Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сознание; бессознательное

  • 👀 601 просмотр
  • 📌 538 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сознание; бессознательное» pdf
Раздел 2. Сознание. Бессознательное 1 Понятие о сознании. Общественное и индивидуальное сознание. Структура сознания человека Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания. 1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, па мять). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире. 2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка. 3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания). 4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции). 5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего). 6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и.направляет человека на их достижение). Эти функции сознания можно схематично показать в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (рис. 1). Рис.1. Структура сознания: 7 — блок познавательных процессов; 2 — блок различения субъекта и объекта; 3 — блок эмоций и чувств; 4 — креативный блок; 5 — блок формирования временной картины мира; 6 — блок целеполагания Помимо изложенной выше, можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека. Например, в основу структуризации сознания можно положить:  масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание);  компоненты сознания (познание, переживание, отношение);  типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства);  его свойства (константность, целостность, активность) и т. д. Однако с нашей точки зрения рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной практическом аспектах. как в теоретическом, так и Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (рис.2). Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны па рис. 3. С точки зрения материалистической науки между сознанием чело века и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (рис. 4). Первый и второй тин взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им, но затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану. Рис. 2. Уровни общественного сознания Рис. 3. Основные формы общественного сознания Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся — четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития самосознание. Рис. 4. Схема взаимодействия сознания с материальным миром сознания — Функции сознания человека Рис.5. Основные функции сознания человека Кратко охарактеризуем каждую из них:.  Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует па мять.  Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.  Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.  Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания чело века сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.  Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.  Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных. 2. Свойства сознания человека. Эмпирические характеристики сознания Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер. Эти свойства отражены в табл. 1. Таблица 1. Свойства сознания человека Свойство Описание свойства Активность Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающей мир Избирательный Сознание направлено не на весь мир в целом, а характер только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями) Обобщенность и Сознание оперирует не реальными предметами и отвлеченность явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутом конкретных объектов действительности Целостность Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения) Свойство Описание свойства Константность Относительная устойчивость, не изменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности Динамичность Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности Искаженность Сознание всегда отражает действительность в иска женном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия, и установками личности) Индивидуальный Сознание каждого человека отличается от сознания характер других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания:, жизненным опытом, социальным окружением и пр. Способность рефлексии к Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие, как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С нашей точки зрения эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии - науки, тяготеющей к опытному знанию. Тем не менее, попытаемся определить эти «эмпирические» характеристики (рис. 6). Модели сознания и уровни его ясности Следует отметить, что несмотря на свойство константности, сознание человека непрерывно меняется.. Это связано как с непрерывным поступлением извне новой информации, так и с внутренними процессами самого сознания (в частности, с рефлексией). Поэтому сознание не является чем-то застывшим и статичным, а может рассматриваться как процесс — хотя и медленный, но непрерывный. Тем не менее, в психологии можно встретить и статическую модель сознания, которая представляет собой вертикальную сквозную конструкцию. В такой модели фрагментарные части надстраиваются до восходящей липни в ряду: ощущение — восприятие — представление,— мышление. Причем структурно фрагменты не изменяются. Рис.6. Эмпирические характеристики сознания В противоположность такому подходу используется динамическая модель сознания, в которой его элементы изменяются сами и вступают между собой в новые связи. Если в статической модели восприятие всегда первично, а из образов и понятий, полученных на его основе, формируется мышление. В динамической модели наряду с такими процессами могут существовать и обратные, когда мышление влияет на восприятие. Например, ранее люди видели восход солнца над горизонтом и делали вывод, что солнце вращается вокруг Земли. Однако после открытия Коперника мы уже можем воспринимать восход солнца по-другому — как проворачивание нашей планеты навстречу светилу, то есть под действием логики меняются первичные познавательные процессы. Степень ясности и четкости сознания неодинакова в различных условиях существования человека. Она, естественно, будет различаться во время отдыха, привычной монотонной работы и в момент напряженного поиска выхода из трудной ситуации. Умение человека управлять уровнем ясности и активности своего сознания является важным ресурсом предпринимателя. Примерные ступени уровней ясности сознания отражены на рис.7. Рис.7. Уровни ясности сознания 3. Основные этапы становления сознания человека Возникновение сознания человека на планете представляет собой ключевую загадку для многих наук — философии, биологии, социологии и пр. Особенно эта проблема интересует психологию, науку о психике чело века, ибо сознание является наиболее высоким уровнем организации и функционирования психической жизни человека. Изучая данную проблему, следует понять, что пока наука не располагает исчерпывающими доказательствами той или иной гипотезы возникновения сознания. Тем не менее можно попытаться с высокой степенью достоверности реконструировать процессы, происходившие на нашей планете миллионы и сотни тысяч лет назад (рис. 8). Изменение климата на Земле и в неогеновом периоде на более сухой и холодный. Исчезновение человекообразных обезьян тропических к лесов необходимости привело жить на некоторых открытых пространствах Для отражения атак хищников обезьяны использовали различные предметы (камни, палки), что способствовало переходу к прямохождению путем естественного отбора Постепенно от использования готовых орудий труда предки человека перешли к изготовлению каменных орудий. Это явилось ключевым этапом в возникновении сознания, так как требовало от предков человека необходимости сначала создавать в голове идеальные модели будущего орудия труда, а уж потом воплощать их в реальности. Такой способностью не обладают животные, и она присуща только сознанию человека. Первым разумным человеком на планете был Homo habilis — «человек умелый» (примерно 2,5 млн лет назад) Необходимость общения и коллективной деятельности привели к возникновению речи («вторая сигнальная система»), что сопровождалось увеличением ассоциативных зон коры больших полушарий, а развитие функций руки способствовало увеличению моторных зон мозга. Первые зачатки примитивной речи появились у человека примерно 500-600 тыс. лет назад Формирование в процессе естественного отбора высокоразвитого мозга Обеспечило возможность для сложных форм поведения (добыча огня, изготовление одежды, постройка жилищ). На развитие человека все больше влияли социальные факторы: труд, социальные формы взаимодействия и особенно речь, которая позволяла людям накапливать и использовать коллективный опыт. Окончательно человек в его нынешнем виде (Homo sapiens) сформировался 40 тыс. лет назад. Рис.8. Этапы возникновения человека в процессе эволюции и формирования его сознания Из данной схемы видно, какую важную роль в формировании сознания сыграл труд, что впервые было отмечено Фридрихом Энгельсом. Следует отметить, что труд принципиально отличается от активности животных. При помощи различных действий животные только приспосабливаются к природе, а человек при помощи труда преобразует ее в соответствии со своими потребностями. Таким образом, мы можем определить труд как «специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающийся в осуществлении воздействия на природу с целью обеспечения условий своего существования». Маклаков Л. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2002. — С. 90. Свойства труда как особого рода человеческой деятельности показаны на рис. 9. Рис.9 Свойства труда Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выготского и формирование сознания Известный российский психолог Л. С. Выготский полагал, что в процессе формирования сознания можно выделить три последовательных процесса, тесно связанных между собой (рис.10). Первый из них заключался в инвертировании вектора взаимодействия человека и природы: уже на ранних стадиях своего развития человек при помощи орудий труда стал влиять на природу не меньше, чем она на него. Второй важный процесс — это переход от освоения внешней Человек и природа Человек и его психика Человек и его речь 1. Воздействие природы на человека заменяется воздействием человека на природу. 2. Механизм воздействия на природу предполагает создание орудий труда и развитие функции материального производства 1. В процессе овладения природой человек научился управлять и своей психикой. У него появились высшие психические функции и произвольная деятельность. 2. Возникновение специальных психологических 1. Сначала в процессе совместной деятельности слова-приказы были обращены к другим людям. 2. Впоследствии человек научился направлять их на себя и управлять своим поведением. Этот процесс является формой интериоризации деятельности орудий воздействия на собственную психику (от зарубок на дереве до письменной речи) Рис. 10. Концепция Л. С. Выготского относительно движущих сил и этапов формирования сознания среды к освоению собственной психики. Третьим важным процессом становления человека как разумного существа, по Л. С. Выготскому, явилось формирование и развитие речи. 4.Самопознание. «Я- концепция» Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей. Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в "Я" субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании. Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самопознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самопознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: "Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Яконцепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах: 1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе. 2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта. 3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения. Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом, которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы (см. рисунок 11) . На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я (Self ) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me) . Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт, а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Однако не следует забывать об условности такого разграничения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. Рис.11. Структура Я-концепции Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно . Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Яконцепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента: 1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). 2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоциональнооценочная составляющая). Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая). Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом : 1. Образ Я - представления индивида о самом себе. 2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Яконцепции. 1. Когнитивная составляющая Я-концепции или Образ Я. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных : "надежный", "общительный", "сильный", "красивый" и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики : атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п. можно перечислять до бесконечности. Все они составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка - не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Этим объясняется выделение второй составляющей Я-концепции. 2. Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции или самооценка. Человек как личность - самооценивающее существо. Самооценка подразумевает под собой "известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам» . Самооценка это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его "Я". Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:  оценка других людей;  круг значимых других или референтная группа;  актуальное сравнение с другими;  сравнение реального и идеального Я;  измерение результатов своей деятельности. Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство. 3. Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Всякая установка это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими. 5. Бессознательное. Бессознательное — те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им. Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д. Например, когда после напряженного мыслительного процесса в голове человека вдруг рождается идея, то говорят об интуиции, которая носит неосознанный характер. Или другой пример: подпороговые ощущения, которые не достигают сознания, если сила раздражителя слишком слаба и не превышает минимального абсолютного порога ощущений. Тем не менее соответствующая информация может позднее «всплыть» в сознании и оказать определенное воздействие на мысли или поступки человека. В качестве описания механизма взаимоотношения сознательных и бессознательных частей психики человека часто применяют метафору «луча прожектора», который в полной темноте выхватывает из мрака то один, то другой предмет (рис. 12). Рис.12. Метафора «луча прожектора», применяемая для объяснения бессознательного компонента психики: Б — бессознательное; С — сознание; В— внимание То, на что направлен луч света, становится ясно видимым, в то время как остальная часть окружающего пространства остается скрытой от наблюдателя. Разновидности бессознательных явлений у человека. Следует отметить, что бессознательные явления далеко не однородны. Их можно разделить на пять основных типов. Каждый из этих типов имеет собственные механизмы образования и функционирования. Таблица 2 . Типы бессознательных явлений Тип Сущность Примеры 1. Предсознание Информация, которая не дошла Слабые подпороговые до сознания ощущения и подсознательная память 2.Автоматизиро- 2.1. Автоматизированные Плавание, вязание, двигательные навыки (то, что вождение автомобиля, ванные процессы раньше осознавалось, по потом работа с клавиатурой перешло и подкорковые компьютера и пр. структуры). Навязчивые действия — 2.2. Навязчивые привычки. 2.3. жесты, ритуалы, Неосознаваемые сложные движения. Сомнамбулизм двигательные акты («лунатизм») 3.Бессознатель- 3.1. Неосознанные генетические Половое влечение — программы (инстинкты). либидо. Обиды, ные явления 3.2. Негативные явления, оскорбления и пр. Описки, личности вытесненные из сознания. 3.3. оговорки. Родительские Неосознанные «случайные» программы, внушение и действия. гипноз, идеологические 3.4. Неосознанные программы установки реклама поведения, установленные другими людьми 4. Особые Психические состоянии, Сон, гипноз, транс, аффект психические характеризующиеся состояния ослабленным контролем сознания 5.Надсознательн Высокоэффективные Интуиция, творческое ые процессы неосознаваемые мыслительные озарение процессы 6. Структура личности по Фрейду. Согласно Фрейду, психика человека состоит из трех компонентов: огромного темного бессознательного, которое никогда не будет до конца познано человеком («Оно», или «Ид»), из осознаваемого, рационального компонента («Я», или «Эго») и социального цензора («Сверх Я», или «Супер Эго»). Бессознательное («Оно») является наиболее древней основой психики, в котором господствуют первичные потребности. Здесь локализованы инстинкты (в первую очередь, по мнению Фрейда, сексуальный и агрессивный). «Оно» работает по принципу удовольствия. Контакт с этой частью своей психики человек может осуществлять во время сна, медитации, гипноза и при некоторых других формах измененного сознания. Вторая часть сознания человека — «Я» в большей степени соответствует представлению человека о себе, так как именно в этой части сознания мы «находимся» большую часть времени. Наши мысли, планы, чувства, оценки — все это компоненты «Я». Данная часть психики выполняет две важные функции: во-первых, руководит контактом с реальностью (при этом может как приспосабливаться к реальности, так и менять ее), а во-вторых, осуществляет связь с бессознательным, на пример, вытесняя психотравмирующие ситуации в область бессознательного (защитная функция). Фрейд считал, что основная задача «Я» состоит в том, чтобы поддерживать чувство собственной безопасности и самоуважения. Для этого «Я» приходится выводить за рамки сознательного социально неприемлемые бессознательные переживания. Сознание оказывает сопротивление бессознательному, не пропуская его в высшие этажи психики. В результате этого сопротивления могут возникать раз личные нарушения органов чувств и нервной системы. «Эго» работает по принципу целесообразности (биологической реальности). Наконец, третий компонент сознания — «Сверх Я», или, как его чаще называют, «Супер Эго» — совесть человека, его внутренний сторож, который осуществляет надзор как бы изнутри сознания. Фрейд считал, что «Супер Эго» является видоизмененным родительским авторитетом, сублимацией строгого, но справедливого отца, который в детстве следил за ребенком, контролировал его поступки и наказывал за нарушение правил. «Супер Эго» работает по принципу социальной реальности. Именно здесь рождается внутренняя критика. Графически модель психики человека согласно воззрениям Зигмунда Фрейда изображена на рис.13. , а функции каждого компонента психики раскрыты в табл.3. Рис. 13 . Трехкомпонентная модель психики по 3. Фрейду Таблица 3. Функции компонентов психики по 3. Фрейду Компонент психики Бессознател ьное («Оно», «Ид») Содержание Функции Здесь локализованы инстинкты (в первую очередь сексуальный и агрессивный) Контакт с этой частью своей психики человек может осуществлять во время сна. медитации, гипноза и во время некоторых других формах измененного сознания Основной принцип Принцип удовольствия Происхождение Наиболее древняя основа психики, в которой господствуют первичные потребности Я» («Эго») Представление человека о себе. В этой части сознания человек "находится" большую часть времени. Здесь располагаются мысли, планы, чувства, оценки Во-первых. руководит контактом с реальностью (при этом может как приспосабливаться к реальности, так и менять ее), а во-вторых осуществляет связь с бессознательным например, вытесняя психотравмирующи е ситуации и область бессознательного (защитная функция). Оказание сопротивления бессознательному, чтобы не пропустить его в высшие этажи психики Совесть Надзор за человека, действиями и его внутренний мыслями человека сторож изнутри сознания, формирование внутренней критики Принцип целесообразнос ти (биологической реальности) Результат формирования психики человека в процессе деятельности, активного взаимодействия человека с окружающим миром и обществом «Сверх Я» («Супер 'Это*) Принцип социальной реальности Является видоизмененны м родительским авторитетом, сублимацией строгого, но справедливого отца, который в детстве следил за ребенком, контролировал его поступки и наказывал за нарушение правил 7.Понятие о механизмах психологической защиты Психологическая защита отражает способность психики чело века защищать себя от угрозы разрушения целостности личности, снижения самооценки или разрушения сложившихся знаний и убеждений. Выделяют следующие основные виды психологической защиты. 1. Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Примером может явиться басня Эзопа «Лиса и виноград», где лиса, не имея возможности достать висящий высоко виноград, утешает себя тем, что он зелен и невкусен. При этом подсознание «подбрасывает» сознанию логические аргументы в пользу «выгодного» и не травмирующего психику варианта. 2. Другой механизм психологической защиты - отрицание, при котором происходит избавление от всего, что не совпадает с собственным, взглядом на жизнь. В этом случае информация, которая тревожит человека, не воспринимается сознанием, а «отфильтровывается» на нижних этажах психики. Социологи задавали людям вопрос, убедили ли их материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких. Положительный ответ дали 54 % некурящих и только 28 % курящих. Большинство курящих отрицали значение и правдивость приводимых фактов, поскольку их принятие озна чало бы осознание серьезной опасности для их здоровья. Понятно, что не каждый человек готов согласиться с тем, что он сам способствует возникновению у себя смертельной болезни. 3. Вытеснение — третий механизм психологической защиты. Для его иллюстрации можно вспомнить пушкинскую трагедию «Пир во время чумы» Вальсингам, герой этого литературного произведения, похоронивший жену и мать, устал страдать и бояться, что придет его очередь. Он решает больше не думать о смерти и весе литься вовсю, чтобы вытеснить из сознания ужас перед безжалостно разящей людей эпидемией. Собрав таких же напуганных и потерявших надежду людей, он провозглашает свое кредо: «Как от проказницы Зимы, Запремся также от Чумы! Зажжем огни, нальем бокалы, Утопим весело умы и, заварив пиры да балы, восславим царствие Чумы». Вытеснение— наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Исследователи установили, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, при этом она почти полностью вытесняется из его памяти. Поэтому если человек замечает, что неоднократно забывает нечто, то может за дать себе вопрос, действительно ли он хочет воспользоваться дан ной информацией или же она задевает какие-то воспаленные струны его души. 4. Проекцией называют приписывание собственных недостатков или подсознательных чувств и желаний другим лицам. Так, мы называем ханжой человека, постоянно обвиняющего других людей в стремлении нарушить моральные догмы, но в душе подсознательно мечтающего об этом. Механизм проекции состоит в под сознательном перенесении неприемлемого в самом себе на других. Например, человек, боящийся чего-то, будет уверять себя и других, что этого боятся все, и он не первый в этом списке. Помимо вышеназванных, встречаются и другие виды психологической защиты. Иногда в тяжелых жизненных ситуациях, в состоянии сильного страха включается механизм регрессии - перехода на инфантильный (детский) уровень поведения и мышления как способ защиты от жизненных невзгод. В случае, когда сознание человека не может справиться с ситуацией, не видит выхода из тяжелого или угрожающего положения, его подсознание принимает роль маленького ребенка. Для регрессии характерны примитивные, детские шаблоны поведения в ответ на ситуацию. Существует еще субституция — подсознательная подмена недостижимой и неприемлемой цели другой, более достижимой и приемлемой. Например, человек, боящийся хулиганов, предложит своей девушке заменить дискотеку в сомнительном ночном клубе на поход в театр, причем придумает для этого достаточные основания. Иногда психологическая защита принимает форму гиперкомпенсации — жажды успеха именно в той области, где ощущается собственная неполноценность. В этом случае человек, боящийся высоты, становится альпинистом, а напуганный в детстве собакой — укротителем тигров. Конверсия, например, встречалась у людей, уклоняющихся от военной службы в годы войны. На фоне страха перед призывом в армию у них возникали различные заболевания вплоть до истерических параличей. К феноменам психологической защиты относят также замещение ~ высвобождение своего недовольства не на истинном виновнике, а на более слабом человеке и фантазию — уход от реальной ситуации в воображение.
«Сознание; бессознательное» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot