Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психика. Сознание. Деятельность

  • 👀 299 просмотров
  • 📌 237 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Психика. Сознание. Деятельность
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психика. Сознание. Деятельность» doc
Лекция. Психика. Сознание. Деятельность. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира через построение неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Формы проявления психики (психические явления): 1. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. 2. Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования человека, характерное для него в каждый данный момент времени. 3. Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянные проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно - количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Источники психики: нервная система и ее клеточные аналоги. Функция психики – обеспечение адаптация живого организма к окружающей среде через отражение окружающей действительности обеспечение целостности организма регуляцию поведения. Формы проявления адаптивной функции психики: А. Постоянства внутренней среды организма для сохранения его целостности; Б. Поведение – сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Стадии развития живой материи: I. Уровень до психического развития живой материи (растения) характеризуется наличием раздражимости. Раздражимость – это элементарная способность избирательно реагировать на жизненно важные (т.е. биотические) воздействия внешней среды. II. Уровень психики характеризуется появление чувствительности и других форм психического отражения. Чувствительность – это способность живого организма отражать и реагировать на биологически нейтральные (т.е. абиотические) воздействия среды. 1. Стадия элементарной сенсорной психики: наличие ощущений (т.е. способность отражать отдельные свойства среды), способность к формированию элементарных условных рефлексов, научение через привыкание и методом проб и ошибок. Представители: инфузория туфелька, улитки, морские звезды, дождевые черви. 2. Стадия перцептивной психики: наличие восприятия (т.е. отражение внешней действительности в форме целостных образов предметов), способность различать форму предметов, цвета, появление общения и группового поведения, наличие элементарных формы мышления: анализ и обобщение. Представители: рыбы, птицы, насекомые, осьминоги. 3. Стадия интеллекта: наличие интеллектуальной деятельности, способность переносить однажды найденный принцип решения задачи в новые условия, создание и использование примитивных орудий, познание окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей, способность решать одну и ту же задачу разными методами, способность понять причинно-следственные связи между явлениями в практических действиях. Представители: собаки, дельфины, обезьяны. III. Уровень высших психических функций характеризуется наличием сознания. Только у человека. Сознание – это высший уровень психического отражения действительности в форме образов и понятий, результат общественно-исторического развития человека, его трудовой деятельности при постоянном общении с др. людьми. ВПФ (высшие психические функции или сознание) характеризуется: активностью, произвольностью, опосредованностью, осознанностью, социальностью. Предпосылки развития сознания: ТРУД 1. Прямохождение освободило руки от функции передвижения, большой палец стал противопоставлен другим пальцам, улучшилась координация движений. Человек стал использовать руки только для изготовления, применения и хранения орудий труда. 2. Развитие головного мозга – увеличение площади коры головного мозга за счет появления извилин, дифференциация участков мозга, ответственных за интеграцию информации и произвольное поведение. 3. Возникновение речи и речевой коммуникации, необходимой для трудовой деятельности. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С.Выготского. 1. Человек-Природа. При переходе от животных к человеку произошло изменение отношений субъекта с окружающим миром. Среда действует на животное, животное адаптируется. Человек действует на среду, меняя и адаптируя ее под себя. Человек изменяет природу благодаря орудиям труда и развитию материального производства. 2. Человек-Психика. Научившись изменять природу, человек овладел своей психикой и подчинил ее собственному контролю через создание «психологических» орудий – знаков. Знаки - это искусственные средства контроля психических функций. Пр.: узелок на память, речь, письменность. 3. Человек-Развитие (генетические аспекты). Филогенез: В совместном труде один человек указывал другим, что делать. В дальнейшем функция управления эволюционировала в самоконтроль. Онтогенез: Маленький ребенок не способен управлять собой. За него это делают взрослые. С развитием активной речи, ребенок пытается воздействовать и управлять взрослым, а затем и самим собой через самоприказ. Структура сознания. Сознание для бытия 1. Биодинамическая ткань – живое движение, которое дает возможность отражать окружающий мир, выполнять произвольные и целесообразные движения. 2. Чувственная ткань дает возможность создать чувственный образ окружающих предметов. Позволяет отделить внешний объективно существующий мир от внутренней картины мира, субъективного мира. Сознание для сознания (рефлексия) 3. Значение – предметы и явления, суть которых обозначена словом, единица человеческого сознания. Позволяет передавать накопленный опыт, общаться и понимать другого человека. 4. Смысл – включение сознания в жизнедеятельность человека (значение + отношение), пристрастность человека, личные переживания и ощущения Неосознаваемые психические процессы. Неосознаваемые механизмы сознательных действий: 1. неосознаваемые автоматизмы. а). первичные автоматизмы (автоматические действия) – никогда не осознавались, врожденные или сформированы в 1 год жизни (чихание, моргание, ходьба и т.д.) б). автоматизированные дейст-вия и навыки – действия, которые после многократного повторения перестали нуждаться в сознательном контроле (письмо, вождение машины, танцы и т.д) 2. Неосознаваемые установки – готовность субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении (Д.Н.Узандзе) 3. Неосознаваемые сопровож-дения сознательных действий – мимика, пантомимика, жесты, пара- и экстралингвистические системы. Неосознаваемые побудители сознательных действий - это содержание бессознательного, активно влияющее на поведение человека. (теория З.Фрейда) Формы проявления: сновидения, ошибочные действия, неврозы и психозы. Бессознательное – это хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Надсознательные процессы – процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной работы. Примеры: процесс творчества, озарение, процесс горевания, возникновение высших чувств (любви). Деятельность. Бытие определяет сознание (С.Л.Рубинштейн). Сознание определяет бытия (А.Н. Леонтьев). Деятельность – это взаимодействие человека с миром, в результате которого человек изменяет мир и самого себя (К.К. Платонов); - это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация человеком своих отношений с окружающим миром. Деятельность направляется мотивом. Мотив – это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Структура деятельности (см. Рис.). 1. Уровень психофизиологических функций – физиологическое обеспечение психических процессов и движений, данное человеку от природы. 2. Уровень операций. Операция – способ выполнения действия, зависящий от условий, в которых оно выполняется. Операция направляется задачей, т.е. целью, заданная в определенных условиях. 3. Уровень действий. Действие – главная структурная единица анализа деятельности; совокупность операций, подчиненных цели. Цель – осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого, направлено действие человека. Виды действий: а. внешние, предметные действия; б. внутренние умственные действия. Интериоризация – процесс перехода внешних действий во внутренние. Экстериоризация – процесс перехода внутренних, умственных действий во внешние, предметные. 4. Уровень деятельности. Виды деятельности: -игра – это особый вид деятельности, заключающийся в выражении определенного отношения личности к окружающей действительности, целью которого не является производство какого-либо материального или идеального продукта; -учение – это особый вид деятельности, целью которого является приобретение знаний, умений, навыков, и который служит непосредственным средством психического развития; -труд – это основной вид деятельности, в процессе которого создаются материальные и идеальные продукты; -общение – это вид деятельности, в процессе которого устанавливается психический контакт между людьми, отражающий передачу информации, взаимодействие и взаимовлияние людей друг на друга. Уровни психического отражения Особенности поведения Особенности психики Биологические основания психического развития Виды 1. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. • Элементарные формы инстинктивных движений – кинезы (ненаправленная двигательная реакция: орто-, клинокинезы, т.е. зависит от силы стимула, а не направления), таксисы (направленные движения организмов под влиянием односторонне действующего стимула). • Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости (ортокинезы) и направления движения (клинокинезы). • Слабая пластичность поведения. • Несформированная способность реагирова­ния на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. • Слабая, нецеленаправленная двигательная активность • Развитая раздражимость • Примитивные элемен­ты чувствительности, включенные в механизмы кинезов и таксисов: • Элементарная форма научения – привыкание • Зачатки ассоциативного научения (инфузория). • Функция психики – сторожевая. Дистантно (на расстоянии) распознаются только«-» элементы среды, нейтральные показатели благоприятной среды – нет. • Клеточные аналоги НС некоторых простейших (инфузория) дают более сложное поведение, чем поведение многоклеточных того же уровня. • Механизмы движения: переливание плазмы, реактивный способ, пассивное парение, биение жгутиков и ресничек. • Мионема (сократимые белковые нити, меняющие форму клетки и ее частей) – сократительная функция обеспечивает разнообразие и сложность движений. Простейшие (амебы, инфузории и др.) Низшие многоклеточ­ные, живущие в водной среде (губки, коловратка и др.) Наиболее развитые - инфузории Б. Высший уровень. Особенности жизнедеятельности • Активный поиск благоприятной среды обитания и пищи. • Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. • Движения: высшие таксисы (тропо-, тело- мено-, мнемотаксисы) + целенаправленные. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). • Зачатки конструкторской деятельности, агрессивного поведения и общения. • Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. • Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. • Наличие ощущений. • Способность к форми­рованию элементарных условных рефлексов. • Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. • Научение: привыкание; методом проб и ошибок • Диффузная/сетевидная НС у кишечнополостных. • Ганглиозная/ диффузно-узловая НС (скорость проведения в протоплазме – 1-2 микрн/с, в НС–от0,5м/с) • Развитая мускулатура тела • Органы чувств (вплоть до глаз с хрусталиком) • Внутренние органы • Появление челюстей • Функция НС: координа­ция внутренних процессов. При активном образе жизни – добавляется функция коор­дина­ции внешней деятельности. Высшие кольчатые черви: полихеты, пиявки, мало­щетинковые (дождевые – наиболее развитые). Кишечнополостные. Брюхоногие моллюски (улитки и др.). Иглокожие (морские донные – морские звезды, морские ежи, морские лилии и др.) Наиболее развитые – кольчатые черви II. Стадия перцептивной психики А. Низкий уровень. • Главный орган манипулирования — челюсти Формирование двигательных навыков. • Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и Др.). • Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение • Локомоция - основная функция конечнос­тей, заключающаяся в перемещении в пространстве • Ритуализация поведения (движение начинает носить сигнальный характер) • Территориальное поведение. • Отражение внешней действительности в форме образов предметов. • Интеграция, объедине­ние воздействующих свойств в целостный образ вещи. • Восприятие: различение формы предметов, цвета. • Общение и групповое поведение (жестко задано). • Сложная ганглионарная НС (ганглии взаимосвязаны межсегментарными нервными стволами) • Развитие мускулатуры: появление разных групп мышц. • Развитие дистантных органов чувств. • Появление челюстей • Проявления любопытства (осьминоги) Некоторые высшие беспозвоночные (голово­ногие моллюски). Рыбы Низшие позвоночные Членистоногие Наиболее развитые – осьминоги Б. Высший уровень. • Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. • Действия: манипулирование. • Комфортное поведение (уход за собой) • Дифференцированные движения одной конечностью. • Элементарные формы мышления: анализ и обобщение. • Складывание определен­ной «картины мира» • Способность к научению • Общение с включением разных модальностей. • Разнообразие общения: импонирование, запугивание и др. • Трубчатая НС. • Появление функции опоры у конечностей. • Многофункциональность конечностей • Хорошо развитые, сложные органы чувств Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие) В. Наивысший уровень. /Стадия интеллекта по Леонтьеву А.Н. • Выделение специализированных органов манипулирования лап и рук. • Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием приобретенных знаний, умений и навыков • Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. • Появление манипулирования. • Перенос однажды най­ден­ного принципа решения задачи в новые условия. • Создание и использова­ние деятельности прими­тив­ных орудий. • Способность к позна­нию окружающей действи­тель­ности независимо от налич­ных биологических потреб­ностей. • Способность решать одну и ту же задачу разными методами. • Непосредственное усмот­ре­ние и учет причинно-следственных связей между явлениями в прак­тичес­ких действиях (инсайт) Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)
«Психика. Сознание. Деятельность» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot