Система обеспечения экономической безопасности предприятия
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6 по теме «Система обеспечения экономической безопасности
предприятия»
Любое предприятие не застраховано от возникновения внутренних угроз со
стороны неквалифицированного руководства или недобросовестного персонала, а так же
от недобросовестной конкуренции, форс-мажорных ситуаций, криминала и других
внешних угроз. Возникает вопрос предотвращения возможных угроз, решением которого
должен заниматься руководитель предприятия (или заместитель). Но не каждый
руководитель имеет полную базу знаний и свободное время, которое следует уделить
данному аспекту. Для этого он принимает верное решение — создание службы
безопасности. Каждая информация имеет свою ценность. Масштаб этой ценности
ощущается в полной мере, когда появляется заинтересованный получатель, ведь цели у
получателя бывают разными. А из-за текущей нестабильной экономической ситуации в
нашей стране наблюдается рост мошенничества.
Система экономической безопасности (СЭБ) предприятия подчиняется
руководителю предприятия и создается его приказом. Деятельность СЭБ осуществляется
во взаимодействии со структурными подразделениями предприятия. Структура и штаты
СЭБ в зависимости от объема работ и особенностей деятельности определяются
руководителем предприятия. Назначение на должность начальника СЭБ предприятия, а
также его освобождение производится только руководителем предприятия.
Эти и другие требования вносятся в Положение о службе экономической
безопасности, которое разрабатывается по указанию директора. Основные положения
организации службы безопасности фиксируются в основополагающих правовых,
юридических и организационных документах предприятия, базирующихся на
законодательных нормативных актах, в число которых входят Трудовой кодекс РФ,
Гражданский кодекс РФ (часть четвертая), федеральные законы "О безопасности", "О
частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", "Об оружии",
"Об информации, информатизации и защите информации", "Об оперативно-розыскной
деятельности", "О патентных поверенных", "О государственной тайне", а также устав
предприятия, коллективный договор, трудовые договоры, правила внутреннего трудового
распорядка сотрудников, должностные обязанности руководителей, специалистов,
рабочих и служащих.
Основополагающими документами, придающими юридическую силу организации
и деятельности СЭБ, являются ее устав, положения о структурных подразделениях,
штатные расписания, должностные инструкции, инструкции по делопроизводству.
Для обеспечения эффективной деятельности предприятия служба безопасности
осуществляет следующие основные функции:
1. Организационная – изучение структуры и функций подразделений предприятия в
целях идентификации рисков, возникающих при их осуществлении и соответствующей
расстановки сил и средств безопасности.
2. Хозяйственная – участие службы безопасности в определении «оптимальных»
для обеспечения безопасности предприятия сил и средств, а также их финансового
обеспечения.
3. Административная – подготовка решений по установлению и поддержанию
системы мер безопасности, определению полномочий и ответст венности, распределению
обязанностей должностных лиц по вопросу обеспечения безопасности предприятия.
4. Кадровая – выявление негативных тенденций, причин и условий напряженности,
предупреждение и локализация конфликтов, инструктаж персонала по вопросам
безопасности, формирование чувства ответственности за соблюдение установленного
режима.
1
5. Техническая – внедрение технических средств контроля доступа, визуального
контроля, охранной и пожароохранной сигнализации, аппарат ных и программных
средств обеспечения сохранности конфиденциальной информации.
6. Учетная – фиксирование и систематизация данных о внутренних и внешних
угрозах безопасности предприятия.
7. Контрольная – контроль соблюдения персоналом предприятия режимных
требований, выявление их нарушений и принятие мер к нарушителям.
8. Аналитическая – анализ состояния безопасности предприятия, прогнозирование
тенденций ее развития и планирование мер по ее совершенствованию.
Целью деятельности службы безопасности является своевременное выявление и
нейтрализация причин и условий, препятствующих реализации предприятием его
основной задачи, – получению прибыли и поступательному развитию его капитала.
Задачи, стоящие перед службой безопасности предприятия, реализация которых
обеспечивает достижение цели службы безопасности предприятия, можно
сформулировать следующим образом:
а) Обеспечение защиты целостности собственности предприятия. В соответствии с
категориями необходимой защиты должна быть разработана система охраны предприятия,
предусматривающая:
«оптимальное» размещении постов охраны, контрольно-пропускных пунктов,
технических средств и средств связи;
разработку, ввод в действие и поддержание на объектах предприятия пропускного
и внутриобъектового режимов (порядок и время пропуска работников, посетителей;
порядок въезда на охраняемую территорию;
порядок вывоза/выноса материальных ценностей, готовой продукции или
комплектующих);
разработку документов, регламентирующих административно-правовую основу
деятельности по охране имущественных ценностей предприятия;
доведение требований по вопросам охраны, пропускного и внутриобъектового
режима до работников предприятия;
осуществление контроля исполнения и анализ состояния надежности хранения
материальных ценностей предприятия, охраны и внутриобъектового режима;
проведение служебного расследования по фактам нарушения порядка работы с
материальными ценностями, нецелевого использования средств труда и производства,
вывода из строя или хищения имущества предприятия;
организацию взаимодействия с органами безопасности и МВД по вопросам
обеспечения безопасности предприятия.
б) Обеспечение безопасности персонала:
правовое обучение персонала;
обеспечение защиты персональных данных;
подготовка персонала к действиям в экстремальных ситуациях;
обучение персонала мет одам выявления признаков подготовки действий,
направленных против них;
установление практических форм взаимодействия службы безопасности с
правоохранительными органами по обеспечению безопасности персонала.
в) Обеспечение защиты конфиденциальной информации:
формирование обоснованного перечня сведений, отнесенных к конфиденциальной
информации предприятия, упрощенно называемой «коммерческой тайной»;
разработка порядка выделения и от несения информации к категории
конфиденциальной;
разработка положения о защите конфиденциальной информации;
2
определение круга работников, имеющих доступ к конфиденциальной
информации;
разработка и введение в действие единого порядка обращения с носит елями
конфиденциальной информации;
установка и оформление документальной ответственности каждого работника,
имеющего доступ к конфиденциальной информации, за ее утечку;
осуществление контроля исполнения требований по обеспечению сохранности
сведений, отнесенных к категории конфиденциальных;
проведение служебных расследований по фактам нарушения режима обращения с
носителями конфиденциальной информации или по фактам ее утечки;
применение различных методов мотивации соблюдения работниками, имеющими
доступ к конфиденциальной информации, режима обращения с ее носителями.
г) Обеспечение внешней деятельности предприятия. Вероятнее всего, это самое
тонкое место в деятельности предприятия. Поскольку речь идет о том, как наиболее
убедительно прорекламировать на рынке свою продукцию, не раскрывая при этом суть и
know-how. Как заключить с клиентом договор, наиболее выгодный для себя, и не
оттолкнуть его условиями этого договора? Здесь необходимо:
юридически грамотное и экономически безопасное информационное обслуживание
деятельности предприятия;
обеспечение надежности корпоративных связей, исключающее контракты с
недобросовестными контрагентами;
участие в подготовке и проведении специальных информационных акций,
повышающих репутацию предприятия в глазах партнеров, общественности, органов
власти и управления;
получение аналитическим путем информации о конкурентах с целью выявления
подготовки акций «недобросовестной» конкуренции и выработка мер по их
нейтрализации;
организация мер по сбору, оценке и анализу информации в интересах обеспечения
стабильной и эффективной деятельности предприятия;
выявление устремлений к конфиденциальной информации предприятия.
Структура службы экономической безопасности, как уже говорилось, является
специфичной для различных субъектов предпринимательской деятельности. Она зависит
от размера фирмы, количества заняты на ней, характера деятельности, роли
конфиденциальной информации (коммерческой тайны) и т.п.
Служба экономической безопасности является важнейшим элементом комплексной
системы экономической безопасности субъекта предпринимательства. Если предприятие
(фирма) небольшое – целесообразнее не создавать собственную службу безопасности, а
использовать услуги соответствующих охранных и детективных агентств. В том же случае
если предприятие крупное и использует в своей деятельности значительные массивы
конфиденциальной информации, то объективно необходимо создание своей службы
безопасности.
Приведем примерную структуру службы экономической безопасности предприятия
(фирмы). Выделенные блоки непосредственно входят в службу экономической
безопасности, а остальные – только в пределах вопросов, находящихся в компетенции
СЭБ (рис.1).
3
Рис.1 Примерная структура службы безопасности
При определении структуры СЭБ исходят из соотношения "затраты –
эффективность", имея в виду возможность в той или иной степени использовать услуги
специализированных предприятий.
Для среднего предприятия на основе соотношения "затраты – эффективность"
возможно использование так называемой матричной схемы построения системы
экономической безопасности, которую условно можно представить в виде табл.1.
Таблица 1.
Функции структурных подразделений предприятия по обеспечению экономической
безопасности
Подразделение
Юридический
отдел
Экономические
службы
Отдел
маркетинга
Отдел охраны
Отдел кадров
Прогноз
потерь
Оценка
партнеров и
конкурентов
Защита
материальных
и финансовых
средств
X
X
X
Защита
информации
Подбор и
проверка
кадров
X
X
X
X
X
X
Матричная структура построения системы экономической безопасности
предполагает использование существующих подразделений при сосредоточении
контрольных и координационных полномочий в руках определенного должностного лица,
например заместителя директора по безопасности.
Особое положение в структуре СЭБ занимает группа чрезвычайных ситуаций.
Предварительно следует сказать, что фирма, а значит и СЭБ, могут работать в двух
режимах – обычном и чрезвычайном. При обычном режиме не возникает серьезных угроз
экономической безопасности фирмы, идет профилактическая работа по их
предупреждению и деятельность всех подразделений проходит в повседневном ритме.
Возникающие проблемы и угрозы носят локальный характер и преодолеваются текущей
работой подразделений фирмы, в том числе службой безопасности. При чрезвычайном
4
режиме возникают неожиданные угрозы с высокой или значительной тяжестью
последствий. В этом случае руководитель службы безопасности или руководитель фирмы
собирает группу чрезвычайных ситуаций (кризисную группу), включающую наиболее
квалифицированных в данной проблеме специалистов фирмы, для ее решения. Эта группа
работает не постоянно, а лишь по мере необходимости.
Данная структура предусматривает организацию подразделений, занимающихся
непосредственной защитой основных объектов угроз и, одновременно, взаимодействие с
другими структурными подразделениями фирмы, от деятельности которых в той или иной
степени зависит обеспечение экономической безопасности.
Частные предприниматели и малые предприятия рассматривают экономическую
безопасность только лишь с точки зрения обеспечения внутренней безопасности.
Незначительный уровень прибыли не позволяет им иметь собственную службу
безопасности, а едва хватает на обеспечение охраны (охранник или охранная фирма).
Предприятия, которые достигли уровня средних, имеют в своем составе много
наемных рабочих (в том числе и в управлении), поэтому обеспечение безопасности
требует выполнения определенных действий по кадровому отбору, проверке персонала,
защите информации, создания подразделения ответственного за техническую защиту
информации и в наиболее успешных компаниях – информационно-аналитических групп.
Уровень внешней и внутренней безопасности у них почти равный, поэтому внутренняя
безопасность, как правило, получает новое задание обеспечивать личную безопасность
владельцев и руководителей предприятия.
Для крупного предприятия целесообразно создание своей собственной службы
безопасности. Как правило, всю деятельность по обеспечению безопасности координирует
один из руководителей предприятия. Большие предприятия, которые внутреннюю
безопасность рассматривают в срезе лояльности кадров, обеспечения защиты и
сохранения информации создают подразделения контрразведки (задача обеспечение
кадровой, технологической и информационной безопасности), охраны и физической
безопасности (телохранители), но максимум внимания уделяют внешней безопасности,
создавая
подразделения
экономической
разведки,
отдельные
подразделения
моделирования и прогнозирования ситуации. Имея в своем составе реально действующие
структуры разведки, моделирования и прогнозирования ситуации большие предприятия
могут сами влиять и создавать для работы более выгодные внешние условия, проводить
собственную политику, эффективно обеспечивая свою экономическую безопасность.
В итоге формирование корпоративной системы экономической безопасности
зависит от размеров предприятия, его экономических, финансовых, производственнотехнических, информационных, интеллектуальных, профессиональных, организационных
и других возможностей. Как показывает мировой опыт, малые предприятия чаще всего
пользуются услугами внешних специализированных организаций: разнообразных
консалтинговых и маркетинговых центров, фирм по подбору кадров, т.н. кредитных бюро,
оказывающих информационные услуги по проверке деловой репутации партнеров,
охранных агентства и пр.
Начальным этапом построения системы является разработка Концепции
экономической безопасности данного конкретного предприятия.
Концепция представляет собой систему взглядов, идей, целевых установок,
направленных на единую цель − обеспечение экономической безопасности предприятия.
Кроме того, Концепция определяет систему мер, путей и направлений достижения
поставленной цели и создания благоприятных условий для достижения целей бизнеса в
условиях неопределенности, а также существования внутренних и внешних угроз.
Концепция экономической безопасности предприятия – это официально
утвержденный документ, который определяет действия структурных подразделений
предприятия на разных этапах и уровнях его деятельности.
5
Разработка Концепции проводится на основе анализа окружающей среды на макрои микроуровнях, а также на уровне партнеров и конкурентов. Состояние окружающей
среды формирует либо благоприятную ситуацию для экономической безопасности
предприятия, либо, наоборот, инициирует возникновение трудно прогнозируемых
опасностей и угроз.
При оценке окружающей среды следует учитывать такие важнейшие аспекты, как:
– политическая и социально-экономическая ситуация в стране и регионе;
– предсказуемость поведения властных структур и направления проводимой ими
политики;
– состояние правовой базы;
– наличие материально-сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов;
– криминогенную ситуацию в регионе;
– состояние рыночной среды: наличие необходимых ресурсов, рынков сбыта,
приемлемого уровня цен, конкурентоспособности продукции, возможностей по
налаживанию деловых контактов, наличие реальных и потенциальных конкурентов,
состояние инфраструктуры рынка и т.д.
Важно также проводить изучение партнеров по деловым связям, их
платежеспособности, деловому реноме. В случае установления деловых связей с
недобросовестными контрагентами из-за нарушения ими договорных обязательств
предприятию может быть нанесен существенный экономический ущерб.
Существенное значение имеет формирование информационной базы о результатах
хозяйственной деятельности конкурентов, а именно, положении на рынке,
ценообразовании, технологиях, качестве конкурентной продукции и других факторах,
влияющих на экономическую безопасность предприятия. При разработке Концепции
изучается не только окружающая среда, но и состояние самого предприятия. Причем, чем
полнее и подробнее будет информация, тем больше возможностей для объективно
обоснованного управленческого решения по созданию надежной системы экономической
безопасности предприятия.
Для этого необходимо оценивать состояние обеспечения предприятия различного
рода ресурсами, степень защищенности объектов безопасности, надежность кадрового
потенциала и, прежде всего тех, кто имеет доступ к коммерческой тайне и принимает
ответственные рисковые управленческие решения. Следует также проводить оценку
финансовой, информационной, кадровой, технико-технологической, экологической,
интеллектуальной и других составляющих эко экомической безопасности; возможности
предприятия по созданию, содержанию и оснащению собственной службы безопасности.
Объективная оценка состояния предприятия осуществляется с помощью
стратегического анализа (SWOT – анализ). SWOT – анализ означает определение сильных
и слабых сторон предприятия, внешних угроз и возможностей, которые могут помешать
или же помочь предприятию в его деятельности. Техника SWOT – анализа заключается в
сопоставлении внутренних сильных и слабых сторон компании, с ее внешними
возможностями и угрозами и является очень полезным и простым в применении
инструментом для быстрого обзора стратегического положения предприятия. В его основе
лежит положение о том, что стратегия должна обеспечивать строгое соответствие между
внутренними способностями предприятия и ситуации в бизнес пространстве.
Сформированная и глубоко обоснованная Концепция является фундаментальной
основой разработки Модели обеспечения экономической безопасности предприятия,
которая включает следующие основные этапы:
Этап 1. Организационное построение и ресурсное обеспечение системы
экономической безопасности предприятия.
На данном этапе первостепенное значение имеют: определение объектов
безопасности и анализ состояния их защищенности; выстраивание органов обеспечения
6
экономической безопасности; обоснование организационной структуры системы
управления экономической безопасностью, создание службы экономической безопасности
предприятия и определение ее функций. Весьма важно не только определить функции
каждого структурного подразделения системы, но и создать модель их постоянного
взаимодействия в рамках поставленной цели и задач.
Ресурсное обеспечение системы управления экономической безопасностью
предполагает:
− нахождение источников ресурсного обеспечения концепции;
− выделение финансовых ресурсов для реализации концепции;
− разработку стратегического плана, а также планов работы структурных
подразделений службы экономической безопасности;
− подготовку профессиональных кадров для службы экономической безопасности
предприятия, а также обучение сотрудников правилам безопасности, действиям в
чрезвычайных ситуациях, правилам пропускного режима, работы с документами,
соблюдению коммерческой тайны;
− установление технических средств защиты.
Этап 2. Организация мониторинга угроз экономической безопасности
предприятия.
Экономическая безопасность предприятия подвержена влиянию огромного числа
внешних и внутренних угроз. Внешние угрозы экономической безопасности предприятия
складываются за пределами предприятия. Они не связаны с его производственной
деятельностью. Как правило, это такое изменение окружающей среды, которое способно
нанести предприятию ущерб.
К внешним угрозам экономической безопасности предприятии относят:
макроэкономические
кризисы,
недобросовестная
конкуренция,
промышленноэкономический шпионаж и несанкционированный доступ конкурентов к секретной
информации, составляющей коммерческую тайну, кардинальное изменение политической
ситуации, изменение законодательства, влияющего на условия хозяйственной
деятельности, противоправные действия криминальных структур, чрезвычайные ситуации
природного и технического характера и другие.
Внутренние угрозы экономической безопасности предприятия связаны
непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия и его персонала. Они
обусловлены процессами, возникающими в ходе производства и реализации продукции,
которые способны оказать заметное влияние на конечные результаты и эффективность
хозяйствования. К внутренним угрозам относятся: производственные недостатки,
нарушения технологии и режима сохранения конфиденциальной информации, подрыв
делового имиджа и репутации в бизнес сообществе, конфликты с конкурентами и
контролирующими правоохранительными органами. Внутренними угрозами являются
также заметные упущения в тактическом и стратегическом планировании, связанные с
выбором цели, неверной оценкой возможностей предприятия, ошибками при
прогнозировании изменения внешней среды, криминальные действия собственного
персонала.
Степень адекватности при оценке экономической безопасности предприятия и
комплекс соответствующих мер по предупреждению опасности, адекватных масштабу и
характеру угроз, зависят от точной идентификации угроз, а также правильного выбора
измерителей их проявления. При этом система экономической безопасности предприятия
нуждается в постоянном анализе и обновлении, в противном случае, она будет неспособна
адекватно реагировать на постоянно меняющуюся обстановку.
Мониторинг угроз экономической безопасности предприятия – это непрерывная
диагностика его состояния по системе индикаторов, отражающих специфические
отраслевые особенности и имеющих важное стратегическое значение для
заблаговременного выявления, предотвращения либо минимизации угроз.
7
В процессе осуществления мониторинга действует принцип непрерывности
наблюдения за состоянием деятельности предприятия с учетом фактического состояния и
тенденций развития его потенциала, а также общей динамики национальной экономики,
политической обстановки и действия других общесистемных факторов.
Таким образом, мониторинг угроз экономической безопасности предприятия
позволяет изучить комплекс факторов, угрожающих экономической безопасности
предприятия; системно проанализировать динамично меняющуюся социальноэкономическую ситуацию, провести технико-экономическое обоснование принимаемых
управленческих решений.
Этап 3. Разработка методологического инструментария для оценки уровня
экономической безопасности предприятия.
Первоочередное значение в разработке инструментария имеет определение
индикаторов экономической безопасности и их пороговых значений.
Индикаторы экономической безопасности предприятия – это показатели уровня
экономической безопасности, которые позволяют выявить болевые точки в его
деятельности, определить ключевые направления и наиболее действенные способы
устранения угроз для деятельности предприятия. В систему обеспечения экономической
безопасности предприятия включают следующие индикаторы:
− производственные: динамика производства; реальный уровень загрузки
производственных мощностей; темп обновления основных производственных фондов;
доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в общем объеме
работ; стабильность производственного процесса (ритмичность, уровень загруженности в
течение определенного времени);
оценка конкурентоспособности продукции; оценка структуры и технического
ресурса парка машин и оборудования;
− финансовые: общий объем предполагаемых продаж; фактический и необходимый
объем инвестиций; уровень инновационной активности; уровень рентабельности
производства; фондоотдача (капиталоемкость) производства; доля обеспеченности
собственными источниками финансирования оборотных средств, материалов и
энергоносителей для производства;
− социальные: уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю по
отрасли либо экономике в целом; уровень задолженности по заработной плате; кадровый
потенциал и т.д.
Сами по себе индикаторы не могут характеризовать уровень экономической
безопасности без сравнений и сопоставлений, прежде всего, с нормативами,
среднеотраслевыми значениями, показателями конкурентов. В первую очередь,
рассчитанные величины индикаторов сравниваются с их пороговыми значениями.
Под пороговыми значениями индикаторов экономической безопасности
понимаются их предельные величины, игнорирование которых препятствует нормальному
финансовому состоянию организации, ее перспективному развитию, решению
социальных вопросов. Количественное измерение индикаторов производится в ходе
комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия в определенной
логической последовательности, отражающей их взаимосвязь и взаимозависимость.
Этап 4. Выбор метода оценки и определение фактического уровня
экономической безопасности предприятия.
Для оценки экономической безопасности могут использоваться следующие
методы:
1. Метод исследования динамики основных индикаторов. Основывается на анализе
динамических рядов основных индикаторов, путем сравнения их темпов роста за
продолжительный период. Особенность этого метода заключается в том, что он
характеризует только тенденции в изменении экономической безопасности, а прямой
8
оценки ее уровня не дает. Поэтому его целесообразно использовать как дополнение к
другим методам.
2. Метод использования пороговых значений индикаторов. Базируется на
сравнении фактических значений индикаторов с нормативными (пороговыми)
значениями. Выявленные отклонения позволяют оценить уровень экономической
безопасности предприятия. Данный метод в наибольшей мере соответствует поставленной
задаче, поскольку по большинству индикаторов существуют научно обоснованные
количественные значения (нормативы).
3. Метод применения среднеотраслевых индикаторов. В его основе лежит
сравнение фактических индикаторов исследуемого предприятия со среднеотраслевыми
значениями, которые в данном случае рассматриваются как пороговые. Этот метод вполне
приемлем при наличии информации о среднеотраслевых индикаторах.
Выбор метода оценки экономической безопасности в каждом конкретном случае
осуществляется с учетом цели и задач оценки, специфики деятельности предприятия,
наличия необходимой информации, квалификации работника и других объективных
факторов.
После расчета фактических значений индикаторов и выбора метода оценки
определяется уровень экономической безопасности предприятия.
Различают следующие уровни экономической безопасности:
1. Нормальный уровень. Все индикаторы находятся в пределах пороговых
значений, а степень использования имеющегося потенциала соответствует технически
обоснованным нормативам загрузки оборудования и площадей. Следует отметить, что
наивысшая степень экономической безопасности предприятия достигается при условии,
что вся совокупность индикаторов находится в пределах допустимых границ собственных
пороговых значений, а пороговые значения одного индикатора достигаются не в ущерб
другим показателям.
2. Предкризисный уровень. Некоторые индикаторы отклоняются от своих
пороговых значений в сторону ухудшения экономического состояния организации,
остальные приближаются к соответствующим значениям. При этом не утрачены
технические и технологические возможности улучшения условий и результатов
производства путём принятия мер предупредительного характера. Данный уровень
экономической безопасности требует незамедлительной детальной разработки программы
экономического оздоровления предприятия.
3. Кризисный уровень. Большинство основных индикаторов существенно
отклоняются от пороговых значений, появляются признаки необратимости спада
производства и утраты потенциала вследствие ограниченного технического ресурса
оборудования и площадей. Здесь необходимо приведение в действие системы
антикризисного управления, включающей исследование причин и характера развития
кризиса, разработку методов, путей и средств преодоления кризисных явлений.
4. Критический уровень, когда по всем индикаторам имеют место необратимые
разрывы с пороговыми значениями, свидетельствующие о том, что организация
становится несостоятельной для осуществления дальнейшей деятельности. В данной
ситуации запускается процедура банкротства, предусмотренная Федеральным законом «О
несостоятельности (банкротстве).
Этап 4. Разработка и реализация комплекса мероприятий по предупреждению,
нейтрализации или пресечению угроз, по устранению и локализации негативных
последствий влияния на экономику предприятия.
Таким образом, система экономической безопасности, состоящая из определенного
количества звеньев, служб и структур, предполагает непрерывную многогранную
деятельность, нацеленную на повышение защищенности от внешних и внутренних угроз и
обеспечивающих эффективность хозяйствования предприятия.
9