Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Региональные (территориальные) особенности цифровой экономики

  • 👀 2370 просмотров
  • 📌 2289 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Региональные (территориальные) особенности цифровой экономики» pdf
Цифровая экономика в развитии территорий для направления подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры Лекция 2. Региональные (территориальные) особенности цифровой экономики 1 Доктор экономических наук, доцент, Забаева Марина Николаевна [email protected] https://cloud.mail.ru/public/3obo/gEg4oaRM5 Учебно-методическое и научное обеспечение 2  Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. – ВНИИГеосистем, 2017. – 28 с.  Индикаторы цифровой экономики: 2018 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Г. Л. Волкова, Л. М. Гохберг и др.; И60 Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 268 с.  Индеск «Цифровая Россия» https://finance.skolkovo.ru/downloads/documents/FinChair/Research_Reports/ SKOLKOVO_Digital_Russia_Report_Full_2019-04_ru.pdf  Забаева М.Н. Индекс цифровизации Москвы: российские и европейские тренды //Актуальные проблемы экономики со-временной России: материалы Всероссийской национальной науч.-практ. конф. /16-20 марта 2020 г. / Йошкар-Ола, МГУ, 2020. С. 85-89 д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Нормативно-правовое обеспечение 3  Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»  Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (Министерство экономического развития Российской Федерации)  Распоряжение Правительства <Об утверждении программы Федерации"> РФ от "Цифровая 28.07.2017 экономика N 1632-р Российской  Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации» д-р экон. наук,доцент Забаева М.Н. Рекомендуемые порталы и платформы 4 http://www.consultant.ru КонсультантПлюс http://www.gks.ru Мониторинг развития информационного общества в РФ https://www.economy.gov.ru Министерство экономического развития Российской Федерации https://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека https://data-economy.ru Цифровая экономика https://digit-gos.ru/platforma-digit https://strategy24.ru д-р экон. наук,доцент Забаева М.Н. 5 Структура лекции Вопрос 1. Понятие и основные показатели экономики региона Вопрос 2. Показатели состояния цифровой экономики в регионе. Методология Сколково Вопрос 3. Параметры и динамика роста индекса «Цифровая Россия» Вопрос 4. Группировка субъектов РФ по индексам цифровизации Вопрос 5. Цифровые тренды субъектов РФ д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 6 Вопрос 1. Понятие и основные показатели экономики региона д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Понятие региона в экономике 7 Регион (лат. regio — страна, область) — участок суши или воды, который можно отделить от другого участка (например, того, внутри которого он находится) по ряду критериев.  Регион — многозначное слово. Может обозначать различные сущности в разных отраслях, а в пределах одной отрасли поразному трактоваться.  В рамках классификации регионов, выделяют географический, политический, социально-экономический, экологический, информационный, цивилизационный и другие подходы.  Также «регион» используется в значении территориальной единицы государства. В России — как общее название субъекта Федерации. Каждый регион обладает уникальным географическим положением. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Региональные структуры 8 Структура хозяйственного комплекса регионов представлена отраслевой и территориальной структурами. Отраслевая и территориальная структура экономики – соотношение ее элементов и совокупность устойчивых связей внутри отраслей, регионов, а также между отраслями и регионами, процессами в них, обеспечивающими целостность этих структурных подразделений экономики страны, их эффективное функционирование. Отраслевая структура — это совокупность отраслей хозяйственного комплекса региона, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. Территориальная структура – это совокупность территориальных образований — зон, районов, муниципальных образований в единой системе хозяйства региона. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 9 Основные показатели состояния и динамики развития региона России ВРП Удельный вес (доля) ВРП региона в ВРП России Темп роста ВРП Коэффициент опережения д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Объем ВРП 10  Валовый региональный продукт (ВРП) – это стоимость всех товаров и услуг, произведенных на территории отдельного региона. Иными словами, ВРП – это ВВП конкретного субъекта.  Здесь есть нюансы и особенности. Например, следуя логике, можно подумать будто бы, сложив ВРП всех регионов России, можно получить размер ее ВВП. Но полученная в результате таких вычислений цифра будет меньше ВВП страны, так как некоторые услуги могут учитываться только по стране в целом и могут включаться только в ВВП (оборона, государственное управление, внешняя торговля, др.).  Показатели ВРП ежегодно публикует Росстат. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 11 Динамика ВРП Москвы, трлн рублей д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Удельный вес ВРП в ВВП России 12 Удельный вес ВРП в ВВП России – относительный показатель структуры, характеризующий долю (удельный вес) ВРП региона в экономике страны. Показатель измеряется в процентах, рассчитывается по формуле: Два важных правила, о которых необходимо помнить, при расчете удельного веса:  сумма долей (уд весов) всех регионов всегда равна 100%, ни больше, ни меньше. Если при сложении долей (уд. весов) 100 не получилось, то проведите дополнительное округление, а сами расчеты лучше всего проводить с сотыми долями.  не важно структуру чего вы рассчитываете, смысл расчета будет одним и тем же, делим часть на общий итого умножаем на 100 и получаем удельный вес. Принцип расчета всегда один и тот же. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Темп роста ВРП 13 Темп роста – это изменение значения ВРП в текущем периоде к его начальному (базовому) значению за определенный временной промежуток. Измеряется в процентах Формула расчета темпа роста в процентах: Темп роста показывает интенсивность изменений экономики региона по отношению к его начальному (базовому) значению. Результат вычислений – один из трех вариантов:  ТР больше 100%, следовательно, конечное значение возросло в сравнении с начальным, т.е. налицо рост ВРП;  ТР = 100%, т.е. изменений ни в большую, ни в меньшую сторону не произошло – ВРП остался на прежнем уровне;  ТР меньше 100%, значит, ВРП снизился к началу периода. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Динамика темпов роста ВРП Москвы, % 14 д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Коэффициент опережения 15 Коэффициент опережения экономики региона Ко характеризует отношение темпа роста ВРП региона за анализируемый период к темпу роста экономики страны: Коэффициент опережения показывает, во сколько раз быстрее (Ко больше 100%) или во сколько раз медленнее (Ко меньше 100%) развивается экономика региона по сравнению с национальной экономикой. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 16 Рейтинг социально-экономического положения регионов http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2019.pdf  Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ, построенный экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития, позволяет дать ответ на вопрос о позициях того или иного региона на экономической карте России, определить диспропорции в уровне регионального развития.  Актуальность рейтинга определяется необходимостью повышения информационной прозрачности субъектов РФ, а также востребованностью информации о реальном положении дел в регионах и диспропорциях в региональном развитии со стороны местных властей, федеральных органов власти, бизнеса.  Рейтинг построен на основе объективных показателей официальной статистики, доступных широкому кругу заинтересованных пользователей. Наряду с функцией иллюстрации текущей ситуации в регионах и возможностью использования в качестве базы для оценки инвестиционной привлекательности, данный рейтинг может стать ориентиром для выявления тех проблем, от решения которых зависит дальнейший путь развития того или иного субъекта РФ д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Интегральный рейтинг Москвы 17 д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 18 Рейтинговые показатели Москвы д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 19 Вопрос 2. Показатели состояния цифровой экономики в регионе д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Понятийный аппарат 20  Субъект РФ – территориальная единица в составе РФ, степень цифровизации которой устанавливается или установлена.  Цифровизация субъекта РФ – уровень использования цифровых технологий во всех отраслях народнохозяйственной деятельности региона.  Цифровая трансформация – действия и мероприятия, реализуемые с целью цифровизации социальноэкономической деятельности региона. Цифровая трансформация предполагает получение выгод от сбора и обработки данных.  Цифровая экономика – хозяйственная деятельность региона, осуществляемая при помощи цифровых (сквозных) технологий. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 21 Методология расчета индекса «Цифровая Россия» для субъектов РФ. https://finance.skolkovo.ru/downloads/documents/FinChair/Research_Reports/S KOLKOVO_Digital_Russia_Report_Full_2019-04_ru.pdf  Цифровые технологии динамично проникают в экономику страны и регионов и тем самым оказывают значительное влияние на их социально-экономическое развитие. Актуальность цифровой трансформации экономики, предопределяет необходимость оценки уровней цифровизации субъектов РФ и страны в целом. С этой целью разработана методология расчета индекса «Цифровая Россия» для субъектов РФ, которая:  отвечает требованиям полноты, достоверности, актуальности и достаточности сведений об уровнях цифровизации субъектов РФ;  доступна, понятна и ориентирована на получение валидной (пригодной для использования) оценки;  учитывает опыт примененных подходов к оценке уровня цифровизации в субъектах РФ и требования к цифровизации, изложенные в Программе "Цифровая экономика РФ". В основе методологии лежат принципы расчета индекса «Цифровая Россия» субъектов РФ по материалам из открытых источников. Индексы позволяют госорганам оперативно отслеживать региональные уровни цифровизации и своевременно корректировать работу региона в области внедрения и разработки цифровых технологий, а так же в других областях социально-экономического развития субъекта РФ. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 22 Формула расчета индекса «Цифровая Россия» для субъектов РФ  Количественная оценка индекса рассчитывается в баллах по формуле:  К0 𝑡 = 𝛼Кнр (𝑡) + 𝛽Кко (𝑡) + 𝜒Киктз (𝑡) + 𝛿Кии (𝑡) + 𝜀Киб (𝑡) + ɸКоэц (𝑡) + 𝜑Косц (𝑡)  Ко(t) – индекс цифровизации региона (в момент времени); Кпр(t) – субиндекс нормативного регулирования; Кко(t) – субиндекс кадры и образование: Киктз(t) – субиндекс исследовательские компетенции и технологические заделы; Кии(t) – субиндекс информационная инфраструктура; Киб(t) – субиндекс информационная безопасность; Коэц(t) – субиндекс экономические показатели цифровизации; К(t) – субиндекс социальный эффект цифровизации;  α,β,χ,δ,ε,ɸ,φ – весовые коэффициенты индексов; α+β+χ+δ+ε+ɸ+φ=0,1+0,25+0,15+0,2+0,1+0,1+0,1=1  Интервал значений Ко(t): от 0 до 100 единиц. Оценка в 100 баллов означает, что, цифровизация регионов соответствуют государственным стратегическим подходам и мировым тенденциям в развитии цифровых технологий и проектов, имеются осязаемые действия со стороны участников рынка (государства, бизнеса, населения) и положительные социально-экономические эффекты. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Обоснование значений весов субиндексов 23 α+β+χ+δ+ε+ɸ+φ=0,1+0,25+0,15+0,2+0,1+0,1+0,1=1  Значения весовых коэффициентов обусловлены следующими результатами моделирования. Максимальный вес (0.25) принят для субиндекса, который оказывает максимальное влияние на значение индекса цифровизации, т.е. для субиндекса «кадры и образование», что обусловлено высокими требованиями к человеческому капиталу, задействованному в процессе цифровизации, и невозможностью создавать, внедрять и использовать элементы цифровой экономики без наличия соответствующих кадров.  Второе по значимости значение (0.2) принимается для субиндекса Информационная инфраструктура, третье (0,15) — «исследовательские компетенции и технологические заделы». Это обусловлено тем, что при помощи именно этих факторов обученные кадры смогут реализовывать планы по цифровизации. При этом информационная инфраструктура является основой для практической реализации исследовательских компетенций и технологических заделов.  Субиндексы нормативного регулирования и информационной безопасности отвечают за создание необходимых условий для выполнения трех вышеописанных факторов, с весом 0.1. Экономические показатели цифровизации и социальный эффект от внедрения цифровизации с весом 0,1 отражают текущий результат цифровизации в субъекте РФ. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Правила расчета субиндексов 24  Оценка субиндексов осуществляется на основе экспертного метода с учетом весовой значимости субфакторов в составе каждого субиндекса. Каждый субфактор оценивается в соответствии с правилами сбора и обработки информации, установленными методологией Сколково. Оценивается сила влияния каждого субфактора на реализацию конкретного направления программы.  Каждый субиндекс может принимать значение от 0 до 100 баллов и рассчитывается как среднее арифметическое экспертных оценок факторов (показателей), взвешенных на предмет достоверности, а также с учетом позитивного, нейтрального, либо негативного влияния на субиндекс. 0 баллов означает отсутствие влияния фактора на субиндекс, ±100 баллов критическое положительное (или отрицательное) влияние субфактора на субиндекс. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 25 Субфакторы субиндекса «Нормативное регулирование» Нормативные правовые документы, отражающие развитие цифровых технологий на региональном и муниципальном уровнях Наличие профильных подразделений (рабочих групп) по развитию цифровой экономики на региональном и муниципальном уровнях Проекты цифровой экономики, реализующиеся на региональном и муниципальном уровнях д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 26 Субфакторы субиндекса «Кадры и образование»  Учебные дисциплины (курсы) по профессиональному и дополнительному образованию в учебных заведениях субъекта для подготовки специалистов по внедрению и практическому использованию цифровых технологий  Наличие обучающихся по специальностям, отражающим факт подготовки специалистов имеющих знания и навыки по внедрению и практическому использованию цифровых технологий  Наличие людей, работающих по профильной специальности и имеющие знания, и навыки по внедрению и практическому использованию цифровых технологий, в компаниях и организациях, использующих оцениваемые цифровые технологии  Профильные мероприятия, направленные на повышение цифровизации за период (конференции, форумы, бизнес события, мастер-классы и др.)  Вакансии с образованием в сфере информационных технологий, предполагающих работу в сфере цифровой экономики  Новые рабочие места в сфере цифровой экономики и система мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики и трансформации рынка труда д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 100 профессий будущего 27 https://trends.rbc.ru/trends/education/5d6e48529a7947777002717b д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 28 Субфакторы субиндекса «Исследовательские компетенции и технологические заделы»  Наличие в субъекте реализованных проектов по направлениям сквозных цифровых технологий не зависимо от масштаба проекта  Наличие в субъекте технологических заделов и внедрения решений, относящихся к сквозным технологиям в цифровой экономике, не зависимо от масштаба проекта. Технологический задел - это детали и сборочные единицы, которые находятся непосредственно в обработке или на контроле. Его величину определяют числом рабочих мест и числом обрабатываемых ими контрольных партий деталей и сборочных единиц.  Наличие в субъекте исследовательских компетенций и технологических заделов в цифровой экономике, отражающие факт наличия инновационных и исследовательских компетенций компаний в части сквозных цифровых технологий, в том числе подтвержденных изобретениями, зарегистрированными патентами и иными документальными подтверждениями. Исследовательская компетентность – это готовность к эффективной исследовательской работе, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, интеграция исследовательских действий в единое целое, определяющая динамику перехода от исполнительской к созидательной деятельности д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 29 Субфакторы субиндекса «Информационная инфраструктура»  Развитие и внедрение в субъекте сетей связи, системы центров обработки данных, цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти  Развитие и внедрение цифровых информационных технологий и инфраструктурных решений в области реализации сквозных цифровых технологий  Наличие доступа у субъектов экономики региона к электронно-вычислительным мощностям, используемым для получения, хранения и обработки информации с целью обеспечения деятельности субъектов экономики в области цифровизации ее деятельности д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 30 Субфакторы субиндекса «Информационная безопасность» Наличие, внедрение и использование на практике в субъекте технологий, обеспечивающих информационную безопасность бизнеса, личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечивается  реализация целей стратегии развития субъекта, законодательных прав и свобод человека,  повышение качества и уровня жизни граждан,  суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие за счет информационной безопасности д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 31 Субфакторы субиндекса «Экономические показатели цифровизации» Объем инвестиций в цифровую экономику субъекта со стороны государства и частных инвесторов Объем выручки государственных и частных компаний от использования цифровых технологий Объем безналичных платежей физических лиц с использованием цифровых технологий Факт выдачи и сумма грантов, выданных для развития стартапов/проектов, связанных с цифровой экономикой фондами и компаниями д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 32 Субфакторы субиндекса «Социальный эффект от внедрения цифровизации»  Внедрение проектов с использованием цифровых технологий и оказывающих влияние на социальную среду субъекта  Оказание гражданам госуслуг с использованием цифровых технологий и в том числе через интернет  Некоммерческие проекты по оказанию услуг для бизнеса и населения с целью развития цифровой экономики СФ, включая число региональных релевантных (полезных) профильных некоммерческих организаций, оказывающих услуги просветительского и правозащитного характера, наличие и количество в регионе центров компетенций, наличие и количество институтов помощи и развитию стратапов в области цифровой экономики  Наличие компьютеров, планшетов, смартфонов и иной вычислительной техники, которая может использоваться для внедрения цифровых технологий на душу населения в субъекте РФ  Проекты по оказанию коммерческих бизнес услуг, включая торговые, в субъекте РФ с предполагающих использование и работу с цифровыми технологиями д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 33 Вопрос 3. Параметры и динамика роста индекса «Цифровая Россия» д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Динамика индекса цифровизации 34  Индекс цифровизации субъектов РФ растёт, но существенно различается. По 100бальной шкале интервал показателей индекса в 2018 году сузился и находится в интервале от 39,74 до 77,03 баллов (в 2017 этот интервал составлял 26.06 – 70.01). Это говорит о существенном снижении разрыва между лидирующими и замыкающими рейтинг субъектами РФ. Разница значений индекса между первым и последним местом в 2018 г. сократилась на 17,86%.  Рост индекса подтверждается и усредненными показателями по всем субъектам РФ. В 2018 году в среднем по РФ индекс был равен 58,85 балла, по сравнению с 45,92 балла в 2017 г.  Несмотря на сохраняющийся существенный разрыв между десяткой лидеров и десяткой замыкающих субъектов РФ, который в среднем составил 80,93%, наблюдается положительная динамика роста индекса. Замыкающие рейтинг субъекты РФ прибавили 54,80% к показателям 2017 г., благодаря этому, отставание в 2018 г. снизилось на 66,09% по сравнению с 2017 г. Можно констатировать, что в 2018 году, существенно повысилась равномерность внедрения цифровых технологий во всех субъектах РФ. Поскольку с каждым годом сложность и количество решаемых задач будут возрастать, ожидается, что темпы изменения индекса цифровизации в регионах будут меньшими. Более того, мировой уровень развития технологий может измениться в течение короткого периода времени благодаря прорывным инновациям, что найдет отражение в значениях индекса «Цифровая Россия». д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 35 Приложение 1 к методологии Сколково. Сводная таблица индекса цифровизации субъектов РФ д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Динамика субиндексов цифровизации 36  Анализ изменения среднеарифметических значений субиндексов в разрезе по лидерам, отстающим и в среднем по РФ, свидетельствует о росте всех субиндексов.  Максимальный показатель из шести субиндексов у топ 10 лидеров в 2017 году имел субиндекс «Информационная инфраструктура» (69,84), тогда как в 2018 году – субиндекс «Наличие исследовательских компетенций» (77,24). Минимальный показатель из шести субиндексов у топ 10 лидеров в 2017 году имел субиндекс «Специализированные кадры» (63,95), тогда как в 2018 году – субиндекс «Информационная безопасность» (71,87).  Максимальный показатель из семи субиндексов у 10 отстающих в 2017 году имел субиндекс «Экономические показатели цифровизации» (27,94), тогда как в2018 году – субиндекс «Наличие исследовательских компетенций» (42,64). Минимальный показатель из семи субиндексов у топ 10 лидеров в 2017 году имел субиндекс «Информационная инфраструктура» (26,22), а в 2018 году – субиндекс «Социальный эффект от внедрения цифровизации» (40,96)  В среднем по 85 субъектам РФ максимальный показатель из семи субиндексов в 2017 году имел субиндекс «Нормативное регулирование» (47,45), тогда как в 2018 году – субиндекс «Информационная инфраструктура» (59,71). Минимальный показатель из семи субиндексов по всем регионам в 2017 году имел субиндекс «Специализированные кадры» (44,34), тогда как в 2018 году - субиндекс «Экономические показатели цифровизации» (57,70). д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 37 Приложение 5/6 к методологии. Значения субиндексов индекса «Цифровая Россия» по 85 субъектам РФ д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 38 Вопрос 4. Группировка субъектов РФ по индексам цифровизации д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 39 Группировка регионов по индексу цифровизации Согласно значениям индексов за 20172018 г.г. регионы разбиты на четыре группы: с 1 по 10 место, с 11 по 40 место, с 41 по 75 с 76 по 85 место соответственно. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 1 группа. Субъекты РФ с 1 по 10 место 40 д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Объем цифровизации лидеров 41  В 2018 году лидерами стали: город Москва, Республика Татарстан, город Санкт-Петербург, Московская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан, Ленинградская и Новосибирская области  Плотность в группе лидеров высокая, 1-6 места распределены с шагом менее одного балла, некоторые позиции разделяют сотые доли балла. Разброс между 1 и 10 местом в 2018 году составляет всего 5,38%, соответственно 77,03 баллов (город Москва) и 73,10 баллов (Новосибирская область).  Лидерство города Москвы базируется на непрерывном совершенствовании ее программы «Информационный город», начиная с 2012 года. Москва активно работает с федеральным центром, ее представители входят в экспертные группы, созданные при АНО «Цифровая экономика», а также других организаций. Ряд направлений, которые предусмотрены в федеральной программе «Цифровая экономика России», в Москве уже тестируются на уровне конкретных бизнес-кейсов, что также вносит вклад в лидерство данного субъекта.  На лидерство Татарстана и С. Петербурга положительное влияние оказала высокая инвестиционная активность этих регионов. В области развития цифровизации, например, для Татарстана существенное положительное влияние оказывает проект «Иннополис». Можно также отметить, что особенностью подхода Республики Татарстан к цифровизации является чёткий фокус на прикладном использовании этих процессов. По данным из открытых источников, Татарстан относится к вопросу внедрения цифровых технологий с конкретной конечной целью – повышение производительности труда в промышленности республики и практики диверсификации производства на предприятиях ОПК.  Положительное влияние на развитие цифровизации в Московской и Ленинградской областях предположительно оказало территориальное и инфраструктурное единство с регионами-лидерами: городами Москва и СанктПетербург. В 2018 году разброс между лидерами снизился на 3,37 п.п, что говорит о снижении разрыва между лидирующими и замыкающими топ-10 субъектами РФ. Среднее изменение индексов субъектов-лидеров составило 10,29% в 2018, что говорит об относительно невысоких темпах роста индексов десятки лидеров, по сравнению со средним изменением индексов по всем субъектам РФ, которое составило 33,06%. В 2018 году стандартное отклонение по лидерам снизилось на 26,39% (с 1,82 до 1,44), что говорит о снижении разброса оценок среди лидеров. Этот факт подтверждает выравнивание уровня цифровизации в субъектах-лидерах. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Темпы роста цифровизации лидеров 42  Динамика роста индекса «Цифровая Россия» в 2018 году существенно ускорилась и характеризуется увеличением значений индекса в среднем по стране. Однако ускорение динамики индекса происходит неравномерно для отстающих регионов и лидеров.  В десятке лидеров динамика роста невысокая. Наибольший прирост у Новосибирской области (39,29%), что позволило ей подняться с 33 места на 10-е. В этом регионе серьёзное внимание уделяют поддержке организаций, образующих инфраструктуру цифровизации - центрам прототипирования, инжиниринговым центрам, бизнес-инкубаторам. Разрабатывается и успешно реализуется собственная стратегия цифрового развития на основе ранее принятых региональных госпрограмм и проектов. к 2030 году 97% домохозяйств и 100% социально значимых объектов должны быть подключены к интернету. К 2030 году планируется увеличение доли государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, с 20 до 90%. Долю граждан, использующих механизм получения госуслуг в электронной форме, предполагается увеличить с 70 до 90%. Оборот организаций сферы информационно-телекоммуникационных технологий должен вырасти в 3 раза, число занятых в цифровой индустрии планируется увеличиться втрое.  Прирост остальных лидеров за 2018 год оказался не так велик: от 10,02% у лидера - города Москва - до 17,13% у Ленинградской области. У двух субъектов РФ, вышедших из десятки лидеров в 2018 году, прирост был также небольшим: Белгородская область – 13,29% и Тульская область – 12,86%.  Разброс между 1 и 10 местом в 2018 году составляет всего 5,38%, соответственно 77,03 баллов у города Москва и 73,10 баллов у Новосибирской области. В 2017 году разброс составил 8,75 %, что означает его сужение в 2018 году на 3,37%. Динамика роста в среднем выше у отстающих регионов. В 2018 году 20 регионов преодолели 70-балльный барьер (в прошлом году 18 регионов набрали больше 60 баллов, из них город Москва – единственный, набравший больше 70) д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Изменение индекса для топ 10 лидеров 43 д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Распределение оценок по субиндексам 44  Распределение оценок по субиндексам показывает равномерное распределение этих оценок. В 2018 году в субъектах-лидерах больше внимания уделяют формированию информационной инфраструктуры и нормативной правовой базы – ни в одном субъекте показатели по этим направлениям не опускаются ниже 70 баллов.  Высокие значения индексов субъектов-лидеров объясняются устойчивой нормативной ситуацией, которая в среднем лучше, чем у отстающих регионов. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра успешно реализуется госпрограмма «Информационное общество Югры» и принято постановление Правительства Югры «О модельной государственной программе автономного округа», реализуется создание автоматизированной информационноаналитической системы агропромышленного комплекса автономного округа (АИАС АПК). Активно ведется международное сотрудничество в области цифровизации, реализуется много других инициатив, направленных на ускоренное внедрение цифровизации.  В субъектах-лидерах расположены лучшие ВУЗы, осуществляющие подготовку профильных кадров. Для них характерна развитая информационная инфраструктура, поддерживаемая такими компаниями как МГТС, "Московская телекоммуникационная корпорация" (КОМКОР), Макомнет, МТУ-Информ. Для субъектов-лидеров свойственна повышенная инвестиционной привлекательность, что подтверждается Национальным рейтингом состояния инвестиционного климата за 2018 год, в топ-10 которого входят Тюменская область, Москва, Республика Татарстан, Санкт-Петербург и Московская область. Так же существенное влияние оказывают административные и финансовые возможности субъектов–лидеров. Например, для лидера исследования – города Москвы, – доходы бюджета в 2018 году составили 2,1036 триллиона рублей, расходы были запланированы в объеме 2,3265 триллиона рублей, что на уровне порядка сопоставимо с бюджетом страны в пропорции населения Москвы и страны в целом. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 45 Распределение значений субиндексов для топ10 субъектов РФ д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 2 группа. Субъекты РФ с 11 по 40 место 46 д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Динамика индексов. Субъекты РФ с 11 по 40 место 47 д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 3 группа. Субъекты РФ с 41 по 75 место 48 д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Динамика индексов. Субъекты РФ с 41 по 75 место 49 д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Динамика индексов цифровизации 50  Существенный рост показывают, как Республика Дагестан (70,13%), занимающая 73 место, в которой недавно сменилось руководство, так и Ульяновская область (67,98%) на 32 месте. Самая низкая динамика показателя индекса «Цифровая Россия» в 2018 году11, отмечается в Ставропольском крае, Хабаровском крае (3,43%) и Астраханской области (4,15%). Причины такого низкого роста носили локальный характер и были в первую очередь обусловлены высокой базой расчета в 2017 году по этим регионам по сравнению со средними темпами развития процессов цифровизации в стране в целом. Негативные изменения в первом полугодии динамики по этим регионам носили кратковременный характер. Изменение субиндексов этих регионов показывает незначительную неравномерность параметров (лепестковая диаграмма).  Двенадцать регионов показали динамику выше 60%: Чеченская Республика (88,7%), Республика Дагестан (70,13%), Чувашская Республика – Чувашия (68,69%), Ульяновская область (67,98%), Костромская область (67,93%), Брянская область (67,3%), Курганская область (67,28%), Орловская область (66,27%), Рязанская область (65,55%), Чукотский автономный округ (65,31%), Тверская область (65,15%), Саратовская область (61,63%).  Республика Дагестан активно вовлечена в «цифровую гонку», как об этом пишут местные журналисты. Лидеры республики планируют совершить «цифровую революцию», став одним из ведущих регионов страны по внедрению цифровой экономики. Эти намерения подтверждаются делами и отражаются высокой динамикой индекса цифровизации. Например, в Дагестане запускают сеть инженерных школ «Пятый элемент». Изменение субиндексов Республики Дагестан в 2018 году показывает высокую равномерность роста по всем параметрам (лепестковая диаграмма). У всех лидеров увеличения динамики индекса цифровизации по всем субиндексам динамика возрастает достаточно равномерно, что говорит о системности происходящих процессов. В сравнении с показателем 2017 года существенный прирост можно отметить только у показателя «Информационная инфраструктура» (у всех), «Информационная безопасность» в Чувашской Республике и «Нормативное регулирование» в Чеченской Республике. В целом, все эти регионы выровняли свои показатели по всем семи субиндексам – лепестковые диаграммы по 2018 году представляют собой почти правильные гептагоны. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 51 Лепестковая диаграмма. Изменение субиндексов Республики Дагестан в 2018 году показывает высокую равномерность роста по всем параметрам д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 52 4 группа. Субъекты РФ с 76 по 85 место отстающие д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Объемы цифровизации отстающих регионов 53  В 2018 году десятью отстающими субъектами РФ стали: Псковская область, Бурятия, Адыгея, Алания, Чукотский автономный округ, Калмыкия, Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Еврейская автономная область, Тыва.  Динамика роста индекса отстающих субъектов РФ в 2018 году (45,18%) существенно выше, чем у регионов лидеров (16,37%) и динамичнее, чем в среднем по стране (33,06%). Наиболее динамичный рост индекса, за счет эффекта низкой базы, показал Чукотский автономный округ (65,31%). Одним из наиболее острых вопросов для этого региона является развитие энергетического потенциала, поэтому на результат именно в этом направлении во многом повлияло развитие цифровизации путем реализации соглашения о сотрудничестве в сфере инвестиционных проектов по цифровизации в электроэнергетике между регионом и АО «Росатом Автоматизированные системы управления» (АО «РАСУ»).  Сильное влияние на развитие цифровизации в отстающих регионах оказывает низкая экономическая активность в высокотехнологичных отраслях и недостаток финансирования и кадров для развития цифровизации. Основные инвестиции запланированы на решение самых насущных проблем экономической инфраструктуры и предусматривают строительство дорог, газопроводов, создание морской инфраструктуры. Разброс между 1 и 10 местом среди отстающих в 2018 году составляет 12,56%, соответственно 44,73 баллов (Псковская область) и 39,74 баллов (Тыва). В 2017 году разброс между первым и последним местом составил 12,58 %, что означает его незначительное сокращение в 2018 году. В 2017 году лидером среди отстающих была Брянская область с 28,36 баллами, а на 10 месте с 25,19 баллами Чукотский автономный округ. Существенный рост значений индексов отстающих субъектов РФ в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, объясняются не только эффектом низкой базы расчета 2017 года, но и реализацией новых региональных нормативных документов, стимулирующих развитие цифровизации, повышением к этим процессам интереса со стороны СМИ и последовательной реализацией федеральных программ, связанных с повышением информатизации. Особенно можно выделить программу устранения цифрового неравенства, реализуемую Ростелекомом.  Стандартное отклонение по значениям индекса за 2018 год для отстающих регионов увеличилась более чем в полтора раза по сравнению с 2017 годом и составила 1,68, (в 2017 - 1,01), что говорит об увеличении разброса оценок среди отстающих в 2018 году и усиливающаяся неравномерность цифровизации среди замыкающей десятки. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Темпы роста отстающих регионов 54  Изменение индекса для 10 отстающих за 2018-2017 годы показывает существенный и неравномерный рост. В десятке отстающих субъектов РФ максимальный положительный рост наблюдается у Чукотского автономного округа (65,31%), который поднялся с 85 на 80 место. Во многом это обусловлено внесением необходимых изменений в Государственную программу «Информационное общество Чукотского автономного округа на 2014 - 2020 годы», кроме того, Чукотский автономный округ заметно опережает среднероссийские показатели по инфраструктуре цифрового телевидения: на Чукотке, где проживает 52 тысячи человек, построены 33 передающие цифровые станции. Для сравнения, в Тамбовской области, где проживает 1 млн человек, построено 26. Важным фактором развития цифровизации являются также новые специальности в Чукотском филиале СВФУ – внимание уделено организации IT-школы, школы робототехники и дронов.  Минимальный рост среди десятки отстающих зафиксирован у Республики Тыва (16,73%). Однако и в этом регионе проводится работа, например, госпрограмма «Развитие образования и науки на 2014 - 2025 годы» предусматривает с 2018 года обучение работе в системе «Современная цифровая образовательная среда в Республике Тыва», в мае принята Стратегия развития здравоохранения Республики Тыва до 2030 года, что означает внедрение в субъекте информационных технологий и цифрового (электронного) здравоохранения. В октябре 2018 года Постановлением Правительства Республики Тыва утверждена Функциональная структура системы управления реализацией программы «Цифровая экономика в Республике Тыва». Замыкающие регионы начинают вести активную деятельность по реализации государственной программы цифровизации. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 55 Изменение индекса для 10 отстающих регионов д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 56 Распределение значений субиндексов для 10 отстающих субъектов РФ  Распределение оценок по субиндексам показывает достаточно равномерное распределение их значений.  Анализ изменений субиндексов показывает, что если отстающие регионы сохранят динамику развития 2018 года, то к концу 2019 года у них есть реальная возможность преодолеть уровень в 50 баллов по индексу «Цифровая Россия», а значит, темпы их развития по этому направлению выровняются со среднероссийскими.  Для отстающих субъектов РФ особое внимание целесообразно уделить кадровым вопросам и формированию исследовательских компетенций и технологических заделов, которые должны позволить ускориться отстающим. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 57 Распределение значений субиндексов для 10 отстающих субъектов РФ д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 58 ДЛЯ СРВНЕНИЯ! Классификация регионов по уровню цифровизации, BCG. https://www.rbc.ru/economics/10/06/2016/5759aed19a79470d3392e05d  Классификация BCG строится на отношении индекса цифровизации экономики региона к объему ВРП в момент времени. Индекс цифровизации экономики, e-Intensity — это взвешенное среднее трех субиндексов: развития инфраструктуры (вес - 50%) - скорость интернета, продажа смартфонов, проникновение широкополосного доступа. онлайн-расходов (25%) - долю интернет-продаж и долю расходов на онлайн-рекламу. активности пользователей (25%) использование интернета бизнесом, долю населения, пользующегося интернетом, доступ к Сети в школах, активность в интернете. БКГ делит все регионы на 4 группы:  Лидеры цифровизации - Несмотря на сократившийся цифровой разрыв, безусловными лидерами остаются Москва и Санкт-Петербург. Это ролевые модели для остальных регионов. Дальнейший рост может быть обеспечен за счет увеличения проникновения онлайн-сервисов и общего увеличения вовлеченности граждан, бизнеса и государства в цифровую экономику.  Развивающиеся регионы (основная, самая большая группа) имеют средний уровень цифровизации и активно сокращают отставание от лидеров (Московская и Ленинградская области), имеют потенциал роста по всем ключевым направлениям – инфраструктуре, онлайн-расходам, вовлеченности. Приоритеты развития для таких регионов - максимизация использования цифровой инфраструктуры и доступа, повышение эффективности процессов за счет цифровых сервисов и платформ  Развивающиеся малонаселенные регионы (Мурманская, Тюменская, Архангельская области, Чукотский автономный округ, Камчатский край) имеют уровень цифровизации, сопоставимый с предыдущей группой, однако их дальнейшее развитие в области цифровизации имеет ряд особенностей. Во-первых, данные регионы являются центром добывающей промышленности. Внедрение цифровых технологий в промышленном секторе позволит им значительно повысить эффективность, а следовательно, и добавленную стоимость. Во-вторых, низкая плотность населения ограничивает возможности развития электронной коммерции, а также доступности образования и медицины. Внедрение онлайнсервисов в социальных секторах позволит нивелировать географические особенности этих регионов и предоставить доступ к качественным услугам без существенного увеличения затрат.  Отстающие регионы (Чеченская республика, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Кабардино-Балкария). Несмотря на относительно небольшое отставание от основной группы по уровню развития инфраструктуры, они существенно отстают от средних значений как по уровню развития онлайн-расходов, так и по уровню вовлеченности в цифровую экономику. Региональное правительство должно сыграть лидирующую роль в цифровизации. Это не только позволит повысить эффективность предоставляемых государственных услуг, но и увеличит вовлеченность граждан в использование онлайн и его больших возможностей. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 59 ДЛЯ СРАВНЕНИЯ! Уровень цифровизации регионов. Источник - БКГ д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 60 ДЛЯ СРАВНЕНИЯ! Рейтинг регионов РФ по уровню развития информационного общества (Минсвязь России), 120 показателей, 17 субиндексов. Базис актуального рейтинга цифровизации https://d-russia.ru/minkomsvyaz-predstavila-rejting-informatizatsii-regionov-2017.html д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 61 Вопрос 5. Цифровые тренды субъектов д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Общие тренды цифровизации субъектов РФ 62  Рост утечки информации, которая концентрируется в цифровом паспорте проекта и иных цифровых следах, связанных с процессами цифровизации. использование информации в нелегитимных целях. основными источниками риска можно считать: 1. Принадлежность цифровой инфраструктуры западным странам. 2. Действия кибермошенников. 3. Несовершенство законодательства, регулирующего процессы цифровизации.  Цифровизация государственных услуг. В государственном управлении повышается эффективность принятия решений за счет постепенного перехода на преимущественно электронный обмен документами (сведениями) при оказании госуслуг, автоматизации ряда государственных процедур и процессов, использования системы автоматизированной поддержки принятия решений.  Государственная мотивация частного бизнеса к внедрению цифровых технологий. Определяя курс на цифровизацию, государство задает определенную планку внедрения цифровых решений. В процессы цифровизации включились как лидеры цифрового бизнеса – Яндекс, Мегафон, Сбербанк, Ростелеком, так и местные предприниматели.  Низкий уровень цифровизации юго-западных субъектов РФ объясняется низким уровнем исследовательских компетенций и заделов. Высокий уровень у субъектов РФ центральной и западной части России объясняется повышенным спросом на цифровые продукты и услуги, наличием профильных исследовательских и учебных учреждений и центров компетенций (Сколково), инвестиционной активностью и большими финансовыми возможностями.  Рост числа «Умных городов», сокращение цифрового неравенства.  Рост числа нормативных правовых актов, посвященных цифровизации, с запланированными финансовыми и технологическими результатами. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Общие тренды цифровизации субъектов РФ 63  Недостаток финансирования процессов цифровизации, как на федеральном, и особенно на региональном уровне. Особенно это актуально для тех субъектов РФ, где не решена проблема дефицита бюджета. Все регионы, подготовившие проекты цифровизации, рассчитывают на их софинансирование со стороны федерального центра. Но из 1,08 трлн руб. бюджетных вложений в цифровую экономику на регионы приходится лишь две суммы: 250 млн руб. - на доведение уровня безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры до заданных значений и 1,4 млрд руб. - на подключение Чукотки к единой сети связи России.  сохраняется цифровое неравенство. Без доступа к сети Интернет невозможно пользоваться ни госуслугами, ни услугами. До сих пор есть достаточно много проблем, особенно в отстающих субъектах РФ с внедрением современных стандартов сотовой связи. Только треть базовых станций сотовой связи поддерживают современный стандарт мобильного интернета- 4G и LTE. Внедрение стандарта 5G отложено до 2022 года. 25% населения России не имеет интернет-доступа.  Отсутствие ОПОП и профстандартов по новым уже существующим (вне правового поля) профессиям. Например, специалисты по цифровым активам и блокчейну.  Отсутствие обобщения региональных цифровых проектов, обмена опытом, наработками.  Отсутствие мотивации у госпредприятий, в связи с тем, что выход на мировые рынки ограничен санкциями, а внутренние заказы не требуют цифровой модернизации, так как текущего уровня технологичности достаточно для их выполнения. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 64 Тренды по субиндексу Нормативное регулирование  Рост числа нормативно-правовых актов, посвященных цифровизации, которые носят практический характер с запланированными финансовыми и технологическими результатами. Прежде всего, речь идет о создании и работе профильных центров компетенций, территорий опережающего развития и технопарков.  В бюджетах всех субъектов РФ заложено финансирование цифровизации, и оно ежегодно увеличивается. В субъектах-лидерах — это масштабные программы по информатизации и цифровизации регионов и городов. Появился целый ряд нормативных актов, связанных с государственным финансированием программ цифровизации.  Однако, можно отметить недостаточно оперативное и качественное формирование полноценной новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития цифровых технологий. Ряд важных законов, например «О цифровых финансовых активах», находится в разработке. Низкие темпы разработки и принятия профильных законодательных и нормативных актов, как на федеральном, так и на региональном уровне приводят к недофинансированию процессов цифровизации. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 65 Тренды по субиндексу Кадры и образование  Развитие сети кванториумов (детский технопарк). Подготовка кадров для новой цифровой экономики тем самым начинается с самых начальных этапов обучения детей. Тренд на расширение внедрения робототехники и включение всё большего числа регионов в проект «Умная школа». Цифровизации обучают не только детей, но и пенсионеров. Усиливается внимание к таким направлениям, как блокчейн, криптовалюты, большие данные, AR/VR и другим сквозным технологии цифровой экономики. Анализ подтвердил выраженную тенденцию на проведение форумов, конференций, семинаров по инновационным тематикам. Учебные программы по этим направлениям находятся на стадии формирования. Московский регион можно считать лидером в этих вопросах. Например, в московских школах с сентября 2018 года появились консультанты по интерактивным технологиям.  Существует недостаток квалифицированных кадров и необходимость разработки новых образовательных программ, учитывающих цифровизацию. Например, для того чтобы доля ИТ-специалистов достигла 4,3%, как в развитых странах, необходимо обеспечить дополнительный приток в цифровую экономику двух миллионов ИТспециалистов. Наиболее остро вопрос с кадрами стоит в высокотехнологичных отраслях, предполагающих международное сотрудничество. Например, внедрение финансовых технологий, решений, использующих цифровые финансовые активы (криптовалюты) и технологии распределенного реестра.  Государство отстает от бизнеса в части подготовки своих кадров. Бизнес более оперативно внедряет учебные программы по новым технологиям. Например, для госслужащих можно выделить проект РАНХиГС. При поддержке АНО «Цифровая экономика» она открыла программу повышения квалификации для госслужащих регионального и федерального уровня, ответственных за цифровое развитие и преобразования в рамках нацпроекта «Цифровая экономика», так называемых Chief Digital Transformation Officer (CDTO). Обучение включает ежедневную командную работу по разработке управленческих решений в логике экономики данных и дополнительные онлайн-задачи для моделирования кейсов цифровой трансформации. Для разработки кейсов на занятиях изучаются возможности применения сквозных технологий цифровой экономики: больших данных, искусственного интеллекта, промышленного интернета, виртуальной реальности и других. Однако темпы обучения пока не высоки, по сравнению с коммерческим обучением. В 2018 году обучение CDTO прошли по пять человек из 40 регионов России и 50 федеральных чиновников, то есть в общей сложности 250 человек. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренды по субиндексу Компетенции и заделы 66  Наиболее освещаемые тренды - искусственный интеллект, роботы, беспилотники, нанотехнологии, молекулярная биоэлектроника, цифровизация агропромышленного комплекса и нефтяной промышленности, блокчейн и криптоиндустрия.  Особой интерес вызывает роботизация. Отдельно стоит отметить проект по созданию роботизированной научно-технической платформы «Арктика» в Республике Саха (Якутия). Все производство осуществляется управляемыми искусственным интеллектом роботами. Полное самообеспечение основным сырьем, автоматизированными транспортными и логистическими системами. Роботизированные производственные комплексы адаптивны и под руководством ИИ могут быть перенастроены на производство различной продукции. Обслуживание проводится также автономными сервисными роботами (дроидами). Наличие людей, даже в качестве обслуживающего персонала, не предусматривается. Это позволит сохранить этнокультурные особенности региона и избежать неконтролируемой миграции. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренды по субиндексу Инфраструктура 67  В госуправлении повышается эффективность принятия решений за счет перехода на электронный обмен документами (сведениями) при оказании госуслуг, автоматизации ряда государственных процедур и процессов, использования системы автоматизированной поддержки принятия решений. Отдельные субъекты РФ заявляют о скором полном переходе на электронный документооборот. С этой точки зрения можно отметить проект «МФЦ для бизнеса», предлагающий более 180 услуг, позволяющих без труда начать и развивать предпринимательскую деятельность. Этот проект рассчитан на представителей малого и среднего бизнеса, а также тех, кто только планирует открыть собственное дело, и реализуется практически в каждом регионе.  Создание новых цифровых инфраструктурных решений. В качестве создания новой инфраструктуры можно считать реализацию в субъектах-лидерах технологий, основанных на распределённых реестрах. «Активный гражданин» в Москве уже интегрировал технологию распределённых реестров. Также к государственному информационный тренду можно причислить значительное число данных о создании «Умных городов». Исследование позволило выделить особый интерес к этой теме у Москвы.  Социально-экономический эффект от применения и технологий «Умного города» заключается в основном, в увеличении спектра электронных государственных услуг и в снижении уровня цифрового неравенства. Жители активно вовлекаются в управление развитием городов через порталы по взаимодействию населения с властью (например, «Активный гражданин»), решения принимаются с учётом мнений граждан, высказанных на специальных цифровых площадках, широко распространена практика мониторинга общественного мнения и удовлетворенности горожан с использованием цифровых сервисов анализа на постоянной основе. Внедрение цифровизации для Умных городов планируется реализовать с помощью крупных компаний из информационных и телекоммуникационных отраслей экономики в регионах.  Также, в субъектах РФ отмечается интерес к созданию внутрироссийской инфраструктуры, призванной обеспечить независимость российского интернет-кластера от зарубежных узлов интернет, как на уровне серверов, так и на уровне DNS. В случае практической реализации данной тенденции это может оказать существенное влияние на развитие цифровизации не только в регионах, но и по стране в целом, в части повышения устойчивости и надёжности российской интернет-инфраструктуры. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 68 Тренды по субиндексу Информационная безопасность  Решения для обеспечения кибербезопасности обсуждаются во всех субъектах РФ. Лидерами здесь можно выделить Москву, Санкт-Петербург и Республику Татарстан. Это обусловлено тем, что именно в этих субъектах РФ сконцентрированы основные компетенции по этому направлению и именно здесь кибермошенники проявляют особую активность.  Работа с информацией оценивается, как один из главных ресурсов бизнесуспеха. Так, в 2017 году Россия потратила 55 млрд рублей на защиту цифровых данных. Наиболее заинтересованные в инвестировании в IT-безопасность сферы - банковская, промышленная и государственная.  По направлению «Информационная безопасность» во всех субъектах РФ больше всего внимания уделяется криптографической защите информации и использованию электронной подписи. В рамках программ импортозамещения в регионах продолжается перенос систем электронного документооборота на отечественное программное обеспечение. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. 69 Тренды по субиндексу Экономические показатели  Мотивация частного бизнеса развивать инновационные технологии. Определяя курс на цифровизацию, государство задает определенную планку внедрения цифровых решений. Подобная политика прослеживается, например, в части проведения сети интернет в отдаленные районы страны, размещении документов в облачных хранилищах.  Создание объединенных платформ, в том числе для трансграничного сотрудничества. Тренд особенно актуален для промышленно развитых субъектов РФ, где работают крупные компании, география деятельности которых охватывает несколько субъектов РФ с разными часовыми поясами.  Растет интерес бизнеса к синхронизации цифровых решений на базе единых платформ. Примером могут служить совместные проекты «Сбербанка» и «Яндекс», которые договорились о создании совместной площадки электронной коммерции на базе агрегатора товаров и услуг «Яндекс.Маркет».  Дополнительным бизнес-драйвером развития цифровизации стало наличие и успешная работа территорий опережающего развития (ТОР), особых экономических зон, индустриальных и технопарков, корпораций. Их число растет - 12 ТОР, 26 особых экономических зонах и 252 технопарках в 63 субъектах РФ, 831 индустриальных парках в 79 СФ, 153 агентствах и корпораций развития России в 84 субъектах РФ.  Для лидеров индекса характерно развитие международного сотрудничества по направлению цифровизации. Растет публичная активность бизнеса, которая реализуется в профильных конгрессах, выставках и конференциях. Например, в Москве ежегодно проходит большое количество прочих международных форумов уровня NDEXPO — «Высокие технологии для устойчивого развития», в то время как уступающим регионам сложнее собрать международную аудиторию. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н. Тренды по субиндексу Социальный эффект 70  Наиболее заметный социальный эффект приносит цифровизация госуслуг, а именно взаимодействие граждан с государством посредством портала gosuslugi.ru, а также с местными органами через локальные цифровые каналы связи (напр., mos.ru).  Внедрение передовых технологий в здравоохранении. В частности, речь идет о телемедицине, которая должна стать компромиссным вариантом между самолечением и походом к врачу, либо использоваться в виде «третьего независимого мнения» в том случае, когда больной хочет уточнить диагноз. В перспективе в лечебных учреждениях откажутся от бумажных носителей для медкарт и больничных листов. Все данные по больничным листам будут храниться в электронной медицинской карте.  Внедрение внутриведомственного электронного документооборота на государственном уровне. Благодаря ему должны повыситься производительность труда, ускориться принятие решений, уменьшиться количество ошибок в силу исключения человеческого фактора. Существенным трендом является расширение доступа к интернету, в том числе и к бесплатному в общественных местах. По федеральной программе поставщики связи проводят оптоволокно, обеспечивают доступ к широкополосному интернету. Там, где скорость интернета низкая, проводится работа по модернизации существующих каналов. д-р экон. наук, доцент Забаева М.Н.
«Региональные (территориальные) особенности цифровой экономики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot