Роль цен в рыночной экономике
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 1. РОЛЬ ЦЕН В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1. Понятие ценообразования
2. Функции цены
3. Принципы ценообразования
1. Понятие ценообразования
Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денежных средств, за которую покупатель готов купить конкретный товар, а производитель – продать.
Цена – это денежное выражение стоимости товара.
Ценообразование – это процесс формирования уровней, структуры, динамики цен на товары и услуги в целях обеспечения воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. В понятие «ценообразование» входит совокупность организационных и методологических мер по определению цен на товары, вступающие после их производства в сферу обращения. Ценообразование – это сложный процесс, поскольку в нём участвует большое количество торговых и торгово-посреднических организаций на всём пути товара от производителя к потребителю. Знание факторов, подходов, тенденций и закономерностей ценообразования является его основой.
Выделяют рыночное и централизованное государственное (плановое) ценообразование.
Таблица 1
Отличия рыночных и внерыночных принципов и методов формирования цен.
Государственное ценообразование
Рыночное ценообразование
1. цены устанавливаются на предприятии, т.е. в сфере производства и нередко до начала выпуска продукции
2. директивное формирование цен
1. цены формируются не на предприятии, не в сфере производства, а в сфере обращения, т.е. на рынке под воздействием спроса и предложения
2. цены устанавливаются собственником продукции (гос. органы могут регулировать цены лишь на ограниченный круг товаров)
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через динамику цен. Динамика цен формируется под воздействием двух факторов стратегического (основного) и тактического (подчинённого).
1) Стратегический – это фактор долговременный, он выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товара. Этот фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые имеют современную технику, технологии, ноу-хау (т.е. те которые имеют возможность снижать затраты по сравнению с конкурентами).
2) Тактический фактор выражается в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка, которая может часто меняться (т.к. динамика конъюнктурных изменений очень высока).
(Конъюнктура в широком смысле означает совокупность условий, сложившихся на рынке в определённый момент времени; в более узком смысле конъюнктура означает стечение обстоятельств или событий). Этот фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые в совершенстве и быстро умеют воспользоваться конъюнктурой, проявлять гибкость (это предприятия с отличной подготовкой производства и инфраструктурой, высококвалифицированным персоналом).
Цены и механизм их установления играют чрезвычайно важную роль в экономике любой страны, независимо от её формационной принадлежности. Цена является важным рыночным индикатором пропорциональности развития спроса и предложения и служит исходным моментом в планировании всей финансовой деятельности предприятия. Роль цены постоянно возрастает. (Для примера: если в 60-е годы руководители американских компаний ставили ценообразование на 6-е место по значимости из 12 рассматриваемых маркетинговых факторов (после планирования, маркетинговых исследований, управления сбытом, рекламы и стимулирования сбыта, обслуживания потребителей), то с 80-х годов ценообразование было поставлено на 1-е место уже из 14 важнейших факторов, как ключевой фактор деятельности в условиях рынка)
Цены и тарифы из-за важности и значимости должны быть постоянно в поле зрения первого руководителя предприятия, т.е. ценообразованием необходимо управлять. Управление ценообразованием – это часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в разработке ценовой политики. Процесс формирования цен на продукцию, работы и услуги будет эффективным только в том случае, если реализуются в полном объёме все универсальные функции управления ценообразованием: планирование, организация, учёт, анализ, и контроль.
Т.к. любое ценовое решение оказывает огромное влияние на кратко- и долгосрочную прибыльность предприятия, разработку ценовой политики относят, как правило, к компетенции высших должностных лиц предприятия.
2. Функции цены
Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функции цен тесно связаны с действием объективных экономических законов. При всём разнообразии теоретических трактовок присущих цене функций большинство экономистов выделяет пять функций цены.
1. Учётно-измерительная функция цены (многие экономисты разделяют эту функцию на две) показывает во что обществу обходится удовлетворение потребностей в конкретной продукции. Цена определяет сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и др. на производство продукции и характеризует эффективность использования труда. Функция учёта и измерения затрат общественного труда определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости.
На практике с помощью цены и её учётной функции исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт; национальный доход; объём произведённой и реализованной продукции отрасли, предприятия и т.д. Цена выступает также как инструмент расчёта таких качественных показателей, как производительность труда, рентабельность, фондоотдача и др. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром при принятии хозяйственных решений.
2. Функция стимулирования характеризует поощрительное или сдерживающее воздействие цены на производство и потребление различных товаров. Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего воздействия на производство и потребление через уровень заключённой в ней рентабельности, надбавки (скидки) к цене, применение различных видов цен (свободные, регулируемые и т.д.). Воздействие названных факторов вынуждает производителя пересматривать объёмы производства, ассортимент выпускаемой продукции, а также способствует или препятствует увеличению потребления покупателями различных товаров.
3. Функция сбалансирования спроса и предложения (регулирующая) реализуется через связь между производством и потреблением, спросом и предложением. Цена служит индикатором о наличие диспропорции между спросом и предложением и является гибким инструментом для достижения соответствия между ними. Равновесие может быть достигнуто или с помощью изменения объёма производства, или за счёт изменения цены, или одновременно изменением обоих параметров («ножницы Маршалла»).
4. Распределительная (перераспределительная) функция базируется на отклонении цены от стоимости под воздействием различных факторов. реализация функции осуществляется путём участия цен в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости между отраслями экономики, регионами, формами собственности и т.п. и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.
Перераспределение доходов через цены достигается путём действия относительно высоких (или низких) цен (например, на предметы роскоши), с помощью включения (или невключения) в цену налогов (НДС, акцизы, например, на алкогольную продукцию), путём установления системы разных уровней цен для различных потребителей (при гос. вмешательстве в ценообразование).
5. Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется в том, что использовании механизма цен позволяет осуществлять переток капитала в секторы экономики виды производства, обеспечивающие более высокую рентабельность производства. Это перераспределение капиталов происходит под воздействием законов конкуренции, спроса и предложения.
Все функции цены взаимосвязаны, находятся в единстве и взаимодействии, а в ряде случаев вступают в противоречие между собой.
(Так, стимулирующая функция усиливает функцию спроса и предложения, но если она играет дестимулирующую роль, то приводит к сокращению предложения, что ведёт ведет к согласованию спроса и предложения, если предложение выше спроса. Учётная функция вступает в противоречие со всеми функциями, т.к. в рыночных условиях цена отклоняется от стоимости.)
3. Принципы ценообразования
Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен. Важнейшими принципами ценообразования являются:
1. принцип научного обоснования цен;
2. принцип управляемости;
3. принцип целевой направленности цен;
4. принцип непрерывности ценообразования;
5. принцип единства ценообразования и контроля за соблюдением цен.
1. Принцип научности состоит в необходимости учёта в ценообразовании законов рыночной экономики (закона стоимости, конкуренции, спроса и предложения). С точки зрения сегодняшнего дня для отечественной экономики научность означает, прежде всего, такой учёт в цене разнонаправленных интересов товаропроизводителей и общества, при котором легальное ведение экономической деятельности становится выгоднее «теневой».
2. Принцип управляемости процессами формирования цен в развитых экономических системах означает возможность косвенного воздействия на рыночную конъюнктуру, при которой изменение цен достоверно прогнозируемо.
3. Принцип целевой направленности цен состоит в необходимости определения приоритетных экономических и социальных проблем, в решении которых должны использоваться цены (например, ориентация цен на освоение прогрессивной продукции, на которую устанавливаются цены, обеспечивающие монопольную прибыль).
4. Принцип непрерывности определяется динамичностью процесса ценообразования (например, на каждом этапе товародвижения устанавливается своя цена, или в цены постоянно вносятся изменения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых).
5. Принцип единства ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы, устанавливающие и регулирующие цены, обязаны их контролировать. Это распространяется не только на продукцию и услуги, по которым осуществляется государственное регулирование цен (газ, энергия), но и по товарам, реализуемым по свободным ценам. Цель такого контроля заключается в проверке правильности применения установленных законодательством правил ценообразования.
ТЕМА 2. СИСТЕМА ЦЕН И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
1. Единая система цен.
2. Виды цен по характеру обслуживаемого оборота.
3. Классификации цен в зависимости от государственного регулирования и от территории действия.
4. Виды цен в зависимости от способа их фиксации и способа получения информации об их уровне.
5. Классификация цен в зависимости от вида рынка.
6. Цены, используемые в маркетинге и статистике.
7. Скидки с цены.
1. Единая система цен.
Многообразие действующих в экономике цен образует систему, на динамику которой оказывают действие многие рыночные факторы. Все факторы, оказывающие влияние на установление цен, можно условно разделить на две группы: контролируемые, неконтролируемые предприятием и промежуточные.
К факторам, контролируемым предприятием, относят факторы себестоимости (издержки производства, транспортные издержки); цели маркетинга и установления цены (надбавки и скидки в пользу посредника или клиента, затраты на рекламу и другие элементы стимулирования сбыта); особенности продукции и др.
К факторам, неконтролируемым предприятием, можно отнести факторы окружающей среды, государственное регулирование цен, фаза развития рынка.
Ряд факторов нельзя однозначно отнести к той или другой группе факторов. Поэтому их считают промежуточными. Это факторы, которые при соответствующей работе поддаются хотя бы частичному воздействию предприятия – например, организация противодействия конкурентам, работа по налаживанию спроса на свою продукцию.
Система цен – это совокупность цен, используемых всеми отраслями народно-хозяйственного комплекса страны: промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, связью, торговлей и др. отраслями.
Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, обусловлена следующими обстоятельствами:
1. все цены формируются на основе единой методологии (закон стоимости, спроса и предложения);
2. все предприятия, отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами взаимосвязаны (производственно, экономически, технологически).
Систему цен характеризуют уровень, структура и динамика.
В хозяйственной практике используется огромное разнообразие цен, которые классифицируются по различным признакам.
2. Виды цен по характеру обслуживаемого оборота.
В зависимости от обсуживаемой сферы товарного обращения выделяют следующие виды цен:
1. Закупочные цены;
2. Оптовые цены на продукцию промышленности;
3. Розничные цены;
4. Цены на строительную продукцию;
5. Тарифы грузового и пассажирского транспорта;
6. Тарифы на оказываемые населению платные услуги;
7. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
ЗАКУПОЧНЫЕ ЦЕНЫ – это цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам. Закупочные цены – договорные, устанавливаются по соглашению сторон. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в её состав не включается НДС и акцизы.
ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ – это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий любых форм собственности в порядке оптового оборота. Оптовые цены на продукцию промышленности делятся на два вида:
1. оптовые цены предприятия;
2. оптовые (отпускные) цены промышленности.
Оптовая цена предприятия – цена изготовителя продукции, по которой она реализуется (с которой продукция выходит с предприятия). Реализуя продукцию по этой цене, предприятие-изготовитель должно возместить издержки производства и реализации и получить прибыль. Следовательно, при реализации прибыльной продукции оптовая цена предприятия включает: издержки, прибыль, надбавки (скидки).
Разновидностью оптовой цены являются трансфертные (внутрифирменные) цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия.
Оптовая цена промышленности – это цена, по которой предприятия-потребители оплачивают продукцию сбытовым организациям. Оптовая цена промышленности складывается из оптовой цены предприятия, акциза, НДС и оптово-сбытовой наценки.
НДС и акциз – косвенные налоги, включаемые в цену продукции и оплачиваемые конечным потребителем. НДС начисляется на сумму оптовой цены предприятия, увеличенную на величину акциза.
Оптово-сбытовая наценка возмещает издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации, а также включает прибыль этих организаций и НДС (с суммы издержек и прибыли сбытовой организации).
Разновидностью оптовой цены промышленности являются цены биржевых сделок (биржевые цены).
РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ – это цены, по которым товар приходит к конечному потребителю, т.е. реализуется в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую надбавку. При этом торговая надбавка представляет собой сумму издержек и прибыли торговой организации и НДС с них.
Разновидностями розничной цены являются коммерческие и аукционные цены.
ЦЕНЫ НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ бывают трёх видов:
- сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
- прейскурантная стоимость – усреднённая стоимость единицы конечной продукции (1 кв. м жил. площади);
- договорная цена – соглашение между заказчиком и подрядчиком.
ТАРИФЫ ГРУЗОВОГО И ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА – это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и пассажиров.
ТАРИФЫ НА ОКАЗЫВАЕМЫЕ НАСЕЛЕНИЮ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ – это плата, взимаемая за предоставленные услуги.
ЦЕНЫ, ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ, используются при экспорте и импорте товаров. На их уровень значительное влияние оказывают мировые цены.
Мировыми считаются цены, если соблюдаются следующие условия: 1) это цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках; 2) сделок, носящих регулярный характер; 3) сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте.
3. Классификации цен в зависимости от государственного регулирования и от территории действия.
По степени свободы цен от воздействия государства при их определении выделяют: свободные, регулируемые, фиксируемые цены.
Свободные цены складываются на рынке и не зависят от влияния государственных органов. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Государство может добиваться изменения таких цен только путём воздействия на конъюнктуру рынка.
Регулируемые цены складываются под воздействием спроса и предложения, но испытывают при своём формировании определённое влияние со стороны государственных органов либо посредством прямого ограничения их роста или снижения, либо путём регламентации уровня рентабельности либо каким-то другим методом. Регулируемые цены могут быть рекомендуемыми, лимитными, пороговыми (защитными).
Фиксируемые цены прямо устанавливаются государственными органами власти и управления на ограниченный круг товаров и услуг на определённом уровне, изменение таких цен возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.
С помощью регулируемых и фиксируемых цен реализуется политика социальной защиты населения от чрезмерного роста цен и инфляции.
В зависимости от территории действия выделяют единые (или поясные) цены и региональные (зональные, местные).
Единые цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, работ и услуг, регулируемые государством: энергоносители, электроэнергию, квартплату и др.
Региональные цены устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и могут быть оптовыми, розничными, закупочными. Зависят эти цены от издержек производства и реализации, складывающихся в конкретном регионе.
4. Виды цен в зависимости от способа их фиксации и способа получения информации об их уровне.
По способу установления в договоре, контракте различают: твёрдые, подвижные и скользящие цены.
Твёрдые цены (постоянные) – это цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору. Твёрдые цены применяются в сделках: с немедленной поставкой, с поставкой в течение короткого срока. Если твёрдая цена применяется в сделках, предусматривающих длительные сроки поставки, то в договоре должна обязательно присутствовать оговорка «цена твёрдая, изменению не подлежит».
Подвижная цена – это зафиксированная в момент заключения договора цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится. При этом в договоре должна быть сделана «оговорка о повышении или понижении цен» и указан источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно устанавливаются на товары, поставляемым по долгосрочным договорам.
Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путём пересмотра первоначальной договорной цены с учётом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. Скользящие цены устанавливают обычно на товары с длительным циклом изготовления.
При подписании договора в этом случае фиксируется базисная цена, оговаривается её структура (доля постоянных, переменных расходов и прибыли), а также приводится метод расчёта скользящей цены, который будет использован.
В договоре могут быть предусмотрены различные условия:
• «лимит скольжения» – предел возможного изменения цены в % к общей сумме затрат;
• определённые элементы издержек производства с указанием их величины в % от общей стоимости заказа, на которые распространяется скольжение (когда скольжение распространяется не на всю сумму издержек);
• период, на который предусмотрено скольжение цены (когда скольжение предусмотрено не на весь срок действия договора, а, например, на первые 6 месяцев от даты заключения договора).
На практике возможны смешанные способы фиксации цены, когда часть цены при заключении договора фиксируется твёрдо, а другая – в виде скользящей цены.
По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчётные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре.
Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных источниках информации. К ним относят: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Справочные цены публикуются в экономических газетах и журналах, фирменных каталогах. Справочные цены могут быть:
• номинальными, т.е. не связанными с реальными экономическими операциями, а выступающими в качестве базы при заключении сделок;
• ценами, отражающими прошлые сделки, операции, совершённые за истекший период.
Расчётные цены применяются в договорах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учётом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливается лишь после выполнения заказа.
На уровень расчётной цены оказывает то обстоятельство, что специальное оборудование чаще всего выпускают фирмы, господствующие в данной области. Сведения о ценах на специальное оборудование встречаются в печати очень редко и их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены.
5. Классификация цен в зависимости от вида рынка.
Вид цены довольно часто определяется видом рынка, на котором она образуется. В зависимости от вида рынка различают: цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов.
Цены товарных аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров. Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением. На аукционах продаются реальные товары со строго индивидуальными свойствами, поэтому аукционная цена может существенно отличаться от рыночной, поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров.
Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и, в отличие от аукционов, постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.
Биржевые котировки являются ценами реальных контрактов и служат ориентиром для установления цен по товарам, реализуемым по обычным контрактам. Биржевые цены чутко реагируют на изменение конъюнктуры, подвержены влиянию спекуляции и других случайных факторов. Являясь разновидностью оптовой цены промышленности, цена биржевых сделок формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с неё в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
Цены торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Отличительной чертой такой формы торговли является наличие нескольких продавцов (оферентов) и одного покупателя (заказчика), который выбирает наиболее выгодное, в т.ч. и по цене предложение. Так как на торгах складывается высокий уровень конкуренции среди продавцов, цены в этих условиях на сопоставимые виды товаров и услуг, как правило, ниже, чем цены аналогичной продукции, реализуемой по обычным коммерческим контрактам.
6. Цены, используемые в маркетинге и статистике.
Цены, используемые в маркетинге, не имеют документарной формы. При этом различают большое разнообразие цен, наиболее важными из которых являются следующие:
1. Цена «снятия сливок» – это цена с максимально возможным уровнем рентабельности: продавцы используют такие цены в ситуациях резкого скачка цен, а также при реализации пользующихся спросом новинок, не имеющих аналогов.
Преимущества:
◦ Обеспечивает большой размер прибыли при относительно высоких издержках в первый период выпуска;
◦ Позволяет сдерживать покупательский спрос (иначе предприятие не смогло бы полностью его удовлетворить);
◦ Способствует созданию «имиджа» качественного товара у покупателей;
◦ Даёт возможность легко исправить ошибку в цене, т.к. покупатель благосклонней относится к снижению цены, а не к повышению.
Основной недостаток: высокая цена привлекает конкурентов, поэтому такие цены необходимо использовать при ограниченности конкурентов и достаточном спросе.
2. Цена «проникновения на рынок» – это цена, используемая с целью завоевания рынка и устанавливаемая ниже, чем цена на аналогичный товар у конкурентов. Использование таких цен возможно, при объёмах производства, которые позволяют возмещать из общей прибыли потери на отдельные виды продукции. Применение цен проникновения даёт эффект при эластичном спросе и в том случае, если рост объёма производства обеспечивает снижение совокупных затрат. Эти цены почти неприемлемы для мелких и средних предприятий.
3. Престижная цена устанавливается на продукцию очень высокого качества известной фирмы, обладающей уникальными свойствами. Престижные цены являются долговременными.
4. Цена «следования за лидером» устанавливается на уровне цен основного конкурента (ведущей фирмы отрасли). Такие цены используют, как правило, небольшие предприятия, не имеющие возможности для проведения маркетинговых исследований.
5. Психологическая цена учитывает психологию её восприятия потребителем. Психологическая цена устанавливается в рамках стратегии неокруглённых цен, ниже круглой суммы (99 руб.), в результате чего у покупателя создаётся впечатление точного определения затрат (и недопустимости обмана), а также уступки покупателю. учитывается такая особенность покупателей как желание получить сдачу.
6. Цена с возмещение издержек производства устанавливается с учётом фактических издержек производства и средней нормы прибыли на рынке или в отрасли.
7. Падающая цена устанавливается на продукцию массового спроса и имеет устойчивую тенденцию к снижению по мере насыщения рынка.
8. Гибкая цена быстро реагирует на изменение спроса и предложения на рынке. Величина этих цен колеблется в рамках известного продавцу «коридора». Эти цены эффективны при небольшом числе уровней управленческой иерархии. (Они применяются на цветы, овощи и т.п.)
9. Преимущественная цена устанавливается предприятиями, которые занимают на рынке доминирующее положение (70-80 %). Такие предприятия могут значительно снижать издержки за счёт увеличения объёмов выпуска и экономии на расходах по реализации, а следовательно, снижать и цены.
10. Цены потребительского сегмента рынка устанавливаются на одни и те же виды продукции на разном уровне для различных социальных слоёв населения с неодинаковым уровнем доходов (проездные билеты для учащихся, студентов).
Важное практическое значение имеют цены, используемые в статистике. Они позволяют выявить тенденции в динамике цен, осуществлять контроль и анализ всех стоимостных показателей. Одна из важнейших задач этих цен – обеспечение сопоставимости, сравнимости результатов, показателей. С этой целью статистика использует текущие, сопоставимые и средние цены.
Текущие (действующие) цены применяются для сопоставления объёма производства и реализации различных предприятий, отраслей народного хозяйства за один период.
Сопоставимые (неизменные) цены позволяют сравнить объёмы продукции за несколько периодов, при этом продукция учитывается в ценах одного периода (как правило, базисного).
Средние цены дают обобщённую количественную характеристику об уровне цен по одному и тому же виду продукции, либо по продукции, входящей в одну товарную группу (кондитерские изделия, колбасные изделия и др.). Для расчёта средней цены могут использоваться следующие виды средних:
• Средняя хронологическая применяется для расчёта среднего уровня цен за период и бывает простая и взвешенная.
Средняя хронологическая простая используется в том случае, когда моменты регистрации цен равно удалены друг от друга, например, фиксированы на начало каждого месяца. Формула имеет вид:
Данная формула находит своё применение в основном при расчёте средних цен за год, полугодие или квартал.
Средняя хронологическая взвешенная применяется когда даты регистрации цен расположены неравномерно и имеет вид:
• Средняя арифметическая взвешенная применяется в том случае, если имеется информация о ценах на каждый вид продукции и количестве проданной продукции каждого вида или процентные соотношения количества проданной продукции:
• Средняя гармоническая используется в том случае, если информация представлена в виде данных об объёме реализации продукции каждого вида в стоимостном выражении и ценах на каждый вид продукции. Формула средней гармонической взвешенной имеет вид:
В том случае, если объём реализованной продукции по каждому виду одинаковый используется формула средней гармонической простой:
7. Скидки с цены.
Скидки способствуют выполнению ценой её стимулирующей функции, помогают маркетинговым исследованиям: способствуют снижению издержек производства, хранения, реализации в результате увеличения сбыта; облегчают завоевание постоянных клиентов и перспективное планирование деятельности фирмы; стимулируют заказы больших объёмов; оказывают рекламное содействие сбыту на рынке.
В практике, особенно международной, используется около 20 различных видов скидок. Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. Наибольшее распространение получили следующие виды скидок:
1. Простая скидка предоставляется с прейскурантной или справочной цены товара. Простая скидка с прейскурантной цены товара составляет 20-30% (в некоторых случаях и до 40 %). Такие сидки широко практикуются при заключении сделок на стандартные машины и оборудование.
2. Скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договорённости. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определённого срока (обычно одного года), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок.
3. Скидка за количество или серийность (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определённого увеличивающегося количества товара. Серийные заказы представляют большой интерес для производителей, т.к. при этом снижаются издержки производства продукции.
4. Дилерская скидка предоставляется производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту. Эти скидки широко распространены при продаже продукции машиностроения.
5. Специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых продавцы особо заинтересованы. К категории специальных скидок относятся скидки на пробные партии и заказы, имеющие целью заинтересовать покупателя, и скидки за длительность отношений, с помощью которых производители стремятся удержать постоянную клиентуру.
6. Экспортные скидки предоставляются продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Цель предоставления таких скидок - добиться повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке.
7. Скрытые скидки предоставляются покупателям в виде бесплатных образцов товаров, льготных или беспроцентных кредитов, оказания бесплатных услуг.
8. Скидки за возврат предоставляются покупателю при возврате им ранее купленного у данной фирмы устаревшего образца. Они применяются при продаже автомобилей, электрооборудования и др.
ТЕМА 3. МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1. Порядок установления (расчёта) цены
2. Затратные методы ценообразования
3. Рыночные методы ценообразования
4. Эконометрические методы ценообразования.
5. Методы количественной оценки ценовой чувствительности покупателей
1. Порядок установления (расчёта) цены
В зависимости от особенностей товара, размеров и финансового состояния производителя, его целей, для расчёта цены могут быть использованы различные методы. Значительное влияние на метод расчёта цены оказывает степень новизны товара, его качество и стадия жизненного цикла.
Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимально возможная – наличием уникальных свойств в изделии. Таким образом, при выборе метода ценообразования учитывают как внутренние ограничения (издержки и прибыль), так и внешние (покупательная способность, цены конкурентов).
Расчёт цены на товар предполагает выполнение ряда последовательных этапов:
1. Постановка целей и задач ценообразования. Основная цель ценообразования состоит в том, чтобы получить доход, обеспечивающий возврат вложенных средств. Рассчитывая цену предприятие должно чётко определить каких целей оно хочет добиться с помощью устанавливаемой цены на товар. К наиболее часто встречающимся целям относятся:
◦ обеспечение выживаемости;
◦ максимизация текущей прибыли в кратчайший срок;
◦ достижение лидерства по показателям доли рынка;
◦ завоевание рынка по показателям качества товара;
◦ выход на новые рынки.
2. Определение спроса на продукцию. Оценивается эластичность спроса по цене, определяется вероятное количество товаров, которое можно продать на рынке в течение определённого времени по ценам разного уровня.
3. Оценка издержек производства. Оценивается изменение суммы издержек при различных уровнях объёма производства.
4. Анализ цен и качества товаров конкурентов. Только изучив цены и качество продукции конкурентов можно объективно определить положение своего товара по отношению товарам конкурентов.
5. Выбор метода ценообразования. Всё многообразие методов ценообразования можно условно разделить на 3 вида:
• установление цен на основе затрат (затратные);
• рыночные методы;
• эконометрические методы определения цен.
6. Установление окончательной цены. На этом этапе предполагается изучить дополнительные факторы (психологические), проверить соблюдение целей ценовой политики, учесть реакцию и восприятие цен покупателями, посредниками, конкурентами и государственными органами. На этом же этапе определяются с системой скидок с цены и разрабатывают механизм изменения цены по ходу жизненного цикла товара.
2. Затратные методы ценообразования
Процесс установления цены, когда в качестве исходной точки расчётов принимаются затраты предприятия на производство и реализацию товаров, называют затратным ценообразованием.
Установление цен на основе затратных методов является пассивным, т.к. основывается не на факторах спроса, конкуренции и качестве товара.
Такое ценообразование очень распространено, что объясняется следующими обстоятельствами:
• простотой; при установлении цен с помощью затратных методов информация более доступна (производитель всегда лучше знает свои издержки, чем цены конкурентов и спрос);
• правила ценообразования на основе издержек поддаются регулированию и процедуру ценообразования можно поручить даже руководителям низшего звена;
• широкое ценообразование на основе затрат способствует стабилизации рыночных цен и при известном росте издержек изменение цен становится предсказуемым.
К недостаткам затратного ценообразования относят:
• возможность манипулирования издержками (например, их завышение);
• невозможность расчёта затрат до полного производства продукции, в результате ценообразование на основе издержек может привести к отрицательным последствиям;
• игнорирование потребительского спроса.
Наибольшее распространение получили следующие методы затратного ценообразования:
1. Метод «издержки плюс» предполагает расчет цены посредством суммирования величины совокупных издержек и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить. Размеры прибыли могут варьировать в широких пределах в зависимости от вида продукции, целей предприятия, конкретных рыночных условий реализации продукции.
2. Метод целевого ценообразования основан на анализе безубыточности. Цена устанавливается исходя из критического объёма продаж и планируемой величины прибыли.
К достоинствам метода можно отнести:
• продуманный подход к оценке всех затрат при различных объёмах выпуска продукции;
• обоснование прибыли, планируемой предприятием.
3. Метод минимальных затрат предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия издержек. Применение такого метода может быть эффективно на стадии насыщения рынка товарами и при внедрении на рынок новых товаров.
Установление цен на основе затратных методов ставит перед специалистом по ценообразованию следующие задачи:
1. разработка совершенной системы затрат;
2. выбор наиболее адекватного условиям деятельности предприятия уровня рентабельности;
3. обоснование величины прибыли в составе цены с учётом наиболее значимых для предприятия факторов.
3. Рыночные методы ценообразования
Рыночные методы установления цен основаны на оценке ценности товара потребителем (метод «ощущаемой ценности товара»). Основным фактором при этом являются не издержки продавца, а покупательское восприятие, позволяющее ему из всех предложенных товаров выбрать наиболее оптимальный с точки зрения цены и качества товар, учитывая при этом, что приобретение дорогостоящего товара может быть иногда целесообразнее, чем покупка дешёвого аналога. Для того, чтобы усилить для покупателя ценностное восприятие товара продавец использует неценовые меры воздействия (предоставление сервисного обслуживания, право пользования товарной маркой в случае перепродажи и др.). Ценностный подход к ценообразованию является активным.
При установлении цен на основе ценностного восприятия товара покупателем может быть использован способ, предполагающий разложение стоимости товара на составляющие: основные и дополнительные преимущества товара по сравнению аналогичными на рынке. При этом цена лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров (цена безразличия), увеличенная (уменьшенная) на ценность для покупателя тех свойств данного товара, которые отличают его от этой лучшей альтернативы, называется экономической ценностью товара.
ЭЦ= цена безразличия ценность дополнительных свойств
Определение экономической ценности товара проходит по следующим этапам:
1. Определение цены товара, который покупатель считает лучшей из доступных ему альтернатив.
2. Определение всех параметров, которые отличают этот товар от товара-альтернативы в лучшую или худшую сторону. Как правило к таким параметрам относят: основное функциональное свойство (например, мощность); надежность; полезные свойства; затраты на обслуживание и др.
3. Оценка ценности для покупателя различий в параметрах данного товара и товара-альтернативы. При этом необходимо дать денежную оценку отличия товара, т.е. определить, насколько больше покупатель согласен платить за улучшение определённых свойств и наоборот (проводится на основе параметрических методов).
4. Суммирование цены безразличия и оценок положительных и отрицательных ценностных отличий.
При установлении окончательной цены рекомендуется фиксировать её ниже верхней границы экономической ценности товара с премией покупателю для стимулирования его интереса к покупке. Для известных фирм цена может содержать премию продавцу, т.е. надбавку к цене, которую покупатель готов заплатить за репутацию фирмы.
Практическая реализация указанного метода наталкивается на ряд трудностей. Большинство товаров, предлагаемых на рынке, не являются взаимозаменяемыми. В то же время, чем больше дифференциация товаров, тем больше эластичность приемлемых для покупателя цен.
Установление цен на основе ценовой эластичности также относится к методам рыночного ценообразования.
Знание эластичности позволяет решить множество практических задач:
1. установить, в каком направлении воздействовать на цены, чтобы увеличить выручку;
2. выявить те товары, которые менее чувствительны к повышению цены, т.е. демонстрируют большую рыночную силу;
3. прогнозировать перемещение спроса с одной марки на другую (при перекрёстной эластичности).
Однако данный метод ценообразования на практике применяется очень редко, что связано с его недостатками:
1. он не может использоваться для установления цен на новые товары, т.к. эластичность измеряет поведение при покупке, т.е. выявляется «задним числом»;
2. эластичность не измеряет влияние цены на такие характеристики как эксклюзивность товара, приверженность марке и др. важные для понимания реакции покупателей характеристики товара (только влияние цены на объём покупок);
3. на практике очень трудно добиться стабильных и надёжных оценок эластичности для расчёта на их основе оптимальной цены.
К рыночным относят также методы определения цен с ориентацией на конкуренцию. Предприятия, придерживающиеся этих методов, устанавливают цену на свой товар чуть выше или ниже уровня конкурентов. Наиболее распространёнными в этом случае являются метод текущей цены и метод тендерного ценообразования.
Метод текущей цены используется на рынке однородных товаров, поскольку предприятия, продающие однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеют ограниченные возможности влияния на цены. Метод текущей цены представляет собой результат совместного оптимального решения предприятий данной отрасли. Этот метод предпочитают также предприятия, которые затрудняются определить свои собственные издержки и считают действующие цены базой для определения цен на свой товар. Это позволяет избежать риска, связанного с установлением собственной цены.
Метод тендерного ценообразования применяется при борьбе предприятия за подряды в ходе торгов, когда важным параметром для принятия решения по ценам служат ожидаемые ценовые предложения конкурентов. Для завоевания контракта предприятию необходимо запросить цену ниже, чем у других конкурентов. Конкурентные торги могут быть закрытыми, на которых цена определяется на основе метода «запечатанного конверта» и договорными.
4. Эконометрические методы ценообразования.
Предприятия часто осваивают производство такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.
Параметрический ряд – это группа конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.
Сопоставление показателей качества аналогичных и взаимозаменяемых товаров, оценка различия в этих показателях и определение цены нового изделия, исходя из уровня действующих цен, с учётом новых потребительских свойств осуществляется с помощью параметрических методов. К их числу относят: метод удельных показателей, агрегатный метод, балловый метод.
1. Метод удельных показателей используется при наличии прямой зависимости между основным параметром и ценой. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена ():
где - базисная цена;
-величина параметра базисного изделия.
Цена нового изделия определяется по следующей формуле ():
где - значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.
Этот метод можно применять для обоснования уровня и соотношения цен небольших параметрических групп продукции, имеющих несложную конструкцию и характеризующихся одним параметром. Он крайне несовершенен, т.к. игнорирует все другие потребительские свойства изделия, не учитывает спрос и предложение.
2. Агрегатный метод применяется в случае оценки конструктивно-сложного изделия, состоящего из самостоятельных изделий. Цена изделия в данном случае определяется путём суммирования цен отдельных конструктивных частей изделия с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.
3. Балловый метод применяется, когда невозможно количественно оценить параметры изделия. Суть метода заключается в том. Что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определённое число баллов, суммирование которых даёт оценку технико-экономического уровня изделия. Цена на новое изделие при данном методе рассчитывается в следующей последовательности:
1) определяется цена одного бала ():
где - цена базового изделия-эталона;
- балловая оценка i-го параметра базового изделия;
- весомость i-го параметра.
2) определяется цена нового изделия ():
где -балловая оценка i-го параметра нового изделия.
Данный метод применяется в том случае, когда важно оценить надёжность работы, внешний вид товара и др. Использование его связано с высокой степенью субъективизма.
5. Методы количественной оценки ценовой чувствительности
покупателей
Оценка значимости параметров изделий для покупателей проводится на основе экспертных опросов. В качестве экспертов при этом могут выступать как специалисты предприятия, так и покупатели.
Обработка данных, полученных в результате опроса, проводится статистическими методами, наиболее простым из которых является метод парных сравнений. Сущность метода заключается в том, что эксперт оценивает параметры товара, сравнивая их попарно. Метод может также применяться для сравнения различных марок товаров.
Результаты оценки эксперта представляют в виде таблицы, где по вертикали и по горизонтали записывают рассматриваемые параметры (или марки) товара. На пересечении ставится знак >; < или =, которые соответствуют понятиям «лучше», «хуже» или «равнозначно». По результатам сравнения строится матрица оценки (А), при этом знаку > соответствует значение 2, знаку < значение 0 и знаку = значение 1.
Далее рассчитывают показатели интеррированной силы Р(n). Как правило, вычисляют показатели первого Р(1) и второго Р(2) порядка (может быть и больше, но не более 4).
- единичный вектор;
Степень предпочтения различных параметров товара покупателем характеризуется относительными показателями, которые рассчитываются по формуле:
.
ТЕМА 4. РОЛЬ ИЗДЕРЖЕК И ПРИБЫЛИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН
1. Себестоимость в составе цены
2. Прибыль в составе цены
3. Управление ценообразованием на основе системы «директ-костинг»
1. Себестоимость в составе цены
Для предприятий основным по значимости элементов в составе цены товара является его себестоимость. В условиях рыночной экономики себестоимость активнее выполняет свои функции как элемент цены и как экономический элемент управления ценообразованием и предприятием. Снижение себестоимости увеличивает финансовые возможности предприятия. Себестоимость является финансовым барометром условий производства и распределительных отношений (особенно на стадии первичного распределения).
На протяжении жизненного цикла товара он проходит несколько стадий, связанных с определённым уровнем издержек, их составом и спросом на товар.
Высокие цены на новый товар при выходе его на рынок обусловлены значительными издержками, понесёнными при создании принципиально нового изделия, его экспериментальном и промышленном выпуске.
Время насыщения рынка товаром производитель использует для поиска путей снижения издержек. Именно это позволяет снизить цену в период стабилизации спроса или сохранить её на прежнем уровне, несмотря на дополнительные расходы, связанные с приданием товару новых качеств.
На последней стадии жизни товара производитель, как правило, принимает решение продавать товар по низким ценам, уровень которых может быть равен себестоимости, а в отдельных случаях опускаться ниже её.
В РФ состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг, а также состав издержек, которые должны покрываться прибылью, регламентированы «Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 05.08.92г. №552 со всеми последующими изменениями и дополнениями.
Регламентация состава затрат, включаемого в себестоимость, определяется налоговой политикой государства на конкретном этапе развития экономики страны. Некоторые виды затрат (представительские, на рекламу) включаются в себестоимость в пределах норм, утверждённых в установленном порядке.
Большинство отечественных предприятий рассчитывают себестоимость выпускаемой продукции по полным затратам. Она обычно служит для них нижней границей цены. Для целей же налогообложения используют откорректированную себестоимость продукции.
При обосновании конкретной цены на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. При этом перечень статей затрат, их состав и методы распределения по изделиям устанавливаются отраслевыми инструкциями по планированию, учёту и калькулированию себестоимости продукции.
(Повторить классификацию затрат, методы деления затрат на переменные и постоянные)
Формирование цен в отечественной практике на основе полных (общих) затрат носит исторический характер. Это объясняется тем, что отечественная система учёта затрат была построена так, чтобы обеспечить требования централизованно управляемой экономики в получении информации обо всех фактических затратах и калькулировании полной себестоимости для целей государственного ценообразования. Система сбора информации о затратах была хорошо налажена, но её большая часть не использовалась, т.к. не существовало глобального стимула для снижения затрат и цен.
Главное преимущество ценообразования на основе полных затрат – его простота и удобство, однако формирование цен по полной себестоимости искажает подлинный вклад каждого продукта в доход предприятия, т.к. отнесение на себестоимость товара постоянных расходов является условным (эти расходы не относятся к конкретному виду продукции, а связаны с управлением предприятием).
В связи с приближением отечественного учёта к международным стандартам предприятия получили некоторую свободу при выборе метода учёта затрат. Помимо традиционного отечественного подхода к калькулированию себестоимости на основе полных затрат и установлению на базе полной себестоимости цен в настоящее время разрешено использовать альтернативный подход, в основе которого лежит система учёта «директ-костинг» (начало ему положено более 60-ти лет назад). В соответствии с этим подходом себестоимость изделия включает в себя только прямые переменные затраты, когда по отдельным объектам планируется и учитывается неполная (ограниченная) себестоимость. Другие виды затрат не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки (валовой прибыли).
Процесс ценообразования на основе сокращенной себестоимости существенно отличается от традиционно используемого в отечественной практике. Если при формировании цен на основе полной себестоимости расчёт начинается с суммирования всех затрат, то в случае включения в цены только переменных затрат – процесс ценообразования начинают с оценки потенциального объёма продаж по каждой предлагаемой цене.
Наиболее полно преимущества использования ценообразования на основе сокращённой себестоимости проявляется при принятии различных управленческих решений.
2. Прибыль в составе цены
Прибыль производителя является вторым по значимости элементом цены. Любой производитель должен быть нацелен на получение максимально возможной прибыли. В увеличении прибыли предприятий заинтересовано и государство, т.к. в структуре доходов государственного бюджета налог на прибыль занимает второе место после НДС.
При реализации продукции по свободным ценам производитель сам определяет размер прибыли в цене товара. Никаких предельных ограничений при этом не предусмотрено. Однако, определяя величину прибыли в составе цены продукции, необходимо учитывать спрос на эту продукцию. При этом прибыль, включаемая в оптовую цену, должна обеспечить предприятию нормальную деятельность.
Если продукция реализуется по регулируемым ценам, то регулируется не размер прибыли, а норма рентабельности продукции. Объясняется это тем, что в ценообразовании абсолютная величина прибыли – величина производная, зависящая именно от нормы рентабельности.
Одной из сложных проблем ценообразования является определение величины прибыли, включаемой в цены на услуги (работы) естественных монополий. К деятельности естественных монополий в соответствии с Законом РФ «О естественных монополиях» относятся следующие:
• транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
• транспортировка газа по газопроводам;
• услуги по передачи электрической и тепловой энергии;
• железнодорожные перевозки;
• услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
• услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Одним из методов регулирования деятельности естественных монополий является ценовое регулирование. В отечественной практике регулирования цен на продукцию естественных монополий обычно применяется предельный норматив рентабельности, рассчитанный по отношению к используемому в отрасли капиталу. Данный норматив рентабельности определяется с учётом того, что предприятия – естественные монополисты должны за счёт прибыли осуществлять инвестиции, содержать социальную сферу, а также выплачивать дивиденды акционерам.
3. Управление ценообразованием на основе системы
«директ-костинг»
Для принятия управленческих решений, связанных с выработкой определённой политики цен на отчётный и перспективный периоды достаточно определить лишь переменные затраты на единицу продукции и знать общую сумму постоянных расходов предприятия.
Применение возможностей системы «директ-костинг» при управлении ценообразованием предполагает расчет двух взаимосвязанных коэффициентов:
1) коэффициент переменных расходов – отношение переменных расходов на единицу продукции (на весь объём производства) к цене продукции (выручке от реализации продукции)ю
2) коэффициент маржинальной прибыли – отношение маржинальной прибыли к цене (выручке)
Сумма этих коэффициентов всегда равна 1.
Система учёта затрат «директ-костинг» может использоваться для решения многих управленческих задач при ограниченном числе показателей:
1. для определения минимального объёма реализации при заданном уровне цен.
Например: переменные расходы на производство единицы продукции составляют 125 руб., общая сумма постоянных расходов 700 тыс.руб. Рыночная цена продукции 280 руб. Определить минимальный (критический) объём реализации, обеспечивающий компенсацию затрат.
Решение:
Таким образом, реализация 4516 изделий не принесёт предприятию ни прибыли, ни убытка. При реализации изделий сверх этого количества предприятие начнёт получать прибыль с каждого изделия в размере маржинальной прибыли.
2. для определения целесообразности полной загрузки производственной мощности при недостаточном спросе и реализации части продукции по цене ниже рыночной или даже ниже себестоимости.
Например (продолжение к предыдущему): предприятие имеет возможность реализовать по рыночной цене только 5000 изделий при производственной мощности 8000 изделий. Оставшиеся 3000 изделий могут быть реализованы только по 210 руб.
Определить полную себестоимость единицы продукции и прибыль от реализации при полной и частичной загрузки мощности и обосновать целесообразность полной загрузки производственной мощности.
Решение:
1) Себестоимость единицы продукции
а) при частичной загрузке мощности:
б) при полной загрузке мощности:
Проведённые расчёты показывают, что при полной загрузке производственной мощности предприятию придётся часть своей продукции реализовать по цене ниже себестоимости, но т.к. вся сумма постоянных расходов будет компенсирована при реализации 4516 изделий, то затраты предприятия по оставшимся изделиям сведутся только к переменным расходам, а прибыль по этим изделиям – к маржинальной прибыли.
Таким образом, прибыль от реализации продукции можно определить:
а) при частичной загрузке мощности: (5000-4516)(280-125)=75020 руб.
б) при полной загрузке мощности: 75020+3000(210-125)=330020 руб.
Так как прибыль сводится к маржинальной, то при расчёте прибыли может быть использован коэффициент маржинальной прибыли:
а) при частичной загрузке мощности: ;
б) при полной загрузке мощности: .
Тогда прибыль равна
а) при частичной загрузке мощности:(5000-4615)2800,5536=75020 руб.
б) при полной загрузке мощности: 75020+30002100,4048=330020 руб.
Исходя из приведённых расчётов, реализацию продукции по цене ниже себестоимости можно считать выгодной, однако если это не повлечёт за собой в дальнейшем снижения доходов.
При снижении цены ниже рыночной и ниже себестоимости производитель идёт на определённый риск, т.к. это может повлиять на будущую рыночную цену, поэтому необходимо взвесить сиюминутную прибыль и будущие потери. Поэтому если предприятия не готовы к использованию длительной политики снижения цен на базе достигнутого уровня переменных и постоянных расходов, то лучше отказаться от краткосрочных прибылей.
3. для определения целесообразности собственного производства полуфабрикатов (или их приобретения со стороны).
4. для определения целесообразности ввода дополнительных производственных мощностей.
5. для определения целесообразности привлечения заемных средств и др.
ТЕМА 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕН И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
1. Цены и налогообложение
2. Цены и денежное обращение.
3. Цены и кредитные отношения.
1. Цены и налогообложение
В составе цены важное место занимают налоги. По своей организационно-экономической сути налоги – это принудительные сборы, платежи, взимаемые государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики без предоставления плательщикам специального эквивалента.
Налоги, реализуемые ценой, позволяют ей выполнять значительную социально-экономическую роль:
1. налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета;
2. влияют на развитие производства (способствуя его росту или, наоборот, сокращению);
3. могут быть фактором регулирования уровня цен, путём воздействия на их движение, инфляцию или снижение;
4. выполняют активные социальные действия (влияют на доходы различных слоёв населения).
Взаимосвязь цен и налогов осуществляется по следующим направлениям: 1) налоги имеют методологическую связь с ценами; они часто решают близкие или однородные задачи;
2) налоговая составляющая в ценах в значительной мере определяет уровень цен и характеризует степень реализации ими функции перераспределения;
3) уровень цен предопределяет потребность в бюджетных средствах, а, следовательно, прямо влияет на количество и размеры вводимых налогов.
Все налоги, пошлины и платежи, образующие систему финансовых взаимоотношений предприятий с государством по-разному отражаются в составе цены. В соответствии с этим можно выделить следующие группы налогов:
1. налоги, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг;
2. косвенные налоги, являющиеся по своей сути надбавкой к цене;
3. налоги, относимые на финансовые результаты;
4. налоги, уплачиваемые за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Первые две группы налогов являются самостоятельными составными частями цены продукции, а последние – не имеют значения как самостоятельные элементы в цене.
Первая группа включает налоги, сборы и отчисления, которые предусмотрены «Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость продукции, работ (услуг)…».
В состав материальных затрат предприятия включают отчисления и платежи за пользование природными ресурсами (плата за воду, плата за древесину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Такие платежи и отчисления имеют двоякую связь с ценами. С одной стороны, они входят в состав цены и реализуют её перераспределительную функцию, а с другой – выступают в роли цен соответствующих ресурсов в их природном виде, выполняя при этом все функции, присущие ценам как экономической категории.
К платежам первой группы относят также отчисления по единому социальному налогу, формирующие внебюджетные фонды социальной защиты населения. Эти платежи, включая и заработную плату, от которой они производятся, являются ценой воспроизводства рабочей силы.
Кроме того, в состав прочих затрат на производство согласно Положению включают ряд налогов и сборов: платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, по обязательному страхованию имущества, учитываемого в составе ОПФ, государственные пошлины, разовый регистрационный сбор и другие.
Вторая группа включает налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф (это НДС, акцизы). НДС и акцизы – это косвенные налоги, взимаемые с потребителя. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляются в бюджет. В рыночной экономике традиционно считается целесообразным использовать косвенные налоги для сдерживания потребления. Косвенные налоги считаются самыми несправедливыми, поскольку регрессивны по отношению к доходу.
НДС по своей экономической сущности представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги, работы. На практике сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам (работам, услугам), и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретённым сырью и материалам. В настоящее время НДС даёт наибольшие налоговые поступления в бюджет.
Акцизы устанавливаются на отдельные товары, услуги и отдельные виды минерального сырья. Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья), в том числе ввозимым на территорию РФ, являются едиными и устанавливаются в процентах или абсолютной сумме. По подакцизным видам минерального сырья ставки акцизов дифференцированы для отдельных месторождений в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий.
НДС и акцизы являются ценнообразующими факторами, они способствуют росту цен, делают их во многих случаях недоступными для малообеспеченных семей, перекачивают средства из доходов потребителей в бюджет, тем самым дестимулируя спрос. При этом наибольшее значение на уровень цен оказывает НДС по подакцизным товарам, т.к. они облагаются НДС с учётом акциза, что приводит к двойному налогообложению. Являясь элементами цены НДС и акцизы в условиях роста цен автоматически индексируются темпами инфляции. При падении объёмов производства НДС только усугубляет инфляцию, впрямую влияет на рост цен.
Налоги третьей группы оказываю существенно меньшее влияние на уровень цен, чем налоги первой и второй групп. К этой группе относят налоги, сборы и платежи, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (налог на имущество, отчисления в фонд ценового регулирования и др.).
В частности, к таким налогам можно отнести налог на имущество предприятий, который формально относится на финансовые результаты деятельности предприятий, т.е. возмещается за счёт прибыли, но с большим основанием может быть отнесён к налогам, включаемым в себестоимость продукции. Влияние этого налога на уровень и структуру цен прямо пропорционально фондоёмкости производства. Он уравновешивает влияние на себестоимость налогов, формирующих отчисления по единому социальному налогу, которые пропорциональны трудоёмкости.
Налоги и сборы последней группы производятся за счёт прибыли после налогообложения, которая определяется как разность между балансовой прибылью и налогом на прибыль. Следовательно, налоги этой группы вместе с налогом на прибыль оказывают влияние на размер чистой прибыли предприятия. Стремясь получить больший размер прибыли, предприятия увеличивают цены на свою продукцию. Влияние налога на прибыль на уровень цен значительно, он уступает только таким налогам как НДС и акцизы.
2. Цены и денежное обращение.
Ценообразование оказывает влияние на стабильность денежного обращения, устойчивость и укрепление денежной единицы страны. Зависимость ценообразования от изменения количества денег в обращении проявляется через действие законов стоимости и денежного обращения: цены на товар должны устанавливаться на основе стоимости, а количество денег в обращении должно соответствовать объёму производимых товаров и услуг, исходя из действующей системы цен. Чем точнее и объективнее будет обеспечен учёт общественно-необходимых затрат в ценах, тем эквивалентнее будет осуществлён процесс обмена натуральной и денежно-стоимостной массы товаров.
Но в рыночной экономике цены на товар отклоняются от стоимости, тем самым дестабилизируется денежное обращение и денежная единица, вносятся неоправданные корректировки в эмиссионные процессы. Количество денег в обращении регулируется степенью насыщения платежеспособного спроса, который, как правило, связан с инфляционными процессами. В результате цена товара в определённый период обуславливается двумя основными факторами: массой денежных средств, выделенных потребителями для удовлетворения их потребностей в определённом товаре (спросом) и количеством товара, предложенного для реализации на данном рынке (предложением). Таким образом, цена на основе спроса и предложения определяется:
где М – масса денежных средств;
Q – количество товаров.
Данная формула позволяет вывести уравнения равновесия денежной массы:
Данное уравнение показывает влияние на сбалансированность денежного сектора двух элементов:
• уровень потребности в деньгах (спрос на деньги со стороны производства));
• уровень фактического поступления денег в обращение (предложение денег со стороны центрального банка ()).
Таким образом, спрос и предложение на деньги зависят от уровня цен. При изменении цен изменяется доходная и расходная части бюджета, при этом трансформация доходов и расходов бюджета зависит от динамики цен в различных отраслях. Так, повышение цен в добывающей отрасли и топливно-сырьевом комплексе приведёт к пропорциональному изменению доходной и расходной части государственного бюджета, поскольку сырьё, материалы и топливо являются составной частью производства.
Зависимость динамики денежной массы в обращении от изменения цен можно проследить по следующим показателям:
• наличные деньги, обслуживающие товарооборот и сферу платных услуг;
• средства, необходимые для погашения банковских ссуд, выданных на индивидуальное строительство и др.
• средства для оплаты обязательств по потребительскому кредиту и покупке ценных бумаг;
• средства для осуществления платежей предприятиями и организациями (рост цен на тарифы и услуги вынуждает увеличивать заработную плату, в результате растёт себестоимость и цена продукции, сокращается спрос);
• оплата отдельными лицами за жильё, коммунальные услуги, страховых взносов, налогов, уплачиваемых наличными.
Все эти показатели определяют количество денег в обращении и изменяются под воздействием изменения цен.
3. Цены и кредитные отношения.
Зависимость цен от кредита нельзя оценить однозначно. С одной стороны, рост цен способствует развитию кредита, т.к. повышение цен на основные виды продукции производственно-технического назначения, сельского хозяйства вызывает рост издержек. В результате предприятия испытывают недостаток собственных оборотных средств и вынуждены обращаться к кредитным учреждениям.
Ограниченность свободных денежных средств способствует увеличению цены за пользование кредитом. Повышению цены за кредит способствует также рост числа невозвращённых ссуд.
С другой стороны, используемые в производстве оборотные средства, сформированные за счёт кредитных ресурсов, увеличивают себестоимость продукции и, следовательно, растёт и цена.
Непосредственная взаимосвязь цен и объёма кредита прослеживается через существующий механизм кредитования, который осуществляется по ценам реализованной продукции. Поэтому объёмы кредитных вложений будут напрямую связаны с уровнем цен. Так как кредит выдаётся на приобретение конкретных товарно-материальных ценностей и осуществление затрат, имеющих определённую цену, то чем выше цена кредитуемых ресурсов, тем больше объём кредита. В свою очередь объём предоставляемых кредитных ресурсов оказывает воздействие на общую цену кредитуемых ценностей и, следовательно, на размер затрат предприятия и цены.
ТЕМА 6. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1. Цели и задачи государственного регулирования цен
2. Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен
3. Формы и методы воздействия государства на цены
4. Регулирование цен в зарубежных странах
1. Цели и задачи государственного регулирования цен
Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важнейших и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран. Роль этой формы регулирования в последнее десятилетие резко усилилась в связи с ростом инфляции. Важным инструментом государственного регулирования является финансовая денежно-кредитная политика.
Государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели:
1) Замедление инфляции и смягчение ее негативных экономических и социальных последствий;
2) Устранение диспропорций цен на отдельные виды изделий и услуг;
3) Достижение необходимых соотношений воспроизводства;
4) Субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защищать отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности;
5) Содействие развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности;
6) Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.
Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможность приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.
В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне – это правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен. На уровне субъектов РФ вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики – управления или комитеты по ценовой политике.
В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.
2. Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен
Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется инспекцией по ценам Департамента Министерства экономики (на федеральном уровне) и органами ценообразования и контроля за ценами субъектов РФ. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы государственного регулирования естественных монополий и государственные налоговые службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов.
Нарушение порядка применения цен и тарифов – это несоблюдение субъектом предпринимательской деятельности установленных цен или условий, их ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля цен документов и иной информации, необходимой для проведения проверки.
К нарушениям государственной дисциплины цен относят:
• Завышение государственных регулируемых цен и тарифов на продукцию, товары и услуги;
• Завышение установленных надбавок к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредставление установленных скидок;
• Применение свободных оптовых цен, тарифов, наценок и надбавок, несогласованных с потребителями в установленном порядке;
• Завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня;
• Прочие.
В РФ разработан и действует определенный порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, направленные на строгое соблюдение всеми предприятиями России действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию.
При выявлении нарушений порядка применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализованной продукции.
Если предприятие само выявило несоблюдение установленных цен или условий, оно самостоятельно осуществляет перерасчет с потребителями или в случаи невозможности такого перерасчета вносит в бюджет сумму разницы между фактически примененными ими ценами и ценами, сформированными в соответствии с действующим законодательством, в перерасчете на объем реализованной продукции.
По итогам проверки составляются акты проверки, которые, в свою очередь, являются основанием для принятия органами контроля решений о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа. Взыскание названных санкций и штрафа по решению органов контроля цен осуществляют налоговые органы. Решения органов контроля цен могут быть обжалованы предприятиями в суде или арбитражном суде.
3. Формы и методы воздействия государства на цены
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.
Прямое (административное) – участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, в установлении определенных правил ценообразования. Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:
1) Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики).
2) Установление фиксированных цен и тарифов, которые формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Данному решению предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат нормативной прибыли предприятиям. При этом продукцию необходимо реализовать по ценам, не превышающим фиксированные цены.
3) Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т.е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита.
4) Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение.
5) Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок.
6) Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.
7) Декларирование цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации цен для заявительной регистрации с момента регистрации цены, на которые введено обязательное декларирование оптовых цен, поставка продукции потребителям должна производиться по цене, не выше фиксированной в декларации.
8) Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.
Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов на продукцию. К формам косвенного регулирования цен можно отнести следующие мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:
1) Применение льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета;
2) Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;
3) Заключение органом власти с юридическим и физическим лицом договора о введении фиксированных цен на продукцию;
4) Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
5) Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий;
6) Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которым в стране дефицит или которые предназначены для социально незащищенных групп населения.
7) Государственное финансирование научно-исследовательских работ на разработку и создание новых видов продукции.
4. Регулирование цен в зарубежных странах
Способы и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой неодинаковы, что зависит от национальных, климатических, политических, ресурсных и других факторов.
США. Правовой основой государственного регулирования цен является антитрестовские законы. Органами, осуществляющими контроль за ценами, являются Антитрестовское управление Министерства юстиции США и Федеральная торговая комиссия. Подавляющая часть цен в США устанавливается компаниями в условиях конкурентно-рыночного механизма. Вместе с тем сохраняются государственные цены в отраслях с естественной монополией (энергетика, система связи). Государством регулируется 5–10% цен. Правительство США придает особое значение регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, осуществляя опосредованное влияние на закупочные цены через залоговые операции, регулирование цен на товары, приобретаемые фермерами и т.д. В настоящее время упор делается на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен и влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке.
Франция. Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен (1947 – 1986 г.г.), который частично сохранился до настоящего времени. В настоящее время государство регулирует цены на продукцию предприятий-монополистов (газ, электроэнергетику, транспорт, сельское хозяйство). Примерно 20% цен регулируется государством. Регулирование цен осуществляет Департамент по конкуренции Министерства планирования и финансов, куда на правах отдела входят органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции.
Швеция. Постоянное наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган – Государственное управление цен и конкуренции, подчиненный Министерству гражданской администрации. Применение тех или иных форм контроля за ценами в Швеции зависит от экономической ситуации и движения цен.
Япония. В Японии прямое вмешательство государства в ценообразование минимально. Более того, государство проводит курс на ограничение любых форм контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций. Основой ценообразования является взаимодействие спроса и предложения. Однако это не означает, что государство отказывается от воздействия на цены на отдельные виды товаров. Значительную деятельность в области ценообразования осуществляет Бюро цен при Управлении экономического планирования. Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен. Объектом пристального внимания со стороны правительства является ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары. В процессе ценообразования на товары широкого потребления государство практически не вмешивается.