Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социальная структура и социальные институты общества

  • 👀 908 просмотров
  • 📌 892 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Социальная структура и социальные институты общества
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социальная структура и социальные институты общества» doc
Тема 3. Социальная структура и социальные институты общества Лекция 4. Социальная структура и социальная стратификация общества. Учебные вопросы: 1. Общество как целостное системное образование: сущность, условия жизнедеятельности, структура и типология. 2. Социальная система и социальная структура. 1. Общество как целостное системное образование: сущность, условия жизнедеятельности, структура и типология. Система – совокупность определённым образом связанных и образующих целое элементов. Любая социальная система характеризуется: – наличием цели (существуют цели внешние и внутренние, реалистические и утопические, стратегические и оперативные и др.); – наличием границ, которые могут различаться по протяжённости и по степени «прозрачности» или закрытости; – определённой адаптацией к внутренней и внешней среде, что позволяет системе быть более или менее устойчивой и динамичной; – функционированием на основе экономических, политических, социальных и культурных отношений и коммуникативных связей; – управлением и самоуправлением на основе определённого соотношения единоначалия и участия других людей в руководстве; – обязательным присутствием личности, реализующей цели системы, формирующей в ней отношения и коммуникативные связи. Элементной базой социальной системы является (в зависимости от уровня и иерархии системы): – общество; – социальные общности; – группы; – институты; – организации; – индивиды; Структура – строение, совокупность элементов (объектов) социальной системы. Социальная структура – строение общества, система связей элементов в социальной системе. Социальная структура раскрывает общество как совокупность взаимодействующих социальных групп, индивидов, имеющих определённые потребности и интересы. Взаимодействие индивидов и групп осуществляется в социальном пространстве. Данный термин введён П. Сорокиным и означает порядок иерархического размещения социальных групп, слоёв, институтов, позиций, статусов, ролей. Социальная структура представляет собой дифференциацию общества. По Сорокину следует различать социальное и геометрическое пространства. Определяя социальное пространство индивида (положение) важно учитывать всю систему социальных координат («точек отсчёта») от положения отдельного человека (статуса) к положению человека в пределах каждой из основных групп населения (в государстве) и положению населения в пределах человечества. Чем больше сходство в положении различных людей, тем ближе они друг к другу в социальном пространстве и чем больше различия, тем больше социальная дистанция. Структура общества как социальной системы включает 4 её основных подсистемы или социальных института: экономический, политический, духовный и социальный. Вся история социологической мысли – это история поисков, научных подходов и методов, построения теории общества. Основными подходами к определению понятия «общество» являются: – атомистическая теория, в которой общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. – теория социальных групп, в которых общество рассматривается как совокупность пересекающихся социальных групп. «Общество не простая сумма индивидов, но система, образованная из ассоциаций и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами» (Э. Дюркгейм) – институциональное или организационные определения общества, согласно им общество – это большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах ряда институтов и организаций. – функциональная теория, в которой общество – это группа человеческих существ, составляющих самообеспечивающуюся систему действия. – аналитическая теория – основа на ряде определений, согласно которым общество – это относительно самостоятельное, или самообеспечиваемое население, характеризующееся внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями – сетевая теория, согласно которой общество представлено действующими индивидами, принимающим социально значимые решения изолированно, независимо друг от друга. Начало этой теории было положено еще Г. Зиммелем, понимавшем общество как феномен несводимой к простой сумме отдельных людей. Общество – это взаимодействие индивидов, руководствующихся своими целями, мотивами, которые требуют от человека действий с другими людьми, против других людей. Требует сочетания и согласования действий, что и создает единство под названием общество. – теория глобализирующего общества, когда речь идет не о множестве локальных обществ, а представляющая собой единое общество в значении человечества. Другие подходы представляют собой субъективное толкование: общество – это самостоятельный коллектив людей; деятельностное толкование: общество – не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей. Определения понятия «общества» I) Общество – это установившееся в процессе исторического развития, относительно устойчивая система социальных связей и отношений, больших и малых групп людей, поддерживаемая обычаями, традициями, законами, социальными институтами, определяемая особенностями производства материальных и духовных благ (Г.В. Осипов). II) Общество – это социальный организм, самостоятельное целое, мегасистема, включающая все виды сообществ и характеризующуюся целостностью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием (Г. Сбаровских). III) Особый интерес представляют системный и функциональный подход к пониманию общества. Основной задачей системного подхода является объединение знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы быть основой единой теории общества. Это подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Системный подход дополняется детерминистским и функционалистским (Р. Мертон, Т.Парсонс). Детерминистский подход ярко выражен в марксизме, согласно которому общество – это целостная система, состоящая из подсистем (которые, в свою очередь, можно рассматривать как системы): Экономическая, социальная, политическая, идеологическая. Все системы находятся в отношении субординации, то есть подчиненности в том порядке, в котором они перечислены. Существуют и обратная связь всех подсистем. Признаки общества Общество, как целостность, отличается следующими признаками: 1) Территорией. Общество характеризует территориальной локализацией, которая сформировалась под воздействием географических, климатических условий, способом хозяйствования, появлением государственных границ. В науке сложились два основных подхода к оценке значимости территориального фактора: – современные национальные государственные границы, хотя во многом и являются искусственными, они представляют собой реальные сдерживающие факторы развития социального взаимодействия. Данный подход основан на понимании общества как способе организации жизни, локализованной на определенной территории. – глобализация социальных связей (развитие средств коммуникации, деловое сотрудничество, туризм, углубление международных отношений). Н.Луман: «Понятие территориальных границ становится излишним и тем самым излишне предположение о многообразии региональных обществ». 2) Многообразием социальных связей, отношений, предполагает существование различных форм организации людей, в рамках которых они способны удовлетворить свои потребности: (карьерного роста, узкопрофессиональной деятельности, самореализации, политической ориентации) 3) Отличается самостоятельностью, самовоспроизводством и саморегулированием. Таким образом социальные взаимодейтстви сохраняются, обеспечивая выживание общества, а также посредством контроля, управления, специальных институтов и организаций, поддерживающих порядок и самостоятельность общества. Общество обладает механизмами поддержания ранее сложившихся структур и включения новых социальных образований в систему социальных отношений. Условия жизнедеятельности общества I) Естественные (природные), к которым относятся: a) географическая среда, природные условия, экология. Географическая среда важным условиям труда, сырьевой базы общественного производства. Существует ряд теорией экологического детерминизма. А. Хайт, О. Дункан, в которых решающее значения в развитии общества придается искусственно измененной человеком географической среде. Определяющим фактором общественного развития, таким образом, являются взаимодействия (характер взаимодействия) человек с экологической средой. В этой связи социальные экологи отмечают, что нарушение экологии в результате действий индивидов может привести человечество к экологической катастрофе. б) Демография (народонаселение) – существуют социальные теории, в которых важнейшей проблемой общества объявляется численность и качество народонаселения. Ставится вопрос о необходимости сбалансированного роста населения и соответствующих материальных ресурсов. II) Исторические условия III) Технологические, технические. Существует ряд теорий, раскрывающих социальную роль техники, которая заключается в опосредовании взаимодействия природы и общества, природы и человека. Наука и техника рассматриваются как важнейшие элементы социального развития, хотя и существует разрыв между прогрессом техники и моральными устоями общества (Теории технологического детерминизма Д. Белл). IV) Экономические, – теории экономического детерминизма. Социально-исторический (социально-исторический детерминизм, существующие социально-исторические теории общества, согласно которым история – это деятельность преследующего свои цели человека). Структурная композиция общества Структурная композиция – это многообразие элементов общества, которые она воспроизводит. Воспроизводство элементов осуществляется на трех основных уровнях: 1) Статусно-ролевой, который представлен организованными статусами и ролями. Это обуславливает стандартизацию социальных взаимодействий, поведению индивидов, согласно принятым нормам и правилам. 2) Институциональный, представлен общностями, организациями, институтами. Они обеспечивают связи между статусами и ролями. Обеспечивают устойчивость общества. 3) Социетальный, который обеспечивает воспроизводство общества, реализует способы организации связей между институтами и общностями. Важнейшими из которых являются: а) культура (имеющая генетический характер и скрепляющий общество) б) политическая власть (государственные регулирования, которые подкрепляют нормы морали, требованиями права, закона, принуждения). Типологии общества Наиболее известными классификациями являются деление общества на: I. Традиционное и индустриальное (современное) Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными социальными структурами и основанное на традиционном способе социокультурной регуляции (традиции, религии). Индустриальное общество (предложено Сен-Симоном) характеризуется развитием производства, отличается гибкостью социальных структур (высокой мобильностью, развитой системой коммуникаций. Социальная интеграция, обеспечивается не на основе жесткого контроля за индивидами, а созданием механизмов, позволяющих разумно сочетать свободы и интересы индивида, с общими принципами, регулирующим совместную деятельность. II. Открытое и закрытое общество (К. Поппер) Классификация основана на различиях в традиционном и индустриальном обществах: Соотношения в них социального контроля и индивида свободы. Закрытое общество – магическое, племенное, коллективное. Открытое общество – индивиды вынуждены принимать личные решения. III. Постиндустриальное (А. Турен, Д. Белл) а) Возрастающая роль знания и информации, связанные с развитием интеллектуальных технологий. б) В экономике приоритеты смещаются из сферы индустрии в сферу услуг, напрямую связанную с производством: торговля, транспорт, финансы, наука, образование и пр. в) Изменением социальной структуры общества – увеличивается численность групп, занятых интеллектуальным трудом. г) Изменение социокультурных потребностей индивидов и групп. IV. Отличия в производственных отношениях (К. Маркс) предполагает существование обществ: а) с примитивно-присваивающим способом производства б) с азиатским способом производства (наличие особого рода коллективной собственности на землю) в) рабовладельческие общества (специфические черты: собственность на людей, использование труда рабов. г) феодальные общества с производством, основанные на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян. д) общества буржуазные (отличаются переходом и экономической зависимости формально – свободных работников наемного труда). е) общества коммунистические (устанавливаются: равные отношения всех к собственности на средства производства, путем ликвидации частнособственнических отношений. V. Типологии на основе систем политических отношений Аристотель: монархии, тирании, аристократии, олигархии и демократии. Сегодня эти типологии дополняются с учетом взаимоотношений государства и гражданского общества: 1) Тоталитарные, в которых государство определяет все направления социальной жизни. 2) Демократические, в которых население (общество) может влиять на государственные структуры. 3) Авторитарные, государство не дает вмешиваться в политику, в остальном относительная свобода. 2. Социальная система и социальная структура Система – это предмет, явление или процесс, состоящий из определенной совокупности элементов, находящийся во взаимных связях и отношениях и образующих целое. Основные признаки социальной системы: интеграция и целостность. Специфика социальной системы: А) складывается на основе определенной социальной общности, социальной группы, социальной организации. Б) элементами являются люди, поведение которых зависят от статусов, которые они занимают в обществе, социальных функций (ролей), которые они исполняют в обществе; социальными нормами и ценностями, которые приняты в данном обществе, а также индивидуальными качествами людей (мотивами). Виды социальных структур: 1) идеальная структура, которая объединяет верования, убеждения 2) нормативная (нормы, ценности, предписанные социальные роли) 3) организационная структура, определяет способ взаимосвязи статусов и предопределяет особенности социальных систем 4) случайная, состоит из элементов, существующих на данный момент. Иерархия социальных систем - «суперсистемой» называется социетальная система, состоящая из экономической, политической, духовной систем и их подсистем. Характеристика основных социальных систем К основным социальным системам относятся: социальная связь, социальное действие (взаимодействие), социальные отношения Социальная связь – вся совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей, связи, которые устанавливаются между индивидами, между индивидами и явлениями и процессами окружающего мира, между социальными группами. Социальная связь – это совокупность отношений, которые возникают между людьми. Предпосылками социальных связей являются контакты: – пространственные (непосредственный, или опосредованный, который не всегда приводит к возникновению тесных связей, но являются лишь определенной предпосылкой к установлению социальных связей (заинтересованность). – психологический предполагает взаимную заинтересованность и является необходимым условием для возникновения устойчивой связи (односторонней или двухсторонней). – социальный – это контакт в случае взаимодействия субъектов, обмениваться ценностями, которые представляют интерес для субъектов. Социальные контакты могут быть: А) приходящими или устойчивыми Б) частичными, или публичными В) личностными и вещественными Г) непосредственными и опосредованными (через СМИ). Социальное действие согласно Максу Веберу, – это осознанное действие, ориентированное на других людей. Вебер разработал классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов: 1) целерациональное – действие индивида, ориентированное на ожидание определенного поведения других людей и состояния объектов внешнего мира; рационально регулирующее цели, средства и побочные последствия собственного поведения, рассчитанного на достижение успеха. 2) ценностнорациональное – действие, характеризующееся сознательной верой в этическую, эстетическую, религиозную или иначе понимаемую безусловную самоценность определенного поведения, независимо от его успеха. 3) традиционное субъективно-иррациональное поведение по привычке, а не по смыслу, протекающее по давно принятому образцу 4) аффективное социальное действие – действие, на которое побуждает индивида эмоциональное настроение Итак, социальное действие – это действие, которое имеет целью вызвать изменение поведения, установок, стремлений, индивидов или групп. Если анализировать социальное действие как систему, в нем можно выделить следующие составные элементы: – действующее лицо (субъект действия) – объект действия (лицо- субъект, на которое действуют) – средство или орудие действие – метод действия или способ использования средств действия – результат действия или реакция лица, на которое действуют. Социальное действие следует отличать от понятия «поведение». Поведение – это реакция на действие. Социальное действие – это система поступков, средств и методов, при помощи которых лицо или группы пытаются изменить поведение, установки или мнения других лиц или групп. Социальное действие, его совершение требует наличия у субъекта определенной установки или твердой склонности к выполнению определенного действия. В социологии и психологии понятие «установка» употребляется для обозначения устойчивой предрасположенности, готовности индивида или группы к действию. В рамках социально-психологических исследований сложилась система трехкомпонентной социальной установки: 1) аффективный компонент – связан с эмоциональной оценкой объекта 2) когнитивный компонент – связан с осознанием человеком объекта социальной установки 3) поведенческий компонент – реальные действия направленные на объект Развитие социальных действий (их совершение) следует искать в контактах. Нет действий без предварительных контактов. Социальное взаимодействие – это любое поведение индивидов, или групп индивидов, имеющее значение для других индивидов, и общества в целом. Понятие взаимодействие отражает характер и содержание различных видов деятельности, реализуемой между людьми и социальными группами, занимающие разные позиции и выполняющих разные социальные роли (функции). Любое взаимодействие, в какой сфере оно не было реализовано, всегда носит социальный характер. Социальное взаимодействие имеет две стороны: – объективную – связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер взаимодействия. – субъективную, социетальное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях (экспектациях) соответствующего поведения. Это межличностные, социально- психологические отношения (т.е. непосредственные связи и отношения между индивидами) складывающиеся в конкретные условия места и времени. Механизм социального взаимодействия включает: – индивидов, совершающих те или иные действия, изменения – влияния этих изменений, вызванных действиями индивидов, на других индивидов – обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие. Под влиянием Г. Зиммеля и П. Сорокина, взаимодействия с точки зрения его субъективной стороны, было принято в качестве исходного понятия теории групп, и стало исходным понятием (предметом) американской социологии. Теории межличностных взаимодействий I. Теория обмена (Д. Хоманс1973) В основе теории лежит бихевиористская теория. Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивают возможности награждения и наказания. Поведение обусловлено пятью принципами: 1) «положением успеха» – чем чаще поступает вознаграждение, тем чаще повторяется действие 2) «положением стимула» – если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди пытаются вновь воссоздать такую ситуацию 3) «положение ценности» – если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать на него больше усилий. 4) «насыщение-голодание» – когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей мере пытается прикладывать усилия для их удовлетворения 5) «агрессия-одобрение» – если человек не получает вознаграждения, на которое рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то человек проявляет агрессию и данное положение может стать для него ценностным. На сновании данной теории могут быть проанализированы более сложные формы взаимодействий, но нередко теория Хоманса не срабатывает. II. Теория символического интеракционизма (Мид и Блумер1969) Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определено теми значениями (символами) которые они им придают. В результате взаимодействий индивида наделяет определенными значениями предметы, действия. Все то, что находится в пределах нашего сознания – символично. Самым важным символом является слово, с помощью которого мы задаем значения предметов. Возможность интерпретировать поступки людей обусловлена значениями, которыми эти поступки наделяются. Мы пытаемся разгадать намерения других людей, для чего необходимо принять «роль другого». III. Этнометодология (Г. Гарфинкель 1967) Это теоретико-методологическое направление в американской социологии, которое следует рассматривать, как попытку применить методологию изучения примитивных культур к изучению социальных и культурных явлений вообще: этнометодология обращает внимание на то, что коммуникации между людьми содержат более существенную информацию, нежели выраженную вербально (словами). Существуют скрытые формы общения, которые выходят за пределы беседы (языка), что предполагает изучение правил беседы. Этнометодологи напоминают социологам, которые, прежде всего, придают значения формальным аспектам жизни. Что правила общения имеют большее значение, чем формальные предписания. IV. Теория управления впечатлениями. Драматический подход И. Гофмана В процессе социальных взаимодействий люди сами создают ситуации (разыгрывают драматические спектакли), чтобы выразить символическое значения и создать определенное впечатление у других людей. Несмотря на мотивы человека, определяющие его цель, человек заинтересован в том, чтобы поведение других людей и особенно их ответная реакция соответствовали его ожиданиям. Это регулирование осуществляется путем влияния на понимание ситуации другими людьми. V. Теория психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм) На межличностное взаимодействие оказывают влияние понятия, усвоенные в раннем детстве. Таким образом, воспроизводится детский опыт. "Люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти оттого, что испытывают чувство преданности и комфортности лидерам группы". Фрейд подчеркивает важность взаимопонимания, делает поведение людей предсказуемым и помогает не начинать с нуля каждое взаимодействие. Между людьми устанавливаются устойчивые взаимодействия, устойчивое взаимопонимание. Происходит становление ролей или совокупности ожиданий. Это неформальные роли, установленные в обществе, которые служат основой для формирования устойчивых образцов поведения. Под социальными отношениями в науке понимают: 1) определенное состояние А и В в состоянии взаимозависимости, возникшее без участия их сознательного стремления и субъективных намерений (надиндивидуальный характер отношений) 2) сознательное и субъективно определенное действие А по отношению к В, вытекающее из осознанной субъективно определенной зависимости (психологический уровень) Из предложенного понимания социальных отношений, в социологии можно выделить две методологических тенденции (как изучать отношения?): 1) социология должна изучать, прежде всего, объективные отношения (Д. Маркович); 2) задача социологии – изучение тех отношений, которые складываются посредством субъективных определений партнера, личности, группы и той ситуации, в которой складываются эти отношения. Существует мнение о том, что социальные связи складываются из отношений обоих типов. Социальные отношения, которые возникают сознательно и субъективно, нередко характеризуют как устойчивую систему, охватывающую двух субъектов, которых связывает общая ценность, интерес, установка. Социальные отношения первого типа, т.е. без субъективного намерения, когда субъекты не знают о существовании друг друга, опосредованно соприкасаются друг с другом, взаимодействуют через различные учреждения, строятся на системе нормирования, т.е. обязанностей и должествований. Таким образом, социальные отношения – это устойчивая система, определенная нормами. В современной социологии под социальными отношениями понимаются относительно устойчивые и относительно самостоятельные связи между индивидами (вследствие которых они объединяются в социальные группы) и социальными группами, как носителями качественно различных видов деятельности, отличающимися своими статусами и ролями. В социологии выделяют отношения между индивидами и социальными группами и отношения между сходными индивидами (по полу, возрасту, социальному положению) к явлениям и процессам окружающего мира. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, который сплачивают людей в социальные общности, таким образом, не отдельные социальные действия, не взаимодействия, а устойчивые, поддающиеся регулированию отношения, являются основным компонентом социальной общности. Таким образом, социальные действия, социальные взаимодействия служат основой социальных отношений и их совокупность служат формированию социальных общностей.
«Социальная структура и социальные институты общества» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot