Происхождение западноевропейской философии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Автор: д.ф.н., профессор В.В. Костецкий
Лекция 1.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ПЛАН
1.Историческая смена ценностей в древней Элладе
2.Возникновение "отношения к природе"
3.Альтернатива отношения человек - природа: натуроцентризм и
антропоцентризм.
ВСТУПЛЕНИЕ
Я не буду давать вам с самого начала общих определений,
того, что такое философия. Само слово философия переводится с
древнегреческого как "любомудрие".Для начала поясню только,
почему мы начинаем изучать западную философию, а не восточную, к которой у вас, как я думаю, интерес уже есть.
Философ получает свое образование, знание из книг - так же,
как и врачи, механики или, например, математики .Философские
тексты по старой богословской традиции разделяют на два вида:
тексты экзотерические ( для всех ) и тексты эзотерические (для
посвященных).
Эзотерические тексты могут читать все, кому угодно. Но
понимать будет только тот, кого предварительно посвятили в
общий смысл, разъяснили символы, научили читать текст.
Эзотерические тексты сопровождаются устной традицией, передаются из поколения в поколение от учителя к ученику. Некоторым традициям - тысячи лет.
Восточная философия имеет дело с эзотерическими текстами, с
практикой посвящения, с преклонением перед учителем (гуру),носителем устной традиции. Восточная мудрость уходит
своими корнями в неведомые страны и неведомые времена. Я
лично не являюсь посвященным в восточные учения и
преподавать их вам не имею права. Более того, если вы
самостоятельно будете их изучать, то я могу предупредить, что
ваше знание будет очень далеким от истины.
Иное дело - западная философия. История ее обозрима, а родина точно известна. Это небольшая страна (союз городов
,конфедерация) на Балканском полуострове и прилегающих к
нему островах. В древности она называлось Эллада, жители - эллины. Сейчас чаще называется Древняя Греция.
Небольшая Эллада за период с 7 в.до 4 в. до Р.Х.впервые
создала правовое государство, публичный театр,демократию,суд
присяжных ,физику ,механику ,историю, анатомию ,биологию
,зоологию спортивные игры, художественную литературу,
архитектуру, близкую нам и многое другое.
То есть Эллада послужила образцом, моделью, которая
воплотилась во всей Западной Европе ,а затем и во всем
цивилизованном мире. От древних эллинов давно не осталось и
праха ,а мы живем, строим, воспроизводим тот мир, который
впервые был сотворен ими. Все пути культуры современной
цивилизации, ее тайные нити сходятся в одной точке на карте
Древнего мира - Элладе. Историки называют это "греческим
чудом","золотым веком человечества".
Философии первоначально в Элладе не было. Давайте посмотрим, как она появилась.
1.ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ФИЛОСОФИИ
Население Эллады, или «Др.Греции», изначально
сложилось на основе племен арийского происхождения,
постепенно
заселивших
южную
часть
Балканского
полуострова. Жизнь членов племени регулировалась сложной
системой обрядов и ритуалов. .Вопроса о том, как жить, кем и
каким быть в семейно-родовом обществе не возникает.
Существует только одна система ценностей – традиции и
обряды,
которые
каждому
в
мельчайших
деталях
предписывают правильное поведение, причем от рождения до
брака, и от брака до смерти. Муж, соблюдающий обычаи
предков,- доблестный муж, не соблюдающий их - не достоин
жизни.
На смену кровнородственным отношениям между людьми
приходит совсем другая система ценностей. В обществе
появляются деньги. Торговать-то торговали давно, греки торговый народ, мореплаватели, купцы. Деньги служили
просто мерой для стоимости товаров. Но греки ОТКРЫЛИ у
денег одну особенность: если деньги пускать в оборот, то
деньги будут делать деньги, те - новые деньги, и так до
бесконечности. В школе вас учили, что сначала было рабство,
потом феодализм и лишь потом - капитализм. Это неверно В
Элладе семейно-родовой уклад жизни сменился капитализмом,
а капитализм привел к рабовладению. В развитии своего
капитализма греки сделали одну ошибку. Вместо того, чтобы
как-то оформить наемных рабочих, которые у них были, греки
сделали ставку на детский труд в домашней мастерской и так
называемых «домашних рабов», членов семьи. Детский труд в
семейном рыночном производстве на базе домашней
мастерской и вывел гореческий капитализм на путь
рабовладельческой экономики.
В период греческого капитализма все мерялось деньгами.
Античный поэт 7 в до н.э. Алкей писал:"Деньги делают человека".В обществе возникла необычайная ситуация: в песнях,
преданиях воспевались честность, трудолюбие, почитание
родителей, - а в жизни все наоборот. Кто добр и благороден,
соблюдает обычаи народа, - тот попадает в зависимость к
подлым и алчным «предпринимателям» и так становится
рабом. Кто не держит слова и строит козни
- становится рабовладельцем и ему оказывают
- почтение. Здесь впервые и возникает вопрос – как же жить?
Каким быть?
Вы бы какой вариант предпочли?
Разгул товарно-денежных отношений, основанный на
обращении капитала, очень скоро поставил греческие города
на грань вымирания. Причина очень проста. Оборот денег
начинался среди родственников. Бедный родственник брал
взаймы у богатого, богатый давал, но под проценты. Проценты
из года в год накапливались, и затем под проценты богатый
забирал у бедного его ребенка в качестве рабочей силы для
своего предприятия. Практика забирать родственников под
проценты получила столь широкое распространение, что
начался геноцид собственного народа. Мужчина «продавал»
сначала детей, затем жену, родителей, а затем себя или
бросался на меч. Была и другая сторона той же политики:"деньги любой ценой".Когда к городу приближался неприятель, то ночью к нему наперегонки устремлялись доносчики.
Кто первый заложит родной город, получит самый большой
куш.
История Эллады была бы очень короткой, если бы стихия
товарно-денежных отношений не была ограничена внешней
силой.
Таким
ограничением
послужило
следующее
нововведение: в Греции были созданы писанные Законы
Государства, которые были поставлены НАД всеми членами
общества, независимо от их социального положения.
Сформировалась позиция: ПЕРЕД ЗАКОНОМ ВСЕ РАВНЫ.
Писанные законы создавались не сразу, в несколько приемов, но получилось так, что наибольшую известность в
истории приобрели законодательные реформы архонта Афин
(т.е."президента") Солона. Солон был в свое время
известнейшим гражданином Афин. Писал стихи, занимался
политикой; был аристократом, но не чуждался коммерции.
Став архонтом в 594 г. до
Р.Х., Солон, совместно с другими законодателями, вскоре
издал новый свод законов, важнейшим из которых была отмена
долгового рабства, причем без всякого выкупа и каких-либо
оговорок .Все должники в один миг стали свободными, причем
не по указу Солона, а по установленным Законам Государства.
Долговое рабство отменялось сразу и навсегда.
О мудрости Солона как законодателя свидетельствует не
только то, что свои реформы он проводил очень решительно и
смело(за что впоследствии подвергался гонениям афинян), и не
только то, что реформы он провел не поодиночке, а целым
пакетом, но и такие, например, подробности. Один из законов
реформы Солона гласит:"Сын, отец которого не дал ему в
детстве образования, может не кормить своего отца в
старости."Другое нововведение Солона состояло в том, что он
узаконил проституцию. Как вы считаете, это мудро или не
мудро? Солон, между прочим не был сторонником разврата.
Но дело в том, что проституция, если она возникает,
существует независимо от законов. Задача закона - не поучать
людей, как им жить, а легализовать, упорядочивать
сложившиеся отношения между людьми,- если они не ведут к
уничтожению государства.
Вернемся, однако, к отмене долгового рабства.
Представляете, как обрадовались должники? А как они стали
относиться к писанным Законам Государства? Начиная с
реформ Солона, в Афинах возникла та атмосфера
законопочитания, которая привела к возникновению первого в
истории правового государства. Законы государства стали
высшей
ценностью,
выше
денежных
интересов
корыстолюбивых афинских граждан и выше сохраняющихся
обычаев и ритуалов своих предков. Между тем, ни обычаи
предков, ни деньги никуда не исчезли, они продолжали играть
важную роль в жизни общества. В результате возникло три
системы ценностей, регулирующих поведение людей:
1.Обычаи предков; 2.Погоня за деньгами;3.Законы правового
государства.
Исторически
сложившиеся
системы
ценностей
принципиально не совпадали между собой: в погоне за
богатством можно было стать подлецом (нарушив обычаи
предков) и преступником (нарушив законы государства).
Нравственному человеку (нрав=обычай) была уготовлена
судьба бедняка, а то и преступника. Недаром есть поговорка:
"от сумы, да от тюрьмы не зарекайся". Точно так же слишком
старательному законопослушнику не много нравственных
усилий составляло стать трусом, подлецом, доносчиком,- или
просто оказаться зависимым бессловесным бедняком.
Мучительная ситуация выбора "КАК ЖИТЬ" вставала перед
каждым свободным гражданином государства (рабам в этом
смысле было проще - перед ними не стояло проблемы выбора).
В художественной форме несовместимость исторических
систем ценностей хорошо показана древнегреческим
драматургом Софоклом в трагедии "Антигона". Вот вам
типичная ситуация. По государственному постановлению
казнен молодой человек, обвиненный в измене государству.
Труп запрещено убирать с площади, он оставлен на
растерзание птицам. У молодого человека две сестры:
Антигона и Исмена. Как им поступить: схоронить брата и
подвергнуться наказанию, или, проявив законопослушание,
предать обычаи предков?
Антигона (обращаясь к сестре):
"Просить не стану, мне твое участие не надобно,
хотя бы ты и желала .
Что хочешь делай,- схороню его. Мне сладко умереть,
исполнив долг ...
А ты как хочешь, не чти законов, чтимых и богами".
Исмена: "Всегда бессмертных чтила я ,но все же я
против воли граждан не пойду".
Вот вам и ситуация. Какой бы выбор сделали вы? Как поступить правильно?
Как вы уже, наверное, догадываетесь, никакого выбора - в
смысле хорошего выбора, - здесь нет; есть выбор меньшего из
зол. Выбор зависит от того, какой кто человек.
Человек оказывается "заброшенным в мир", в котором существует три различные системы ценностей: нравы, деньги и
законы, несовместимые между собой. Человек оказывается
свободным в выборе, но этот выбор не делает его свободным.
Так возникает вопрос КАК ЖИТЬ, положивший начало
философии, т.е. любви к мудрости.
Так было 2,5 тысячи лет назад в Элладе. Изменилась ли
ситуация на сегодняшний день, в ХХ веке? Вы уже сами
понимаете, что мы живем в той же разорванной атмосфере
систем ценностей. Все по-прежнему так же: нравы, деньги и
законы. У Вл.Высоцкого в песне есть очень хорошие слова:
"...Нам будут долго предлагать не прогадать,
Ах, скажут, что вы, вы еще не жили,
Вам надо только-только начинать,
Ну а потом предложат ИЛИ-ИЛИ.
Или пляжи, вернисажи или даже
Пароходы, в них заполненные трюмы,
Экипажи, скачки, рауты, вояжи
Или просто - деревянные костюмы ..."
Такова была предыстория возникновения философии. С чего
началась история философии - рассмотрим во второй части
лекции.
*
*
*
После установления в Др.Греции правового государства в
культурной
истории
греческого
народа
был
один
замечательный эпизод. Профессиональных-то философов еще
не было, и на вопрос КАК ЖИТЬ пытались ответить на уровне
обыденного сознания. Граждане со своими сомнениями и
проблемами обращались к людям, прославившимся своими
советами. Такие люди назывались "мудрецами" ("софистами")
в отличие от жрецов, к которым тоже обращались за советами
(жрецы назывались волхвами, кудесниками).
До нас дошли многочисленные советы мудрецов,
собранные, например, в сочинениях Диогена Лаэртского ("О
жизни, учениях и изречениях знаменитых философов".
М.,1979). Обычно по традиции называют семь имен мудрецов
,число семь постоянно, а сами имена меняются. Поэтому этот
период до возникновения профессиональной философии
называют "эпохой семи мудрецов".
Я приведу вам отдельные советы, изречения ,но останавливаться отдельно на эпохе "семи мудрецов" у нас нет времени.
Солон:
"Архонту, если его застанут пьяным, наказание - смерть".
"Прежде, чем приказывать, научить повиноваться."
"Законы подобны паутине: если в них попадется бессильный и легкий, они выдержат,- если большой он
разорвет их."
Фалес : На вопрос, почему он не заводит детей, ответил:
"Потому что люблю их."
"За три вещи благодарен судьбе: 1.Что он человек, а
не животное; 2.Что он мужчина, а не женщина; 3.Что
он эллин, а не варвар.
"Что трудно? - Познать самого себя. "Что легко?
- советовать другому."
"Когда легче всего сносить несчастье? Когда видишь,
что врагам еще хуже."
"Кто счастлив? - Тот, кто здоров телом, восприимчив
душой и податлив на воспитание".
Эпоха "семи мудрецов" показала, что на уровне
обыденного сознания возможны только конкретные советы,
отдельные остроумные замечания, но при этом общая
проблема КАК ЖИТЬ не решается. Тем не менее, мудрецам
становилось ясно, что совместить и нравы, и деньги, и законы
невозможно, следовательно, надо искать иные критерии
правильности жизни.
То, что не все обычаи предков хороши, грекам было уже
ясно. То, что погоня за деньгами может привести к упадку
государства, тоже было ясно. Наконец, то, что законы
правового государства - отнюдь не верх совершенства, было
ясно уже самому Солону. Законы - как бы высоко их ни чтили,создаются людьми, а людям свойственно ошибаться. На
Востоке, где правят деспотии, верят, что все законы
неизменны, истинны, божественного происхождения .Но не
так было в Др.Греции. Законы имеют рукотворный характер,
они не абсолютны и, более того, возможно, вообще ошибочны.
И вот вслед за мудрецами в Элладе появляются люди, скромно
именующие себя "любителями мудрости" - по-гречески
"философами", которые поставили вопрос: чем необходимо
руководствоваться, чтобы законы правового государства были
свободны от человеческих недостатков? И ответ был, казалось
бы, найден: ПРИРОДОЙ.
По мнению первых философов, ПРИРОДА - вот тот
критерий, которым нужно поверять и правильность обычаев
предков, и правильность экономической жизни, и
правильность законов государства.
С противопоставления "ФЮСИС - НОМОС"
(т.е.природа- закон) и начинается профессиональная философия
Др.Греции.
Первые философы, встав на позиции ПРИРОДЫ, отвергли
богов и нравы, осмеяли погоню за деньгами или славой,
проявили свободомыслие в отношении законов государства.
Все это стало традиционным для всей последующей западноевропейской культуры, в особенности для философии и науки.
Самое интересное в учениях мудрецов начиналось с того,
что философы Эллады понимали под ПРИРОДОЙ ?
2.ВОЗНИКНОВЕНИЕ "ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ"
Если мы возьмем общество, основанное на кровнородственных отношениях, поведение членов которого
регулируется обычаями предков, то в таком обществе понятия
"природа" ("фюсис") вообще нет.
Все то, что окружает члена племени - это продолжение его
дома, а мы ведь не называем свой дом природой. Дом состоит
из кирпичей, камней, бревен и т.п.Тем не менее мы говорим,
что гора, пещера, озеро - это "природа",а "дом",
"бассейн","дорога" - это не природа, т.к. они очеловечены,
несут на себе печать человеческого творчества. В этом смысле
отношение членов племени к горам, морям, звездам, солнцу
ничем не отличается от нашего отношения к домам, бассейнам
и уличным фонарям. Все, что окружает человека первобытной
общины, - оживлено, очеловечено, одушевлено.С каждой
вещью: камнем, деревом, животным можно общаться и
разговаривать. Все вещи находятся в особой, симпатической
связи между собой. И человек способен (и вынужден !)
общаться с вещами через особое отношение к ним: симпатию и
антипатию.
Но все, что окружает члена племени, - не просто
продолжение его дома, но это еще и сцена событий
мифической истории богов. Вот на этом поле, указал бы эллин,
Плутон похитил Персефону, когда она собирала цветы. А вот у
этого ручья плакала Деметра в поисках Персефоны. Вот на
этой горе - Олимп, - живут главные боги. Вся география
племени оказывается мифологичной и ни для какой "природы"
нет места.
Иное дело - когда наступает другая эпоха, когда "деньги
делают деньги" и "деньги делают человека".Деньги, пускаемые
в оборот, требуют сырья," материала" для производства вещей.
А вещи нужны для того, чтобы их быстрее продать и получить
новые деньги. Ни вещь не представляет самостоятельной ценности, ни тем более материал, который идет на ее изготовление. Возникает воззрение на окружающую среду не под углом
зрения художника или верующего человека, а под углом
зрения лесоторговца и золотопромышленника. Формируется
потребительское отношение к окружающей среде как сырью и
мертвому, бездушному материалу. Именно такое отношение к
окружающей среде закрепляется понятием "природа".Природа
материальна (от слова "материал"),природа бездушна, природа
- основа всех вещей, природа - источник богатства.
Очень узкий взгляд на окружающую среду - под углом зрения потребительски - производственного отношения, - привел
к понятию ПРИРОДА.
Отношение человека к так называемой "природе" оказалось
непростым. Можно выделить две стороны этого отношения. Во
- первых, "природа" как материал находится "под руками"
человека, производящего вещи. Но точно так же человек
находится под властью тех же материалов, например, во время
бури или извержения вулкана. То есть получается так, как
будто человек живет в природе.
Во-вторых, природу материал сырье можно преобразовать
как угодно, но для этого надо действовать по определенным
правилам, законам, т.е. нужно знание о природе - фисиология
(фюсис, фисис, природа, логос, знание).Надо познавать эти
правила, "законы природы".
А теперь вернемся к той исторической ситуации, когда в
правовых государствах Др.Греции стало ясно, что ЗАКОНЫ
ГОСУДАРСТВА, созданные людьми, не могут быть абсолютно
правильными. Нужны критерии. В качестве нужного критерия
из второстепенного, хотя и распространенного в коммерческих
кругах понятия "природа" стал формироваться КУЛЬТ
ПРИРОДЫ как высшей системы ценностей. Огромную роль в
создании этого культа сыграли люди, называвшиеся
первоначально "фисиологами". Именно они, противопоставив
"фюсис" и "номос," стали первыми философами, именно те же
самые люди поставили цель изучения природы, положив тем
самым начало нового знания под названием "наука".
В учениях первых эллинских фисиологов, таких как Фалес,
Анаксимен,
Анексимандр,
"природа"
выражалась
символически. Символами того материала, который под
руками человека превращается в различные вещи и внутри
которого живет сам человек, как одна из вещей мира, были
разные стихии. У Фалеса природа - это Вода, все -
модификация воды: твердые вещи - сгущенная (как масло из
молока) вода; воздух, запах, огонь - разреженная вода. И
человек весь вода. У Анаксимена природа, напротив, - это
Воздух, сгущение которого - вода, разряжение
- огонь. У Анексимандра природа - это АПЕЙРОН, символ
беспредельного, то есть НЕЧТО, из чего все возникает и во что
все возвращается. Еще можно назвать одного знаменитого
фисиолога - Гераклита. По его выражению "Природа не
создана никем из богов и никем из людей, а была, есть и будет
вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами
потухающим". Гераклит ценит законы государства, уважает
обычаи предков, но выше всего ставит ПРИРОДУ
:"Прислушиваясь к природе, поступай с ней сообразно". Сам
Гераклит, когда ему предложили правление в своем родном
городе Элея, отказался в пользу своего родственника, считая,
что государственное законотворчество ничто в сравнении с
познанием законов природы. Здесь уместно еще отметить одну
важную черту фисиологов. Законы государства творятся
людьми,законы природы познаются людьми, но не творятся
ими. Поскольку природа объявляется высшей ценностью и
противопоставляется в этом смысле государству, то
ПОЗНАНИЕ ставится выше ТВОРЕНИЯ.
3. АЛЬТЕРНАТИВА ОТНОШЕНИЯ "ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА".
Первые философы, несмотря на все различия своих учений, признавали положение о том, что человек - часть природы. Правда,
возникал вопрос: "Как сопоставить человека с его радостями и
бедами с природой, которой все это чуждо?". Первые учения начинались не сомнения в самой постановке такого сопоставления,
а с УРАВНЕНИЯ человека и природы. Из этого равенства
человека и природы вытекало два совершенно противоположных
вывода.
ВЫВОД I. Люди обычно думают, что у человека есть ТЕЛО и
есть ДУША. Но у природы есть только тела, у которых нет
никаких душ. Поэтому если человека - часть природы, то у него
тоже есть только тело. Что же касается души, то это выдумка
людей, не знающих природы.
ВЫВОД II. У человека есть тело и есть душа. Некоторые думают, что у человека нет души? Но сводится ли жизнь человеческая к его телу? Конечно, нет. То в человеке, что не сводится к
жизни его тела, и есть душа. То есть существование у человека и
тела, и души, - это ФАКТЫ, которые необходимо признать
прежде, чем вести дальнейшие рассуждения.
Если человек имеет два начала: тело и душу, - и если человек
- часть природы,- то из этого следует, что природе свойственно
тоже два начала: телесное и душевное (психическое).
Тело у человека и тело, допустим, камня различаются между
собой, точно также различаются и души: у сложного тела сложная
душа, у простого - простая. Тем не менее как человек не сводится
к своему телу, так и любая вещь в природе не сводится только к
телу.
Давайте сравним оба варианта: какой из них более обоснован?
Если взять отношение человек-природа, то что мы можем лучше
знать: что природа не имеет души, или что человек имеет и тело,
и душу? Что мы можем лучше знать в вначале познания: всю
природу как целое или человека как ее часть?
Первые философы - фисиологи повели рассуждения, взяв за
точку отсчета ПРИРОДУ, из нее "выводя" человека. Такая
позиция может быть названа НАТУРОЦЕНТРИЗМОМ. Именно
эта точка зрения без особых проверок утвердилась в науке. Её
последователи стали называться натурфилософами.
Однако немногим позднее в самом культурном центре Эллады
- в Афинах,- возникла и стала развиваться философами другая
позиция: прежде чем человеку познавать природу, надо познать
ЧЕЛОВЕКА, и через человека природа откроется такой, какова
она есть - либо без души, либо с душой. Не человека надо
познавать через "природу", но природу - через реального
человека,такова
позиция,
получившая
название
"АНТРОПОЦЕНТРИЗМ".
Исходя из этих двух позиций возникли первые теоретические
учения о том, как человеку не просто жить, но жить правильно,
каким должно быть нормальное государство и каков мир, в котором мы живем.
На следующих лекциях мы начнем разбирать эти вопросы и
вы, как хотелось бы надеятся, сможите сами убедиться, насколько
упрощенными были ваши школьные представления.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему эзотерические тексты не могут быть полностью
познаны?
2. Какая проблема в основе зарождения философии?
3. Почему первые мудрецы еще не философы?
4. Сопоставьте два высказывания первых мудрецов и
известные русские пословицы.