Работа над исследовательским проектом
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Исследовательский проект
Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:
1. Выбор темы.
2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.
3. Подбор и изучение материалов по теме: литература, другие источники.
4. Выбор методов исследования.
5. Разработка плана проекта и его реализация.
6. Написание исследовательского проекта.
7. Оформление исследовательского проекта.
8. Защита исследовательского проекта (презентация, доклад).
Первый этап – выбор темы
Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим требованиям:
1. Тема должна соответствовать склонностям автора.
2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для автора).
3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для автора).
Второй этап — определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования
Любая работа требует от ее автора формулирования целей и задач исследования.
При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:
1. Какой результат предполагается получить?
2. Каким видится этот результат ещё до его получения?
Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Определяются также объект, предмет проекта.
Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта —Что рассматривается?
Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:
1. Как рассматривать объект?
2. Какие отношения ему присущи?
3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.
Третий этап — подбор и изучение материалов по теме
При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.
При работе с книгами первоисточниками считается первоиздание или академическое издание текста
Перевод, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.
Четвертый этап — выбор методов исследования
Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Существуют следующие методы исследования (тебе нужно выбрать подходящие для своей работы):
- Наблюдение. (Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния),.
- Сравнение. (Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.)
- Измерение. (Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.)
- Эксперимент или опыт. (Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях ).
- Моделирование. (Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.).
- Беседа , анкетирование, или опрос. (Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её желаний, позиции).
Пятый этап — разработка плана проекта и его реализация
При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.
Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Далее идет его реализация: проводятся наблюдения, эксперименты, опыты, беседы, опросы, анкетирования и т.п. согласно выбранным методам.
Шестой этап — написание исследовательского проекта
При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его — научный.
Научный стиль имеет свои особенности:
— подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;
— точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов;
— объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я «и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);
— ясность — умение писать доступно и доходчиво;
— краткость — умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.
Проблема - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию работы.
Из формулировки темы должно быть понятно,
• что не так
• почему не так и
• и что будет, если сделать как надо.
Требования к формулировке проблемы:
Под проблемой понимается противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией, которое чаще всего выражается в отсутствии, недостатке чего-то, несоответствии одной части реальности, другой.
Корректная формулировка проблемы исследования должна соответствовать требованиям:
должно быть конкретно указано на то, что в практической деятельности не соответствует идеальной ситуации, описанной в теории;
в формулировке проблемы должно быть указано на то, почему практическая деятельность не соответствует теории.
При формулировке проблемы могут быть допущены следующие ошибки:
• подмена проблемы вопросом: как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни?
• подмена проблемы задачей: рассмотреть влияние компьютера на здоровье школьника.
• подмена формулировки проблемы на область существования проблемы: существует проблема общения в сети Интернет.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Виды целей
• определение характеристик явлений, не изученных ранее;
• выявление взаимосвязи неких явлений;
• изучение развития явлений;
• описание нового явления;
• обобщение, выявление общих закономерностей;
• создание классификаций.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
• выявить...; установить...;
• обосновать...;уточнить...;
• разработать...;показать...; исследовать...;
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:
• выяснить...;
• изучить...; провести...;
• рассмотреть...; найти...; описать...
Методы исследования
Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратиться в обычный реферат.
№
Метод
Суть метода
1.
Анализ
Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться источниковедческий, историографический, искусствоведческий, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический, содержательный анализ.
2.
Дедукция
Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
3.
Индукция
Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).
4.
Классификация
Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.
5.
Моделирование
Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков.
6.
Наблюдение
Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
7.
Обобщение
Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.
8.
Описание
Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
9.
Прогнозирование
Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.
10
Синтез
Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
11.
Эксперимент
Метод познания, при помощи которого в контролируемых и