Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психологическая характеристика этнических общностей

  • ⌛ 2020 год
  • 👀 595 просмотров
  • 📌 548 загрузок
  • 🏢️ Голицынский пограничный институт федеральной службы безопасности Российской Федерации
Выбери формат для чтения
Статья: Психологическая характеристика этнических общностей
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психологическая характеристика этнических общностей» docx
ГОЛИЦЫНСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра № 23 УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры № 23 полковник С.М. Матяш марта 2020 г. ЛЕКЦИЯ Психологическая характеристика этнических общностей по учебной дисциплине «Этнопсихология» Автор – преподаватель кафедры № 23 подполковник Захаров М.В. ОБСУЖДЕНА на заседании кафедры № 23 30 января 2020 г., протокол № ___ 2020 Введение Этническое разнообразие людей определено социальными и физикогеографическими условиями. Это та объективная действительность, с которой необходимо считаться, строя отношения с представителями других национальностей, наций и народностей, осуществляя профессиональную деятельность в различных сферах. Несомненно, каждая нация имеет веками сложившиеся культурные обычаи и традиции, которые отражают весь путь исторического становления и развития конкретного этноса. Эти исторически сложившиеся обычаи и традиции, уклад жизни представляют для людей каждой конкретной национальности предмет почитания и гордости, иначе они со временем были бы забыты и утеряны народом. Но поскольку традиции и обычаи продолжают жить в культуре того или иного этноса, постольку они представляют собой культурную ценность, в которой выражены наиболее общие, но достаточно конкретные для данной национальности характерные черты. Другими словами, культурно-исторические традиции являются важнейшей составной частью, основой национальной психологии. Национально-психологические особенности это реально присутствующие в общественном сознании социально-психологические явления, признавать наличие которых обязаны и социология, и этнография, поскольку обе эти науки, констатируя существование своеобразных характеристик различных групп общества, должны согласиться и с реальностью функционирования особенностей психологии представителей этих групп. Необходимо помнить о двух характеристиках национально-психологических особенностей. Во-первых, предпочтительное внимание национально-психологическим особенностям не означает, что психология народов, этнические черты являются преобладающими. Напротив, они базируются на одной общечеловеческой психологической основе. Во-вторых, своеобразие национальной психологии любого народа выражается не в каких-то неповторимых психологических чертах, а скорее в неповторимом их сочетании, воплощённом в исторических традициях, предписывающих определённые формы реакции и поведения в ходе социализации1. Национальная психология имеет свою материальную базу, своих конкретных носителей и отражает то общее, что есть у представителей целой нации, этнической общности в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям и природе. 1. Характеристика социальной структуры человечества. Человечество имеет общее происхождение. Все многообразие различий в физическом облике людей, которое можно встретить на разных континентах, есть результат вариаций одного и того же биологического вида — Homo sapiens. Развитие современного человечества представляет собой единый процесс: все народы планеты так или иначе оказываются связаны общностью судеб. Можно говорить и о том, что субъектом, основой, носителем современной истории является все совокупное человечество. Деятельность человека за последние два столетия и особенно в XX в. приобрела глобальный, т.е. всемирный характер. Между тем всего несколько сот лет назад отдельные народы и человеческие расы зачастую развивались обособленно друг от друга, разделенные в те времена непреодолимыми природными и другими преградами. Однако в повседневной жизни человек сталкивается с другими проблемами: он видит: что реально люди в своей жизни разобщены, конфликтуют друг с другом, ведут войны, в которые вовлекаются десятки миллионов человек. Почему же люди не ощущают своего единства, своей общей судьбы? Почему даже несколько человек, нередко друзей, не могут найти общий язык? В определенном смысле человечество не является однородным, так как состоит из многообразных социальных групп. Некоторые из этих групп насчитывают сотни миллионов, миллиарды человек. Например, расы. Другие группы включают всего сотни или десятки человек: производственные или школьные коллективы. Все эти группы людей находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в результате чего формируется социальная структура человечества. Расы (с франц.) человека (биологического вида Homo Sapiens) характеризуются общими наследственными физиологическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной общностью распространения. Наиболее отчетливо выделяются три основные группы рас — негроидная, европеоидная и монголоидная. Основные признаки отличия рас — цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т.д. — не должны абсолютизироваться. Все расы современного человечества обладают равными биологическими возможностями для достижения высокого уровня цивилизации. С другой стороны, в структуре любой группы, как и во всем обществе в целом, каждому человеку отведены определенные социальные роли, т.е. конкретное положение и статус в системе общественных отношений и, соответственно, закрепленные в связи с этим функции и обязанности. И зачастую от закрепленных ролей и эффективности их реализации зависит влияние человека на группу и наоборот. Наиболее значимыми в социальной структуре являются такие группы, как классы, этносы, нации, религиозные конфессии. Каждая из этих групп в свою очередь состоит из многочисленных составляющих их элементов, в результате чего социальная жизнь общества напоминает нечто вроде картинки калейдоскопа, в котором, с одной стороны, возникают самые разные фигуры и их сочетания, а с другой, — присутствует определенная система и порядок. Психологическая наука обычно различает следующие виды групп: статистические (мужчины, женщины, старики и т.д.) и естественные; большие (классы, нации, партии, религиозные) и малые (с 3 до 5 человек); организованные и неорганизованные. Разделение групп на виды — не самоцель, так как представителям каждой из них присущи свои социальные и психологические особенности. Классы (с лат. classis разряд, группа) — это группы людей складывающиеся по отношению к средствам производства, по распределению прибыли в зависимости от того, кто является владельцами средств производства. Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседневном пользовании и общении, хотя оно все чаще звучит в теле- и радиопередачах. К нему чаще обращаются в последнее время российские политики и государственные деятели. Для нас более знакомы слова «национальность», «нация». Этнос (с греч. племя, группа, народ) — исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая едиными языком и культурой, а также общим самосознанием. «Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретных народов». Выдающийся российский географ и историк Л. Н. Гумилев считал, что этнос — явление географическое, всегда связанное с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого зависит в то же время от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями. Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он имеет массу различных характеристик, с одной стороны, сходных с другими общностями, а с другой, — наделяющих его среди них. Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни. Однако в результате миграций, вызванных различными историческими причинами, территория современного расселения этносов не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. К признакам, выражающим системные свойства существующего этноса и отделяющим его от других, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения. Обычно принято делить этносы на три типа. К самому раннему типу относится род и племя, характерные для первобытнообщинного строя. Второй тип этноса — народность — обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями или же употребляется для обозначения этнических общностей и групп, населяющих страну и имеющих те или иные формы национально-территориальной автономии. Третий тип этноса — нация возникает с развитием капиталистических отношений и всемерной интенсификацией экономических связей. Вместе с тем следует помнить, что подобное деление этносов все же не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей и не означает, что процесс их образования и развития обязательно достигает последней стадии. Нация (с лат. natio народ) — большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями. В западной политологии и социологии существуют различные теории нации. «Психологические» теории сводятся к осмыслению культурно-психологической общности людей, объединенных единой судьбой (О. Бауэр). В «историко-экономических» теориях нация представлена как простое продолжение в новых условиях родоплеменных связей, как общность людей, основными признаками которой являются язык и территория. В советской научной литературе считалась единственно правильной историко-экономическая теория. Ее основатель Н. К. Каутский основными признаками нации называл общую территорию, общность экономической жизни, языка, традиций. Идеи Каутского легли в обнову определения нации, которое дал в 1913 г. И. В. Сталин: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». В настоящее время российские ученые, например А.О. Бороноев и В.И. Павленко, определяя понятия «нация», «национальность», подходят к ним по двум параметрам: «Во-первых, национально-государственным, культурным атрибутам, по той объективной символике, которая подчеркивает некоторую целостность (культурную, территориальную, хозяйственную); во-вторых, по субъективной реакции, по социальной идентификации индивидов, по их ценностным ориентациям, т.е. каждый индивид национален, с одной стороны, объективно, с другой, — субъективно, сознательно, он признает себя частью той или иной общности, культуры» . Понятие «нация» несколько шире и сложнее понятия «этнос», «этническая группа», поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, осознанно идентифицирующих себя с конкретной национальностью и самоопределяющихся в отдельную территориально-государственную и (или) социокультурную систему. Главную роль в формировании и развитии нации играют социально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической государственности. Экономической основой возникновения наций явились частная собственность на средства производства, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объединение местных рынков в общенациональные. Движущей силой возникавших тогда наций была буржуазия, стремившаяся к объединению отдельных народов в рамках единого государства, обеспечению благоприятных условий для своего свободного развития. Хотя процесс формирования наций в Европе и Азии, да и в других частях земного шара в основном завершен, однако в некоторых частях света он еще продолжается. 2.Психологическая основа нации Каждая нация существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей, которая формируется в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в их среде и совершенствуется по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка и психологии. Объективной основой жизни нации являются потребности во взаимодействии и общении между людьми в ходе ее экономического, политического развития, обмена культурными достижениями, продуктами и результатами труда. Существует тенденция: чем выше внутринациональная и внутригрупповая интеграция, тем заметнее достижения в экономике и культуре, более интенсивны социально-политические и внутригрупповые контакты и коммуникативные связи между людьми. Одним из главных признаков существования нации является историческая память, представляющая собой заветы старины, предания отцов, чувство единородства, т.е. приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации, Родины. Человек, обладающий исторической памятью, осознает свое место в духовной эстафете поколений. От варвара его отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Эта любовь — не просто поэтические грезы гениальных национальных поэтов, а реальная основа целеполагания. Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации. Оно является продуктом длительного исторического развития, а его центральным компонентом выступает национальное самосознание. В структуру национального сознания помимо последнего входят и другие элементы. Например, осознание нацией необходимости своего единства, целостности и сплоченности во имя реализации своих интересов, а также понимание важности обеспечения добрососедских отношений с другими этническими общностями и бережливое отношение нации к своим материальным и духовным ценностям и др. Национальное сознание существует на уровнях как теоретического, так и обыденного сознания. Если теоретическое национальное сознание представляет собой научно оформленную, систематизированную конструкцию, состоящую из -идеологических взглядов, - идей, - программ, - норм, -ценностей и т. д., выработанных нацией за длительное время ее существования и определяющих стратегию ее развития, то обыденный уровень национального сознания включает в себя -потребности, - интересы, - ценностные ориентации, -установки, -стереотипы, -чувства, -настроения, -обычаи и традиции членов этой общности, проявляющиеся в повседневной жизни и деятельности. Все эти компоненты находятся в тесном единстве, они неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Следует отметить, что обыденное национальное сознание является главной психологической основой различного рода межнациональных трений и конфликтов, поскольку именно в нем формируются национальные предрассудки, негативные установки, национальная нетерпимость к другим общностям. Сознание общества, группы (общественное сознание) состоит из двух взаимосвязанных частей: теоретического уровня и уровня обыденного сознания. Теоретический уровень включает в себя идеологию: обобщенные людьми взгляды на жизнь и общество. Уровень обыденного сознания включает в себя общественную психологию: непосредственные реакции людей на воздействия объективной реальности и жизни в обществе. Формами общественного сознания являются наука, философия, мораль, право, религия, культура. В целом национальному сознанию присущи следующие характеристики: • наличие целостной этнической картины мира, представляющей собой совокупность устойчивых, связных представлений и суждений о общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности; • «правильная» передача из поколения в поколение в процессе нормально выработанной данной этнической общностью социализации; • детерминирование им всего целостного и многосложного восприятия жизни этнической общности: общественных институтов; системы личностных и групповых отношений, обрядов и ритуалов, идеологии, искусства и фольклора; корреляция с поведенческими стереотипами, свойственными членам данного этноса; • соответствие социальным условиям жизни этнической общности, стадии ее общественного развития, структуре жизнеобеспечения (материальной базе). Национальное самосознание, являясь ядром национального сознания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Оно может выражать интересы как отдельной группы, этноса (западные и восточные буряты, северные и южные удмурты), так и нации в целом (русские, французы). В основе проявления национального самосознания лежит феномен этнической идентификации (этничности), т.е. формирования устойчивых представлений человека о себе как о члене конкретной этнической группы. Историческими и культурными детерминантами национального самосознания выступают историческое прошлое и традиции народа, его сложившиеся обычаи и нормы поведения, а также предания, зафиксированные в устной (фольклор) и письменной форме, памятники культуры и искусства. Национальное самосознание практически невозможно без функционирования национального языка, поскольку он служит средством его выражения и формирования. Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о: • своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей; • национальных ценностях и интересах; • истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития; • месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях. Национальное самосознание может играть двоякую роль. Оно может носить прогрессивный характер, если не абсолютизирует свою общность, не считает ее особой «сверхценностью», обеспечивает нормальное отношение к другим народам. И, наоборот, национальное самосознание регрессивно, если оно сводится к узким рамкам клановых, религиозно-националистических, идейно-политических взглядов. Национальное самосознание специфически проявляется в отношениях к другим нациям. Там, где между двумя этническими общностями всегда существовали тесные связи и сотрудничество, обычно формировалась положительная установка на взаимное восприятие, предполагающая терпимость к существующим между ними различиям. Если же контакты между народами не затрагивали их жизненных интересов, эти народы могли быть индифферентны другу к другу. Иное дело, когда они длительное время находились в состоянии конфликта и вражды. Тогда вырабатывалась в основном негативная психологическая установка. Все эти предубеждения предопределены историческими предрассудками и прочно вошли в сознание множества людей. Иногда они имеют место даже у родственных народов. «В национальном самосознании арабов нередко присутствует недоверие друг к другу. В силу этого европеец порой с большим успехом добьется взаимопонимания с арабом, чем арабы между собой, так как они друг другу доверяют меньше» . Особую роль в жизни нации играют ее национальные интересы, отражающие ценности этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Они являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности как отдельных личностей, так и нации, государства в целом. Попытка ущемить интересы нации всегда рассматривается ее членами как покушение на их свободу и жизненные права. Национальные интересы русского народа, например, всегда выражались в стремлении его представителей жить в мире с другими нациями, желании оказывать им помощь и поддержку, и таким образом сохранять атмосферу дружбы и взаимопомощи в многонациональном российском обществе, обеспечивая тем самым его сплоченность. В основе национальных интересов лежат ценности нации — совокупность духовных идеалов ее представителей, в которых находит отражение своеобразие их исторического развития и культуры. Национальные ценности выступают в роли социальных и психологических регуляторов поведения людей одной этнической принадлежности. Например, скромность, коллективизм, стремление к равенству, терпеливость русских и представителей многих других народов всегда выступали важнейшими показателями их духовного богатства, способствовали высокой оценке их ценностно-ориентационного потенциала. Специфику национальным интересам придают национальные вкусы, представляющие собой исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках и отношении к значимым ценностям, явлениям жизни, прекрасному и плохому у большинства представителей той или иной этнической общности. Национальные вкусы проявляются в нравственном поведении, бытовой культуре, образе жизни, домашнем убранстве, одежде, в отношениях между людьми, в искусстве, литературе, живописи, танцах и музыке представителей конкретных этнических общностей. Обеспечивают окончательную выраженность жизни нации ее культура и язык. Национальная культура — это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей. Она цементирует жизнь нации, обеспечивая функционирование ее социальных институтов, наполняя их полноценным, значимым для всех людей содержанием, проявляясь в специфических интересах, складе ума и образе жизни, традициях и моральных нормах, образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения. Разные культуры формируют и разные типы поведения, образа жизни и деятельности. Западная культура воспитывает индивидуализм и чрезмерное самолюбие. Восточная культура ориентирует на подчинение личных интересов ценностям группы, членами которых являются люди. Русская культура формировала личность, которая должна подчинять свои действия и поступки обществу в целом. Национальный язык, будучи действенным средством общения, накопления и выражения опыта членов нации, позволяет придать их культуре и всей жизни специфическое звучание и самовыражение Главное достояние нации составляют ее члены, которые в интересах своей общности напряженно трудятся, реализуя свои задатки и дарования, гордятся ее историческим прошлым и заслугами перед человечеством или, наоборот, испытывают чувство вины за «неполноценность» этноса. Их действия и поступки реализуются под воздействием национальной самооценки. Национальная самооценка, как считает российский социальный психолог А.Д. Карнышев, может быть: • заниженной, когда человек не знает возможностей и достоинств своего народа; • адекватно-низкой, когда человек убежден в значимости и ценности своей нации, ее пока что незначительный или не до конца оцененный вклад в межэтническое сотрудничество; • адекватно-высокой, когда человек убежден в значимости и ценности своей нации, знает ее исторический и современный вклад в мировое содружество, гордится известными представителями своего народа; • завышенной, при которой человек по каким-то причинам переоценивает вес собственной нации среди других, намеренно подчеркивает ее исключительность, постоянно выпячивает ее известные и малоизвестные достоинства, неадекватно завышает значение ее представителей, при этом идентифицируя себя с ними. Чувство национального достоинства — это внутреннее переживание людьми ценности, значимости и самобытности собственной нации в сообществе разных народов безотносительно к каким бы то ни было критериям оценок. Его составляющими в первую очередь являются гордость делами, помыслами и духовным богатством своих предков, своего народа; трепетное отношение к положительным обычаям и традициям: любовь к родному краю, чувство неразрывности с его ландшафтом и природой, почитание в качестве непреложных образцов культуры, фольклорных музыкальных, поэтических, изобразительных, литературных и иных произведений, демонстрирование величайшего уважения к их авторам и т.д. и т.п. Национальная гордость — это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающиеся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии. Национальная гордость выражается в стремлении нации способствовать всемерному развитию своих традиций, языка, материальной и духовной культуры; готовности давать отпор тем, кто посягает на свободу и независимость нации, неуважительно относится к ее культуре и представителям. Понятие национальной гордости близко по значению понятиям патриотизма и любви к Родине. Патриотизм (греч. patris родина, отечество) — сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу. Оно проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов. Содержанием патриотизма являются любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать от врагов. Отдельные элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям и обычаям своего народа формировались уже в глубокой древности. С возникновением классов и государственности в обществе содержание патриотизма становится качественно иным, поскольку выражает уже свое отношение к Родине, Отечеству через присущие классу и государству специфические интересы. В условиях формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью общественного сознания всего общества. Каждый человек имеет представление о чувствах национально гордости и патриотизма, поскольку в любой человеческой культуре, у любого народа их формирование занимает важное место в воспитании всех поколений. Патриотизм предполагает гордость за свою Родину. Однако этого чувства слишком мало, чтобы быть патриотом. Чувство патриотизма настолько личностно, настолько человечно, что его невозможно ни разложить на более простые составляющие элементы, ни, зачастую, объяснить. «Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья». Вот, что вызывает чувство гордости у великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Его патриотизм очень личностен и многогранен. Он не совпадает с официальными оценками величия и славы России. Лермонтов любит Родину такой, какая она есть. Это негромкая, но проникновенная любовь. Патриотизм включает в себя и другие сильные чувства, о которых нередко забывают те, кто именует себя патриотами. Для этого достаточно вслушаться в следующие строки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» другого великого поэта Н. А. Некрасова: «Кто живет без печали и гнева, Тот не любит отчизны своей». Своеобразно охарактеризовал патриотизм русского народа М. Левитинский. «Русский народ в его отношениях к Родине можно разделить на три группы, — писал он. — Первая, самая распространенная, это так называемые «квасные патриоты», они хвалят все русское, осуждая все иностранное, причем международные конфликты решают довольно просто: «шапками закидаем». Вторая группа — это всевозможные утописты левого толка, которые всячески стараются доказать, что чувство патриотизма, любви к Родине не должно быть, которые говорят, что интеллигент «должен в равной мере любить все человечество». Третья и последняя группа (самая маленькая) — это люди, обладающие нормальным, здоровым патриотизмом, люди, которые искренне любя Родину, не закрывают глаз на недостатки и не превозносят все русское, осуждая иностранное. Подобное подразделение патриотизма можно экстраполировать (переносить, распространять) и на другие народы. Представителям любого из них будут свойственны различные степени и «квасного патриотизма», и космополитизма, и реальных оценок достоинств нации. Ни одному народу нельзя ставить в вину или заслугу наличие тех или иных однозначных оценок других наций. В то же время гипертрофированное чувство национальной гордости ведет к возникновению идей национализма и шовинизма. Национализм — идеология, социальная практика и политика в основе которых лежит идея превосходства одних «высших» наций над другими — «низшими», «неполноценными». Для него характерна проповедь исключительности и превосходства, пренебрежительного отношения к другим нациям и народностям. В свою очередь шовинизм (франц. chauvinisme) представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму национализма, выражающуюся в безудержном возвеличивании собственной нации, национальном чванстве и высокомерии. Термин «шовинизм» появился во Франции. В 1831 г. в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда» одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен. Считается, что прототипом этого персонажа была реальная личность — ветеран наполеоновских войн Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором — создателем «величия» Франции. Словом «шовинизм» обозначают и различные проявления националистического экстремизма. На практике он зачастую сочетается с расизмом. Разновидностью шовинизма является великодержавный шовинизм — идеология и политика господствующих классов нации, которая занимает главенствующее (державное) положение в обществе. Великодержавный шовинизм направлен на порабощение других наций, их дискриминацию в различных областях общественной жизни. Сказанное позволяет утверждать, что всегда были, есть и будут люди, для которых подогревание национальной неприязни является сутью их существования, которые в обстановке враждебности чувствуют себя как «рыба в воде», и вне такой обстановки они полностью теряют свое значение и престиж. Русофобы и русофилы, семиты и антисемиты, любящие и презирающие «инородцев» — такие люди встречаются у каждой нации. Шовинисты осознанно или неосознанно проводят в жизнь известную социально-психологическую закономерность, согласно которой любая афишируемая «враждебность» другого этноса, обвинение его в захватнической политике, образ агрессора, притеснителя будут неизбежно порождать консолидацию этноса-«жертвы» по ряду причин: • «образ притеснителя» вызывает ответную солидарную враждебность представителей этноса — объекта угрозы; • «образ притеснителя» усиливает стремление к обороне собственных этнических границ и одновременно уменьшает возможность проникновения в этнос любых инакомыслящих «инородцев»; • наличие «притеснителя», опасности проявления агрессии с его стороны в словах и действиях побуждают каждую личность более лояльно относиться к выполнению групповых норм, не давать повода для возможных претензий; • в подобных условиях представители того или иного этноса начинают более осознанно подходить к своей этнической самоидентификации, искать корни своих поступков и действий в характеристиках своего народа; • наличие «агрессора» дает возможность этносу и прежде всего его вождям и лидерам ужесточать требования к благонадежности членов, увеличивать число наказаний и репрессий по отношению к лицам, нарушающим этнические стандарты и нормы, допустившим предательство интересов и идеалов своего народа [101. — С. 54]. Попытки достигнуть увеличения сплоченности своего этноса посредством создания «образа притеснителя» характерны для некоторых современных политиков (Украина), и с этим надо считаться в социальной практике. Для того чтобы этнос развивался, эволюционировал и эффективно взаимодействовал с другими этносами, в его «общей массе» должны существовать формальные и неформальные лидеры, более других умеющие предвидеть изменения в жизни и направлять жизнь людей адекватно этим изменениям. Заключение Один из сложнейших вопросов социальной психологии - вопрос о национальных особенностях человеческой психики. Этнопсихология признает, что каждая нация имеет специфические для неё психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации и национального характера и которые проявляются и преломляются в национальной культуре. Однако конкретное изучение национальных особенностей психологии (этим занимается особая область социальной психологии – этнопсихология) сопряжено с большими трудностями. Понятие национального характера по своему происхождению не теоретико-аналитическое, а описательное. Впервые его стали употреблять путешественники, а за ними географы и этнографы для обозначения специфических особенностей поведения и образа жизни народов. При этом разные авторы имели в виду совершенно разные вещи. Одни подразумевали под национальным характером свойства темперамента и эмоциональных реакций народа. Другие описывали различия социальных установок, ценностных ориентации, морали, отношения к труду и т. д. Однако социальная и психологическая природа этих явлений различна. Национальный характер подразумевает систему свойств не отдельного индивида, а многочисленной группы - нации или народности. Каждая нация имеет свою специфическую культуру, систему знаков, символов, обычаев и т. д. Но как связано все это с индивидуальной психологией? Из факта существования национальной культуры ещё не вытекает, что и каждый отдельный человек, принадлежащий к данной нации, обладает определённым набором национально-специфических свойств. И если такие свойства существуют, то, как складывается и каким путём передаётся эта общность из поколения в поколение? Имеет ли она биогенетические или только социально-исторические основы? На уровне повседневного, обыденного сознания наличие психологических различий между народами не вызывает сомнений. Пунктуальность, высоко ценимая (и фактически широко распространённая) в Германии или Голландии, сравнительно мало значит в Испании и ещё меньше в странах Латинской Америки. Североамериканцы запросто зовут друг друга по имени, но это вовсе не означает дружбы или интимной близости, которые такое обращение предполагало бы в Западной Европе. Национальные особенности ярко проявляются в искусстве, особенно народном. Можно легко отличить русскую мелодию от итальянской или узбекской, украинский орнамент от индийского, английский юмор от французского. Люди обычно без особых затруднений перечисляют черты, типичные, по их мнению, для разных народов. Но часто подобные характеристики расплывчаты, а то и вовсе произвольны. Сущность национального характера определяют комплекс своеобразных типичных черт в её единстве и неповторимом сочетании, которые в совокупности составляют неповторимый облик того или иного этноса и своими корнями уходит вглубь веков, обусловленные природно-климатическими, социально- экономическими условиями и духовно-нравственным факторами и событиями, в частности, важнейшими вехами в истории народа, запёчатлёнными в исторической памяти и историческом сознании народа и передающимися от поколения к поколению. Национальный характер выражает не только «народный дух» той или иной нации, он, вместе с тем, есть один из механизмов сохранения этнического своеобразия в условиях участившихся контактов с внешним миром и развёртывания процессов глобализации. Кроме того, национальный характер является «коллективной волей» народа для преодоления катаклизмов социальной жизни или экстремального состояния, в котором оказалась нация в тот или иной период своей истории. Национальный характер, будучи по своей природе одним из компонентов национальной психологии, т. е. субъективным феноменом, тем не менее, находит своё материальное воплощение, т. е. «опредмечивается» в различных сферах жизнедеятельности этноса, включающая в себя: обычаи, традиции, ритуалы, обряды, быт, повседневную семейную жизнь, внутриэтническое и межэтническое общение; различные области материальной и духовной культуры - живопись, музыка, литература, устное народное творчество: фольклор, пословицы, поговорки, а также прикладное искусство, скульптура и пр. Этническую общность сопровождает не только комплекс положительных черт, но и ряд негативных черт национального характера, которые являются продуктом восприятия ложных представлений, идей и идеалов, в свою очередь вытекающих из образа жизни этноса. Некоторые из них становятся серьёзным препятствием на пути становления нации как целостной этносоциальной общности, основанных на гуманистических и цивилизованных началах и традициях. Их выявление и устранение станут важным шагом на пути возрождения нации, а также духовного и интеллектуального её совершенствования. Процесс глобализации в современном мире наряду с позитивными моментами, такими как использование высокотехнологических средств, компьютерных сетей, развитие коммуникационных сетей и др., несёт в себе также и угрозу нивелирования, а порой и упадка, исчезновения национально-этнического своеобразия и самобытности, стандартизации повседневной жизни, падение нравов, культ силы и наживы в межличностных отношениях. В этих условиях необходимо предпринять меры по сохранению и развитию национального своеобразия народов, самобытности их культуры и языка, а также их религиозных верований и образа жизни. В этой связи важную роль играет учёт специфики этнического характера, его сохранение и развитие
«Психологическая характеристика этнических общностей» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot