Развитие речевого творчества на основе сказочного сюжета
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Практическое занятие 6. Развитие речевого творчества на основе сказочного сюжета.
ЛЕКЦИЯ
ЗАДАНИЕ 6 на 7 СТРАНИЦЕ
Тема 6. Развитие речевого творчества на основе сказочного сюжета.
Лекция 1.Творческая мастерская как эффективная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста. Организация работы в «книжной мастерской» как условие развития детского речевого творчества.
Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей работы по развитию связной речи. Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств.
Реализация индивидуальности ребенка происходит в процессе социально‐коммуникативного, познавательного, речевого, художественно‐эстетического и физического развития. Особую роль в речевом развитии дошкольника играет творчество.
Авторы федеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольного образования впервые ввели понятие «развитие речевого творчества» дошкольника, подчеркивая тем самым эволюционные изменения содержания данного термина.
Представители различных научных школ рассматривали такие виды речевого творчества, как словотворчество (речетворчество) и творческое пересказывание. По мнению Л.В. Коломийченко, особое место в личностном развитии данного возрастного периода занимает процесс культуротворчества и развитие речевого творчества дошкольника возможно в процессе приобщения детей к разным видам социальной культуры. Самые первые годы ребенка являются наиболее сенситивными (чувствительными, восприимчивыми) для развития речи. О взаимосвязи речетворчества и умственного развития писала А.Г.Тамбовцева «Постигая тайны языка, ребенок проделывает колоссальную работу по анализу и обобщению явлений окружающего мира. Несомненно, наличие творческой составляющей восстановлении речи ребенка обогащает и социализирует его с самого раннего детства».
Воспитывая ребенка дома до трех самых значимых для его развития лет, не все родители достаточно внимательны к его речи. Некоторые хотят развивать детскую речь, но не готовы к этой деятельности, другие и не подозревают о существовании речевого творчества, а при его проявлениях не знают, как на это реагировать. Эта проблема является одной из основных в развитии творческой личности дошкольника. Возьмем, к примеру, понятие «новый словесный образ». Что оно собой представляет? Это и новое слово, и новый сюжет известного рассказа, и новая сказка, и собственный рассказ. Возникновение нового словесного образа в детской речи связано с трудностями в речевом развитии, либо с интенсивным (ускоренным) развитием речи.
Речевое творчество дошкольника – это речевая деятельность ребенка, связанная с восприятием литературного образа (объекта), с внутренней и внешней интерпретацией (рефлексией) его свойств (качеств), с созданием нового словесного образа (объекта, сюжета). В структуре речевого творчества мы выделяем когнитивный (познавательный), рефлексивный (аналитический) и продуктивный (преобразующий) компоненты, связанные, прежде всего, с творческой мотивацией ребенка и вниманием педагога к его индивидуальным особенностям.
Речевое творчество дошкольника:
• Словотворчество
• Творческое рассказывание
• Поэтическое творчество
Словотворчество – придумывание ребенком новых слов. Т.Н.Ушакова выделяет три принципа словотворчества, на основе которых дети образуют новые слова: 1) часть какого-нибудь слова используется как целое слово («слова-осколки»), например, 1. Лепь (то, что слеплено): «Мы лепили-лепили, и получилась лепь» (3 года 6 месяцев). 2. Пах (запах): «Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?» (3 года 6 месяцев). 3. Прыг (прыжок): «Собака прыгнула большимпрыгом.» (3 года 10 месяцев). 4. Дыб (существительное от наречия «дыбом»): «Твои волосики стоят дыбом».- «Это дыб?» (4 года 11 месяцев); 2) слова с «чужим» окончанием, например, 1. Пургинки (снежинки): «Пурга кончилась, остались только пургинки» (3 года) 2. Рваность (дырка): «Я не вижу, где на кофточке рваность» (3 года 8 месяцев). 3. Светло (свет): «На полу кусочек светла» (3 года 8 месяцев). 4. Помогание (помощь): «Самому одеваться, без помогания?» (3 года 8 месяцев). 5. Правдун (говорящий правду): «Я - правдун!» (4 года). 6. Пахнота (запах): «Зачем меня водите в эту пахноту?» (4 года 7 месяцев). 7. Сухота (сухость): «Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?» (5 лет). 8. Бурота (существительное от прилагательного «бурый»): «Это бурый медведь - смотри, какаябурота» (5 лет 10 месяцев). 9. Иметель (тот, кто имеет): «Я иметель сала» (6 лет). 10. Страшность (страшное): «Не рассказывайте про ваши страшности» (6 лет);3) «синтетические слова», например,1.Ворунишка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев). 2.Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев). 3.Вкуски - вкусные куски (4 года). 4. Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года),ледоколить («ледокол, он лед ледоколит»), почайпить («мы уже почайпили»), «огромадный» (огромный и громадный - «дом такой большой, просто огромадный!»).
Словотворчество свидетельствует об активном усвоении ребенком грамматического строя речи, и он смело идет по пути экспериментирования с новыми словами.
Творческое рассказывание – это вид речевого творчества, построенный на преобразовании знакомого (известного) литературного сюжета, образов, ситуаций, действий, соответствующих основному содержанию.
Именно в старшем дошкольном возрасте творческое рассказывание является результатом освоения ребенком грамматических форм речи, поэтому он так быстро и легко пересказывает любые литературные произведения. Отметим, что внимание к творческому рассказыванию детей со стороны ученых оживилось в 1990‐е годы. В этот период произошла встреча «инженерного кросс‐мышления» с «традиционным педагогическим мышлением», положившая начало междисциплинарным исследованиям в области дошкольной педагогики, а точнее – в решении проблемы развития детского творчества на основе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Сочинение сказок – вид речевого творчества, основанный на придумывании детьми собственной сказки с присущими ей элементами (сказочные герои, волшебные предметы, превращения, победа добра над злом и др.).
Сочинение сказок способствует развитию детского творчества, воображения, а, следовательно, и мышления. Сам процесс сочинения активизирует речь дошкольника, учит общению с окружающими. Ребенок может ассоциировать себя со сказочным персонажем, с его героическими и добрыми поступками, а сочинение сказки развивает воображение, помогает решать жизненные проблемы в позитивном ключе.
Сочинение сказок для ребенка – не просто развитие фантазии, это активная фаза мыследеятельности, приобретение жизненного опыта, так необходимого ему в дальнейшем при решении более сложных учебных задач.
Проблему развития речевого творчества дошкольников, а точнее, одного из его видов – сочинения сказок детьми – мы рассматриваем в процессе решения комплекса задач.
Первый этап
Для определения степени развития речевого творчества дошкольников можно выбрать игровую методику «Придумай сказку». Она позволит проанализировать творческие способности детей, проявляющиеся в ролях рассказчика и творца.
Педагогу необходимо создать необходимые условия и соблюдать определенные правила.
Материалы и оборудование.
Листы бумаги, карандаши, диктофон.
Воспитатель предлагает детям нарисовать необычное животное, дать ему название (это уже словотворчество), затем придумать сказку о нем. При затруднении задаются вопросы: «Где оно живет?», «Чем питается?», «Какой у него характер?», «Что с ним приключилось?» и т.д.
Необходимо поговорить о композиции сказки (зачин, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, концовка), ее структурных особенностях (бытовой, приключенческий, сказочный сюжет, персонажи и их отношения) и речевых характеристиках (описание ситуации и героев, использование образных выражений, разнообразие типов речи: диалоги, прямая, косвенная).
Дети, придумывая сказки, могут использовать элементы ТРИЗ: известные герои оказываются в новых ситуациях; встречаясь с героями других сказок, они проявляют новые качества.
Например: Жили‐были Емеля со своей бабушкой. Жили хорошо, но Емеля был очень ленивый. Как‐то раз говорит бабушка: «Сходи за водой», а он не слушается. Тогда бабушка сама пошла за водой. Взяла воды, смотрит – в ведре щука, и не простая, а человечьим голосом говорит: «Отпусти меня, пожалуйста, я тебе исполню желание». Бабушка подумала и говорит: «Чтобы Емеля стал трудолюбивым и послушным» и сказала: «По щучьему велению, по моему хотенью». Емеля сразу слез с печи и бабушке стал помогать. Стали они жить дружно. Тут и сказке конец!
На следующем этапе можно усложнить методику «Придумай сказку» новыми заданиями: придумать другие приключения героев, изменить концовку известной сказки, рассказать свою сказку. Придумать новые приключения героев сказки.
Посадил дед репку. Выросла она маленькая‐премаленькая, меньше пальчика. Тянет, вытянуть не может. Позвал бабку, тянут, не могут опять вытянуть. Позвали внучку, потом собаку Жучку и кошку, все вместе потянули и не смогли вытянуть, а мышки, как назло, дома не было. Она уехала в деревню к дедушке. Что делать? Вдруг видят: под кустиком мальчик спит, Мальчик-с-пальчик. Позвали его. Все вместе вытянули репку. Дед так обрадовался, что эту репку мальчику подарил и всех чаем напоил. Вот и сказке конец!
Придумать новую концовку сказке.
«Красная шапочка»
Встретила Красная шапочка волка и испугалась. Он спросил, как ее зовут, куда она идет. А Красная шапочка его обманула и сказала, что идет в другую сторону. Волк побежал туда и заблудился, а девочка спокойно к бабушке пришла.
Сочинить свою сказку.
«Волшебница с маленьким домиком»
Жила-была девочка в маленьком домике. У нее не было ни мамы, ни папы, ни дедушки, ни бабушки, никого. Она пошла к волшебнице и сказала: «Волшебница, сделай так, чтобы у меня были мама и папа». А потом девочка попросила еще сделать для нее замок. Волшебница сказала: «Произнеси волшебные слова!». Девочка пошла к дому и сказала эти слова. Дом превратился в замок, и были там мама и папа. Девочка очень обрадовалась, пошла к волшебнице и сказала: «Спасибо!». Тут и сказке конец!
Поэтическое творчество выражается в стихотворной рифме (форме). Источником развития поэтического творчества является детский фольклор (или фольклор для детей): потешки, небылицы, загадки, детские стихи. Это один из самых сложных видов речевого творчества, его трудно формировать извне в заранее заданных рамках. Данный процесс требует выявления поэтической одаренности детей и дальнейшего ее развития. Это сложно, но, если работу выполнять поэтапно и систематически, экспериментируя с поэтическими текстами, можно решить и другие задачи: углубить знание родного языка, развить слуховое внимание, воспитать смекалку, находчивость, быстроту мышления и чувство юмора.
Сначала можно предложить детям придумать рифму к словам.Например, мишка, шишка, фишка, книжка и т. д., т.е. подобрать созвучные слова. Затем составляем предложения с рифмованными концами. Например, прибежал к нам мишка, у него большая шишка (с дерева упала шишка) и т.д.
Можно предложить детям придумать шуточные стихотворения по определенной схеме: 1строка – жил-был объект; 2 строка – сравнение этого объекта с чем-то или кем-то; 3 и 4 строки – действие или взаимодействие объекта; 5 строка – подведение итога, вывод. Первая строка рифмуется со второй, третья – с четвертой, а пятая строка – может рифмоваться с третьей или четвертой, а может, вообще, ни с какой не рифмоваться. Например:
Жил-был маленький пёсик,
У него был чёрный носик.
С кошками наш пёс дружил,
В одном доме с ними жил.
Вот такой у нас был пёс!
Используя предложенные приемы для развития речевого творчества можно организовать «Творческую мастерскую», где каждому ребенку будет предоставляться возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения, содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно: излагать последовательность событий в сказке; сочинять сказки-загадки; пересказывать сказку по сюжетным картинкам; придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки);моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели;сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину; анализировать поступки героев; придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту;воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц; сочинять сказки по трем опорным словам; оживлять предметы и рассказывать о них разные истории.
Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:
1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.
2. Импровизационный характер деятельности.
3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.
5. Атмосфера эмоционального подъёма.
6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребёнка.
9. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.
10. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.
11. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.
12. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
13. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.
Развитие речевого творчества дошкольника можно исследовать в следующих направлениях: - информационно-образовательное пространство;
- педагогическая технология развития речевого творчества дошкольников;
- разработка педагогического инструмента;
- проектирование дидактического и методического сопровождения;
- на основе гендерного подхода.
Задание 6:
создать новый сказочный сюжет на основе знакомой русской народной сказки (сказка на новый лад).