этот вопрос дают ответ цель и задачи исследования.
Несмотря на кажущуюся субъективность, цель объективна, так как тесно связана с общественной практикой и выражает потребности людей.
Цель – то, ради чего осуществляется исследование, планируемый или желаемый результат. Это может быть поиск типового решения какой-либо проблемы или решения какой-либо конкретной практической задачи по изменению реальной ситуации. (Пример: цель - выработать механизм, обеспечивающий повышение политической культуры молодежи).
В соответствии с целью формулируются задачи исследования, которые являются выражением познавательных и практических потребностей, а также – конкретных действий социолога по нахождению путей разрешения проблемы.
Классификация задач:
Теоретические и практические.
Основные и неосновные.
Постановка и решение теоретических задач предполагает получение нового знания в форме концепций, положений, обобщений, имеющих, как правило, методологическое значение. Результатом их решения является построение типических моделей социальных явлений, выявление ранее неизвестных тенденций общественного развития.
Постановка и решение практических задач связана с получением и обобщением эмпирической информации, выработкой конкретных выводов и рекомендаций по изменению реальной ситуации.
В зависимости от типа выдвинутых задач различают исследования теоретические и прикладные. Однако на практике чаще всего социологическое исследование носит комплексный характер, сочетая в себе как теоретические, так и практические аспекты.
Разделение задач на основные и неосновные осуществляется в зависимости от степени их соответствия цели исследования.
Основные задачи – полностью соответствуют цели исследования. Их решение способствует решению исследуемой проблемы.
Неосновные задачи не связаны прямо с проблемой исследования. Их постановка и дальнейшее решение направлено на получение информации, необходимой для подготовки, возможно, будущих исследовательских проектов или же исследований, осуществляемых по другой программе параллельно с данным.
Одним из важных моментов работы над программой является построение гипотетической модели изучаемого явления на основе его системного анализа. Системный анализ позволяет выявить структурные элементы исследуемого явления, их взаимосвязь, проанализировать характер и форму взаимодействия рассматриваемого явления с внешними факторами.
Предварительный системный анализ изучаемого явления, выступающего в качестве предмета исследования, является необходимым условием концептуального моделирования исследуемой проблемной ситуации. Развернутое описание изучаемого явления помогает социологу в выявлении ситуации, выработке конкретных путей по ее разрешению.
При построении гипотетической модели используются различного рода социологические понятия, а сама она имеет определенную категориально-логическую структуру.
Построение гипотетической модели явления предполагает не только рассмотрение понятий и их интерпретацию, но и выдвижение предположений (гипотез) о структуре предмета исследования и его взаимодействиях. Все эти процедуры – системный анализ, интерпретация понятий и выдвижение гипотез – тесно взаимосвязаны и осуществляются часто параллельно.
Интерпретация понятийКаждый человек, наделенный собственным практическим опытом и теоретическими знаниями, по-своему представляет сущность того или иного социального явления. Это различие может, например, проявляться при толковании различными людьми таких наиболее часто употребляемых понятий как «личность», «политическая активность», «общество» и т.д.
Подобный разнобой в понимании содержания понятий недопустим при проведении социологических исследований. Поэтому требуется выделение в качестве самостоятельного этапа составления программы исследования процедуры интерпретации понятий (разработки, уточнения).
При составлении исследовательских проектов она диктуется рядом обстоятельств:
во-первых, необходимостью дистанцирования научного толкования содержания понятий от обыденного;
во-вторых, необходимостью устранения разночтений в толковании одних и тех же дефиниций в различных источниках, научных изданиях;
в-третьих, потребностью подготовки содержания понятия для фиксации и измерения.
Устранению возникающих в этой связи трудностей может способствовать процедура интерпретации понятий, предполагающая точное, всестороннее объяснение содержания и структуры исследуемого явления. Она позволяет также уяснить соотношение тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.
Работа с понятием включает три этапа:
1. Теоретическая интерпретация.
2. Эмпирическая интерпретация
3. Операциональная интерпретация.
3. Выбор значимых индикаторов.
Индикатор – доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого явления.
Сведение достаточно широкого понятия, обозначающего конкретное явление, к перечню совокупности наиболее важных характеристик (индикаторов) его определяющих, есть своего рода обеднение содержания понятия. Однако это ограничение необходимо, поскольку учесть в исследовании абсолютно все характеристики практически невозможно.
Выбор же наиболее значимых признаков для конкретного исследования осуществляется с учетом целей и задач, особенностей изучаемого объекта и предмета исследования. В разных исследованиях значимость одного и того же показателя может меняться, что можно продемонстрировать на следующем примере. Значимость такого индикатора политической культуры, как участие в выборных кампаниях различна в зависимости от того, какую возрастную группу мы рассматриваем: до 18 лет или старше. Очевидно нет смысла выделять указанный выше показатель в исследовании по изучению политической культуры школьников.
Каждый показатель должен быть измерен с помощью определенных технических средств. Совокупность операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков, носит название операциональной интерпретации.
Операциональная интерпретация предполагает выбор инструментария фиксации эмпирических показателей, осуществление процедуры измерения изучаемых признаков с использованием избранных индексов.
Выбор инструментария для фиксации
эмпирических показателей
В зависимости от формы и содержания индикатора в качестве средств фиксации могут выступать документальные источники, бланки наблюдения, опросные листы и т.д. Например, данные о мотивах участия в политических акциях или степени удовлетворенности проводимой политикой можно получить в результате анкетного опроса путем постановки в анкете соответствующих вопросов. Данные о числе принявших участие в референдуме – путем изучения государственной статистической отчетности. Данные об участниках митингов, демонстраций – в результате анализа материалов общественно-политических организаций, прессы, листов наблюдения и т.д.
Построение индексов
Индекс – статистический показатель, представляющий количественную форму выделенного значимого признака. Может быть представлен в виде частоты распределения признака, процентов, средних ( средняя арифметическая простая, взвешенная, мода, медиана, среднее квадратичное отклонение и т.д.), коэффициентов вариации и т.д.
Например, индекс такого признака, как выполнение общественно-политического поручения, можно рассчитать или на основе простого подсчета (по документам или ответам, данным в анкетах) чисел, имеющих эти поручения, или выразить в виде среднего числа поручений, приходящихся на одного человека.
Индексы могут быть простыми и сложными. Если простой индекс есть количественное выражение какого-либо одного из признаков, то сложный уже является комбинацией ряда простых признаков. Например, индекс политической культуры может быть представлен в виде суммы различных индексов, характеризующих такие ее составные части, как политические знания, политическое поведение, политическое настроение.
Как уже выше отмечалось, одной из задач при разработке теоретико-методологической части программы является построение гипотетической модели изучаемого социального явления (предмета исследования). Ее конструирование предполагает рассмотрение явления как целостной системы, выявление характерных для него элементов в их взаимодействии и во взаимосвязи с внешними факторами.
Комплексное рассмотрение предмета исследования позволяет выдвинуть гипотетические предположения относительно механизма и факторов, определяющих его функционирование и развитие, представить схематически выявленные взаимосвязи (см. Схему 3).
В нашей с вами работе по формированию документов к социологическому исследованию мы определяли это как концептуальная модель объекта исследования
Схема 3. Гипотетическая модель "Политическая культура и факторы ее определяющие"
Формулировка гипотез исследования
Решению любой научной проблемы предшествует выдвижение предположений, с помощью которых исследователь стремится установить наличие или отсутствие связи между явлениями, объяснить природу явления, причины, его порождающие, факторы, влияющие на ход его развития. Например, в качестве таковых (см. предыдущий пример) могут быть выдвинуты следующие: "Уровень политической культуры студенчества г.Хабаровска во многом определяется качеством преподавания политических наук в вузах города" или "Уровень политической культуры сельской молодежи ниже уровня политической культуры молодежи городской". Эти предположения социолог в процессе исследования должен или доказать или опровергнуть.
Гипотеза – это логически обоснованные предположения о структуре подлежащих анализу социальных явлений, о характере и сущности элементов их образующих, о взаимосвязях и взаимозависимостях изучаемых явлений, механизме их функционирования, о причинно-следственных связях.
Гипотетические предположения различаются по ряду признаков.
Классификация гипотез:
1. Предположения по содержанию – относительно структуры, функций изучаемого явления, характера связей между составляющими его элементами или связей между рассматриваемым и другими явлениями.
Описательные
а)структурные
б)функциональные
Объяснительные
Прогнозные
Структурные гипотезы –предположения о структуре изучаемого явления, наличии или отсутствии связей между составляющими его элементами или между исследуемым явлением и внешними факторами.
Функциональные гипотезы – предположения о характере, форме и тесноте связи между элементами изучаемого явления или между данным явлением и другими факторами на него воздействующими.
Объяснительные гипотезы – предположения о причинно-следственных связях.
Прогнозные гипотезы – предположения о тенденциях развития изучаемого явления, о будущем его состоянии.
2. Предположения с точки зрения соответствия выдвинутым задачам исследования.
Основные – способствуют решению основных задач исследования.
Неосновные – способствуют решению неосновных задач.
3. Предположения с учетом последовательности их выдвижения.
Первичные – выдвинуты в первый раз.
Вторичные – выдвинуты взамен неподтвердившихся гипотез.
4. Предположения в зависимости от степени общности.
Основные
Следствия (вытекающие из основных).
Основная гипотеза считается доказанной, если удается подтвердить все ее следствия.
Для объяснения одних и тех же явлений (фактов) можно предложить множество гипотез. Однако затем в ходе исследования проверке подвергается только часть из них. Отсечение несостоятельных в научном плане гипотетических предположений, заведомо неприемлемых или крайне маловероятных, осуществляется на основе предъявляемых к ним требований.
Требования, предъявляемые к гипотезам:
1. Гипотеза не должна вступать в противоречие с уже доказанными фактами науки, наоборот, должна быть преемственной с предшествующим знанием.
2. Гипотеза должна соответствовать принципам теории, выступающей в качестве методологической основы познания социальных процессов в данном исследовании.
3. Гипотеза-следствие не должна противоречить основной гипотезе.
4. Гипотеза должна быть ясной, четкой по своей формулировке.
5. Гипотеза не должна содержать в себе не уточненные и эмпирически не проинтерпретированные понятия.
6. Гипотеза должна быть доступна проверке в ходе исследования с помощью имеющихся в распоряжении социолога методик и технических средств.
Наряду с исследованием, где доказательство гипотез порождает совершенно новое знание, существуют программные разработки, в которых выдвигаются такие предположения, ответ на которые, на первый взгляд, уже известен. Проведение подобных исследований небесполезно, поскольку в этом случае нечто всем известное не только еще раз доказывается, но и, самое главное, приобретает масштабные границы. Например, всем известно, что в нашей стране имеет место такое явление, как дискриминация женщин. Однако только проведение исследования может выявить истинные его масштабы и формы проявления.
Выдвижением гипотез завершается разработка, в основном, первой теоретико-методологической части программы, хотя ее последующее дополнение и корректировка возможны и в дальнейшем по ходу исследования.
Таким образом, суммируя все выше сказанное, весь процесс по разработке теоретико-методологической части программы можно представить в виде следующей логической цепочки:
Если первая часть программы содержит теоретико-методологические подходы к решению проблемы, то последующие – вторая и третья – вопросы методики и процедуры исследования.
Процедура исследования – определенный порядок, последовательность познавательных и организационных действий социолога на разных этапах работы с эмпирической информацией.
Методическая часть программыВторая часть программы содержит методические приемы решения проблемы, проверки гипотез: рассматриваются вопросы методики и техники сбора, обработки и анализа социологической информации.
Разделы методической части программы
Составление принципиального плана исследования.
Определение источников информации, методов и техники сбора данных.
Разработка инструментария исследования.
Определение типа выборки, расчет объема выборочной совокупности.
Описание способов обработки и анализа собранной информации.
Порядок практической работы социолога определяется объемом имеющейся информации об объекте исследования и характером выдвигаемых гипотез. При этом возможны три варианта:
1) гипотеза отсутствует,
2) имеется описательная гипотеза,
3) имеется объяснительная гипотеза.
В соответствии с тремя возможными ситуациями разрабатывается свой стратегический план исследования:
1) разведывательный,
2) аналитический,
3) экспериментальный.
Разведывательный план применяется социологом тогда, когда он не обладает достаточно четким представлением относительно исследуемого явления, не может выдвинуть каких-либо предположений о его структуре, характере связей, причинах, определяющих какие-то его свойства и характеристики.
Проведение разведывательного исследования дает ему возможность собрать эту информацию и на ее основе выдвинуть описательную гипотезу, требующую в дальнейшем проверки.
Аналитический план разрабатывается в том случае, когда социолог обладает уже достаточной информацией для формирования описательной (структурной или функциональной) гипотезы. Цель исследования заключается в проверке выдвинутой гипотезы, в получении точных качественных и количественных характеристик различных сторон и свойств изучаемого явления.
Экспериментальный план применяется в случае, когда социолог обладает информацией не только о количественных и качественных характеристиках изучаемого явления, его внутренних и внешних связях, но и имеет возможность в ходе исследования определить направленность этих связей как связей причинно-следственных. Цель исследования – доказать выдвинутую объяснительную гипотезу, выявить причину, обусловливающую функционирование и развитие исследуемого явления.
В реальной практике часто в одном исследовании могут сочетаться несколько типов исследовательских планов, сменяющих друг друга на разных этапах. Соответственно каждый этап в соответствии с поставленной целью будет характеризоваться своим набором методов и средств сбора информации. Если на разведывательном этапе превалируют такие методы, как изучение литературы, документов, интервью с экспертами, наблюдение, то на аналитическом – сбор анкетной, статистической информации, позволяющей осуществлять математические расчеты, проводить корреляционный анализ. Особенностью экспериментального исследования является выделение в исследовании переменного фактора, выступающего в качестве причины изменений изучаемого явления и фиксация результатов его воздействия.
Определение источников информации, методов и техники сбора данных.
Проверка выдвинутых гипотез исследования осуществляется на основе анализа собранной информации, полученной из различных источников. В качестве последних могут выступать материалы средств массовой информации, государственной статистики, архивные документы, документы общественных организаций, листы наблюдений, анкеты, интервью и т.д. Информация, содержащаяся в этих источниках, носит как объективный, так и субъективный характер (мнения, оценки и т.д.) Выбор источников информации определяется задачами исследования, содержанием гипотез, а также материальными и временными возможностями проведения исследования.
Наряду с источниками информации во второй части программы рассматриваются методы и техника получения информации.
Метод в социологическом исследовании – способ установления конкретных социальных фактов, средство получения первичной социологической информации.
Методика –совокупность методов или методических приемов (например, методика изучения общественного мнения включает ряд разнообразных по своей природе методов: устный опрос населения, анализ высказываний на страницах газет и т.д.).
К числу основных методов, используемых для сбора социологической информации, относят: опрос, изучение документов, наблюдение, социальный эксперимент.
Каждый из указанных методов имеет свои разновидности, связанные с особенностями применения технических приемов получения информации.
Техника – совокупность специальных приемов реализации методов.
Например, в зависимости от технических приемов, используемых в рамках такого метода сбора информации как опрос, различают такие его разновидности, как анкетирование, интервью, экспертный опрос, очный и заочный опрос, почтовый, прессовый, групповой, индивидуальный и т.д.
Выбор конкретного метода определяется прежде всего типом исследования. Если исследование носит разведывательный характер, то чаще всего используются такие методы сбора информации, как опрос экспертов, изучение документов, не стандартизированное интервью. На стадии аналитического исследования для сбора информации о фактах, характеризующих сознание респондентов1 (мнения, убеждения, настроения), практикуется анкетный опрос или интервью, для сбора статистической информации – метод изучения документов.
При выборе методов также учитывается:
* наличие кадров ;
* ресурсное обеспечение;
* сроки проведения исследования;
* методы обработки и анализа социологических данных;
* способы апробации методов и методик, проверки их обоснованности и устойчивости;
* экономичность и надежность методических решений;
* возможность использования технических средств сбора социологических данных;
* сложность работ, связанных с применением того или иного метода
*
Пример программы социологического исследования смотрите в заданиях семинарского типа.