Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Дисциплина: Физико-химические
основы развития и тушения
пожаров
Тема №1. Физико-химические свойства горения.
Основные принципы пожарной безопасности
Лекция 4. Предупреждение и ликвидация
природных пожаров.
Доцент, к.т.н. Станкевич Татьяна Сергеевна
Вопросы
Потенциальная
пожароопасность
торфопредприятий, лесов.
2. Предупреждение и ликвидация природных пожаров.
1.
1. Потенциальная пожароопасность
торфопредприятий, лесов
Торф - это своеобразное, относительно молодое геологическое
образование, создающееся в результате отмирания болотной
растительности при избыточном количестве влаги и недостаточном
доступе воздуха.
В торфе содержатся битуминозные вещества, углеводы, лигнин, гуминовые
кислоты, образующиеся при разрушении углеводов.
Степень
разложения
торфа
зависит
от
структуры
растенийторфообразователей, влажности среды, окружающей температуры, других
причин. Она во многом определяет его пожарную опасность. Торф с высокой
степенью разложения имеет меньшую влажность и пористость, большой
объемный вес и большую теплоемкость и поэтому более подвержен
возгоранию.
Торфяная залежь обычно имеет влажность 92-95%, что делает ее
сравнительно безопасной в пожарном отношении. Но при разработке
торфяных месторождений залежь осушают, и ее верхний слой становится
опасным горючим материалом. Среднее значение теплоты сгорания
фрезерного торфа равно 2600 ккал/кг.
Торфопредприятие — предприятие по добыче и
переработке торфа: для сельскохозяйственных нужд, а также
для
последующего
его
использования
в
качестве топлива в котлах.
Неравномерность размещения и большое разнообразие
выработанных торфяников по размерам площадей и
самопроизвольным зарастанием характерны как в целом для
территории РФ.
К настоящему времени во многих регионах РФ были
выработаны обширные площади торфяных месторождений
(900 тыс. га, из которых около 70 % – поля добычи фрезерного
торфа), которые являются источниками возникновения
пожаров.
Торфяники располагают различными видами сырья - от
низинного торфа до верхового. Максимальная глубина
месторождений достигает 10 м. Ресурсы торфяников
рассчитаны на долгий срок: не менее чем на 250 лет.
Торфяные месторождения в Калининградской области занимают
более 4 % территории.
Общие запасы оцениваются в 2,5 – 3 млрд куб. м (более 310 млн
тонн). Две трети этих запасов сосредоточено на территории
Полесского и Славского муниципальных районов.
Из более чем 300 разведанных и оцененных торфяных
месторождений добыча ведется лишь на 10. Добычу торфа
осуществляют ООО «Торфо», ОАО «Торфопредприятие
«Нестеровское», ЗАО «Торфпромэкспорт».
Добытый торф в виде торфяного куска и фрезерного торфа является
предметом
экспорта,
используется
при
приготовлении
торфоминеральных смесей для различных сельскохозяйственных
культур.
В Калининградской области построено и функционируют 4
котельных для нужд жилищно-коммунального хозяйства,
работающих на биотопливе (торфе, древесных отходах) и
оказывающих
минимальное
негативное
воздействие
на
окружающую природную среду.
Противопожарная
профилактика
торфяников
предусматривает проведение комплекса МП, направленных на
предупреждение возникновения торфяных пожаров, ограничение
их распространения и создание условий для обеспечения
успешной борьбы с ними.
Глубина прогорания торфяной залежи определяется уровнем
залегания грунтовых вод, поэтому гидрологический режим
торфяников является главным фактором при выборе МП по
предупреждению возникновения и распространения торфяных
пожаров.
При выборе противопожарных профилактических мероприятий
необходимо классифицировать торфяники по типам:
1. неосушенные торфяники;
2. разрабатываемые торфяные месторождения;
3. частично выработанные торфяные месторождения;
4. полностью выработанные торфяные месторождения.
Разрабатываемые торфяные месторождения
Комплекс МП по противопожарной безопасности на
действующих предприятиях осуществляется в соответствии с
ППБО-135-80 (Правила пожарной безопасности для
предприятий торфяной промышленности).
Комплекс
обязательных
для
исполнения
МП
по
противопожарной
безопасности
на
действующих
торфодобывающих предприятиях в полной мере обеспечивает
ПБ разрабатываемых торфяных месторождений.
Для предупреждения и ликвидации загораний и пожаров на всех
предприятиях
торфяной
промышленности
организуется
пожарная охрана.
В зависимости от объема производства, численности
проживающего населения в поселках и других характеристик
пожарная
охрана
состоит
из
ведомственной
профессиональной пожарной команды (отряда) и добровольной
пожарной дружины (ДПД) или только из ДПД.
Ответственность за обеспечение пожарной безопасности
торфопредприятий возлагается на директоров предприятий, а
на строящихся предприятиях (объектах) — на руководителей
строительных организаций.
Руководители предприятий и строительных организаций
обязаны:
1.организовывать изучение и выполнение правил всеми
инженерно-техническими работниками (ИТР), служащими и
рабочими;
2.обеспечивать выполнение требований приказов и указаний
Министерства топливной промышленности РСФСР по вопросам
пожарной безопасности и предписаний органов ГПН;
3.организовывать ДПД из числа рабочих, служащих и ИТР
предприятия;
4.назначать пожарно-техническую комиссию и организовывать ее
работу;
5.утверждать
приказом
по
предприятию,
строительной
организации дислокацию пожарной техники и оборудования на
пожароопасный период, комплектование их обслуживающим
персоналом и порядок дежурств;
6. проверять периодически состояние ПБ предприятия,
наличие и исправность технических средств борьбы с
пожарами, боеспособность пожарной команды (отряда) и
ДПД, а также принимать необходимые меры к улучшению
их работы;
7. организовывать проведение противопожарного инструктажа
и занятий по пожарно-техническому минимуму;
8. устанавливать в помещениях строгий противопожарный
режим и постоянно контролировать его соблюдение;
9. осуществлять руководство ликвидацией пожаров на
территории предприятия;
10. своевременно докладывать вышестоящим организациям о
загораниях и пожарах;
11. проводить по каждому случаю пожара административное
расследование и контролировать ведение учета загораний и
пожаров;
12. применять соответствующие меры воздействия к лицам,
нарушающим правила ПБ.
Пожарная охрана предприятия, в зависимости от площади полей
добычи торфа, вида добываемого торфа, склонности его к
самовозгоранию, а также от ветровой характеристики района
расположения
предприятия,
может
иметь
следующие
подразделения:
1. пожарный отряд;
2. пожарную команду;
3. пожарный пост в составе отряда или команды, пожарную команду в
составе отряда;
4. добровольную пожарную дружину.
Все поля добычи торфа должны иметь противопожарное
водоснабжение в соответствии с правилами и нормами. Допускается
объединение противопожарного водоснабжения с промышленным
или хозяйственным.
Кроме противопожарного запаса воды проектом должны быть
учтены дополнительные объемы воды на покрытие потерь от
испарения и фильтрации:
а) в открытой противопожарной сети (противопожарных каналах);
б) в водохранилищах;
в) во валовых каналах (на испарение).
Противопожарные гидротехнические сооружения подразделяются на
постоянные и временные.
К временным относятся сооружения, используемые в период
строительства объекта или ремонта (шлюзы в головах валовых
каналов и на противопожарных каналах – при работе со стабильной
программой менее 10 лет).
Постоянные сооружения, как правило, относятся к IV классу
капитальности.
Общая площадь земель лесного фонда Калининградской области
составляет 305,6 тыс. га, из них площадь лесных земель, полномочия
по которым в области лесных отношений РФ переданы субъекту,
составляет 272,9 тыс. га.
Площадь
лесов
составляет
всего
18,5
%
территории
Калининградской области, что сопоставимо с лесостепной зоной.
В таких условиях каждый гектар леса имеет большое значение для
экологии Калининградской области. Поэтому первоочередная задача –
сохранить леса, в первую очередь от пожаров.
Средний возраст насаждений составляет 56 лет.
Лесной фонд на 28 % представлен хвойными насаждениями (сосна,
ель), на 22 % - твердолиственными породами (дуб, граб, ясень) и
на 50 % - мягколиственными породами (береза, осина, ольха
черная, липа).
Общий запас насаждений составляет 46 млн куб. м. Допустимый
ежегодный объем изъятия лесных ресурсов от всех видов рубок,
определенный на основании данных лесохозяйственных регламентов
лесничеств, составляет 470,1 тыс. куб. м.
ЛК РФ Статья 51. Охрана лесов от пожаров
1. Леса подлежат охране от пожаров.
2. В зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также
социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов
выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием
наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).
3. Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.
4. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в
лесах и тушение пожаров в лесах.
5. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны
и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров),
осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, ФЗ от 21 декабря 1994 года N 68ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" и ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной
безопасности".
6. Предотвращение распространения на земли, на которых расположены леса,
природных пожаров (степных, торфяных и иных) и пожаров, возникших в результате
незаконного выжигания сухой растительности и ее остатков, а также тушение пожаров в
лесах, расположенных на землях, не указанных в части 5 настоящей статьи,
осуществляется в соответствии с ФЗ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" и ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
ЛК РФ Статья 51. Охрана лесов от пожаров
7. Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной
власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий,
определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если
иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными
законами.
8. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими
использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения
лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного
расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи
лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права
постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права
безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или
публичного сервитута.
ЛК РФ Статья 53. Пожарная безопасность в лесах
1. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
2. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с
лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным
регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
3. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной
безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и
целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
4. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация
пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды
устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти.
ЛК РФ Статья 53.1. Предупреждение лесных пожаров
1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство
лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
2. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для
охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для
самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по
охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных
минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов
(вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов
сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного
водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного
состава лесных насаждений;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания
хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
ЛК РФ Статья 53.1. Предупреждение лесных пожаров
2.1. Ширина просек, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи,
устанавливается в пределах от 10 до 100 метров в соответствии с лесным
законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной
безопасности.
3. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного
обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное
(бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании
сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37
Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута,
осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в
границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута,
публичного сервитута.
4. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются рубка
деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в
соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и
настоящим Кодексом.
ЛК РФ Статья 53.1. Предупреждение лесных пожаров
5. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных
пожаров включает в себя:
1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;
2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и
оповещения;
3) создание резерва пожарной техники и оборудования,
противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горючесмазочных материалов.
6. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров,
нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих
леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных
пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
ЛК РФ Статья 53.2. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров
1. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:
1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения
за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
3) организацию патрулирования лесов;
4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и
противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах
специализированными диспетчерскими службами.
2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений,
представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о
пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
3. По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о
маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в
соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных
формирований, пожарной техники и оборудования.
4. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных
пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и
лесных пожарах устанавливаются уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.
ЛК РФ Статья 53.3. Планы тушения лесных пожаров
1. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в
соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы
тушения лесных пожаров, устанавливающие:
1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и
оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств
предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории,
порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем
пожарной опасности в лесах;
2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийноспасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном
порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств
в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования,
противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горючесмазочных материалов;
5) иные мероприятия.
ЛК РФ Статья 53.3. Планы тушения лесных пожаров
2. В случае, если план тушения лесных пожаров предусматривает привлечение в
установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийноспасательных формирований, он подлежит согласованию с соответствующими
федеральными органами исполнительной власти.
3. Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской
Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской
Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
4. Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма,
порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта
Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской
Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием,
противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и
тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на основании планов
тушения лесных пожаров разрабатывает межрегиональный план маневрирования
лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
ЛК РФ Статья 53.4. Тушение лесных пожаров
1. Тушение лесного пожара включает в себя:
•1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или
космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его
границ, направления его движения, выявления возможных границ его
распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения,
подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей,
определяющих тактику тушения лесного пожара;
2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного
пожара и обратно;
3) локализацию лесного пожара;
4) ликвидацию лесного пожара;
4.1) выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара;
4.2) осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях
тушения лесного пожара;
5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
6) предотвращение возобновления лесного пожара.
2. Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на
соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в
специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по
недопущению распространения лесного пожара.
3. Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
ЛК РФ Статья 53.5. Ограничения пребывания граждан в
лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах
Органы
государственной
власти,
органы
местного
самоуправления в пределах своих полномочий, определенных
в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса,
ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них
транспортных средств, проведение в лесах определенных
видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в
лесах
в
порядке,
установленном
уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
ЛК РФ Статья 53.6. Мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах,
возникшей вследствие лесных пожаров
1. Мероприятиями по ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров,
являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при
возникновении такой чрезвычайной ситуации.
2. Классификация ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок
введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и
взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в
условиях таких чрезвычайных ситуаций устанавливаются Правительством РФ.
3. При проведении указанных в части 1 настоящей статьи мероприятий на лесных
участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной
ситуации, допускается осуществление выборочных рубок и сплошных рубок лесных
насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания
противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают
органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их
полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
4. Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по
ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в
соответствии с ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера".
ЛК РФ Статья 53.7. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной
ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров
1. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах,
возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках,
предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами
государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий
указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего
Кодекса.
2. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах,
возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляются в первую очередь на лесных
участках, имеющих общую границу с населенными пунктами или земельными
участками, на которых расположены объекты инфраструктуры.
3. Граждане вправе осуществлять в первоочередном порядке заготовку древесины для
собственных нужд, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов для собственных
нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий
чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в порядке,
установленном статьями 30 и 33 настоящего Кодекса.
4. При закупке работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд по
ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие
лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки
древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 настоящего Кодекса.
ЛК РФ Статья 53.7. Мероприятия по ликвидации последствий
чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных
пожаров
5. Объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайной
ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий
этой чрезвычайной ситуации, в расчетную лесосеку не включается.
6. По результатам осуществления мероприятий по ликвидации
чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и
последствий этой чрезвычайной ситуации вносятся изменения в лесной
план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент
лесничества и проекты освоения лесов.
ЛК РФ Статья 53.8. Выполнение работ по охране лесов
от лесных пожаров
3. Для участия в выполнении работ по тушению лесных
пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной
безопасности в лесах органы государственной власти вправе
привлекать добровольных пожарных.
ЛК РФ Статья 57. Авиационные работы по охране лесов от пожаров
1. Авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя:
1) авиационное патрулирование;
2) тушение лесных пожаров;
3) доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной
техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту
тушения лесного пожара и обратно;
2. Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от
пожаров
устанавливается
уполномоченным
федеральным
органом
исполнительной власти.
ЛК РФ Статья 60. Отчет об охране лесов от пожаров
1. Отчет об охране лесов от пожаров представляется гражданами, юридическими
лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в
пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84
настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные
центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме
документа на бумажном носителе или в форме электронного документа,
подписанного электронной подписью, с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети
"Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. В отчете об охране лесов от пожаров содержится информация о мероприятиях
по охране лесов от пожаров, включая информацию о противопожарном
обустройстве лесов, и другая информация.
3. Перечень информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров,
форма и порядок представления отчета об охране лесов от пожаров, а также
требования к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме
устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти.
2. Предупреждение и ликвидация природных
пожаров
Локализация пожара – действия, направленная на предотвращение
возможности дальнейшего распр-ния горения и создание условий для
его успешной ликвидации.
Ликвидация пожара – действия, направленные на прекращение
горения, а также на исключение возможности его повторного
возникновения.
Элементы пожара
Кромка пожара – непрерывно продвигающаяся полоса горения, на
которой сгорание основного мат-ла происходит с max плотностью
тепловыделения для данного пожара.
В кромке пожара различают внешнюю (обращена к охваченной
горением площади) и внутреннею границы (обращена к позади,
пройденной горением).
Часть кромки, распространяющаяся с max скоростью, - фронт;
продвигающаяся в противоположную стороны – тыл.
Части движущейся кромки между фронтом и тылом называются
флангами.
Виды природных пожаров: лесные, тундровые, степные, луговые и
др. в завис-сти от тер-рии, по которой распр-ся процесс горения.
В МЧС России по пройденной огнем площади природные пожары
делят на след. категории: загорание – менее 0,2 га; малый – 0,2-2 га;
небольшой – 2-20 га; средний – 20-200 га; крупный – 200-2000 га;
катастрофический – более 2000 га.
Пожар возможем при сочетании 3 условий:
1.наличие горючего материала,
2.подходящие погодных условий
3.источник огня.
Показателями, отражающими степень пож. опасности в лесу по
условиям погоды, явл-ся комплексный показатель В.Г.
Нестерова и показатель влажности ПВ-1.
Существует 5 классов пожарной опасности по условиям погоды
(согласно Указаниям по противопожарной профилактике в лесах и
регламентации работы лесопожарных служб).
Комплексный показатель КП В.Г.
Нестерова
Модифицированный индекс Нестерова
Модифицированный индекс Нестерова позволяет учитывать осадки с
помощью дополнительного безразмерного понижающего
коэффициента K.
Данный коэффициент зависит от суммы осадков Ri за текущий день i.
Показатель влажности надпочвенного покрова (ПВ1) и
показатель влажности лесной подстилки (ПВ2)
Для вычислений индексов необходимо использовать формулы,
учитывающие осадки путем введения в формулы коэффициентов
поправки на осадки.
Показатель влажности с учетом
гигроскопичности (ПВГ)
Индекс лесной пожарной опасности МакАртура
(McArthur Forest Fire Danger Index, FFDI)
Таблицы поведения лесного пожара Forest Fire
Behaviour Tables (FFBT)
где M – влажность топлива, %; W – скорость ветра, км/ч; r – отношение
скорости ветра на высоте 2 м в лесу к скорости ветра на высоте 10 м.
Индекс лесной пожарной опасности погоды
(Canadian Forest Fire Weather Index, FWI)
Отношения между индексами FFDI и FWI
Национальная рейтинговая система пожарной
опасности (National Fire Danger Rating System, NFDRS)
К промежуточным параметрам системы относятся
индексы влагосодержания лесных горючих материалов
(для живых и отмерших), к основным – скорость
распространения пожара v (фут/мин) и количество
выделившейся тепловой энергии E (кДж), объединенных
в индекс горения (Burning Index, BI).
Индекс потенциального пожара
(Potential Fire Index, PFI)
С начала 90-х в Бразилии применяется индекс потенциального
пожара (Potential Fire Index, PFI), демонстрирующий
благоприятность атмосферных условий к возникновению
пожара.
В ходе расчета индекса потенциального пожара учитываются
такие параметры, как тип растительности, естественный цикл
сухости растительности, максимальная суточная температура,
минимальная относительная влажность воздуха, а также
наличие пожара в рассматриваемой области в предыдущий день.
Индекс засушливости Китча-Байрама
(Keetch-Byram Index, KBDI)
Для расчета значения индекса
выполняется
последовательность действий с
применением табличных
данных, зависящих от
метеорологических условий
(максимальной температуры
воздуха и суммы осадкой в
течение предыдущих суток,
суммы осадков в течение года).
https://mrcc.illinois.edu/VIP/indexKBDI.html
Индекс Angstrom Index
Angstrom Index B базируется на
температуре воздуха T (0С) и
относительной влажности H (%),
измеряемых ежедневно в час дня.
https://www.researchgate.net/figure/Correlation-betweenAngstrom-index-I-and-Nesterov-index-NI_fig2_275152641
Разрабатывается
следующее
поколение
индексов
пожарной
опасности
лесов,
которые
включают спутниковые данные.
Например, в модели пожарной
опасности
в
Оклахоме,
США
(Oklahoma Fire Danger Model)
используются спутниковые данные с
сетью метеостанций для создания
модели пожарной опасности на
основе NFDRS.
Производятся ежечасные показатели
пожарной опасности NFDRS с
разрешением 1 км, включая Spread
Component
(SC);
компонент
высвобождения
энергии
(ERC);
индекс горения (BI); Компонент
зажигания (IC); и мертвая влажность
топлива (FM). Из этого создается
ежедневная карта индекса засухи
Кетч-Бирама (KBDI).
При тушении природного пожара в обязательном порядке
назначается ответственный за тушение (РТП).
Тактика тушения – это сов-сть приемов борьбы с пожаром в
конкрет. усл-ях с учетом особ-стей природ. пожара и наличием
средств борьбы с ним.
Пи тушении пожаров применяются след. тактические приемы:
1.Окружение пожара;
2.Охват с фронта;
3.Охват с флангов;
4.Охват с тыла.