Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Бессознательное

  • 👀 335 просмотров
  • 📌 299 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Бессознательное» docx
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Структура бессознательного 4 2. Содержание бессознательного 6 3. Типология личности, разработанная К.Г. Юнгом 8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 ВВЕДЕНИЕ Бессознательность человека делится на личное и коллективное. Именно так считал психоаналитик и социолог К. Юнг. Карл Густав Юнг еще подростком пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая - сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая - взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе. Как психиатру, ему немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах. Актуальность данной темы обусловлена высоким уровнем стремления познать людьми своё внутреннее «я», а это попросту невозможно, если не разобраться с такими ключевыми понятиями, которыми оперирует К. Юнг в своих лекциях, которые были прочитаны ля сотрудников Тавистокской клиники в Лондоне в 1935 году. Целью данной работы является анализ ключевых мыслей психоаналитика К. Юнга. Для выполнения поставленной цели в работе, стоит выполнять ряд важных функций: 1. Изучить «Тэвистокские лекции» и выделить в них основные аспекты в по теме «проблема человека»; 2. Выстроить логические связи между лекциями автора и практикой; 3. Осознать более ясно психическую реальность в самом себе и окружающем мире. 1. Структура бессознательного В лекциях обсуждаются две основные темы: структура и содержание бессознательного, методы исследования продуктов бессознательных психических процессов (ассоциативный метод, метод анализа сновидений, метод активного воображения). Юнг считает, что первым появляется бессознательное, а на его основе вырастает сознание, и для него бессознательное является безбрежной исторической сокровищницей. А "Эго" –  это сложное образование, которое конституируется общим осознанием собственного тела, собственного существования и данными памяти. Сознание может быть сориентировано либо на эктопсихические факты (отношения между содержанием сознания и данными, поступающими извне) и на эндопсихические факты (содержание сознание и постулированными выше бессознательными процессами) [1, с. 23]. Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей – коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания [1, с. 19]. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное представляет собой своего рода "память поколений", то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что "содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное – как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому" [2, с. 67-68].     Бессознательные процессы недоступны непосредственному наблюдению, но их продукты, пересекающие порог сознания, можно подразделить на два класса: индивидуальное и коллективное бессознательное [1, с. 31]. "Архетип" означает typos (отпечаток), определенное образование архаического характера, содержащее, как по форме так и по смыслу, мифологические мотивы. В чистом виде последние присутствуют в сказках, мифах, легендах. Как и наше тело, наше бессознательное является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом. Мистический опыт заключается в переживании архетипов. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов – форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы "первичными образами", так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивидуальную фантазию, но и коллективную, например, лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его самосознание [1, с. 43]. Через актуализацию определенных архетипов культура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики человека. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что К. Юнг считал, что первичным, самой основой для человеческого сознания является его бессознательное, на базе которого и вырастает само сознание. Сам К. Юнг был приверженцем того, что бессознательное является чем-то настолько непознаваемым, что называл его «безбрежной исторической сокровищницей», поскольку многие привычки, память остаются на затворках бессознательного «я». 2. Содержание бессознательного    Сны, являющиеся одним из элементов содержания бессознательного, выполняют компенсаторную функцию: они являются  симптомом того, что индивид пребывает в разногласии с бессознательным. Необходимо интерпретировать сон, входя детально в его контекст, необходимо спросить у пациента, какие чувства вызывают у него образы, увиденные во сне. Сны являются естественной реакцией саморегулирующейся психической системы [1, с. 78]. Если сон построен на индивидуальном материале, то необходимо обратиться к индивидуальным ассоциациям, если у сна мифологическая структура, то он говорит на универсальном языке. Юнг считает, что приверженность к определенному научному психологическому течению определяется типом психики – то, как видятся психологические факты, это личная психология, нужно смотреть на вещи так, как подсказывают наши инстинкты. Психология – не символ веры, а точка зрения [1, с. 63]. И мы не можем избавить людей от их судьбы, все необходимо для дальнейшего психологического развития.  Констелляция бессознательного содержания обнаруживает себя в проекции. Любой активированный архетип может явиться в проекции на внешнюю ситуацию, на людей, на обстоятельства. Архетипы являются движущими силами, все решает бессознательная психология человека. Объективизация вне индивидуальных образов – отделение сознания от объекта: внешние факторы (другой человек, обстоятельства) – перестают быть для индивида гарантией его счастья и он приходит к осознанию, что все зависит от него самого. Понимая это, пациент способен сам выработать все ценности архетипического материала и бессознательное становится ему понятным [1, с. 99-100]. Таким образом, мы видим, что К. Юнг немаловажную роль в бессознательном отводил снам, разделяя их по структуре, определяя по ним способ мышления человека. Сон, как регулятор нашей психической системы, очень важен и просходит непроизвольно, как только человек засыпает, что и говорит о том, что он входит в содержание бессознательного. Именно снам больше всего отводит своё внимание К. Юнг при чтении своих лекций. 3. Типология личности, разработанная К.Г. Юнгом   Исходя из структуры psyche Юнг создал свою типологию личности: экстраверты и интроверты, она базируется на двух основаниях – доминировании экстра–интровертированности [1, с. 127], и развитии четырех основных психических процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощущениях [1, с. 143].  Индивидуальное бессознательное – охватывает все приобретения личного существования. коллективное бессознательное – содержания, возникающее из наследственной возможности психического функционирования. Архетипы – класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в определенном индивиде. Архетипический образ – субъективное переживание, связанное с архетипами, осуществляется через выраженные символическим образом определенные мифологические мотивы. Основные стадии юнговской терапии – исповедь, объяснение, воспитание, преобразование [1, с. 136-138].   Тенденция юнговской психологии – это отрицание всех существенных составных частей фрейдовской теории, бессознательное упраздняется и вместо него – личное бессознательное, но ликвидировав динамическое бессознательное и не открыв в личном механизмы, которые могли бы объяснить феномен психической деятельности человека, Юнг объясняет это коллективным бессознательным [1, с. 116]. Конфликт индивидуального бессознательного сводится к противоречию между конституциональными тенденциями и волевыми аспектами сознания.    Таким образом, в отличии от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и это является одним из достоинств его теории. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги, Юнг еще раз останавливается на сути своей теории. Аналитическая психология предоставляет нам новые возможности, так как она доказывает существование образов фантазии, которые появляются из темной психической подпочвы и тем самым сообщают о процессах, происходящих в бессознательном. Содержания коллективного бессознательного — это результат психического функционирования ряда предков, то есть в их совокупности это природный образ мира, слитый и сконцентрированный из опыта миллионов лет [1, с. 35]. Эти образы являются мифологическими и потому символическими, поскольку они выражают гармонию познающего субъекта с познаваемым объектом. Образы фантазии бессознательного являются всего лишь исходным материалом, который для своего осмысления еще требует перевода на язык соответствующего времени [1, с. 81]. Если такой перевод удается, то через символ мировоззрения мир наших воззрений снова становится связанным с древним опытом человечества; исторический, всеобщий человек внутри нас протягивает руку человеку, только что ставшему индивидуальным, — событие, возможно знакомое первобытному человеку, который во время ритуальной трапезы мифически объединяется с тотем–предками. Аналитическая психология хотя и не является мировоззрением, но может внести значительный вклад в его формирование. Эта книга отличный старт для заинтересованных в психотерапии людей. Из неё можно узнать обширную часть взглядов Карла Густава Юнга, сравнить (из его слов) его учение и практику с такими известными психотерапевтами как Фрейд и Адлер. Поскольку эта книга предстаёт перед читателем как запись выступления, то, естественно, автор несколько скован временем и ориентируется на поверхностное и быстрое изложение материала, но несмотря на это, из его слов мы можем сделать достаточно выводов при анализе каждой лекции, понять его точку зрения, принять (или нет) его доводы в защиту своего мнения, и сформировать собственные взгляды на данную тему. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Юнг, К.Г. Аналитическая психология. Теория и практика. Тавистокские лекции // Пер. с нем. – М.: ИОИ, 2020. – 268. – ISBN 978–5–88230–469–9 2. Юнг, К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. // Пер. с нем. – М.: Мартис, 2012. – 320с.
«Бессознательное» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot