Психика. Сознание. Деятельность
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция. Психика. Сознание. Деятельность.
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира через построение неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Формы проявления психики (психические явления):
1. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности.
2. Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования человека, характерное для него в каждый данный момент времени.
3. Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянные проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно - количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
Источники психики: нервная система и ее клеточные аналоги.
Функция психики – обеспечение адаптация живого организма к окружающей среде через
отражение окружающей действительности
обеспечение целостности организма
регуляцию поведения.
Формы проявления адаптивной функции психики:
А. Постоянства внутренней среды организма для сохранения его целостности;
Б. Поведение – сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.
Стадии развития живой материи:
I. Уровень до психического развития живой материи (растения) характеризуется наличием раздражимости. Раздражимость – это элементарная способность избирательно реагировать на жизненно важные (т.е. биотические) воздействия внешней среды.
II. Уровень психики характеризуется появление чувствительности и других форм психического отражения. Чувствительность – это способность живого организма отражать и реагировать на биологически нейтральные (т.е. абиотические) воздействия среды.
1. Стадия элементарной сенсорной психики: наличие ощущений (т.е. способность отражать отдельные свойства среды), способность к формированию элементарных условных рефлексов, научение через привыкание и методом проб и ошибок.
Представители: инфузория туфелька, улитки, морские звезды, дождевые черви.
2. Стадия перцептивной психики: наличие восприятия (т.е. отражение внешней действительности в форме целостных образов предметов), способность различать форму предметов, цвета, появление общения и группового поведения, наличие элементарных формы мышления: анализ и обобщение.
Представители: рыбы, птицы, насекомые, осьминоги.
3. Стадия интеллекта: наличие интеллектуальной деятельности, способность переносить однажды найденный принцип решения задачи в новые условия, создание и использование примитивных орудий, познание окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей, способность решать одну и ту же задачу разными методами, способность понять причинно-следственные связи между явлениями в практических действиях.
Представители: собаки, дельфины, обезьяны.
III. Уровень высших психических функций характеризуется наличием сознания. Только у человека. Сознание – это высший уровень психического отражения действительности в форме образов и понятий, результат общественно-исторического развития человека, его трудовой деятельности при постоянном общении с др. людьми.
ВПФ (высшие психические функции или сознание) характеризуется: активностью, произвольностью, опосредованностью, осознанностью, социальностью.
Предпосылки развития сознания: ТРУД
1. Прямохождение освободило руки от функции передвижения, большой палец стал противопоставлен другим пальцам, улучшилась координация движений. Человек стал использовать руки только для изготовления, применения и хранения орудий труда.
2. Развитие головного мозга – увеличение площади коры головного мозга за счет появления извилин, дифференциация участков мозга, ответственных за интеграцию информации и произвольное поведение.
3. Возникновение речи и речевой коммуникации, необходимой для трудовой деятельности.
Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С.Выготского.
1. Человек-Природа. При переходе от животных к человеку произошло изменение отношений субъекта с окружающим миром. Среда действует на животное, животное адаптируется. Человек действует на среду, меняя и адаптируя ее под себя. Человек изменяет природу благодаря орудиям труда и развитию материального производства.
2. Человек-Психика. Научившись изменять природу, человек овладел своей психикой и подчинил ее собственному контролю через создание «психологических» орудий – знаков. Знаки - это искусственные средства контроля психических функций. Пр.: узелок на память, речь, письменность.
3. Человек-Развитие (генетические аспекты).
Филогенез: В совместном труде один человек указывал другим, что делать. В дальнейшем функция управления эволюционировала в самоконтроль.
Онтогенез: Маленький ребенок не способен управлять собой. За него это делают взрослые. С развитием активной речи, ребенок пытается воздействовать и управлять взрослым, а затем и самим собой через самоприказ.
Структура сознания.
Сознание для бытия
1. Биодинамическая ткань – живое движение, которое дает возможность отражать окружающий мир, выполнять произвольные и целесообразные движения.
2. Чувственная ткань дает возможность создать чувственный образ окружающих предметов. Позволяет отделить внешний объективно существующий мир от внутренней картины мира, субъективного мира.
Сознание для сознания (рефлексия)
3. Значение – предметы и явления, суть которых обозначена словом, единица человеческого сознания. Позволяет передавать накопленный опыт, общаться и понимать другого человека.
4. Смысл – включение сознания в жизнедеятельность человека (значение + отношение), пристрастность человека, личные переживания и ощущения
Неосознаваемые психические процессы.
Неосознаваемые механизмы сознательных действий:
1. неосознаваемые автоматизмы.
а). первичные автоматизмы (автоматические действия) – никогда не осознавались, врожденные или сформированы в 1 год жизни (чихание, моргание, ходьба и т.д.)
б). автоматизированные дейст-вия и навыки – действия, которые после многократного повторения перестали нуждаться в сознательном контроле (письмо, вождение машины, танцы и т.д)
2. Неосознаваемые установки – готовность субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении (Д.Н.Узандзе)
3. Неосознаваемые сопровож-дения сознательных действий – мимика, пантомимика, жесты, пара- и экстралингвистические системы.
Неосознаваемые побудители сознательных действий - это содержание бессознательного, активно влияющее на поведение человека. (теория З.Фрейда)
Формы проявления: сновидения, ошибочные действия, неврозы и психозы.
Бессознательное – это хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.
Надсознательные процессы – процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной работы.
Примеры: процесс творчества, озарение, процесс горевания, возникновение высших чувств (любви).
Деятельность.
Бытие определяет сознание (С.Л.Рубинштейн).
Сознание определяет бытия (А.Н. Леонтьев).
Деятельность – это взаимодействие человека с миром, в результате которого человек изменяет мир и самого себя (К.К. Платонов); - это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация человеком своих отношений с окружающим миром.
Деятельность направляется мотивом. Мотив – это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
Структура деятельности (см. Рис.).
1. Уровень психофизиологических функций – физиологическое обеспечение психических процессов и движений, данное человеку от природы.
2. Уровень операций. Операция – способ выполнения действия, зависящий от условий, в которых оно выполняется. Операция направляется задачей, т.е. целью, заданная в определенных условиях.
3. Уровень действий. Действие – главная структурная единица анализа деятельности; совокупность операций, подчиненных цели. Цель – осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого, направлено действие человека. Виды действий: а. внешние, предметные действия; б. внутренние умственные действия.
Интериоризация – процесс перехода внешних действий во внутренние. Экстериоризация – процесс перехода внутренних, умственных действий во внешние, предметные.
4. Уровень деятельности.
Виды деятельности:
-игра – это особый вид деятельности, заключающийся в выражении определенного отношения личности к окружающей действительности, целью которого не является производство какого-либо материального или идеального продукта;
-учение – это особый вид деятельности, целью которого является приобретение знаний, умений, навыков, и который служит непосредственным средством психического развития;
-труд – это основной вид деятельности, в процессе которого создаются материальные и идеальные продукты;
-общение – это вид деятельности, в процессе которого устанавливается психический контакт между людьми, отражающий передачу информации, взаимодействие и взаимовлияние людей друг на друга.
Уровни психического отражения
Особенности поведения
Особенности психики
Биологические основания психического развития
Виды
1. Стадия элементарной сенсорной психики
А. Низший уровень.
• Элементарные формы инстинктивных движений – кинезы (ненаправленная двигательная реакция: орто-, клинокинезы, т.е. зависит от силы стимула, а не направления), таксисы (направленные движения организмов под влиянием односторонне действующего стимула).
• Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости (ортокинезы) и направления движения (клинокинезы).
• Слабая пластичность поведения.
• Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды.
• Слабая, нецеленаправленная двигательная активность
• Развитая раздражимость
• Примитивные элементы чувствительности, включенные в механизмы кинезов и таксисов:
• Элементарная форма научения – привыкание
• Зачатки ассоциативного научения (инфузория).
• Функция психики – сторожевая. Дистантно (на расстоянии) распознаются только«-» элементы среды, нейтральные показатели благоприятной среды – нет.
• Клеточные аналоги НС некоторых простейших (инфузория) дают более сложное поведение, чем поведение многоклеточных того же уровня.
• Механизмы движения: переливание плазмы, реактивный способ, пассивное парение, биение жгутиков и ресничек.
• Мионема (сократимые белковые нити, меняющие форму клетки и ее частей) – сократительная функция обеспечивает разнообразие и сложность движений.
Простейшие (амебы, инфузории и др.)
Низшие многоклеточные, живущие в водной среде (губки, коловратка и др.)
Наиболее развитые - инфузории
Б. Высший уровень.
Особенности жизнедеятельности
• Активный поиск благоприятной среды обитания и пищи.
• Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители.
• Движения: высшие таксисы (тропо-, тело- мено-, мнемотаксисы) + целенаправленные.
Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу).
• Зачатки конструкторской деятельности, агрессивного поведения и общения.
• Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей.
• Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.
• Наличие ощущений.
• Способность к формированию элементарных условных рефлексов.
• Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль.
• Научение: привыкание; методом проб и ошибок
• Диффузная/сетевидная НС у кишечнополостных.
• Ганглиозная/ диффузно-узловая НС (скорость проведения в протоплазме – 1-2 микрн/с, в НС–от0,5м/с)
• Развитая мускулатура тела
• Органы чувств (вплоть до глаз с хрусталиком)
• Внутренние органы
• Появление челюстей
• Функция НС: координация внутренних процессов. При активном образе жизни – добавляется функция координации внешней деятельности.
Высшие кольчатые черви: полихеты, пиявки, малощетинковые (дождевые – наиболее развитые).
Кишечнополостные.
Брюхоногие моллюски (улитки и др.).
Иглокожие (морские донные – морские звезды, морские ежи, морские лилии и др.)
Наиболее развитые – кольчатые черви
II. Стадия перцептивной психики
А. Низкий уровень.
• Главный орган манипулирования — челюсти Формирование двигательных навыков.
• Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и Др.).
• Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение
• Локомоция - основная функция конечностей, заключающаяся в перемещении в пространстве
• Ритуализация поведения (движение начинает носить сигнальный характер)
• Территориальное поведение.
• Отражение внешней действительности в форме образов предметов.
• Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи.
• Восприятие: различение формы предметов, цвета.
• Общение и групповое поведение (жестко задано).
• Сложная ганглионарная НС (ганглии взаимосвязаны межсегментарными нервными стволами)
• Развитие мускулатуры: появление разных групп мышц.
• Развитие дистантных органов чувств.
• Появление челюстей
• Проявления любопытства (осьминоги)
Некоторые высшие беспозвоночные (головоногие моллюски).
Рыбы
Низшие позвоночные
Членистоногие
Наиболее развитые – осьминоги
Б. Высший уровень.
• Высокоразвитые инстинктивные формы поведения.
• Действия: манипулирование.
• Комфортное поведение (уход за собой)
• Дифференцированные движения одной конечностью.
• Элементарные формы мышления: анализ и обобщение.
• Складывание определенной «картины мира»
• Способность к научению
• Общение с включением разных модальностей.
• Разнообразие общения: импонирование, запугивание и др.
• Трубчатая НС.
• Появление функции опоры у конечностей.
• Многофункциональность конечностей
• Хорошо развитые, сложные органы чувств
Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)
В. Наивысший уровень. /Стадия интеллекта по Леонтьеву А.Н.
• Выделение специализированных органов манипулирования лап и рук.
• Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием приобретенных знаний, умений и навыков
• Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы.
• Появление манипулирования.
• Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия.
• Создание и использование деятельности примитивных орудий.
• Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей.
• Способность решать одну и ту же задачу разными методами.
• Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт)
Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)