Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Принципы и методы анализа финансовой отчетности, комплекс аналитических показателей

  • ⌛ 2019 год
  • 👀 2353 просмотра
  • 📌 2281 загрузка
  • 🏢️ Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Принципы и методы анализа финансовой отчетности, комплекс аналитических показателей» docx
Тема 2. Принципы и методы анализа финансовой отчетности, комплекс аналитических показателей Санкт-Петербург 2019 Раздел 2. Финансовый анализ, как информационная основа финансового планирования на предприятии 2.1. Сущность, принципы и методы финансового анализа Финансовый анализ, наряду с планированием, играет важную роль в управлении предприятием, поскольку в большинстве случаев результативность действия принятого управленческого решения во многом зависит от его предварительного аналитического обоснования. В любой сфере управления, в том числе и в области финансов, присутствуют формализованные планово-аналитические процедуры, выполняемые с той или иной детализацией, тщательностью проработки, периодичностью, систематичностью. В общей совокупности планово-аналитических процедур, используемых в управлении финансовой деятельностью предприятия, особое место занимает методика финансового анализа. Поэтому один из разделов в лекционном материале посвящен этой теме. Анализ (от греч. analisis) в дословном переводе означает разделение, разложение на составные части. Финансовый анализ — совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу. Анализ финансового состояния проводится по данным бухгалтерской финансовой отчётности предприятия. К основным формам отчетности, используемым в анализе, относятся: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах , отчет о движении денежных средств. Будучи важнейшим инструментом познания реального мира, анализ всегда предполагает наличие соответствующего объекта и субъекта. Объектом анализа являются различные виды хозяйственной деятельности предприятия, его результаты, а также влияющие на них факторы внешней и внутренней экономической среды. Субъектом финансового анализа в условиях рынка может выступать менеджмент и собственники предприятия, контрагенты, инвесторы, кредиторы, аналитики финансовых институтов, государственные органы. В процессе проведения финансового анализ используется различные источники информации, при этом важнейшим из них является финансовая отчетность организации (бухгалтерский баланс и приложения к нему). По мнению аналитиков, в реальной практике она зачастую представляет собой единственный источник данных, доступный пользователю для принятия решений. Предприятие как субъект хозяйствования может быть представлено в терминах финансовой модели. Такой моделью является финансовая отчетность организации, в центре которой находятся бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Баланс является основным информационным документом, содержащим данные об имущественном и финансовом положении предприятия. Благодаря логике двойной записи баланс состоит из двух разделов – актива и пассива. В активе баланса представлена ресурсная база, т.е. имущество предприятия, а в пассиве источники средств, за счет которых было профинансировано создание ресурсной базы. Таким образом, структуру источников средств организации отражает пассив бухгалтерского баланса. В пассиве баланса выделяются капитал и резервы (собственные средства) и долгосрочные и краткосрочные обязательства (заемные средства). Анализ финансовой отчетности дает возможность оценить: • имущественное и финансовое состояние предприятия; • способность выполнять обязательства перед контрагентами; • достаточность капитала для ведения текущей и инвестиционной деятельности; • потребность дополнительных источниках финансирования; • рентабельность деятельности предприятия и его способность наращивать стоимость бизнеса. Наиболее широкое применение получили следующие методы анализа финансового состояния предприятия: • горизонтальный (временной) анализ данных, содержащихся в бухгалтерском балансе. Осуществляется на основе сравнений значений каждой балансовой позиции за отчетный период со значением данной позиции за предыдущий период. Цель анализа - выявить основные тенденции в развитии организации; • вертикальный (структурный) анализ данных, содержащихся в бухгалтерском балансе. Основывается на отнесении значений каждой балансовой позиции за отчетный период к итоговому балансовому показателю - валюте баланса. Позволяет определить структурные изменения, произошедшие в активах, источниках финансирования, доходах, затратах, денежных потоках предприятия; • трендовый анализ заключается в изучении данных, содержащихся в бухгалтерских балансах организации, за отчетный период и ряд периодов, предшествующих отчетному, в построении соответствующих динамических рядов по каждому показателю (позиции) баланса и выявлении общих тенденций. Данные вид анализа используется при прогнозировании финансовых показателей; • анализ финансовых коэффициентов - основывается на определении соотношений между отдельными показателями (позициями) бухгалтерского баланса и прилагаемыми к нему формами отчетности, относящимися к одному периоду времени. Финансовая практика выработала целую систему таких показателей, позволяющих дать количественную и качественную оценку как отдельных характеристик предприятия ,так и его состояния в целом; • факторный анализ - предполагает построение факторной модели, учитывающей влияние исследуемых факторов на результативный показатель; • сравнительный анализ – это сопоставление финансовых показателей предприятия с аналогичными показателями за прошедшие периоды, с соответствующими данными конкурентов, со среднеотраслевыми данными и пр. Этот метод дополняет все остальные методы. На первом этапе анализа финансового состояния проводят горизонтальный и вертикальный анализ баланса и отчета о финансовых результатах. Используя эти методы анализа выясняют, какие статьи в наибольшей степени повлияли на итоговые результаты. Статьи баланса группируются по разделам – анализ внеоборотных и оборотных активов, анализ собственных средств и обязательств. Проводя анализ отчета о прибылях и убытках выясняют как изменился финансовый результат предприятия в разрезе четырех видов прибыли (валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль) и что способствовало возникновению этих изменений. При проведении анализа важен не столько анализ показателей баланса в динамике, сколько сопоставление между собой тенденций развития различных показателей. Например, рост выручки, как правило, рассматривается как положительная тенденция, и подразумевает, что продукция предприятия пользуется спросом, предприятие расширяет рынки сбыта. Но в данном случае необходимо сопоставить между собой рост выручки и рост цен на продукцию, а также изменение выручки и себестоимости. Если рост выручки произошел одновременно с ростом отпускных цен на продукцию предприятия, необходимо привести выручку в сопоставимый вид, исключив влияние цен на ее изменение. В этом случае численный показатель роста, безусловно, снизится, а в некоторых случаях при значительном росте цен за период может даже показать тенденцию к снижению объема продаж в натуральном выражении. В случае сопоставления изменения выручки и себестоимости более благоприятной является ситуации роста выручки при одновременном снижении себестоимости, обратная же тенденция говорит о необходимости провести более детальный анализ изменения себестоимости за исследуемый период и о том, что снижение себестоимости может рассматриваться как один из резервов роста выручки на будущий период. Также необходимо сопоставить между собой изменение выручки и изменение дебиторской задолженности. Если наблюдается изменение выручки при снижении или пропорциональном росте дебиторской задолженности это оценивается положительно, если же дебиторская задолженность изменилась более сильными темпами по сравнению с выручкой это говорит о расширении рынков сбыта за счет продаж в кредит и о необходимости усилить контроль над работой с дебиторами. При проведении финансового анализа использование показателя «выручка» для сопоставления с изменениями других показателей часто практикуется и позволяет сделать более обоснованные выводы. Моменты, на которые следует обратить особое внимание при анализе баланса, представлены ниже. Анализ активов баланса. 1. На какие составляющие приходился наибольший удельный вес в структуре совокупных активов? Если на оборотные активы, то это свидетельствует о формировании достаточно мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств предприятия. 2. Как изменилось имущество (сумма внеоборотных и оборотных активов) предприятия в целом? Уменьшение имущества свидетельствует о сокращении хозяйственного оборота, что может повлечь неплатежеспособность и наоборот. Рост имущества предприятия может свидетельствовать о развития предприятия. 3. Что произошло с составляющими внеоборотных активов? Увеличение незавершенного строительства может негативно сказаться на результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия (необходимо дополнительно проанализировать целесообразность и эффективность вложений), увеличение долгосрочных финансовых вложений указывает на отвлечение средств из основной производственной деятельности, а снижение способствует вовлечению финансовых средств в основную деятельность предприятия и улучшению его финансового состояния. 4. Как изменялась структура внеоборотных активов? Какова доля основных средств в совокупных активах на конец анализируемого периода? Предприятие имеет "тяжелую" или "легкую" структуру активов? Если доля внеоборотных составила менее 40%, предприятие имеет "легкую" структуру активов, что свидетельствует о мобильности его имущества. Если она составила более 40%, предприятие имеет "тяжелую" структуру активов, что свидетельствует о значительных накладных расходах и высокой чувствительности к изменениям выручки. 5. Как изменилась величина оборотных активов предприятия за анализируемый период? Какие статьи внесли основной вклад в формирование оборотных активов (запасов, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств)? Структура оборотных активов с высокой долей задолженности и низким уровнем денежных средств может свидетельствовать о проблемах, связанных с оплатой услуг предприятия, а также о преимущественно не денежном характере расчетов и наоборот, структура с низкой долей задолженности и высоким уровнем денежных средств может свидетельствовать о благополучном состоянии расчетов предприятия с потребителями. 6. Как изменилась стоимость запасов за анализируемый период, является ли это изменение позитивным и о чем свидетельствует? Если стоимость запасов увеличились, а длительность оборота запасов снизилась, это является негативным фактором. 7. Как изменились за анализируемый период объемы дебиторской задолженности: 1) возросли большими темпами, чем выручка, что является негативным изменением и может быть вызвано проблемами, связанными с оплатой продукции предприятия либо активным предоставлением потребительского кредита покупателям, т.е. отвлечением части текущих активов и иммобилизации части оборотных средств из производственного процесса; 2)снизились, что является позитивным изменением и может свидетельствовать об улучшении ситуации с оплатой продукции предприятия и о выборе подходящей кредитной политики. Как изменилась структура дебиторской задолженности. Рост долгосрочной задолженности (со сроком погашения более чем через 12 месяцев) свидетельствует о длительном выведении средств из оборота и может повлечь за собой нехватку денежных средств для оплаты текущих счетов. Предприятие на протяжении анализируемого периода имело активное или пассивное сальдо задолженности? Сопоставление сумм дебиторской и торговой кредиторской задолженностей показывает сальдо. Активное сальдо возникает в случае, если дебиторская задолженность превышает кредиторскую, пассивное сальдо возникает в обратном случае. Если предприятие имеет активное сальдо, то оно предоставляло своим покупателям бесплатный коммерческий кредит в размере, превышающем средства, полученные в виде отсрочек платежей коммерческим кредиторам, если пассивное - финансировало свои запасы и отсрочки платежей своих должников за счет неплатежей поставщикам, бюджету, внебюджетным фондам и др. 8. Как изменилась доля денежных средств в структуре оборотных активов предприятия за анализируемый период? При хорошем управлении финансами доля денежных средств колеблется незначительно, поскольку с одной стороны денежных средств на расчетном счете должно быть достаточно для оплаты текущих счетов, а с другой стороны постоянный остаток денежных средств на счете говорит о неэффективной инвестиционной политике предприятия. Поэтому предприятие должно определить целевой остаток денежных средств на счете, контролировать его изменения, а прочие денежные средства реинвестировать. Анализ пассивов баланса. 1. Какие средства (собственные или заемные) являются основным источником формирования совокупных активов предприятия? 2. Как изменяется собственный капитал (фактический, за вычетом убытков и задолженностей учредителей) в доле в балансе за анализируемый период? Увеличение способствует росту финансовой устойчивости предприятия. Снижение рассматривается как негативная тенденция, поскольку способствует снижению финансовой устойчивости предприятия. 3. Как изменилась доля заемных средств в совокупных источниках образования активов, о чем это свидетельствует: а) увеличилась, что может свидетельствовать об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков; б)уменьшилась, что может свидетельствовать о повышении финансовой независимости предприятия; в) не изменилась, рассматривается как положительная тенденция. 4. Как за анализируемый период изменилась структура собственного капитала, на какие составляющие приходился наибольший удельный вес? Какие обязательства преобладают в структуре заемного капитала? Как изменились долгосрочные обязательства за анализируемый период? Анализ структуры финансовых обязательств дает ответ на вопрос повысился или снизился риск утраты финансовой устойчивости предприятия. Преобладание долгосрочных источников в структуре заемных средств является позитивным фактом, который характеризует улучшение структуры баланса и уменьшение риска утраты финансовой устойчивости. Какие обязательства преобладают в структуре кредиторской задолженности на начало и на конец анализируемого периода? (перед поставщиками и подрядчикам, по оплате труда, по налогам и сборам, по авансам полученным и т.д.). Какие виды краткосрочной задолженности в анализируемом периоде характеризуются наибольшими темпами роста? Негативным моментом является высокая доля задолженности (более 60 %) перед бюджетом, поскольку задержки соответствующих платежей вызывают начисление пеней. Кроме того, повышается вероятность попадания предприятия под действие третьей статьи «Закона о банкротстве». Возникает необходимость в дополнительном анализе данных бухгалтерского учета. Несмотря на широкое использование всех вышеперечисленных методов, анализ финансовых коэффициентов получил большее распространение на практике. Рассмотрим наиболее подробно суть метода. 2.2. Комплекс аналитических показателей Финансовые коэффициенты отражают отношение двух показателей, на основе значений которых можно сделать заключение о финансовой стабильности предприятия, либо о плохом финансовом положении, которое может обернуться банкротством для предприятия. Надо сказать, что в литературе достаточно много внимания уделяется финансовым коэффициентам. Однако, несмотря на это, в разных литературных источниках их выделяют разное количество. При этом среди ученых и аналитиков нет единого мнения относительно состава и классификации коэффициентов, их названий и обозначений. Поскольку сведения об этих коэффициентах пришли к нам из англо-американской школы далее в изложении, будем придерживаться общепринятых русифицированных названий с оригинальным изложением. Общее количество финансовых коэффициентов, которые приводятся в литературе и могут быть применены для анализа деятельности организации,— порядка двухсот. Но на практике организации обычно рассчитывают порядка 30-40 коэффициентов, которые наиболее точно характеризуют финансовое состояние организации данной отрасли. Ниже основное внимание будет уделено часто применяемым на практике финансовым показателям, которые традиционно группируются в 4 группы: коэффициенты ликвидности (liquiditi ratios), коэффициенты финансовой устойчивости (solvency ratios), коэффициенты деловой активности (turnover ratios) и коэффициенты рентабельности (profitability ratios), рыночные коэффициенты (market value ratios). Следует отметить, что отнесение коэффициентов к той или иной группе достаточно условно и в литературе можно встретить иные классификации. Часть финансовых коэффициентов рассчитывается на основе статей одного и того же документа отчетности, например баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении капитала и пр. Другая часть включает показатели, определяемые как отношение статей различных документов отчетности, например баланса и отчета о прибылях и убытках. Во втором случае возникает проблем сопоставимости данных, поскольку балансовый показатель относится к конкретной дате, а показатели отчета о прибылях и убытках к охватываемому периоду времени. С целью сопоставимости данных рекомендуется для соответствующих показателей баланса брать средние арифметические значения. В литературе и справочных для некоторых помнить часто приводятся рекомендуемые или теоретически приемлемые диапазоны значений. Однако необходимо помнить, что допустимые значения показателей могут существенно отличаться для предприятий различных отраслей. В США существует ассоциации и информационные агентства, которые публикуют финансовые коэффициенты предприятий различных отраслей экономики. Так ассоциация банковских служащих «Robert Morris Associates» издает документ «Annual Statement Studies», Федеральная комиссия по торговле приводит аналитические коэффициенты по отраслям и по группам компаний. [2, С. 194] При этом набор аналитических коэффициентов, представленный в документах различных информационных агентств, различается и также различается алгоритмы их расчета. Так для расчета коэффициентов рентабельности одни из них используют среднегодовые данные, а другие данные на конец года. В России, к сожалению, подобных агентств не существует, что некоторым образом затрудняет аналитическую оценку. В периодической литературе можно встретить отдельные значения финансовых коэффициентов по временному периоду и отраслям. Указанные данные весьма скудны и мало могут помочь аналитику при интерпретации полученных результатов. Единственным выходом из подобного положения представляется сбор данных финансовой отчетности публичных организаций анализируемой отрасли, или запрос необходимых данных в органы статистики. Таким образом, интерпретируя значение показателя, необходимо принимать во внимание специфику и особенности деятельности анализируемого предприятия. Вместе с тем, если на предприятии наблюдается существенное отклонение значений полученных коэффициентов от средних значений по отрасли необходимо выяснить причину таких отклонений. В целом при оценке коэффициентов более важна их динамика, а не конкретные значения за период. Показатели ликвидности. Показатели ликвидности характеризуют способность предприятия своевременно и в полном объеме отвечать по требованиям держателей его краткосрочных обязательств. Ликвидность баланса выражает степень покрытия обязательств его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность можно рассматривать с двух сторон: 1) как время необходимое для обращения актива в денежную форму; 2) как вероятность продать актив по определенной цене. Заметим, что термины «платежеспособность» и «ликвидность» близки друг другу, но не идентичны. Во-первых, существуют как бы два измерения реализации операций купли/продажи, одно измерение характеризует потенциальную способность предприятия рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам, второе — фактическую реализацию этой потенциальной способности. В первом случае речь идет о ликвидности, во втором - о платежеспособности. Во-вторых, ликвидность предприятия означает всего лишь формальное превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами, а логика данного утверждения такова: если баланс достоверно отражает имущество и финансы предприятия (в частности, актив баланса - это потенциальный доход и в нем нет неликвидов), то при нормальном развитии производственно-коммерческой деятельности достаточно оборотных средств для расчета со своими кредиторами. Ликвидность предприятия — это условное понятие, характеризующее лишь потенциальную способность рассчитаться в будущем по своим обязательствам; будет ли иметь место расчет фактически - это уже другой вопрос. В-третьих, ликвидность более инерционна, в известном смысле статична, тогда как платежеспособность более динамична, управляема. Различия между ликвидностью и платежеспособностью наиболее ярко проявляются в ситуации, когда предприятие ликвидируется. В этом случае фактическая стоимость ее оборотных активов может резко уменьшиться, хотя номинальная будет равна указанной в балансе. Коэффициент абсолютной ликвидности (absolute liquidity ratio, AR) показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена в ближайшее к моменту составления баланса время, рассчитывается по формуле , (2.1) где КАЛ - коэффициент абсолютной ликвидности; ДС – величина денежных средств, тыс. руб.; КФВ – величина краткосрочных финансовых вложений, руб.; КО – величина краткосрочных обязательств, тыс. руб. Нормативное значение: 0,05 ≤ КАЛ ≤ 0,3. Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности (quick ratio - QR) рассчитывается как отношение наиболее ликвидных активов к текущим обязательствам: , (2.2) где КБЛ – коэффициент быстрой ликвидности; ОА – величина оборотных активов, тыс. руб.; З – величина запасов, тыс. руб. Данный показатель дополняет коэффициент абсолютной ликвидности, так как последний не дает надлежащего представления о качественном составе средств, которые служат источниками покрытия текущих обязательств. Этот показатель также называется «коэффициент лакмусовой бумажки». Также с его помощью можно посмотреть вероятность погашения краткосрочных обязательств в случае наступления серьезного кризиса исходя из предположения, что запасы не будут представлять никакой ценности. Нормативное значение: 0,4 ≤ КБЛ ≤ 0,8. Высокое значение этого показателя является признаком низкого финансового риска и хороших потенциальных возможностей для привлечения дополнительных средств со стороны. Некоторые аналитики предлагают использовать для исчисления этого коэффициента несколько другую формулу: (2.3) где КФВ – величина краткосрочных финансовых вложений, тыс. руб.; ДЗ – величина дебиторской задолженности, тыс. руб. Различные способы исчисления срочной ликвидности дают картину платежеспособности предприятия для различных категорий пользователей. Первая формула (7.2.) представляет интерес для банков и других кредитных учреждений, вторая (2.3) для контрагентов предприятия. Коэффициент текущей (общей) ликвидности (current ratio, CR) рассчитывает как отношение текущих (оборотных) активов к текущим(краткосрочным) обязательствам: , (2.4) где РБП – величина расходов будущих периодов, тыс. руб. Нормативное значение: 1 ≤ КТЛ ≤ 2. Данный коэффициент показывает, в какой степени текущие финансовые обязательства покрываются текущие активы, т.е. сколько денежных единиц текущих активов приходится на денежную единицу текущих обязательств. Отсюда и другое название коэффициента – коэффициент покрытия. Если предприятие сталкивается с финансовыми затруднениями, оно начинает задерживать оплату поставщикам, оплату счетов по налогам и сборам, пытается получить краткосрочный кредит в банке, что приводит к росту краткосрочных пассивов и коэффициент ликвидности начинает снижаться, что должно вызывать опасения у менеджмента предприятия (рисунок 2.1). Если соотношение при расчете коэффициента текущей ликвидности меньше чем 1:1, то текущие обязательства превышают текущие активы, что свидетельствует о высоком финансовом риске. Низкий уровень ликвидности может указывать на затруднения в сбыте продукции, плохую организацию материально-технического снабжения. Соотношение 3:1 и более отражает высокую степень ликвидности и благоприятные условия для кредиторов и поставщиков. Вместе с тем это может означать, что у предприятия оседают на расчетных счетах излишние суммы денежных средств либо величина запасов неоправданно раздута, что влечет за собой ухудшение показателей оборачиваемости и рентабельности. Этим еще раз подтверждается вышеизложенное утверждение: анализ необходимо проводить не по каждому коэффициенту в отдельности, а сопоставляя динамику их изменения. Рисунок 2.1. Причины снижения коэффициента текущей ликвидности Коэффициенты финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость характеризует уровень риска предприятия, а также его зависимость от заемного капитала. Всех поставщиков финансовых ресурсов можно разделить следующим образом: собственники, контрагенты и коммерческие банки. Они различаются величиной предоставляемых средств, их структурой, системой расчетов, условиями возврата и пр. Привлечение средств за счет контрагентов предприятия (поставщики и подрядчики, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, сотрудниками) осуществляется как естественный элемент текущего взаимодействия. Банки рассматриваются, прежде всего, как поставщики долгосрочного заемного капитала. Финансовая устойчивость предприятия в подавляющем большинстве случаев характеризует состояние его взаимоотношений с долгосрочными кредиторами. Дело в том, что краткосрочные обязательства берутся, как правило, на меньшие суммы, поэтому в случае возникновения неблагоприятной ситуации со сбытом продукции ими можно оперативно управлять. Что же касается обязательств на долгосрочной основе, то это решение стратегического характера, его последствия будут сказываться на финансовых результатах деятельности в течение длительного периода и необоснованное, чрезмерное использование заемного капитала влечет за собой банкротство организации. Количественно финансовая устойчивость предприятия оценивается через систему показателей, которые можно разделить на две группы. Первая группа рассматривает финансовую устойчивость с позиции структуры источников средств, вторая группа с позиции расходов, связанных с обслуживанием обязательств. Показатели первой группы рассчитываются по данным пассива баланса, второй - по данным отчета о прибылях и убытках, соотнесением прибыли с величиной постоянных расходов по обслуживанию долга. Коэффициент автономии (финансовой независимости, концентрации собственного капитала)(equity-to-assets ratio- Е/А) показывает долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия, рассчитывается по формуле , (2.5) где Ка – коэффициент автономии; СС – величина собственных средств, тыс. руб.; ВБ – валюта баланса, тыс. руб. Финансовые аналитики сходятся во мнении, что доля собственных средств должна превышать долю заемных средств поэтому теоретически нормальная величина коэффициента должна быть не менее 0,5. Это означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами. Высокий коэффициент автономии свидетельствует о минимальном финансовом риске и отражает хорошие возможности предприятия для привлечения денежных средств извне. В дополнение к этому показателю некоторые аналитики использую коэффициент концентрации привлеченных средств (коэффициент финансового риска), рассчитываемый как отношение величины привеченных средств к общей сумме источников, который при благоприятных обстоятельствах меньше единицы. Важную роль в анализе играет коэффициент, обратный коэффициенту автономии, получивший название мультипликатор собственного капитала (equity multiplier – EM): (2.6) Он характеризует сумму активов, которая приходится на денежную единицу собственного капитала. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (коэффициент финансового риска (Кфр) (debt-to-equity ratio – D/E), характеризует уровень финансового левериджа и определяется отношением совокупных либо долгосрочных обязательств к собственному капиталу: , (2.7) где ЗС – величина заемных средств, тыс. руб. Чем ниже значения коэффициента финансового рычага, тем выше степень защиты кредиторов в случае неблагоприятных результатов хозяйственной деятельности. На практике его значение во многом зависит от вида деятельности предприятия, его финансовой политики. Этот коэффициент имеет важное значение при выборе рациональной структуры источников средств и нуждается в более подробном изучении (см. главу 5). Коэффициент отношения обязательств к совокупным активам (debt-to- assets ratio – D/А) – показывает долю заемного финансирования в активах предприятия: (2.8) Низкое значение коэффициента характеризует незначительный риск банкротства и хорошую платежеспособность при возврате долга. Рост коэффициента является негативной тенденцией, свидетельствует о росте риска неплатежеспособности. Несмотря на широкую популярность, рассмотренные показатели по своей природе являются статичными и не учитывают движение денежных потоков предприятия и результаты его операционной деятельности. В этой связи для оценки возможностей предприятия обслуживать обязательства используются показатели второй группы. Коэффициент покрытия процентных выплат (обеспеченности процентов к уплате)(times interest earned, TIE) рассчитывается как отношение прибыли до вычета процентов и налогов(earning before interest and taxes – EBIT, Ппн) к сумме выплачиваемых за период процентов(П,I): (2.9) Показатель EBIT в некоторых источниках называют операционной прибылью, однако следует помнить, что операционная прибыль по РСБУ и МСФО это не одно и тоже. Показателя прибыли до уплаты процентов и налогов нет в отчете о прибылях и убытках, но он может быть рассчитан как сумма прибыли до налогообложения и процентов по долгосрочным обязательствам к уплате. Очевидно, что значение коэффициента должно быть больше единицы, в противном случае предприятие не сможет в полном объеме рассчитаться с внешними инвесторами по долгосрочным обязательствам. Если предприятие арендует имущество, то необходимо учитывать и арендные платежи: (2.10) где А - величина арендных платежей за анализируемый период, тыс. руб. Снижение величины значений вышеуказанных коэффициентов свидетельствуют о повышении финансового риска. Эти два показателя тесно связаны с уровнем финансового левериджа. Как правило, низкое значение коэффициентов соответствует высокой доле заемного капитала. Наряду с вышеотмеченными показателями в анализе финансовой устойчивости используется коэффициент покрытия постоянных расходов за счет денежного потока (Cash Flow Сoverage – FCC) ,который позволяет учесть все постоянные выплаты предприятия внешним кредиторам и держателем привилегированных акций[1]: , (2.11) где АМ – сумма амортизации, тыс. руб.; Д – размер выплаченных дивидендов держателям привилегированных акций, тыс. руб.; ОД – выплаты основной части долга, тыс. руб.; Т- ставка налога на прибыль, к-т. Величина коэффициента показывает границу безопасности кредиторов предприятия, т.е. во сколько раз может сократиться денежный поток до возникновения проблем неплатежей по долгосрочным обязательствам. Суммы дивидендов по привилегированным акциям и выплаты основной части кредита (тела кредита) корректируются на величину (1-Т), поскольку не подложат вычету из налогооблагаемой базы, и не влияют на величину налога на прибыль. Показатели деловой активности (оборачиваемости). Показатели оборачиваемости (деловой активности) позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Помимо этого, показатели оборачиваемости занимают важное место в управлении финансами, поскольку скорость оборота средств, то есть скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота при прочих равных условиях способствует повышению производственного потенциала предприятия. Особенность показателей этой группы заключается также и в том, что в отличие от остальных коэффициентов они могут рассчитываться как в единицах, так и в днях. При оценке оборачиваемости средств рассчитываются следующие показатели. Коэффициент оборачиваемости активов (трансформации, ресурсоотдачи )(total assets turnover ratio, TAT, КОа) характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов, то есть показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли. Рассчитывается данный коэффициент по формуле , (2.12) где В – годовая выручка от реализации продукции, тыс. руб.; – среднегодовая величина активов (определяется как среднеарифметическая на конец и начало периода), тыс. руб. Если необходимо рассчитать длительность одного оборота совокупных активов, то используют формулу , (2.13) где ПОа – период оборота активов, дни; ДП – длительность анализируемого периода (360;180;90), дни. Период обращения товарно-материальных запасов (days sales inventory, DSI, ПОз) – средняя продолжительность времени, необходимая для превращения сырья в готовую продукцию и ее реализацию , (2.14) где – среднегодовая величина товарно-материальных запасов, тыс. руб.; Срп – годовая себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. Данный коэффициент отражает средний период оборота товарно-материальных запасов в течении года. Низкое значение показателя считается признаком финансового благополучия, т.к. высокая оборачиваемость обеспечивает увеличение объемов продаж и способствует увеличению выручки. Вместе с тем, значительное снижение этого показателя по сравнению с данными предыдущего года может свидетельствовать о присутствии риска, связанного с нехваткой запасов, следствием которого может стать снижение объемов реализации. При расчете этого коэффициента используется показатель себестоимости продукции, поскольку стоимость запасов и реализации измеряется в отпускных ценах, т.е. не включает торговые наценки. Таким образом, в случае использования для расчета оборачиваемости товарно-материальных запасов выручки «физическая» оборачиваемость оказывается завышенной. Период обращения дебиторской задолженности (days sales outstanding, DSO) (ПОдз) – среднее количество дней необходимое для превращения дебиторской задолженности в денежные средства , (2.15) где – среднегодовая величина дебиторской задолженности, тыс. руб. Показатель характеризует средний период времени, в течение которого средства от покупателей поступают на расчетные счета предприятия. Чем меньше значение этого показателя, тем больше дополнительных денежных средств получает предприятия от своевременного вложения в оборот и не предоставления коммерческого кредита. Следует отметить, что относительно длительный период оборота не всегда является негативным моментом. Все зависит от кредитной политики предприятия. В некоторых случаях предприятие наращивает обороты именно благодаря предоставлению льготных условий расчетов для покупателей при использовании механизма рассрочки. В случае если дополнительная прибыль, получаемая от предоставления продаж в кредит, превышает издержки по дебиторской задолженности такая политики является оправданной. Значение периода оборачиваемости дебиторской задолженности обычно сопоставляют с показателем оборачиваемости кредиторской задолженности. Оборачиваемость кредиторской задолженности в днях (days payables outstanding, DPO, ПОкз) рассчитывается по формуле , (2.16) где – среднегодовая величина кредиторской задолженности, тыс. руб. Этот показатель характеризует среднее количество дней, в течение которых предприятие оплачивает свои счета. Сравнение величин оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности в днях представляет значительный интерес, так как позволяет сопоставить условия получения денежных средств предприятием от своих клиентов с условиями оплаты с поставщиками и подрядчиками. При нормальном функционировании предприятия эти периоды, как правило, сопоставимы. Если период оборота кредиторской задолженности превышает период оборота дебиторской задолженности значит предприятие сознательно использует коммерческий кредит для финансирования текущей деятельности. Обратные ситуации могут возникать у высоко прибыльных организаций, и в этом случае необходимо принять меры по снижению дебиторской задолженности. На практике соотношение этих двух показателей зависит от вида деятельности, от отраслевых особенностей ведения бизнеса. На базе показателей оборачиваемости текущих активов и пассивов рассчитывается длительность операционного и финансового цикла. Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности предприятия, величина которого показывает соотношение результата к затратам. Рентабельность – это интегральный показатель, который за счет учета влияния большого числа факторов дает достаточно полную характеристику деятельности предприятия. Коэффициенты рентабельности характеризуют способность предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности и определяют общую эффективность имущества предприятии и вложенного капитала. Чаще всего рассчитываются следующие коэффициенты рентабельности. Рентабельность активов(return on assets – ROA, Ра) предприятия характеризует уровень чистой либо операционной прибыли к средним совокупным активам за рассматриваемый период: , (2.18) где ЧП – размер годовой чистой прибыли (либо прибыли от продаж), тыс. руб.; – среднегодовая величина активов, тыс. руб. Рентабельность активов – комплексный показатель, позволяющий оценивать результаты основной деятельности предприятия. Он выражает отдачу, которая приходится на рубль совокупных активов предприятия. Причиной изменения показателя может служить как рост активов, так и снижение соответствующих видов прибыли. Рентабельность продаж(return on sales, ROS, Рпр) характеризует прибыльность производственной деятельности предприятия , (2.19) где Пп – величина прибыли от продаж, тыс. руб. Это один из основных показателей эффективности деятельности предприятия. В отличие от других показателей результативности деятельности он рассчитывается исключительно через показатель операционной прибыли (прибыли от продаж), поскольку именно он характеризует прибыльность основной деятельности предприятия. Чем выше значение показателя рентабельности продаж, тем эффективнее операционная деятельность предприятия. Причинами снижения этого коэффициента могут быть как рост расходов, так и падение выручки. Таким образом, объектом дальнейшего анализа должны стать элементы себестоимости и прочих расходов, а также анализ ситуации на рыке сбыта. В некоторых случаях для оценки рентабельности произведенной продукции применяется показатель рентабельность продукции (Рп), который характеризует уровень прибыли, полученной на единицу себестоимости продукции: , (2.20) где Срп – себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. Одним из основных показателей эффективности деятельности для собственников предприятия является показатель рентабельности собственного капитала (return on equity, ROE, Рск), который характеризует отдачу с каждого рубля вложенных в бизнес средств: (2.21) Данный показатель особенно важен для акционеров, так как характеризует уровень эффективности их вложений. Стабильный рост показателя характеризует высокую эффективность управления всеми видами ресурсов и затрат организации. В то же время значительное превышений среднеотраслевого значения может явиться следствием чрезмерного уровня заемных средств и говорить о высоком финансовом риске. Поскольку значение данного показателя очень важно для оценки эффективности предприятия существуют различные факторные модели, отражающие влияние различных факторов на формировании рентабельности собственных средств. Наибольшую популярность получила факторная модель, предложенная менеджерами компании «Du Pont». Схема демонстрирует зависимость показателя рентабельность собственного капитала от факторов «рентабельность продаж», «ресурсоотдача» и «мультипликатор собственного капитала». Модель Дюпона имеет вид: , (2.22) где – рентабельность продаж, %; – ресурсоотдача (оборачиваемость активов), к-т; – мультипликатор собственного капитала, к-т. Данная факторная модель может быть проанализирована в табличной форме (таблица 2.1) с использованием метода абсолютных разниц или метода цепных подстановок.[3] Таблица 2.1 Расчет влияния факторов на рентабельность собственного капитала Факторы Базисный период Отчетный период Отклонение Влияние (ΔРскj) Рентабельность продаж Ресурсоотдача Мультипликатор СК Рентабельность СК ΔРск = =ΣΔРскj Использование модели позволяет понять, какие факторы влияют на рентабельность собственного капитала, эффективно ли предприятие использует заемные средства, где находятся резервы по увлечению доходности вложений собственников. Показатели рыночной стоимости и акционерного капитала. Для предприятий созданных в форме открытых акционерных обществ наряду с вышеперечисленными показателями имеют значение показатели рыночной оценки, среди которых выделяют следующие. Балансовая стоимость одной акции (book value of equity, BV, БСа) определяется делением совокупной величины собственного капитала на число акций в обращении(К) . (2.22) Рыночная стоимость акции зависит от многих факторов, в том числе конъюнктуры спроса и предложения, макроэкономических показателей, фактических и ожидаемых результатов деятельности общества и пр. Поскольку она изменяется ежедневно, на практике для целей анализа используется ее средняя величина за определенный период. Совокупная рыночная стоимость всех акций (market value of equity) называется капитализацией общества. Прибыль на акцию (earning per share, EPS) определяется как отношение чистой прибыли отчетного периода за вычетом дивидендов по привилегированным акциям к общему числу обыкновенных акции в обращении. Этот показатель дает представление о величине чистой прибыли, заработанной на одну акцию, и является одним из важнейших критериев эффективности для собственников и менеджмента предприятия. Вместе с тем его нельзя применять для сравнения различных предприятий, так как число акций в обращении у них будет различным. Кроме того, на его величину влияют решения о дополнительной эмиссии ценных бумаг и о выкупе собственных акций. Поэтому этот показатель дополняет показатель называемый коэффициентом полной доходности акции (earning yield, YE, КД): , (2.23) где КДа – коэффициент полной доходности акции; БПА –прибыль на акцию(базовая), руб.; Р – рыночная стоимость акции, руб. Как следует из формулы, при росте рыночной стоимости акции, величина показателя будет снижаться и наоборот. Этому есть логичное объяснение: рынок будет негативно оценивать любую информацию о снижении эффективности деятельности общества, реагирую на нее снижением курсовой стоимости акций, что приведет к росту показателя доходности и менеджменту общества придется в этих условиях обеспечивать большую доходность инвесторам. Обратным вышеназванному показателю служит коэффициент «Цена/Доход» (Price/ Earning ratio, P/E). Этот коэффициент называется также мультипликатором прибыли, коэффициентом котируемости акции и является наиболее распространенным измерителем инвестиционной привлекательности и имеет несколько полезных интерпретаций. Так, он показывает, сколько инвесторы готовы платить за единицу полученной прибыли. Теоретически при прочих равных условиях благосостояние собственников должно расти пропорционально величине P/E. Коэффициент дивидендной доходности акции (dividend yield, DY) отражает отношение дивиденда на акцию к ее рыночной стоимости. Этот показатель, прежде всего, важен для тех категорий инвесторов, которые заинтересованы в получении регулярных доходов. Еще один показатель дополняет данный коэффициент - коэффициент дивидендных выплат (payout ratio, PR). Коэффициент дивидендных выплат рассчитывается как отношение суммы дивидендных выплат по обыкновенным акциям к чистой прибыли и показывает долю чистой прибыли, направленную на выплату акционерам. Коэффициент «рыночная/балансовая стоимость акции» (market/book value, M/B или P/B) или коэффициент рыночной оценки акции рассчитывается как отношение рыночной стоимости акции к балансовой и показывает насколько стоимость общества увеличилась или уменьшилась по равнению с первоначальными вложениями акционеров. Отражая практически весь комплекс управленческих решений и их оценку со стороны рынка, он позволяет увязать капитализацию предприятия с инвестициями собственников. Обычно рыночная стоимость акций эффективно работающих акционерных обществ с хорошей рентабельностью, ликвидностью, перспективами роста превышает их балансовую стоимость, в этом случае данный коэффициент будет больше единицы, что характеризует организацию положительно. Если рассматриваемый показатель меньше единицы, это означает, что инвестиции собственников утратили часть стоимости и управлялись неэффективно. Таким образом, минимально допустимым значением показателя является единица. Итак, в данном разделе рассмотрены принципы и логика формирования системы аналитических коэффициентов, позволяющих дать комплексную оценку имущественного и финансового положения предприятия. Как было сказано ранее нельзя рассматривать аналитические коэффициенты изолированно, необходимо использовать пространственно-временные сопоставления. Коэффициенты дают усредненную оценку финансового положения предприятия, однако с их помощью можно выявить тенденции и закономерности развития финансового состояния предприятия. Методика расчета коэффициентов может несколько варьироваться и это необходимо принимать во внимание, сопоставляя одни и те же коэффициенты по данным разных источников. В каждом конкретном случае финансовый аналитик вправе самостоятельно принимать решения по методике расчета коэффициентов, по их количеству в зависимости от целей оценки финансового состояния предприятия. Контрольные вопросы для повторения и самопроверки 1. С какой целью проводится анализ финансового состояния предприятия? 2. Охарактеризуйте методы финансового анализа. 3. Какие группы финансовых коэффициентов рассчитываются по данным бухгалтерского учета? 4. Как взаимосвязаны между собой финансовая устойчивость, ликвидность, оборачиваемость и рентабельность предприятия? 5. На что должен обратить внимание финансовый аналитик при анализе данных бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах? 6. Какое значение в анализе имеет отчет о движении денежных средств? Литература 1. Брейли Ричард, Майерс Стюард. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н. Барышниковой. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2011. – 1008 с. 2. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: в 2-х т.: Пер. с англ. / Под ред. В.В. Ковалева. – СПб.: Экономическая школа, 1997. – 1166 с. 3. Корпоративные финансы. Экономическая диагностика управления финансами: [Электронный ресурс] Метод. указания / Сост.: Е.Г. Чачина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014.- 54 с. 4. Чачина Е.Г. Анализ финансовой отчетности организаций хлебобулочной отрасли с использованием методологии кластерного анализа // Аудит и финансовый анализ. 2015. №1, с. 257-262. Глоссарий Активы  - экономические ресурсы, задействованные в хозяйственных операциях предприятия, от которых в будущем ожидается положительный финансовый результат. Баланс (балансовый отчет)  – одна из форм бухгалтерской отчётности либо финансовый отчет, показывающий финансовое состояние данной организации на определенную дату; баланс отражает объем капитала и его структуру: по составу, размещению или основным направлениям вложения (актив), по источникам образования (пассив). Ликвидные активы  - активы в виде денежных средств или в другой форме, которую можно быстро без потери стоимости обратить в денежные средства. Отношение этих активов к текущим обязательствам дает оценку ликвидности или платежеспособности организации. Ликвидность предприятия - способность своевременно и в полном объеме отвечать по требованиям держателей его краткосрочных обязательств. Отчет о движении денежных средств - отчет об источниках поступления денежных средств и их использовании в данном периоде (обычно за год); как правило, состоит из трех разделов: движение денежных средств, связанных с производственной деятельностью, связанных с финансовой деятельностью и связанных с инвестиционной деятельностью. Отчет о финансовых результатах  - один из основных финансовых отчетов, в котором показаны доходы, расходы и прибыль (убытки) организации за определенный период времени (год, квартал). Оборачиваемость – отражает деловую активность организации, скорость оборачиваемости средств предприятия и востребованность продукции (работ, услуг) на рынке. Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности, иллюстрирующий степень эффективности использования предприятием имущественных активов. Финансовые коэффициенты это относительные показатели, рассчитываемые по данным бухгалтерской отчетности, используемые на практике для характеристики финансового состояния предприятия по пяти группам: ликвидность, финансовая устойчивость, прибыльность, оборачиваемость и рыночная эффективность. Финансовый анализ — совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу. Финансовая устойчивость - стабильность финансового положения предприятия, обеспечиваемая достаточной долей собственного капитала в составе источников финансирования.
«Принципы и методы анализа финансовой отчетности, комплекс аналитических показателей» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 205 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot