Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6 «Принципы fair play в различных видах спорта»
План лекции
1. Примеры fair play в велосипедном и танцевальном спорте
2. Fair play в легкой атлетике и толкании ядра
3. Принципы fair play в тяжелой атлетике
4. Fair play в тайском боксе
Литература
1. Российский комитет Fair play при Олимпийском комитете России URL: http://olympic.ru/team/fair-play/news-fair-play/ (дата обращения 01.09.2017).
2. Петров А. В. Христианские реминисценции в спортивной этике / А. В. Петров // Актуальная теология: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та 2014. – с. 215-228.
1. Примеры fair play в велосипедном и танцевальном спорте
Современная трактовка основных аспектов fair play предполагает необходимость их проецирования на коАнкретные спортивные дисциплины, где общие принципы честной игры получают предметную детализацию и сталкиваются с различными препятствиями на своем пути; особенности последних обусловлены спецификой того или иного спорта. Для того, чтобы взглянуть на конкретное звучание общих принципов fair play в отдельных видах спорта, можно обратиться к двум на первый взгляд совершенно непохожим дисциплинам – велосипедному и танцевальному спорту. При всех различиях, в них есть общие моменты – с одной стороны, это индивидуалистический характер состязаний, с другой – участник агона действует в коллективе, где индивидуальное и групповое поведение взаимно детерминируют друг друга.
У танцевального спорта есть своя специфика, которая оказывает влияние на «танцевальное» звучание принципов fair play. Более того, танцевальный спорт сравнительно молод, и на сегодняшний день не располагает четко кодифицированным вариантом «танцевальной» честной игры. Впрочем, это не мешает описать примеры тех ситуаций, где общие принципы fair play нарушаются. Например, судейская бригада на танцевальных турнирах формируется из действующих тренеров. Это обстоятельство в некоторых случаях провоцирует злоупотребления с судейской стороны, когда судья сначала пытается поддержать тех танцоров, которых он тренирует. Причина этого кроется не только в по-человечески понятном чувстве солидарности с подопечными – от их успехов зависят и некоторые аспекты тренерской карьеры. Это, к примеру, его рейтинг тренера, уровень и авторитет танцевально-спортивного клуба, который представляют его подопечные, и, в конечном счете – его судейская категория. К примеру, если посмотреть на документ ФТСР, то можно увидеть, что один из самых важных танцевальных форумов – Чемпионат России, стандарт «Взрослые», могут судить только судьи высшей категории. Для получения высшей категории необходимо воспитать определенное количество пар «М» (мастера спорта) либо S (кандидаты в мастера спорта) класса; следовательно, одна из причин того, что судья может проявлять субъективность, становится прозрачной. В этом случае «свои» пары оцениваются в первую очередь исходя из конъюнктурных соображений, а остальные пары оцениваются по уровню их спортивной подготовки, технике исполнения программы и т.д.
Однако это не единственная проблема танцевального спорта, связанная с системой судейства. Помимо преимущественно технических аспектов программы выступления (музыкальность, индивидуальное мастерство спортсменов, качество линий и фигур и т.п.), оцениваются артистизм исполнения, образное художественное воплощение уникальных для исполняемой композиции музыкального текста и хореографической партитуры, качество передачи и воплощения музыкальных и хореографических образов посредством процесса движения и т.д. Здесь отчетливо проявляется составляющая, делающая танцы не только спортом, но и сближающая его с искусством. Латинский фразеологизм «de gustibus non est disputandum» совершенно справедливо говорит – «о вкусах не спорят»; спорить и судить в данном случае – одно и то же, поэтому в суждения об эстетических или художественных достоинствах или недостатках танцевальной программы легко проникнуть субъективизму. Более того, в танцах нередки случаи, когда не только художественные достоинства программы, но и качество костюма, обуви, прически пары играют не последнюю роль. Они являются не только «визитной карточкой» танцевальной пары, но и делают свой вклад в прохождение в следующий тур, становятся своеобразным бонусом. Эта особенность, как и приведенная выше, иногда побуждает пары вовсе не выходить на паркет, если в судейской бригаде нет «своего» тренера.
Еще одной проблемой, которой мы коснемся, является сама атмосфера на выступлениях – часто случается, что при частоте сердечных сокращений 200 ударов в минуту и скорости примерно 3 шага за одну секунду (в латиноамериканской программе) уровень адреналина в крови повышается – и это закономерно сказывается на поведении танцоров по отношению к соперникам. Нервное возбуждение и стрессовая ситуация провоцируют проявление агрессии, и несдержанные или неустойчивые в психологическом отношении спортсмены начинают толкать другие пары, ставить подножки, делать замечания, отвлекая тем самым от правил и техники выполнения танцев и других спортсменов, и себя самих. Любопытно, но в судейских предписаниях содержатся напоминания о том, что судья не должен оценивать поведение спортсменов и тренеров. Разумеется, это обстоятельство, как и следующее из него отсутствие установленных санкций за проявление агрессии участниками соревнований, не способствует утверждению принципов fair play.
Помимо этого, не способствуют сохранению самообладания и душевного равновесия постоянно звучащая громкая музыка и нередкие проблемы инфраструктурного характера – отсутствие комфортных условий для переодевания, отдыха, питания танцоров, особенно на соревнованиях невысокого уровня или проводимых в небольших городах.
И, наконец, еще одно препятствие на пути принципов fair play – отсутствие всеохватывающей и эффективной антидопинговой системы: только на соревнованиях международного уровня финалисты в некоторых случаях подвергаются проверкам. Разумеется, бальные танцы – не силовой вид спорта, но применение допинга и в этой сфере в может дать весомые преимущества – от рельефа мышц и внешней формы танцора до выносливости. Изложенные обстоятельства наталкивают на мысль, что принципы fair play в танцевальном спорте едва ли обнаружимы. Разумеется, это не означает, что в них не испытывают необходимости – в них равно нуждаются и спортсмены, и тренеры. Вероятно, основная причина слабой укорененности принципов честной игры в танцах связана с тем, что этот спорт относительно молод, и, по этой причине, его регламенты в некоторых отношениях требуют усовершенствования – будь то правила формирования судейских бригад, сама система соревнований, и, разумеется, правила поведения танцоров.
Велосипедный спорт также имеет свою специфику и отличается от других видов спорта в силу ряда особенностей. К ним можно отнести большое число одновременно соревнующихся соперников; многочасовая продолжительность соревнований и разнообразные места их проведения; то обстоятельство, что соревнования проводятся на обычных автомобильных дорогах; в этих условиях весьма серьезную роль играют как личная, так и командная тактики. Всё это накладывает свой отпечаток на нормы поведения спортсменов в гонке и создаёт свои собственные негласные правила ведения борьбы. Вкратце их можно описать так: при участии в многодневных гонках нельзя атаковать лидера или предпринимать какие-либо активные действия, если у лидера общего зачета случилась поломка или, к примеру, лидер попал в «завал»; нельзя мешать спортсмену получать питание или техническую помощь; нельзя мешать спортсмену влиться в пелотон (основная группа гонщиков в спортивной гонке) или пытаться «отсаживать» его от пелотона; если гонщик, финиширующий в оторвавшейся от пелотона группе, вел себя пассивно на протяжении гонки, то он не должен участвовать в финишной борьбе, а должен пропустить вперед коллег по «отрыву»; машины представителей команд, судей и технической помощи не должны мешать гонщикам; зрители и болельщики не должны создавать препятствия ходу гонки, машинам обслуживания и гонщикам.
Как видно, несмотря на специфическое звучание этих правил «хорошего тона» для велогонщика, все они являются проекцией универсальных принципов fair play, призывая спортсменов к великодушию и взаимной поддержке – в тех рамках, в которых это позволяет режим упорной конкуренции за первенство. В сравнении с танцевальным спортом принципы fair play в велогонках более конкретны. Возможно, так сложилось не в последнюю очередь из-за того, что велоспорт относится к техническим видам, а танцы несут существенно больше эстетической нагрузки. Последняя же, как мы убедились ранее, является непосредственным провокатором субъективизма и повышает вероятность необъективного судейства.
Нижеследующий материал оформлен несколько иначе, чем предыдущий – он имеет вид научных статей. Приведенные ниже статьи написаны студентами СибГУФК под руководством автора-составителя этих лекций. Статьи присутствуют здесь несмотря на то, что студентам бакалавриата «не положено» давать в качестве теоретического материала научные тексты; предполагается, что предлагать их можно только магистрантам. Я придерживаюсь мнения, что знакомство студентов со студенческими же, но все же научными статьями, принесет им пользу и поможет в будущей самостоятельной научной работе; по крайней мере, их чтение покажет, что самостоятельно написанный грамотный текст – это дело вполне посильное тому, кто дал себе труд разобраться в материале.
В статьях сохранена их структура, что дает возможность взглянуть на то, как можно формулировать актуальность, цель исследования, гипотезу и вывод, а на то, как выглядит «на письме» научный стиль.
2. Fair play в легкой атлетике и толкании ядра
В теорию и практику современного спорта, олимпийского движения и олимпийского образования прочно вошли понятие «fair play» и связанные с ним принципы поведения спортсменов, тренеров, зрителей – всех, кто причастен к миру спорта. Универсальные императивы честной игры предполагают, что этический аспект спортивной сферы выступает основными, а не дополнительным элементом всей спортивной деятельности, и относится ко всем уровням и участникам спортивной деятельности без исключения.
Уже на первых играх древности наряду с такими видами спорта как борьба, плавание, присутствовали состязания, относящиеся к легкой атлетике – бег, прыжки, метания. И уже тогда стали формироваться этические ценности легкоатлетов, сохранившиеся и по сей день.
Существуют различные трактовки возникновения современного идеала честной игры. Чаще всего его связывают с рыцарским кодексом поведения Средневековья, а также с системой воспитания в духе соперничества, сложившейся в английских частных школах в XIX в. Между тем историки античных Олимпийских игр полагают, в древности для обозначения того, что теперь называется «честной игрой», применялся термин «arete», обозначавший сочетание воинственности с честностью. Акцент на честности делался неслуайно: на заре становления олимпизма находились люди, считавшие, что победа должна достаться любой ценой. Так, кулачный боец Европол на Играх 388 г. до н.э. подкупил трех своих соперников. Такое поведение на Играх каралось своеобразным штрафом: за счет виновного перед входом на античный стадион ставили бронзовую статую Зевса, на пьедестале которой высекалось не только имя виновного, но и его родителей, и название города, откуда был родом спортсмен. По сведениям историков, за всю историю античных Игр было воздвигнуто 13 таких памятников «дурной славы».
Важное значение принципов fair play для спорта и олимпизма подчеркивают многие ученые и общественные деятели. Так, например, французский философ и писатель Жан д'Ормессон в одной из своих речей, адресованных ЮНЕСКО, отметил, что видит в спорте смысл лишь в том случае, если им заниматься «по-честному»; свое кредо по данному вопросу он выразил в названии своей речи: «Спорт - это честная игра». В Предисловии к «Манифесту о спорте «, принятому в 1964 г. Международным Советом физического воспитания и спорта (CIEPSS) Президент Совета, Ф. Ноэль-Бейкер (серебряный олимпийский медалист и лауреат Нобелевской премии мира) писал: «Честная игра является сущностью, необходимым элементом всякого спорта, достойного этого названия. Она лежит в основе и любительского, и профессионального спорта. Принцип честной игры требует не только строго, но и добровольно соблюдать дух и букву правил. Он предполагает уважение к противнику и самому себе. Без честной игры состязание становится грубым и унизительным». В России действует Спортивный кодекс Фэйр Плэй в редакции В.С. Родиченко, почетного вице-президента ОКР и члена Совета Международного комитета Fair Play.
Легкую атлетику нередко называют «королевой спорта»; она включает в себя 44 классических вида, соревнования по которым проводятся на Олимпийских играх (неолимпийскими видами являются кроссы на различные дистанции, ультра- и полумарафоны). Неслучайно первым Олимпийским чемпионом современности на играх 1896 года в Афинах (Греция) стал легкоатлет. Это был американец Джеймс Конноли, 5 апреля 1896 г. завоевавший победу в тройном прыжке. Этот момент в истории и является началом становления современной легкой атлетики и fair play в ней. С тех пор многое изменилось как в системе подготовки спортсменов, так и в судействе соревнований. Сейчас вся легкая атлетика – это строго регламентированный вид спорта, в каждой разновидности которой существуют строгие правила, по которым проводятся соревнования. Так, регламентации подвергаются длина дистанции, вес и аэродинамические особенности снарядов (они различны для мужчин и для женщин, а так же для разных возрастных групп), высота барьеров (для мужчин и для женщин, а так же для разных возрастных групп).
Регламентирована так же и классификационная часть, к которой относится присвоение спортивных разрядов. Оно производится тогда, когда спортсмен выполнил требования норматива – например, время или дальность полета снаряда (для мужчин и женщин, а также для разных возрастных категорий она разная и соответствует Единой Всероссийской спортивной классификации).
В целом лёгкая атлетика – это далекий от субъективизма вид спорта, в ней все весьма очевидно: если ты пробежал, прыгнул или бросил снаряд дальше всех – ты победил!
В легкой атлетике правила детально регламентируют соревновательный процесс, в том числе и в отношении поведения спортсменов. Так, спортсмену на беговой дорожке запрещено производить фальстарт; если он его сделал, то будет удален (в случае, если виновата техника, то его вернут на дорожку); во время бега на средние и длинные дистанции спортсменам запрещено бить друг друга (если судьей будет замечен данный факт или об этом сообщат представители спортсмена, будет проведено разбирательство, по итогам которого виновный будет дисквалифицирован, если не сможет доказать свою невиновность); в технических видах (прыжки и метания) для спортсмена установлен ограничитель (доска для отталкивания в прыжках в длину и тройным, планка в прыжках в высоту и с шестом, или сегмент в метаниях), заступ или снос которого считается нарушением и данная попытка не засчитывается.
Казалось бы, в лёгкой атлетике «не осталось места» для fair play, поскольку правила регламентируют все аспекты спортивной деятельности, в том числе и поведение, которого и касаются принципы честной игры; несоблюдение предписаний влечет за собой отстранение от соревнований. Но, все же, существуют моральные и этические нормы, своего рода негласное соглашение между атлетами, которое прослеживается во всех странах мира, во всех секторах легкой атлетики – будь то беговая дорожка или сектор для технических видов (прыжки в длину и высоту, сектора для метаний и так далее). В любую минуту спортсмены готовы прийти друг другу на помощь. Автор сам является действующим спортсменом (толкание ядра и метание диска), и не раз наблюдал подобные действия. Спортсмены помогают друг другу, являясь, по сути, соперниками. Помощь эта выражается даже в мелочах – одолжить булавку, чтобы закрепить номер, или указать на ту или иную ошибку. Впрочем, последнее делается только в том случае, если тебя об этом попросили, так как у нас, метателей, является признаком дурного тона, если кто-то указывает тебе на ошибку без твоей просьбы о помощи.
На фоне подробной регламентации соревновательного процесса со стороны правил принципы fair play проявляют себя по большей части в сфере личного общения спортсменов. Основные принципы честной игры в секторе для метаний можно описать так: мы не мешаем друг другу настраиваться и разминаться; мы никогда не будем мешать выполнять попытку другому спортсмену; если же кто-то попросит поаплодировать, чтобы настроиться на попытку, так сказать, «завестись» перед броском, мы обязательно сделаем это; никогда не указываем на ту или иную ошибку, только если об этом попросят.
Иногда события разворачиваются так, что судья по какой-то причине не смог заметить нарушения правил. Именно здесь и должен начать действовать принцип fair play – если спортсмен воспитан в духе честной игры, то он сам будет способствовать установлению справедливости, даже в ущерб своим интересам. Тем самым он может проявить решимость победить в честном соперничестве, где победителем останется самый подготовленный, а не самый изворотливый.
В Международной Олимпийском Комитете существует несколько наград для спортсменов проявивших себя не только на спортивных аренах, но и вне их. Награды эти вручаются людям, посвятившим всю жизнь развитию и популяризации спорта, олимпийского духа. Одна из них – Медаль Пьера де Кубертена, также известная как Медаль истинного духа спорта. Это особая награда Международного олимпийского комитета, которая была учреждена в 1964 году и названа в честь основателя современного олимпийского движения. Как сказано на официальном сайте МОК, «это одна из самых почётных наград, которой может быть удостоен участник Олимпийских игр». Иногда медаль рассматривается как высшая олимпийская награда, даже более значимая, чем золотая олимпийская медаль; за всю историю этой награды ею были удостоены лишь 11 человек. Существуют и другие награды, такие как международный приз Пьера де Кубертена за честную игру, который ежегодно вручается Международным комитетом Fair Play, а также специальной медалью МОК «За олимпийские идеалы «, учреждённой к 100-летию МОК.
Принципы fair play встречают перед собой препятствия не только в виде личного неприятия правил «хорошего тона «. Сейчас очень остро встает вопрос о допинге в спорте, и легкая атлетика не избежала этого. Как и во многих других видах спорта, и в нашей «спортивной семье» встречаются спортсмены, которые нарушают принципы fair play и «чистого» спорта. Ведь немногие способны отдать годы кропотливой работы ради, возможно, одного дня, когда ты сможешь реализовать накопленный потенциал и показать рекордное время или попытку. Люди, нарушившие правила fair play в отношении неупотребления допинга, кладут на алтарь победы все – от здоровья до репутации. Для борьбы с этим негативным проявлением ведется обширная работа, и работа эта плодотворна. В ее рамках создаются и внедряются новые, все более эффективные, методы обнаружения нарушителей.
Вывод: можно утверждать, что легкая атлетика является строго регламентированным видом спорта, где борьба ведется в строгом соответствии правилам. Принимая специфический вид сообразно спортивным особенностям, она ориентируется на принципы fair play и те этические нормы, которые требуют от спортсмена проявлять уважение друг к другу во время соревновательной деятельности.
Они призваны напоминать, что атлет не должен стремиться к победе любой ценой. «Нет большей победы, чем победа над собой» – так писал древнегреческий философ Платон. Этот тезис весьма актуален для современного спорта в целом, и для легкой атлетики в частности. Действительно, спортсмен должен демонстрировать честное и благородное поведение в спортивных поединках, исходя из убеждения в том, что самое главное в этих соревнованиях – не победа над соперником, а отвага, мужество, проявляемые в ходе борьбы за эту победу, сам дух борьбы, побуждающий человека к совершенству, к преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков.
3. Принципы fair play в тяжелой атлетике
Для того, чтобы взглянуть на конкретное звучание общих принципов fair play в отдельных видах спорта, обратимся к тяжелой атлетике.
На данный момент тяжелая атлетика – это строго регламентированный вид спорта, в каждой разновидности которого существуют строгие правила, по которым проводятся соревнования. Так, регламентации подвергаются, вес и аэродинамические особенности снарядов (они различны для мужчин и для женщин), порядок экипировки перед выступлением, обязанность четко следовать командам рефери, наличие секундантов. Кроме того, спортсмен не имеет права применять добровольно или по чьему-то требованию препараты, лекарства, стимуляторы и другие вещества, запрещённые правилами.
Регламентирована также и классификационная часть, к которой относится присвоение спортивных разрядов. Оно производится тогда, когда спортсмен выполнил требования норматива – при обязательной сдаче допинг контроля, наличии определенного (не менее 10 человек) количества участников в весовой категории.
В тяжелой атлетике правила детально регламентируют соревновательный процесс, в том числе и в отношении поведения спортсменов. Так, спортсмену на подъем штанги на помосте дается 1 минута (если же спортсмен «идет сам за собой» при неудачном попытке выполнения, то это время увеличивается до 2 минут); во время выполнения упражнений рывок и толчок при совершении технических ошибок (не цельное выполнение упражнения, дожим локтей или плеч, касание локтями коленей, двойной подсед при выталкивании) попытка считается неудачной, экипировка может включать в себя трико, носки, наколенники (разрыв между данными тремя атрибутами должен быть не менее 10 см), штангетки, напульсники, ремень (запрещается использовать двойные наколенники, либо двойные ремни); каждый спортсмен перед взвешиванием выбирает индивидуальный номер по жеребьевке, это может сыграть огромную роль в процессе соревнования; для спортсменов, выполнивших одинаковую сумму двоеборья и с одинаковым весом, распределить их места в общем зачете помогает жеребьевка , чей номер меньше, тот и выигрывает(такое случается крайне редко); также возможное отстранение от соревнований за нецензурные выражения.
Можно предположить, что в тяжелой атлетике «не осталось места» для fair play, поскольку правила регламентируют все аспекты спортивной деятельности, в том числе и поведение, которого, прежде всего, и касаются принципы честной игры. Но, все же, существуют моральные и этические нормы, своего рода негласное соглашение между атлетами, которое прослеживается во всех странах мира, на всех соревновательных площадках для тяжелой атлетики. Как правило, спортсмены готовы прийти друг другу на помощь. Данная помощь выражается в одолжении тяжелоатлетического ремня для подхода, либо в одолжении разогревающих мазей, оставленных в номере гостиницы. На фоне подробной регламентации соревновательного процесса со стороны правил, принципы fair play проявляют себя по большей части в сфере личного общения спортсменов, тесного контакта. Основные принципы честной игры в разминочных и соревновательных залах можно представить так: хорошим тоном считается не мешать друг другу настраиваться и разминаться; не мешать выполнять попытку другому спортсмену; также мы можем оказать друг другу моральную поддержку в виде аплодисментов. Но иногда можно встретить иное поведение конкурентов по помосту: это может проявляться в помехе на разминке, если кто-то ходит мимо разминочного помоста, где штангист выполняет движение (спортсмен, выполняющий подход, может совершить ошибку в выполнении, т.к. отвлекся на проходящего). Лично я встретила проявление плохого тона на Кубке Президента РФ, это были первые мой международные и соревнования, и соответственно, сопровождались они сильным волнением. В моей категории было 9 человек, одна участница так же представляла Россию, наша борьба должна была показать кто сильнее не только физически, но и морально. С моей потенциальной конкуренткой мы знакомы долгое время, но место на пьедестале было только одно, и некорректное поведение с ее стороны заключалось в том, что я слышала, как она говорила, что я не смогу быть первой, что я слабая. Такие замечания, безусловно, отвлекают, но если собрать все силы в кулак и направить вызванные ими эмоции на выполнение упражнения (если угодно, использовать эту злость на помосте), то может получиться достигнуть положительного результата.
Иногда события разворачиваются так, что судья по какой-то причине не смог заметить нарушения правил. Именно здесь и должен начать действовать принцип fair play – если спортсмен воспитан в духе честной игры, то он сам будет способствовать установлению справедливости, даже в ущерб своим сиюминутным интересам. Тем самым он может проявить решимость победить в честном соперничестве, где победителем останется самый подготовленный, а не самый изворотливый.
Возможно, есть некоторый максимализм в желании видеть свое Отечество и все страны мира вместе принадлежащими одной Стране Честной Игры, игры по правилам. По крайней мере, нет ничего предосудительного в таком желании. Равно как и во вполне прагматической убежденности, что рано или поздно очередным этапом утверждения идеалов честной игры все-таки станет ее поощрение не только в спорте, но и в обществе в целом.
4. Fair play в тайском боксе
Для выражения этических принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры и болельщики, используется английское выражение «Fair play», которое переводится как «честная игра». «Fair play» включает в себя уважения к сопернику, правилам и решениям судей, принцип равенства шансов, а также самоконтроль спортсмена. Именно поэтому «честную игру» определяют как гораздо большее, чем игра в пределах правил. Она включает в себя и концепцию дружбы, и уважение к другим, и обязательное соблюдение норм морали.
Современная трактовка данного понятия сводится к становлению спорта как аристократического состязания во времена викторианской эпохи в Англии. Тогда спорт был увлечением высших сословий и являлся скорее развлечением. Именно тогда начал формироваться спортивный «кодекс джентльмена», для которого важен процесс, а не результат.
Сейчас в периодике нелегко найти слова критики принципов fair play – как правило, авторы, касающиеся этого вопроса, единодушны в признании необходимости присутствия в спорте этической нагрузки. Неважно, о каком спорте идет речь – о профессиональном или любительском; важно, что без этических принципов утрачивает полноценность любой его вариант.
Кроме того, этическое измерение спорта можно соотнести с его ритуальной стороной, т.е. с тем, что относится к определенной последовательности действий, непосредственно не касающихся состязания, и которые надлежит совершать постольку, поскольку этого требует традиция. Восточные виды спорта с уверенностью можно назвать существенно более ритуализированными, чем европейские. В этой связи тайский бокс является характерным примером того, насколько существенную роль для духа этого вида спорта играет ритуал и культурная традиция.
Одно из древнейших боевых искусств Тайланда «муай тай» («свободный бой» с санскрита) на сегодняшний день обладает огромной популярностью во всем мире. Надо отметить, что реальные корни происхождения муай тай, вероятно, никогда не будут найдены, поскольку большая часть исторических записей исчезла навсегда в 1767 г., когда бирманские войска разорили древнюю столицу сиамского королевства – Аютхайу. Те немногие сведения, которые дошли до наших дней, сохранились, в основном, в исторических архивах сопредельных с Таиландом государств: Бирмы, Кампучии, Лаоса, а также исторического королевства Чиангмай, Вьетнама, Китая и в записях первых европейцев, посетивших Сиам.
Итак, рассмотрим правила честной игры в тайском боксе. Как и в любом виде спорта, в данном случае правила регламентируют, прежде всего, техническую строну поединка – порядок экипировки перед боем, обязанность четко следовать командам рефери, наличие секундантов. Кроме того, правила соревнований требуют от спортсменов уважения к противнику. Так, перед началом первого раунда, а также после объявления результата боя следует обменяться с соперником рукопожатием; также запрещены вербальные и физические оскорбления до, во время и после схватки; спортсмен не имеет права применять добровольно или по чьему-то требованию препараты, лекарства, стимуляторы и другие вещества, запрещённые правилами. Эти моменты не являются специфическими для тайского бокса и представляют собой частную версию общих принципов fair play. Помимо них в тайском боксе существуют также несколько правил, имеющих отношение к fair play, но основывающихся на ритуальных практиках культуры Индокитая. В первую очередь к ним относятся традиционная молитва уай кру (выполняется, как правило, в углу ринга, где боец стоит лицом к тренеру или угловому в знак уважения), церемониальный танец рам муай (может быть как демонстрацией почитания, благодарности за заботу родителей и учителя о спортсмене, так и формой психологического воздействия на соперника). И молитва, и танец являются неотъемлемым элементом тайского бокса как этнокультуного феномена и сохраняют в нем не только формально-ритуальный, но и культовый смысл (вроде изгнания из состязательного пространства злых духов, попыток сглазить соперника и т.п.). Ко «второму уровню» этнокультурного наследия можно отнести рекомендации, так же относящиеся к ритуальной стороне поединка, но имеющие более формальный характер (т.е. они могут быть понятны и в отрыве от культуры Индокитая). Так, тайский боксер никогда не полезет на ринг под канатами и всегда будет перешагивать через них, не допуская, чтобы что-то оказалось выше его головы. Кроме того, во время боя унизительным знаком пренебрежения считается не только удар стопой («самой презренной частью тела») в лицо, но даже касание стопой лица или головы противника. Также в тайском боксе каждый спортсмен произносит своеобразную «клятву верности» своему спортивному выбору. Этим он подтверждает свое желание отдать себя спорту. Звучит она примерно так: «Я буду сильным и чистым, я буду всегда поступать честно, всегда следить за своим поведением как в школе, так и за её пределами. Я никогда не стану кичиться своей силой и задирать слабых. Я буду повиноваться своим наставникам и буду верен своей нации. Мы все, ученики и учителя, будем любить друг друга, будем едины в своих целях и помыслах и всегда будем помогать друг другу».
Как в других видах спорта, в тайском боксе можно выделить профессиональный и любительский сегменты. Нужно добавить, что профессиональный турнир – это зрелище, которое является развлечением для туристов и самих тайцев. В профессиональных боях соблюдаются все традиции «муай тай» – здесь можно видеть амулет пратьиат, на голове у спортсмена монгкон, каждый исполняет танец и молитву перед боем. Также в профессиональном варианте поединка боец использует только перчатки, что делает его более травмоопасным развлечением, чем любительский бой. Это шоу стараются сделать красочным и интересным, именно поэтому здесь отдают дань уважения всем традициям. В конце соревнований спортсмен получает титул и денежное вознаграждение.
В любительском же поединке не всегда соблюдаются культурные традиции. В этом случае не уделяется столько времени и внимания традиционной экипировке, присутствует только соответствие экипировки спортсменов цвету синему и красному углам ринга. По правилам любительского турнира каждый спортсмен надевает защиту на руки и ноги, обязательно присутствует шлем и капа. В любительском спорте борются за место. Однако все это не говорит о том, что если у спортсмена возникнет желание произнести клятву, на это не будет отведено определенного времени. Впрочем, несмотря на некоторые различия между профессиональным и любительским боем, каждый спортсмен не пренебрегает обязанностями и правилами, прописанными в кодексе.
Вывод: мы рассмотрели особенности «честной игры» в тайском боксе и основы этического поведения. С одной стороны, принципы fair play в тайском боксе дополняют традиционные правила данного спорта и являются спецификацией универсальных принципов честной игры применительно к характеру соревновательной деятельности. С другой стороны, принципы fair play в тайском боксе неразрывно связаны с историей и культурой Индокитая, и эта связь придает им особенный этнический колорит.