Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Региональные налоги и
сборы
Тихомирова Елена
Владимировна
• Профессор кафедры
бухгалтерского учета,
анализа, аудита и
налогообложения Академии
МУБИНТ
• Государственный советник
налоговой службы III ранга.
Порядок работы:
В рамках изучения курса
«Налоги и налогообложение»
планируется провести 2 вебинара:
12 декабря – вводная лекция
26 декабря- консультация по выполнению
контрольной работы
До 17 января необходимо выполнить все
задания по курсу
С 18 по 22 января сдать итоговый экзамен.
БРС
материалы
Сообщения
Ваши вопросы
• Обязательные виды работы по
дисциплине: Итоговы й тест,
контрольная работа и итоговы е
задачи. Подробнее смотрите в файле
рекомендаций на сайте преподавателя и в
файле БРС.
• Все вопросы вы сможете задать на
сайте преподавателя в разделе
«Вопросы студентов».
• Ссылка на запись данного вебинара и
данная презентация будет размещена на сайте
Тихомировой Е.В. (головной вуз) .
Требования БРС
1. Выполнение обязательного итогового
задания преподавателя – 20 баллов
2. Выполненная контрольная работа – 20
баллов.
3. Выполнение промежуточных задач по
результатам изучения разделов – 20 баллов.
4. Опрос на сайте преподавателя – 10 баллов
5. Успешно сданное итоговое тестирование - 20
баллов
.
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
Налоговый кодекс РФ: в 2 ч.
Основная литература:
В.Г. Пансков Налоги и налоговая система Российской Федерации: М,
Финансы и статистика 2010г.
Е.В. Тихомирова ,Региональные и местные налоги и сборы: МУБиНТ 2008г
в) Дополнительная литература:
Сердюков А.Э. Налоги и налогообложение: учебник для ВУЗов/
А.Э.Сердюков, Е.С.Вылкова, А.П.Тарасевич.- СПб.: Питер, 2005.-752 с.
г) Электронные ресурсы:
Е.В. Тихомирова ,Региональные и местные налоги и сборы: МУБиНТ 2008г
Справочно-правовая система (СПС) «Гарант».
Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».
Тема
Система региональных и
местных налогов в России.
• В России существует единая система региональных и местных
налогов, построенная на общих принципах и методологии
взимания. В федеральной России нельзя допускать, чтобы
региональные и местные налоги устанавливались произвольно.
Это привело бы к дезинтеграции единого экономического
пространства, к блокированию свободного перемещения
товаров, финансов, транспорта, к налоговой дискриминации в
зависимости от формы собственности, организационноправовой формы предприятия либо национальности
физического лица.
Исходя из этого региональные и местные налоги должны:
• - соответствовать Налоговому кодексу РФ;
• - вводиться в действие нормативными актами
представительных органов местного самоуправления;
• - быть обязательными к уплате в данном регионе и на
территории соответствующих муниципальных образований;
• - обладать социальной значимостью для данной территории;
• - быть понятными для налогоплательщиков, не вызывать у них
противодействия;
• - иметь тенденцию к относительному увеличению в структуре
налоговых доходов местных бюджетов.
региональная и местная налоговые
системы призваны решить следующие
задачи:
• повысить собираемость доходов и увеличить в
перспективе доходы государства и региона;
• дать прочную доходную базу для развития рыночной
экономики и деловой активности в регионе;
• стимулировать повышение инвестиционной ак
тивности предпринимателей в регионе.
Регулирующая и стимулирующая функции ре
гиональной и местной налоговых систем в рамках
налоговой системы РФ могут проявляться в правах
региона:
• принимать областные законы в рамках федеральных по
транспортному налогу , по единому налогу на вмененный доход,
по налогу на имущество организаций, земельному налогу,
налогу на имущество физических лиц;
• частично регулировать региональные и местные налоги путем
изменения сроков уплаты;
Для регулирования и стимулирования местной налоговой
системой предпринимательской деятельности
товаропроизводителей и повышения их деловой активности
необходимо:
• последовательно снижать налоговое бремя в регионе;
• осознанно поддерживать производителей;
• стимулировать инвестиционную активность и инновационную
деятельность;
• применять механизмы налогового кредитования;
• использовать механизмы налоговых скидок;
• способствовать развитию малого предпринимательства;
• обеспечивать методическое и информационное сопровождение
налогообложения;
• иметь развитое законодательное и правовое поле
предпринимательской деятельности, отражающее
действительные производственные связи и отношения
предпринимателей;
тема
Транспортный налог
• Законом N 110-ФЗ вторая часть НК РФ была
дополнена новой главой 28 "Транспортный
налог" (п.30 ст.1 Закона N 110-ФЗ), который с
1 января 2003 года заменил два
действовавших в 2002 году налога - налога с
владельцев транспортных средств
и ,частично, налога на имущество с
физических лиц.
• Транспортный налог является региональным
налогом. Это означает, что право установления и
введения транспортного налога на территориях
субъектов РФ отнесено к компетенции
законодательных (представительных) органов власти
субъектов РФ. Следовательно, транспортный налог
обязателен к уплате только на территории того
субъекта РФ, где принят закон соответствующего
субъекта РФ о введении в действие транспортного
налога.
• Законодателем предусмотрен специальный порядок
вступления в силу актов законодательства о налогах
и сборах. Согласно п.1 ст.5 НК РФ акты
законодательства о налогах и сборах вступают в
силу не ранее чем по истечении одного месяца со
дня их официального опубликования и не ранее 1-го
числа очередного налогового периода по
соответствующему налогу (за исключением
некоторых случаев, предусмотренных указанной
статьей НК РФ).
• Согласно ст.357 НК РФ
налогоплательщиками транспортного
налога признаются лица, на которых в
соответствии с законодательством
Российской Федерации
зарегистрированы транспортные
средства, признаваемые объектом
налогообложения.
• Регистрация наземных транспортных средств
установлена п.3 ст.15 Закона РФ от 10 декабря 1995
г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения",
согласно которому допуск транспортных средств,
предназначенных для участия в дорожном движении
на территории Российской Федерации,
осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации путем регистрации
транспортных средств и выдачи соответствующих
документов.
Согласно п.1 ст.358 НК РФ объ ектом налогообложения по
транспортному налогу являются транспортные средства,
зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с
законодательством РФ.
• В этой же статье приведен и перечень транспортных средств,
являющихся объектом обложения транспортным налогом. К
ним относятся наземные, водные и воздушные транспортные
средства, причем перечень объектов налогообложения,
установленный законодателем, не является исчерпывающим и
подлежит расширительному толкованию: автомобили,
мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные
машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу,
а также снегоходы и мотосани самолеты, вертолеты и другие
воздушные транспортные средства ,теплоходы, яхты,
парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы,
несамоходные (буксируемые суда) и другие водные
транспортные средства.
• Транспортные средства, которые не
признаются объектом обложения
транспортным налогом, поименованы в
п.2 ст.358 НК РФ :
• Налоговая база в отношении
транспортного налога установлена
ст.359 НК РФ и определяется в
зависимости от вида транспортного
средства, являющегося объектом
налогообложения
• в отношении транспортных средств, имеющих двигатели. В
этом случае налоговой базой является мощность двигателя
транспортного средства в лошадиных силах (пп.1 п.1 ст.359 НК
РФ
• в отношении водных несамоходных (буксируемых)
транспортных средств, для которых определяется валовая
вместимость, налоговой базой является валовая вместимость в
регистровых тоннах (пп.2 п.1 ст.359 НК РФ).
• в отношении других водных и воздушных транспортных
средств, налоговой базой является единица транспортного
средства (пп.2 п.1 ст.359 НК РФ).
• В соответствии с п.2 ст.361 НК РФ базовые ставки
(определенные в п.1 ст.361 НК РФ) могут быть
увеличены или уменьшены законами субъектов РФ,
но не более чем в десять раз. Поскольку изменение
базовых ставок является правом (а не обязанностью)
региональных законодательных органов власти,
последние могут в своем законе установить и
базовые налоговые ставки.
• Глава 28 НК РФ определила
налоговы й период по транспортному
налогу как календарный год (ст.360 НК
РФ). Это означает, что налоговым
периодом признается период времени с
1 января по 31 декабря каждого года.
• Общий порядок исчисления налога
предполагает, что транспортные средства в
течение всего года зарегистрированы на
собственника, то есть не происходило смены
их обладателя. В этом случае налоговым
периодом является полный календарный год
и расчет транспортного налога производится
за все 12 месяцев исходя из налоговой базы
и установленной ставки налога.
• Согласно п.3 ст.362 НК РФ в случае регистрации транспортного
средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации
(снятия с учета, исключения из государственного судового
реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление
суммы налога производится с учетом коэффициента,
определяемого как отношение числа полных месяцев, в
течение которых данное транспортное средство было
зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных
месяцев в налоговом периоде.
• При этом месяц регистрации транспортного средства, а также
месяц снятия транспортного средства с регистрации
принимается за полный месяц.
• В этом случае формула для исчисления транспортного налога
примет следующий вид:
•
• ТН = ТНгод х к, где
•
• ТН - сумма транспортного налога, подлежащая уплате в
бюджет налогоплательщиком за налоговый период, руб.;
• ТНгод - годовая сумма транспортного налога, руб.;
• к - коэффициент, определяющий продолжительность
налогового периода исходя из времени фактического
нахождения транспортного средства у налогоплательщика.
• Налогоплательщики-организации
обязаны самостоятельно исчислять
сумму транспортного налога в порядке,
приведенном выше.
• Обязанность по исчислению суммы
транспортного налога, подлежащей
уплате налогоплательщиками физическими лицами возложена на
налоговые органы.
• Как указывалось выше при установлении
регионального налога законодательным
(представительным) органам субъектов Российской
Федерации предоставлено право предусматривать
собственные налоговые льготы и основания для их
использования налогоплательщиком. Аналогичная
норма содержится и в ст.356 НК РФ.
Тема :
«Налог на имущество
организаций»
• Налог на имущество предприятий
относится к категории прямых
(подоходно-поимущественных) налогов
и взимается с владельца имущества
(как собственника, так и обладателя
иных вещных прав на имущество).
Экономическая сущность
данного налога • изъятие части предполагаемого
среднего дохода, получаемого в
конкретных экономических условиях от
использования облагаемого налогом
имущества. Из этого вытекает
стимулирующая функция налога на
имущество организаций (субъектов
предпринимательской деятельности) эффективное производственное
использование имущества.
Первый этап
в
современной
системе
налогообложения
налогом
на
имущество организаций был связан с
действием Закона РФ от 13 декабря
1991 г. N 2030-1 "О налоге на
имущество предприятий". Данный закон
действовал 11 лет с 1992 по 2003 год
включительно.
Второй этап
становления системы налогообложения налогом на имущество
организаций начался с принятием Федерального закона от 11
ноября 2003 г. N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении
изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации", а также о признании утратившими силу актов
законодательства Российской Федерации в части налогов и
сборов" (далее по тексту - Федеральный закон от 11 ноября
2003 г. N 139-ФЗ).
Данным законом Налоговый кодекс РФ был дополнен главой 30
"Налог на имущество организаций", которая вступила в силу с 1
января 2004 года.
Налог на имущество организаций относится
к региональным налогам В соответствии с п.
1 ст. 14 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ
региональные налоги вводятся в действие и
прекращают действовать на территориях
субъектов Российской Федерации в
соответствии с настоящим Кодексом и
законами субъектов Российской Федерации о
налогах.
На основании вышеуказанных норм ст.372
Налогового кодекса РФ закрепляет следующие
положения:
• налог на имущество организаций устанавливается
Налоговым кодексом РФ и законами субъектов
Российской Федерации
• налог на имущество организаций вводится в
действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ
законами субъектов Российской Федерации
• с момента введения в действие налог на имущество
организаций обязателен к уплате на территории
соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики :
Российские и иностранные организации
• Российские организации юридические лица,
образованные в
соответствии с
законодательством
Российской Федерации.
(ст.11 НК РФ)
• Иностранны е организации
- иностранные юридические
лица, компании и другие
корпоративные образования,
обладающие гражданской
правоспособностью,
созданные в соответствии с
законодательством
иностранных государств,
международные
организации, их филиалы и
представительства,
созданные на территории
Российской
Федерации(ст.11НК РФ)
Одним из главных изменений в системе
налогообложения налогом на имущество является
существенное изменение перечня имущества,
подлежащего налогообложению:
До 2004 года налогом
на имущество
предприятий
облагались
основные средства,
нематериальные
активы, запасы и
затраты..
С 2004 года налогом
на имущество
организаций
облагаются только
основные средства
объектом налогообложения для
российских организаций
• В соответствии со ст.374 Налогового
кодекса РФ признается движимое и
недвижимое имущество, а так же
имущество переданное во временное
пользование, учитываемое на балансе
в качестве объектов основных средств
в соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского
учета.
В соответствии со ст.374 Налогового кодекса РФ
объектом налогообложения для иностранных
организаций,
осуществляющих
деятельность в
Российской Федерации
через постоянные
представительства,
признается движимое и
недвижимое
имущество,
относящееся к
объектам основных
средств.
не осуществляющих
деятельности в
Российской Федерации
через постоянные
представительства,
признается
находящееся на
территории Российской
Федерации недвижимое
имущество,
принадлежащее
указанным
иностранным
организациям на праве
собственности.
Исходя из этого определения имущество, подлежащее
налогообложению, должно обладать одновременно
следующими двумя признаками:
• - имущество должно быть движимым или
недвижимым;
• - имущество должно признаваться объектом
основных средств, в соответствии с правилами
ведения бухгалтерского учета, если иное не
предусмотрено гл.30 Налогового кодекса РФ
(например, при совместной деятельности).
Налоговая база определяется как
среднегодовая стоимость имущества,
признаваемого
объектом
налогообложения.
• В соответствии с п.4 Положения по
бухгалтерскому учету "Учет основных
средств" ПБУ 6/01 при принятии к
бухгалтерскому учету активов в
качестве основных средств необходимо
единовременное выполнение
следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении
работ или оказании услуг либо для управленческих нужд
организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока
полезного использования, продолжительностью свыше 12
месяцев или обычного операционного цикла, если он
превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа
данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды
(доход) в будущем.
При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков имущество
не относится к основным средствам.
• является объектом налогообложения
имущество, учитываемое на счете 03
"Доходные вложения в материальные
ценности".
В отношении налога на имущество организаций
необходимо различать два вида налоговых
льгот:
- льготы федеральные, установленные ст.381
Налогового кодекса РФ;
- льготы региональные, установленные
региональными законами.
• Налоговым периодом по налогу на имущество
организаций признается календарный год.
• Отчетными периодами признаются первый квартал,
полугодие и девять месяцев календарного года.
• При этом законодательный (представительный)
орган субъекта Российской Федерации при
установлении налога вправе не устанавливать
отчетные периоды.
• Налоговая база определяется как среднегодовая
стоимость имущества, признаваемого объектом
налогообложения.
• При определении налоговой базы имущество,
признаваемое объектом налогообложения,
учитывается по его остаточной стоимости,
сформированной в соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета,
утвержденным в учетной политике организации.
Налоговая база определяется
налогоплательщиками самостоятельно.
ст.376 Налогового кодекса РФ устанавливает следующие случаи
отдельного исчисления налоговой базы.
Налоговая база определяется отдельно:
1) в отношении имущества, подлежащего налогообложению по
местонахождению организации;
2) в отношении имущества каждого обособленного подразделения
организации, имеющего отдельный баланс;
3) в отношении каждого объекта недвижимого имущества,
находящегося вне местонахождения организации,
обособленного подразделения организации, имеющего
отдельный баланс;
Статья 376. п.4 Порядок определения налоговой базы
средняя стоимость имущества за отчетный
период определяется как частное от деления
суммы, полученной в результате сложения
величин остаточной стоимости имущества на
1-е число каждого месяца отчетного периода
и 1-е число следующего за отчетным
периодом месяца, на количество месяцев в
отчетном периоде, увеличенное на единицу.
С - остаточная стоимость имущества,
признаваемого объектом
налогообложения на 1- е число каждого
месяца отчетного периода.
Порядок расчета средней стоимости
имущества за 1 квартал
С
01.01
+
С
01.02
+
С
3 + 1
01.03
+
С
01.04
Статья 376.п.4 Порядок определения налоговой
базы
• Среднегодовая стоимость имущества,
признаваемого объектом налогообложения,
за налоговый период определяется как
частное от деления суммы, полученной в
результате сложения величин остаточной
стоимости имущества на 1-е число каждого
месяца налогового периода и последнее
число налогового периода, на число месяцев
в налоговом периоде, увеличенное на
единицу.
Согласно ст.380 Налогового кодекса РФ
налоговые ставки устанавливаются законами
субъектов Российской Федерации и не могут
превышать 2,2 процента.
При этом допускается установление
дифференцированных налоговых ставок в
зависимости от категорий
налогоплательщиков и (или) имущества,
признаваемого объектом налогообложения.
• Порядок исчисления налога и сумм
авансовых платежей по налогу
установлен ст.382 Налогового кодекса
РФ.
• Сумма налога (СН) исчисляется по
итогам налогового периода как
произведение соответствующей
налоговой ставки и налоговой базы,
определенной за налоговый период.
•
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам
налогового периода, определяется как разница
между суммой налога, исчисленной в целом за год, и
суммами авансовых платежей по налогу,
исчисленных в течение налогового периода.
СН за год = Сумма налога за год - Авансовые
платежи
(к уплате)
(начисленная)
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам
каждого отчетного периода в размере одной четвертой
произведения соответствующей налоговой ставки и средней
стоимости имущества, определенной за отчетный период.
Авансовый
платеж
1
= ———
4
Налоговая
x
ставка
Средняя стоимость
x
имущества
• Порядок и сроки уплаты налога и
авансовых платежей установлен
ст.ст.382-385 Налогового кодекса РФ.
• Налог и авансовые платежи по налогу
подлежат уплате налогоплательщиками
в порядке и сроки, которые
установлены законами субъектов
Российской Федерации