Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Рыночная инфраструктура региона

  • 👀 6574 просмотра
  • 📌 6537 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Рыночная инфраструктура региона
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Рыночная инфраструктура региона» doc
Лекция 8. РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА Определение, место и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона. Задачи статистического изучения рыночной инфраструктуры в регионе. Классификация и группировки видов, типов и форм рыночной инфраструктуры региона. Классификация инфраструктуры по следующим признакам: по обслуживанию рынков, по отраслевому признаку, по формам собственности, по уровню развития, по функциональному признаку, по иерархии управления. Система статистических показателей рыночной инфраструктуры региона. Построение систем показателей инфраструктуры потребительского рынка в регионе. Система показателей региональных товарных бирж. Некоторые аспекты анализа рыночной инфраструктуры региона. 1. Определение, место и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона. Региональная экономика представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных производств, расположенных на отдельной территории и образует отдельную систему социально-экономических отношений. Экономика региона – сложное и комплексное многоотраслевое хозяйство, для которого в той ил иной степени необходимо решать почти все проблемы развития экономики страны в целом. Эти отношения охватывают не только производство, распределение, обмен и потребление внутри экономической территории, но межотраслевые и межрегиональные экономические связи. В этих условиях, основной формой организации общественного производства является производственная инфрастуктура как самостоятельное звено общественного производства. Инфраструктура региона становится мощным фактором повышения эффективности производства и жизненного уровня населения. Хотя статистическая проблематика рыночной инфраструктуры всегда имела большую значимость, в экономико-статистической литературе она мало освещена. Инфраструктура (лат.infra – ниже, под и structura – строение, расположение) – это комплекс отраслей и хозяйствующих звеньев, обслуживающих производство и жизнедеятельность людей. Исходным моментом исследований экономической сущности инфрастуктуры является анализ деятельности по созданию общих условий производства, что выделяет обособленную от непосредственного процесса производства функцию и образует комплекс производственной инфрастуктуры. Основу комплекса инфрастуктуры составляют такие отрасли как транспорт, связь, материально – техническое снабжение и заготовки. Деятельность по созданию общих условий производства многообразна, но ее объединяет в единое целое то, что она оказывает услуги производству. Следует отметить, что отрасли и предприятия, осуществляющие техническое обслуживание, ремонт средств производства, в которых также оказываются услуги производству, не относятся к инфраструктуре, так как их функциональное назначение заключается в восстановлении стоимости различного рода средств производства, а не в обслуживании производства. Деятельность производственной инфраструктуры направлена на ранее созданные материальные блага, электроэнергию, информацию, которые являются способами существования материи. В экономической литературе отмечено, что функциональное назначение инфраструктуры, состоящее в обеспечении общих условий производственной деятельности, определяет правомерность выделения в сложном конгломерате, который представляет собой материально- - техническую базу производства, комплекса объектов и сооружений, наделенных инфраструктурными признаками. Именно общность, выполняемых объектами инфраструктуры функций позволяет рассматривать ее в качестве определенной подсистемы экономики, призванной обслуживать экономический оборот в народном хозяйстве, все формы движения продукции от стадии производства до стадии потребления. Поэтому главным компонентом инфраструктуры следует признать материально – техническое сооружение производственных отраслей сферы обращения. При статистическом анализе рыночного инфраструктурного комплекса необходимо исходить из того, что в современном понимании, региональный воспроизводственный процесс осуществляется в единстве внутрирегиональных и межрегиональных связей (материально–технических, финансово–кредитных, трудовых и информационных), обеспечивающих последовательную систему его фаз: производство, распределение, перераспределение и использование. Таким образом, рыночная инфраструктура региона формирует экономическую среду, необходимую для нормального функционирования воспроизводственного процесса. Интеграцию производственных процессов на уровне предприятий с воспроизводственным процессом в регионе обеспечиваются внутри региональными связями. В результате смены фаз воспроизводственного цикла складывается общеэкономическая система региона. При этом материально–вещественные связи опосредуют процессы воспроизводства основного и оборотного капитала; финансово – кредитные связи предопределяют движение денежного эквивалента материально – вещественных потоков, а также формирование финансовых ресурсов производственного накопления; трудовые связи обеспечивают процесс воспроизводства рабочей силы. Межрегиональные и международные связи, являющиеся необходимой составной частью регионального воспроизводственного процесса наряду с внутри региональными связями обеспечивают его взаимодействие с экономикой страны и с остальным миром. Эти связи отражают меру участия регионов в формировании общегосударственных ресурсов, в производстве ВВП страны и влияют на формирование ресурсов региона за счет межрегионального и международного обмена. Таким образом, уровень социально–экономического развития каждого региона зависит от результатов воздействия системы вертикальных (внутренних) и горизонтальных (межрегиональных и международных) связей имеющих место в его экономике. Вертикальные связи меняются в зависимости от особенностей исторического этапа развития страны и от уровня регионализации управленческих решений. Специфика горизонтальных связей состоит в том, что размещенные на территории предприятия региона являются не только элементами отраслевых систем, но и элементами региональной экономической системы. Вертикальные связи наиболее эффективны в том случае, если они согласуются с горизонтальными связями. В связи с этим у предприятий при решении отраслевых задач объективно проявляется заинтересованность в комплексном и наиболее эффективном использовании услуг региональной инфраструктуры и сбалансированной инфраструктурной базы. Рационально организованное, специализированное и централизованное обслуживание базовых отраслей, обеспечиваемое инфраструктурным комплексом, освобождает промышленные и другие предприятия от некоторых крупных затрат, позволяет значительно увеличить оборачиваемость средств, сократить численность занятого персонала, более эффективно использовать материальные ресурсы и основные фонды. Высокоразвитая рыночная производственная инфрастуктура способствует снижению запасов сырья, полуфабрикатов и топлива, сохранению качества производимой продукции, повышению мобильности трудовых ресурсов. Уровень инфраструктурного обслуживания всегда рассматривался и управляющими органами, и частным бизнесом в качестве одного из решающих факторов регионального развития. Программы региональной политики, разработанные в большинстве капиталистических стран, были по существу планами оснащения инфраструктурными сооружениями отсталых в промышленном отношении территорий. В связи с главенствующей ролью фазы производства в региональном воспроизводственном процессе соответствующее значение имеет рыночная инфраструктура в создании условий, необходимых для развития производства товаров и услуг. Торгово-посредническая инфраструктура должна обеспечить предприятия сырьем, материалами, оборудованием и другими товарами и услугами и организацией сбыта производственной продукции по разным каналам сферы обращения. В функцию финансово– кредитной, информационной и экономическо-правовой инфраструктуры входит обеспечение предприятий услугами финансового, информационного и правового характера. Совокупность материальных элементов (наличие и функционирование комплекса зданий и помещений, оснащенных необходимым оборудованием, транспортными средствами, складской сетью, средствами информации и связями и т.д.), призванных обслуживать все процессы, связанные с экономической деятельностью в регионе, образуют региональную рыночную инфраструктуру. Создание и обеспечение высокоэффективного функционирования рыночной инфраструктуры региона связано с крупными материально-финансовыми и трудовыми затратами. В связи с этим, необходим постоянный статистический анализ состояния, развития и использования инфраструктуры. Статистическими методами необходимо вести учет наличия элементов материально-технического и трудового потенциала инфраструктуры разных отраслей экономики, оценить ее стоимость и техническое состояние, отмечать тенденции развития и структурных изменений, измерить влияние инфраструктуры на базовые отрасли производства, тем самым охарактеризовать эффективность ее использования. При этом важно определить, где начинается и где кончается рыночная инфраструктура региона. Рыночная инфраструктура определяется, а именно комплекс видов и сфер деятельности, обслуживающих хозяйственную деятельность – это шоссе, дороги, каналы, аэродромы, энергетическое и складское хозяйство, транспорт, общее и профессиональное образование, здравоохранение и т.д. Рыночная инфраструктура региона – это весьма сложная категория его экономики; к её представлению можно использовать два подхода ограничительный и расширенный. В первом случае, инфраструктуру региона можно рассматривать как совокупность суб-отраслей, подразделений предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке в регионе. Во втором случае, рыночная инфрастуктура определяется как экономическая система, обеспечивающая устойчивое развитие всей системы рынков в регионе. В этом случае рыночная инфраструктура региона включает, с одной стороны, её экономический потенциал в его материально – вещественном содержании, о котором шла речь в первом подходе, и, с другой стороны, комплекс экономических отношений, связанных с деятельностью субъектов рынка. Следует отметить, что рыночная инфраструктура вносит существенный вклад в развитие производительных сил общества посредством повышения эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказания комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающим благоприятное условие для развития отраслей и секторов экономики региона. Состояние рыночной инфраструктуры региона должно соответствовать уровню развития производительных сил в регионе на всех этапах его развития. Предметом изучения статистики инфраструктуры вообще, и рыночной инфраструктуры региона в частности, является характеристика вспомогательных специализированных и обслуживающих подразделений и средств, обеспечивающих основную экономическую деятельность отраслей и секторов экономики региона по производству товаров и услуг, а также обеспечивающую жизнедеятельность людей. Различают производственную и социально–бытовую инфраструктуру. Производственная инфрастуктура включает все отрасли или хозяйственно самостоятельные звенья, не входящие в состав производственных подразделений, организационно отдельно от них и обслуживающих собственно производство. Производственная инфрастуктура включает все виды грузового транспорта и транспортного хозяйства в целом (железнодорожные станции, морские и речные порты, доки, депо, объекты, обеспечивающие бесперебойное функционирование нефте- и газопроводов, промышленный транспорт и т.п.); линии электропередач, формирующих энергосистемы различного масштаба; совокупность взаимодействующих средств передачи и обработки информации; объекты, обеспечивающие рациональное использование природных ресурсов и других систем и сооружений, которые непосредственно не используются в производстве материальных благ, но без которых не может обеспечиваться нормальное производство. Социально–бытовая инфраструктура, обслуживающая жизнедеятельность людей включает отрасли, услуги, такие как торговля, здравоохранение, образование и культура, все виды пассажирского транспорта и связь (занятые обслуживанием населения), городские коммуникационные сооружения, гостиничное хозяйство, общественное питание, систему учреждений отдыха и туризма и другие подразделения непроизводственной сферы. По мере роста производительных сил роль производственной инфраструктуры неуклонно возрастает. Возникают принципиально новые виды транспорта и связи, которые развиваются не только в рамках отдельных стран, но и в международных масштабах. Инфраструктура – необходимая предпосылка дальнейшей интенсификации производства, и решения социальных задач, связанных с удовлетворением растущих материальных и духовных потребностей общества и активизацией человеческого фактора. По мере углубления международного разделения труда и развития рыночной экономики и международной интеграции. Большое значение приобретает согласованное развитие и совершенствование взаимосвязанных элементов инфраструктуры отдельных стран, формируется, таким образом, материальная инфраструктура международного сотрудничества как совокупность национальных элементов инфраструктуры. Международная производственная инфраструктура – это совокупность национальных элементов транспортных систем, систем информации и связи, обслуживающих внешнеэкономическую деятельность и международное общение, и многие объекты и сооружения обеспечивающих охрану окружающей среды, оперативный обмен информацией метеослужб, рациональное использование естественных ресурсов, нормальное функционирование совместных объектов. Совершенствование и развитие инфраструктуры стран создает благоприятные условия для углубления взаимного разделения труда и расширения хозяйственных международных взаимовыгодных связей. К региональной инфраструктуре принято относить объекты, расположенные на некоторой ограниченной территории и обеспечивающие предприятия материального производства, организации и учреждения непроизводственной сферы, а также население этой территории услугами по транспортировке и хранении продукции, передача информации, перемещению людей, снабжению материальными ресурсами, в том числе водой, теплом, газом, электроэнергией. Региональная инфраструктура включает объекты как магистральной, так и местной инфраструктуры. При этом она остается элементом в системе хозяйственных межрегиональных связей, оставаясь важным районным образующим фактором. Это двойственность во многом определяет характер функции и объемы работ, выполняемых инфраструктурными объектами, расположенными на данной территории, меру участия в ее развитии, экономические отношения с потребителями инфраструктурных услуг. Развитие рыночной инфраструктуры региона – как и развитие инфраструктуры всей экономики – вносит существенный вклад в развитие производительных сил общества посредством повышения эффективности процессов товарного обращения в экономике и оказание комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам, создающим благоприятные условия для развития бизнеса. Состояние рыночной инфраструктуры региона должно соответствовать уровню развития производительных сил общества на всех этапах его развития. Недостаточно высокий уровень развития рыночной инфраструктуры во многих регионах России является причиной низкой деловой активности региональных рынков. Современный этап развития экономики предполагает наличие технически оснащенных торгово-складских комплексов, информационных сетей, прогрессивных средств осуществления финансово – кредитных расчетов и т.д. [38]. Экономико-статистическое анализ функционирования рыночной инфраструктуры требует четкого определения объекта и предмета ее статистического исследования; классификации ее отраслей, подотраслей и сфер деятельности; разработка инструментария измерения уровня, структуры и динамики производственного потенциала инфраструктуры и её использования; разработки методов и приемов установления и анализа соответствия структуры пропорции и пропорций отраслей инфраструктуры объему продукции отраслей основного производства региона; определение влияния производственной инфраструктуры региона на развитие базовых отраслей материального производства, на интенсификацию производства её эффективности. Рассмотрение экономической сущности и значения рыночной инфраструктуры региона позволяет определить основные задачи региональной статистики в ее изучении: • разработка методологии статистического исследования рыночной инфраструктуры региона, разграничение объекта и предмета статистики инфраструктуры, составление научно – обоснованной системы статистических показателей (измерителей) региональной рыночной инфраструктуры, установление источников информации и разработка алгоритмов расчета показателей, непрерывное совершенствование данной системы; • сбор информации о численности предприятий и организаций, нуждающихся в инфраструктуре, а также о наличии и состоянии вспомогательных и обслуживающих подразделений и средств инфраструктуры в регионе, обработка данной информации соответствующим образом для анализа и прогнозирования; • изучение типологии и организации рыночной инфраструктуры региона, характеристика условий и факторов, определяющих потребности в развитии инфраструктуры, прогнозирование потребностей в основных видах и элементах инфраструктуры региона; • оценка и анализ, наличие, структуры и динамики производственно-технического и трудового потенциала инфраструктуры региональных рынков: рынка товаров и услуг, финансово–денежного рынка, внешнеэкономического рынка, рынка рабочей силы, информационного рынка и т.д.; • оценка, анализ и прогнозирование обеспеченности региона предприятиями и организациями рыночной инфраструктуры по элементам и в пространстве; • анализ территориального размещения предприятий рыночной инфраструктуры в регионах России и его влияние на развитие отраслей экономики регионов; • расчет и анализ показателей эффективности использования рыночной инфраструктуры региона, исследование факторов, влияющих на эффективность и результативность использования потенциала рыночной инфраструктуры с использованием статистико-математических моделей региональной статистики; • оценка и анализ обеспеченности населения региона социально-бытовой инфраструктурой; • анализ пропорций между основным производством и производственной инфраструктурой, с одной стороны; уровнем жизни населения и социальной инфраструктурой, с другой. Такой анализ осуществляется путем сравнения темпов роста объема производства товаров, нуждающихся в услугах инфраструктуры, и темпов роста емкости специализированных складов, холодильников, мощностей перевозки и др. Соотношения между основным производством и производственной инфраструктурой выражаются в виде пропорций и коэффициентов опережения следующего типа: соотношение между ростом продукции базовых отраслей и объемом инфраструктурных услуг по видам, ростом капитальных вложений в том же разрезе, соотношение между закупками сельскохозяйственной продукции и емкости хранилищ (по видам) и др. Для решения перечисленных задач статистики рыночной инфраструктуры региона используется соответствующая система показателей, которая строится на основе качественного анализа, который, в первую очередь, предполагает классификацию видов, типов и форм рыночной инфраструктуры. 2. Классификация и группировки видов, типов и форм рыночной инфраструктуры региона Как было показано ранее, инфраструктура является сложной системой с определенной структурой, с определенным взаимодействием связывающих звеньев и элементов. Поэтому перед статистикой ставится задача классификации и группировки элементов, составляющих инфраструктуру региона по разным признакам. Различают инфраструктуру реального сектора (ранее называемую производственной) и социальную инфраструктуру (ранее называемую непроизводственной). Это является первой самой общей классификацией инфраструктуры. Дальнейшая классификация каждого из указанных видов инфраструктуры региона осуществляется по ряду признаков, среди которых: 1. по признаку обслуживания рынков; 2. по отраслевому и по секторному признаку; 3. по формам собственности; 4. по функциональному признаку; 5. по иерархическому признаку; 6. по уровню развития и др. Кратко рассмотрим каждый из указанных видов группировки или классификации. А. По признаку обслуживания рынков инфраструктуры региона подразделяется на следующие виды: • рыночная инфраструктура универсального типа; • инфраструктура, обслуживающая различные типы рынков (коммерческие банки, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, информационные центры и т.д.) • специализированная инфраструктура, обслуживающая отдельные сегменты рынка: снабженческий рынок средств производства, финансовый рынок, рынок недвижимости и др. Этот вид классификации позволяет получать информации о характере обслуживания регионального рынка. Б. По отраслевому признаку различаются следующие виды инфраструктуры. • Торговая инфраструктура: оптовая торговля; оптово-посреднические фирмы; ассоциации оптовой торговли; оптово-розничные объединения; товарные биржи; посреднические торгово-закупочные фирмы; универсальные и специализированные оптовые базы; торговые дома; оптовые ярмарки, выставки и павильоны; федеральная контрактная система; система государственных резервных складов; региональные коммерческие центры и фирмы; снабженческо-сбытовые ассоциации; специализированные базы и хранилища; внешняя торговля. • Заготовительная инфраструктура: предприятия по заготовке сельхозпродукции; предприятия по заготовке хлебопродуктов; посреднические заготовительные и закупочные организации. • Финансово-кредитная система и страховая инфраструктура: коммерческие банки; небанковские кредитно-финансовые институты; валютные и фондовые биржи; страховые фирмы; факторинговые фирмы. • Информационно-вычислительная инфраструктура: информационно-вычислительные центры коммерческой информации; телекоммуникационные сети; центры коммерческих услуг; фирма информационного обслуживания. • Инфраструктура операций с недвижимостью: агентства по продаже недвижимости; центры по продаже и обмену жилья; посреднические фирмы по продаже недвижимости за границей. • Инфраструктура общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка: маркетинговые фирмы; консультационные фирмы; рекламные агентства; бизнес центры и торгово-промышленные палаты. Отраслевая классификация рыночной инфраструктуры региона получила самое большое распространение в статистической практике (см.Таблицу 7.2.1.) При этом исходят из того, что каждая отрасль и вид деятельности экономики имеет свою специфическую инфраструктуру отвечающую требованиям основного производства. Таблица 7.1. Распределение предприятий и организаций по ряду отраслей инфраструктуры на 1 января 2004 года Транс-порт Связь Торгов-ля и общест-венное питание Оптовая торгов-ля про-дукцией произ-водствен— но-техничес-кого-назна- чения Заго-товки Инфор- мацион- но-вычисли тельное обслужи вание Опера- ции с недвижи мым иму ществом Общая коммер-ческая деятель- ность по обес- печению функции- онирова-ния рын-ка Центральный федеральный округ 32165 6846 660676 24334 7277 12987 22072 93837 Белгородская обл. 708 130 7619 534 77 204 283 537 Брянская обл. 460 308 5378 293 56 69 250 312 Владимирская обл. 749 202 8009 589 45 131 479 524 Воронежская обл. 1128 238 16201 486 256 168 590 1354 Ивановская обл. 611 111 8231 386 64 101 214 731 Калужская обл. 734 140 5111 146 73 119 375 2509 Костромская обл. 468 68 3472 148 37 59 177 318 Курская обл. 500 131 5858 638 78 66 154 414 Липецкая обл. 428 114 6207 283 50 66 200 480 Московская обл. 5717 848 51214 2041 335 1019 2962 4347 Орловская обл. 277 90 3426 265 101 60 151 340 Рязанская обл. 662 156 8045 511 76 190 461 619 Смоленская обл. 736 124 5288 254 92 108 142 391 Тамбовская обл. 424 71 3371 167 91 58 156 219 Тверская обл. 1049 148 14340 267 61 249 585 934 Тульская обл. 752 140 8578 1062 69 228 534 907 Ярославская обл. 1037 161 12205 651 70 231 445 1472 г.Москва 15725 3666 488114 15613 5646 9861 13914 77429 Северо-Западный федеральный округ 17892 2066 207610 8995 703 2714 9186 20029 Южный федеральный округ 11455 1953 145773 4634 3378 1964 4685 11845 Приволжский федеральный округ 17203 2953 183680 11218 2388 3308 8692 20236 Уральский федеральный округ 9872 1581 101513 11812 878 1554 4302 9973 Сибирский федеральный округ 13608 2206 159004 7358 1785 1985 6424 15186 Дальневосточный федеральный округ 8628 1021 50471 2187 470 1012 1837 5455 В. Рыночную инфраструктуру группируют по формам собственности, а именно: на инфраструктуру, находящуюся в частной; кооперативной; государственной формах собственности; в собственности общественных организаций; принадлежащую иностранным собственникам; инфраструктуру смешанной формы собственности. Принадлежность каждой институциональной единицы рыночной инфраструктуры региона к различным формам собственности позволяет охарактеризовать степень оснащенности инфраструктурой каждой формы собственности, к которой принадлежат исследуемые предприятия и организации, и, таким образом, определить передовые и установить меры поддержки для нуждающихся в ней. Г. По функциональному признаку выделяются следующие группы рыночных инфраструктур: • торгово-посредническую инфраструктуру (биржи, ассоциации оптовой торговли, коммерческие центры и т.д.); • финансово – кредитную инфраструктуру (коммерческие банки и небанковские финансово-кредитные учреждения); • информационную инфраструктуру (информационно – маркетинговые центры, средства сбора, обработки и передачи коммерческой информации); • экономико-правовую инфраструктуру (арбитражные суды, консультационно-правовые фирмы, адвокатские и нотариальные конторы, и т.д.); • внешнеэкономическую инфраструктуру (специализированные внешнеторговые организации, торгово-промышленные палаты, таможенные организации и др.). Д. По иерархии управления рыночная инфраструктура подразделяется на следующие виды: • международная (международные банки, биржи, страховые компании, торговые представительства иностранных фирм, таможни, международные ярмарки, выставки, аукционы); • национальная (Российская Ассоциация коммерческих банков, Российский биржевой союз, Федеральная контрактовая система, крупные коммерческие банки и биржи общегосударственного значения, общероссийские инвестиционно-финансовые компании); • межрегиональная (межрегиональная ассоциация банков, межрегиональные биржи и ассоциации оптовой торговли, сбытовые посреднические фирмы и компании межрегионального значения); • региональная (ассоциации оптовой торговли, посреднические торгово-закупочные организации, коммерческие центры и коммерческие банки регионального значения, региональные инвестиционные фонды и финансовые компании, торговые дома, центры по изучению спроса и др.); • городская и районная (оптовые и мелкооптовые фирмы, маркетинговые фирмы, рекламные агенства, агенства по продаже недвижимости, адвокатские конторы, аудиторские фирмы и т.д.). Подразделение рыночной инфраструктуры по иерархии управления показывает место и роль региональной и межрегиональной инфраструктуры в общем национальном и международном комплексе рыночной инфраструктуры. Е. По уровню развития рыночной инфраструктуры могут быть выделены следующие группы региона: • региона с инфраструктурой, оставшейся от бывшей системы управления и требующей совершенствования с учетом требования рыночной экономики; • региона с формирующейся новой инфраструктурой не вполне отвечающей требованиям развития бизнеса (переходные); • региона со сформированной инфраструктурой, соответствующей требованиям современного рынка. Для формирования инфраструктуры, соответствующей условиям развитых рыночных отношений, необходимы большие затраты и достаточно длительный период времени. Эту задачу можно осуществлять при активном участии региональных органов управления на основе экономических и правовых методов регулирования развития региональной экономики. Регионы существенно различаются по уровню развития их инфраструктуры. Классификация подсистем и видов рыночной инфраструктуры региона позволяет: во–первых, сформировать представление о рыночной инфраструктуре региона и системе всей экономики страны, о многообразии видов, функций и значимости инфраструктуры в современном обществе; во–вторых, ее можно расширить, дополнить новыми видами инфраструктуры (например, видами социальная инфраструктура или инфраструктура рынка труда и т.д.); в–третьих, классификация позволяет разработать систему статистических показателей отражающих уровень, структуру и динамику разных подсистем инфраструктуры вообще и инфраструктуру региона в целом, выявить и измерить влияние инфраструктуры на развитие экономики, определить отраслевую инфраструктуру по формам собственности и т.д.; в–четвертых, создает условия для проведения комплексного анализа, выявления взаимозависимости и пропорциональности между инфраструктурой и основным производством региона. Рассмотрение особенностей развития отдельных видов и компонентов рыночной инфраструктуры региона необходимо с точки зрения выявления особенностей каждого вида и комплексного анализа развития экономики деятельности региона. 3. Система статистических показателей рыночной инфраструктуры региона Переход к международной методологии учета и статистики внес существенные изменения в содержание многих понятий. Это относится и к новой категории - рыночной инфраструктуре региона. Так в новых условиях рыночной экономики было пересмотрено отношение к сфере производства услуг и её участию в общественном производстве, уточняется классификация отраслей экономики по сферам деятельности, вводится новое для отечественной практики деление экономики на сектора. Для осуществления анализа рыночной инфраструктуры региона, основанного на принципах системного подхода и рассмотрению ее в качестве динамично развивающейся системы необходимо определить систему измерителей данного процесса и проводить классификацию и группировку подсистем рыночной инфраструктуры. Система статистических показателей рыночной инфраструктуры региона должна характеризовать, с одной стороны, масштабы, динамику и структурные изменения в самой инфраструктуре, а с другой – влияние инфраструктуры на развитие базовых отраслей экономики региона и определение соответствия структуры основного производства и производственной инфраструктуры, а также соответствия социальной инфраструктуры потребностям населения региона. В системе необходимо выделять блоки показателей, описывающих все стороны процесса воспроизводства данной сферы деятельности: показатели материально-технического и трудового потенциала рыночной инфраструктуры региона и их носителей, его качества и степень использования; наличие и использование трудовых ресурсов, рабочего времени и фонда оплаты труда по компонентам; показатели, характеризующие развитие «сети» производственного обслуживания; показатели, характеризующие производственные результаты функционирования отраслей инфраструктуры; показатели, характеризующие производственные затраты, себестоимость производимых услуг; показатели, характеризующие процесс интенсификации производства отраслей инфраструктуры, факторы, влияющие на повышение его эффективности, внедрение в инфраструктуру достижений НТП; показатели, отражающие соответствие уровня и структуры инфрастуктуры региона требованиям основного производства нуждающихся в услугах инфраструктуры; показатели межрегионального и международного сопоставления развития инфраструктуры. Каждый из указанных выше блоков содержит конкретный перечень абсолютных и относительных показателей специфических каждому блоку. Данная система должна включать и блок обобщающих сводных показателей конечных результатов, интенсификации и эффективности функционирования рыночной инфраструктуры региона, ее влияние на развитие экономики региона и всей страны. Для анализа фактических показателей, характеризующих деятельность рыночной инфраструктуры реального сектора региона используются и ряд нормативных показателей, таких как: основные фонды производственной инфраструктуры в расчете на душу населения региона и на численность занятых в базовых отраслях экономики: на 1000 кв.км экономически активной территории, на 1000 га пашни, отношение основных фондов инфраструктуры региона к валовому региональному выпуску и валовому региональному продукту, валовой и чистой продукции промышленности сельского хозяйства; отношение капитальных вложений, выделенных на развитие инфраструктуры региона к валовой добавленной стоимости и ВРП; доли видов инфраструктуры региона по основным фондам, капиталовложениям, численности занятых – предназначены для определения обеспеченности территории региона и страны в целом объектами инфраструктуры, уровня и эффективности ее развития. По такой же схеме строится и система статистических показателей социальной инфраструктуры региона. Социальная инфраструктура региона объединяет отрасли услуг, которые обеспечивают общие условия жизнедеятельности людей – здравоохранение, систему образования и культуры, систему учреждений отдыха, туризм и др. Таким образом, социальная инфраструктура региона обеспечивает рост жизненного уровня народа, условия для всестороннего развития физических и умственных способностей людей – членов домохозяйств. В соответствии с этим определяется и система статистических показателей этого вида инфраструктуры. В статистике разработан конкретный перечень показателей каждого блока показателей. Данную систему необходимо непрерывно обновлять, совершенствовать в соответствии новыми задачами, стоящими перед развитием экономики региона Для примера рассмотрим построение фрагментов системы показателей, характеризующих рыночную инфраструктуру, состоящую из блоков показателей по двум совместным признакам: отраслевому и функциональному. Статистика торгово-посреднической инфраструктуры региона Торгово-посредническая инфраструктура занимает первое место в распределении объектов инфраструктуры по отраслевому признаку и по характеру обслуживания рынка в регионах. В функцию торгово-посреднической инфраструктуры входит обеспечение предприятий сырьем, материалами, оборудованием и другими товарами и услугами и организация сбыта произведенной продукции по различным каналам сферы обращения. Реализация экономических связей в системе регионального воспроизводственного процесса осуществляется посредством обмена деятельности, товаров и услуг индивидуального и коллективного потребления, а также производственно-технического назначения, объединяющего специализированные виды трудовой деятельности в единое целое. Постоянное возобновление производства предполагает реализацию ранее произведенных товаров через каналы сферы обращения*. В свою очередь сфера обращения подразделяется на две относительно самостоятельные подсистемы: сфера обращения потребительских товаров и сфера обращения средств производства; первая обслуживает домашние хозяйства, вторая обслуживает предприятия по производству товаров и услуг. Все объекты рыночной инфраструктуры, будучи взаимосвязаны, должны составлять единое целое, чтобы обеспечить высокую эффективность ее функционирования как непременного условия развития экономики региона. Для нормального функционирования торгово-посреднической инфраструктуры обязательное условие является создание материально-технической базы, формирующей экономический потенциал данной инфраструктуры. Статистический анализ развития материально-технической базы торгово-посреднической инфраструктуры (оптово-розничные предприятия, региональные коммерческие центры, посреднические торгово-заготовительные организации, биржи, брокерские фирмы и конторы, ассоциации оптовой торговли и др.) подразумевает анализ количественных и качественных показателей наличие и состояние складских помещений, хранилищ, распределительных холодильников, торговых помещений, торгового оборудования, специализированного транспорта, тарно-контейнерного хозяйства, погрузочно-разгрузочных средств, механизмов и др. Среди них требует рассмотрения, в первую очередь, материально-техническая база оптовой и розничной торговли, которая должна обеспечить не только нормальный ход процесса обращения, но и сохранность потребительских качеств реализуемой продукции. а) Статистика инфраструктуры потребительского рынка в регионе Важная роль в формировании и деятельности рыночной инфраструктуры принадлежит региональному потребительскому рынку, представляющий собой территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающий удовлетворение необходимых потребностей населения и способствующих эффективному функционированию региональной экономики и повышению уровня жизни населения. Потребительский рынок региона включает в себя следующие укрупненные сегменты: рынок продовольственных товаров; рынок предметов длительного пользования населения; рынок потребительских услуг; рынок недвижимого имущества. Данные виды (сегменты) потребительского рынка взаимодействуют между собой, на основе взаимосвязанной системы сделок купли-продажи и обеспечивают на этой основе жизненные потребности населения. В систему показателей состояния и развития инфраструктуры потребительского рынка региона входят следующие: • стоимость основных фондов в целом, в отраслях рыночной сферы и их доля в общем объеме; • число предприятий, занимающихся реализацией и хранением товаров и их распределением по типам и видам; • размер торговых предприятий: магазинов, торговых площадей, палаток, киосков, предприятий услуг и складов, предприятий общественного питания – число мест для посетителей; • пропускная способность торговых предприятий: число покупателей, товарооборот на 1 предприятие, на кв.м. торговой площади, среднее число работников на 1 предприятие; • коэффициенты плотности торговых предприятий: число предприятий, их площадь на 10 тыс. жителей; • число работников: всего, в среднем на 1 предприятие, на кв.м. площади, товарооборот на одного работника и др. • экономические результаты функционирования торгово-посреднической инфраструктуры и др. Показатели, отражающие емкость рынка потребительских товаров, позволяют охарактеризовать региональные различия в обеспеченности его инфраструктуры, что дает возможность определить место каждого региона в экономике России. Динамический аспект изучения обеспеченности инфрастуктуры потребительского рынка в регионах можно осуществить на основе разных показателей, отражающих число и размер торговых предприятий, общей площади магазинов, товарооборот, численность работников и т.д. Все показатели отчетного периода сравниваются с теми же показателями базисного периода, используя при этом разные математико-статистические расчеты. В условиях современного рынка предприятия необходима работа служб маркетинга, применяющих научно-обоснованные методики прогнозирования структуры спроса с учетом изменения доходов населения и цен для составления текущих и перспективных заявок. Для количественной и качественной характеристики роли торгово-посреднической инфраструктуры в процессе производства в регионе необходимо использовать ряд показателей, характеризующих ее долю в объеме ВРП, объеме капитальных вложений и в численности занятых в региональной экономике. Удельный вес валовой добавленной стоимости отраслей торгово-посреднической инфраструктуры в ВДС региона показывает роль этих отраслей в формировании данного показателя. Тенденция роста удельного веса численности занятых показывает, что торгово-посредническая инфраструктура является сферой привлечения рабочей силы, высвобождающейся из промышленности и других отраслей в процессе структурной перестройки экономики региона. Успехи коммерческой деятельности во многом определяются развитием рекламного дела, что приводит к применению важнейших статистических характеристик процесса создания, продвижения и потребления рекламной продукции. Основным элементом рекламной инфраструктуры выступают особые предприятия – рекламные агентства. Рекламные агентства выполняют широкий круг видов деятельности, связанный с формированием общественного, мнения различных форм торговой деятельности, подготовкой коммерческой литературы, престижных мероприятий и др. Система показателей статистики рекламы включает следующие основные разделы: показатели сети рекламных предприятий, организационную структуру и оснащенность активами; показатели деятельности рекламных организаций и ее эффективность и др. На основе конкретных показателей осуществляется анализ состояния и развития рекламы, ее удельный вес в затратах населения. б) Статистика региональных товарных бирж В условиях перехода России на рыночные отношения, важная роль в оснащении средствами производства принадлежит товарным биржам. Товарные биржи, как вид инфраструктуры региона, обеспечивают деятельность субъектов рыночной экономики путем концентрации спроса и предложения на региональном рынке, осуществляя главную цель – организацию свободных торгов. Региональные товарные биржи определяются как добровольными самоуправляемыми объединениями, организованными для создания условий осуществления торговых, коммерческо-посреднических и иных операций. Однако сами биржи не заключают сделки и не занимаются коммерческим посредничеством, они, как было сказано выше, организуют свободные торги. Региональные товарные биржи выполняют следующие функции: проведение торгов, аукционов; продажа контрактов; заключение хозяйственных договоров на поставку продукции; предоставление клиентам перечня информационных, рекламных и иных коммерческих услуг. Деятельностью товарных бирж характеризуется чистотой сделок, высокой ликвидностью рынка, небольшим разрывом между ценой продавца и покупателя, низкой колеблемостью цен. В настоящее время на региональном уровне функционируют различные формы бирж: товарные, товарно-сырьевые, фондовые, товарно-фондовые, универсальные и др. Торгово-фондовые биржи занимаются и операциями с ценными бумагами. Выполняя функцию регулирования цен на региональном уровне, товарные биржи нивелируют колебания цен на один и тот же товар с помощью котировок. Фиксируя контрольные цены и публикуя средние цены товаров, биржа осуществляет естественное регулирование цен в регионе. Котировальная цена оказывает заметное обратное воздействие на рынок, т.е. данная цена становится ориентиром не только для товарных сделок на бирже, но и за ее пределами. Биржевые операции осуществляются не покупателями или продавцами, а биржевыми посредниками – брокерами и дилерами. Брокеры совершают сделки от имени клиента и за его счет, получая при этом комиссионное вознаграждение. Дилеры же осуществляют сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар в собственность и заинтересованы продать его дороже, чем купили. Посредники в лице брокера или дилера получают поручение клиента на продажу или покупку, включающие три параметра: количество товара (число типовых контрактов), срок поставки и цену. Расчет с клиентом осуществляется непосредственно через расчетную палату биржи. Брокеры и другие посредники уплачивают бирже определенный процент с каждой сделки. Для осуществления деятельности бирж в регионах требуется соответствующее материально-техническое обеспечение: компьютеризованные рабочие места, современные средства связи, оргтехника, телекоммуникационные сети и специальное оборудование для обмена большими массивами информации с товарными биржами других регионов, для хранения информации в виде крупных баз данных со сложной структурой. Это связано с накоплением информации, отражающей деловую активность участников биржи. Биржа – это атрибут рыночной экономики, поэтому она неизбежно оказывается вовлеченной в конкурентную борьбу. На региональной товарной бирже осуществляются разные виды сделок, а именно: • сделки с реальными товарами; • форвардные сделки – срочные сделки с реальными товарами с отсроченной уплатой по ценам, допускающие игру на разнице цен; • фьючерсные сделки – срочные сделки, не предусматривающие фактической поставки товара, представляющие собой торговлю контрактами на покупку или продажу товара; • опционы – срочные сделки с условием на основании договора, в соответствии с которым один из участников приобретает право покупки или продажи товара по фиксированной цене в течение некоторого периода времени, выплачивая другому участнику денежную премию за обязательство обеспечения при необходимости реализации этого права; • хеджирование – форма страхования кассовых сделок от ценовых рисков, позволяющая стабилизировать цены; • спрединг – особая форма сделок, позволяющая извлекать выгоду из разных фьючерских контрактов, внутрирыночных, межтоварных и межрыночных. Анализ деятельности региональных товарных бирж осуществляется с помощью адекватной системы статистических показателей. Данная система включает следующие блоки показателей: • число бирж, их состав (группировка бирж по видам и товарной специализации) и размер (распределение бирж по размеру уставного капитала и число членов пайщиков); • показатели биржевой инфраструктуры: стоимость основных фондов, размеры операционного зала, число оборудованных мест, численность и состав работников, обеспеченность информационно-вычислительным оборудованием, число брокерских контор, число и площадь складских помещений; • показатели спроса и предложения на бирже: число и стоимостной объем заявок на продажу и покупку товаров, средний объем заявок на продажу и покупку товаров, и их динамику; • показатели товарооборота бирж: объем и структура товарооборота, индекса товарооборота и индекс ассортиментных сдвигов; • показатели деловой активности на биржевом рынке (число сделок, доля сделок с реальным товаром и срочных сделок, среднее число сделок на одну биржу); показатели хеджирования (размер страховых сделок, размер депозитов, размер маржи и др.); • биржевая цена: базовые цены, цены предложения, спроса и продажи, средние цены за период, индекс цен, среднее отклонение цен, котировка цен по сделкам с реальными товарами и фьючерсами; • показатели эффективной биржевой деятельности: биржевые издержки, их уровень и структура. Доходы от биржевых операций, чистая прибыль, дивиденды пайщиков, налоги и другие обязательные платежи, рентабельность уставного капитала, товарооборота, одного места и одной сделки и др. Необходимая информация для расчета показателей региональной биржевой статистики обеспечивается следующими источниками: государственная статистическая отчетность, бухгалтерская отчетность, данные учетной и котировочной палаты, отчетность брокеров, данные типовых контрактов и др. Статистическая практика других стран в этой области показывает на то, что следует разграничивать сферы действия товарных бирж от торговых домов, передав первым потребительские и другие небиржевые товары. 4. Некоторые аспекты анализа рыночной инфраструктуры региона В процессе анализа рыночной инфраструктуры следует обратить особое внимание на балансовые пропорции и соотношения между основным производством и производственной инфраструктурой, которую можно определить путем сравнения темпов роста объема производства продукции нуждающихся в услугах инфраструктуры и темпов роста емкости специализированных складов, холодильников, мощностей перевозки и др. Соотношения между основным производством и производственной инфраструктурой выражаются в виде пропорций и коэффициентов опережения следующего типа соотношение между ростом продукции базовых отраслей и объемом инфраструктурных услуг по видам, ростом основных производственных фондов, ростом капитальных вложений, соотношение между объемами закупок сельскохозяйственной продукции и емкости хранилищ (по видам) и др. Для комплексного анализа инфраструктуры необходимо разработать систему сводных и аналитических таблиц и балансовых построений, позволяющих решить следующие задачи: • определить место и вклад инфраструктуры в развитие экономики региона; • дать характеристику уровня развития данного комплекса в регионе по сравнению с другими регионами; • измерить влияние факторов роста производительности труда в отраслях инфраструктуры; • выявить неиспользованные резервы, пути сокращения потерь и непроизводительных расходов, вызванных несоответствием между основным производством и производственной инфраструктурой. • Пропорциональность развития основного производства и производственной инфраструктуры предлагается определить с помощью балансового метода, а именно: • баланса соответствия производственной площади специализированных хранилищ основными продуктами хранения; • баланса соответствия объема производимой продукции, подлежащей транспортировке, и среднегодовой мощности средств транспортировки; • баланса соотношения между объемами сельскохозяйственной продукции и объемами государственных и иных закупок (по продуктам и группам продуктов) и др. Применение межотраслевого метода, использование системы коэффициентов прямых и полных затрат и коэффициентов распределения (по МОБ) обеспечит высокое качество анализа развития производственной инфраструктуры в системе регионального комплекса. Следует, однако, отметить, что в системе национальных счетов инфраструктура не выделяется в отдельный блок отраслей или сектор экономики. Она отражается как отдельными отраслями или вместе с теми отраслями или секторами экономики, которые обслуживаются инфраструктурными услугами. При составлении счетов производства и образования доходов в отраслевом разрезе выделяются как самостоятельные отдельные отрасли инфраструктуры: транспорт всех видов, торговли и общественного питания, образования и т.д. Для каждой отрасли определяются свои собственные показатели СНС: выпуск, промежуточное потребление, добавленная стоимость по элементам и др. Однако, в сводных расчетах СНС по регионам и по экономике в целом не составляется отдельный блок отраслей и подотраслей производственной или социальной инфраструктуры как самостоятельный раздел СНС. Это, конечно, затрудняет проведение анализа состояния и развития инфраструктуры и ее влияние на производство на региональном уровне, так и по экономике в целом. Инфраструктурные вопросы анализируются в больших предприятиях и в отдельных ведомствах. В международной статистической практике проводится группировка стран на развитые и слаборазвитые страны по уровню развития отдельных отраслей инфраструктуры, таких как транспорт, дорожная сеть, складское хозяйство, средства информации и связи. Следует отметить, что неразвитость инфраструктуры, с одной стороны, не позволяет ей в полной мере выполнять свою основную предназначенность – создать необходимые условия для нормального хода воспроизводственного процесса, углубление общественного разделения труда и налаживания рыночных отношений, а с другой – ведет к громадным прямым потерям. В условиях, когда усиливаются системные межотраслевые, межрегиональные и международные связи, производственная инфраструктура выступает как важнейший фактор реализации внутренних резервов экономического роста, обеспечивает повышение мобильности всех видов ресурсов за счет улучшения системы их транспортировки, накопления, хранения, регулирования и обращения, за счет совершенствования инфраструктурного обеспечения экономических процессов. Анализ показывает, что производственная инфраструктура региона является мощным фактором ресурсосбережения. Поскольку значительная часть эффекта от функционирования и развития производственной инфраструктуры проявляется вне отраслей транспорта, связи, снабжения и сбыта, при рациональных режимах работы этого комплекса можно рассчитывать на получение экономии различных видов ресурсов практически во всех отраслях и секторах экономики. Международная и отечественная статистическая практика располагает богатым арсеналом методов и приемов исследования относительно как состояния, структуры и динамики самой инфраструктуры, так и измерения и анализа влияния инфраструктуры на базовые отрасли экономики, тем самым на повышение интенсификации и эффективность производства и жизненного уровня домашних хозяйств. Внедрение системы национальных счетов в регионе и разработка МОБ по концепции СНС создает предпосылки для глубокого анализа состояния и развития не только производственной, но и социальной инфраструктуры на экономический рост в регионе. При изучении состояния и развития рыночной инфраструктуры региона следует обратить внимание на вопросы интенсификации и эффективности функционирования данной инфраструктуры. Интенсификация инфраструктуры, снижение ее совокупных затрат на создание общих условий производства, охватывающих фазы обмена, распределения и потребления, имеет все возрастающее значение. Использование в инфраструктуре высокоэффективных средств производства создает условия для роста производительности труда во всех отраслях экономики региона. Инфраструктура каждой отрасли и экономики региона в целом имеет и свое особенное проявление косвенного эффекта. К примеру, косвенный эффект транспорта выражается в том, что налаженная его работа, высокая скорость доставки вызывает снижение потерь продукции, способствует ускорению борачиваемости, скорейшему удовлетворению потребностей производства и населения в определенном виде продукта. При этом могут быть выделены основные направления косвенного воздействия инфраструктуры на эффективность общественного производства региона. • Ускорение темпов воспроизводства, которое во многом зависит от того, насколько будет сбалансирована инфраструктурная деятельность в регионе. Чем слаженнее она будет, тем скорее выпуск товаров и услуг региона будет проходить через различные фазы воспроизводства, ускорится оборачиваемость оборотных средств, сократится длительность воспроизводственного цикла в регионе. • Снижение потерь продукции благодаря развитию инфраструктуры. Считается, например, что потери из-за недоразвития инфраструктуры существенны, особенно в сельском хозяйстве. • Развитие рыночной инфраструктуры в регионе освобождает производителей от функций, несвойственным им, что способствует дальнейшему росту специализации производства и кооперирование. • Ускорение оборачиваемости оборотных средств, уменьшение запасов в производственных отраслях выступает как важный резерв повышения эффективности производства. Широкое распространение получили методы определения и учета косвенного эффекта инфраструктуры. Ведется работа по исчислению косвенного эффекта в отдельных ее отраслях, в определенных регионах, в целом по всему региональному комплексу инфраструктуры. Наибольшее внимание уделяется исчислению косвенного эффекта на транспорте, так как от налаженной его работы достигается высокая скорость доставки, снижаются потери продукции, ускоряется ее оборачиваемость, повышается степень удовлетворения потребностей производства и населения в определенном виде продукта.
«Рыночная инфраструктура региона» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot