Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Решение дифференциальных уравнений в частных производных
(уравнение теплопроводности стержня).
Тема 5.
Лекция
Если в сплошной среде температура зависит от координат и времени U(x,y,z,t), то возникают тепловые потоки, направленные от более нагретых точек к точкам менее нагретым. Эти тепловые потоки описываются следующим дифференциальным уравнением:
с – удельная теплоёмкость материала
ρ – плотность материала
λ – коэффициент теплопроводности
F – плотность тепловых источников
ΔU – оператор Лапласа в прямоугольных координатах:
Предполагается, что внутренних источников тепла нет.
F(x,y,z,t)=0
Оператор Лапласа для длинного стержня примет вид:
Уравнение теплопроводности стержня имеет вид:
(1)
U – температура, (С),
a – коэффициент температуропроводности, (м2/с),
а=λ/(с*ρ)
t – время,
x – пространственная координата.
Уравнение верно для стены с заданной толщиной.
Задача решается методом сеток в пространственно-временной системе координат с различными шагами по координате x и t.
Для решения уравнения необходимо задать начальные и граничные условия.
Для описания начальных и граничных условий используем двумерный массив U(t,x).
Начальные условия
Изменение температуры по длине стержня в начальный момент времени:
U(0,x)=f(x)
Граничные условия
Заданы изменения температуры во времени на обоих концах стержня:
При x = 0 U(t,0)=φ(t),
При x = l U(t,l)=ψ(t).
Приведение уравнения теплопроводности к конечно-разностному виду.
Разделим стержень на m участков с шагом h. (l=m*h)
Температуру определяем в узловых точках U(t,x) => Uij.
Для времени устанавливаем шаг k=σ*h2.
Заменяем производные в исходном уравнении конечными разностями.
Находим значение параметра Ui+1,j как функцию.
Ui+1,j = σaUi,j+1+(1-2σa)Ui,j+ σaUi,j-1
Наиболее точным расчет получается при
Получаем окончательное уравнение:
Ui+1,j = (Ui,j+1+4Ui,j+Ui,j-1)/6
Ниже приведена блок-схема решения уравнения теплопроводности:
Исходные данные заполнить вручную согласно полученного варианта, а программу оформить в виде макроса и назначить какому-нибудь объекту.