Развитие группы. Общие качества группы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. Развитие группы. Общие качества группы
Актуальность данной темы выражена тем, что человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" 1
Непосредственно общие качества группы:
1. Интегративность мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности разобщенность, дезинтеграция).
2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
3. Референтность степень принятия членами группы групповых эталонов.
4. Лидерство степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
5. Интрагрупповая активность мера активизации групповой составлящих ее личностей.
6. Интергрупповая активность степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:2
• направленность группы социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
• организованность реальная способность группы к самоуправлению;
• эмоциональность межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
• интеллектуальная коммуникативность характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
• волевая коммуникативность способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д.. С точки зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова, без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может претендовать на успех. По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. "Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно межличностного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок ". Все эти и другие содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. "этот опыт лишь "доведет " до индивида через посредство малой группы и межличностного общения ". Поэтому социльнопсихологический анализ больших групп можно рассматривать как "ключ " к познанию содержания психики индивида. 3
Таким образом, наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы и движения. Немаловажные факторы, задающие весь строй психологических характеристик определенных групп людей: характер общественных изменений, преобразований, непосредственное участие в революционных движениях, сложные процессы формирования общественного мнения.
Список используемой литературы:
1. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М. Просвещение, 1991.
2. Г.М. Андреева Социальная психология, М.2000.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2006.
4.http://hr-portal.ru/article/razvitie-gruppy-obshchie-kachestva-gruppy