Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Руководитель в системе управления персоналом

  • 👀 579 просмотров
  • 📌 558 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Руководитель в системе управления персоналом
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Руководитель в системе управления персоналом» docx
Тема: Руководитель в системе управления персоналом. Ключевой фигурой управления является руководитель. В трудовом праве руководители определяются как должностные лица, обладающие распорядительными, контрольными и дисциплинарными полномочиями и несущие определенную ответственность. Определяющей чертой руководителя является наличие прав и полномочий по принятию и руководству реализацией управленческих решений, касающихся объекта руководства и подчиненного коллектива работников. Руководители высшего звена управления (т.е. администрация) не входят в общую численность персонала организации. Организация не может существовать без руководителей, так как они: • Обеспечивают выполнение ее основного предназначения • Разрабатывают стратегию поведения в изменяющемся окружении • являются основным информационным звеном связи с окружением; • официально представляют организацию; • несут ответственность за результаты ее деятельности и др. Многоплановость и напряженность управленческой деятельности предъявляет определенные, достаточно высокие требования к руководителю организации, его профессиональным и личностным качествам. Однако установление их перечня и содержания, приоритетности определенных качеств руководителя для организаций той или иной отрасли деятельности до сих пор является предметом дискуссий. Требования к руководителю. Их можно разделить на формальные требования и требования личностного характера. К первым относятся: • Наличие специального профессионального образования. • Управленческая подготовка, т. е. знание закономерностей и принципов управления, теории и практики менеджмента и маркетинга, форм и методов мотивации работников и др. • Практические умения и навыки, способность выполнять работы различной сложности. Это позволяет судить о квалификации. Ведь фактические знания и умения могут отличаться от формально зарегистрированных в документах об образовании. Ко вторым относятся следующие предпочтительные личностные качества руководителя: Организаторские: • умение заинтересовать подчиненных результатами работы; • способность организовать труд подчиненных; • способность оперативно и самостоятельно принимать решения; • самоконтроль; • гибкость; • деловитость; • ответственность. Профессиональные: • способность к анализу и самоанализу; • дар предвидения; • умение применять современные методы управления; • умение быстро решать практические дела; • интуиция. Творческие: • новаторство; • аналитический склад ума; • инициативность. Педагогические: • контактность; • самообладание; • умение прислушиваться к мнению подчиненных; • умение обучать подчиненных; • требовательность и пунктуальность; • убедительность. Морально-этические: • честность; • чуткость; • искренность; • объективность; • терпимость; • высокий уровень культуры. Общественно-политические: • личный пример в труде; • социальная ответственность; • умение завоевывать доверие. Физические: • выносливость; • здоровье; • энергичность; • уравновешенность; • воля; • память. Требования к набору качеств руководителя зависят и от уровня управления: • кадры высшего звена решают стратегические задачи, поэтому должны уметь масштабно мыслить, быть самостоятельными; • среднее звено решает преимущественно организационные задачи, поддерживает благоприятный социально-психологический климат, следовательно, они должны обладать коммуникабельностью, умением организовать труд работников; • менеджеры низового звена наиболее тесно взаимодействуют с подчиненными, поэтому кроме организаторских способностей, коммуникабельности, заботы об их потребностях призваны быть волевыми и настойчивыми в требованиях, касающихся работы. Кроме сочетания необходимых профессиональных и личностных качеств от руководителя требуется не забывать о своем имидже. Имидж руководителя. Важной составляющей образа успешного менеджера является его внешний вид, включающий одежду, прическу, макияж, аксессуары и т. п. Это особенно важно для менеджеров, выполняющих представительские функции (директор, его заместители, заведующие структурными подразделениями, связанными с обслуживанием посетителей, и др.). • Многие организации, особенно в сфере бизнеса, вводят фирменные костюмы для сотрудников. Ведь они — лицо организации, носители ее имиджа. Внешний вид персонала может иметь различную степень нормативности — от униформы, спецодежды до просто мелких деталей одежды, использующих фирменный стиль (бэйдж — ламинированная нагрудная карточка с указанием фамилии, имени, отчества и должности сотрудника, галстук, значок, цветок и т. п.). То же касается и прически — невозможно всем сотрудникам делать одну и ту же прическу или макияж. Поэтому вводится система простейших запретов (как не принято) на внешний вид работника. • Одежда и умение преподнести себя говорят, прежде всего, о том, насколько руководитель ценит себя и уважает своих сотрудников и клиентов, о чувстве собственного достоинства, самореализации и эстетическом вкусе. • Руководитель как «первое лицо», безусловно, должен выглядеть безупречно, что особенно важно для развития полезных контактов и поддержки в среде влиятельных лиц. • Для личного обаяния и авторитета руководителя имеют значение такие факторы, как внешность, одежда, обстановка в кабинете ит. д., которые оказывают воздействие на подчиненных. Эстетика внешнего вида не менее важна, чем эстетика поведения. Поэтому необходимо учитывать его психологическое воздействие на окружающих. Руководитель должен одеваться со вкусом (с учетом своего возраста, типа лица, особенностей фигуры). В этом проявляется его воспитанность. Это предрасполагает людей к руководителю, вызывая большее доверие к его моральным качествам. Внешний вид руководителя выступает и как фактор педагогический. На его примере работники сами становятся аккуратнее, собраннее. Аккуратно и со вкусом одетый, внешне подтянутый руководитель получает моральное право требовать от подчиненных дисциплины и собранности. • Нельзя забывать и о таком элементе внешнего облика руководителя, как прическа. Распущенные или вызывающе окрашенные волосы, авангардные стрижки могут быть и очень привлекательными, но идут вразрез со служебной обстановкой и не у всех создают благоприятное впечатление. Итак, являясь главным субъектом управленческой деятельности, руководитель организации призван выполнять различные роли. Роли руководителя. В менеджменте принято выделять три ключевые роли руководителя: 1. Роль по принятию решения, выражающаяся в том, что руководитель определяет направления развития организации или структурного подразделения, решает вопросы обеспечения ресурсами и их распределения, осуществляет оперативное управление и др. Только руководитель наделен правом принятия решения и несет ответственность за его последствия, т. е. в ряде случает он сознательно идет на риск. 2. Роль лидера — человека, способного убедить коллектив в необходимости и целесообразности тех или иных действий, увлечь их поставленными целями, сформировать благоприятный психологический климат и организационную культуру и т. п. • В менеджменте принято разделять понятия «лидерство» и «руководство». Лидерство, как правило, имеет психологическую основу, строится на неформальных отношениях, руководство же всегда опирается па власть, т. е. официальные, субординационные отношения. • Власть — это возможность распоряжаться действиями подчиненных, влиять на поведение других. Властные полномочия — объем прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым, материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством. • Лидерство, в отличие от власти, в основном формируется стихийно. Обычно в лидеры выдвигается тот, кто в трудной ситуации повел себя решительным образом, приведшим к успеху. Лидер всегда имеет окружение, которое его признает и поддерживает. Его роль в группе состоит в том, что он устанавливает некие эталоны (правила) поведения (позитивного или негативного) и мотивирует каждого члена группы вести себя соответствующим образом. Для этого лидер использует свой авторитет, одним словом или жестом оценивая поведение члена группы в конкретной ситуации. • Проблемы лидерства достаточно широко исследованы в науке. Установлены два основных и противоположных типа лидерства: деловой (рациональный) и эмоциональный. Для первого характерно использование определенных знаний, умений и навыков, для второго — опора на чувства, эмоции, настроения. Между этими двумя типами лидерства имеются комбинированные типы, сочетающие инструменты воздействия из разных арсеналов (координатор группы, образец для подражания, эксперт идр.). • Большое внимание в исследованиях лидерства уделяется личностным качествам лидера. Эта тема не исчерпана до сих пор и постоянно обогащается новыми данными. Безусловно, представляет интерес женское лидерство, поскольку женщинам труднее добиться высокого положения в организации. 3. Информационная роль, заключающаяся в сборе информации о внешней и внутренней среде организации, ее аналитической обработке и распространении по коммуникационным каналам. От того, насколько эффективно доводится информация до членов коллектива, зависит результативность его работы. Наибольшие возможности для информирования своего коллектива, установления обратной связи руководитель получает в процессе делового общения, проводя совещания, собрания, беседы и переговоры, прием сотрудников и т. п.
«Руководитель в системе управления персоналом» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 79 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot