Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Междисциплинарные категории – сознание, деятельность, общение

  • 👀 271 просмотр
  • 📌 230 загрузок
  • 🏢️ Восточно – Европейский институт психоанализа
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Междисциплинарные категории – сознание, деятельность, общение» pdf
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Лекция 3. Междисциплинарные категории – сознание, деятельность, общение. Сознание. Соотношение понятий: психика и сознание. Формы описания сознания Структура сознания. Модель сознания, Функции сознания. Деятельность. Технологический анализ деятельности. Смысловой анализ деятельности. Структура деятельности А.Н.Леонтьеву. Внутренняя деятельность. 9. Общение. 10.Компоненты анализа акта общения. 11.Структура общения. 12.Уровни общения. 13.Характеристики общения. 14.Виды общения. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. по Методические рекомендации к изучению материалов лекции В данной лекции раскрываются только самые общие положения, важно понять особенности использования изучаемых междисциплинарных категорий в психологии, чтобы при их использовании оставаться в проблемном поле психологической науки. Прочтите материал лекции, ответьте на вопросы для самопроверки знаний. В случае необходимости используйте дополнительный материал, выбирая работы из списка литературы. Сознание. Этот термин введен в русский язык Н. М. Карамзиным как калька с латинского comcientia, которое и означает со-знание. Сознание - это знание, построенное на основе использования языка и существующее в знаковой форме. Сознание изучается: философией, физиологией, медициной (психиатрией), социологией, юриспруденцией, экономикой, педагогикой, логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) этнографией. Общую психологию интересуют законы развития индивидуального сознания человека. В психологии сознание понимается как некая целостность, объединяющая все психические функции. Такая целостность может быть представлена в виде 1) либо высшего образования в человеческой психике, но не имеющего своего представительства в центральной нервной системе; 2) либо особого качества психики, присущего человеку; 3) либо уровня (высшей ступени) развития психической деятельности. Одновременно сознание рассматривается и как процесс – осознания человеком окружающей среды и самого себя. Явление «сознания» имеет множество сторон, а сам термин не отражает всего многообразия этого явления. Поэтому в каждом случае необходимо раскрывать это понятие, с указанием специфики подходя к его трактовке и границ его применимости. В настоящее время дать полное исчерпывающее определение сознания наука пока не может. Соотношение понятий: психика и сознание. Категория «психика» шире, чем категория «сознание»: психика кроме сознания включает еще и неосознаваемые психические явления. Психика Сознание Имеется у животных и у человека Включает сознательное и бессознательное, подсознательное, надсознательное, предсознательное, досознательное и т.п Проявляется и как целое и как части целого (отдельные функции, процессы, свойства) Работа психики постоянный фактор жизни человека Присуща только человеку Включает только сознательное Проявляется только как целое Работа сознания фактор переменный (оно отсутствует в состоянии сна, гипноза и пр.) Насчитывает сотни миллионов лет Насчитывает сотни тысяч лет филогенеза антропогенеза Психика присуща всем возрастным Отсутствует в младенчестве и может периодам редуцироваться в старости Патология психики сказывается на Патология сознания может не влиять ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) функционировании сознания на функционирование психики Сознание как качественная характеристика психики в количественном отношении включает в себя все в се ее элементы. Однако на уровне сознания вся совокупность психических явлений предстает в более обобщенном и организованном виде, все компоненты этой совокупности структурируются в многомерную систему, работающую как единое целое. Сознание является сбалансированной системой всех психических функций: познания, регуляции, интеграции (как в активном, так и в реактивном вариантах). В его состав входят ощущения, восприятия, память, мышление, речь, воображение, эмоции, чувства, внимание, воля, психомоторика. Сознанием охватываются все виды психических явлений: процессы, состояния, свойства, конструкты. Отсюда возникает возможность представлять сознание в различных формах. Формы описания сознания 1. В форме процесса, который имеет показатели длительности, фазовости, последовательности; 2. В форме психических конструктов – как результатов психических процессов: образов, понятий, отношений, целенаправленных действий; 3. В форме состояний (состояние ясного и сумеречного сознания, состояние бодрости или сонливости и пр.); 4. В форме личностных свойств (сознательная и несознательная личность). Сознание человека представлено двумя типами: собственно сознанием и самосознанием (которое считают ядром сознания) Сознание имеет как минимум две формы существования: индивидуальное и общественное сознание. Иногда между ними помещают еще групповое. Общая психология изучает индивидуальное сознание, а социальная психология – групповое и общественное. Сознание как уровень развития психики может быть представлено либо как альтернатива бессознательному уровню функционирования психики, либо как явление многоуровневое. Выделяют восемь уровней сознания (по ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Платонову К.К.): творческое озарение; вдохновение; повышенная ясность сознания; обыденное сознание; сниженная ясность сознания; сумеречное сознание; спутанное сознание; потеря сознания. Структура сознания Структура сознания характеризуется преобладанием тенденции к интеграции над тенденцией к дифференциации. Сознание как целое по степени интеграции превосходит психику. А.Н.Леонтьев, характеризуя структурную сложность сознания, использовал термин «психологическая многомерность». Он предложил трехкомпонентную структуру сознания и выделял три составляющих в структуре сознания. В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру и получает четырех компонентную структуру сознания. Таблица Модель сознания СОЗНАНИЕ Бытийно-действенный уровень Рефлексивно-созерцательный уровень Биодинамическая ткань действия внешняя форма движений, поступки, поведение, волевой контроль. Чувственная ткань образа пространство, звуки, свет, фантазии, грезы: эмоции, восприятие, воображение, ощущение Значения человек – существо культурное: мир понятий, знаков, символов, речь, язык Смыслы мир для человека не безразличен, он его оценивает: ценности, мотивы, потребности, переживания Функции сознания Функция Интеграционная Целеполагающая Содержание функции обеспечение единства и целостности системы психических явлений участие в формулировании цели, программы теоретической и практической деятельности, а также ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) способов достижения целей Познавательная накопление и систематизация знаний о явлениях и процессах действительности. Оценочная выработка оценочного отношения к воспринятому и познанному. Прогностическая предвидение будущего - объектов познания, а также результатов собственных поступков и деятельности Практическая преобразование действительности, реализация целей Коммуникативная обмен информацией с другими людьми. Рефлексивная направление своего сознания на себя, отделение себя от внешнего мира и исследование своего внутреннего мира, и выработка отношения к нему Креативная создание нового: творчество через озарение. Регуляционная регуляция поведения и деятельности Деятельность считается понятием сравнимым по объему с понятиями сознание и личность. Формируясь в философии, физиологии, социологии, психологии, в результате перекрестных заимствований это понятие приобрело четыре взаимосвязанных значения: «поведение», «активность», «работа», «труд». Активность проявляется в инициативных действиях, акциях в противоположность реактивности (отраженных действиях, реакциях на стимул). Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью. Деятельность   осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде; специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека (М.В.Гамезо, И.А.Домашенко);  динамическая, саморазвивающаяся иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности (А.Г.Асмолов) Трудовая деятельность направлена на производство материальных и духовных благ. Нетрудовая деятельность направлена на присвоение и потребление благ и проявляется в игровых, учебных, бытовых, военных и противоправных формах. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) В отечественной психологии сложилось два типа анализа категории деятельности: 1) Технологический анализ рассматривает условия и алгоритмы достижения заданного конечного результата активности, выделяет в деятельности объективные и субъективные составляющие. Они обеспечивают достижение конечного результата, указывают условия успешного выполнения деятельности и определяет алгоритм перехода от одного звена деятельности к следующему. 2) Смысловой анализ деятельности направлен на выявление и описание активности, которая переживается субъектом как часть его жизни, отвечающая его жизненным интересам. Деятельность, по А.Н.Леонтьеву, это единица жизни, это активность, которая отвечает мотиву и стоящему за ним потребности. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество определяет внешние условия осуществления деятельности и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии через функцию целеполагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Мотив Деятельность Цели Действия Задачи Операции Рисунок Структура деятельности по А.Н.Леонтьеву Как видно из рисунка, деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких "слоев" (уровней):     уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); уровень действий, уровень операций, уровень психофизиологических функций. Схема строения деятельности А.Н.Леонтьева открыта как вверх, так и вниз. Сверху она может быть дополнена иерархически организованной системой деятельностей разного вида (предмет – социологии); снизу — психофизиологическими функциями, обеспечивающими реализацию деятельности (предмет психофизиологии). Психология изучает деятельность как реальную и конкретную связь субъекта и объекта. Внутренняя деятельность Внутренняя деятельность формируется из внешней деятельности. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями (не менее, а часто и более острыми), имеет свой операциональнотехнический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Внутренняя деятельность: 1. подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие, избежать грубых, а иногда и роковых ошибок. 2. имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания 3. произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. Под последним понимается перенос соответствующих действий в умственный план. Для успешного воспроизведения какого-то действия "в уме" нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. Например, продумывание шахматного хода возможно лишь после того, как освоены реальные ходы фигур и восприняты их реальные следствия. При интериоризации внешняя деятельность, хотя и не меняет своего принципиального строения, сильно трансформируется. Особенно это относится к ее операционально-технической части: отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе; весь процесс протекает намного быстрее и т. п. Общение является важнейшей категорией психологической науки. Общение является центральным понятием в педагогической психологии, в социальной психологии, в психологии личности. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Компоненты анализа акта общения. Понятие общения соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам:       адресант 1 - субъект общения; адресат 2 - кому направлено сообщение; сообщение - передаваемое содержание; код - средства передачи сообщения; канал связи, ситуация общения; результат – то, что достигнуто в итоге общения. Рисунок Компоненты коммуникативного акта Структура общения. В едином процессе общения выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие); перцептивную (взаимовосприятие): • коммуникативная - характеризует особенности обмена, характер и содержание информации, которой обмениваются субъекты общения; • интерактивная - отражает характеристики взаимодействия общающихся субъектов, к ним относятся позиции, стили, стратегии, которые используют партнеры по общению. Среди возможных позиций в общении можно ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) выделить «пристройку» к партнеру «сверху», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. • перцептивная - предполагает восприятие и понимание субъектами друг друга в процессе общения. Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности и взаимоотношений. Уровни общения. Общение может происходить на разных уровнях, которые определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Выделяют следующие уровня общения: Уровень Характеристика общения Макроуровень Выражается в том, что человек общается с другими людьми согласно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям; Мезоуповень Представляет собой одноразовое или многоразовое общение в пределах содержательной темы Микроуровень Выражается в актах контакта, несущих элемент содержания и выражаемых в определенных внешних показателях: вопрос - ответ, рукопожатие, акт мимический и пантомимический Характеристики общения. Среди выделяет следующие: основных характеристик общения ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) • ориентация общения — наиболее общая целевая характеристика общения. Различают социально ориентированное и личностно ориентированное общение; • психологическая динамика общения — отражающая психологическое содержание и особенности процесса; • семиотическая специализация общения определяется тем, какие средства используются в общении: материальное (предметное) и знаковое общение. В свою очередь внутри знакового общения можно выделить: речевое общение; общение при помощи знаковых систем, психологически эквивалентных языку (язык жестов); общение при помощи вторичных знаковых систем с опорой на язык; общение при помощи вторичных знаковых систем специфического характера; общение при помощи ситуативно осмысляемых материальных объектов (например, подарок, присланный по почте); • степень опосредованности — количественная характеристика, иначе ее можно определить как социальную «дистанцию», отделяющую коммуникатора от реципиента;  возрастные характеристики общения и их особенности. С первых и до последних дней своей жизни человек включен в общение и является участником этого процесса. Виды общения. В современной психологической литературе существуют многочисленные различные подходы к классификации форм и видов общения. 1.По содержанию: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); когнитивное (обмен знаниями); кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями); мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками); ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) • • • По содержанию • • общения Материальное Когнитивное Кондиционное Мотвационное Деятельностное 2.По целям: биологическое – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма; социальное – преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов. По целям • Биологическое • Социальное общения 3.По средствам: непосредственное – естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (беседа, игра и т. п.); прямое (личные контакты и восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения); опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией); косвенное (общение через посредников). ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) По средстам общения • • • • Непосредственное Прямое Опосредованное Косвенное 4. По виду: деловое общение – содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир; личностное общение; инструментальное – общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения; вербальное; невербальное; • • • • По виду общения • Деловое Личностное Инструментальное Вербальное Невербальное 5.По уровню взаимодействия индивидов в процессе общения: личностноориентированное (межличностное); социальноориентированное (субъект этого общения как бы удвоен: с одной стороны, осуществляет такое общение один человек как личность, а с другой – субъектом такого общения выступает тот или иной коллектив или общество в целом); предметноориентированное общение (предметом является взаимодействие). ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) По уровню взаимодействия • Личностноориентированное • Социальноориентированное • Предметноориентированное Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное общение – это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Главное условие межличностного общения – знание индивидуальных особенностей друг друга участниками общения, что возможно только на основе совместного опыта, эмпатии, взаимопонимания. Массовое общение – это множественные, обычно мимолетные, непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т. п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации. Массовая коммуникация – близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации. Вопросы для самопроверки: 1. Как соотносятся понятия психика и сознание? 2. В каких формах можно представлять сознание? 3. Какая модель сознания была разработана отечественными психологами? 4. Какие функции выполняет сознание? 5. Как определяют деятельность? 6. В чем суть технологического анализа деятельности? 7. В чем суть смыслового анализа деятельности? 8. Какова структура деятельности по А.Н.Леонтьеву? 9. Как соотносится внешняя и внутренняя деятельность? 10. Что такое общение? ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) 11. Каковы компоненты анализа акта общения? 12. Какова структура общения? 13. Какие выделяют уровни общения? 14. Какие характеристики общения используются в психологии? 15. Какие выделяют виды общения?
«Междисциплинарные категории – сознание, деятельность, общение» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot