Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №6
Результаты проведения специальной оценки условий труда.
По итогам спецоценки оценочная организация составляет отчет о ее проведении, в
который включаются следующие результаты:
1) сведения об оценочной организации с приложением копий документов,
подтверждающих ее соответствие;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных и
(или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных
рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных
вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований
(испытаний) и измерений (при наличии);
7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих
местах которых проводилась спецоценка
10) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем
комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения спецоценки,
имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое
прилагается к этому отчету.
Ознакомление работников с результатами спецоценки проводится под роспись в
течении 30 календарных дней со дня утверждения отчета. В указанный срок не включаются
периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или
командировке, периоды между вахтового отдыха.
Работодатель размещает на своем официальном сайте сводные данные о результатах
проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов)
условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны
труда работников, в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения
отчета.
Результаты СОУТ, в том числе в отношении РМ, УТ на которых признаны
допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным
требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную
информационную систему учета результатов СОУТ. Обязанность по передаче сведений о
результатах СОУТ возлагается на ОПСОУТ.
2. ОПСОУТ в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах СОУТ
передает сведения в информационную систему учета в форме электронного документа.
3. В случае невыполнения ОПСОУТ своих обязанностей, работодатель вправе передавать
эти сведения в территориальный орган Роструда, а Роструд – в систему.
4. Сведения, содержащиеся в информационной системе учета, используются:
• Минтрудом России;
• Рострудом;
• государственными внебюджетными фондами;
• Роспотребнадзором;
• органами исполнительной власти субъектов РФ по труду.
5. Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в
информационной системе учета, устанавливается Минтрудом России.
6. Оператором информационной системы учета является Минтруд России.
Использование результатов СОУТ
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда
работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем
риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных
производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с
вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения
рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации,
обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение
трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации
гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в
том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на
работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а
также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;
12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных
условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных
нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и
медицинского обеспечения работников, их объема и условий их представления;
14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством
ограничений для отдельных категорий работников;
15) оценки уровней профессиональных рисков.
Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, занятым на
работах с вредными и (или) опасными условиями труда в связи с принятием
Федерального закона «О специальной оценке условий труда» определяются
Трудовым Кодексом РФ (табл. 1.1.)
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения
работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных
обязанностей.
Статья 219 ТК РФ. Каждый работник имеет право на: … гарантии и
компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом,
коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом,
трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными
условиями труда. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и
компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными
условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92,
117 и 147 настоящего Кодекса.
Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу
на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом
финансово-экономического положения работодателя. В случае обеспечения
на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами
специальной оценки условий труда или заключением государственной
экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Статья 92 ТК РФ. Сокращенная продолжительность рабочего времени
устанавливается:
для работников в возрасте до шестнадцати лет не более 24 часов
в неделю;
для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет
не более 35 часов в неделю;
для работников, являющихся инвалидами I или II группы, не более
35 часов в неделю;
для работников, условия труда, на рабочих местах которых по
результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям
труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, не более 36 часов
в неделю.
На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного
путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, 36 часов, может быть увеличена, но не более
чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой
денежной компенсации.
Статья 117 ТК РФ. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по
результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям
труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная
продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска
работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 кален-
дарных дней.
Статья 147 ТК РФ. Оплата труда работников, занятых на работах с
вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном
размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам,
занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет
4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов
работ с допустимыми условиями труда. Конкретные размеры повышения
оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего
Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным
договором, трудовым договором (согласование с выборным органом
первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или
большинства работников).
1.7. Страховые тарифы
В зависимости от имеющихся производственных рисков устанавливается
материальная ответственность работодателей перед Пенсионным Фондом РФ
в виде специальных страховых тарифов. Необходимость СОУТ также определяется тем, что размер страховых тарифов пропорционален рискам, которые
были причинены работнику, т.к. материальная компенсация рисков работнику
выплачивается именно в Пенсионном Фонде РФ (табл.1.2).
Разработка единой системы и центра специальной оценки условий
труда, которая заменит проведение аттестации, позволит:
централизовано определять уровень и порядок начисления
компенсаций;
тарифов страхования рисков;
определять размер отчислений, которые будут обязательны для
работодателя, на котором лежит ответственность за обеспечение достойных
условий труда для своих работников и высокий уровень их безопасности.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ работникам, по состоянию
на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенсации вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокращенная
продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная
оплата труда) (табл.1.3.), порядок и условия их предоставления не могут
быть ухудшены, а размеры – снижены при условии сохранения соответствующих условий труда, ставших основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения
внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда.
По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий
труда» [11], при увеличении рабочей смены с 36 до 40 ч работник в течение
одного года получает компенсацию, превышающую месячный оклад. С учетом
монетизации части дополнительного отпуска ее годовой размер увеличивается
до двух дополнительных месячных окладов. Представляется, что многие
работники предпочтут монетизацию компенсаций.
В зависимости от имеющихся производственных рисков устанавливается
материальная ответственность работодателей перед Пенсионным Фондом РФ
в виде специальных страховых тарифов. Необходимость СОУТ также определяется тем, что размер страховых тарифов пропорционален рискам, которые
были причинены работнику, т.к. материальная компенсация рисков работнику
выплачивается именно в Пенсионном Фонде РФ (табл.1.4).
Алгоритм проведения специальной оценки условий труда (после изучения всех
пунктов)
Комиссия по проведению СОУТ
Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению СОУТ,
число членов которой должно быть нечетным. Комиссию возглавляет работодатель или его
представитель.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране
труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного
представительного органа работников.
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.
Основные обязанности комиссии:
1. утверждает перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих
мест*;
2. утверждает результаты идентификации вредных и (или) опасных факторов;
3. принимает решение о декларировании или проведении исследований и оценки вредных и (или)
опасных факторов;
4. формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих
исследованиям (испытаниям) и измерениям
5. принимает решение об использовании результатов производственного контроля при проведении
СОУТ (по представлению эксперта);
6. принимает решение о невозможности проведения исследований в случае, угрозы для жизни
работников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу;
7. принимает решение о снижении класса условий труда по результатам оценки эффективности СИЗ
на основании заключения эксперта
8. подписывает и утверждает отчет о проведении специальной оценки условий труда.
.
Сводные данные
Действия комиссии до начала выполнения работ по проведению СОУТ:
утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводится СОУТ, с выделением
аналогичных рабочих мест;
Эксперт:
1. дает разъяснения работникам по вопросам проведения специальной оценки условий труда
на его рабочем месте;
2. осуществляет идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных
факторов на рабочих местах;
3. определяет перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и
(или) опасных производственных фактор, в отношении которых идентификация не
осуществляется;
4. осуществляет исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и
(или) опасных производственных факторов;
5. выносит представление о возможности использования результатов исследований
(испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов,
проведенных аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации
об аккредитации в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией
(центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих
местах производственного контроля за условиями труда;
6. осуществляет отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или)
опасности к классам (подклассам) условий труд по результатам проведения исследований
(испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
7. составляет заключение о возможности снижения класса (подкласса) условий труда в
случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями
труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную
сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом;
8. определяет время выполнения каждой технологической операции на основании локальных
нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а
также путем хронометрирования.
Профсоюзная организация
1. имеет право требовать обоснования результатов проведения специальной оценки условий
труда у организации, проводящей специальную оценку условий труда;
2. входит в состав комиссии по проведению специальной оценки условий ;
3. выносит мотивированные предложения о проведении внеплановой специальной оценки
условий труда;
4. может подавать заявления об осуществлении экспертизы качества специальной оценки
условий труда;
5. имеет право обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в
судебном порядке.