Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Пятилетки. Переход к мирному строительству

  • 👀 664 просмотра
  • 📌 639 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Пятилетки. Переход к мирному строительству» pdf
4.2. ПЕРЕХОД К МИРНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ После победоносного завершения Великой Отечественной войны партия и правительство выдвинули задачу не только восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, но и превзойти этот урозначительных размерах. Строительные организации должны были в кратчайшие сроки выполнить огромный объем работ по восстановлению разрушенных заводов, фабрик, шахт, электростанций, железных дорог, колхозов, совхозов, машинно-тракторных станций, жилых и общественных зданий и многих других объектов народного хозяйства. Наряду с восстановительными работами шло и новое строительство. Все это выполнялось на основе неуклонного повышения технического уровня производства строительно-монтажных работ. 1945 г. был годом победоносного завершения войны против фашизма, это был год перехода нашего народного хозяйства от военного производства к мирному строительству. Еще до завершения последних боев на Западном фронте, до капитуляции Японии начал сокращаться выпуск военной продукции и предприятия переходили на мирное производство. Особое место в этом процессе занимало увеличение выпуска энергетического, металлургического и шахтного оборудования, необходимого для восстановления разрушенных войной предприятий. Вводились новые мощности электростанций: шло восстановление Днепрогэса, заканчивалось строительство Астраханской ГРЭС, Ново-Тагильской, Свирской, НижнеБозсуйской, Мингсчаурской, Храмской и других электростанций. В Волгограде и Харькове восстанавливались тракторные заводы, осуществлялась большая программа новых Алтайского, Владимирского, Липецкого, Ульяновского и Кустанайского автотранспортных предприятий. Широким ходом шло строительство на Магнитогорском, Ново-Тагильском, Челябинском и Кузнецком металлургических заводах, восстанавливался с полной реконструкцией завод «Азовсталь». Вводились новые мощности на Красноярском, Коломенском, Калининском и других паровозостроительных предприятиях, восстанавливался Харьковский паровозостроительный завод. Полным ходом шли восстановительные работы в Донбассе, где добыча угля уже в 1945 г. возросла по сравнению с 1944 г. на 24 %. В освобожденных районах велись большие восстановительные работы. За первый же год после освобождения от оккупантов вложения в пострадавшие районы составили 32 млрд. руб. Таким образом, к началу осуществления четвертого пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг. вся страна перешла к планомерному мирному строительству. Четвертая пятилетка (1946—1950 гг.). В годы первой послевоенной пятилетки предусматривалось осуществить грандиозную программу строительства, на эти цели выделялось 47,4 млрд. руб. капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ составил 19,7 млрд. руб. При этом намечалось обеспечить рост производительности труда в строительстве на 40 % по сравнению с довоенным уровнем и снизить стоимость строительных работ на 12 % по сравнению с 1945 г. Достижение этих высоких экономических показателей стало возможным за счет внедрения передовых методов производства строительно-монтажных работ как на восстановительном, так и новом строительстве. Индустриализация строительства стала неотложной задачей. В области энергетического строительства в четвертой пятилетке предстояло восстановить гидроэлектростанции и вновь построить 30. Среди них на первое место следует поставить восстановление Днепрогэса. Намечено было также восстановить и ввести в действие 37 тепловых районных электростанций и 21 теплоэлектроцентраль. Стройки черной металлургии охватывали как восстанавливаемые заводы юга Украины, так и восточные предприятия, получившие значительное развитие в годы войны. Восстановление разрушенных предприятий велось на новейшей основе. Так, завод «Азовсталь» не только восстанавливался, но и перестраивался на полный металлургический цикл. Обслуживавший его Камыш-Бурунский железно-рудный комбинат должен был удвоить выпуск своей продукции. Перестраивались доменные и мартеновские печи заводов: имени Дзержинского, Запорожского, Макеевского и др. Завершилось строительство Ново-Тагильского и Челябинского металлургических заводов. Развивалась железно-рудная база восточной металлургии за счет разработок Горной Шории. В Казахстане осуществлялось строительство металлургического завода на базе угля Караганды и железных руд Карсакпая и Атасу. Развивались металлургия в Рустави и трубопрокатное производство в Азербайджане. В топливной промышленности кроме восстановления шахт Подмосковья, Донбасса и дальнейшего развития Кузбасса, Урала и Караганды планом четвертой пятилетки предусматривалось освоение Экибастузского бассейна в Казахстане, Узгенского бассейна в Киргизии и Куюргазийского бассейна в Башкирской АССР, причем развитие добычи угля должно было сопровождаться его обогащением путем сортировки и брикетирования. В нефтяной промышленности требовалось восстановить полностью выведенные из строя Майкопские нефтяные промыслы и частично разрушенные Грозненские промыслы. Дальнейшее развитие получили нефтепромыслы Башкирии и Средней Азии. Большая программа намечалась по развитию автомобилестроения. Ставилась задача увеличить выпуск автомашин до 500 тыс. шт. в год против 147 тыс. шт. в 1940 г. Расширялись и реконструировались заводы в Москве, Горьком и Ярославле, развертывалась широкая программа нового строительства по созданию автозаводов в Днепропетровске, Кутаиси, Минске. Производство сельскохозяйственных машин расширилось за счет восстановления Волгоградского и Харьковского тракторных заводов, Ростовского завода сельскохозяйственных машин, окончания строительства Владимирского, Минского и Алтайского тракторных заводов. Развивались и другие отрасли промышленности. Всего за пятилетие за счет восстановления разрушенного хозяйства и развития нового строительства предусматривалось увеличить выпуск промышленной продукции в 1,5—2 раза по сравнению с уровнем 1940 г. Задачи четвертого пятилетнего плана были успешно выполнены советским народом. Однако многие проблемы требовали предельного напряжения экономики народного хозяйства и разработки сложных организационных и технических задач. Одной из первых явилась отработка системы восстановительных работ. Еще в годы войны с момента восстановления Подмосковного угольного бассейна начинали вырабатываться хозяйственные, организационные и инженерно-технические принципы выполнения строительных и монтажных работ подобного рода. Прежде всего требовалось учитывать дефицит основных строительных материалов — стали, цемента, дерева. Эта проблема решалась путем максимального использования разрушенных конструкций, многие из них поднимались из руин, ремонтировались и устанавливались в проектное положение. Часто целые элементы здания поднимались с применением нескольких домкратов. Каменные сооружения, имевшие трещины, расчищались, а затем цементировались посредством инъецирования. Во вновь возводимые стены часто укладывались крупные куски кладки, поднятые из завалов. Гидроэнергетическое строительство четвертой пятилетки прежде всего характеризовалось завершением восстановления Днепрогэса. Первая очередь восстановительных работ была закончена к 1947 г., причем мощность станции была увеличена на 12 % при том же количестве агрегатов. Отработка общей методики восстановительных работ, основанной на смелом решении труднейших инженерных задач, позволила в короткие сроки поднимать из руин такие предприятия, как Запорожсталь им. Серго Орджоникидзе. Первая очередь этого завода была введена в строй в 1947 г. На этом заводе доменная печь № 4 была восстановлена всего за 4 мес. Это стало возможным благодаря применению (впервые в практике подобного строительства) сварки всех элементов, включая кожуха домны. От старой домны удалось использовать только фундамент и первый пояс кожуха печи. Сварка намного сократила продолжительность и трудоемкость монтажных работ и позволила снизить расход металла по сравнению с клепаными решениями на 15—25%. В дальнейшем сварка начала широко применяться на строительстве доменных цехов. Так, на заводе «Азовсталь» была сооружена цельносварная доменная печь объемом 1300 м3. Монтаж этой печи осуществлялся крупными блоками с помощью башенного крана грузоподъемностью 40 т. Автоматическая сварка конструкций под слоем флюса по методу акад. Е. О. Патона начала применяться в мостостроении: в 1941 г. на заводах при изготовлении пролетных строений, а с 1942 г. и при монтаже конструкций мостов. Электродуговая сварка получила широкое применение и на строительстве магистральных трубопроводов. Если в довоенный период соединение труб в основном (на 90 %) осуществлялось с помощью газовой сварки, то к 1950 г. электродуговая сварка составила уже более 50 % объема этих работ. Этому содействовала отработка технологии и оборудования для этого метода, а также активное развитие трубопроводного строительства, которое началось еще в военное время. Кроме передовых методов производства работ внедрялись поточноскоростные формы организации строительства. Вся стройка разбивалась на пусковые комплексы, для которых разрабатывались четкие графики производства работ, выполнявшихся по принципу максимального совмещении. Благодаря этому резко сократились сроки восстановительных работ. Так, комплекс доменной печи № 5 завода «Запорожсталь», несмотря на стесненность строительной площадки и сложные гидрогеологические условия, был восстановлен всего за 9 мес. Было выполнено 250 тыс. м3 земляных работ, 70 тыс. м3 бетонных и железобетонных работ, смонтировано 7,5 тыс. т стальных конструкций, уложено 15 тыс. т огнеупоров, проложено 10 км железнодорожного полотна и др. При восстановлении этой домны впервые в практике земляных работ в лессовых грунтах был применен открытый способ с двухъярусным водопонижением. Много оригинальных инженерных решений было найдено при восстановлении завода «Азовсталь». Например, доменная печь, осевшая после взрыва на 3,5 м и сдвинувшаяся от оси на 1,3 м с наклоном 20, была восстановлена в проектное положение с помощью 200 гидравлических домкратов и специально сконструированных приспособлений. Здание мартеновского цеха было обрушено путем взрыва колонн среднего ряда с подкрановыми балками, несущими нагрузку 220 и 125 т. Восстановление этого цеха было выполнено за 3 мес. за счет монтажа крупных блоков массой 360 т каждый. Огромные восстановительные работы были осуществлены на Харьковских тракторном и турбогенераторном заводах, на Макеевском металлургическом заводе, на Сталинградском тракторном заводе и на многих других предприятиях. Представляет интерес восстановление Ростовского завода сельскохозяйственного машиностроения, большинство зданий которого были выполнены из железобетона. Эти конструкции восстанавливались в проектное положение по траекториям, пройденным во время обрушения. В разрушенные участки в необходимых случаях вводилась дополнительная арматура, и они замоноличивались с максимальным использованием старого бетона. Такие методы восстановления железобетонных конструкций обеспечивали экономию рабочего времени в размере 68 %, цемента — 88 %, лесоматериалов — 69 %, заполнителей — 89 % и арматуры — 96 %. Восстановление разрушенных войной городов осуществлялось по новым проектам генеральных планов, которые исключали факторы, ранее ухудшавшие условия жизни населения. Производственные и складские хозяйства выводились в промышленные зоны, разукрупнялись жилые кварталы, прокладывались озелененные транспортные магистрали, создавались массивы садов, скверов и детских площадок. Берега рек и водоемов делались доступными для отдыха населения. В восстанавливаемых городах, как правило, предусматривалось полное обеспечение районов водоснабжением и канализацией. Общие темпы восстановительных работ и нового-строительства позволили уже в первом квартале 1948г. достигнуть довоенного уровня промышленного производства. Дальнейшее движение вперед требовало преимущественного развития энергетической базы страны. В связи с этим развернулось гидроэнергетическое строительство, в том числе таких крупных гидроэлектростанций, как Горьковская, Цимлянская, Камская, Новосибирская, Верхне-Свирская и Мингечаурская. Было заложено сооружение Куйбышевской, Волгоградской и Иркутской ГЭС. Началось строительство Волго-Донского судоходного канала. Протяженность Волго-Донского канала составляет 101 км, канал включает в свой состав Цимлянскую плотину и ГЭС мощностью 160 тыс. кВт. Для строительства канала были созданы первые шагающие экскаваторы с вместимостью ковша 3,4; 4 и 14 м3, а также применялись гусеничные экскаваторы с вместимостью ковша 3 м3, скреперы вместимостью ковша 6 и 10 м3 и земснаряды производительностью 300 и 500 м3/ч. Всего при сооружении канала было выполнено 174 млн. м3 земляных работ. Важное значение для народного хозяйства имело создание нефтегазопроводов, обеспечивающих существенную разгрузку железнодорожного транспорта. Этот вид строительства зародился в военное время. В годы Великой Отечественной войны было построено 1559 км трубопроводов, в том числе 1264 км нефтепромыслов и два крупных магистральных газопровода диаметром 300 мм: Похвистнсво—Куйбышев и Войвот — Ухта. В конце войны началось сооружение крупнейшего газопровода Саратов — Москва. В годы четвертой пятилетки в связи с ростом нефтяной и газовой промышленности объемы строительства трубопроводных артерий сильно возросли. Всего было сооружено 3123 км трубопроводов, в том числе в 1946 г. вступил в строй газопровод Саратов — Москва. Наряду с развертыванием промышленного строительства на первый план была выдвинута проблема обеспечения населения благоустроенным жильем. К 1950 г. в стране было в основном закончено восстановление жилого фонда и развернулось массовое жилищное строительство. Это прежде всего относится к Москве, где застраивались жилые районы в Измайлове, на Хорошевском шоссе, Октябрьском поле, в районе Песчаных улиц и на югозападе столицы. Вступила в строй третья очередь метро, в том числе кольцевая линия. Развернулось строительство нескольких высотных зданий, подчеркивающих силуэт столицы. Создавались и реконструировались индустриальные центры страны—Горький, Куйбышев, Челябинск, Свердловск, Омск, Караганда. Началась застройка правого берега р. Урал в Магнитогорске, в том числе застройка проспекта Металлургов. Строились новые города: Ангарск, Кохтла-Ярве, Новая Каховка. Наряду с малоэтажным строительством постепенно возрождается многоэтажное строительство жилых домов. Сначала это были индивидуальные постройки па центральных улицах, например, дома на Ленинском проспекте и на Смоленской площади в Москве, построенные по проектам старейшего советского зодчего И. В. Жолтовского. Из семи высотных зданий Москвы в качестве примера жилищного строительства можно отметить жилые корпуса МГУ на Ленинских горах и высотный дом на площади Восстания. Однако застройка по индивидуальным проектам отдельных жилых многоэтажных домов не решала проблемы массового строительства. К концу 40-х годов наметилась тенденция к застройке многоэтажными домами целых жилых массивов. В Москве подобным образом были застроены кварталы жилого района Песчаных улиц, в Магнитогорске — правобережная часть, в Запорожье — центр города. В связи с этим возникла возможность внедрения типовых жилых секций, а в последующем и проектов повторного применения, а затем и типовых проектов домов в четыре-пять этажей. Соответственно упорядочилась и организация производства строительных работ. В те годы удалось резко повысить степень механизации строительства и организовать заводское производство типизированных строительных конструкций и изделий. Так, трест «Магнитострой» сумел создать прочную базу индустриального жилищного строительства. В Москве в районе Песчаных улиц началось строительство 4- и 5этажных домов с применением стандартных типовых деталей. 60 % всего количества деталей изготовлялось на заводах и не требовало отделки на стройке. Применение скоростных методов сократило продолжительность строительства 4-этажного дома жилой площадью 1200—1400 м2 до 26 дней. Наряду с индустриализацией городского жилищного строительства получило дальнейшее развитие и сборное деревянное домостроение. Были разработаны серии типовых проектов, домостроительные заводы наладили выпуск сборных деревянных жилых домов различных конструкций с различной степенью готовности. Успехи сборного деревянного домостроения в значительной мере предопределялись большим объемом экспериментального и типового проектирования, а также экспериментальным строительством, которое широким фронтом проводилось в годы первой послевоенной пятилетки. Сборное деревянное домостроение в нашей стране, корни которого уходят в глубь столетий, постепенно вырастает в мощную отрасль строительной промышленности, играющую существенную роль в обеспечении полноценным жильем широких кругов населения, в первую очередь в сельской местности и при застройке первых рабочих поселков в зонах промышленного строительства. Другим типом полносборного строительства является крупнопанельное домостроение. Применение этого типа домостроения было вызвано развитием блочного строительства и дальнейшим перенесением основных трудоемких процессов со стройплощадки на завод. Работа на стройплощадке в этом случае сводится к простому монтажу, что ускоряет процесс строительства жилых зданий и обеспечивает их высокое качество. Одной из первых организаций, где было внедрено сборное малоэтажное железобетонное строительство, стал Главуралэнергострой, который создал в г. Березовике (близ Свердловска) в 1945 г. завод строительных конструкций, изготовлявший сборные железобетонные жилые дома. Этот завод собирал одноэтажные жилые дома из крупных железобетонных элементов (панелей) размером 3x3 м с внутренними стойками, эти же конструкции допускали сборку и двухэтажных домов. Всего было выстроено более 800 домов. Следующим этапом в развитии крупнопанельного железобетонного строительства явилось создание многоэтажного дома. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 1947 г. коллективом специалистов Института строительной техники бывшей Академии архитектуры СССР, который совместно с трестом Горстройпроект Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии спроектировал и выстроил на 5-й ул. Соколиной горы в Москве сборный четырехэтажный железобетонный панельный жилой дом с металлическим каркасом. Это опытное строительство позволило детально разработать: 1) конструктивные решения железобетонного капитального многоэтажного дома заводского изготовления; 2) технологию заводского производства крупных железобетонных элементов дома; 3) поточные методы монтажа дома с помощью башенных и других современных кранов. Несколько позже, в 1949 г., в Москве на Хорошевском шоссе было построено шесть четырехэтажных каркасно-панельных домов жилой площадью 1102 м2 каждый. Дальнейшим этапом совершенствования строительства жилого дома из железобетонных элементов явилось создание крупнопанельных конструкций размером на комнату (площадью от 10 до 20 м2 и более и массой до 5 т). Однако это укрупнение элементов требовало качественных изменений в теории расчета, конструировании, технологии производства, транспорта и монтажа изделий, а также выдвигало новые требования к материалам. Для решения всех этих задач были необходимы затраты соответствующих материально-технических средств, которые должны были быстро окупиться за счет существенного улучшения технико-экономических показателей крупнопанельного домостроения по сравнению со строительством аналогичных домов с кирпичными стенами и сборными фундаментами, перекрытиями, металлическими маршами и площадками. Так, масса здания уменьшалась более чем в 2 раза (2500 5400 т), сроки строительства сократились в 3—4 раза, потребность в рабочей силе сократилась против обычного строительства приблизительно вдвое. Одновременно с этим были выявлены и недостатки первых сборных крупнопанельных жилых домов, построенных в эти годы на Соколиной горе и на Хорошевском шоссе: большой расход металла, особенно проката (14 кг/м3 здания) и повышенный расход цемента (20—25 кг/м3 против 18 кг/м3 в кирпичном здании). Устранить эти недостатки можно было только путем улучшения конструктивной схемы дома. Учеными и проектировщиками был разработан новый проект панельного дома с железобетонным каркасом, позволивший снизить затраты металла до 3,7—4 кг/м3 здания. В октябре-ноябре 1950 г. началось осуществление этого проекта на Хорошевском шоссе. Одновременно с эволюцией сборных каркасных жилых домов совершенствовались и сборные бескаркасные дома. В 1948 г. был запроектирован сборный двухсекционный бескаркасный жилой дом на 32 квартиры. Строительство бескаркасного крупнопанельного дома не было осуществлено из-за отсутствия в то время в Москве соответствующей производственной базы и кранов грузоподъемностью 3-5 т. Более энергично в этом отношении действовал трест Магнитострой, который совместно с Академией архитектуры СССР разработал проект и организовал поточное строительство крупнопанельных жилых домов бескаркасной конструкции. Поиски в области совершенствования конструктивных и организационно-технологических форм не ограничивались сферой жилищного строительства. Обобщение военного опыта скоростного строительства позволило сделать вывод о тесной связи конструктивной формы, технологии изготовления и организации монтажа конструкций как основного направления развития стальных конструкций. Этот вывод подтвержден на совещании 1946 г., где конструкторами, технологами и монтажниками были совместно обсуждены основные задачи в области стальных конструкций. Эволюция конструктивной формы стальных конструкций шла в соответствии с этими выводами и принципами советской конструктивной школы. Затраты стали в стальных конструкциях неизменно снижались, параллельно с этим снижалась трудоемкость их изготовления и монтажа. Основным направлением по снижению трудоемкости была широкая типизация элементов конструкций, учитывающая приемы их изготовления, и соответствующая разработка конструктивных деталей, благоприятных с точки зрения изготовления и комплектования конструкций. Ускорение монтажа достигалось соответствующим подбором массы монтажных элементов, монтажных приспособлений и др. Все эти обстоятельства учитывались в одном комплексе конструктивных мероприятий, что явилось отличительной чертой конструирования стальных конструкций послевоенного времени, значительно повысившей их показатели. Все эти мероприятия были подытожены на конференции по стальным конструкциям в 1951 г. Опыт восстановительного строительства показывал важность и необходимость дальнейшего совершенствования железобетонных конструкций. На IV конференции по бетону и железобетону в 1948 г. был поставлен вопрос о необходимости более широкого применения железобетона в строительстве и о мероприятиях по его индустриализации как основной предпосылки для этого. Индустриализацию предполагалось распространить в первую очередь на монолитный железобетон за счет внедрения скользящей опалубки и механизированной подачи бетона и его укладки. Однако практика строительства показала, что этих решений с точки зрения индустриализации строительства явно недостаточно. Поэтому возникла идея применения сборного железобетона предварительно напряженного, струнобетонного с непрерывным армированием и др. В послевоенные годы быстро нарастал объем применения унифицированных деревянных конструкций и деталей, изготовляемых на построенных в этот период крупных домостроительных комбинатах. Заводские условия организации производства деревянных конструкций, с одной стороны, обеспечивали комплексное использование древесины, с другой — требовали новых методов их конструирования с расчетом на транспортные и монтажные нагрузки, вследствие чего достаточно широко изучались прочностные и деформационные свойства древесины, отдельных элементов и целых конструкций для уточнения предельных состояний при разрушении. Были установлены анизотропные свойства древесины и сделан вывод о неправильности расчета по сечению нетто, т. е. как для изотропного материала. Была сделана градация расчетных сопротивлений материала в зависимости от скорости приложения нагрузки и длительности ее воздействия на деревянные конструкции. В дальнейшем в нормы были включены специальные требования к лесоматериалам для несущих конструкций, а также определены коэффициенты, учитывающие условия транспортировки, монтажа и эксплуатации деревянных конструкций. Каменные конструкции в послевоенный период получили дальнейшее совершенствование за счет широкого применения облегченных кладок из дырчатого кирпича, разного вида легких блоков, на разных вяжущих, при различных воздействиях кратковременных и длительных нагрузок. В строительстве нашла широкое применение зимняя кладка из растворов с противоморозными добавками (поташа и нитрата натрия), которые позволяли обеспечить повышенную надежность несущих конструкций, возводимых при отрицательной температуре. Существенное увеличение общих объемов капитального строительства требовало и дальнейшего совершенствования его организационных форм. Дальнейшее развитие получил подрядный способ строительства. В годы четвертой пятилетки силами подрядных организаций в целом по стране было выполнено 73 % объема строительно-монтажных работ. В годы четвертой пятилетки были созданы министерства строительства по отраслям промышленности, в том числе Минметаллургхимстрой, Миннефтестрой, Минуглестрой и Минстрой СССР. В составе каждого министерства были созданы специализированные главные управления по видам работ. В 1945 г. на базе Гипрооргстроя был создан Всесоюзный научноисследовательский институт организации и механизации строительства ВНИИОМС Наркомстроя (в последующем Минтяжстроя) СССР. Этим институтом обобщались методы поточного строительства, которые получили массовое распространение благодаря созданию типовых технологических правил на строительство зданий с детальными технологическими картами на отдельные процессы или конструктивные элементы. В этих разработках большое место уделялось вопросам совмещения производства различных видов работ и процессов в целях существенного сокращения сроков строительства отдельных зданий и сооружений. Особое внимание было уделено разработке вопросов организации круглогодичного строительства на базе использования разработанной советскими учеными технологии бетонирования, кирпичной кладки, штукатурных работ при отрицательных температурах. Получили признание принципы последовательности развертывания работ на строительных площадках. Были разработаны новые методы проектирования организации работ, технические условия на производство и приемку различных видов строительных и монтажных работ. В основу их был положен передовой опыт того времени, что способствовало внедрению эффективной технологии и повышению производительности труда в строительстве. К концу войны общий уровень механовооруженности строительства снизился из-за почти полного прекращения выпуска в стране строительных и дорожных машин и механизмов. Дальнейшие ускоренные темпы развития строительства, связанные с восстановлением разрушенных городов и сел и строительством новых промышленных, жилых и гражданских зданий, в годы четвертой пятилетки требовали коренной перестройки организации строительно-монтажных работ на базе механизации и автоматизации всех- процессов. В пятилетнем плане на 1946— 1950 гг. были установлены уровни механизации: земляных работ — 60%, приготовления бетона — 95%, приготовления раствора — 90%, дробления щебня — 90%, укладки бетона — 60 %, малярных работ — 50 %. В феврале 1946 г. был организован Народный Комиссариат строительного и дорожного машиностроения, позже преобразованный в министерство. Этим министерством налаживалось массовое производство основных строительных машин, выпуск которых к 1950 г. достиг, например, по экскаваторам 3540 шт., бульдозерам 3788 шт. и бетономешалкам 4373 шт. В состав этого министерства в 1947 г. был организован научноисследовательский институт ВНИИстройдормаш, который занимался разработкой машин и механизмов. Всего за годы четвертой пятилетки было освоено производство почти 200 наименований машин и оборудования, в том числе одноковшовых экскаваторов с вместимостью ковшей 0,25—3 м3, многоковшовых экскаваторов, прицепных скреперов вместимостью 1,5— 10 м3, бульдозеров на тракторах мощностью 54 и 80 л. с., автогрейдеров, оборудования для мощных бетонных заводов, бетононасосов, автомобильных кранов и др. В результате принятых мер парк машин к концу пятилетки значительно пополнился и по сравнению с 1940 г. увеличился: экскаваторов в 2,5 раза, скреперов в 2,7 раза, бульдозеров в 3,7 раза, передвижных кранов в 5 раз. Строительными министерствами был организован выпуск башенных кранов грузоподъемностью 1,5— 3 т, которые в конце 40-х годов появились на стройках. Высокий уровень механизации был достигнут и на бетонных работах. Так, на Волгодонстрое работало восемь бетонных заводов, наиболее крупный из них, на Цимлянском гидроузле, имел восемь бетономешалок вместимостью 2400 л каждая. На строительстве гидроэлектростанции укладка бетона в тело плотин осуществлялась автотранспортом со стальной эстакады через закрытые лотки. Максимальная месячная укладка бетона по всему комплексу сооружений канала достигала 250 тыс. м3, всего было уложено около 3 млн. м3 бетона. В связи с развитием производства и применения сборных крупноразмерных конструкций и большим объемом земляных и бетонных работ, особенно в гидротехническом строительстве, развернувшемся в те годы, проводились работы по созданию принципиально нового оборудования. Разрабатывались машины горизонтального и вертикального транспорта, землеройное, буровое, сваебойное и бетоносмесительное оборудование большой производительности. Создание мощных башенных кранов, экскаваторов, скреперов, бульдозеров и других высокопроизводительных строительных машин и механизмов позволяло по-новому решать вопросы организации строительства и производства строительно-монтажных работ. В целом за счет развития отечественного строительного машиностроения уровень механизации земляных работ в гидротехническом строительстве к 1950 г. достиг 90 %, а бетонных работ—87 %. При этом среднегодовые объемы работ за пятилетку увеличиваются по земляным работам с 2,6 млн. до 32,6 млн м3, а по бетонным работам с 0,1 млн. до 1,0 млн. м3. Подобные темпы индустриализации гидротехнического строительства стали возможными благодаря принятому в те годы партией и правительством курсу на комплексную механизацию тяжелых и трудоемких работ. Промышленность строительных материалов получила дальнейшее опережающее развитие по сравнению с темпами роста объема строительномонтажных работ, а также ряда отраслей тяжелой индустрии. Развитие отрасли характеризовалось не только объемными показателями, но и качественным улучшением выпускаемых материалов. Так, по сравнению с уровнем 1940 г. выпуск цемента увеличился к 1950 г. с 5,7 до 10,2 млн. т; кирпича—с 7,5 до 10,2 млрд. шт.; оконного стекла—с 44,7 до 76,9 млн. м2; асбестоцементных листов — с 206 до 546 млн. усл. плиток; нерудных материалов—с 20 до 61,6 млн. м3. В 1950 г. появилось производство таких новых материалов, как сборный железобетон в объеме 1,2 млн. м3, минеральная вата—0,7 млн. м3, линолеум—1,5 млн. м2 и др. В годы четвертой пятилетки была поставлена задача ввести в действие, полностью или частично, 10 новых цементных заводов, в том числе Пикалевский, Белгородский, Магнитогорский, Теплоозерский, Безмеинский и Николаевский. На базе новейшего технологического оборудования были построены цементный завод Брянский и «Октябрь». Все заводы основывались на мокром способе производства и соответствующем стандартном оборудовании. Кроме этого, проводилась работа по восстановлению разрушенных войной предприятий цементной промышленности. За счет создания в 1945 г. Новороссийского отделения получил развитие институт Гипроцемент, в 1944—1945 гг. в Харькове был создан Южгипроцемент. Развивался ряд проектных и научных организаций, работающих в области эффективных материалов и конструкций. Эти разработки позволили организациям расширить применение в проектах таких материалов, как глиноземистый, высокопрочный портландцемент, гидротехнический, тампонажный, декоративный, гппсошлаковый, кислотоупорный и другие специальные цементы; новых видов керамических материалов, в том числе дырчатого и щелевого кирпича, облицовочной плитки высокого качества, теплоизоляционных материалов, силикатных материалов автоклавного производства, асбестоцементных и других материалов, Быстрыми темпами развивалась асбестоцементная промышленность, которая сильно пострадала в годы войны. Уровень выпуска асбестоцементных изделий в 1945 г. составил всего 41 % от довоенного. Однако уже к 1950 г. в стране действовало 16 асбестоцементных заводов, которые выпускали 515 млн. условных плиток и 3220 км труб условного диаметра. К 1950 г. в общем объеме (13 млн. м3) применяемых в строительстве железобетонных конструкций сборные составляли около 10 %. Их производство в основном было организовано на припостроечных полигонах со стендовой технологической схемой. Появились первые крупные механизированные карьеры. На них впервые были применены отечественные экскаваторы с ковшом вместимостью 3 м3, автосамосвалы грузоподъемностью 10 и 25 т и мощные дробилки. В 1946—1950 гг. численность строителей возросла почти в 2 раза по сравнению с предвоенным 1940 г. и составила 3543 тыс. чел., в том числе занятых на строительно-монтажных работах 2603 тыс. чел., и работников, занятых в обслуживающих хозяйствах строительных организаций, 812 тыс. чел. Кроме того, в отрасли насчитывалось 228 тыс. инженерно-технических работников и 190 тыс. служащих. В послевоенный период производительность труда за счет принимаемых мер по индустриализации возросла к 1950 г. на 38 % по сравнению с уровнем 1945 г. Большую роль в этом процессе играло также развитие форм социалистического соревнования. Ежегодно внедрялись в производство сотни и тысячи рационализаторских предложений, в том числе новые приспособления, инструменты и др. Широкое распространение, например, получил метод скоростного обжига кирпича, предложенный Дувановым. Многое сделал изобретатель Широков, который разработал систему транспортировки кирпича в пакетах на специально приспособленных автомашинах. Большое значение для улучшения качества строительства имело предложение маляра Скитева и инж. Тутова по пооперационной передаче выполненных работ от каменщика к штукатуру, а затем от штукатура к маляру. Появились комплексные бригады, оплата труда в которых осуществлялась по аккордной системе из объема выработанной продукции, а не из выполненных видов работ. В результате сокращались затраты труда на вспомогательные операции, появилась заинтересованность рабочих в овладении смежными профессиями. Эта форма организации труда получила широкое распространение. Так, на стройках треста Башнефтезаводстрой было создано 140 хозрасчетных бригад, которые сэкономили много материалов и обеспечили быстрый рост производительности труда. Например, комсомольско-молодежная бригада Гуляева только на строительстве одного жилого дома сэкономила 10 тыс. шт. кирпича. Таким образом, за годы четвертой пятилетки строители сделали следующий шаг в области индустриализации производства всех видов работ. Это прежде всего относится к повышению уровня механизации наиболее трудоемких и тяжелых процессов. Получила развитие промышленность строительных материалов, наращивались мощности по производству деревянного сборного строительства. Проводилось экспериментальное внедрение крупнопанельного домостроения. Залечивая раны, нанесенные войной, строители одновременно преображали наши города и села, создавали предприятия, оснащенные передовой техникой. Все это делалось на основе неуклонного повышения уровня индустриализации строительства. В годы четвертой пятилетки был заложен фундамент для организации строительного производства на подлинно промышленной последующий период. основе. Эта задача активно решалась в
«Пятилетки. Переход к мирному строительству» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot