Проект как временный комплекс действий, направленных на создание уникального продукта
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
В научной литературе под проектом понимается временный комплекс действий, направленных на создание уникального продукта, услуги и результата. В последнем - 7-ом издании Руководства свода знаний и по управлению проектом и стандарте управления проектом Руководство PMBOK дается следующее определение проекта: «Проект. Временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата»1.
Признаками проекта выступают: временной характер деятельности, целевая направленность (уникальный продукт), ресурсная обеспеченность (схема 1).
Схема 1.
Признаки проекта
Под продуктом понимается созданный артефакт, который может быть конечным объектом или компонентом2. Каждый продукт обладает ценностью, т.е. важностью, значимостью, полезностью для кого-либо.
Социокультурное проектирование представляет собой деятельность по созданию продукта, услуги в сфере культуры, востребованных определенными сообществами и их представителями.
К объектам социокультурного проектирования можно отнести:
• Создание или изменение организаций социокультурной сферы (музеев, театров, библиотечно-информационных центров и т.п.);
• Проведение массовых культурных мероприятий (концерты, фестивали, конкурсы и т.п.);
• Создание и поддержка сообществ социокультурной направленности (клубов, объединений по интересам и т.п.);
• Проведение мероприятий рекреационно-досугового характера;
• Музеефикация, создание музеев, архивов и фондов, выставочная деятельность, связанные с сохранением культурного наследия и конструированием культурной памяти;
• Сохранение и демонстрация этнокультурного разнообразия региона или страны;
• Ландшафтно-экологическое преобразование окружающей среды;
• Формирование нормативно-правовой базы социокультурной сферы.
Можно выделить следующие направления социокультурного проектирования:
• Создание новой вещи (сооружение, комплекс, город). Самой яркой иллюстрацией является проект Петра I по созданию Санкт-Петербурга;
• Новые организационные формы культуры (электронные библиотеки, интерактивные музеи).
• Формирование новых культурных свойств, которые не носят материального характера (мода, дизайн, музыка, формирование имиджа или создание бренда).
• Сохранение культурной памяти.
Схема 2.
Основные направления социокультурного проектирования
Можно выделить две базовые концепции социокультурного проектирования: приспособление к окружающему миру (сохранение) и преобразование мира (создание новых социокультурных форм). На основе этих концепций формируются две формы проектирования – сохраняющая и инновационная. В жизни культуры эти формы могут переплетаться: сохраненному облику придают современный вид, традиционные ценности интерпретируются по-новому.
Социокультурное проектирование – это творческое применение общих подходов и методик проектирования к сфере культуры. Успешное социокультурное проектирование предполагает знание технологий проектирования и специфики той сферы культуры, в которой реализуется проект. Вряд ли будет успешным проект фольклорного фестиваля, если у его организаторов отсутствуют представления о музыке, акустических свойствах помещений, исполнительских талантах потенциальных участников. Но он точно также не увенчается успехом, если будут допущены ошибки при его планировании и реализации.
Каждый проект, реализуемый в сфере культуры, имеет свою социальную значимость с точки зрения влияния на аудиторию. Начиная тот или иной проект, следует учитывать аудиторию, ее потребности, вкусы. Социокультурные проекты могут соответствовать потребностям и вкусам аудитории, но могут и формировать их.
Социокультурный проект представляет собой конструкцию, направленную на сохранение, трансформацию или изменение ценностей, а также удовлетворение культурных потребностей людей и социальных групп. Эта конструкция имеет: (1) пространственно-временное измерение, (2) ресурсное измерение, и (3) порядок ее осуществления. Социокультурный проект – это целенаправленное создание или преобразование социокультурных объектов, процессов с учетом ценностных, пространственно-временных и ресурсных характеристик.
Расхождение между текущим положением дел и целевым состоянием обозначается как проблема или требуемые изменения. Перевод объекта из текущего состояния в желаемое получило название цели проекта.
По масштабам проекты могут подразделяться на: международные, общефедеральные, региональные и локальные.
Социокультурное проектирование обладает следующими специфическими чертами:
1. носит личностно-ориентированный характер, т.е. ориентировано на социокультурные потребности людей;
2. обладает инновационным и креативным характером, т.е. связано с созданием новых социокультурных форм и трансформацией уже существующих;
3. связано с ценностным миром личности и сообщества;
4. концептуально-символический характер;
5. может носить коммерческий характер;
6. может рассматриваться как деятельность, связанная с созданием общественного блага.
Схема 2.
Специфические черты социокультурного проекта
Последние две черты определяют источники финансирования социокультурных проектов. В том случае, если проект носит коммерческий характер в его финансировании принимают участие частные фирмы, корпорации, спонсоры. Если проект признан в качестве общественного блага, т.е. имеющего значение для большинства общества и из пользования, которого никто не может быть исключен, то он финансируется государством или муниципальными органами власти, хотя может осуществляться на основе государственно-частного партнерства.
Художественные и творческие практики являются одними из наиболее социальных, динамичных и активных видов человеческой деятельности. Они обладают способностью вызывать рефлексию, вызывать сочувствие, вести диалог и поощрять новые идеи. Творческие начинания развивают новые отношения и предлагают мощный способ обмена, формирования и выражения ценностей. Отношения между искусством и обществом необходимо считать динамичными и взаимными. Поэтому всякий раз, когда решается вопрос о влиянии искусства, необходимо подчеркивать взаимозависимость как искусства, так и общества.
Рассмотрим три подхода к взаимоотношениям между культурой и обществом: 1) культура ради культуры, 2) культура ради экономики и 3) культура ради общества. Эти перспективы напоминают о различных ценностях культуры, включая внутренние (т. е. «культура ради культуры») и инструментальные ценности, а также культура для экономических и социальных целей, в которых инструментальные цели различаются. С точки зрения пересекающихся областей, «культура ради культуры» в основном предполагается, что оно относится к самой культуре. Культура для общественных и экономических целей подразумевает пересечение различных областей. Однако, важно отметить, что «культура ради культуры» не означает, что культура не оказывает влияния на общество или экономические ценности, а, напротив, что эти культурные проекты не оказывают воздействия в качестве заявленных целей при создании и производстве. Когда ожидания сосредоточены на экономической стороне творчества, инноваций, эффективности и конкурентоспособности, это означает, что такие вещи, как игра, участие и воспитание творческого отношения к жизни, игнорируются.
Влияние культурных проектов на общество можно рассматривать как двоякое:
1. Влияние участия в культурных проектах (например, музыкальных, художественных, театрализованных массовых праздниках и т.п.).
2. Влияние на пассивное окружение художественных и культурных проектов.
С первой точки зрения, участники могут выявлять, стремиться, управлять и оценивать влияние на аудиторию, которая является активным участником культурных проектов. Кроме того, можно рассмотреть влияние на соответствующих художников и менеджеров, и их экономическое благосостояние. Со второй точки зрения важно распознавать, планировать, оценивать, измерять и управлять воздействием на случайных людей, не являющихся участниками, на общую окружающую среду и сообществ в регионах, где реализуются проекты.
Таблица 1.
Механизмы воздействия культуры3
Источник: Адаптировано из Маккарти (2002)
Индивидуальный
Общественный
Материал/
здоровье
Сознание/
психология
Межличностный
Экономический
Культурный
Социальный
Непосредственное участие
Строит
межличностные
связи и
способствует
вовлеченности,
что улучшает
здоровье
Увеличивает
возможности
для самовыражения
Повышает чувство
индивидуальной
эффективности и
самооценку
Улучшает
чувство
принадлежности или
идентификации индивида
с сообществом
Улучшает человеческий
капитал (навыки
и творческие
способности)
Создает
индивидуальные социальные
сети
Повышает
способность работать
с новыми и
коммуникативными
идеями
Заработная плата
наемным работникам
Повышает чувство
коллективной
идентичности и
эффективности
Создает социальный
капитал,
вовлекая людей, связывая
организации
друг с другом
и предоставляя
участникам
опыт
организации
и работы
с местными
органами власти и
некоммерческими организациями
Участвующая аудитория
Расширяет
возможности
для получения удовольствия
Снимает стресс
Увеличивает
культурный капитал
Улучшает
визуально-пространственное
мышление
Улучшает
школьную/
академическую
успеваемость
Повышает
терпимость
к другим
Люди тратят
деньги на
посещение
занятий искусством и местных
предприятий. Это также
имеет мультипликативный
эффект
Формирует
идентичность и
гордость сообщества
Ведет к
позитивным нормам
сообщества, таким как разнообразие,
терпимость и
свобода самовыражения
Люди, которые
иначе не
могли бы вступать
в контакт
друг с другом, собираются
вместе.
Влияние художников
Увеличивает
индивидуальные
возможности
и склонность
к занятиям
искусством
Повышает
терпимость
к другим
Повышает
склонность членов
сообщества
к
участию в
искусстве
Повышает
привлекательность
района
Способствует созданию
творческой среды
Улучшает
имидж и статус сообщества
Способствует
культурному разнообразию местности
Влияние организаций искусств и институтов
Увеличивает
индивидуальные
возможности
и склонность
к занятиям
искусством
Увеличивает
индивидуальные
возможности
для общения
с другими
гражданами
Повышает
склонность членов
сообщества
к
участию в
искусстве
Создает
большую
вероятность
оживления
Улучшает
имидж и статус сообщества
Способствует
культурному разнообразию местности
Снижает
уровень преступности в окрестностях
Влияние культуры на общество
Влияние культуры на общество можно свести к следующим аспектам:
1. воздействует на развитие способностей задавать вопросы, постигать окружающий мир, критически мыслить и оценивать свой и чужой опыт;
2. развивается толерантность и понимание ценности каждого человека;
3. способствует изменениям норм, ценностей, вкусов;
4. обеспечивает сохранение и воспроизводство культурной памяти.
Влияние культуры на сообщества
Сообщество может быть определено как малая или большая группа, объединенная общими ценностями, нормами, предпочтениями. В качестве дополнительного и необязательного критерия может быть использовано территориальная близость членов сообщества друг другу. Таковы, например городские сообщества, коммуны, жители микрорайонов и т.п. Выделение сообществ возможно как на основе объективных критериев: местожительства, религия, происхождение и т.п., так и на основе самоидентификации. Культура и социокультурные проекты могут способствовать самоидентификации, формированию регионального бэнда, способности по-новому взглянуть на привычные вещи, заново оценить сложившиеся порядки.
ли на самоидентификации индивидов. Культура может оказывать влияние на все аспекты жизни общества, от географического района до групп людей. Города и регионы, а также деревни или городские районы использовали искусство, по крайней мере, для идентификации, тем самым создавая видимость и восстанавливая районы.
Пример 1. Во многих городах США в конце 1960-х годов городские центры постепенно превращались в трущобы, что заставляло города привносить искусство в свои центры, создавая более процветающую атмосферу и что приводит к их возрождению с точки зрения рабочих мест, офисов и жилых помещений. Аналогичные примеры можно найти в большом количестве в бывших промышленных районах по всей Европе. Еще одно измерение влияния художественных проектов связано с созданием имиджа, что способствует развитию сообществ как внутри, так и снаружи. Это также связано с брендингом городов, который стремится передать социальные, политические и экономические ценности с «сиянием» культурных ценностей, связанных с культурной инфраструктурой. Современные города конкурируют по всему миру за привлечение посетителей в так называемой «насыщенной событиями» экономике, в которой Олимпийские игры, Чемпионаты мира по футболу, празднования культурной столицы Европы или художественные выставки блокбастеров соревнуются за привлечение глобальных потоков посетителей. Города работают над тем, чтобы эти культурные ценности были встроены в продукцию продаваемых производителей, которые участвуют в процессе брэндинга города.
Пример 2. Фестиваль российского кино «Окно в Европу» в Выборге, который является одним из авторитетных мероприятий в стране в сфере киноиндустрии и проводится под патронажем Министерства культуры. Он проводится ежегодно с 1993 г. Ежегодно на этом значимом российском фестивале собирается более тысячи деятелей культуры и искусства, звезд российского и мирового кино, демонстрируются самые новые и лучшие отечественные киноленты. Внимание привлекается не только к культурному событию, но и к самому городу, его истории и современности, что, безусловно, привлекает туристов.
В этом же городе осуществляются представления Мариинского театра. В исторических интерьерах выборгского замка разворачивалось действие оперы «Алеко». Спектакли на открытом воздухе в историческом замковом пространстве пользуются популярностью как у выборжан, так и у петербуржцев, гостей города, туристов. Эти выступления не просто акт популяризации русской культуры, но и формирование современного качества жизни небольшого города, создание культурного брэнда для этого сообщества, популяризация города.
Чем больше социокультурный проект по сравнению с размером сообщества, тем более существенным может быть его влияние. Например, большой международный фестиваль, организуемый неоднократно из года в год, может оказать заметное влияние на небольшой город. В дополнение к экономическим последствиям это может повлиять на образ жизни и атмосферу, включая доступные услуги, условия жизни, чувство укорененности или даже идентичность жителей. Следовательно, фестивали оказывают различное влияние не только на посетителей фестиваля, но и на местные предприятия и жителей. Для местных предприятий фестивали создают лучший имидж, новые партнерские отношения, большую видимость и лучшие экономические результаты. Предприниматели считают, что фестивали повышают их конкурентоспособность и повышают имидж и известность их городов, что повышает привлекательность этих городов. С другой стороны, предприятия возможно, придется сделать ненужные инвестиции, которые приведут к дополнительным затратам. Кроме того, уровень цен на товары может вырасти из-за улучшения спроса, что также влияет на местных жителей.
Местные жители могут посещать фестивали в качестве клиентов и платных или добровольных работников, но, даже если они не посещают или не участвуют, фестивали оказывают на них влияние. Исследования показали, что фестивали могут предоставлять новые услуги, поддерживать творческую и инновационную атмосферу и улучшать общее качество жизни. Фестивали также могут усилить у жителей чувство принадлежности и гордости за свой родной город, а также любовь и приверженность своему региону. Фестивали также способствуют формированию идентичности жителей регионов. Негативными последствиями для местных жителей являются, например, беспорядки, засорение, пробки на дорогах, шумовое загрязнение и отсутствие парковочных мест. Кроме того, иногда ставится под сомнение использование государственного финансирования для поддержки фестивалей.
Влияние культуры на отдельных людей
Вопросы о влиянии культуры на людей могут принимать различные формы. Как правило, культура оказывает существенное влияние на улучшение здоровья, психическое благополучие, когнитивные функции, творческие способности, профессиональную деятельность и эстетическое развитие. Эти аспекты более подробно обсуждаются ниже.
Различные воздействия культуры
1. Культура улучшает индивидуальное здоровье.
Согласно Дж. Ангусу, участие в творческой деятельности, либо просто посещение художественных мероприятий, по-видимому, улучшает физическое здоровье. Предположительно, это может быть связано с тем, что искусство способность снимать стресс. Кроме того, участие в социокультурных проектах расширяет и укрепляет социальные связи, которые также оказывают положительное влияние на здоровье (А. Болл). На чисто физиологическом уровне, как объясняет Л. Бигрен, организм реагирует изменениями в гуморальной нервной системе. Например, вербальное выражение травматических переживаний в письменной или устной форме улучшает физическое здоровье и укрепляет иммунные функции, а также связано с меньшим количеством посещений врача.
2. Культура улучшает психологическое самочувствие.
Здесь мы должны проводить различие между пассивным и активным участием. Посещение мероприятий по искусству может быть стимулирующим, в дополнение к снятию стресса, что, следовательно, ведет к улучшению счастья и повышению удовлетворенности жизнью. Активное участие в искусстве также приводит к повышению самооценки и чувству контроля над своей жизнью. В определенной степени создание и завершение социокультурных проектов предоставляет участникам возможности добиться успеха и получить положительное общественное признание. Это повысит их самооценку и улучшит их чувство контроля над своей жизнью (Е. Фиске).
Пример 3. Влияние культуры на индивидуальное здоровье и психологическое самочувствие проявляется в арт-терапии. В Русском музее существует несколько направлений арт-терапии. К ним относится: коррекция
эмоционального состояния, работа со страхами и тяжелыми переживаниями, оказываемая умственно отсталым детям, подросткам и молодым людям; детям, страдающим от соматических заболеваний и неврозов; условно здоровым учащимся начальных школ, испытывающим трудности в обучении и поведении, а также зависимым молодым людям и их родственникам. Часть проектов направлена на депривированные слои населения (инвалиды, сироты, пожилые люди, подростки-правонарушители). В проектах изобразительное искусство рассматривается в качестве средства поддержки, и терапевтическая работа осуществляется при участии современных художников, артистов, музыкантов.
3. Культура повышает квалификацию, культурный капитал и креативность.
Различие между пассивным и активным участием также важно на этом уровне. Зрители могут получить некоторые новые знания и пополнить свой культурный капитал, посещая социокультурные мероприятия. Согласно Е. Фиске, люди, непосредственно участвующие в создании или организации художественной деятельности, могут овладеть навыками, которыми они ранее не обладали, и, таким образом, могут продемонстрировать большую креативность. Например, исследователи изучили так называемый «эффект Моцарта», показав, что дети, которые слушают Моцарта демонстрируют улучшенные результаты в тестах на пространственное мышление, хотя эффект может длиться не вечно (С. Шабрис и др., 1999). В целом, образование исследования показывают, что дети, посещающие занятия по искусству, будут лучше успевать по другим предметам и что учебная программа, интегрированная с искусством, улучшает успеваемость в школе (Фиске Е.; Дж. Вейтс). Одна из причин этого может быть такой простой, как включение процесса обучения через художественную деятельность, которая может стать гораздо более приятной для детей. Посещение художественных мероприятий может познакомить обучающихся с разнообразием идей, которые бросают им вызов с разных точек зрения на состояние человека. Это свидетельствует о том, что расширение доступа к искусству, будь то через программы в школах или посещение музеев и галереи должны быть центральной частью учебной программы любой школы.
Влияние культуры на ценности
Культура и проекты в ее области влияют на ценности. Последние представляют собой руководящие принципы людей и самые широкие мотивации, влияющие на их отношение и поведение. Ценности формируют то, как люди смотрят на мир и понимают его, а также ментальные структуры, которые упорядочивают идеи людей. Ценности - это основа, на которой люди строят истории, которые они рассказывают себе и другим о том, что это важно (Ш. Шварц, 2006). Под ценностями понимаются наиболее общие социально одобряемые представления о желаемых целях или состояниях общества. Тим Кассер, профессор психологии и соавтор книги «Общее дело: аргументы в пользу работы с нашими культурными ценностями» (2009), излагает доказательства того, как формируются ценности, и исследует потенциал взаимодействия с искусством, чтобы повлиять на наше самопринятие, принадлежность и чувство общности. Взаимодействие с искусством также влияет на ценности, которые, как известно, влияют на более высокие уровни личного, социального и экологического благополучия, включая свободу, самоуважение, равенство, творчество и единство с природой.
В основе любого социокультурного проекта находятся ценностные ориентации. Ценности могут меняться от личности к личности, от сообщества к сообществу. Израильский социолог Ш. Шварц предложил целый спектр ценностей, значимых для личности (Схема 3). Акцентуация на одних может ставить на второе место другие ценности.
Схема 3.
Концепция ценностного континуума Ш. Шварца4
Влияние культуры на экономику
Музеи и культурные мероприятия и проекты вносят вклад в местную экономику, например, за счет создания рабочих мест, инноваций и сплоченности сообщества. Это работает, по крайней мере, в двух измерениях: первое относится к общим ценностям сообщества, а второе к образу сообщества, который может быть передан. Доступ к искусству и участие в нем способствуют формированию у людей чувства идентичности и принадлежности к определенному сообществу. Международный совет музеев определяет музеи как некоммерческие, постоянные учреждения на службе общества и его развития, которые открыты для общественности и которые приобретают, сохраняют, исследуют, демонстрируют и передают материальное и нематериальное наследие человечества и его окружающей среды в целях изучения, наслаждения и образования. Коллекции также могут быть цифровыми и «виртуальными музеями», которые бросают вызов традиционному взгляд на музеи как на физические учреждения.
Развитие не ограничивается экономическим развитием с точки зрения создания новых рабочих мест и налоговых поступлений для улучшения местных финансов. Развитие в основном связано с наращиванием потенциала людей, участвующих в социокультурной деятельности.
Принципы социокультурного проектирования:
• ценностная направленность;
• инновационный характер;
• целевая направленность (ориентирован, как правило, на определенную аудиторию).
Реализация любого социокультурного проекта невозможна без его организации. Организационная структура проекта создается на время его реализации и существует только в этот временной промежуток. Эта организационная структура и как осуществление проекта нуждаются в управлении. Под управлением социокультурным проектом понимаютется комплекс целенаправленных действий, направленных на его осуществление.
Наряду с понятием «проект» также выделяются такие как «портфель» и «программа». Под программой понимается комплекс связанных друг с другом проектов, реализация которых позволяет добиться значительных преимуществ и управляемости, которые были бы недоступны по отдельности (Схема 4).
Схема 4.
Структура программы
Портфель представляет собой набор программ, проектов, подпроектов в определенный момент времени. Портфели подразделяюися на два вида: независимые (осуществляемые параллельно) и сети (наборы взаимосвязанных проектов)5.
Социокультурный проект можно рассматривать как процесс. Процесс перехода от одного состояния к другому. В этом случае он включает в себя ряд компонентов: ограничения, ресурсы, вход и выход (Схема 5).
Схема 5.
Социокультурный проект как процесс6
Каждый проект в своем развитии проходит ряд фаз и этапов, которые составляют жизненный цикл проекта (Схема 6). Как видно из схемы, жизненный цикл включает в себя четыре стадии: определение цели, планирование, выполнение работ и завершение проекта. Представление о жизненном цикле проекта необходимо для его поэтапного планирования и осуществления.
Схема 6.
Жизненный цикл проекта7
Процессы организации, планирования, руководства, координации финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов получили название управления (менеджмента) проектами. Процесс управления осуществляют менеджер и команда проекта.
Существует ряд методологий управления проектами и, в том числе, социокультурными.
Методология PMI (Project Management Institute of United States of America) включает в себя десять областей знаний об управлении: управление интеграцией, управление содержанием, управление расписанием, управление стоимостью, управление качеством, управление человеческими ресурсами, управление коммуникациями, управление рисками, управление закупками, управление заинтересованными сторонами (Схема 7).
Схема 7.
Структура управления социокультурным проектом
Данная методология включает в себя пять фаз жизненного цикла процесса управления (схема 8).
Схема 8.
Фазы жизненного цикла социокультурного проекта
Фаза инициации проекта включает в себя 6 подэтапов: описание текущего состояния, определение целей и описание желательного состояния, «грубая» структура, первичная декомпозиция работ и контрольные точки, определение организационной структуры проекта, определение необходимых ресурсов, подготовка устава проекта8.
Формируется коллективный орган по управлению проектами, из представителей высшего руководства и он принимает решение о начале работ по планированию.
В методолонию также входят группы стандартных процессов, скомпонованных в четыре группы (Схема 9).
Схема 9.
Группа стандартных процессов социокультурного проектирования
Методология PRINCE2 (PRojects In Controlled Environments 2) базируется на 7 компонентах: обоснование проекта, организация, планы, контроль, управление рисками, качество, изменения, 7 принципах: контроль целесообразности, обучение на ошибках, распределение ролей в команде, поэтапное управление, управление по необходимости, сосредоточение на результате, проявление гибкости, 7 процессах: начало проекта, инициирование проекта, управление проектом, контроль над стадиями, управление командой, переход на следующий этап, закрытие проекта (Схема 10).
Схема 10.
Элементы управления социокультурным проектом по методологии PRINCE2
Методология P2M (A Guidebook of Project and Program Management for Enterprise Innovation) используется для проектирования нововведений в организации. Прежде всего уточняется миссия организации через применение формулы 6W1H:
• Who (Кто) Кто планирует миссию?
• What (Что) Что планируется. Выделяется структура целевых проблем.
• When (Когда) В какое время следует решить выделенные проблемы.
• Why (Почему) Почему необходимо решение проблем.
• How (Как) Как следует решать проблемы.
• Which (Куда) В каком направлении двигаться.
• Whom (Кому) Кому будет польза от нововведений.
Процесс управления социокультурным проектом подразделяется на группы процессов. Эти группы процессов совпадают с фазами жизненного цикла социокультурного проекта:
• процессы инициирования проекта;
• процессы планирования;
• процессы исполнения;
• процессы контроля;
• процессы завершения.
Между указанными процессами существует взаимосвязь и взаимодействие (Схема 11).
Схема 11.
Взаимосвязь и взаимодействие между группами процессов управления социокультурным проектом9
Структура проекта представляет собой типовое описание проекта. Выделяют две типовые структуры проекта10.
Структура I.
1. Паспорт программы
• Наименование программы
• Дата принятия решения о разработке программы
• Заказчик
• Основной разработчик программы
• Цели и задачи программы
• Сроки ее реализации
• Перечень основных подпрограмм
• Объем и источники финансирования
• Ожидаемые конечные результаты реализации программы
• Система организации контроля за исполнением программы
2. Основные задачи, задачи и сроки реализации программы
3. Система мероприятий программы
4. Ресурсное обеспечение программы
5. Механизмы реализации программы
6. Организация управления программой и контроль за ее реализацией
7. Оценка эффективности и социокультурных и экономических последствий реализации программы
8. Приложения: графики, диаграммы, таблицы, справки об имеющемся опыте, сроки реализации, источники финансирования.
Структура II.
1. Проблема, которую решает проект
2. Цели проекта
3. Описание работ, которые должны быть выполнены и требования к ним
4. Сроки реализации проекта и его результаты
5. Порядок управления
6. Круг заинтересованных лиц (стейкхолдеров)
7. Материальное и кадровое обеспечение проекта
8. Смета расходов.
Соотношение программы, проекта и портфеля видно на следующей схеме (Схема 5).
Схема 5.
Соотношение программы, проекта и портфеля11
Схема 6.
Связи и взаимоотношения между портфелями программами и отдельными проектами12