Психологическое сопровождение: понятие,уровни анализа
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Психологическое
сопровождение: понятие,
уровни анализа
Стадии профессионального становления
личности
Прекращение
проф. деят-ти
Предоптация
2
Кто осуществляет сопровождение проф. становления?
Психологпрофконсу
льтатнт
Соц.
работники
Коллеги
Учителя
Родители
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В
ПРОФЕССИИ
3
ОПРОСНИК «ПОТРЕБНОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»
Варианты ответов:
• Да, согласен
• Нет, не согласен
1. Я считаю, что психологу можно доверять свои тайны.
2. Я считаю, что обратиться за помощью к психологу – значит признать свою слабость.
3. Я очень нуждаюсь в человеке, который мог бы меня понять и помочь.
4. Мне кажется, что я не смог бы быть до конца откровенным даже со специалистом-психологом.
5. Я скорее доверю свои переживания просто близкому мне человеку, чем даже самому хорошему
специалисту.
6. Я уверен, что любое обращение к специалисту-психологу полезно.
7. Я считаю, что нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту, когда жизнь
не ладится.
8. Я не верю, что кто-то, даже специалист-психолог, может лучше меня разобраться в моих проблемах.
9. По-моему, обращаться к психологу – пустая трата времени, лучше действовать самому.
10. Если бы у меня было больше знаний по психологии, то я избежал бы многих ошибок.
11. В последнее время я почувствовал(а), что не в состоянии сам(а) справиться со своими
проблемами.
12. Я считаю, что обратиться к специалисту по поводу психологических проблем так же естественно,
как обращаться к врачу по поводу своего здоровья.
13. По-моему, к психологам обращаются только те, кто не хочет сам отвечать за свои поступки.
14. Я считаю, что необходимые знания по психологии можно почерпнуть из книг, а на практическую
помощь психологов рассчитывать не стоит.
15. Я считаю, что, поскольку раньше люди обходились без помощи психологов, то и нам достаточно
своих знаний и опыта.
16. Возможность обратиться за помощью к психологам – большое достижение современного
общества.
17. Если человек стремится все свои проблемы решать самостоятельно, то, рано или поздно, он не
выдержит такой психологической нагрузки.
18. Я думаю, что ни друзья, ни родственники не заменят профессионала-психолога, когда в жизни
наступает кризис.
4
Ключ к тесту
Ответы «Да, согласен»: 1, 3, 6, 7,10, 11, 12,16, 17, 18.
Ответы «Нет, не согласен»: 2, 4, 5, 8, 9, 13, 14, 15.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
5
Интерпретация результатов теста
• От 0 до 7 баллов – Низкая выраженность потребности в
помощи (психологическая непросвещённость; возможно,
имеется отрицательный опыт общения с психологом или
психологическим учреждением).
• От 8 до 14 – Средняя степень выраженности потребности в
психологической помощи (признают положительную роль
психологов и психологии, но нет желания привлекать других
людей к решению своей проблемы).
• От 15 до 18 – Высокая степень потребности в
психологической помощи (большое доверие к психологам и
стремление к совместному решению, у человека много
проблем).
6
Понятие «СОПРОВОЖДЕНИЕ» и родственные с ним
поддержка
сопровождение
помощь
• педагогическая
• психологическая
• педагогическая
• психологическая
• педагогическое
сопровождение
• психологическое
7
Понятие «СОПРОВОЖДЕНИЕ»
Сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кемлибо в качестве спутника или провожатого (Ожегов
С.И.)
Психологическое сопровождение личности – это
движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с
ней, своевременное указание возможных путей, при
необходимости – помощь и поддержка.
Психологическое сопровождение как оказание помощи
человеку на различных этапах его профессионализации
8
Виды сопровождения в зависимости от типа субъекта
сопровождения
Вид
Сопровождение личности
Содержательная составляющая
Особый
вид
педагогической
деятельности,
отличающийся
от
обучения и воспитания в первую
очередь
признанием
активности
субъекта сопровождения
Сопровождение процесса решения Целенаправленная
система
личностью тех или иных проблем
педагогического взаимодействия для
эффективного решения конкретной
ситуации
профессионального
развития
Сопровождение процесса как той или Педагогическая
технология
иной ситуации профессионального эффективной реализации процесса
развития
решения
конкретной
профессиональной задачи.
Сопровождение объектов в рамках Система создания профессиональной
которых
происходит или образовательной среды 9 для
профессиональное становление
гармоничного
развития
всех
Виды сопровождения в зависимости от специфики
деятельности сопровождающего
• Педагогическое сопровождение
• Психологическое сопровождение
• Психолого-педагогическое сопровождение
• Тьюторское сопровождение
• Научно-методическое сопровождение
• Научно-педагогическое сопровождение профессионального образования в
гуманитарном вузе
• Организационно-педагогическое сопровождение
• Дидактическое сопровождение
• Методическое сопровождение
• Комплексное сопровождение
• Арт-педагогическое
сопровождение
профессиональной
подготовки
будущего учителя
• Сопровождение
• Социально-педагогическое сопровождение
• Психолого-акмеологическое сопровождение
10
ВИД
Ф. И. О. автора
Педагогическое Симонова Г. И.,
сопровождение Сарсенбаева Б. И.,
Лазарев В. А.,
Александрова Е. А.,
Шишкина В. А.,
Шакурова М. В.,
Гингель Е. А.,
Глазкова Т. В.,
Горшенина Я.Л. и
др.
Содержательная составляющая
Особая сфера деятельности педагога,
направленная на решение
конкретных проблем, чаще всего
через приобщение сопровождаемого
к социально- культурным и
нравственным ценностям на которые
он опирается в процессе
самореализации.
11
ВИД
Ф. И. О. автора
Содержательная составляющая
Психологическое
сопровождение
Битянова М.Р.,
Васильева Н.Л.,
Бабушкина И.О.,
Берладина Е.Л.,
Боброва Э.В.,
Волкова Т. К.,
Воронцова А. А.,
Гордиенко Н. В.,
Гринь С. В.,
Демидова Т. П.,
Жарко А. С.,
Калинина Н. В. и
др.
Целенаправленная совместная
деятельность психологической службы
с другими участниками
образовательного процесса,
направленного на разрешение проблем
сопровождающихся.
12
ВИД
Ф. И. О. автора
Субботина Л. Г.,
Психологопедагогическое Муравьев Е. М.,
сопровождение Безюлева Г. В.,
Глевицкая В. С.,
Горолатова Т. С.,
Дрягалова Е. А.,
Ермолаева М. В.,
Ильина Л. Е. и др.
Содержательная составляющая
Модель деятельности педагогапсихолога, предназначенная для
создания в учебно-воспитательном
процессе условий для успешного
развития и социализации
сопровождаемого.
13
ВИД
Ф. И. О. автора
Содержательная составляющая
Тьюторское
Ковалева Т. М., Тьютор в своей деятельности
сопровождение Городецкая Н. И., ориентируется на: образовательный
Пилипчевская Н. В. опыт ученика; активное действие
ребенка как источник новых
направлений в его образовательном
движении; выбор ребенка, его
осмысленность по отношению к
собственным действиям.
14
Рожков М. И.,
Социальнопедагогическое Ачкасов В. Н.,
сопровождение Бабич Е. О.,
Бобкова А. А.,
Грушецкая И. Н.,
Демочкин С. В. и др.
Процесс
создания
педагогом
ситуаций
для
того,
чтобы
обучающийся мог осознанно и
самостоятельно
определить
необходимость
действий
в
построении им своих социальных
отношений.
15
Психологоакмеологическое
сопровождение
Белов В. Г.,
Плаксина И. В.,
Овчинникова И. В.,
Касьян Е. Б.,
Пашкова А. П.,
Митина Е. В.,
Исаева А. С. и др.
Особый вид профессиональной
деятельности психолога,
обеспечивающий с помощью
акмеологических средств,
продуктивное личностнопрофессиональное развитие субъектов
образовательной среды.
16
Виды сопровождения в зависимости от
количества участников
Вид
Содержательная составляющая
Взаимодействие двух субъектов
Сопровождение – новый вид
педагогической деятельности в котором
важное значение уделяется активности
сопровождаемого в процессе решения тех
или иных проблем.
Триада (сопровождаемым
выступает посредник
позволяющий двум субъектам
выстраивать эффективное
взаимодействие)
В качестве сопровождающего чаще всего
выступает психологическая служба,
помогающая субъекту профессионального
пути выстраивать эффективное
взаимодействие с другими субъектами
В процессе сопровождения
участвуют все субъекты
профессионального сообщества
(т. е. в качестве
сопровождающего выступает
среда образовательная или
профессиональная)
Комплексная система, обеспечивающая
условия для эффективного
профессионального развития личности
17
Основные концептуальные положения психологического
сопровождения профессионального становления личности
наличие социально-экономических условий для того, чтобы
личность могла осуществить себя в профессиональной жизни;
необходимость для полноценного профессионального
становления социально-психологического обеспечения, помощи
и поддержки со стороны общества;
признание права личности на самостоятельный выбор способов
реализации своих социально-профессиональных функций,
принятие личностью всей ответственности за качество
профессионального становления и реализации своего
профессионально-психологического потенциала на себя;
гармонизация внутреннего психического развития личности и
внешних условий социально-профессиональной жизни.
18
Цель психологического
сопровождения
• Полноценная
реализация
профессиональнопсихологического потенциала личности и удовлетворение
потребностей субъекта деятельности.
• Главное – помочь человеку реализовать себя в
профессиональной деятельности.
19
Функции психологического сопровождения
информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов
профессионального становления;
проектирование и самопроектирование сценариев отдельных этапов
профессионального становления;
психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в
преодолении трудностей профессионального становления, особенно при
изменении социально-профессиональной среды;
профессиональная реабилитация личности в случаях длительного
перерыва в профессиональной деятельности,
обеспечение социально-профессионального самосохранения;
профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи
в преодолении кризисов и стагнации;
коррекция социально-профессионального и психологического профиля
личности.
20
Основные направления психологического ПСПСЛ
изучение условий и факторов, влияющих на продуктивность труда и
эмоционально-психологическое состояние персонала;
эффективное воспроизводство и сохранение профессионально подготовленного
персонала предприятий и организаций;
проектирование профессиограмм, отражающих динамику профессионального
становления личности и альтернативные варианты профессионального
развития;
формирование операциональной структуры будущей деятельности, а также
целенаправленная подготовка к устойчивой и безопасной реализации
профессиональной карьеры (включая профессиональную миграцию,
социальную адаптацию, ре-ориентацию, профессиональное самосохранение и
комфортную жизнь после завершения карьеры);
формирование и развитие акмеологической культуры персонала, его
потребности в самореализации и способности к оптимальной деятельности,
профессиональной и индивидуальной компетенции, коммуникации;
обеспечение психологической безопасности персонала, комфортных условий
его деятельности, а также восстановление профессионально-психологического
ресурса специалистов;
психологическое содействие при решении проблем профессионального
становления личности на всех его стадиях.
21
Технологии
развивающей диагностики;
тренингов личностного и профессионального развития и
саморазвития;
мониторинга социально-профессионального развития;
технологий формирования психологической аутокомпетентности;
психологического консультирования по проблемам социальнопрофессионального развития;
проектирования альтернативных сценариев профессиональной
жизни,
личностно ориентированных тренингов повышения социальнопрофессиональной и психолого-педагогической компетентности,
ретроспекции профессиональной жизни (метода психобиографии),
тренингов самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой
сферы и самовосстановления личности.
22
ПРАКТИКУМ
23
Упражнение «Плюсы и минусы»
• Обозначьте 2-3 самые • Определите для
важные дела, которые
каждого пункта, как
занимают вас в
положительные
данный период жизни,
стороны, так и
(это могут быть, как
отрицательные.
позитивные, так и
проблемные
дела/события/проблем
ы).
Упражнение «Смятый лист»
В течение 3 минут подумать о важной проблеме, а затем кратко
описать ее суть с помощью 2 предложений.
Начинаем тщательно сминать лист, на котором писали, а затем
разглаживать.
Очень внимательно рассмотреть полученный на листе узор,
образованный линиями, и постараться увидеть в нем рисунок,
потратив на это не более 2 минут.
Затем в течение 5-6 минут начинаем обводить его карандашом.
После выполнения, снова рассматриваем свой рисунок и читаем
то, что написали про свою проблему.
Следующая задача — отметить число возникших ассоциаций, как
выполненное изображение связано с личной проблемой и какимилибо способами решения. Записать все свои мысли о данном
задании, времени дается около 5 минут.
Папка «Задания»:
• 1. Прикрепить смятый лист к заполненному
протоколу занятия и отправить в системе
TEAMS. Срок 24.03.2020, 22.30
• Ответить на тест в системе TEAMS.
• Срок 24.03.2020, 22.30