Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 17 . Реинжиниринг бизнес-процессов
Эволюция реинжиниринга. Определение и классификация реинжиниринга. Назначение и свойства
реинжиниринга. Участники реинжиниринговой деятельности и их функции.
1. Эволюция реинжиниринга
Двести лет назад Адам Смит сделал выдающееся открытие: индустриальное производство
должно быть разбито на простейшие и самые базовые операции. Он показал, что разделение труда
способствует росту производительности, так как сосредоточенные на одной задаче рабочие
становятся более искусными мастерами и лучше выполняют свою работу. И на протяжении XIX и
XX веков люди организовывали, развивали компании, управляли ими, руководствуясь принципом
разделения труда Адама Смита.
Однако в современном мире достаточно внимательно посмотреть на любую компанию – от
уличного ларька до транснационального гиганта типа Microsoft или Coca-Cola - то обнаружится,
что деятельность компаний состоит из огромного количества повторяющихся бизнес-процессов,
каждый из которых представляет собой последовательность действий и решений, направленных
на достижение определенной цели. Прием заказа клиента, доставка товара клиенту, начисление
зарплаты сотрудникам – все это бизнес-процессы.
1
Вполне
очевидно,
что
эффективность
деятельности
компании
(и,
следовательно,
прибыльность, конкурентоспособность и стоимость компании) в значительной степени
определяется эффективностью реализации бизнес-процессов в этой компании. В середине 80-х
годов, когда возможности экстенсивного роста компаний в развитых странах (и, прежде всего, в
США) были уже давно исчерпаны, специалисты по управленческим технологиям в поисках
возможностей по радикальному повышению эффективности, прибыльности и стоимости бизнеса
обратили свое внимание на проблему эффективности реализации бизнес-процессов.
И обнаружили, что даже в передовых с точки зрения управленческих технологий компаниях
существуют возможности повышения эффективности отдельных подразделений и компании в
целом не на проценты, а буквально в разы путем оптимизации (или, как стало модно говорить)
реинжиниринга бизнес-процессов на различных уровнях компании – от корпоративного до
отдельных подразделений и рабочих групп.
Это открытие дало толчок развитию новой управленческой дисциплины, получившей
название реинжиниринга бизнес-процессов, а также свою методологию (точнее, методологии),
терминологию, инструментальные средства, систему подготовки специалистов и т.д. Именно
реинжиниринг стал одним из важнейших рычагов успешной перестройки американских компаний,
позволив им успешно «перестроиться» в 80-е годы, вернуть мировое лидерство в эффективности и
обеспечить невиданный рост американской экономики и фондового рынка (который не
прекращается уже почти десятилетие). Именно реинжиниринг стал методом, который для новой
революции в бизнесе означает то же, что специализация труда означала для предыдущей
революции.
2.Реинжиниринг – это ….
Инжиниринг бизнеса — это набор приемов и методов, которые компания использует для
проектирования бизнеса в соответствии со своими целями.
Реинжиниринг — фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование
бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного
бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и
оперативность..
«Фундаментальный»: Должны быть получены ответы на наиболее существенные вопросы о
деятельности предприятия: «Почему мы должны делать то, что мы делаем?», «Почему мы должны делать
это тем способом, которым мы это делаем?»
«Радикальный»: Изменение вещей в самом их корне, отбрасывание всех существующих структур и
процедур и воплощение новых способов выполнения работ.
2
«Кардинальный»: Если предприятие имеет падение прибыли всего на 10%, если его затраты всего на
несколько процентов превышают запланированные, если показатель качества нужно улучшить лишь на
немного, если обслуживание заказчиков требует лишь определенного ускорения, то предприятию вообще
бизнес-реинжиниринг не требуется. В этом случае применимы обычные методы, например, такие как
программы постепенного улучшения качества. Бизнес-реинжиниринг применяется только тогда, когда есть
острая нужда во «взрывном» воздействии.
Категории бизнес-процессов:
Процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции;
Процессы планирования и управления;
Ресурсные процессы;
Процессы преобразования.
Бизнес-процесс характеризуется:
Существующей технологией реализации бизнес-процесса;
Существующей структурой бизнес-системы;
Средствами автоматизации, оборудованием, механизмами и т.п., обеспечивающими
реализацию процесса.
3
Основные показатели оценки эффективности бизнес-процессов:
Количество
производимой
продукции
заданного
качества,
оплаченное
за
определенный интервал времени;
Количество потребителей продукции;
Количество типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве
продукции за определенный интервал времени;
Стоимость издержек производства продукции;
Длительность выполнения типовых операций;
Капиталовложения в производство продукции.
Свойства реинжиниринга:
Отказ от устаревших правил и подходов и начало делового процесса с нуля, что
позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм;
Пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами компании и
радикальное изменение способов хозяйственной деятельности – если невозможно
переделать свою деловую среду, то можно переделать свой бизнес;
Приведение к значительным изменениям показателей деятельности (на порядок
отличающихся от предыдущих).
4
Сравнительная характеристика совершенствования и реинжиниринга бизнеса
Параметр
Совершенствование
Реинжиниринг
Уровень изменений
Наращиваемый
Радикальный
Начальная точка
Существующий процесс
«Чистая
доска»
Частота изменений
Непрерывно/единовременно
Единовременн
о
Длительность изменений
Малая
Большая
Направление изменений
Снизу вверх
Сверху вниз
Охват
Узкий — на уровне функций
(функциональный подход)
Широкий —
межфункцион
альный
Риск
Умеренный
Высокий
Основное средство
Стратегическое управление
Информацион
ные
технологии
Тип изменений
Изменение корпоративной культуры
Культурный
труктурный
Реинжиниринг необходим:
1) В условиях, когда фирма находится в состоянии глубокого кризиса. Этот кризис может
выражаться в явно неконкурентном уровне издержек, массовом отказе потребителей от
продукта фирмы и т.п.
2) В условиях, когда текущее положение фирмы может быть признано удовлетворительным,
однако прогнозы ее деятельности являются неблагоприятными. Фирма сталкивается с
нежелательными для себя тенденциями в части конкурентоспособности, доходности,
уровня спроса и т.д.
3) Реализацией возможностей реинжиниринга занимаются благополучные, быстрорастущие и
агрессивные организации. Их задача состоит в ускоренном наращивании отрыва от
ближайших конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ.
2.Участники реинжиниринговой деятельности и их функции.
Первое место лидер проекта реинжиниринга — один из высших менеджеров фирмы, который
возглавляет реинжиниринговую деятельность. Он отвечает за идеологическое обоснование проекта
5
реинжиниринга, создание общего духа новаторства, энтузиазма и ответственности. Лидер должен обладать
высокой внутренней энергией.
Второй участник — управляющий комитет, состоящий из членов высшего руководства фирмы,
лидера реинжиниринга, менеджеров процессов. Осуществляет функции наблюдения, согласования целей
и стратегии реинжиниринга, согласования интересов различных рабочих команд и решения конфликтных ситуаций между ними. В случае отсутствия комитета его функции выполняет лидер
реинжиниринга.
Особое место занимает менеджер, осуществляющий оперативное руководство реинжинирингом
бизнеса в целом. Часто он выполняет формальную роль помощника лидера реинжиниринга. Функции, им
выполняемые, — разработка методик и инструментов реинжиниринга, обучение и координация владельцев процессов, помощь в организации рабочих команд.
Заметим, что менеджеры процессов — руководители, каждый из которых ответственен за
обновление отдельного делового процесса. Если в организации не определены процессы как таковые, в
этом качестве выступают функциональные менеджеры. Менеджер формирует команду для перестройки данного процесса и обеспечивает условия для ее работы. Также он осуществляет функции наблюдения и
контроля. Таким образом, менеджер процесса является своеобразным заказчиком реинжиниринга данного
процесса.
Рабочая команда реинжиниринга — группа работников фирмы (методисты, администраторы,
сотрудники по обеспечению качества изделий, документирования, координации), а также внешние
участники (консультанты, разработчики). Все они и осуществляют непосредственную работу по
реинжинирингу конкретного процесса.
3. Виды реинжиниринга
В реинжиниринге обычно выделяют два существенно отличающихся вида деятельности:
Кризисный реинжиниринг (перепроектирование и реинжиниринг бизнес-процессов), где речь идет
о решении крайне сложных проблем организации, когда дела пошли совсем плохо и нужен
комплекс мер, который позволил бы ликвидировать «очаги заболевания»;
Реинжиниринг развития (совершенствование бизнес-процессов), который применим тогда,
когда дела у организации идут в целом неплохо, но ухудшилась динамика развития, стали
опережать конкуренты.
По мнению К. Коулсон-Томаса, реинжиниринг развития может привести к заметному
улучшению, однако всего лишь «приростному» по отношению к существующему уровню ведения
бизнеса. Такое совершенствование происходит за счет отказа от малоценных дополнительных
видов деятельности, передвижения границ между подразделениями и делегирования полномочий
с целью повышения производительности и экономии требуемых ресурсов.
6
В результате тщательного и всестороннего анализа часто можно обнаружить обширные
области совершенствования бизнес-процессов посредством их упрощения. Так, скорость и
качество протекания определенного бизнес-процесса можно увеличить, если параллельно
выполнять те виды деятельности, которые ранее выполнялись последовательно, либо обобщить и
систематизировать наиболее важную информацию (собираемую в критических точках протекания
бизнес-процесса).
Перепректирование и реинжиниринг бизнес-процессов может позволить организации создать
возможности для более тесного взаимодействия между поставщиками и заказчиками.
Так, например, в результате успешно проведенного в течение немногим более одного года
реинжиниринга своего бизнес-процесса типа «выполнение заказов» компания Bell Atlantic
Corporation достигла сокращения времени реализации этого бизнес-процесса (выполнение заказов
на подключение корпоративных клиентов к каналам связи, обеспечивающим высокоскоростную
передачу данных и видеокоммуникации) с 30 дней до 3 и смогла, таким образом, не только
сохранить существующую клиентуру, но и привлечь многих новых заказчиков, то есть
значительно расширить масштабы своего бизнеса.
Для большинства российских компаний наиболее актуален сегодня кризисный реинжиниринг,
поскольку перед ними стоит проблема жизни или смерти.
Задачи реинжиниринга:
Объединение информационных ресурсов структурных подразделений компании и создание
интегрированной корпоративной информационной системы управления, функционирующей в реальном
масштабе времени, базирующейся на объективных данных о финансовых и материальных потоках по всем
сферам хозяйственной деятельности фирмы, обеспечивающей общее снижение затрат и имеющей возможность
гибкого реагирования на изменения рыночной ситуации.
Основные этапы реинжиниринга
Процесс реинжиниринга базируется на двух основных понятиях: «будущий образ фирмы» и
«модель бизнеса». Будущий образ фирмы – упрощенный образ оригинала, отражающий главные
его черты и не учитывающий второстепенные детали. Модель бизнеса – это представление
основных хозяйственных процессов фирмы, взятых в их взаимодействии с деловой средой фирмы.
Модели составляются и просчитываются при помощи специальных компьютерных программ.
Модели бизнеса позволяют определить характеристики основных процессов деловой единицы и
необходимость их перестройки – реинжиниринга.
7
Основные этапы реинжиниринга:
I.
Формируется желаемый образ фирмы. Формирование будущего образа происходит в
рамках разработки стратегии фирмы, ее основных ориентиров и способов их достижения.
II.
Создается модель реального или существующего бизнеса фирмы. Здесь воссоздается
(реконструируется) система действий, работ, при помощи которых компания реализует свои
цели. Производится детальное описание и документация основных операций компании,
оценивается их эффективность.
III.
Разрабатывается модель нового бизнеса. Происходит перепроектирование текущего
бизнеса — прямой реинжиниринг.
IV.
Внедрение модели нового бизнеса в хозяйственную реальность фирмы. Все элементы новой
модели бизнеса воплощаются на практике. Здесь важна умелая состыковка и переход от старых
8
процессов к новым, так, чтобы исполнители процессов не ощущали дисгармонии рабочей
обстановки и не переживали состояние рабочего стресса. Эластичность перехода во многом
определяется степенью тщательности подготовительных работ.
9