Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Исследовательская деятельность воспитателя в условиях обновления целей, содержания и технологий дошкольного образования

  • 👀 508 просмотров
  • 📌 454 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Исследовательская деятельность воспитателя в условиях обновления целей, содержания и технологий дошкольного образования» doc
Лекция №8 Организация исследовательской деятельности воспитателя в условиях обновления целей, содержания и технологий дошкольного образования. Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения. Наиболее общим образом наука определяется как сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это — не просто система знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Деятельность в сфере науки — научное исследование, т. е. особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах. Наука — это не только сумма знаний и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания. Знание представляет собой запечатленный срез безостановочного познавательного процесса, идеальный сгусток познавательных усилий людей. Научная деятельность генерирует знание, точнее — его особый тип — научное знание. Благодаря этому наука представляет собой динамично функционирующий организм, существующий для порождения созидания, производства знания. Иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль духовного производства — производство научного знания. Научные знания могут быть представлены в разных формах. Прежде всего — это факты, которые И.П.Павлов называл «воздухом для ученого». Чем больше вы соберете фактов (о событиях педагогической действительности, ребенке, его психических особенностях, деятельности и т. д.), тем богаче будет материал для анализа, сравнения, обобщения, систематизации изучаемого явления, процесса. Следовательно, вы сможете сделать более обоснованные выводы, сформулировать практические рекомендации. На основе анализа литературы, собранных фактов формулируется мысль в виде научного положения. Много научных положений на основе уже сложившихся утверждений вы найдете в монографиях, статьях ученых. Анализ этих работ поможет вам осознать основные исходные положения научных теорий, учений. Такие исходные положения называются принципами. В свою очередь, факты, положения, принципы выражаются через понятия и связи между ними. Понятия — мысль, отражающая в обобщенной форме объекты, процессы, явления посредством фиксации общих и специфических признаков, свойств объектов, явлений. Научные понятия обозначаются специальными словами — терминами. В психолого-педагогических науках нет однозначности в трактовке многих понятий, хотя они называются одними и теми же терминами. Например, представители разных научных школ вкладывают свое содержание в такие термины, как воспитание, обучение, личность, педагогический процесс и т. д. Поэтому каждый, кто приступает к научному исследованию, должен дать дефиницию тех понятий, которыми будет оперировать, то есть определить их смысл, содержание и границы, то содержание понятия, на которое будет опираться. Научные понятия (термины) исследователя: Закономерность, закон — это существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, процессами. Вы изучали закономерности развития детей на разных возрастных этапах, закономерности воспитания, обучения. Концепция (лат. conceptio) — система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска. Высшей формой организации научного знания являются теории. Вспомните теории, которые вы изучали ранее (например, теории игры, теории интеллектуального развития, теории обучения), и тогда вам нетрудно будет определить суть теории как целостного представления о существенных связях в определенной области знания. Теория (педагогическая) — система закономерностей, категорий и понятий, раскрывающих сущность и природу целостного педагогического явления или процесса, совокупность его элементов, характер их связей, функции этого явления или процесса, а также принципы, логику и способы его изменения и развития. Метод (от греческого слова methodos — путь, дорога за чем-то) означает целенаправленный подход, путь, с помощью которого достигается определенная цель, нечто познается и решается. Научный метод представляет собой систему основных подходов и способов исследования. Методика исследования — это совокупность конкретных различных форм и способов использования методов, при помощи которых осуществляется познание явлений, объектов, процессов. Стратегию подходов в исследовании, выбор методов и интерпретацию его результатов определяют методологические принципы. Принципы методологические (лат. principium — основа, первоначало) — основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Принципы всегда должны быть научно обоснованными, носить обобщенный характер и стать обязательными для исполнения. Чтобы ваше исследование соответствовало методологическим принципам концептуального единства, объективности, достоверности, системности, доказательности, необходимо • учитывать объективность и обусловленность педагогических и психологических явлений, процессов, развивающихся в силу объективных внутренних законов, противоречий, причинно-следственных связей; • рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, являющимися движущей силой и источником развития; • следовать целостному подходу к изучению явлений, процессов; • изучать явления, процессы, объекты в их развитии, в связях и взаимодействии с другими явлениями; • использовать комплекс взаимодополняемых методов и методик. Методологические основы научного исследования Методология (от греч. methodos) — путь, способ познания и logos — учение) — совокупность принципов, норм, методов познания и практической деятельности; учение о путях достижения истинного знания и оптимального практического эффекта. Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Другое также точное определение дает «Философский словарь» под ред. М.М. Розенталя, М., 1975. Методология - это учение о методе научного познания и преобразования мира. В современной литературе, в частности в работе Юдина Э.Г. «Системный подход и принцип деятельности» под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Педагогическое исследование строится на базе методологии. Если до недавнего времени научное педагогическое исследование проводилось в рамках единой философской концепции, то в настоящее время необходимо определить в рамках какой философской концепции разворачивается исследование, каков взгляд зрелого или начинающего ученого на ребенка, его духовное или социальное развитие на период детства и каково отношение к педагогическим воздействиям. Методологические принципы представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов. Принцип - способ достижения социально-значимых целей на основе учета объективных закономерностей. Исследователи выделяют, называют и характеризуют разные принципы педагогического исследования. Рассмотрим некоторые из них, рассмотренных Загвязинским В.И. 1. Объективность - принцип требует всестороннего учета факторов и условий, порождающих то или иное явление; анализа процесса развития явлений со вскрытием и всестороннем рассмотрением их внутренних противоречий, взаимосвязи и взаимозависимости явлений; адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте; предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке факторов. 2. Достоверность. Учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и их правильное истолкование (не отдельные примеры, факты , а совокупность фактов), не выхватывание тех фактов, которые выгодны исследователю, а анализ всех полученных материалов. Факты необходимо брать в «целом» и в их «связи». Это относиться не только к полученным фактам, но и к выводам, так на достоверности фактов основывается достоверность выводов. 3. Доказательность Связана с достоверностью. Предполагает обоснованность, аргументированность исходных посылок, каждого шага исследования и выводов. Исходные посылки определяются и формируются на основе анализа исследований предшественников научных школ и направлений. Обоснованность требует выбор методов и структуры исследования. Достоверность обеспечивает доказательность. В этом два названных принципа взаимосвязанности. 4. Альтернативность или альтернативный характер научного поиска - требование выделить и оценить все возможные варианты решения, выявить все точки зрения на исследуемый вопрос. Обычно в конкретном исследовании поисковый этап позволяет выделить наиболее значимые условия, направления и перспективы работы. При поиске путей решения проблемы важно проанализировать не только совпадающие или близкие точки зрения, но и противоположные, несовпадающие. Важно проверить не только напрашивающиеся, но и скрытые, неочевидные пути решения. В научном поиске важно проанализировать возможность разных вариантов решения исследовательской задачи. 5. Научность. Этот принцип предполагает конкретно - историческое исследование педагогических явлений. Одинаковые по форме явления исполняются иным, конкретно-историческим содержанием на каждом этапе развития общества. Научность требует диалектического соотнесения общего, особенного и единичного в педагогических явлениях, раскрытие законов, управляющих развитием педагогических явлений, оценки их с точки зрения конкретно - историчесского подхода. 6. Учет естественного изменения исследуемых элементов. Функции многих элементов в процессе развития существенно меняются. Некоторые из них переходят в противоположность. На изучаемое явление одновременно воздействуют специально созданные в исследовании условия и факторы. Вместе с тем педагогическая система в целом и каждый ее элемент находиться в непрерывном развитии, изменяется под влиянием объективно существующих процессов. Поэтому возникает необходимость соотнесения и анализа природы полученных эффектов. Какие изменения произошли за счет естественного развития самого объекта, а какие за счет специального (экспериментального) воздействия. 7. Выделение основных факторов. Многообразие различных факторов, влияющих на педагогический процесс или изучаемый объект, требует выделения из них основных, а также определение производных. Установление субординации, взаимосвязи между ними позволяет исследователю, перейти от уровня изучения явлений к уровню познания сущности, раскрытие диалектики процесса, понимание противоречивости изучаемого предмета или явления. 8. Единство логического и исторического. Предполагает в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (его генезис) и его теории (структуры, функции, связей объекта в его современном состоянии, а также перспектив развития). В каждом исследовании присутствует и та и другая сторона. Любое исследование строится на сформулированной концепции. Его необходимо рассматривать с точки зрения того, что уже было в истории и что структурно это явление из себя представляет. 9. Концептуальное единство. Этот принцип означает, что исследователь в процессе научной работы защищает определенную концепцию - систему взглядов. Принятые исходные положения проверяются, развиваются, уточняются в ходе поиска. Концепция может стать детищем исследователя, если он самостоятельно вырабатывает ее. Ученый может присоединиться к одной из существующих концепции. В том и другом случае необходимо осуществлять единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок. 10. Системный подход. Изучаемый объект или явление сложны и многообразны. Исследователю важен прежде всего характер взаимодействия между элементам, механизмы связей и отношений. В процессе системного анализа выясняются не только причины явлений, но и обратное воздействие результата на породившие его причины. 11. Соотнесение сущего и должного Этот принцип заключается в обязательном соотнесении двух планов - должного и сущего (существующего). Любое из педагогических явлений может быть верно понято и оценено только в сопоставлении с нормой (должное). Педагогические инновации, перспективы могут быть поняты и приняты только после сопоставления с существующим состоянием современной теории и практики. 12. Единство исследовательской и практической учебно-воспитательной работы. Опытно-экспериментальная работа должна способствовать совершенствованию педагогического процесса, улучшению содержания методов, форм организации работы с детьми. Необходимо прогнозирование хода и результатов работы, сильных и слабых факторов, способных оказать существенное влияние на итог работы, своевременная диагностика может способствовать выявлению и коррекции негативных. Исследование, связанное с людьми, тем более с детьми, требует особой осторожности в выборе методов, средств познания, оглашения результатов. Исследователю следует предвидеть последствия своих действий, помнить правило «Не навреди!». Используемые в исследовании методы и средства должны исключить риск для здоровья, психического состояния ребенка. Вам предстоит овладеть этическими нормами ведения исследования. Необходимо избегать плагиата, компиляции, то есть заимствования и приписывания себе чужих научных достижений. Нельзя, например, в курсовую, дипломную работу без ссылки на авторов вставлять фрагменты первоисточников, которые вы изучаете, использовать методики исследования, графические материалы и т. д., не указав, у кого вы их заимствовали. Наука демократична по своей сути, поэтому следует одинаково бережно и уважительно относиться к работам маститых ученых и начинающих исследователей, объективно оценивать их результаты, независимо от авторитета. Вместе с тем результаты научной деятельности каждого исследователя, в том числе и вашего, могут стать объектом критики, строгой проверки. Итак, методологию можно определить не только как учение о научном методе познания, но и как область познавательной деятельности, систему исследовательской деятельности по получению новых знаний, обоснованию программ, методов исследования, оценке его качества. Каждый педагог-исследователь должен обладать методологической культурой. Научное исследование осуществляется в определенной логике. Логика психолого-педагогического исследования — содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач. Исследователь определяет эти шаги с помощью предварительного планирования. План научно-исследовательской работы — основной документ управления всеми процессами психолого-педагогического исследования, который упорядочивает мероприятия в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и кадровыми ресурсами. План составляется с указанием темы исследования, обоснования ее актуальности, определения проблемы, объекта и предмета исследования. План также включает цель, гипотезу, задачи и методы исследования. В плане определяется направление и характер опытно-экспериментальной работы, ожидаемые результаты, сроки выполнения. Исследование начинается с выбора темы. Методологическая культура педагога-исследователя: • умение проектировать содержание будущей деятельности; умение проектировать систему и последовательность собственных действий; • анализ педагогического исследования по следующим характеристикам: проблема, тема, объект исследования, его предмет, цель, задачи, значение для практики, как в процессе его проведения, так и в завершенном виде; • творческое решение практических задач; • уметь увидеть проблему и соотнести с ней фактический материал; • уметь выразить проблему в конкретной педагогической задаче; • распределить решение на шаги в оптимальной последовательности; • уметь анализировать процесс и результаты решения задачи. Анализ опыта и методологии научных исследований позволяют определить минимальный перечень методологических категорий, выступающих как характеристики педагогического исследования в процессе его проведения и в завершенном виде. В.В. Краевский выделяет следующие характеристики: • проблема - тема - актуальность • объект исследования - предмет исследования - цель - задачи - гипотеза и запрещаемые положения - новизна - значение для науки и практики. Тема исследования формулируется как название работы. Определяя тему, вы в лаконичной форме предъявляете содержание всей работы. В названии темы отражается ее суть. При определении темы целесообразно учесть (В.С.Безрукова): • соответствие темы вашим познавательным интересам и исследовательским возможностям; • актуальность темы: насколько она значима для науки, практики, востребована в вашей настоящей профессиональной деятельности, важна для будущего карьерного роста; • возможность осуществления исследования по выбранной теме в отведенное время. Доступность источниковой базы, достаточность материальной оснащенности. К формулировке темы предъявляется ряд требований: краткость, ясность смысла, проблемность. Учтите, что название не должно содержать вводных и сокращенных слов (например, ДОУ, педколледж и др.), придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Название, состоящее из восьми и более слов, считается длинным. При обосновании актуальности исследования объясните необходимость изучения выбранной вами проблемы. Доказывая актуальность темы, определите теоретические (педагогические, психологические), практические (состояние и потребности практики по изучаемому аспекту), социальные причины, которые побудили вас выбрать ее для своего исследования. Целесообразно придерживаться следующей логики обоснования актуальности: в настоящее время назрела необходимость исследования выбранной темы, так как, во-первых…, во-вторых…, в-третьих… Научная проблема может представлять собой: 1. Нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний. 2. Осознание, констатацию недостаточности достигнутого уровня знаний или их внедрения в практику. Определение границ известного и неизвестного — основа формулировки научной проблемы. Проблема формулируется в виде вопроса. Используются вопросительные слова «какой», «какова», «какая», «почему», «что» и др. Например, «Что нужно сделать, чтобы переориентировать воспитателей на личностно ориентированную модель обучения детей?», «Какие педагогические условия необходимо создать для повышения субъективности студентов в процессе обучения?», «В чем заключается специфика развития речи детей-воспитанников дома ребенка и каковы ее причины?». Цель исследования — это то, что хотят получить в итоге исследования. По существу это поиск ответа на вопрос, поставленный в проблеме. Достигнув цели, исследователь ликвидирует нарушение связи между частями системы. Цель формулируется в форме повествовательного предложения при помощи глаголов: выяснить, выявить, разработать, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить. Примеры формулировки целей: • Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия активизации речевого развития детей-воспитанников дома ребенка. • Теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность организации педагогического просвещения родителей в области предупреждения и коррекции насильственных методов домашнего воспитания. • Определить педагогические условия внедрения технологии проектирования в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы (они изменяются в зависимости от самого характера научной проблемы.): 1) решение определенных теоретических вопросов входящих в общую проблему (например) выявление сущности исследуемого понятия, явления, разработка критериев эффективности, принципов и условий применения и т.п. 2) экспериментальное изучение практики решения данной проблемы выявление ее типичного состояния, типичных черт передового опыта и д.р. 3) обоснование необходимой системы мер для решения поставленной задачи; 4) экспериментальную проверку предложенной системы мер с точки зрения соответствия ее критериям оптимальности, т.е. достижения максимально возможных в соответствующих условиях результатов в решении этой задачи при определенных затратах времени и усилий педагогов и детей. 5) Разработку методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты исследования на практике. Например; 1. Изучить педагогическую и методическую литературу по организации и приемам стимулирования учебно-творческой деятельности учащихся в процессе решения творческих задач по естественному циклу предметов. 2. Отобрать и структурировать педагогические приемы и правила в виде эвристических предписаний для учащихся. 3. Проверить экспериментально эффективность применения эвристических предписаний для решений определенного класса задач в обучении физике, химии, биологии в старших классах. 4. Проанализировать и обобщить результат экспериментально-исследовательской работы. Гипотеза и защищаемые положения. Одним из методов развития научного знания, а также структурных элементов теории является гипотеза – предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. В процессе разработке гипотеза конкретизируется. Задача исследователя, разрабатывающего гипотезу, состоит в первую очередь в том, чтобы показать, что не очевидно в объекте, что он видит в нем такого, чего не замечают другие. Научные истины всегда парадоксальны. Гипотеза, будучи средством перехода старого знания к новому, неизбежно вступает в противоречие с имеющимися представлениями. Во всяком случае то, что и так всем очевидно, что не требует доказательств — не гипотеза. Бабанский Ю.К. указывает, что возможны два типа гипотез. I тип - описательные гипотезы в которых описываются причины и возможные следствия. II тип - объяснительные; в них дается объяснение возможным следствиям из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют. Описательные гипотезы не обладают предвидением, а объяснительные обладают таким свойством. Например, гипотезы в педагогическом исследовании могут предполагать, что одно из средств будет более эффективным, чем другое средство. Однако в предположении не объясняется данное явление, а просто предполагается, что эксперимент докажет эту большую эффективность. Более высокий уровень предсказания состоит в том, что автор исследования высказывает гипотезу о том, что какая-то система мер будет не только лучше другой, но из ряда возможных систем, она окажется оптимальной с точки зрения определенных критериев и не только результативности но и экономного расходования времени, усилий, средств и пр. Новизна, значения для науки и практики. На стадии завершения исследования возникает необходимость, подводя итоги, четко и конкретно определить, какое новое знание получено и какого его значение для науки и практики. Необходимость получения нового знания подчиняет весь ход исследования и все его методологические характеристики. Вопрос о новизне возникал еще на стадии определения предмета, нужно было обозначить, относительно чего будет получено такое знание. Новое знание в виде предположения о нем, выдвигалось в гипотезе. Но вот завершен определенный этап исследования или выполнена вся работа в целом. Теперь, при осмыслении и оценке промежуточных и окончательных результатов нужно дать конкретный ответ на вопрос о его новизне: Что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые? Если нет убедительного ответа на этот вопрос, может возникнуть серьезное сомнение в смысле и ценности этой работы. Следующий этап исследования состоит в определении, что именно будет рассматриваться в исследовании. Принято различать объект и предмет исследования. Объект — это то, с чем исследователь имеет дело. Объект исследования является более широким понятием, чем предмет. Объект отвечает на вопрос «Что рассматривается в исследовании?» (педагогическое пространство, область, в рамках которой находится предмет изучения). Предмет является частью, стороной, элементом объекта. Предмет исследования часто совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию. Методы научного исследования Научный метод исследования представляет собой комплекс разнообразных познавательных и практических операций, направленных на приобретение новых знаний. Любая наука с помощью методов собирает фактический материал об изучаемом объекте, анализирует и обрабатывает полученные данные, включает их в систему ранее добытых научных знаний. Поэтому естественно, что темп прироста научных знаний, уровень науки в целом во многом зависят от тех методов, которыми пользуются исследователи. В последние годы достаточно распространена классификация методов исследования, в основу которой положены фундаментальные (теоретические) и прикладные виды. Соответственно им выделяются теоретические и эмпирические методы. К теоретическим методам относятся сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы, архивных материалов, методы причинно-следственного анализа, метод прогнозирования, математические и статистические методы. Они предназначены для интерпретации, анализа, систематизации и обобщения теоретических положений и эмпирических данных, служат для установления и формулирования закономерностей изучаемых явлений. Группу эмпирических методов составляют опросные методы, наблюдение, эксперимент, педагогический консилиум, проективные методы, изучение педагогической документации, изучение продуктов деятельности, социометрический метод, метод обобщения независимых характеристик, изучение опыта педагогической деятельности. В эту группу методов входят методы оценивания и измерения (регистрация, ранговый метод, рейтинг, экспертные оценки, срезы, тесты, шкалирование, социометрия, «педагогический консилиум», самооценка), методы обработки данных (математические, статистические, графические). Совет начинающим исследователям: • используйте разнообразные методы изучения ребенка, применяйте те педагогические приемы и явления, с помощью которых вы сможете получить достоверную информацию, и на ее основе сделать правильные выводы; • осторожно корректно делайте обобщения и выводы, не обходите молчанием те трудности, которые встретились в ходе исследования, избегайте категоричности. Типология эмпирических методов педагогического исследования Наблюдение. Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим эти классификации. 1. По частоте наблюдения делятся на постоянные, повторные и однократные. Постоянным наблюдением охватывают, например, организацию режима дня, непрерывно в течение известного времени; повторным — через определенные промежутки времени (например, через неделю), при однократном же наблюдении регистрируется виденное лишь во время конкретной игры. (Последнее, применяется редко и преимущественно для констатации какого-либо положения). 2. По объему охвата объекта разливают сплошные и не сплошные (или частичные) наблюдения. В первом случае наблюдаются все исследуемые объекты, во втором — часть из них. Несплошные наблюдения можно подразделить. 3. По способу получения сведений наблюдения можно подразделить на непосредственные и косвенные. При непосредственном, или прямом, наблюдении исследователь регистрирует непосредственно увиденные во время наблюдения факты. Косвенным, или опосредованным, называется наблюдение, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат. Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения На наш взгляд, целесообразно выделить следующие этапы: 1) выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения; 2) получение разрешения на проведение наблюдения; 3) составление плана наблюдения; 4) подготовка документов и оборудования наблюдения (инструкции, протоколы, аппаратура); 5) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т. д.); 6) оформление результатов наблюдения; 7) анализ результатов наблюдения; 8) теоретические и практические выводы наблюдения. Примерная форма протокола наблюдения Дата _________________ ДОУ ______________________________ Воспитатель _____________ группа _____________ тема Задача: определить уровень самостоятельности детей в процессе игровой деятельности. Время Деятельность детей Анализ деятельности детей Выводы Результаты наблюдения необходимо фиксировать. Техника фиксирования весьма разнообразна: • протокольная запись, • выборочное фиксирование отдельных элементов, составляющих предмет изучения, • дневниковая запись (при длительном ли дискретном наблюдении). • матричная запись, то есть запись по заданной схеме, • использование ТС. Собранные в ходе наблюдения данные нуждаются в грамотной обработке. Рекомендуем вам придерживаться следующих правил: • Сгруппируйте однородные элементы процесса, явления. • Оформите обобщенные данные в виде таблиц, графиков, фактографической матрицы, карточки. • Сопоставьте полученные данные с материалами, добытыми с помощью других методов (опросных, эксперимента, проективных методов и пр.). Опрос (беседа, интервью, дискуссия) Если вы хотите узнать, как люди понимают свой мир, то почему бы не поговорить с ними об этом» С. Квале Опрос — прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях. Опрос — метод сбора первичной информации при обращении с вопросами к конкретному человеку или группе людей. Опросы могут быть: 1) письменные (анкета, в форме сочинения на тему и т. п.) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка, групповая дискуссия); 2) очные и заочные (почтовые, телефонные, Интернет и др.); 3) экспертные и фронтальные (массовые); 4) выборочные и сплошные; 5) Первичные и повторные. Опрос в тех или иных формах — один из основных методов социально-психологических и психологических исследований. Причины его популярности: • наиболее прямой способ получения информации от субъекта; • доступен и прост в применении; • легко поддается обработке, интерпретации, хранению. В опросе участвуют два действующих субъекта: • корреспондент (интервьюер) и исследователь, проводящий опрос; • респондент — опрашиваемый человек, отвечающий на вопросы корреспондента. Отрицательные стороны опроса: выясняются субъективные мнения респондентов, которые могут не соответствовать действительности. Велико влияние таких факторов на валидность (достоверность) полученной информации, как: • индивидуальные особенности корреспондента; • корректность составления вопросов и специфика их предъявления; • ситуация проведения опроса; • искренность респондента и доверие его корреспонденту. В классических психологических экспериментах опрос используется лишь как вспомогательный метод. В социологических исследованиях опрос чаще всего выступает как основной метод. Базовые правила при построении вопросов: • респондент всегда прав; • каков вопрос — таков и ответ. Требования к формулировке вопросов: • ясность (понятность для респондента; нельзя включать сложную, непонятную для респондентов терминологию, понятия, которые могут затруднить восприятие респондентами); • конкретность (не допускать двоякого толкования понятий или вопроса в целом); • проблемность (прямая или косвенная направленность вопроса на интересующую корреспондента проблему, но формулировка не должна наводить на ответ); • последовательность (выстроить порядок вопросов так, чтобы они не шокировали респондента, а позволяли постепенно конкретизировать и подробно раскрывать ответы). Интервью — очный вид опроса. Интервью — встреча лицом к лицу. Буквальный перевод этого слова «интервью» — «взгляд между», т. е. взаимный обмен взглядами между двумя людьми, обсуждающими определенную тему, интересующую обоих. Отсюда специфика интервью — разговор, где присутствует определенная динамика и существует возможность обратной связи и уточнения непонятного (в отличие от анкеты); но и интонирование, последовательность вопросов, внешний вид корреспондента и многое другое. Но при интервью или беседе в отличие от анкеты можно наблюдать за реакциями на вопросы и невербальными компонентами общения, часто дающими очень много информации. Виды интервью: 1) стандартизованное (формализованное) — предполагаемые вопросы беседы формулируются заранее и отход от них не допускается; 2) нестандартизованное (неформализованное, свободное) — обозначается только тема и ключевые вопросы интервью, вопросы формулируются и уточняются по ходу интервью; 3) фокусированное (направленное) — по поводу одного события, документа, явления и т. п. Требования к интервью: • не допускается подсказка (это влечет к увеличению субъективизма); • нельзя проявлять чрезмерную настойчивость в опросе; • важно учитывать культурный уровень интервьюера; • важна организация единого социально-психологического пространства между корреспондентом и респондентом; • главное — корреспондент больше молчит, а респондент больше говорит, но не наоборот; важно не только уметь задать вопрос, но и уметь выслушать на него ответ. Беседа — в отличие от интервью в ней две участвующие стороны находятся примерно в равном положении — как задающий вопросы, так и отвечающие на них. Под беседой чаще всего понимается диалоговый метод исследования, идущий еще от Сократа. Важно умение вести диалог, т. е. интересоваться собеседником и корректно ставить ему вопросы, уметь слышать вопросы другого и содержательно на них отвечать. Дискуссия (от лат. discussion — рассмотрение, исследование) — публичное обсуждение спорного вопроса, проблемы; спор. При обсуждении некоторых спорных для участников дискуссии вопросов выявляются и исследуются как проблемы, так и точки зрения на них. В дискуссии каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение своей цели. Благодаря этому дискуссия может выступать активным методом получения информации по тем или иным вопросам. Основные квалификационные требования к исследователю здесь — умение организовать и корректно провести дискуссию. Этапы исследования с помощью методов устного опроса: 1. Выбор темы — формулировка цели исследования, отвечающая на вопросы «почему?» и «что?» будет изучаться. 2. Планирование — определение логики исследования (какие, в какой последовательности, в каком стиле, при какой ситуации, кому именно будут задаваться вопросы; определение места и времени, выборки). 3. Опрос — беседа, интервью или дискуссия по запланированной схеме. 4. Расшифровка — перевод аудиозаписи в письменный текст. 5. Анализ — опираясь на цель и тему опроса, а также с учетом природы полученного материала, выбирается и применяется тот или иной метод анализа (качественный, количественный, качественно-количественный; обобщенный или детальный и т. д.). 6. Написание отчета — изложение результатов исследования в заданной форме с соблюдением этических правил и методических норм. Письменный опрос: анкетирование Анкетирование — непосредственно документальный сбор данных. Может быть как очным, так и заочным, как фронтальным, так и индивидуальным. Это письменный вид опроса. Анкетные опросы классифицируют в основном по содержанию и конструкции включенных в анкету вопросов: • открытые; • закрытые; • полузакрытые; • смешанные. По теме вопросов: • событийные; • на выяснение ценностных ориентаций и мнений; • статистические; • хронометражные; и др. По числу участников письменного опроса выделяют массовое, групповое, индивидуальное анкетирование. В наиболее распространенных вариантах анкетирования выделяют следующие части анкеты: I. Вводная часть • титул анкеты — кто, зачем (с какой целью), когда, у кого и где проводит исследование; • объяснение назначения анкеты (почему респондент должен быть заинтересован в ее заполнении) и техники ее заполнения. II. Основная часть — содержательные вопросы, предлагаемые для ответа. Правильная методика формулировки, организации и расположения вопросов снижает субъективный фактор. Выделяют следующие виды вопросов в анкете: 1. открытые, закрытые и комбинированные вопросы. а) закрытые — предполагают наличие ответов. Пример: «Любите ли вы купаться?» (подчеркните вариант своего ответа): да, нет. • альтернативные — можно выбрать несколько вариантов из предлагаемых ответов. Пример: «Какие времена года вы любите?» (подчеркните варианты своего ответа): лето, осень, зима, весна. • ранжируемые — нужно расставить по приоритету предлагаемые варианты ответов. Пример: «Расставьте по желательности для вас следующие виды деятельности: ловить рыбу __; собирать грибы__; жечь костер__; ходить по ягоды__; играть с друзьями__; смотреть телевизор__; работать на огороде__; работать на сенокосе__; пасти скот__; исследовать жизнь муравьев__. б) открытые — предполагают самостоятельный ответ респондента. Пример: «Что вы понимаете под словом «экология»?» 2. прямые и косвенные. Пример: прямой вопрос — Любите ли вы…? Анкета может включать в себя как один тип вопросов, так и различные виды вопросов (как по форме, так и по содержанию). При составлении анкеты всегда следует помнить правила «Каков вопрос — таков ответ» и «Респондент всегда прав». Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Социометрия используется для измерения определенных свойств группы как целостного образования. Термин «социометрия» связан с именем Дж. Морено, американским психологом, который в 30-е годы нашего века предложил социометрическую методику. Социометрия направлена на определение взаимодействия, связей, отношений в группе людей. Для выявления лидеров в группе. положения ребенка. можно использовать вопросник: 1) мой самый лучший друг; 2) мои друзья; 3) не друзья, но хорошие ребята и т. д. Опрашиваемым надо поставить соответствующий ранг напротив фамилий учащихся (+ – выбор, 0 – безразличие). Полученные результаты оформляются в таблицы. Изучение педагогического опыта Педагогический опыт — это практика воспитания и обучения. Изучение и обобщение педагогического опыта дают представление о состоянии воспитания, обучения в разных звеньях системы образования, системы профессионального педагогического образования, дополнительного образования, особенностях семейного воспитания и т. д. Начинающим исследователям следует ориентироваться на следующие критерии передового опыта (М.Н.Скаткин, Г.М.Коджаспирова): • Результативность и эффективность: устойчивый высокий положительный эффект в обучении, воспитании, взаимодействии со всеми субъектами педагогического процесса. • Соответствие требованиям педагогики, психологии, методик (опыт теряет свою ценность, если высокие результаты получены посредством использования неприемлемых методов, средств обучения, воспитания, игнорирования возрастных особенностей детей и тенденций их развития). • Оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе, его экономичность: результат достигается при минимальной затрате сил, времени всех участников педагогического процесса, без необходимости отказа от решения каких-либо других важных задач. Разновидностью передового педагогического опыта является инновационный опыт — новаторский подход, характеризующийся внесением в педагогический процесс элементов новизны, открытия, изобретения, авторства. Методы изучения педагогического опыта разнообразны: наблюдение, изучение педагогической документации, опросные методы, изучение продуктов деятельности детей, экспертная оценка. Подробнее перечисленные методы будут рассмотрены в следующих темах пособия. Собранный материал подвергается анализу, описанию, обобщению. Передовой педагогический опыт представлен на страницах педагогических и психологических журналов, в сборниках материалов научно-практических конференций. Например, в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Психолог в детском саду» и «Современное дошкольное образование» и других. Вам необходимо изучать и анализировать статьи, относящиеся к теме вашего исследования, однако не поддавайтесь искушению «перенести» новшества, которые в них описаны, в свою педагогическую деятельность. Ищите больше мыслей, идей в том передовом опыте, с которым будете знакомиться, пусть они подвигнут вас на творческий поиск, а не на слепое копирование. Эксперимент Эксперимент определяется как • научно поставленный опыт активного преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. • система приемов и методов изучения явлений, процессов посредством изменения условий их протекания. Эксперимент нацелен на подтверждение или нахождение нового знания, поэтому является средством развития педагогики и психологии. Ценность эксперимента как метода исследования состоит в том, что он позволяет глубже, объективнее установить характер связи между различными компонентами педагогического процесса, между факторами, условиями и результатами воздействия. Появляется возможность управлять этими явлениями, совершенствовать их, создавать новые и обогащаться новым опытом. По форме проведения выделяется два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Наиболее продуктивным и распространенным в психолого-педагогических исследованиях является естественный эксперимент, предложенный в 1910 году А.Ф. Лазурским. Он проводится в естественных, реально существующих условиях, в рамках привычной для испытуемых деятельности. А.Ф. Лазурский подчеркивал преимущества этого эксперимента по сравнению с искусственным: ребенок не подозревает, что за ним наблюдают, чем обеспечивается полная естественность поведения, проявляются особенности индивидуальности. В зависимости от цели различают констатирующий и формирующий этапы эксперимента. • Констатирующий этап эксперимент направлен на изучение состояния объекта и предмета познания без его преобразования. Определяется независимая переменная в виде методов исследования, которые побуждают объект проявить то или иное качество. Разрабатываются критерии и показатели изучаемого качества (например, критерии и показатели творчества дошкольника), далее подбираются диагностические методики. Они рассматриваются как средство достижения цели, а именно: измерение наличного уровня развития (например, определение готовности воспитателей дошкольного учреждения к личностно-ориентированному обучению дошкольников; выявление специфики воспитательной деятельности родителей в двух-трехдетных семьях). Осуществляется сбор первичной информации, которая позволяет констатировать уровень воспитанности, обученности детей, особенностей педагогических возможностей семьи и другое. На основе данных констатирующего эксперимента разрабатывается содержание и методика формирующего этапа эксперимента. • Формирующий этап (преобразующий, обучающий) эксперимента предполагает открытое влияние на сознание, чувства, поведение человека в виде измененных условий жизнедеятельности. Формирующий эксперимент позволяет одновременно решать исследовательскую задачу (исследование условий развития педагогического явления, психических особенностей) и задачу формирования изучаемого качества, преобразования педагогической действительности. Результативность формирующего эксперимента проверяется в ходе контрольного этапа работы, на котором делается вторичный срез состояния педагогического процесса и уровня развития, сформированности изучаемых качеств у испытуемых. Сравнение этих данных с данными констатирующего эксперимента дают представление о динамике развития изучаемого качества, изменений в педагогическом процессе. Условия организации эксперимента 1. Предварительная постановка цели эксперимента и выбор объекта. 2. Тщательная разработка методики проведения эксперимента. Подбор материала. 3. Подготовка условий для эксперимента. 4. Составление инструкции и описание процедуры проведения эксперимента. 5. Установление доверительных отношений с испытуемым. 6. Реагировать на удачи и неудачи ребенка сдержанно 7. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально – психологическим особенностям ребенка. 8. Определение времени и длительности проведения эксперимента в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей и режимом детского сада. 9. Продумать размещение ребенка (рядом с собой, спиной к окну). 10. Нельзя вносить изменения в стандартную процедуру эксперимента. 11. Разделить функции экспериментатора и протоколиста. 12. Результаты и ход эксперимента фиксируются разными способами. Проективные методы Проективные методы — это группа тестов и методик, основанных на принципе проекции, предполагающем, что человек склонен переносить (проецировать) на других людей свои собственные потребности, отношения, качества. Проективные методы направлены на выявление неосознаваемых свойств личности или тех качеств, которые находятся под психологической защитой. При этом неосознаваемые качества человек склонен приписывать другим людям и не признавать их наличия у себя. Проективные методы — это тесты и методики психолого-педагогической диагностики, использующие стандартизированные задания. Процедура в ее классическом исполнении заключается в том, что испытуемому предлагается дать интерпретацию изображенным на картинках ситуациям и событиям. Как правило, респондент (испытуемый) осуществляет этот процесс, в зависимости от своего жизненного опыта, ценностных ориентаций, потребностей и желаний, представлений об окружающем мире, то есть испытуемый «проецирует» на предложенную ситуацию содержание своей личности. В отечественной литературе описаны такие проективные рисуночные тесты, как «Моя семья», «Семья, которую я хочу», «Моя группа», «Я в детском саду», «Нарисуй страх», «Мои друзья», «Про самое интересное», «Самый важный для меня человек» и др. (В.В.Абраменкова, Е.П.Арнаутова, А.И.Баркан, А.И.Захаров, В.К.Лосева, Г.Т.Хоментаускас и другие). Методы изучения документов и анализа продуктов деятельности Метод изучения документов используется либо на ранних этапах исследования, когда необходимо предварительное знакомство с исследуемым объектом, либо на его заключительном этапе — для более полной и объективной интерпретации результатов. В отдельных случаях метод изучения документов служит единственным источником получения данных. Например, анализ качества методического обеспечения образовательного процесса ДОУ, образовательных программ. По «источнику информации» педагогические документы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные документы составляются на основе непосредственной регистрации явлений и процессов в результате прямого наблюдения, бесед. Речь идет о дневниках, журналах, сочинениях. Вторичные документы — более обобщенные материалы, составленные на основе первичных документов. Это статьи, отчеты, выступления на педсоветах, конференциях, совещаниях. Работа с документами при кажущейся простоте и доступности требует специальной подготовки исследователя, а данные, полученные при анализе документов, должны отвечать требованию определенного уровня обобщенности, обладать теоретической или практической значимостью. Метод анализа результатов (продуктов) деятельности является разновидностью наблюдения. Только в этом случае изучается не сама деятельность, а ее продукт. Например, рисунки, поделки, сочинения и т. д. Продукты деятельности позволяют объективно судить о психологических особенностях их создателей. Не менее результативен в этом смысле и метод контент-анализа. Любое педагогическое исследование так или иначе обращается к опыту практической деятельности воспитателя. Технология работы с литературными источниками. Невозможно приступить к исследованию, если нет представления об истории и современном состоянии той области знаний, которая определена как предмет исследования. Поэтому изучение литературы, различных текстов, документов — обязательный подготовительный этап исследовательской работы. В его задачи входит оформление литературного обзора, выявление тех аспектов проблемы. которые не имеют однозначной трактовки. содержат неясности, мало изученные вопросы. В результате обосновывается актуальность исследования, определяется степень разработанности проблемы, выявляются противоречия, формулируется исследовательский аппарат работы. Для теоретического обоснования исследуемой проблемы следует обратиться к трудам классиков педагогики, психологии, общих и специальных работ по педагогике и психологии, историко-педагогическим документам. В них прослеживается история важнейших открытий, раскрываются пути и характер научных изысканий, описывается методика и ход ведения исследования. Научные тексты следует искать в полных собраниях сочинений классиков педагогики и психологии; в избранных трудах выдающихся ученых, в монографиях. Научные статьи и сообщения публикуются в тематических сборниках, материалах съездов, конференций, симпозиумов. Обязательны для изучения статьи, опубликованные в периодической печати, например, в журналах «Педагогика», «Дошкольное воспитание», «Народное образование», «Дошкольная педагогика», «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и другие. Многие научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения по мере накопления материалов исследовательского характера выпускают тематические сборники, однотипно оформленные, нумерованные, имеющие общее заглавие, как-то: «Ученые записки», «Известия», «Вестник». Таковым сериальным изданием является, например, «Вестник Московского городского педагогического университета». Многие проблемы образования, воспитания представлены в официальных документах, которые публикуются от имени международных, государственных или общественных организаций, ведомств, учреждений. Это правовые документы, которые регулируют функционирование системы образования, взаимодействие субъектов воспитания, определяют их права и обязанности. В психолого-педагогических исследованиях необходима опора на Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные конституционные законы. В научной работе рекомендуется основываться на знания постановлений, распоряжений Министерства образования и науки РФ по проблемам, созвучным вашей теме. Кроме того, следует обратиться к официальным документам, изданным субъектами РФ, в частности правительством Москвы. При написании научной работы целесообразно использовать справочную литературу: словари, справочники для извлечения кратких фактических данных по определенному вопросу. Более подробные и систематизированные сведения по одной или всем отраслям знаний можно найти в энциклопедиях. Работа с литературными источниками имеет несколько этапов. 1. Прежде всего, необходимо определить библиографический список. Внимательно относитесь к библиографическому аппарату, справочному материалу тех книг, которые изучаете. В них, как правило, указываются работы авторов по родственной или смежной тематике. 2. Составляйте карточки или вносите в компьютер данные по каждому изученному источнику. При этом точно фиксируйте фамилию, имя и отчество автора (или редактора); название источника; его жанр (монография, статья, тезисы, методические разработки и т. д.); место и год издания, издательство; том, выпуск, номер издания. Библиографический список составляется строго по ГОСТу. Принято алфавитное расположение, т. е. расположение библиографических описаний в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий публикации (если фамилия автора не указана). Список нумеруется, а в тексте делаются ссылки на тот источник, на положения которого опирался автор при написании исследовательской работы. Примеры: Работы одного автора Леонтьев А.Н. Сознание. Деятельность. Личность. – М., 1975. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Пер. с франц. – Екатеринбург, 1999. Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М., 2003. Подласый И.П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя. – М., 2003. Работы нескольких авторов и без указания автора на обложке Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М., 1989. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте: Пособие. – М., 1994. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. Л.Е. Стрельцова. – М,, 1992. Статьи из сборников, журналов: Козлова С.А. Нравственное воспитание в современном мире // Дошк. воспитание. – 2001. - № 9. – С. 10-14. Куликова Т.А. Ролевые игры в профессиональном образовании // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений: Материалы научно-практической конференции МГПУ. – М., 2000. – С. 160-162. 3. Выбор и изучение литературы состоит из двух частей Первичное ознакомление и беглое прочтение источников (с целью отбора или отсева). Для этого прочитайте аннотацию, просмотрите введение, заключение. Оглавление, библиографический список, изучите заголовки разделов и глав. Глубокое чтение и анализ. Читайте с определенной целью, активно ищите ответы на вопросы, которые поставили. Определяйте основную идею в книге, главе, разделе. При первом чтении не стремитесь делать выписки. Лучше на полях отмечать карандашом важные положения (если книга, журнал ваши, а не библиотечные). Обращайте внимание на визуальные указатели: курсив, подчеркивание, выделение жирным шрифтом, нумерацию пунктов. 4. Формы изучения и анализа литературных источников заключается в наиболее распространенном действии — конспектировании — кратком изложении первичного текста, приспособленного к задачам исследования. Изучаемый материал можно представить в виде текста, а также составить схемы, таблицы. 5. Результаты изучения литературных источников по каждому вопросу плана оформляются письменно. Формы фиксации прочитанного могут быть разными: составление аннотации, плана текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефератов. Аннотация — краткая характеристика печатного издания с точки зрения содержания, назначения, формы и др. особенностей. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике. План текста — это самая краткая запись его содержания, порой он может состоять из 3-4 простых предложений. План отражает последовательность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном. С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. Удачно составленный план свидетельствует о вашем умении анализировать текст. Тезисы. Составление тезисов. Каждая книга, статья, доклад представляют собой цепь логически связанных утверждений, которые в тексте обычно сопровождаются обоснованиями, доказательствами, пояснениями, иллюстрациями. Если вычленить из текста основные утверждения или положения, получим то, что называют тезисами. В толковом словаре дается такое определение. Тезис: 1) положение, утверждение, требующее доказательства; 2) положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения. Иными словами, тезис — это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит. Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки. Конспект нужен для того, чтобы: - научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде; - выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи; - упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами; - накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы). Итак, конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста. Правила конспектирования • Сделать в тетради для конспектов широкие поля. • Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться. • Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу. • Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста. • Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать. • Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста. • Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров. • Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста. Реферат — это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Он строится в основном с опорой на оригинал, поскольку в него включают фрагменты из первоисточника. Это обобщения и формулировки, которые имеются в первичном документе и переносятся в реферат в виде цитаты. Учебный реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. С такими рефератами студенты часто выступают на семинарах и конференциях. Исследовательская работа начинается с составления учебного реферата. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Этапы работы над рефератом 1. Выбор темы. 2. Подбор и изучение основных источников по теме. 3. Составление библиографии. 4. Обработка и систематизация информации. 5. Разработка плана реферата. 6. Написание реферата. Примерная структура учебного реферата Титульный лист. Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт. Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата. Основная часть. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением предыдущего. Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата. Список литературы. Как правило, при разработке реферата используют не менее 7-10 различных источников. Приложение. Рекомендации к составлению реферата. 1. Реферат следует записывать лаконичным литературным языком, рассчитанным на определенный круг читателей (или слушателей). 2. Не начинайте текст реферата с повторения его названия. 3. Максимально используйте существующую в данной области знания терминологию. 4. При первом применении новых терминов объясните их значение, избегая сложных конструкций, а также предложений, не имеющих прямого отношения к определению термина. 5. Строго соблюдайте единообразие условных обозначений, символов, размерностей и сокращений, оформления цитат и примечаний в сносках. 6. Детальные таблицы, схемы, сложные чертежи, подробные статистические данные или карты лучше помещать в приложении. В тексте реферата дайте их краткую словесную характеристику и сформулируйте выводы, которые следует сделать на основании приведенных материалов. 7. В заключение сделайте краткий вывод по существу реферируемого предмета. Особенности проведения и подготовки исследовательских работ. Исследовательская деятельность обучающихся организуется в разных формах: рефераты, контрольная работа, курсовая, выпускная квалификационная работа (ВКР). Их общая цель — развитие познавательной самостоятельности специалиста, формирование умений самому приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать профессионально значимые знания. Учебно-исследовательские работы в виде курсовой и ВКР являются видом контроля уровня профессиональной подготовки студентов. Чем же отличаются эти два вида исследования? Вы можете увидеть в сравнительной таблице. Характеристика исследовательских работ № Количественное и качественное различие Курсовая работа Выпускная квалиф. работа 1. Объем 24-30 страниц 60-70 страниц 2. План Простой. Выделение пунктов Сложный. Выделение глав. параграфов 3. Опытно-экспериментальная работа Констатирующий этап эксперимента Констатирующий этап эксперимента, формирующий этап эксперимента, контрольный этап эксперимента 4. Анализ теоретических источников по теме исследования Не менее 20 источников – анализ общепедагогической, дидактической, методической литературы Более 20 источников – анализ общепедагогической. дидактической литературы и педагогического опыта. анализ литературы по истории методики. педагогики. психологии 5. Изучение проблемы Общие подходы к ее разрешению Характеристики общих подходов и разработка конкретного пути ее разрешения 6. Характер опытно-экспериментальной работы Добывание фактов для доказательства на эмпирическом уровне Добывание фактов для доказательства на теоретическом уровне 7. Уровень обобщения Обобщаются результаты непродолжительного наблюдения за практикой. Обобщения носят эмпирический характер Обобщаются результаты достаточно длительных наблюдений за практикой, результаты наблюдений за работой педагогов-мастеров и результаты собственного опыта. Обобщения более широкого характера Основы проектной деятельности в дошкольном образовании К видам исследовательской деятельности относятся проектная. Проект (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел. Получил распространение в отечественной и зарубежной педагогике в 1920 -30 гг. Проектная деятельность обучающихся — это деятельность, направленная на решение практических задач и проблем дошкольных образовательных учреждений. Проектная деятельность содержит: • анализ проблемы; • постановка цели; • выбор средств ее достижения; • поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; • оценка полученных результатов и выводов. Виды проектов По доминирующему в проекте методу: Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру: определение потребности, анализ существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, рефлексия. Форма представления результатов может быть различной (видеофильм, праздник, репортаж и пр.). Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности обучающихся в таких проектах — ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений. Информационные проекты. Обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция). Образовательные проекты — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного занятия до нескольких месяцев. По количеству участников проектов можно выделить проекты: • парные (между парами участников); • групповые (между группами участников). По продолжительности проведения проекты могут быть: • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном-двух учебных занятиях; • средней продолжительности (от недели до месяца); • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). Структура проекта • название проекта; • цитата, лозунг или иная форма представления проекта; • идея проекта; • цели и задачи проекта; • участники проекта; • условия регистрации в проекте; • сроки реализации проекта; • этапы проведения проекта; • условия участия в проекте (организационные, технические, другие); • особенности проведения проекта, виды деятельности участников; • формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами; • критерии оценки работ отдельных участников всего проекта; • диагностическая и оценочная группа; • результаты проекта, их оценка. Призы и награды; • возможное продолжение и развитие проекта; • авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта. Характеристика методов и средств реализации проекта. Методы исследования условно длятся на две группы: эмпирические и теоретические. Эмпирические (основанные на опыте) методы включают: анализ учебной документации; педагогическое наблюдение; опросы (интервью, анкетирование); тестирование; обобщение опыта; и др. Теоретические методы включают: историко-генетический анализ; моделирование, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, систематизацию, синтез, аналогию и др. Этапы работы над проектом Работа над проектом включает четыре этапа: • планирование (коллективное обсуждение, выдвижение идей, определение общего направления работы); • аналитический этап (структурирование информации в виде реферата, доклада, проведения конференции, презентации в Интернете); • этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация). Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных организациях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность. Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта 1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. 2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление плана-схемы проекта. 5. Сбор, накопление материала. 6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. 7. Домашние задания для самостоятельного выполнения. 8. Презентация проекта, открытое занятие. Этапы проекта. 1.Подготовительный (мотивационно-организационный). 2.Основной (внедренческий). 3.Заключительный (обобщающий). Алгоритм создания проекта: Этапы Задачи Деятельность проектной группы Деятельность научно-методической службы Ценностно-ориентационный Определение проблемы (темы). Построение модели деятельности. Выбор группы участников Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания, осознание мотива и цели деятельности Мотивация проектирования, объяснение цели проекта Конструктивный: планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор оборудования и критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде Формирование задач, накопление информации, составление плана. Выбор и обоснование критерия успеха Помощь в анализе и синтезе (по просьбе воспитателя группы). Наблюдение принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности Работа с информацией. Синтез и анализ идей Наблюдение. Консультации выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление Наблюдение, стимулирование, советы (по просьбе группы) Оценочно-рефлексивный* Анализ выполнения проекта, вклада каждого участника в работу, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке деятельности. Учет критических замечаний Наблюдение. Направление процесса анализа, корректировка проекта (если необходимо) Презентативный** Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка Подготовка продукта деятельности к презентации. Защита проекта перед зрителями (экспертами) Участие в коллективном анализе и оценке результатов общей и индивидуальной работы *Рефлексия сопровождает каждый этап проектной технологии, но выделение самостоятельного оценочно - рефлексивного этапа способствует целенаправленному самоанализу и самооценке. ** Защита проекта проходит как в игровой форме (круглый стол, пресс - конференция, общественная экспертиза), так и в неигровой форме. Требования к оформлению, содержанию и защите исследовательских работ Требования к оформлению исследовательских работ 1. Текст выполняется в редакторе Word, формат RTF, шрифт Times New Roman, 14 pt; интервал 1,5. Поля стандартного листа (210-300, 210-297): верхнее – 20, правое – 10, левое – 30, нижнее – 25 мм. Нумерация страниц – в центре верхнего поля или в правом углу нижнего поля. 2. Курсовые и выпускные квалификационные работы (ВКР) сдаются в печатном виде, сброшюрованные. К внутренней стороне обложки ВКР прикрепляется конверт с электронной версией рукописи (диск с указанием ФИО студента, полным названием темы). 3. Название глав, параграфов выделяется полужирным начертанием или 16 pt. и отступом от основного текста (один пробел), размещается по центру. После заголовков не ставится точка. Например, название параграфа: 1.2. Особенности эмоционального развития детей раннего возраста 4. Объем курсовой работы — 20-25 странице печатного текста. Объем ВКР — не более 50. 5. Графики (таблицы, схемы, гистограммы, пиктограммы, диаграммы, чертежи и др.) нумеруются (сквозная нумерация ведется от начала работы) и обязательно имеют заголовок. 6. Допустимые сокращения в тексте работы (но не в заголовках): • буквенные аббревиатуры (например, РФ, США, вуз, ДОУ); • сложносокращенные слова (например, педколледж, профсоюз, педколлектив); • условные общеупотребительные сокращения, которые используются при перечислении: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), т.п. (тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие); • условные общеупотребительные сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотрите), ср. (сравните), напр. (например); • при указании города издания литературных источников сокращения допускаются по отношению к Москве – М., Ленинграду – Л., Санкт-Петербургу – СПб., Ростову-на-Дону – Ростов н/Д, Нижнему Новгороду – Н.Новгород. Все остальные города (отечественные и зарубежные) пишутся полностью; • к условным общеупотребительным сокращениям относятся: т. (том), с. (страница), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), акад. (академик), доц. (доц.), проф. (профессор). Внимание: внутри предложения слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» не сокращаются. Не допускаются сокращения слов «так называемые» (т.н.), «так как» (т.к.). Критерии оценки исследовательских работ При оценке теоретической части исследовательской работы обращается внимание на следующие показатели: 1. Актуальность и новизна изучения проблемы с научной и практической точки зрения. 2. Правильное описание методологического аппарата исследования: предмета, объекта, цели, задач, новизны исследования. 3. Умение поиска необходимых источников информации, объем литературы по проблеме. 4. Полнота раскрытия основных аспектов проблемы в обзоре литературы. 5. Умение отобразить существенную информацию, необходимую для полного освещения изучаемой проблемы в теоретической части работы. 6. Аналогичность, логичность и последовательность в раскрытии темы. 7. Способность к обобщению и формулировке выводов в обзоре научной литературы. 8. Стилистически правильное и грамотное оформление реферативной части работы. 9. Правильное оформление научной работы. При оценке описания эмпирической части исследовательской работы обращается внимание на показатели: 1. Правильное описание методического аппарата: актуальности, целей, задач, новизны эмпирического исследования. 2. Адекватность методов и методик исследования задачам исследования. 3. Объем проделанной работы по сбору эмпирического материала, который определяется количеством методик (и их трудоемкостью), а также численностью выборки испытуемых. 4. Полнота описания плана, организации и методов проведения исследования. 5. Полнота представления результатов исследования. 6. Представление методов количественной качественной обработки данных исследования, использование методов математической обработки данных. 7. Убедительность аргументации и доказательность выводов исследования. 8. Полнота выводов исследования. 9. Качество интерпретации результатов исследования. 10. Правильное использование научной стилистики при описании эмпирического исследования и грамотное оформление научной работы. Оценка «отлично» выставляется за исследовательскую работу, в которой: • всесторонне обоснована актуальность выбранной темы; • разработан всесторонний план изложения; • в теоретической части работы дан всесторонний анализ изученной литературы по теме исследования. Анализ отличается критичностью, самостоятельностью, умением оценивать разные подходы и точки зрения; студент смог показать собственную позицию по отношению к изучаемой проблеме; • дан критический анализ изучения педагогического опыта по теме исследования, указаны его сильные и слабые стороны; • на основе теоретического анализа сформулированы цели, конкретные задачи и методы исследования; • всесторонне освещена экспериментальная работа. Дан качественный и количественный анализ полученных результатов. Установлены причинно-следственные связи между полученными данными; • изложение исследовательской работы иллюстрируется таблицами, схемами, графиками; • в заключение сформулированы развернутые самостоятельные выводы по работе, обоснованы конкретные педагогические рекомендации, определены направления дальнейшего изучения проблемы; • работа оформлена грамотно (орфография, стиль изложения). Оценка «хорошо» выставляется за работу, в которой соблюдаются все вышеперечисленные требования к работе с оценкой «отлично». Но, возможно, оценка снижается до уровня «хорошо», если обучающийся в теоретической части не может дать критического анализа изученной литературы; недостаточно аргументирует отдельные стороны изучаемой проблемы. Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, когда теоретический анализ и опыт работы представлены описательно. Требования к защите исследовательских работ К защите необходимо составить план выступления, проработать текст речи, в котором должна быть отмечена актуальность работы, главные выводы и предложения. Выступление должно быть в пределах 10 минут. В нем следует избежать пространных примеров, ссылок на общеизвестные факты, подробного рассказа работы. Защита курсовой работы. Защита курсовой работы может проходить на заседании ПЦК, в базовых детских садах, на младших курсах, где обучающиеся только начинают делать первые шаги в исследовательской работе. Защита ВКР. Проходит на открытом заседании государственной аттестационной комиссии. Для выступления предоставляется 10 минут. Затем зачитываются отзыв и внешняя рецензия, и выпускник отвечает ан вопросы членов комиссии и присутствующих, а также на замечания, имеющиеся в отзыве и рецензии. На защите обучающийся делает краткое сообщение (7–10 мин.), в котором излагает мотивы выбора темы исследовательской работы, ее актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, источников базу работы, более подробно останавливается на практической части исследования, методах исследования и полученных результатах, демонстрирует наглядность. Многие обучающиеся сопровождают свою защиту презентацией. Следует обратить внимание на технологию использования презентации: • ограничить количество слайдов самыми необходимыми, • не перегружать слайды текстовой информацией и фотоматериалами, • не пересказывать материал, представленный на слайдах.
«Исследовательская деятельность воспитателя в условиях обновления целей, содержания и технологий дошкольного образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot