Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Профессиональные компьютерные программы

  • ⌛ 2015 год
  • 👀 375 просмотров
  • 📌 311 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Профессиональные компьютерные программы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Профессиональные компьютерные программы» docx
Кафедра «Прикладная информатика» ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ Лекции для студентов бакалавриата заочной формы обучения по направлению 080100.62 «Экономика» 2015 Тема 1. Основные понятия информатики, их определения и содержание 1. Объективность процесса информатизации и основные понятия дисциплины. 2. Информационные ресурсы, определение, значение, влияние на развитие общества. 3. Категории информационных ресурсов и средства доступа к ним. 4. Структура и характеристика общедоступных информационных ресурсов. 5. Поисковые машины, их функционирование и оценка релевантности работы. 6. Структура корпоративных информационных ресурсов 7. Структура и содержание внутримашинных информационных ресурсов. Тема 2. Архитектура профессиональных компьютерных программ 1. Типовые задачи, решаемые с помощью компьютеров в экономике. 2. Структуризация информации, методы и этапы компьютерного решения задач. 3. Пример постановки расчетной задачи. 4. Пример постановки аналитической задачи. 5. Информационные системы, их место в системе управления, их характеристика, структура, функции и схема функционирования. 6. Информационные технологии (IT-технологии), их определение, состав и содержание основных технологических операций. 5. Инфокоммуникационные технологии систем управления, их определение и функции. Состав сетей, обеспечивающих инфокоммуникационные технологии. Тема 3. Программно-аналитические средства профессионально ориентированных информационных технологий 1. Аналитический инструментарий для оценки финансового состояния. OLAP-технология и многомерные модели данных. 2. Аналитическая платформа «Контур Стандарт» как инструмент реализации ROLAP-технологии: основные возможности, особенности и технология анализа информации. Тема 4. Интеллектуальные технологии в бизнес-приложениях 1. Определение и характеристики современных интеллектуальных информационных технологий. 2. Базы знаний. Модели представления знаний. 3. Основные возможности, особенности и технология управления эффективностью бизнеса в среде Business Studio. 4. Основные возможности, особенности и технология интеллектуального анализа данных в среде Fuzzy Logic Toolbox. 5. Архитектура и основные возможности применения нейронных сетей в экономике. Учебно-методическое и информационное обеспечение практических занятий: а) основная литература 1. Информационные ресурсы и технологии в экономике: уч. пособие /под ре. Б.Е. Одинцова, и А.Н. Романова.-М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. 2. Одинцов Б.Е. Системы управления эффективностью бизнеса: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. -М.: Издательство Юрайт, 2015. 3. Королева Е.М. Технология работы с системой «КОНТУР СТАНДАРТ», версия 4.2.0.04. Методическое пособие для ВУЗа, Intersoft Lab. 2005. б) дополнительная литература 4. Одинцов Б.Е. Обратные вычисления в формировании экономических решений: Учеб. Пособие для вузов.-М.: Финансы статистика, 2002. 5. Леоненков А.В. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzy TECH.-СПб.: БХВ-Петербург, 2003». в) электронные ресурсы и программное обеспечение 1. Аналитическая система MatLab. 2. Информационно-аналитическая система КОНТУР СТАНДАРТ версия 4.2.0.04. 3. MicroSoft Office 2010 (Excel). Структура комплексной оценки работы студента Выполнение практического занятия № 1в компьютерном классе Уровень внеаудиторной подготовленности к занятию, участие в интерактивной форме обучения степень овладения технологией табличных процессоров своевременность, полнота и качество выполнения практического занятия Итого 1 (в баллах) 0-2 0-6 0-2 0-10 Выполнение практического занятия № 2в компьютерном классе уровень внеаудиторной подготовленности к занятию, участие в интерактивной форме обучения степень овладения технологией системы «Контур Стандарт» своевременность, полнота и качество выполнения практического занятия Итого 2 (в баллах) 0-2 0-6 0-2 0-10 Всего за выполнение практических занятий 0-20 Выполнение внеаудиторной контрольной Часть 1 уровень знаний, продемонстрированный во время защиты связь контрольной работы с трудовой деятельностью своевременность, полнота и качество выполнения к/р Итого 4 0-6 0-2 0-2 0-10 Выполнение внеаудиторной контрольной работы Часть 2 уровень знаний, продемонстрированный во время защиты связь контрольной работы с трудовой деятельностью своевременность, полнота и качество выполнения к/р Итого 5 0-6 02 0-2 0-10 Всего за выполнение внеаудиторных контрольных работ 20 Итого за работу в семестре 0-40 Итоговый контроль (ответы на экзамене) Вопрос 1 Вопрос 2 Задача Итого 6 (в баллах) 20 20 20 0-60 Общая оценка в баллах Итого 1+ Итого 2+ Итого 3+ Итого 4 + Итого 5+Итого 6 0-100 Таблица пересчета 100 - бальной системы в результирующую оценку 86-100 отлично 70-85 хорошо 50-69 удовлетворительно менее 50 не удовлетворительно Тема 1. Основные понятия информатики, их определения и содержание 1. Объективность процесса информатизации и основные понятия дисциплины. 2. Информационные ресурсы, определение, значение, влияние на развитие общества. 3. Категории информационных ресурсов и средства доступа к ним. 4. Структура и характеристика общедоступных информационных ресурсов. 5. Поисковые машины, их функционирование и оценка релевантности работы. 6. Структура корпоративных информационных ресурсов 7. Структура и содержание внутримашинных информационных ресурсов. Базы данных. 1. Объективность процесса информатизации и основные понятия дисциплины Информационное общество – это объективно возникающая в ходе исторического процесса стадия общественного развития, на которой устраняются ограничения в производстве и применении новых информационных ресурсов. В результате изменяется жизнь людей за счет повышения эффективности применения вновь полученных знаний, накопленных человечеством в процессе управления в различных сферах его деятельности, что, в конечном счете, ведет к ускоренному развитию социальных процессов. Под информатизацией понимают процесс производства и использования территориально распределенных информационных ресурсов во всех сферах человеческой деятельности за счет максимальной компьютеризации и развития телекоммуникационной инфраструктуры. Цель информатизации заключается в удовлетворении информационных потребностей отдельных граждан, их групп, предприятий, организаций и т. д. за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникаций. Информатизация общества является стратегическим направлением развития цивилизации, которое позволяет человечеству решать глобальные и локальные проблемы, обеспечивая его устойчивое и безопасное развитие. Она касается подавляющего большинства сторон деятельности общества: банки, промышленность, транспорт и связь, топливно–энергетический комплекс, строительство, здравоохранение и медицина, экология, системы социального обеспечения, налоговая и страховые службы, биржевая деятельность, правительственные и муниципальные услуги, сельское хозяйство, образование, военное дело и др. Объективность информатизации (то, что не зависит от субъекта, его сознания) следует из закона “необходимого разнообразия”, сформулированного У. Р. Эшби [89]. Данный закон имеет фундаментальное значение, поскольку устанавливает следующее: для решения некоторого круга проблем необходимо обеспечить бо’льшую мощность (сложность) предназначенных для этого средств, в сравнении с имеющейся сложностью решаемых проблем. Иначе говоря, эффективное управление сложными системами невозможно с помощью средств, которые не превосходят по сложности управляемые системы. Известно, что сложность управляющей системы растет экспоненциально по отношению к той системе, которой она должна управлять. Применительно к любым системам управления, закон необходимого разнообразия формулируется следующим образом: сложность методов и механизмов управления, например обществом, предприятием, банком, фирмой, цехом, станком, должна быть больше сложности (разнообразия) управляемого объекта. Желаемое увеличение мощности системы управления может достигаться различными способами: а) увеличением численности аппарата управления, б) повышением его квалификации, в) оснащением дополнительными средствами (приборами, датчиками, инструкциями и т.д.), г) повышением его интеллектуальных возможностей за счет применения средств автоматизации умственного труда - компьютерных технологий. Именно последний способ в настоящее время является единственно возможным, так как остальные остальных себя уже исчерпали. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создает то необходимое разнообразие механизмов и методов управления, которое и обеспечивает дальнейшее развитие общества. В настоящее время быстрыми темпами развиваются следующие формы информационного общества: электронная демократия; электронное государство (электронное правительство); социальные сети; информационная экономика. Подробно данные формы рассматриваются в [1]. Основные понятия дисциплины Прежде чем перейти к рассмотрению базовых понятий информатики необходимо принять одну из сторон во взглядах на саму природу информации. Требуется дать положительный или отрицательный ответ на следующий вопрос: существует ли информация как объективная реальность или же она является результатом деятельности человеческого сознания? [44]. В зависимости от ответа исследования в области информатики и ее изучение ориентируются на определенные принципы и методы, которые разные по своему содержанию. Далее везде процесс изложения учебного материала будет базироваться на позиции соглашения в том, что информация – это неотъемлемое свойство материи и поэтому она является объективной реальностью, существующей как в живой, так и неживой природе [23]. Исходя из специфики понятия «информатика» актуальными являются следующие базовые понятия: • информационный процесс; • данные; • информация; • знания; • задача. Информационный процесс Понятие информационного процесса в информатике является базовым, так как связывает в одно целое систему, цель, передачу, обработку и хранение информации, а также прямую и обратную связь. Информационные процессы рассматриваются как совокупность последовательных действий над информацией с получением сведений для целей управления. Информационные процессы реализуются с помощью операций, главными из которых являются сбор и регистрация, ввод, передача, хранение и преобразование информации. Сбор и регистрация информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к стандартному виду, позволяющему ввод в информационную систему. Ввод может быть ручным (информация находится на бумажном документе и переносится на машинный носитель работником), автоматизированным (информация извне передается по каналам связи с участием человека) и автоматическим (информация передается извне по каналам связи от датчиков без участия человека). На рис. 1.3 иллюстрируются эти виды сбора и ввода информации. Рис. 1.3. Иллюстрация видов сбора и регистрации информации Передача информации предполагает наличие канала связи, а также кодирующего и декодирующего устройств. Эти устройства необходимы для преобразования ряда параметров сигнала, удовлетворяющих требованиям канала связи. Начальное преобразование называется модуляцией, а обратное, обеспечивающее преобразование сигнала в исходное состояние – демодуляцией. Устройства, обеспечивающие эти преобразования, называются модемами (см. рис. 1.2). В процессе передачи информация может теряться и искажаться, поэтому создаются защиты от помех. Каналы передачи сообщений характеризуются не только пропускной способностью, но и помехозащищенностью. Рис. 1.4. Передача информации Существуют различные способы передачи информации, например, передача статистической информации предприятием Росстату может осуществляться следующим образом: - заполнение электронной статистической формы предприятием через Интернет в режиме oнлайн (On-line – режим работы в Интернет при непосредственном подключении абонента к сети). После заполнения статистическая форма подписывается электронной цифровой подписью и передается по назначению; - заполненных электронных статистических форм предприятия в режиме оффлайн (Off-line – автономный режим работы компьютера без непосредственного подключения к Интернет). После заполнения статистическая форма подписывается электронной цифровой подписью и при наличии подключения к Интернету передается на сайт web-сбора. Хранение информации – это ее преобразование в соответствующее физическое состояние соответствующего носителя. Носители классифицируются по различным признакам: • вид носителя: для использования человеком или компьютером; • время хранения: оперативное или долговременное хранение; • носитель: бумажные, магнитные, оптические, полупроводниковые, контактные. Процесс хранения состоит в следующем: в некоторый момент времени поступает сигнал, под влиянием которого происходит физическое изменение его материального носителя. В последующий момент времени состояние материального носителя вновь преобразуется в исходный сигнал. В компьютере для оперативного хранения информации используются микросхемы - статические запоминающие устройства, обеспечивающие хранение информации до тех пор, пока на него подаётся питание. Для долговременного хранения используются магнитные или лазерные диски. Для записи информации на магнитный диск используют магнитные свойства материала, из которого сделан диск: намагниченный участок поверхности диска означает число 1, а не намагниченный — число 0. Информация на лазерный диск записывается в виде микроскопических углублений на его поверхности. Яркость отражения лазерного луча уменьшается, когда он попадает в углубления. Таким образом, удаётся записывать, хранить и считывать информацию: углубление соответствует числу 0, а отсутствие углубления — числу 1. Так как чтение информации с лазерного диска происходит при помощи света (лазерного луча), его часто называют оптическим. Процессы обработки – это любое преобразование информации с целью решения каких-либо задач. Основная проблема состоит в обеспечении инвариантности преобразования, то есть достижении сохранности смысла сообщения. Но так как одно и то же сообщение для разных пользователей может иметь разный смысл, поэтому преобразование должно иметь направленный характер, то есть производиться в соответствии с целью конкретного потребителя. Данные Сообщения об объектах, событиях, процессах, используемые человеком в повседневной жизни и трудовой деятельности, представляются в зависимости от источника их генерации. Если сообщения отражают какие-либо факты, то их принято называть данными. В общем случае под данными будут пониматься сообщения об объектах и процессах, представленные в структурированной либо неструктурированной форме, на каком-либо материальном носителе (бумажные документы, магнитные накопители и т.д.). Для того чтобы данные могли быть обработаны компьютером, над ними должно быть выполнено ряд операций для их ввода: вначале они рассматриваются как результат наблюдений или измерений, затем они фиксируются на материальном носителе (бумажные документы, сигналы и т.д.) и, наконец, данные переносятся в компьютер вручную либо передаются по каналам связи, где структурируются и находятся в виде баз данных или другом виде, позволяющем их формальную обработку (таблицы, вектора, матрицы, списки и т.д.). Информация Данные, отражают факты в той последовательности, в которой они появляются. Поэтому они не систематизированы в соответствии с потребностями управленческого персонала. Для того чтобы данные могли быть использованы в целях управления, они должны превратиться в информацию. При этом неважно используется ли для этого компьютер или нет. Поэтому под информацией будет пониматься результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений. В процессе своей деятельности хозяйствующий субъект использует различные виды информации, которые подробно рассматривают в [1]. Знания Следующим важным понятием, используемым совместно с предыдущими (данные и информация), является понятие “знания”, которое также относится к базовым категориям и искусственного интеллекта. Знания – это обобщенный, систематизированный и проверенный практикой результат изучения реальных процессов и объектов, представленный с помощью какого-либо языка (вербального, графического, математического). С точки зрения психического отражения окружающей среды человеком различают знания осознанные и неосознанные (см. рис. 1.7). Рис. 1.7. Классификация знаний с позиций психического отражения внешней среды человеком Осознанные знания материализуются и размещаются на различных носителях (книги, базы данных и знаний, документы, и т.д.). В соответствии с взглядами английского математика Б. Рассела осознанные знания делятся на те, что отражают какие-либо факты, свойства, характеристики чего-либо (декларативные знания), и те, что отражают действия (процедурные знания). Примером декларативных знаний может быть отражение факта в следующем сообщении: ООО «Рассвет» производит арматуру, а примером наличия свойств - следующая констатация: арматура - это товар, или ООО «Восход» - это поставщик. Процедурные знания зависят от целей их обработки. Примером такого рода знаний может служить следующее правило: «Если прибыль снизилась на 5%, то прекратить выпуск товара». Процедурные знания, часто представляются в форме правил и расчетных формул, используемых для принятия решений. Неосознанные знания, формами существования которых являются ассоциации и интуиция. Отдельно стоят нечеткие знания, отражаемые нечеткими понятиями, играющие немаловажную роль в деятельности человека. Воспроизводятся они с помощью искусственных нейронных сетей, речь о которых пойдет в другом разделе. С методами обработки интуитивных и ассоциативных знаний можно ознакомиться в работе [5]. Соотношения между понятиями знания" и информация такое же, как и между понятиями данные и информация. Данные и знания всегда первичны, информация – вторична. Задача Следующим важным, но трудно определяемым понятием, без которого затруднительно упорядочить процесс применения компьютеров в практике управления, является задача. В общем случае под задачей понимается формулировка направления действий, обеспечивающих достижение поставленной цели. Например, в качестве задачи может служить требование: повысить конкурентоспособность в следующем квартале. Однако применительно к компьютерам общие формулировки должны быть конкретизированы. Так как любая задача решается с определенной целью, для достижения которой должны быть выделены средства, поэтому формально ее можно представить в виде: , где - наименование задачи; - цель, которая должна быть достигнута в результате решения задачи; - средства (ресурсы), необходимые для достижения цели; - операции (правила, действия, мероприятия), которые следует выполнить, чтобы задача была решена. В некоторых (упрощенных) случаях экономические задачи удобно представить в следующем виде: З = <дано А, следует получить В> или З = <дано А, следует доказать В>. Исходные данные А задаются в различных формах: базы данных, базы знаний, отельные показатели, таблицы, управленческие документы, сигналы. Результаты В могут иметь форму таблиц, ведомостей, отчетов, диаграмм и т.д. Операции О принимают свои формы: инструкции, рецепты, алгоритмы, компьютерные программы, методики, директивы и т. д. В более общих случаях задача заключается не в поиске операций, необходимых для превращения исходных данных в результирующие, а в доказательстве целесообразности или возможности в достижении поставленной цели управления. Задачи, решаемые с помощью компьютеров, по объему выполняемых логических и вычислительных операций можно разделить на два класса: информационные (управленческие) и вычислительные. Первые предназначены для поддержки управленческих функций и поэтому характеризуются большим объемом исходной информации, обработка которой в основном происходит за счет логических операций (сортировка, группировка, считывание и перезапись данных из одних таблиц в другие и т.д.) и операций ввода/вывода. При этом собственно вычислительных операций немного. Вторые - ориентированы на поиск решений различного рода уравнений (дифференциальных, алгебраических, стохастических), поиск оптимальных решений, оперативное управление движением различных объектов и т.д. 2. Информационные ресурсы: определение, значение, влияние на развитие общества По мере перехода от индустриальной эпохи к постиндустриальной значимость отдельных факторов производства поменялась. От экономики, функционирование которой ориентировалась на традиционные ресурсы (материальные, финансовые и т.д.) общество развивает новые основы своего функционирования. Происходит смещение предпочтений в пользу информационных ресурсов (знаний). Современное производственное предприятие, организация, офис и т д. в процессе своего функционирования потребляет следующие ресурсы: • трудовые; • материальные; • финансовые; • ресурсы для обеспечения безопасности; • информационные (интеллектуальные). Все ресурсы, за исключением последних, являются традиционными. Их характерная черта – ограниченность (одноразовость) в использовании. В отличие от них информационные ресурсы являются многоразовыми, не подлежащими физической амортизации. Так как традиционных ресурсов на планете становиться все меньше и цена на них растет, поэтому сегодня важнейшая проблема любой фирмы, любого производства заключается в сокращении их потребления, то есть сокращении зависимости от них. Еще классик экономической мысли Вальрас более 150 лет тому назад предвидел общество, в котором основная доля цены на продукт будет связана с созданием большей части добавленной стоимости за счет знаний, то есть информационных ресурсов. Сокращение потребления традиционных ресурсов за счет информационных демонстрируется с помощью рис. 2, где используются следующие обозначения: , , , - объемы потребляемых традиционных и информационных ресурсов на производство товаров в периоды времени и ; , , , - объемы используемого информационного ресурса в периоды времени и ; , ,, - объемы производимого товара , в периоды времени и ; , - прирост объемов производимых товаров , в период времени . Рассмотрим его. Пусть, при неизменном материальном () и информационном () ресурсах в период времени производится два вида продукции в одинаковых объемах и . Пусть, далее, необходимо объем производимого товара, например, товара , увеличить на некоторую величину, при условии соблюдения равенства потребляемых ресурсов в последующий период . Достичь это можно лишь за счет уменьшения объема производства другого – товара , что иллюстрируется на рис. 2а. Но если необходимо Рис. 2. Демонстрация замещения традиционных ресурсов информационными сохранить его объем производства и, при этом, не увеличивать материальные ресурсы, то достичь этого можно только за счет привлечения большего объема информационных ресурсов (знаний о новых технологиях, например, нанотехнологиях, биоинженерии, новых материалах, методах организации труда, способах управления и т.д.)(см. рис. 2б). В общем случае под информационными ресурсами понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, для их использования в производстве и управлении. Существует узкое и широкое значение понятия «информационные ресурсы»: в первом случае имеют в виду только сетевые информационные ресурсы, доступные через компьютерные средства связи, а в широком значении – любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для применения. Согласно же закону РФ - это информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, других информационных системах. Далее будем различать данные, знания и информацию: информацию можно получить после соответствующей обработки знаний или данных. 3. Категории информационных ресурсов и средства доступа к ним Доступ к большинству ИР на предприятии и за его пределами обеспечивают web-порталы. Они позволяют пользователю осуществлять поиск информации, в сетях различного класса, а также публиковать документы в сетях независимо от их месторасположения или формата. Предоставление информации web-порталами осуществляется на основе строгой персонализации и прав доступа пользователя к тем или иным информационным ресурсам. Рис. 4.7. Сетевые средства доступа к информационным ресурсам Доставка информационных ресурсов осуществляется на основе информационных сетей (см. рис 4.7), которые , соответствии с классификацией информационных ресурсов делятся: • глобальная (GAN – Global Area Network) - для доставки глобальных информационных ресурсов; • национальные (WAN - Wide Area Network) - для доставки государственных (национальных) информационных ресурсов; • региональные, городские (МАN- Metropolitan Area Network) - для доставки региональных информационных ресурсов; • локальные (LAN - Local Area Network) - для доставки собственных (корпоративных) информационных ресурсов. Ключевым понятием в сетях любого уровня является «провайдер». Провайдер (provider) – это организация-посредник между пользователем и глобальной сетью или провайдерами более низкого уровня, то есть посредник, предоставляющий услуги посредством коммуникаций. Основу сети Интернет составляет опорная сеть (Internet BachBone), соединяющая мощные компьютеры. К ним присоединяются континентальные, трансматериковые и трансатлантические магистрали. К последним подключаются национальные провайдеры, а затем и локальные (ICP - Internet Service Provider). Основу региональных сетей составляют ведомственные и корпоративные сети. Ведомственные – это сети, объединяющие локальные сети ведомств. Корпоративная сеть возникает в результате расширения одной локальной. Средства доступа к сетевым инфрмационнм ресурсам включают в себя как аппаратные средства (выделенные сервера, маршрутизаторы, модемы и другие специализированные устройства), так и программное обеспечение (программы поиска, передачи баз данных и т д.). С точки зрения средств доступа к информационным ресурсам выделяют их четыре категории (см. рис. 4.9): • web-страницы, web-сайты и web-порталы; • электронная почта, форумы, конференции; • файлы; • базы данных. Рис. 4.9. Категории сетевых информационных ресурсов и средства доступа к ним Следует различать понятия Интернет и www – всемирную паутину. Если Интернет – это объединение компьютеров по всему миру посредством разрозненных сетей, то WWW (всемирная паутина) – это множество связанных документов, хранящихся на различных компьютерах, подключенных к Интернет. Эти документы связаны ссылками. Отдельный документ, называемый web-страницей, - это гипертекстовый документ. Совокупность таких страниц создает – web-сайт. Сайты делятся на категории: • личные; • коммерческие. Сайт может ориентироваться на российского пользователя и тогда он размещается на сервере одного из российских провайдеров, и на международный рынок – тогда на сервере тех провайдеров, которые обслуживают соответствующий регион. Доступ к web-сайтам должен основываться в первую очередь на работе с источниками метаинформации (информации о информации). За последние века человечество придумало только три способа поиска информации: • каталоги и справочники; • адреса и ссылки (в Internet они называются гиперссылками); • предметный указатель. Первый способ. Этому способу в Интернете соответствуют каталоги и справочники, в которых страницы размещены по рубрикам. Каталог — это строго организованный, детализированный, список элементов, расположенных согласно иерархии. Строгая древовидная иерархия создает ряд проблем. Чем больше размер каталога, тем сложнее его правильно организовать. Поиск по каталогам вначале был основным методом. В них размещались иерархические тематические рубрики, которые указывали человеку каким образом следует двигаться в каталоге. Среди иностранных каталогов выделяют Yahoo (www. Yahoo.com. 14 разделов, 25000 рубрик), Lycos (www.lycos.com). Начиная с верхнего уровня пользователь последовательно открывает рубрику, подрубрику, пока не дойдет до списка сайтов. Авторитетным справочником по периодическим изданиям является Ulrichs Periodicals Directory (http://ulrichweb.com), подготавливаемый американской фирмой Bowker. В данном справочнике находится описание периодических изданий всего мира. Метаинформация о российских информационных ресурсах готовится НТЦ «Информрегистр» (www.inforeg.ru) в виде каталога. ООО «Международное бюро информатизации и телекоммуникаций» (www.mbt.ru) предлагает следующую информацию: • web-каталог деловой информации; • web-каталог бизнес-ресурсов по рынку товаров и услуг; • оказание поисковых, аналитических и консультационных услуг. Второй способ – используются адреса или ссылки на нужные страницы, например, «подробнее об этом см. на стр. 234», или «определение данного понятия можно найти на стр. 45». Ссылки в Интернете называются гиперссылками, так как они уводят за пределы данной страницы. На рис. 4.10 приведен фрагмент гипертекста. Данный доступ к информационным ресурсам осуществляется с помощью специальных программ просмотра - браузеров. Их можно применять различными способами: • воспользоваться ссылками загруженной Web-страницы браузера; • в строку Адрес ввести IP-адрес (URL) интересующей Web-страницы; • воспользоваться "закладками" Web-страниц. Рис. 4.10. Фрагмент гипертекста Третий способ - предметный указатель или индекс – это алфавитный список важных терминов (ключевые слова) и адреса всех страниц, на которых эти слова встречаются. Именно этот способ стал основным при построении поисковых машин. Более детально индексы будут рассмотрены ниже. Современный поиск информационных ресурсов ориентирован на новые принципы поиска, реализуемые в рамках систем известных как Web-2. В них жесткие иерархические структуры, используемые для поиска, уступают место более гибким. Это достигается благодаря системе тегов, или «ярлыков», которые, отражают свойства описываемых объектов. Принципиальная разница классической (древовидной) файловой системы и новой в том, с помощью новой можно одним запросом открыть все страницы, касающиеся свойств интересующего пользователя искомого объекта. Теперь каждый объект описывается рядом свойств, которые задаются либо при создании записи пользователем, либо программой. Доступ к ИР по электронной почте. Провайдер предоставляет почтовый ящик, имеющий уникальный адрес. Для отправления писем используется протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol), для приема – POP – протокол (Post Office Protocol), который контролирует право забирать почту. Доступ к файлам. Файлы распространяются в виде коробочных программных продуктов (диск с руководством, лицензия). Они бывают: условно-бесплатные – программные продукты (ПО), поставляемые с ознакомительными целями (через какое-то время они выключаются и бесплатное ПО (вместе с Windows бесплатно поставляется Internet Explorer). Доступ к профессиональным базам Базы данных делятся на фактографические (хранении структурированной информации, в основном в виде таблиц) и полнотекстовые (неструктурированный текст). Поиск информации в них осуществляется различными методами. В документальных системах осуществляется поиск документов в соответствии с поисковым предписанием, где уже описан поисковый образ документа. Данный поиск является приблизительным. Документальные информационные системы используются в Интернет, в корпоративных электронных хранилищах текстовой информации, в библиотечных, патентных, юридических и других поисковых системах В отличие от документальных фактографические информационные системы ориентированы на точный поиск данных. Поиск осуществляется по заданным ключам, под которыми понимается признак, отображающий одну или несколько сторон искомого объекта, процесса, явления. Ключ может быть первичным или вторичным. Как правила таблица, в которой осуществляется поиск, сортируется по искомому ключу. Например, в справочнике работающих сотрудников первичным ключом служит их табельный номер, что позволяет отыскать единственную о нем запись. Однако одного реквизита может не хватить, для того, чтобы отыскать требуемую запись. Тогда указывают несколько реквизитов. 4. Структура и характеристика общедоступных информационных ресурсов Все информационные ресурсы (ИР), используемые на предприятии, предназначены для обеспечения внешнеэкономической и внутриэкономической деятельности. По источнику приобретения они являются либо внешними по отношению к нему, либо внутренними (корпоративными). Внешнеэкономическая деятельность обеспечивается глобальными (мировыми) ИР, а внутриэкономическая – государственными (национальными) и региональными, что можно представить с помощью рис. 4.3. И та и другая деятельность поддерживается внутренними информационными  ресурсами. Рис. 4.3. Классификация информационных ресурсов предприятия по источнику возникновения Рассмотрим содержание выделенных классов ИР. Глобальные (мировые) информационные ресурсы Прежде чем принять решение по внешнеэкономической деятельности, то есть выходе предприятия на международный рынок, предприниматель должен собрать информацию следующего характера: • какова структура и объем потенциального рынка; • какова специфика страны, местности, климата, традиций, отношение покупателей на тот или иной товар; • кто конкуренты, их характеристика; • какова специфика бизнес-методов в стране; • каковы логистические, тарифные, таможенные, налоговые условия в изучаемой стране; • каковы законы по внешнеэкономической деятельности в данной стране и т.д. Для ответа на эти вопросы создаются глобальные мировые информационные ресурсы, доступные мировому сообществу. Их структура представлена на рис. 4.4. Рис. 4.4. Структура глобальных информационных ресурсов Глобальные (мировые) информационные ресурсы доступны всем. Делятся они на три группы: • деловая информация; • научно-техническая и специальная; • потребительская (массовая) информация. В свою очередь деловая информация подразделяется на: • биржевую и финансовую: котировки ценных бумах, валютные курсы, учетные ставки, рынки товаров и капиталов; • статистическая информация, предоставляемая государственными организациями и частными компаниями (экономическая и социальная статистика в виде рядов динамики); • коммерческая информация по направлениям работы предприятий, фирм о их финансовом состоянии, ценам на продукцию, осуществленным сделкам и т.д. Значительная часть деловой информации составляет система международной статистики, в создании которой участвует около 200 международных организаций из 191 страны мира. Примером такого рода ресурсов могут служить публикации статистических материалов ООН: • Демографический ежегодник. • Статистический ежегодник. • Статистический ежегодник промышленных товаров. • Статистический ежегодник международной торговли. • Статистический ежегодник промышленных товаров. • Статистический ежегодник ЮНЕСКО, где находятся данные об уровне грамотности и развития культуры в международном масштабе. Ориентироваться в гигантском объеме мировых информационных ресурсов позволяет справочное издание, популярное во всем мире Gale Directory of Databases, выпускаемое дважды в год в виде двух томов фирмой Gale Research,Inc. Популярные мировые информационные ресурсы приведены в табл. 4.1. Таблица 4.1 Мировые информационные ресурсы Название базы данных Содержание Период, за который предоставляются данные World Bank e-Library (Всемирный банк) www.wordbank.org 1400 наименований финансовой информации по регионам С1987 по настоящее время Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) www.oecd.org 34 статистические базы данных по 30 странам членам OECD и 70 странам дополнительно С 1977 по настоящее время ООН (UNCDB) Данные из 435 статистических рядов С 1940 по настоящее время Доступ к мировым информационным статистическим ресурсам предоставляют различные информационные агентства (например, выделяют фирму LexisNexis Statistical). Если требуются более детальные глобальные информационные ресурсы для корпоративного или другого , то обращаются к частным компаниями. Это неофициальная статистика которая, как правило, содержит следующее: • результаты деятельности участников рынка (доля фирмы на рынке, объем экспорта продукции в другие страны и т.д.); • экономические связи различных регионов или стран. Ведущей является информационная система TradStat (www.tradstatweb.com), специализирующаяся на международной торговле. Она предоставляет информацию по всем товарам, которые импортируются или экспортируются в 30 странах мира. Известна также система Euromonitor (www.monitor.com) предоставляющая информацию о состоянии рынка продуктов и услуг в Англии, Франции, Италии, Германии, Испании и США. В странах СНГ рынок продовольственных и непродовольственных товаров отслеживает система БизнесАналитика (www.businessanalytca.ru) по 12 странам СНГ. Известен также каталог ресурсов официальной статистики (Official Statistics on the Web (www.librari.auckland.ac.nz/Subjects/offstats/). На нем представлена информация о ресурсах социальной, экономической и общей информации. На сайте NationMaster (www.nationmaster.com) представлена информация из Всемирного банка, ООН, ВОЗ и т.д. Можно получить данные по странам, регионам в табличном и графическом виде. Государственные (национальные) информационные ресурсы Во многих странах для поиска необходимой для управления информации создается информационная инфраструктура, представляющая собой комплекс взаимосвязанных государственных, региональных и иных информационных сетей, государственных центров научно-технической информации и пр. Большинство технической, финансовой, статистической и иной информация сейчас находится в свободном доступе. Повсеместно открыт доступ к патентной информации. Единственный вид информации, ограничиваемый в доступе, это информация о рынках, поскольку именно он оказывает непосредственное влияние на решение задач инновационного развития бизнеса. Государственные информационные ресурсы необходимы как для организации внутриэкономической деятельности, так и внешнеэкономической. Государственные (национальные) информационные ресурсы делятся на: • федеральные; • находящиеся в совместном ведении государства и субъектов федерации; • находящиеся в ведении субъектов федерации. На рис. 4.5 представлена структура государственных информационных ресурсов. Рис. 4.5. Классификация государственных (национальных) информационных ресурсов Среди федеральных государственных ИР выделяют: • библиотечную сеть; • архивный фонд; • гос. систему статистики; • гос. систему НТИ; • гос. систему правовой информации; • ИР органов государственной власти и местного самоуправления; • ИР о природных ресурсах и явлениях, процессах; • ИР социальной сферы; • ИР в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности. Информационные ресурсы библиотечной сети. В России находятся 150000 библиотек (публичные федеральные, региональные субъектов федерации, муниципальные, система научно-технических библиотек, библиотечная система РАН, вузов медицинских учреждений и т.д.). Автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в 2,5 тысяч библиотек. Информационные ресурсы Архивного фонда состоят из государственных и негосударственных архивов. В ведении Росархива находятся 193 млн. ед. хранения. Ведется работа по созданию сетей архивов. Научно-техническая информация. В государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ) входят: федеральные, отраслевые и региональные органы НТИ. Образовано объединение «РОСинформресурс» - специализированная федеральная информационная сеть с единым информационным ресурсом. Информационные ресурсы государственной системы статистики включают (www.gks.ru) : • информацию по отраслям статистики; • интегрированные базы данных; • статистическую информацию первичных отчетов. Государственная система правовой информации включает: • комплекс баз данных правовой информации, содержащей более 340000 правовых актов; • база данных действующего российского законодательства; • база данных судебной статистики и т.д. Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. Здесь существует две схемы их формирования: • централизованное информационное обеспечение органов государственной власти федерального и регионального уровня; • самостоятельное формирование необходимых ИР региональными и муниципальными органами власти. Централизованное базируется на базах данных МЧС, МВД и т.д. ИР муниципального уровня пока развиты слабо. Информация о природных ресурсах, явлениях, процессах Создается информационная система недропользования при Министерстве природных ресурсов, в которой имеется: • Федеральный геологический фонд. • Государственный банк цифровой геологической информации. • Фонд гидрометеорологии. • Банк данных государственного мониторинга геологической среды. В настоящее время развернуты работы по созданию земельных кадастров. Информационные ресурсы социальной сферы Наиболее развиты информационные ресурсы в здравоохранении и образовании. Сеть Минздрава насчитывает 61 информационный центр. Развитие информационных ресурсов в области образования идет в двух направлениях: • создание федеральной университетской сети RUNNET; • создание региональных центров информации. Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности. Наиболее крупные ресурсы: • базы данных по федеральному бюджету и бюджетов субъектов РФ, реестр паспорта импортных сделок, реестр страховых компаний (Минфин РФ); • реестр собственности РФ (Мингосимущество РФ); • базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТК России); • базы данных «Налоговая отчетность», гос. реестр налогоплательщиков (МНС); • фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность (Банк России) и др. В качестве примера в табл. 4.2 представлена структура бизнес-плана предприятия и необходимые для его разработки информационные ресурсы. Раздел бизнес-плана Внешняя по отношению к предприятию информация Информационные ресурсы Анализ рынка Информация о емкости рынка, сегментации рынка; экономических, демографических, экологических факторах Росбизнесконсалтинг www.rbc.ru АСУ Импульс Бизнес справочники и базы данных www.asuimp.ru Производствен-ный план Информация о возможных поставщиках сырья, оборудования, материалов, комплектующих изделий; о технологиях, лицензиях Интегрум-Техно www.integrum.ru Агентство Деловой информации «Бизнес- Катра» www.biznes-karta.ru Финансовый план и стратегия финансирования Статистические данные Финансовая информация Прогнозы дальнейшего развития Ставки кредитов Цены на электроэнергию, воду, сырье, труд Налоговое законодательство Курс валюты Финмаркет www.finmarket.ru Информсистема www.informsistema.com Агентство Деловой информации «Бизнес- Катра» www.biznes-karta.ru базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТК России) План маркетинга Информация о возможных конкурентах, их слабых и сильных сторонах, их доли рынка, маркетинговых средствах. Информация о ценах на аналогичную продукцию, о поведении и реакции потребителей относительно цены товара о товародвижения и продажах. Информация о возможных посредниках, продавцах, транспортных фирм. Оценка и страхование риска. Состояние банковских структур, их репутация Информация об оценке надежности всех, с кем предприятие предполагает иметь деловые отношения. Курсы валют Политическая и экономическая ситуация в стране. Криминогенная обстановка в стране и тенденции ее изменения Возможные страховые компании, их репутация Маркетинг Союз www.msouz.ru Агентство Деловой информации «Бизнес- Катра» www.biznes-karta.ru реестр паспорта импортных сделок, реестр страховых компаний (Минфин РФ); базы данных «Налоговая отчетность», гос. реестр налогоплательщиков (МНС); фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность (Банк России) и др. Правовая система в части: -налоговой системы -законов, предохраняющих от загрязнения окружающую среду -патентной защиты -правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и проведения рекламной компании -основных прав потребителей и системы их защиты. Информация о лицензиях, необходимых для производства Общероссийская Сеть КонсультантПлюс www.consultant.ru Гарант www.garant.ru Референт www.referent.ru Агентства INTRALEX "ЮСИС" (Юридическая справочно-информационная система www.intralex.ru Региональные информационные ресурсы Региональные информационные ресурсы (см. рис. 4.6) делятся на: • информационные ресурсы субъектов РФ; • информационные ресурсы городские; • информационные ресурсы муниципальные. Рис. 4.6. Классификация региональных информационных ресурсов Региональные (муниципальные, городские) информационные ресурсы предназначены для управления территориальным образованием. Практически вся первичная информация создается на муниципальном уровне. Участвуют в этом следующие организации: - региональные и муниципальные органы статистики; - органы юстиции, осуществляющие регистрацию прав собственности; - налоговые органы; - страховые; - медицинские и т.д. Базовыми информационными ресурсами являются: кадастры, реестры и регистры. Кадастры недвижимости содержат информацию о муниципальной, региональной и федеральной собственности. Например, градостроительный кадастр содержит генеральный план, градостроительное зонирование и т.д., картографический - топографические планы, аэросъемки и т.д. Реестры содержат информацию о инженерных сетях и коммуникациях. Регистры содержат информацию о юридических лицах и собственности муниципалитета, субъекта федерации, федеральной собственности. Регистр физических лиц содержит информацию в следующих разрезах: базу данных о избирателях, налогоплательщиках, пенсионерах и т.д. Создается база данных, содержащая адресно-справочную информацию о кадастрах, регистрах, реестрах и базах данных. 5. Поисковые машины, их функционирование и оценка релевантности работы Наиболее мощными поисковыми машинами, использующими предметные указатели (индексы), на сегодняшний день в мире являются: Google, Alta Vista (www.altavista.digital.com), Yahoo! (www.yahoo.com), Infoseek (www.infoseek.com), GoTo (www.goto.com), FTP search (ftpsearch.ntnu.no - поиск в системе FTP), а также отечественные: Rambler (www.rambler.ru), Yandex (yandex.ru), АПОРТ! (www.aport.ru), Следопыт (www.medialingua.ru/www/wwwsearc.htm), Compass (compass.tsu.ru), Russian FTP search (ftpsearch.city.ru - поиск в системе FTP). Популярность приобретают также мультипоисковые машины, которые переадресовывают запрос на поисковые машины, а за тем суммируют полученное и удаляют дублируемые записи (Мetabot.ru опрашивает Google, Alta Vista, Rambler, АПОРТ). Поисковая машина – это программа, которая составляет и хранит предметный указатель Интернета (индекс) и находит в нем заданные ключевые слова, а затем адреса сайтов. Ее функционирование включает два базовых процесса: 1) анализ ресурсов Internet и их индексирование (автоматическое построение и обновление индекса) и создание собственных бах данных, осуществляемое с помощью специальной программы «робота-паука»; 2) поиск по индексу информации, соответствующей запросу пользователя. Работа поисковой машины демонстрируется на рис. 4.11, где представлена работа двух независимых частей: индексирующего робота-паука и поисковика, работающего с индексом. Робот-паук периодически считывает адреса вновь появившихся сайтов и находящихся в базе данных и создает индексы. Индекс – это хранимые по алфавиту основы слов и ссылки на номера web-страниц, где они присутствуют. Индексная запись имеет следующую структуру: Основа слова (адрес страницы, адрес страницы, …, адрес страницы). Основа это ключевое слово специально обработанное (без формообразующего суффикса и окончания). Если в обычном тексте чтение происходит от номера страницы к словам, то поисковая машина идет от слов к номерам страниц. Поэтому индекс поисковой машины называется инвертированным (перевернутым). Рис. 4.11. Элементы поисковой машины. Поисковая машина в соответствии с запросом пользователя просматривает индексы и выдает результаты в виде адресов, по которым находятся текстовые копии искомых страниц Интернета. Оценка релевантности (точности) выданных поисковой машиной документов осуществляется на основе следующих характеристик: • Частота встречаемости ключевых слов в найденной странице. • Плотность ключевого слова: частота встречаемости ключевых слов в найденном объеме текста. • Положение ключевого слова на странице (чем ближе к началу, тем лучше) • Вес ключевого слова, рассчитываемого как отношение частоты его использования к общему количеству слов на индексируемой странице, выраженного в процентах. Поисковые машины могут просмотреть небольшую часть сайтов в Интернете, что свидетельствует о том, что существует видимый и невидимый Интернет. Число документов невидимой части в 500 раз превышает ее видимую часть. 6. Структура корпоративных информационных ресурсов В отличие от определения общегосударственных информационных ресурсов, приведенного выше, под информационным ресурсом корпорации (предприятия, организации) будем понимать совокупность собственных, приобретаемых и поставляемых извне данных, зафиксированных как на бумажных, так и электронных носителях. Структура информационных корпоративных ресурсов приведена на рис. 2.10. Рассмотрим их содержание. Формы существования корпоративных ресурсов могут быть следующими: бумажные документы, электронные документы, базы данных, базы знаний, web-сайты, файлы различной природы (аудио, видео) и т.д. В сущности, информационные ресурсы – это общий объем данных и знаний, циркулирующих на предприятии, входящих и исходящих из него, материализованных в каком-либо носителе. Рис. 2.10. Структура корпоративных информационных ресурсов предприятия Согласно рис. 2.10 корпоративные информационные ресурсы делятся на три группы: собственные, приобретаемые и получаемые от сторонних организаций. Собственные – это те, что генерируются внутри предприятия, остальные поступают извне. Собственные информационные ресурсы, в зависимости от материального носителя делятся на внемашинные и внутримашинные. Внемашинные – это, как правило, бумажные документы управленческого и организационно-распорядительного характера, а внутримашинные – это внемашинные информационные ресурсы, введенные в память компьютера. Управленческие документы отражают производственные, хозяйственные, финансовые и прочие операции, выполняемые в процессе функционирования предприятия. К таким документам относятся плановые, бухгалтерские, аналитические, статистические, маркетинговые, логистические, проектно-конструкторские и технологические (трудовые, материальные и технологические нормы) и прочее. Документы организационно-распорядительного характера делятся на следующие группы: • организационные (задачи и цели предприятия, структура предприятия, штатное расписание, устав предприятия и т.д.); • распорядительные (приказы, указания, предписания, инструкции и прочее); • справочные (письма входящие и исходящие, акты, справки, обзоры, рефераты, библиотечные подборки и т.д.); • прочие (патентная, юридическая и прочая документация). Поступившие извне информационные ресурсы могут быть как платными (приобретаемыми), так и предоставляемыми сторонними организациями в соответствии с договоренностями или обязательствами (получаемые ресурсы). Как те, так и другие могут иметь как бумажную форму представления, так и передаваться по информационным сетям. Внешние (поступившие извне) информационные ресурсы возникают во внешней среде и отражают экономические, социальные, рыночные, технологические, банковские, налоговые, страховые и другие отношения, в которых находится предприятия с иными хозяйствующими субъектами. Форма существования таких информационных ресурсов – это web-сайты, электронные документы, документальные хранилища данных. Приобретаемые информационные ресурсы включают периодически выполняемые платные услуги аналитического характера. Например, в различных консалтинговых фирмах можно заказать анализ динамики курса валют, кросс-курсы валют, динамики ценных бумаг, ставок привлекаемых рублевых и других депозитов, информацию о конкурентах, тенденциях в изменениях в деловой среде и состоянии международных рынков и т.д. В отличие от приобретаемых, получаемые информационные ресурсы отражают деловые отношения с партнерами, а также отношения с выше или ниже стоящими организациями. Содержательно информационные ресурсы данного класса фиксируют информацию, получаемую из банков, страховых, налоговых и прочих организаций. Особое место в данном классе занимают Интернет-ресурсы отдельных министерств и ведомств. Собственные информационные ресурсы могут быть либо структурированными, и тогда они подлежат арифметической, логической и другой обработке программными средствами, либо нет, что не позволяет осуществлять с ними подобных операций. Структурируемые информационные ресурсы – это базы данных, хранилища данных, базы знаний (см. 4.8). Управленческие, а также организационно-распорядительные документы занимают одно из центральных мест, так как в них фиксируются все производственно-хозяйственные, финансовые и другие операции. В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать [1]. Документ обладает двумя свойствами: многофункциональностью (регистрация информации, передача, обработка и хранение) и наличием юридической силы. Форма и содержание управленческих документов, циркулирующих на предприятии, регламентируется нормативно-методической базой, создаваемой государственными органами. Под нормативно-методической базой управленческих документов понимается свод законов, нормативно-правовых и методических документов, регулирующих процессы их создания, обработки и хранения. Данная база содержит: 1. Законодательные акты РФ в сфере информации и документации. 2. Государственные стандарты на управленческую документацию. Стандарты регламентируют форму и содержание большинства документов, циркулирующих на предприятии. Документы, разработанные в соответствии с этими стандартами, называются унифицированными. Унификация систем документации может осуществляться на различных уровнях: межотраслевом (государственном), отраслевом и на уровне предприятий. На межотраслевом уровне создается унифицированная система документации (УСД), в которую входят: • единая система конструкторской документации (ЕСКД); • единая система технологической документации (ЕСТД); • унифицированная система форм статистической информации; • унифицированная система документации бухгалтерского учета и отчетности и др. В соответствии со стандартами в РФ создано восемь унифицированных систем документации: 1. Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций. 2. Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий. 3. Унифицированные системы организационно-распорядительной документации. 4. Унифицированные системы отчетно-статистической документации. 5. Унифицированные системы банковской документации. 6. Унифицированные системы документации Пенсионного фонда РФ. 7. Унифицированные системы документации по труду. 8. Унифицированные системы внешнеторговой документации. Классификация и кодирование экономической информации В управленческой документации одна часть данных кодируется, а вторая – нет (адреса, фамилии и т.д.). Кодирование выполняется с целью сокращения затрат на ввод документов и упрощения операций по их обработке. Коды находятся в классификаторах, содержащих также систематизированный свод наименований объектов и их группировки. Для того чтобы получить коды объектов, они предварительно классифицируются. Классифицирование - это деление множества объектов на классы в соответствии с нужным признаком. Если признаков несколько и между ними существует иерархическая соподчиненность, то получают иерархическую классификацию. Правила построения иерархического классификатора следующие: 1. Определить число признаков, указать их наименование и соподчиненность (например, А (факультет) старше Б (специальности), Б старше В (группы), В старше Г (номера студента в группе). 2. Определить число значений, принимаемых каждым признаком и выбрать максимальное (например, А принимает максимальное значение 5, Б – 3, В – 4, Г - 25). 3. Построить классификационное дерево. 4. Построить структуру кода по схеме 5. На рис. 4.15 приведено классификационное дерево и структура кода. Рис. 4.15. Классифицирование объектов Если между признаками нет иерархической зависимости, то имеет место одноуровневая многопризначная (фасетная) классификация. Она используется для такого деления объектов на классы, при котором ранг всех признаков одинаков. Классы-фасеты получают путем отнесения объектов в классы согласно значениям признаков одновременно. Например, множество студентов можно разделить по трем признакам: пол, успеваемость и место проживания (регион). Получают независимые классы-фасеты, представленные на рис. 4.16. Определенные таким образом фасеты позволяют с помощью операций пересечения, объединения и др. получить ответы на различные вопросы. Например, на вопрос, "Какие студенты мужского пола, проживающие в Москве, учатся на отлично? будет получен следующий ответ: Иванов. Для его получения составляют фасетную формулу вида: Ф11 ∩ Ф21∩ Ф31 = Иванов, где знак ∩ означает знак пересечения множеств. Рис. 4.16. Иллюстрация к фасетной классификации объектов В настоящее время существует три уровня классификаторов экономической информации: общегосударственные, отраслевые и локальные (классификаторы предприятий). Общегосударственные классификаторы делятся на следующие группы: 1. Классификаторы управленческих документов, видов деятельности, экономических и социальных показателей • Общероссийский классификатор продукции (ОКП); • Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД); • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД); • Общероссийский классификатор валют (ОКВ); • Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) и др. 2. Классификаторы организационных структур. • Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ); • Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО); • Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и др. 3. Классификаторы информации о населении и кадрах. • Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН); • Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО); • Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). Общероссийские классификаторы Общероссийские классификаторы (ОК) разработаны для объектов, которые имеют широкое применение в ИС различных классов. Они обладают избыточностью структуры кодов, отажают широкую номенклатуру, обеспечивают возможность информационной интеграции. 1.Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) Объект классификации ОКУД – общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации, входящие в унифицированные системы документации (УСД). Код унифицированной формы документа (код) состоит из 8 знаков. 2. Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления(КОГУ) Объектами классификации ОКОГУ являются органы государственной власти и управления, которые делятся на группы: 10000 федеральные органы государственной власти; 20000 органы государственной власти субъектов Российской Федерации; 30000 органы местного самоуправления; 40000 объединения предприятий и организаций; 50000 добровольные объединения (ассоциации) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 60000 общественные объединения и религиозные организации; 70000 межгосударственные органы управления. 3. Общероссийский классификатор объектов административно - территориального деления (ОКАТО). Объектами классификации в ОКАТО являются: республики; края; области; города федерального значения; автономные области; автономные округа; районы; города; внутригородские районы, округа города; поселки городского типа; сельсоветы; сельские населенные пункты. Все множество объектов подразделяется на группы согласно территориальному делению, эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью. Длина кода – от 2 до 8 разрядов, в зависимости от уровня классификации, на котором находится объект. Структура кодового обозначения в блоке идентификации: Например: 05 9 - Приморский край 05 401 5 - Владивосток 05 401 360 4 - Районы г Владивостока 05 401 364 9 - Ленинский район 4. Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) ОКФС предназначен для решения задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом. Объектами классификации ОКФС являются формы собственности, установленные Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Структура кода – XX, например: 11- Государственная собственность 16 - Частная собственность 20- Иностранная собственность 22 - Собственность иностранных государств 5. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) Объекты классификации ОКОПФ – организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, к которым относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели. Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. Хозяйствующие субъекты – юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Структура кода - XX, например: 39 - Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями; 65- Общества с ограниченной ответственностью. 60 - Акционерные общества 47- Открытые акционерные общества 67 - Закрытые акционерные общества 52 - Производственные кооперативы 70 - Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями 85- Потребительские кооперативы 83 - Общественные и религиозные организации (объединения) 91- Индивидуальные предприниматели 6. Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) ОКИН используется для представления демографической, социальной и экономической информации о населении и состоит из фасетов, которые можно использовать независимо друг от друга при решении различных задач. 7. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОКОФ разработан для применения на территории Российской Федерации. Сфера применения ОКОФ – организации, предприятия и учреждения всех форм собственности. Объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды, состоящие из материальных и нематериальных основных фондов. Группировки объектов в ОКОФ образованы по признакам назначения, вида деятельности, продукции и услуг. Код содержит: Разделы образованы с учетом классификации основных фондов, принятой в системе национального счетоводства (СНС). Подразделы учитывают значимость основных фондов для экономики в целом и сложившиеся традиции. Классы обеспечивают детализацию объектов классификации. Они образованы в основном на базе соответствующих классов продукции по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). Подкласс раскрывает с необходимой детализацией выделенный класс. Вид обеспечивает детализацию объектов классификации, необходимую для выполнения учетных функций, без перехода на конкретные типы объектов. Отраслевые классификаторы создаются для отраслей производства или видов деятельности (коды бухгалтерских счетов, коды видов оплат и удержаний, виды операций с материальными ценностями и т.д.). Локальные классификаторы предназначены для информационного обслуживания отдельного предприятия или организации (табельные номера, коды структурных подразделений, коды поставщиков и т.д.). На данном уровне классификация и кодирование объектов или процессов осуществляется специалистами предприятия. Коды необходимы для упрощения процедур автоматического поиска информации, ее группировки, сортировки и получения сводных результатов вычислений. Кодирование – это процесс присвоения условного обозначения объектам. Коды могут быть цифровыми, буквенными и буквенно-цифровыми. Распространенными являются следующие системы кодирования: порядковая, серийная, позиционная, мнемоническая (код повторения), шахматный код. Порядковая система кодирования предполагает присвоение всем позициям кодируемой номенклатуры порядковые номера без пропусков. Например, виды начислений заработной платы могут быть закодированы следующим образом: 01- основная заработная плата, 02 - премия, 03 - за работу в ночное время, 04 - за работу в праздничные дни и т.д. Кодируемые объекты не должны изменяться. Серийная система ориентирована на кодирование объектов, которые предварительно сгруппированы в серии. Сериям присваиваются номера с учетом их возможных расширений. Например: группа основных цехов коды от 01 до 07, группа вспомогательных цехов коды от 11 до 16 и т.д. Позиционная система кодирования отражает иерархическую соподчиненность признаков классификации. В бухгалтерском учете распространены позиционные двух и трех призначные коды. Как правило, в кодах счетов бухгалтерского учета выделяют дополнительный, аналитический уровень для получения более детальной информации. Например, для счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" выделяют два уровня: для подразделений и для табельных номеров. Для счета 10 "Материалы" выделяют три уровня: вид материальных ценностей (1 знак), склад (1 знак) и номенклатурный номер (2 знака). Структура кода приведена на рис. 4.17. Рис. 4.17. Кодирование аналитического уровня бухгалтерского счета № 10 Мнемонический код повторяет характеристики объекта, например коды гаечных ключей, могут быть следующими: ключ 12 на 14 кодируется как 1214, ключ 14 на 17 – как 1417 и т.д. Шахматный код применятся для кодирования двухпризначных номенклатур. Пример приведен в табл. 4.4. Таблица 4.4 Шахматный код Причины простоя Виновники простоя Поставщики Администрация Рабочие Отсутствие электроэнергии 11 12 13 Отсутствие инструментов 21 22 23 Отсутствие комплектующих 31 32 33 Коды играют определяющую роль в процессе подготовки исходных данных и решении задачи. Эта роль заключается во-первых: в некоторых случаях, если не используется ввод текстовых данных, выбираемых вручную из списка (например наименование поставщика), то можно сократить затраты на ввод за счет перенесения справочных данных в макет ввода первичного документа по коду поставщика. Во-вторых, коды с помощью процедур сортировки позволяют выполнять различные группировки данных для получения многоуровневого накопления результатов. Иллюстрацией этого может служить документ "Сальдовая ведомость материалов по складам" (см. табл. 5.1). Таблица 4.19 Сальдовая ведомость учета материалов по складам Код склада Код материала Фактически поступило 12 1000 3 12 1000 2 Итого по коду 1000 5 12 1001 4 12 1001 2 12 1001 1 Итого по коду 1001 7 Итого по коду 12 12 В-третьих, коды используются в процессе оформления различных документов. Например, в процессе оформления бухгалтерской отчетности указываются коды организаций, отрасль, организационно-правовая форма и т.д. 7. Структура и содержание внутримашинных информационных ресурсов. Базы данных. Внутримашинные структурированные информационные ресурсы – это множество бумажных управленческих документов, а также структурированной информации поступающей из вне, размещенных в памяти компьютера в соответствии с некоторой моделью. Структуризация достигается благодаря моделям, устанавливающих правила размещения данных в памяти и возможные операции над ними. Формы внутримашинного представления информационных ресурсов иллюстрируются с помощью рис. 4.19. Наиболее распространенными формами существования внутримашинных структурированных информационных ресурсов являются: • файлы; • базы данных; • хранилища данных; • базы знаний. Рис. 4.19. Формы представления внутримашинных информационных ресурсов Исторически первой среди перечисленных форм появилась файловая организация данных, ориентированная на обработку с помощью программ, созданных программистом. Файл – это последовательное отображение однородных управленческих документов на машинном носителе в виде записей. Запись отражает один документ, либо его строку, если документ многострочный. Запись состоит из полей, в которых находятся реквизиты документа (коды поставщиков, даты, суммы и т.д.). Для обработки файл должен характеризоваться структурой, то есть: • именем для его поиска; • количеством полей в записи; • последовательностью фиксации полей в записи; • типом записи (постоянная или переменная длина записи); • типом поля (символьное или числовое); • длиной поля (количество разрядов); • ключом доступа; Ключи доступа могут быть первичными и вторичными. Они используются для поиска нужных записей. Ключ называется первичным, если с его помощью отыскивается одна запись и вторичным, если больше одной. Для обращения каждый файл должен иметь имя (не более 8 символов) и расширение, уточняющее его назначение: EXE, COM – программные файлы, готовые к использованию, DBF – файлы базы данных, DOC, TXT – текстовые файлы и т.д. По содержанию выделяют: файлы данных и программные файлы. Однако файловая система обладает рядом серьезных недостатков, первый из которых заключается в ее ориентации на профессиональных программистов, второй - это - чрезмерная избыточность данных, являющаяся причиной возрастания затрат на их корректировку, и третий - это высокая зависимость обрабатывающих их прикладных программ, от изменения структуры файлов. Вслед за файлами появились базы данных, которые в определенной степени снижали остроту перечисленных недостатков. Главная особенность баз данных, существенно отличающая их от файловой системы, состоит в их ориентации на интерактивный режим работы с ними конечного пользователя (бухгалтера, финансиста, менеджера и т.д.). Понятие «персональный компьютер» появилось, во многом благодаря базам данных. Широкое применение баз данных не профессионалами-программистами стало возможным благодаря специально созданному программному комплексу – системам управления базами данных (СУБД). Появление СУБД избавило пользователей от знания значительного объема тонкостей, связанных с решением экономических задач. Дальнейшее развитие баз данных привело к появлению хранилищ данных, назначение которых отлично от баз данных. Если последние предназначены для оперативного отражения ежедневных производственно-хозяйственных, финансовых и других операций предприятия, то хранилища данных необходимы для долговременного хранения данных в специально создаваемых многомерных информационных кубах. Информационные кубы предназначены исключительно для аналитической обработки данных. Сегодня они становятся неотъемлемой частью средств, необходимых для принятия корпоративных и других решений. Знания также как и данные являются информационным ресурсом и хранятся в компьютере в соответствии с разработанной моделью. В результате получают базу знаний. Работа с базами знаний – это одно из направлений искусственного интеллекта, целью которого является создание инструментальных средств, позволяющих решать задачи, традиционно считающиеся интеллектуальными. Существуют различные модели представления баз знаний, речь о которых пойдет в 4.8.4. Так как любая модель, и в том числе модель представления знаний, формальна, поэтому могут создаваться программные средства для их обработки. Знания, как и прочие формы представления информации, устаревают или становятся ненужными, поэтому должна быть система управления ими. Система управления знаниями (СУЗ) это совокупность программных средств, обеспечивающих поиск, ввод, обработку, использование и корректировку знаний. Базы данных и их применение для решения экономических задач Период применения компьютеров в экономике можно разделить на два этапа: до и после появления баз данных (см. рис. 4.20). Рис. 4.20. Последствия появления баз данных До появления баз данных в связи с тем, что конечный пользователь не мог общаться с компьютером из-за незнания языка программирования, существовало передаточное звено – программист. В функции программиста входило выяснение содержания задачи, которое знал конечный пользователь, разработка соответствующего алгоритма и написание программы. Препона между пользователем и компьютером в виде программиста, серьезно затрудняло и замедляло процесс решения задач. Кроме того, существующие в то время операционные системы и системные программные средства, предназначенные для обработки файлов (так назывались данные сгруппированные для обработки), обладали недостатками, которые ставили под сомнение целесообразность использования компьютеров в экономике. Причин для этого было две: существовала избыточность данных и высокая зависимость прикладных программ от структурных изменение файлов. Все это потребовало пересмотра базовых принципов хранения данных, что привело к созданию баз данных. База данных – это ориентированное на пользователя-непрограммиста множество взаимосвязанных данных, структурированных таким образом, что достигается их минимальная избыточность и максимальная независимость от прикладных программ. Данные в базе находятся в памяти в соответствии с некоторой моделью. Распространенными моделями баз данных являются: реляционная, сетевая и иерархическая. Так как в процессе управления предприятиями и организациями широко используются таблицы, поэтому наиболее распространенной моделью баз данных в настоящее время является реляционная модель. Реляционная модель основывается на понятии “отношение”, и представляется совокупностью таблиц. На рис. 4.21 приведены базовые понятия данной модели. Рис. 4.21. Основные понятия реляционной модели базы данных Домен – это множество значений, принимаемых свойствами (характеристиками) отражаемого объекта. Атрибут – это имя множества значений, входящих в домен. Атрибуты используются в качества средства для обращения к доменам. Кортеж – это множество элементов из доменов, составляющих одну строку отношения (таблицы). Отношение – это множество кортежей, отражающих свойства объекта в форме таблицы. Ключ таблицы – это такой атрибут, который позволяет определить значения искомых строк таблицы. Таблицы, входящие в реляционную модель, строятся в рамках ограничений, диктуемых операциями их обработки. Это следующие ограничения: • таблица должна иметь имя (например, ДЕТАЛЬ, ПОСТАВЩИК, ПОСТАВКИ); • таблица должна быть простой, то есть не содержать составных элементов, например, у поставщика должен быть только один номер телефона, указанный в одной строке; • в таблице не должно быть одинаковых строк; • должен быть известен первичный ключ, используемый для поиска или выполнения других логических операций. Таблицы реляционной модели обрабатываются с помощью операций реляционной алгебры. Выделяют три основных операций: ВЫБОРКА, ПРОЕКЦИЯ, СОЕДИНЕНИЕ. Операцию ВЫБОРКА продемонстрируем с помощью базы данных ПОСТАВКИ, представленной на рис. 4.22. ПОСТАВКИ Код поставщика Код детали Количество (шт.) КР KD Q П1 101 3 П1 102 5 П2 101 4 П3 103 6 П3 103 7 П4 101 5 П4 104 2 Рис. 4.22. База данных «ПОСТАВКИ» В данной таблице обозначения KP, KD и Q являются идентификаторами соответствующих характеристик (атрибутов). Данный оператор применяется к одной таблице. В результате получают новую таблицу, в которой находятся лишь те строки, которые удовлетворяют заданному условию. Общая форма оператора, используемого СУБД, имеет вид: ВЫБОРКА ИЗ <имя исходной таблицы> ГДЕ <условие> ПОЛУЧАЯ <имя результирующей таблицы> Допустим, из базы данных ПОСТАВКИ необходимо выбрать тех поставщиков, которые поставляли детали с кодом 101. Заполнив общую форму оператора получим: ВЫБОРКА ИЗ ПОСТАВКИ ГДЕ KD = 101 ПОЛУЧАЯ ПОСТАВЛЕННЫЕ ДЕТАЛИ В результате будет получена таблица, представленная на рис. 4.23. ПОСТАВЛЕННЫЕ ДЕТАЛИ Код поставщика Код детали Количество (шт.) КР KD Q П1 101 3 П2 101 4 П4 101 5 Рис. 4.23. Результат выполнения оператора «ВЫБОРКА» Для обработки нескольких таблиц устанавливаются связи. Связи между первичными ключами, то есть теми атрибутами таблиц, которые однозначно определяют их строки. На рис. 4.24 эти связи указаны с помощью стрелок. Рис. 4.24. Реляционная база данных «Поставщики-Детали» Для объединения таблиц используется оператор СОЕДИНЕНИЕ, общий вид которого следующий: СОЕДИНЕНИЕ <имя таблицы 1> И <имя таблицы 2> ПО <атрибут таблицы 1> и <атрибут таблицы 2> ПОЛУЧАЯ<имя результирующей таблицы> Допустим необходимо для расшифровки кодов поставщиков в таблице ПОСТАВЛЕННЫЕ ТОВАРЫ (рис. 4.23) соединить ее с таблицей ПОСТАВЩИК (рис. 4.24). Тогда данный оператор приобретает вид: СОЕДИНЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫЕ ДЕТАЛИ И ПОСТАВЩИК ПО KP И KP1 ПОЛУЧАЯ ПОСТАВЩИКИ ДЕТАЛЕЙ На рис. 4.25 представлены результаты выполнения оператора СОЕДИНЕНИЕ. ПОСТАВЩИКИ ДЕТАЛЕЙ Код поставщика Код детали Количество Код поставщика Наименование поставщика Адрес поставщика KP KD Q KP1 NP AP П1 101 3 П1 Заря Москва П2 101 4 П2 Восход Тверь П3 101 5 П3 Рассвет Тула Рис. 4.25. Результат выполнения оператора «СОЕДИНЕНИЕ» Теперь рассмотрим, каким образом в базе данных ликвидируются оставшиеся недостатки, присущие файловой системе. Согласно приведенному выше определению базы данных должны создаваться таким образом, чтобы выполнялось два условия: • достигался минимум затрат на корректировку данных; • достигался минимум затрат на перепрограммирование, необходимое в случае изменения структуры базы данных (добавление новых или сокращение старых атрибутов). Для удовлетворения этих условий базы данных создаются на основе двух принципов: • неизбыточность; • независимость. Требование первого принципа означает сокращение до минимума объема дублируемых данных. Для этого над таблицами выполняют процедуру нормализации. Пусть имеется ненормализованная таблица СЛУЖАЩИЙ-НАЧАЛЬНИК-ТЕЛЕФОН, в которой имеется излишне дублируемые данные Рис. 4.26. Результаты нормализации таблицы (см. рис. 4.26). Для их ликвидации данная процедура требует деления исходной таблицы таким образом, чтобы в результате получились более простые таблицы. Существует несколько уровней ликвидации дублирования данных – чем выше уровень, тем меньше дублирования. Первый уровень соответствует 1-й нормальной форме Кодда (1НФ), 2-й уровень – 2-й нормальной форме Кодда и третий уровень – 3-й нормальной форме Кодда (уровни названы в честь их создателя). Целесообразный уровень зависит от специфики информации, находящейся в базе данных. В результате нормализации избыточные номера телефонов (3051, 2222) в таблице НАЧАЛЬНИК исчезли, так как получен достаточно высокий уровень нормализации (3-я нормальная форма Кодда). Реализация второго принципа, требует максимальной независимости прикладных программ от структуры базы данных. Независимость достигается за счет отделения процедурной части программы от описания структуры базы данных. Отделение происходит с помощью системы управления базами данных (СУБД). В модели данные представлены в виде совокупности таблиц. Между атрибутами таблиц могут быть установлены связи (отношения) следующих типов: • «один-к-одному»; • «один-ко-многим»; • «многие-ко-многим». Связи могут устанавливаться между соответствующими полями динамически, в момент доступа к данным. Каждое отношение имеет ключевой признак (ключ). Различают два вида ключей: простой (атрибут) и составной (совокупность атрибутов). Ключ исключает дублирование данных в отношении и ускоряет процесс поиска и доступа к данным. Существует несколько режимов взаимодействия пользователей СУБД: • режим конечного пользователя с применением конструктора баз данных и запросов; • программный режим, предполагающий знание пользователем языка СУБД и позволяющий создавать прикладные программы. Конечный пользовать, как правило, пользуется конструктором, с помощью которого задается структура БД, формулы для расчетов и структура отчета. Достаточно популярной СУБД для данного класса является MS Access. Программный режим предполагает создание программ с помощью программистов-профессионалов. Для того чтобы использовать базу данных для решения экономических задач необходимо выполнить ряд этапов, предназначенных для ее создания. Для этого предварительно всю управленческую документацию, имеющую непосредственное отношение к данной задаче, следует сгруппировать следующим образом: • выделить входные оперативные документы, содержащие переменную информацию и отражающие текущие производственно-хозяйственные факты или финансовые операции (оперативные базы данных); • выделить условно-постоянные документы, содержащие нормативно-справочные данные (условно-постоянные базы данных); • разработать результирующие документы, таблицы, отчеты (результирующие базы данных); • определить документы, предназначенные для корректировки условно-постоянных данных.
«Профессиональные компьютерные программы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 588 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot